Художественные кисти. Изготовление кистей для живописи. Как сделать кисточки для художника. Свой бизнес: производство и продажа малярных кистей

12.06.2019

Художественные кисти изготавливаютиз волос различных животных , а также из щетины. Особо ценятся кисти из волос хвостов песчанок, барсуков, колонков, белок. В зависимости от назначения делают плоские и круглые кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. В настоящее время, в связи со значительной стоимостью традиционных кистей для живописи из волос вышеперечисленных животных, все чаще для кистей используют волосы от других животных, причем не только волосы, но и шерсть. К таким новым поставщикам сырья для кистей относят: лисицу, песца, норку, причем здесь вполне пригодный для кистей волос является отходом меховых фабрик и ремонтных меховых мастерских. Еще для изготовления кистей подходят: шерсть длинношерстных собак, верблюдов и овец, а также человеческие волосы. Конечно, применение тех или иных волос зависит от того, для каких работ будут использоваться соответствующие кисти: для акварельной или масляной живописи, для графических работ и так далее. Так, рисующие тушью китайские и японские художники предпочитают кисти исключительно из верблюжьей шерсти.

Многие любители рисовать иногда пытаются изготовлять кисти самостоятельно, но, не зная технологии этого специфического производства, получают кисти, малопригодные для работы.

Изготовление кистей для живописи

Итак, для изготовления кистей для живописи в первую очередь необходимо заготовить свиную щетину или волосы соответствующих животных. В приведенном ниже описании кистей указаны животные, из волос которых делают кисти, а также даны характеристики кистей, изготавливаемых из тех или других волос. Заметим также, что все кисти, перечисленные ниже, выполнены из обработанного волоса хвостов животных.

Песчанковые. Выпускаются только плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью.

Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Барсуковые. Форма кистей плоская и круглая. Кисти несколько жестче кистей из волос песчанок. Применяют в масляной живописи.

Колонковые. Круглые и плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. Кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Их применяют во всех видах живописи, но совершенно незаменимы они в работе гуашью и акварелью, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяют круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Беличьи. Выпускаются только круглые кисти. Эти кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью, применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору. Заметим, что лучшими кистями для акварели считаются кисти из куницы или соболя, а крупные кисти для акварели изготовляют из более грубой верблюжьей шерсти.

Практическое применение кистей мягких или жестких, плоских или круглых зависит от индивидуальных требований мастера, от того, в какой технике он решает определенные живописные задачи.

К группе так называемых школьных кистей, которые изготавливаются обычно из волоса белки, лисы, медведя, колонка относятся кисти девяти номеров: 2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18 (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Кисти для живописи плоские
№ кисти Ширина пучка волоса у обоймы, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, песчанковые, норковые
дл. ср. кор. дл. ср. кор. дл. ср.
2 2 13 11 7 - - - 6 5
4 4 15 13 9 - - - 8 6
6 6 17 15 11 10 8 8 11 9
8 8 19 17 13 12 10 8 13 11
10 10 21 19 15 14 12 10 15 13
12 12 23 21 16 16 14 12 17 15
14 14 26 24 19 18 16 14 21 18
16 16 29 27 22 20 18 16 24 21
18 18 32 30 25 22 20 18 27 24
20 20 35 33 28 25 22 19 - -
22 22 38 36 31 27 24 21 - -
24 24 40 39 34 29 25 29 - -
26 26 44 42 37 31 25 25 - -
28 28 47 45 40 33 30 37 - -
30 30 49 47 42 35 32 29 - -

Таблица 2. Кисти для живописи круглые
№ кисти Диаметр пучка у втулки, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, норковые Барсуковые, песчанковые
длинный короткий средний
1 1 7 8 8 6 6
2 2 9 10 11 9 8
3 3 15 12 13 11 10
4 4 19 14 16 14 12
5 5 24 17 20 17 14
6 6 28 20 20 21 16
7 7 30 24 26 23 22
8 8 32 28 28 25 26
9 9 34 30 30 27 28
10 10 36 33 - - 30
11 11 38 36 - - 33
12 12 40 38 - - -
13 13 42 - - - -

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и подрезанной частью вниз ставят в узкий стаканчик с плоским дном. От легкого постукивания дном стаканчика об стол все волоски пучка осядут и подравняются.

После этого волосяной пучок перевязывают (рис. 1) и вычесывают из него ненужные волоски, пользуясь частой расческой с острыми зубцами. Вычесанный пучок обязательно дополнительно перевязывают, после чего обезжиривают в бензине. Пучок выдерживают в баночке с бензином не менее 2...3 суток (баночка должна быть плотно закрыта). Далее волосы несколько раз промывают в чистом бензине, а затем кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. (В результате подобной обработки волосы становятся негигроскопичными.)


Пучок просохших волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают волосы, выдерживая их при температуре 140...150°С обычно в течение 50...60 минут. Вообще-то время закаливания волос зависит от их вида. Так, волосы собаки нагревают в течение 1,5 ч. При этом тонкие волосы требуют более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры нагрева обычно пользуются следующим простым способом. Если помещенная в печь (духовку) бумага слегка пожелтеет, это значит, что температура ниже 150°С и для закалки она недостаточна. Когда бумага приобретает цвет светлой охры, можно считать, что температура близка к 150°С, то есть достигнута температура, необходимая для закалки волос. Обугливание бумаги указывает на слишком высокую температуру, которая явно выше 150°С. Учтите, такая температура непригодна для термообработки волос, так как перегрев делает волосы ломкими.

Отрегулировав температуру в печи, приступают к закалке. Лучше всего пучок волос в печи положить на металлическую сетку или подвесить, чтобы волосы равномерно прогревались горячим воздухом.

Прогрев волосы, их снова причесывают и удаляют из лучка короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Для этого пучок кладут на ладонь (обрезанной частью к ладони) и, придерживая его пальцами, бритвой подрезают ненужные волоски. Затем пучок раздвигают и из середины также удаляют ненужные волоски, вынимая их пинцетом. Обработанный таким образом волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаляют, применяя те же режимы.

Для выяснения качества закалки волосы смачивают водой. Если волосы недостаточно прогреты, на части волосков образуются завитки. Тогда пучок смачивают водой и волосы снова прокаливают. О качестве закалки волос можно судить и по их цвету. Так, при достаточной закалке белые волосы приобретают желтоватый оттенок. Используя это свойство, в пучок волос темного цвета при нагреве вкладывают несколько контрольных белых волосков, пожелтение которых и будет знаком достаточной степени закалки всех волос в пучке.

Из прошедших закалку волос уже можно вязать кисти. В зависимости от номера (см. таблицы 1 и 2) из пучка берут некоторое количество волос, опускают их в заранее заготовленную формочку с коническим дном, сделанную из жести или пластмассы. Понятно, такие формочки должны иметь размеры в зависимости от соответствующих номеров кистей. Итак, вложив в формочку нужное количество волос, постукивая по формочке, пучку волос придают форму заготовки для кисти (рис. 2). Затем пучок вынимают, перевязывают его, отрезают лишний волос, нерабочую сторону пучка покрывают лаком и вставляют заготовку в металлический капсюль (обойму). Подобные капсюли бывают цельнотянутыми или сформированными из тонкой металлической полоски, края которой соединены внахлестку (с пропайкой соединения). Делают капсюли обычно из белой жести или из латуни, размеры их зависят от номера кисти.

Ручки кистей вытачивают из древесины березы, сосны, бука или ольхи, затем шлифуют, покрывают бесцветным лаком или окрашивают в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с открытого (широкого) конца капсюля водостойким лаком или синтетическим клеем, чтобы клей (лак) достиг конца пучка волос, находящегося в капсюле. После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой, на которой капсюль для крепости дополнительно обжимается. Ручку готовой кисти покрывают лаком. Длина выпущенного из капсюля волоса зависит от его упругости. Замечу, правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенные волосы делают кисть растрепанной, а недостаточно выпущенные - будут набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Натуральные растительные красители

Малярно-штукатурные инструменты незаменимы при проведении работ по отделке различных поверхностей (выравнивание, укрепление, нанесение лакокрасочных и штукатурных материалов и т. д.). К таким инструментам относятся кисти, валики и шпатели. Несмотря на свою невысокую стоимость, выбор малярного инструмента оказывает прямое влияние на качество и результат ремонтно-отделочных работ.

По результатам маркетинговых исследований, большинство российских потребителей (почти 53%) при выборе малярных инструментов отдают предпочтение отечественной продукции. Около 5% респондентов покупают польскую продукцию, которая считается одной из самых дешевых в Европе. Еще 7-8% опрошенных готовы приобретать кисти, валики и шпатели, произведенные в Германии. Китайскую продукцию, которая отличается низкой ценой, предпочли 15% респондентов. Эти данные, к сожалению, не могут считаться полными, так как при проведении исследований оценивался весь рынок малярно-штукатурных инструментов, которые включает в себя не только дешевые валики и шпатели, но и кисти.

В первом случае, безусловно, преобладает отечественная продукция (ее доля составляет порядка 80%), так как себестоимость такого товара сама по себе невелика, срок его службы также ограничен и привозить его из-за рубежа нерационально.

В случае с малярными кистями все обстоит несколько иначе. В этом сегменте преобладает продукция финских, шведских и немецких производителей, которая дороже, но при этом намного качественнее. На втором месте идут отечественные компании – это, в основном, предприятия, организованные на базе профильных заводов, работающих еще со времен СССР, а также производители из Украины и Белоруссии. Они использует, в большинстве своем, устаревшее оборудование, поэтому их продукция не может конкурировать по качеству с западной, но при этом превосходит дешевую китайскую.

По мнению экспертов, рынок малярно-штукатурных инструментов будет увеличиваться с каждым годом на 25-30%. Это связано с повышением уровня жизни населения и с переездом жителей больших городов на окраину или в сельскую местность в собственные дома.

Рассмотрим процесс производства такой продукции на примере самого популярного инструмента – малярной кисти. Конструкция кисти предельно простая: щетина при помощи бандажа крепится к рукоятке.Различают три вида щетины, которая применяется при производстве малярных кистей: натуральная (например, барсучья), искусственная или смешанная. Наиболее качественные и дорогие жесткие кисти производятся из хребтовой и полухребтовой щетины. Этот волос имеет конусообразное строение, благодаря которому он удерживает больше краски или лака и меньше разбрызгивает их, равномерно окрашивая поверхность. Кисти из конского волоса стоят дешевле, но и срок их службы, как правило, значительно меньше. Щетина из синтетических волокон – хорошая альтернатива натуральным материалам. Она имеет лишь один недостаток: синтетика плохо удерживает краску, увеличивая ее расход.

В дорогой качественной продукции щетина располагается не в один, а в несколько рядов, которые разделены между собою с помощью так называемых клиньев. Клинья образуют рабочую полость, которая наполняется лакокрасочным материалом и удерживает его внутри кисти. Размер и количество клиньев может изменяться, в зависимости от формы и толщины самого инструмента. Чтобы щетина хорошо держалась и выпавшие щетинки не испортили окрашенную поверхность, щетина скрепляется вместе с клиньями с помощью специального клея. Качество этого клеевого состава имеет большое значение – от этого зависит срок службы кисти.

Вокруг щетины и клиньев расположен так называемый бандаж, который соединяет головную часть инструмента с его рукояткой. Бандаж изготавливается из нержавеющей стали или же проходит антикоррозийную обработку, так как иначе он может заржаветь от постоянного контакта с влагой. Большое значение имеет и конструкция ручки. Профессиональные маляры выбирают кисти известных производителей с удобной рукояткой, которая хорошо «лежит» в руке и не выскальзывает из нее.

Ручки кистей делятся на три основных вида, в зависимости от используемого материала: деревянные (такие ручки называются еще классическими), пластиковые (из жесткого пластика), смешанного типа, или двухкомпонентные (для производства которых используются жесткие и мягкие полимерные материалы). Как правило, профессиональные кисти выпускаются последнего типа. Их рукоятки из жесткого пластика оснащены мягким антискользящим покрытием, которое снижает утомляемость рук и обеспечивает удобный захват и маневренность.

Таким образом, простота конструкции кисти и процесса ее производства лишь кажущаяся. На самом деле, ключевое значение имеет качество всех составляющих инструмента – от щетины до клея, и технологии его изготовления. Самые распространенные виды малярных кистей, которые выпускаются отечественными предприятиями: плоские (флейцевые) кисти различных размеров, круглые кисти, макловицы (кисти больших размеров для обработки поверхностей большой площади), радиаторные кисти с длинной рукояткой, узкие и тонкие кисти. Кроме того, малярные кисти классифицируются в зависимости от их формы: плоские, овальные, круглые. Производители отмечают повышение популярности плоских кистей – они более удобны в работе и универсальны, в отличие от кистей других форм.

Как упоминалось выше, малярный инструмент производится из различных видов материалов, но основными из них являются древесина и пластик. Эти материалы имеют принципиальные отличия, которые определяют технологии, используемые на производстве.

Рассмотрим процесс производства кистей с рукоятками из твердых пород дерева (чаще всего дуб и бук). Деревянным заготовкам придается определенная форма с помощью фрезерного станка. Форма определяется заранее, в зависимости от модели кисти. После вырезания заготовка для ручки шлифуется на шлифовальных станках и покрывается лаком.

Как только лаковое покрытие полностью высохнет, к ручке прикрепляется щетина. Самой качественной считается щетина из натурального волоса животных плотностью до 90%. Щетина приклеивается к основе ручке с помощью специального клея. Он безопасен для человека, влагоустойчив, выдерживает воздействие растворителей и высоких температур.

Нередко в качестве основы крепления щетины используется полиамид. Этот материал широко применяется в средах агрессивного характера (например, кислота или щелочь). На ручку с щетиной надевается бандаж. Готовое изделие упаковывается в пленку и картонные коробки. Компании, которые заботятся о своей репутации, следят за качеством выпускаемой ими продукции и контролируют его на каждом этапе производства.

Технология производства малярного инструмента из пластика имеет принципиальные отличия. Независимо от того, изготавливается ли он из этого материала целиком (например, затирки для стен) или частично (рукоятки кистей, валиков и шпателей), для производства пластиковых деталей применяются специальные пресс-формы. Этот процесс более автоматизирован и, благодаря конвейерной подаче, позволяет произвести большое количество комплектующих для ручного малярного инструмента в кратчайшие сроки.

Крупные западные компании, выпускающие такую продукцию, обычно не имеют собственного производства и размещают заказы на фабриках в Китае. Отечественные мелкие и средние предприятия открывают свое производство на территории России. Для небольшого завода по производству малярно-штукатурных инструментов понадобится помещение площадью минимум 80-100 кв. м. На этой площади размещаются станки, пресс-формы, транспортировочная лента.

Можно приобрести уже существующий бизнес. Предложения о продаже начинаются от 1,5 млн. рублей (мелкие производства, выпускающий один-два вида продукции). Из сотрудников вам понадобятся рабочие в цех (около 3-5 человек на смену, в зависимости от объемов производства), бухгалтер (он же кадровик), менеджер по продажам. Обязанности последнего можно в первое время выполнять самостоятельно. На закупку сырья для первой партии товара потребуется около 300 тысяч рублей.

Обратите внимание: для большинства видов механических, ручных и электрических инструментов необходимо получить сертификаты соответствия. Ручной инструмент является товаром повышенной травмоопасности и подлежит обязательной сертификации. При оформлении соответствующей документации продукция проверяется на соответствие ГОСТ, гигиеническую (санитарную) безопасность и т. д. Поэтому, когда вы определитесь с ассортиментом продукции, которую планируете выпускать, проконсультируйтесь со специалистами о необходимости сертифицировать ваш товар.

Специалисты говорят, что хороший качественный инструмент всегда найдет своих покупателей. Впрочем, о сбыте лучше позаботиться заранее. Так как большая доля рынка в низко- и среднеценовом сегменте принадлежит отечественным производителям, то процент прямых продаж составляет у них около 25% (покупатели – крупные компании, которые оказывают услуги по ремонту помещений).

Свыше 60% товара реализуется через оптовые базы в крупных городах и регионах, а также дистрибьютеров. Небольшая часть товара поставляется напрямую в розничные торговые сети, отдельные специализированные магазины типа «все для ремонта» и на рынки строй- и хозтоваров. Хуже всего валики и кисти продаются через интернет-магазины: покупателям проще сходить в обычный магазин или на оптовую базу и купить нужный им товар, нежели ждать доставку. А интернет-магазинам невыгодно держать на складе продукцию со столь невысокой стоимостью.

Бизнес по производству малярно-шпаклевочных инструментов, как и вся отрасль, связанная со строительством и ремонтными работами, в целом, подвержен сезонным колебаниям, но имеет некоторые отличия. В период с ноября по март наблюдается спад в продажах инструментов для проведения ремонтных работ. Но эти показатели, хотя и не столь велики, как в теплое время года, но все же выше, чем в целом по отрасли. Заказчики переносят сроки строительства объектов на весну-лето. Но отделочные работы осуществляются в закрытом помещении (более того, цены на них в не сезон значительно снижаются), поэтому эти услуги востребованы даже в зимнее время года.

Лилия Сысоева
- портал бизнес-планов и руководств

Вероятно, заходя в специализированный магазин, и разглядывая кисти с различными надписями, Вы задавались вопросом, а какие же кисточки в действительности изготавливаются у нас, в России. Существуют ли в России заводы по изготовлению аксессуаров для рисования? Благодаря местоположению, а конкретно наличию исходных материалов, центром производства художественных кистей в СССР стала Кировская область. Крупнейшее предприятие, организованное в постсоветское время появилось именно там. В последствии, оно было преобразовано в ООО «Художественные материалы» и оно легло в основу нескольких отдельные фирм, которые позже начали вести самостоятельную деятельность.

ООО «ПТК Артекс-М»

Современная фирма по производству художественных кистей разнообразной номенклатуры под широкий круг пользователей, работающая с 2001 года на этом рынке. Организация зарегистрирована в г.Киров. В процессах используются наработки и технологии европейских и азиатских стран. Ассортимент в каталоге постоянно изменяется и пополняется. На данный момент они производят кисточки из максимального спектра доступного сырья: колонка, белки, пони, козы,собаки, щетины, ушного коровьего волоса, а так же синтетического и смесового ворса.

ООО «Нил»

Корпорация работает с 1988 г, когда начался развал больших советских предприятий и создавались первые частные фирмы. Запущенное предприятие совершенствовалось, открывая новых поставщиков сырья. В настоящее время, ООО «Нил» полностью автономен – все исходники для изготовления кистей производятся самостоятельно, основываясь на собственной сырьевой базе. Вся продукция сертифицируется по ГОСТ стандартам. Завод делает кисти из натурального ворса белки, колонка, пони, щетины, козы, песца и синтетического волоса,подходящих как для любителей, так и профессионалов. Кроме того, завод изготавливает специфические виды кистей по заказу.

«Живописные кисти»

Классическая кировская школа изготовления кисточек легла в основание еще одной фирмы по изготовлению кистей для рисования, получившей впоследствии бренд Roubloff. На предприятии используются технологии мировых лидеров, объединяя старинные способы обработки натурального ворса и компоновки пучка, с современными методами производства. К заказу доступен полный перечень кистей различного уровня профессионализма. Пользователи оценили кисти из волоса белки, колонка, щетины, синтетики. Это позволяет выбрать кисти под практически любой тип краски и творчества, а так же реставрационных работ и косметологических услуг.

ООО «Художественные материалы»

Завод по производству товаров для творчества основан в 1937 году. Предприятие зарождалось как производитель кистей, но в последствии был охвачен полный спектр аксессуаров для творчества, такие как планшеты и мольберты.Позже, освоили профессиональные косметические кисти для макияжа, нейл-арта. Предприятие производит кисти из колонка, белки, пони, козы, щетины и синтетического ворса и так же предлагает широчайший выбор профессиональных кистей

«Альбатрос»

Еще один отечественный производитель кистей, а так же разнообразного оборудования и аксессуаров для рисования из Новосибирска известен на рынке более 20 лет. Это время не было потрачено даром – завод перешел на замкнутый цикл производства. В каталоге компании можно найти кисточки как для профессионалов,так и школьные варианты из натурального и синтетического волоса всевозможных форм и размеров. Так же предприятие обладает собственной экспериментальной лабораторией.

«Невская палитра»

Один из старейших заводов, был основан в 1934 году. В под него был переделан частный лакокрасочного завод, как логично из названия специализируется на изготовлении всевозможных красок. Приоритетное направление деятельности - производство кистей из белки, колонка, щетины и синтетического ворса. Вся продукция завода отмечается торговым логотипом «Красная палитра».Кисти и краски этого завода отмечаются реставраторами, проводившими работы в Третьяковской галерее, Эрмитаже и других государственных музеях. Продукция под брендом «Невская палитра» поставляется в США, Европу и другие страны.

Конечно же, это не весь спектр производителей кистей.Современный рынок создал среду для развития множества коммерческих компаний различного размаха, изготавливающих кисти, но мы остановились на наиболее значимых и длительно функционирующих предприятиях. Сейчас уже сложно представить, что всего лишь 10 лет назад, российские производители отставали от своих зарубежных коллег на 10-15 лет по технологиям. Болезненный процесс модернизации производства и обновления оборудования принес результаты и теперь кисти российских брендов по многим параметрам не уступают азиатским и европейским аналогам. При этом доступность и ассортимент является серьезным плюсом, благодаря которому покупатели сделали выбор в сторону российского товара.


Инструменты для малярных и штукатурных работ необходимы при отделке поверхностей (укрепление, нанесение штукатурки и краски). Кисти, валики и шпатели именно такой инструмент пользуется спросом у отделочников. Несмотря на свою доступную цену, выбор малярного инструмента напрямую сказывается на качестве малярных и штукатурных работ.



Согласно маркетинговым исследованиям, российские потребители как правило при выборе инструментов для малярных работ приобретают отечественные товары, это порядка 60% всех покупателей. Еще около 5% покупают продукцию Польши, которая самая дешевая в Европе. Еще 8% приобретают кисти, валики и шпатели, немецких производителей. Еще 15% отдают предпочтение китайскому товару.


На торговых прилавках преобладает отечественная продукция (шпатели и валики), стоимость товара не велика, ограниченный срок службы и завозить инструменты из других стран не выгодно.


Малярные кисти продаются в основном финских, немецких и скандинавских производителей, которая стоит дороже, но и качество выше. Отечественные производители на втором месте – это, как правило, компании, работающие на базе профильных заводов, еще времен СССР, есть так же производители из Украины и Белоруссии. На этих предприятиях стоит устаревшее оборудование, поэтому их товар не может конкурировать с товаром стран Западной Европы, но при этом превосходит по качеству дешевую китайскую.


По словам маркетологов, спрос на малярно-штукатурные инструменты будет увеличиваться на 25-30% каждый год. Это обусловлено строительным бумом в России и с переездом жителей мегаполисов на окраину городов или в сельскую местность в собственные коттеджи.


На примере малярной кисти расскажем о процессе производства. Конструкция кисти примитивна: щетина бандажом крепится к рукоятке. Есть три вида щетины, используемая при изготовление малярных кистей: натуральная (барсучья, к примеру), искусственная щетина или смешанная.


Самые дорогие но качественные жесткие кисти делают из хребтовой и полухребтовой щетины. Эта щетина в своей структуре имеет конусообразное строение, благодаря чему она удерживает больше лака и краски и соответственно меньше разбрызгивает их, плотно окрашивая поверхность. Кисти изготовленные из конского волоса стоят значительно дешевле, но и служат они меньше. Кисти из синтетических волокон хорошая замена натуральным материалам. Есть один минус - синтетика плохо удерживает на себе краску, значительно увеличивая ее расход.


В качественной кисти щетина располагается в несколько рядов, которые с помощью клиньев разделены между собой. Клинья необходимы для образования рабочей площади, которая наполняется краской или лаком и удерживает краску внутри кисти. Длина и количество клиньев может быть различной, в зависимости от толщины и формы инструмента. Чтобы щетина крепко держалась и они не выпадали, щетина скрепляется специальным клеем вместе с клиньями. Качество этого специального клея влияет на срок службы самого инструмента.


По кругу клиньев и щетины расположен бандаж, который крепко соединяет рукоятку с щетиной. Бандаж производится из нержавеющей стали или проходит обработку против коррозии, иначе бандаж начнет ржаветь. Конструкция ручки так же может быть различной. Профессиональные маляры приобретают кисти известных компаний с удобной ручкой, которой удобно пользоваться.


Ручки кистей производят трех видов, в зависимости от применяемого материала: деревянные (это уже классика), пластиковые (из толстого пластика), смешанного типа и двухкомпонентные (для изготовления используют жесткие и мягкие полимеры). Профессиональные кисти выпускаются двухкомпонентные. Рукоятки профессиональных кистей производятся из жесткого пластика и покрыты мягким антискользящим покрытием, за счет этого покрытия снижается утомляемость рук и обеспечивает маневренность при работах.


Из этого следует что простота устройства кисти и процесса ее изготовления не сложный но требует соблюдения инструкций. Важное значение имеет качество всех деталей инструмента – от щетины до специального клея, и процесса его производства.


Самые популярные виды малярных кистей, производимые отечественными компаниями: плоские (они же флейцевые) малярные кисти различных размеров, круглые, макловицы (кисти больших размеров), радиаторные кисти с удлиненной рукояткой, узкие и тонкие малярные кисти. Так же кисти классифицируются в зависимости от выпускаемой формы: плоские, круглые и овальные. Компании производители отмечают большой спрос именно на плоские кисти – они более удобны при малярных работах и универсальны.
Как писалось выше, малярный инструмент изготавливаются в основном из древесины и пластика. Эти материалы разные по свойствам, и применяются в производстве в зависимости от выпускаемых кистей.


Рассмотрим методику изготовления кистей с рукоятками из твердых пород дерева (дуб и бук). Деревянные заготовки обрабатываются фрезерным станком до определенной формы. В зависимости от модели кисти форма выбирается заранее. После обработке на станке заготовка для ручки будущей кисти шлифуется на шлифовальных станках и красится лаком.


После высыхания лака к ручке кисти прикрепляется щетина с помощью специального клея. Самой качественной можно считать щетину из волоса животных с плотностью до 90%. Такая щетина безопасна для человека, влагоустойчива, хорошо выдерживает воздействие высоких температур и красок.


Так же в качестве основы крепления щетины к ручке применяют полиамид. Этот материал используют в средах агрессивного типа. На готовую ручку с щетиной надевается бандаж. После того как готова кисть ее упаковывают в пленку или картонные коробки. Производители которые заботятся о своем бренде и репутации, следят за качеством своего товара и контролируют весь этап производства.


Технология изготовления инструментов для малярных работ из пластика имеет кардинальные отличия. Независимо от того, производится ли он из исходного материала целиком (затирки для стен) или производится частично (рукоятки малярных кистей, шпателей и валиков), для изготовления пластиковых деталей используют специальные пресс-формы. Эта работа автоматизирована и, благодаря конвейеру, позволяет изготовить необходимое количество комплектующих для малярного инструмента в нужные сроки.


Как правило компании производящие такую продукцию, не имеют собственных цехов и размещают заказы на заводах в Китае. Российские компании открывают свои фабрики в нашей стране. Для небольшого цеха по изготовлению инструментов для малярно-штукатурных работ необходимо помещение площадью порядка 90-120 кв. м. В этом помещение размещаются рабочие станки, пресс-формы, склад.


Можно купить уже работающий цех. Предложения о продаже мелких производств, производящих 1-2 вида товара начинается от 1,8 млн. рублей. Для работы необходимы 3-5 человек на смену, зависит от количества станков, бухгалтер, менеджер по продажам продукции. Директор может взять на себя функцию менеджера по продажам. Для выпуска первой партии продукции потребуется около 300 тысяч рублей.


Уточнение, для некоторых видов механических, ручных и электрических инструментов необходимо получить сертификаты соответствия. Так ручной инструмент товар повышенной травмоопасности и он подлежит обязательной сертификации. При оформлении сертификатов продукция проверяется на соблюдение критериев ГОСТ, санитарную безопасность и т. д. Сразу как вы решите вопрос с ассортиментом производимой продукции, проконсультируйтесь с юристами о необходимости обязательно ли сертифицировать ваш товар.


Менеджеры по продажам говорят, что качественный малярный инструмент всегда будет пользоваться спросом у покупателей. Впрочем, о вариантах сбыта стоит позаботиться заранее. В связи с тем что больше половины рынка в низко - и среднеценовом сегменте за отечественными производителями, то доля прямых продаж составляет у них 25%, это как правило строительные бригады.


Примерно 60% продукции продается через оптовые базы в крупных городах, а также через дистрибьютеров. Остальные 40% продукции поставляется в розничные торговые сети, в специализированные магазины типа «самоделкин» и на строительные рынки.


Бизнес по выпуску малярно-шпаклевочных инструментов, как и строительная отрасль, реагирует на сезонные колебания, но имеет свои особенности. С ноября по март в магазинах меньше покупают инструменты для ремонтных работ. Заказчики объектов переносят сроки строительства на весну-лето. Но работы в закрытом помещении производят круглый год, поэтому эти услуги востребованы и в зимний период.

Старые мастера самостоятельно изготавливали и краски и кисти. Технология изготовления кистей не сложная, но ответственная и требует деликатности. Дело это необычное, поэтому мало кто знает секреты такого ремесла. Однако, сделать кисти можно даже в домашних условиях. Итак, в чем же заключается технология изготовления художественных кистей?

1. Заготовка волоса или щетины.

В волосяном покрове животных есть пух и прямой волос, который толще пухового и жестче. О том, из какого волоса и каких животных делают классические кисти для живописи я писал . Заготавливая волос, нужно сортировать его по длине. Волосяной пучок должен состоять из волоса, приблизительно, одинаковой длины. Кончики волос ни в коем случае нельзя обрезать. Почему это важно я писал .

2. Формирование основы будущей кисти.

Далее, волоски в волосяном пучке выравнивается в каком-нибудь маленьком сосуде цилиндрической формы. Дно у такого сосуда должно быть плоским. Волос опускается своей подстриженной частью к донышку цилиндра. Теперь, его необходимо подровнять, аккуратно постукивая дном цилиндра о стол. Волоски осядут и выровняются. После этого, их связывают в пучок и прочесывают мелкозубчатой расческой для удаления ненужных волосков.

3. Обезжиривание и дубление.

Обезжиривание производится замачиванием волосяного пучка в бензине на протяжении 3-х суток. После этого, он промывается чистым бензином и просушивается. После чего, заготовку следует прокипятить в 10% растворе алюмокалиевых квасцов. Это называется дублением. Дубление нужно для того, чтобы сделать волос не гигроскопичным, пластичным и прочным.

4. Закаливание.

Эта процедура необходима для придания волосу упругости. Волос кисти для живописи должен быть в меру упругим и жестким, в меру эластичным. Для закаливания, волос будущей кисти обертывают в не плотную бумагу, например, в газетную и перевязывают нитью. Далее волос закаливается в печи, горячим воздухом температурой в 150 градусов. Делается это на протяжении примерно часа. Время и температура не одинаковы для различных видов волоса и зависят от их разновидности. Температуру можно определить по цвету бумаги: если она станет слегка желтоватой, то температура недостаточна. Если станет коричневой, то температура более 150 градусов. В этом случае волос станет ломким, поэтому превышать температуру не следует. После первичной закалки, волос прочесывают удаляя ненужные волоски и повторяют закалку. Проверяют качество закалки смачиванием будущей кисти в воде. Если волоски на поверхности пучка будут кудрявиться, то закалка недостаточна.

5. Вязка кисти.

После всех процедур, волосяной пучок развязывают и помещают в конус соответствующего размера кончиками волос вниз. Далее постукивая конусом по столу, нужно выровнять волос. Волосяной пучок должен приобрести коническую форму (если кисть должна быть круглой или эллиптической). После придания нужной формы, из волоса вычесывают короткие и ненужные волоски. Затем волосяной пучок окончательно перевязывают нитью. Перевязанный участок пропитывают клеем.

6. Закрепление волос в капсюле.

Капсюль — это металлическая часть кисти, похожая на трубку конической формы. Волосяной пучок помещают в капсюль с его широкой стороны, после чего волос, находящийся внутри капсюля заливается клеем. (Кстати, капсюли можно использовать от старых и испорченных кистей, предварительно очистив его от клея и волоса.) Длину волоса будущей кисти необходимо регулировать в зависимости от ее предназначения. Слишком длинный волос делает кисть мягкой и неспособной хорошо держать форму, но зато гибкой и удерживающей большое количество краски. Коротко выпущенный волос наоборот, сделает Вашу кисть жесткой и неподатливой.

7. Закрепление капсюля на ручке.

В заключении, капсюль надевается на деревянную ручку. Предварительно, в капсюль закапывают клей. После этого капсюль запресовывают на деревянной ручке. Ручку кисти можно тонировать, красить и покрывать лаком.

Если все правильно сделать, то кисть получится не хуже заводской. Поэтому, пожелаю Вам успехов в этом редком ремесле!