Доклад по дошкольному воспитанию и обучению "нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста". Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста. Нравственно - патриотическое воспитание детей

12.04.2019

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 4

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МБДОУ ДС КВ № 8

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Консультация для родителей

«Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей

дошкольного возраста ».

Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма и нравственности. Что же такое нравственное воспитание дошкольников и в чем оно проявляется?

Нравственное воспитание - это:

  • одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
  • целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
  • формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

  • гуманности;
  • трудолюбия;
  • патриотизма;
  • гражданственности;
  • коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека. Рассмотрим, каковы средства нравственного воспитания ?

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Консультация для родителей:

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на несколько вопросов.

Данная анкета является анонимной, поэтому, пожалуйста,

будьте предельно откровенны.

1.Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

1. Да.

2. Нет.

2.Что для вас означает выражение «быть патриотом»?

3.Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

1. Да.

2. Нет.

4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

1. В школе.

2. В семье.

3. В детском саду.

5.Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном крае, родной станице?

1. Да.

2. Нет.

3. Иногда.

6.Рассказываете ли вы своему ребенку о станице, её истории, знаменитых людях?

1. Да.

2. Нет.

3. Иногда.

7.В каких местах нашей станицы вы любите бывать со своим ребенком?

8.Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному краю?

9.Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ВАС!


Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве.

Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить.

Мы стараемся формировать у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, проводим большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми справедливости и правильности тех или иных поступков. На конкретных примерах мы разъясняем, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть» .Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается.

Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будут роли малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Поэтому работу мы ведем в нескольких направлениях: педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – родитель. Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие с людьми в социуме. Мы считаем что очень важно чтобы ребенок, находясь в мини- центре, видел взаимное уважение между сотрудниками, ласку и внимание,но ласковое, заботливое отношение к детям мы сочетаем с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.

В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность, и постепенно благодаря играм ребёнок осознаёт себя как частичку общества. Поэтому для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы используем не только занятия, но и игры, и упражнения.

Наша работа с детьми строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, при осуществлении личностно - ориентированного подхода. При планировании работы с детьми были определены наиболее эффективные методы и приемы, подобраны разнообразные формы организации детской деятельности.

Так как игра- ведущий вид деятельности дошкольника все занятия проводим в виде игр, и работа по формированию нравственных навыков идет в течение всего времени пребывания ребенка в мини-центре.

Также большое внимание уделяем ознакомлению детей с трудом взрослых через рассказы воспитателя. Перед тем, как организовать сюжетно- ролевую игру «Больница» в доступной для детей форме рассказываем детям о том, кто работает в больнице, чем они занимаются. При ознакомлении детей с трудом работников мини-центра мы рассказали, кто работает в детском саду, как важен этот труд.

При организации и проведении сюжетно- ролевых игр большое внимание уделяем воспитанию нравственных качеств детей. При организации игры «Семья» ребята учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. В игре «Строители» ребят учим трудиться в коллективе, оказывать помощь друг другу.

Большое значение для нравственного воспитания детей имеют беседы. С ребятами была проведена беседа « Кто заботится о нас в детском саду» – в ходе, которой дети показали свои знания о труде работников мини-центра, о том, как к ним относятся. Во время беседы «О труде парикмахера» ребята рассказывали для чего надо ходить в парикмахерскую, знакомились с правилами личной гигиены.

Перед организацией игры «Магазин» была проведена беседа «Опасные и безопасные продукты», которая помогла детям понять, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу.

В ходе этической беседы «Что значит быть добрым?» у ребят формировались представления о дружбе, они учились оценивать поступки свои и товарищей.

Большое внимание уделяем чтению художественной литературы, которая не только помогает раскрыть детям содержание деятельности каких- либо профессий, но и играет огромное воспитательное значение. При чтении «Доктор Айболит» К.Чуковского большой акцент делался не только с ознакомлением труда врачей, а в первую очередь на воспитание таких качеств, как сочувствия и сопереживания, доброты и чуткости, желания заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе» акцент делался на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни. Вспоминая с ребятами цикл «Игрушки» А. Барто также стремились научить ребят заботиться об игрушках, учили проявлению добрых чувств, формировали правильное отношение к игрушкам. Но также чтение художественной литературы дало ребятам прекрасную возможность обогатить свои знания о важности и значимости каждой профессии.

Ребята очень любят сами принимать активное участие в рассказывании и драматизации знакомых им произведений, поэтому немало радостных, и одновременно поучительных минут доставляет ребятам разыгрывание русских народных сказок. Например, играя в сказку «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу. При обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» дети закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Также с ребятами для вежливого общения мы разработали словарь добрых слов и выражений, который помогают малышам вести себя в соответствии с правилами. Перед тем, как проводить сюжетно- ролевые игры, с детьми организовывались конструктивные игры, которые также помогали знакомству с трудом разных людей, учили играть и трудиться в коллективе. Самые интересные, познавательные, развивающие игры – это сюжетно- ролевые игры, которые дают возможность каждому ребенку попробовать себя в разных социальных ролях. Они обогащают не только интеллектуальный, но и духовно- нравственный мир ребенка.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Мы стремимся воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, к семье, к друзьям, и мы верим, что со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В этот период начинают развиваться те черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности, которая направлена на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры.

Мы считаем что, патриотическое воспитание детей раскрывается следующим образом:

приобщение детей к культурному наследию, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм, знакомство с семьёй и семейными традициями; с мини-центром и ребятами, с селом и селянами прошлого и настоящего времени, в котором ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Наша задача– поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Учитывая возрастные особенности детей мы применяем различные игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре “Магазин сувениров” ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (предметы быта казахов, русских и др. народов). Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия” (по Астане, в прошлое села и т.д.). Таким образом, каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные предметы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствия, маскироваться.

В преддверии Дня защитника Отечества, рассказали ребятам о Казахстанской Армии, ее воинах, о службе за сохранение мира на земле.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности . Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в потребности трудиться на благо Отечества. Труд ребёнка – дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для мини-центра, для села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

« В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко мы стараемся использовать при работе и с детьми, и с их родителями.

Показателем развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста стало празднование великой Победы. Вклад в подготовку и проведение этого мероприятия внес и наш мини-центр. Чтобы молодому поколению не были безразличны судьбы героев ВОВ, их сегодняшняя жизнь и их жизненные проблемы, мы рассказываем детям о истории страны, организуем экскурсии к памятнику погибшим воинам, участвуем в митингах, посещаем выставки.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наш мини-центр посеет в душах детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего Казахстана!

Используемая литература:

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – с.33-35.

2. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.33-37.

3. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4.- с.73-76

4. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.
Пояснительная записка.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?
В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:
1. История села (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории села).
2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).
Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Цель:
1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
2. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивое село.
3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольнорго возраста

Блок 1. Тема: «Моя семья»
Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.
2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый.
Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.
Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.
Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Задачи:
1. Развивать любознательности, умения вести диалог.

2. Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.

Блок 3. Тема: «Я живу в селе Бея»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном селе.
Задачи: познакомить с историей возникновения села, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, району, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки села», «Пройдемся по улицам села», «КВН» – мое любимое село.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, села, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Работу по воспитанию любви к родному селу я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном селе.
Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.
В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.
В своих беседах с детьми я рассказала, что нашей земле расположены зоны степей, лесостепей, смешанных лесов и тайги.
На экскурсиях я знакомила детей с улицами нашего села, какие общеобразовательные, культурные учреждения находятся в нашем селе.
Наше село населяют люди самых различных профессий. Я познакомила своих воспитанников с трудом библиотекаря, учителя.
Провела беседы, загадала загадки о различных профессиях.
Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.
На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка.
Ребята проиллюстрировали свои рассказы.
Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка», «Работа угольного разреза».
Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.
В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».
В группе оформили краеведческий уголок (мини-центр). В уголке представлены книги:
Н.Ф. Виноградова «Моя Россия»;
А.Куприянов «Природа Кузбасса»;
Звери Сибири;
История Кузбасса;
Г.А.Федор Белов «Белово».

Блок 4. Тема: «Кузбасс, город Белово»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1. Знакомить с историей возникновения города, его гербом, город – результат труда людей разных поколений.
2. Знакомить с предприятиями города, историей их возникновения.
Темы блока.
1. Мой родной город.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. Транспорт города.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
3. Природа родного города, края.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Красная книга.
Впечатления о родном крае дети отображали в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала, на конкурсе семейного герба.
Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.
Таким образом, в детском саду, созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.

Блок 5. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»
Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Задачи:
1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
2. Обобщить знаний детей о Государственном флаге.
3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.
Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
На музыкальном занятие был прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства; представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.
В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:
«О чем рассказывает наш герб»;
«Цвета нашего флага»;
«Как слушают и поют гимн».

Блок 6. Тема: «День защитников Отечества»
Цель. Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
2. Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.
Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».
Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.

Блок 7. Тема: «Моя любимая мамочка»
Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.
Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».
Совместно с родителями была организована выставка «Рукодельница».

Блок 8. Тема: «Наши космонавты»
Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.
Задачи:
1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.
2. Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.
Экскурсии в «планетарий». У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверено рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт надевает скафандр, чего нет в космосе.
Совместно с детьми была организована выставка рисунков «Космос».

Блок 9. Тема: «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
Темы блока:
1. Что такое героизм?
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.
2. В музее славы .
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.
Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.
После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.
Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.
Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7.Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

Содержание патриотического воспитания дошкольников:

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

Эвристическая среда в детском саду и в семье,

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

Подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к само регуляции, само настрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Успех в воспитании нравственной личности зависит от исходной методологической позиции организации и построения этой деятельности, определению ее содержания. Посредством педагогических воздействий необходимо способствовать формированию у ребенка ряда нравственных качеств, для того, чтобы он чувствовал себя свободной и счастливой личностью. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т.д. Воспитать такого ребенка можно, если и родители и воспитатели проникнуться глубоким уважением к личности малыша и научат его чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Содержание нравственного воспитания рассматривается по следующим смысловым блокам: воспитание гуманности как качества личности; положительное отношение к труду, людям труда; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления этих качеств. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят: ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е. воспитываем качество личности - бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе, городе, наконец, о стране. Любой край, область даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения.

Важной составной частью работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Желательно посещать музеи, а также организовать специальное помещение в детском саду. В подобном помещении расширяются возможности подачи материала во время занятия или тематической игры.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В процессе планирования и проведения тематического занятия родители могут принимать участие, рассказывая о своем вкладе в развитие и процветание родных мест, или своей причастности к интересным или историческим событиям края или страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Социально-политические изменения в стране и мире повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Таким образом, задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края), труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать, он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Работа по каждой выбранной теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование занятий способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

1) «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

2) непрерывность и преемственность педагогического процесса;

3) дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет психологических особенностей, возможностей и интересов;

4) рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

5) деятельностный подход;

6) развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование занятий по нравственно-патриотическому воспитанию базируется на конкретных научных подходах.

1. Системный подход - важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии - представлен на разных уровнях:

ѕ окружающий мир - как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

ѕ усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира - усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2007. - С. 128.

2. Диалектический подход - обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса).Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - С. 136. У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

3. Культурологический подход - подчеркивается ценность уникальности пути развития своего родного края во взаимосвязи природных и культурных его особенностей, их взаимосвязи, взаимовлияния. Это отражается как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 256.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае и нравственном облике жителей условно можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города).Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем и нравственными ценностями положены конкретные принципыВоспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.:

ѕ Энциклопедичность - обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).

ѕ Уникальность места.Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 203.

ѕ Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) - установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.

ѕ Единство содержания и методов.

ѕ Динамика преемственности связей - на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей дошкольного возраста.Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

Таким образом, можно представить следующие компоненты содержания нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения:

1) Познавательный (представления ребенка об окружающем мире):

a. о семье, своей родословной;

b. о культуре народа, его традициях, народном творчестве;

c. о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

d. об истории страны, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках;

e. о символике родного края и страны (герб, гимн, флаг);

f. о самых известных деятелях страны;

g. о живущих вместе с нами людях других национальностей.

2) Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):

· любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

· интерес к жизни родного города и страны;

· гордость за достижения своей страны;

· уважение к культуре и традициям своего народа, к историческому прошлому;

· восхищение народным творчеством;

· любовь к родному языку, к родной природе;

· уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3) Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):

ѕ продуктивная деятельность;

ѕ музыкальная деятельность;

ѕ познавательная деятельность.