Конспект занятий по физо. Конспект занятия. Конспект занятия по физической культуре в детском саду

04.05.2019

Ба б а – Я г а. Фу-фу-фу! Русским духом запахло! Кто тут старушке мешает ? Детушки, куда вы идете?

П е д а г о г. Идем мы помогать Ивану-царевичу Жар-птицу отыскать. Не подскажете где нам ее найти?

Ба б а – Я г а. А вот когда потешите , тогда вам и скажу.

Дети идут друг за другом по залу и берут из корзины мячи.

ІІ. Основная часть (18 мин.).

ОРУ с мячами

Звучит фонограмма р. н.п. «Барыня».

2 – и. п., то же влево (6 – 8 раз).

4). И. п. – сидя, ноги врозь, мяч вверху.

1 – 3 – пружинящий наклон вперед, мячом о пол у ступней ног, сказать «ух»;

4 – и. п. (4 раза).

5). И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками (10 – 12 раз).

6). И. п. – то же. Отбивать мяч левой и правой рукой, стоя на месте (10 – 12 раз).

7). И. п. – лежа на спине, мяч между ступнями.

1 – 2 – ноги вверх с мячом;

3 – 4 – вернуться в и. п. (6 раз).

8). И. п. – о. с., мяч в согнутых руках.

1 – присесть, вынести мяч вперед;

2 – и. п. (6 раз).

9). И. п. – о. с., мяч под мышкой, бег с захлестом голени вокруг мяча, ходьба, дети кладут мячи в корзину. Восстановительное дыхательное упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» (2 – 3 раза).

Ба б а – Я г а. Молодцы, детушки! Подскажу я вам, как найти Жар-птицу. Идти вам надо к дубу высокому, но дорожка та заколдована. Чтобы колдовство снять, дорогу эту надо 3 раза по кругу пройти. И в конце дороги каждому в колокольчик.

Основные виды движений.

1. « ». Ползание на животе, подтягиваясь руками по гимнастической скамейке.

2. «С кочки на кочку». из обруча в обруч.

3. «Через горящую реку». Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая кубики.

4. «Под большими корягами». Подлезание под дуги, сгруппировавшись боком.

5. «Заколдованные дорожки». Бег змейкой между кеглями.

6. «В темном туннеле». Ползание на четвереньках в трубе (мешках для ползания).

7. «С горы в гору». Лазание по гимнастической стенке разноименным способом, прозвенеть в колокольчик.

П е д а г о г. Вышли мы, . к тому месту, где растет дуб, а на дубе висит ларец. Дети достают ларец, в нем письмо: «Направо пойдешь – в царство Лета попадешь, налево пойдешь – в царство Зимы попадешь. Куда пойдем? В начале в царство Лета. Дети строятся в 2 колонны.

Соревнование-эстафета «Царство Лета»

1. «Кто быстрее сплетет паутину?»

Дети бегут друг за другом к обручу с веревками, связывают два свободных конца, так чтобы получилась паутинка.

Соревнование- «Царство Зимы»

2. «Кто быстрее через сугроб?»

Перелезание через мягкие модули.

каждого соревнования команды получают фрагменты изображения Жар-птицы.

ІІІ. Заключительная часть (3 – 4 мин.).

П е д а г о г. Молодцы, дети! Со всеми заданиями справились, осталось только собрать изображение Жар-птицы. Но сначала давайте, восстановим силы. Дыхательное упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно». Как только вы его соберете, окажется Жар-птица у Ивана-царевича. Дети складывают фрагменты изображения Жар- на фланелеграфе.

П е д а г о г. Вот вы и добыли Жар-птицу! Трудно вам пришлось, но вы победили злые силы, потому что проявили ловкость, смелость, сообразительность. Дети уходят.

Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе
«Озорные медвежата»
Подготовили: Воспитатель по Физо д/п «Надежда» ГБОУ СОШ №2092 - Рыкова Е.И.,
Воспитатель д/п «Надежда»ГБОУ СОШ №2092 - Сергеева Е.И.
Задачи:
Учить детей ходить по гимнастической скамейке, сохраняя правильную осанку, равновесие и темп.
Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в ползании на четвереньках между предметами.
Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений, физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус,творчество в двигательной деятельности.
Познакомить детей с подвижной игрой «Медведь», способствовать появлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры.
Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность.
Оборудование: гимнастическая скамейка, дуга, ребристая доска, кегли, эмблемы с изображением медведя, маленькие массажные ёжики по количеству детей, магнитофон и музыка для массажа.

Ход занятия
1.Вводная часть

Дети заходят в спортивный зал под веселую музыку и строятся в шеренгу.
Воспитатель: Здравствуйте,ребята! Проверка осанки, равнения.
Ребята, отгадайте, про какого дикого животного эта загадка:
Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос!
Дети: Медведь.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно – это медведь. А как называют детенышей медведя?
Дети: Медвежата.
Воспитатель: Правильно, медвежата. А вы готовы превратиться в озорных медвежат?
Дети: Да. Готовы.
Воспитатель: Ну, раз вы готовы к превращению в медвежат, я раздам вам эмблемы с изображением медведя. Теперь вы не ребята, а озорные медвежата.

Мы веселые ребята

Ходьба в колонне по одному

Наше имя- медвежата

На внешней стороне стопы

Мишки по лесу пошли
По тропинке вдаль зашли.
Лапы выше поднимают
По тропинке вдаль шагают.

Ходьба с высоким подниманием ног

Мишки быстро побежали
На малинный след напали

Легкий бег друг за другом

Чтобы мишкам не хворать
Надо шкуру согревать

Потирают себя по животу

Дыхательное упражнение: (выполняется в соответствии с текстом)
Подуем на плечо, подуем на другое,
Подуем на живот, как трубка стонет рот,
А потом на облака и остановимся пока!
Быстро потянулись,
И всем улыбнулись.
Перестроение в две колонны.

2.Основная часть.

Точечный массаж и дыхательная гимнастика
Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
Слегка подергать кончик носа.
Указательными пальцами массировать ноздри.
Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «Примазывать, чтобы не отклеились».
Сделать вдох. На выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «Сдуваем снежинку с ладони».

Общеразвивающие упражнения без предметов:

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой они крутили.

И.П.:ноги на ширине стопы, руки на поясе
Повороты головы в стороны
(6 раз в каждую сторону)

Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.

И.П.: ноги на ширине стопы, руки внизу
1-2 – поднять руки вверх. Помахать ими
(5-6 раз в каждую сторону)

Ну-ка мишка повернись.
Ну-ка мишка, покажись
Вот так, вот так,
Ну-ка мишка покажись.
И.П.: стоя, руки на поясе
1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны;
2- И.П.
3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны;
4-И.П. (по 3 раза в каждую сторону)

Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
И.П.: ноги врозь, руки на поясе
1- наклон вниз, руками дотронуться до пола
2- И.П. (5-6 раз)

Хлопай мишка, топай мишка
Приседай со мной братишка.
Вот так, вот так,
Приседай со мной братишка
И.П.: ноги на ширине ступни, руки на поясе
1- присесть, руки вперед
2-И.П. (5-6 раз)

А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.

И.П.: ноги вместе, руки внизу
Прыжки руки вверх, ноги врозь
Чередовать с ходьбой 2 раза.

Основные виды движений:

Ходьба по гимнастической скамейке (1.-руки в стороны. 2.-приседание посередине пути)
Ходьба по ребристой доске
Подлезание под дугу.
Ползание на четвереньках между предметами (кеглями).

Подвижная игра «Медведь»

Играющие становятся в круг. Выбирается водящий- «медведь».Он ложится на пол в центре круга. Дети взявшись за руки, хором произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.
Как-то мы в лесу гуляли Ходьба по кругу, взявшись за руки.
И медведя повстречали.
Он под ёлкою лежит, Остановиться, послушать
Растянулся и храпит.
Мы вокруг него ходили Ходьба в другую сторону, на носках
Косолапого будили:
«Ну-ка,Мишенька, вставай Погрозить указательным пальцем.
И быстрей нас догоняй» Дети разбегаются по залу
Медведь догоняет, до кого дотронется, тот выбывает из игры.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, медвежата, вы справились с заданиями. А теперь пришло время немного отдохнуть.
Воспитатель по ФИЗО: Садитесь скорее в кружок, сделаем небольшой массаж. А помогут нам в этом наши «ёжики».
Дети берут массажных ёжиков и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.
1.Массаж кистей рук:
Ёжик, ёжик, ты колючий. Покатайся между ручек.
2.Массаж правой и левой руки:
Двигаем ёжика вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти рук к плечу и обратно).
3.Массаж груди:
Ёжика двигаем ладошкой по кругу на груди.
4.Массаж спины:
Дети поворачиваются по кругу и пододвигаются ближе друг к другу, так,чтобы каждый ребенок дотягивался до спины соседа. Дети делаю массаж спины друг другу- двигают ёжиков вверх, вниз, затем по кругу. По сигналу дети поворачиваются в другую сторону с нова делают массаж спины.
5.Массаж ног:
Дети снова садятся на пол лицом в круг. Вытягивают ноги. Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.
6.Массаж стоп:
Положить ёжика на пол, прижать его правой стопой, подвигать вперед-назад, слегка надавливая. То же левой.
Дети убирают массажных ёжиков.
Воспитатель: А теперь пришла пора, в группу вам идти пора. Снова превращаемся из озорных медвежат в веселых ребят.

Использованные здоровьесберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика - А.Н.Стрельниковой
Точечный массаж и дыхательная гимнастика- В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров;
Профилактика плоскостопия и нарушения осанки – В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров;
Массаж с массажными мячиками- К.К.Утробина

ЗАДАЧИ:
Сюжетное занятие
«Мы ­ туристы»
Образовательные:
 Закреплять умение прыгать из обруча в обруч, ноги вместе. Развивать ловкость.
 Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по доске.
 Совершенствовать умение пролезать в обруч боком. Развивать внимание,
быстроту реакции при выполнении строевых упражнений. Совершенствовать
навыки бега в разном темпе и направлении.
Оздоровительные:
 Способствовать тренировке дыхательной и сердечно сосудистой систем детей,
повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.
 Продолжать работу, направленную на профилактику нарушений опорно­
двигательного аппарата: закреплять навык правильной осанки, укреплять мышцы
стопы и голеностопного сустава.
 Способствовать снятию эмоционального и физического напряжения, разгрузке
позвоночника.
Воспитательные:
 Поддерживать интерес и любовь детей к спорту и здоровому образу жизни.
 Продолжать учить детей взаимопомощи, сотрудничеству в играх­эстафетах.
 Воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, организованность и
самостоятельность
 Воспитывать любовь к родному краю.
Место проведения: Спортивный зал.
Оборудование: Обручи, скамейка, массажные мячи по количеству детей, ребристые
дорожки, магнитофонные записи.
Часть
занятия
1.Вводн
ая часть
Содержание занятия
Дозировка Методические
рекомендации
Заинтересовать детей
предстоящим
действием.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Дети входят в зал, строятся на линии в 1 шеренгу.
В.–М. обращает внимание на ровный строй,
осанку, внешний вид.
- Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы
попробуйте её отгадать:
Что такое, тут и там
Ходят горы по горам.
- Ребята, а кто такие туристы? (Ответы детей)
- Кто­нибудь из вас ходил в поход? (Ответы
детей)
- А какие люди ходят в поход? (сильные, ловкие,
смелые).
- А что беру с собой туристы в поход?

Выберите из предложенных предметов те,
которые нужны нам в походе.
- А хотели бы вы быть такими же сильными и
выносливыми, и пойти сегодня в поход? (Ответы
детей)
- Но сначала нужно вспомнить как вести себя в
походе.
В.–М.Вы все правильно ответили, одеваем
рюкзачки и я приглашаю вас на прогулку по
берегу Днестра.

2 мин.
Мы по берегу идем
От друзей не отстаём
На носочках по тропинке
Стройные все, как рябинки
А теперь пойдём на пятках
Вот какие мы ребятки
Ноги выше поднимаем
Через кочки мы шагаем,
Лужи, лужи впереди
Через них перескачи,
Что – то холодно нам стало
Побежим, чтобы согреться
Наши ноженьки устали
Заплетаться ноги стали,
Мы немножко отдохнём
Дружно дальше все пойдём.
Перестроение в 3 колонны.
2.Основ
ная
часть
I
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Вот к Днестру мы подошли ежиков в траве
нашли.
ОРУ с массажными мячиками:
1.И.П.: о.с., массажный мяч в руках на
уровне лица. 1 – 12 – катание мяча вверх – вниз.
Этот мячик непростой,
Он как ежик, вот такой!
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
2. И.П.: о.с., массажный мяч в правой руке.
1,2 – перекладывание мяча в левую руку,
3,4 ­ И.П..
Меж ладошками кладем,
Его ладошками прижмем.

7 мин.
4 раза

3.И.П.: о.с., массажный мяч, зажат в кистях
6 раз
Следить за
правильностью выбора.
Следить за
правильностью
выполнения задания в
соответствии с текстом.
Маршируют змейкой за
ведущим
идут на носочках, руки
на поясе
идут на пятках, руки на
поясе
идут с высоким
подъёмом ноги
прыжки влево­ вправо
легкий бег
скрещенный шаг
обычнымшагом,останав
ливаются.
Подготовить детей к
выполнению ОВД

Следить, чтобы при
выполнении
упражнений пальцы
обеих рук находились
всегда в сомкнутом
состоянии, плечи не
поднимались.
Упражнения показывать
в среднем темпе,
акцентируя внимание
детей на правильность
выполнения.

в замок, локти в стороны.
1,2 – поворот влево, 3,4 – вправо.
Мяч мы крепко прижимаем,
Вправо – влево мы катаем.

в каждую
сторону

Следить за
безопасностью
движения детей.

Следить за техникой
движения с мячом.

Следить за остановкой
мяча ногой и передачей
мяча внутренней
стороной стопы.

Дети выполняют
движения под
текстовое
сопровождение и
спокойную
расслабляющую
музыку.

Дети
"разворачиваются",
вытягивая прямые
руки и ноги вверх, а
затем медленно
разводят их в
стороны.
4.«Потягушечки» и.п.: сидя на коленях,
мяч держим перед грудью, голова прямо, локти
в стороны.1­сесть вправо от ног, руками с мячом
потянуться влево;2 ­ вернуться на колени, перед
грудью,
3 ­4­то же в левую сторону;
4 ­5 раз в
каждую
сторону

Мяч мы крепко прижимаем
Мячик мы не потеряем.
5.«Подъёмный кран». И.п.: лежа на спине,
руки за головой, мяч зажат ступнями.
1­ 2­ поднять вверх прямые ноги с мячом,
3­ 4 - в и.п.
Мяч мы крепко прижимаем,
Мяч ногами поднимаем.
6.И.П.: о.с., мяч под правой ногой на полу.
1 – 16 – катание мяча вперед – назад, 17 – 32 –
тоже другой ногой.
Мяч ногою мы катаем,
И стопу все укрепляем.
В.–М. Ежики устали, Решили отдохнуть и
полежать.
Релаксационное упражнение "Ежики":
И.П. ­ лежа на спине.
Легли ежики под елки,
Растопырили иголки.
Дети "выпускают иголки", сворачиваясь в
клубок, прижимая колени к груди с
напряжением.
В.–М. : Ежики свернулись в тугой клубок,
поджали колени к груди и обхватили их руками.
Напрягли все тело ­ мышцы рук, ног, спины.
Сжались в плотный комок.
Затем спокойно развернулись,
Ручки, ножки вверх потянулись.
Глубоко ежи вздохнули,
Развернулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Дети делают глубокий вдох, "потягушки", и
улыбаются друг другу
Ежовая зарядка
Окончена, ребятки.
А теперь медленно встаем,
За Кириллом дружно идем,
Ежей в корзинку мы кладем.
II

4 мин.
2 мин
3 мин.
- Вы готовы идти дальше и встретиться с
трудностями (Ответы детей)
- Что попалось нам на пути? На что похоже?
(Ответы детей – кочки) А кочки где бывают? (На
болоте) Давайте подумаем, как перейти через
топкое болото?
1. Прыжки из обруча в обруч – ноги вместе.
- Молодцы! Никто не утонул в болоте. Ну что,
пойдём дальше? На пути возникает узкая
тропинка. Предлагаю перейти её.
2. Ходьба по ребристой доске (ширина 20 см),
руки на пояс.
- Через тропинку вы прошли правильно, я вами
довольна.
А вот сейчас нас ожидает ещё одно испытание.
Надо пройти через качающийся мост над рекой.
4. Лазание на четвереньках по гимнастической
скамейке.
- Через мост мы прошли, на полянку мы
пришли.Вы справилисьсо всеми трудностями
молодцы. А сейчас устроим ещё один привал, нам
надо заготовить хвороста для костра.
III
Игра - эстафета «Чья команда быстрее
соберёт хворост»
- Вот теперь вы самые настоящие туристы. А
сейчас мы с вами отдохнём от трудного похода и
поиграем.
Игра «Баба – Ема»
Дети стоят по кругу, в центре
водящий – Баба­ёма.
Мы в лесочек наш пойдём
Мы избушку там найдём
Кто в избе сидит
И на нас глядит?
« Эй, Баба­ёма,
Выходи из дома
Ты ребяток не пугай
Лучше нас ты догоняй.
Баба­ёма: кого догоню в лягушку превращу.
Заключи
тельная
часть
Молодцы, давайте отдохнем и послушаем тишину.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Отдохнули? Что вы услышали? А каких птиц
нашего региона вы знаете?
3 мин
А сейчас отгадайте загадку.
И на крышах, на столбах,
Гнёзда вьют большие,
Вести добрые несут,
Кто они такие?
Молодцы, у нас весной часто можно встретить эту
Раскладываем 2 вида
костра – колодец и
шалаш
маршируют на
местепоказывают «
крышу»глядят в
стороны, рука под
козырёк
руками имитируют
бинокльидут в круг,
взявшись за руки
идут из круга
грозят пальцем
Баба­ёма догоняет
детей, до кого
дотронется, тот
изображает лягушку.
Пение птиц (запись)
Дети стоят на одной
ноге, затем меняют
ногу. Руки в стороны

Форма проведения : игра-путешествие

Цель:

Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка».

Задачи:

1. Оздоровительные:

  • способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;
  • формировать и закреплять навык правильной осанки;
  • развивать подвижность пальцев рук.

2. Обучающие:

  • совершенствовать технику выполнения: прыжков через барьеры,

ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;

  • закреплять умение подлезать под дугой разными способами;
  • формировать умение сохранять равновесие на гимнастическом мяче (фитболе);
    • упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног;
    • закреплять правила безопасного передвижения в спортивном зале.

3. Развивающие:

  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;
  • развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта.

4. Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам;
  • воспитать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Предварительная работа: беседы на тему: «Моря», «Морские обитатели», рассматривание репродукций картин И.К. Айвазовского «Черное море», разучивание с детьми игрового самомассажа.

Словарная работа : боцман.

Методы и приёмы:

1. Наглядные:

  • наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры).

2. Словесные:

  • объяснения, пояснения, указания;
  • подача команд, сигналов;
  • вопросы к детям и поиск ответов;
  • словесная инструкция.

3. Практические:

  • выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  • выполнение упражнений в игровой форме;
  • самостоятельное выполнение упражнений в свободной игре.

Инвентарь : гимнастические мячи - фитболы, 2 гимнастические скамейки, 3 барьера, 3 дуги для подлезания, 6 фишек.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Программное обеспечение : аудиозапись «Звуки моря», «Спортивный марш», «Голос жемчужины».

Предметно-развивающая среда: макет корабля, пещера с ракушкой, сундук с шоколадными монетами, бутылка с запиской, морские звезды.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов:

  • использование игровых ситуаций, способствующих эффективному процессу получения детьми знаний, умений и навыков при проведении непосредственно образовательной деятельности;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий.

Ход:

I. Вводная часть.

(Дети заходят в спортивный зал под спортивный марш и строятся в шеренгу).

:

Здравствуйте, ребята! Хочу всех вас пригласить совершить со мной увлекательное путешествие.

А на чем можно путешествовать? (Ответы детей)

Мы отправимся в путь на корабле. Опустимся с вами на дно морское. Если разрешите, я буду вашим капитаном, а …. будет боцманом - моим помощником. Ну что, готовы? Тогда в путь!

II. Основная часть:

Занимательная разминка.

Обычная ходьба. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки на поясе. В полуприседе, руки за спину. С высоким подниманием колен. Боковой галоп. Бег в среднем темпе (3 круга). Ходьба с дыхательными упражнениями.

(Перестроение в колонну по одному).

Инструктор по физической культуре :

Можно долго нам шагать,

Но мы не можем опоздать.

Корабль нас не будет ждать,

Места в каютах всем занять.

(Перестроение в 2 колонны).

Общеразвивающие упражнения без предметов:

(каждое упражнение выполняется 6-7 раз)

1. «У штурвала»

И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, локти вниз (держим штурвал).

1 - наклон туловища вправо; 2 - и. п.

3 -наклон туловища влево;4 - и. п.

2. «Поднять якорь»

И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-2-наклон вперед, коснуться руками пола, на счет 3-4-и.п.

3. «Гребля»

И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу

1-4-вращение руками

4. «Кальмар»

И. п. - сидя на полу, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, опора на руки сзади

1-4 - ходьба вперед

5-8 - ходьба назад

5. «Морская звезда»

И. п. - лежа на животе, ноги в упоре на ширине плеч, руки на полу в упоре

1-4 - поднять туловище, как можно выше, руки в стороны

6. «Морская волна» (прыжки)

И. п. - о.с.- 2 раза по 8 прыжков

7.«Волны шипят» И.п. - сидя на пятках, руки вниз. Плавно поднять вперёд, вверх (вдох), плавно опустить руки вниз (выдох через рот со звуком: ш-ш-ш).

Перестроение в одну колонну. Ходьба на носках, выполняя дыхательные упражнения.

Полоса препятствий (выполняется 3 раза):

1. «По палубе в шторм»

Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.

2. «Подводные рифы»

Прыжки через барьеры.

3. «Спуск в трюм»

Подлезание под дугу (правым и левым боком; высокие четвереньки, руки на груди).

Перестроение в колонну по одному.

(Дети берут фитболы, кроме водящего).

Подвижная игра «Ловишки на фитболах»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; формировать умение сохранять равновесие на гимнастическом мяче (фитболе).

Ход игры : дети прыгают на фитболах по залу, ребенок-ловишка их догоняет. Кого заденет, тот садится на скамейку.

Малоподвижная игра «Морская гусеница»

Цель: способствовать развитию ловкости, быстроты, умения работать в команде.

Ход игры: все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, дети начинают движение гусеницы.

Указания: стараться не уронить мяч, но если мяч потерян, поднять его и продолжить движение.

III. Заключительная часть.

(«Морская гусеница» передвигается к пещере)

Инструктор по физической культуре :

Вот теперь скорей вдохнули,

И на дно мы все нырнули.

(Дети убирают фитболы).

Инструктор по физической культуре :

Ой, смотрите какая-то бутылка, а в ней что-то лежит. Так это записка!

Читает записку:

«Тот, кто найдет это послание. Познает тайну волшебной жемчужины. Сама жемчужина находится в пещере. А путь вам укажут звезды».

Инструктор по физической культуре :

Ребята, а вам звезды не встречались?

(Находим пещеру, открываем ее).

Голос жемчужины: «Я рада слышать ваши голоса. Протяните руки ко мне. Вы первые, кто не побоялся морской глубины, и добрались до меня! И за вашу смелость, ловкость, я дарю вам морские сокровища. Откройте мой сундук. Это подарки. Я прощаюсь с вами, удачного возвращения в детский сад».

Инструктор по физической культуре :

Ребята глубоко вдохнули. А вот и наш корабль, возвращаемся в наш садик. А по пути мы поиграем в игру.

Игра - релаксация«На берегу моря»

Цель: развивать внимание детей. Учить прислушиваться к своим ощущениям.

Ход игры: дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрывают глаза. Водящий (взрослый) включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, «ощутить» ее.

Построение в шеренгу, подведение итогов.

Инструктор по физической культуре :

Ребята, вы молодцы, преодолели все трудности на своем пути. И в этом вам помогла дружба.

До свидания! (дети под спортивный марш выходят из зала).

Литература:

1.Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» 2009г.

2.Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду» 2008г.

Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002701

Штрих код (№ квитанции) 62502674105963 Дата отправк

Организация: МБДОУ ДС №76 «Подснежник»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Нижневартовск

При организации непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ педагогу необходимо помнить, что детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Поэтому методически грамотный подбор и применение приемов и методов НОД требует от организатора процесса обучения базовых знаний теории и методики работы и своевременное их применение, с мотивацией воспитанников к верному технико-тактическому выполнению заданий, создающему здоровьесберегательное образовательное поле. Педагогический процесс, в рамках ФГОС, строится на основе использования разносторонних и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. Но любая образовательная технология состоит из трех частей: концептуальной, содержательной и процессуальной.

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Время не стоит на месте. Инновационные процессы в системе ФГОС затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, в ракурсе начальной ступени раскрытия кондиционных способностей ребёнка - как потенциального школьника.

В этих изменяющихся условиях, педагогу дошкольного образования, необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий. А пуще всего надо уметь уверенно апеллировать классическими базовыми технико-тактическими приёмами организации НОД по физической культуре.

В рамках рассмотрения ведущей деятельности детей в возрастных периодах приходящихся на дошкольное пребывание, выделяется период - от 1года до 3 лет, когда превалирует предметная деятельность, с целью усвоения способов деятельности с предметами. Примером, в рамках НОД, по физической культуре, это можно рассмотреть, как умение ребенка спрыгнуть с кубика, или напрыгнуть на него, ползти по гимнастической скамейке, или пройти по ней на носках, поймать мяч или попасть им в цель и т.п.

В возрастной период от 3 до 7 лет ведущей деятельностью является игра, с целью освоения социальных норм, взаимоотношений между людьми. Например, работа с мячом в паре, эстафетные состязания и т.п.

Организующим, подготавливающим и настраивающим детей действием к освоению задач НОД в ДОУ всегда являлась утренняя гигиеническая гимнастика. Какой бы комплекс УГГ не был бы выбран педагогом, надо помнить о том, что неизменны принципы:

Доступности,

Поэтапности перехода нагрузки от одной группы мышц к другой,

Исключения упражнений, включенных в группу риска для здоровья,

Временного ограничения (3-7 мин.,), способствующего достижению состояния бодрости.

Правильная организация НОД по физической культуре, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников даст положительную амплификацию развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. При этом необходима вариативность и разнообразие форм дошкольного образования.

Как критерий оценки грамотно структурированного процесса НОД по физической культуре может служить педагогическая диагностика, в процессе которой ведется оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с определением эффективности педагогических воздействий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Конечно успешность работы, согласно требованиям ФГОС, гарантируется созданными условиями образования: разработкой специальных образовательных программ, методов и средств обучения, учебных пособий, дидактических и наглядных материалов, обеспечение техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средствами коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и без барьерную среду жизнедеятельности.

Образовательные программы по физической культуре в ДОУ служат организации развивающего обучения, где исходной точкой является базовый компонент содержания. Выделение базового компонента, в социальном плане, позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной кондиционности и состояния здоровья дошкольников. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей, проживающих в различных регионах страны.

Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации педагога и интересов дошкольников.

Дошкольное образование призвано обеспечить благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического развития личности каждого ребенка. Поэтому, структура НОД в ДОУ, должна базироваться на здоровьесберегающих и здоровьеформирующих составляющих.

Физическое развитие, как база социальной культуры, включает в себя приобретение двигательных умений и навыков, связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости; прыгучести и выносливости, силы и ловкости, способствующих правильному формированию всех систем организма, а в частности опорно-двигательной системы. Укрепляется крупная и мелкая моторики обеих рук, что способствует более точным двигательным действиям, не наносящим ущерба организму ребенка, выполнением основных движений в овладении техники физических упражнений и тактики подвижных игр.

Соблюдение грамотно составленной структуры НОД ведет к становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, мотивированию к ценностному здоровому образу жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.)

Целесообразным является применение в ходе непосредственной образовательной деятельности таких здоровьесохранных приёмов как дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой (дыхание на сопротивление, для укрепления дыхательной мускулатуры), дыхание по Бутейко (частое дыхание, для обогащения кислородом тканей мозга); элементы терапевтического массажа Су-Джок (активация жизненно важных центров организма путём точечного надавливания); пальчиковая гимнастика (становление мелкой моторики за счет координационных упражнений для пальцев рук); гимнастика для снятия напряжения с глаз (активация внимания); комплекс статического стрейчинга (концентрация внимания при растяжении мышц), комплекс ЛФК для стоп по массажным «дорожкам здоровья» (в целях профилактики плоскостопия), логоритмические упражнения (развивающие двигательное мышление). Это всё доступные приёмы педагогической инновационной деятельности. Только в инициативности педагога - заложена успешность НОД по физической культуре.

Одним из нюансов ФГОС является так называемая «трансформируемость» образовательного пространства, предполагающая возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Всё оборудование должно находится, в легкодоступных для детей местах, но с учетом технико-безопасных норм хранения.

Так называемая спортивная зона, оборудованная в каждой группе может включать в себя не только материально-технический накопитель спортивно инвентаря, но и оформленные на полу разметки, способствующие становлению физической культуры, как культуры норм построения и перестроения, во время НОД. Воспитатель, в частности младших по возрасту дошкольников, практикующий игровые моменты построения, перестроения, ходьбы в строю, лазания, ползания в рамках спортивной зоны группы пребывания детей, добьётся большого успеха в организации НОД по физической культуре в спортивном зале. Как пример, можно предложить следующую разбивку линий на полу в группе, зона которой легко трансформируется в любую другую рабоче-игровую зону.

Дошкольное образование, культивируемое в системе интегрирующих между собой образовательных областей, порождает общую культуру ребенка, частью которой является физическая культура.

Структурирование НОД по физической культуре служит качественному освоению детьми следующего программного материала:

В первой младшей группе (третий год жизни)
1. Построения и перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ):
- исходные положения (стоя, сидя, лежа),
- приседания,
- простые движения рук (одновременные и однонаправленные) с предметами и без них.
3. Основные движения:
- ходьба и бег в разных направлениях,
- упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до 20 см),
- бег в медленном и быстром темпе,
- подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета,
- катание мяча друг другу, перебрасывание мяча через предмет, бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль,
- ползание на четвереньках.
4. Подвижные игры.
- не сложные правила.
Во второй младшей группе (четвертый год жизни)
1. Построения и перестроения. Порядковые упражнения. Повороты на месте.

- с предметами и без предметов,
- в различных положениях (стоя, сидя, лежа).
3. Основные движения:
- разные виды ходьбы с заданиями,
- бег со сменой темпа и направления,
- прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание),
- прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание и ловля), бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль,
- лазание приставным шагом, перелазание и пролазание через и под предметами.
4.Ритмические упражнения.
5. Спортивные упражнения:
- катание на трехколесном велосипеде,
- ступающий шаг и повороты на месте на лыжах,
- скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
6. Подвижные игры. Основные правила игр.

В средней группе (5-ый год жизни)
1. Порядковые упражнения (построения и перестроения, повороты в движении).
2. Общеразвивающие упражнения:
- исходные положения;
- одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук;
- темп (медленный, средний, быстрый).
3. Основные движения:
- в беге – активный толчок и вынос маховой ноги;
- в прыжках – энергичный толчок и мах руками вперед – вверх;
- в метании – исходное положение, замах;
- в лазании – чередующийся шаг при подъеме на гимнастическую стенку одновременным способом.
4. Подвижные игры:
- правила игр;
- функции водящего.
5. Спортивные упражнения:
- на лыжах – скользящий шаг, повороты на месте, подъемы на гору;
6. Ритмические движения:
- танцевальные позиции (исходные положения);
- элементы народных танцев;
- ритм и темп движений;
- элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу.
В старшей группе (шестой год жизни)
1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 коллоны.
2. Общеразвивающие упражнения:
- способы выполнения упражнений с различными предметами,
- направления и последовательность действий отдельных частей тела.
3. Основные движения:
- вынос маховой ноги вперед в скоростном беге,
- равномерный бег в среднем и медленном темпе,
- способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой,
- способы метания в цель и даль,
- лазание одноименным и разноименным способом.

- правила игр,
- способы выбора ведущего.
5. Спортивные упражнения:
- скользящий лыжный ход,
В подготовительной к школе группе (7-ой год жизни)
1. Порядковые упражнения: способы перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения:
- разноименные и одноименные упражнения,
- темп и ритм в соответствии с музыкальным сопровождением;
- упражнения в парах и подгруппах;
3. Основные движения:
- в беге – работу рук;
- в прыжках – плотную группировку, устойчивое равновесие при приземлении;
- в метании – энергичный толчок кистью, уверенные и разнообразные действия с мячом;
- в лазании – ритмичность при подъеме и спуске.
4. Подвижные и спортивные игры:
- правила игр;
- способы контроля над своими действиями;
- способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр.
5. Спортивные упражнения:
- скользящий переменный шаг по лыжне, технику подъема и спуска в низкой и высокой стойке;

Учитывая временные рамки организации НОД по физической культуре в ДОУ, необходимо подобрать программный материал так, чтобы моторная плотность на занятии была достаточной. Существуют рекомендуемые нормы распределения частей НОД по физической культуре.

Структура НОД по физической культуре

Вводная часть

2 – 4 мин.

3 – 5 мин.

4 – 6 мин.

Построение, ходьба,

Легкий бег,

Упр. для формирования стопы,

Упр. на внимание,

Танцевальные шаги,

Организующая игра,

Перестроение для ОРУ.

Основная часть

10 -15 мин.

20 -25 мин.

Бросание и ловля,

Метание,

Лазание и перелазание,

Равновесие,

Упр. на осанку,

Подвижная игра большой подвижности,

Танцы и пляски.

Заключительная часть

2 -3 мин.

Спокойная ходьба,

Малоподвижная игра,

Хоровод,

Дыхательные упр.,

Анализ занятия.

Особенности организации частей занятия.

В вводной части необходимо было заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку.

В основную часть включались общеразвивающие упражнения (для того чтобы разогреть различные мышечные группы), основные движения и подвижная игра.

Заключительная часть преследовала снижение физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности.

Рассмотрим задачи и содержание каждой части занятия. В вводной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего образовательные задачи:

1. разучивание строевых упражнений;

2. освоение разных способов ходьбы и бега;

3. закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);

4. использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;

5. развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;

6. развитие динамической ориентировки в пространстве;

7. вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;

8. разминка стопы и предупреждение плоскостопия.

В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи:

1. педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;

2. содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;

3. применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточной физиологической нагрузки, для развития определенных физических качеств.

В заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.

Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5-20 мин, в средней - 20-25 мин, в старшей - 25-30 мин.

Типы физкультурных занятий

Типы характеризуются большим разнообразием. Можно выделить занятия по содержанию: гимнастика и подвижные игры, обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, развитие ориентирования; занятия - походы (элементарный туризм).

Различаются физкультурные занятия по использованию методов работы; большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа или учебно-тренировочное (когда на одном занятии происходит разучивание упражнений, закрепление и совершенствование других), применяются игровой (из серии подвижных игр) и сюжетный типы занятий (по сюжету сказки или рассказа).

Занятие может также быть тематическим, т.е. посвящено конкретному виду спортивных игр или спортивных упражнений. Комплексное занятие включает дополнительные задачи из других разделов программы, решаемые посредством движений.

Подбор физических упражнений на НОД

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения, базируется на научно обоснованном расположении материала, представляет стройную систему планирования.

На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.

Подбор физических упражнений, должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора - анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим преимущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разновидности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие. Совсем иное дело, ели упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора - физиологический, т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие - относятся к движениям средней интенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражнений в равновесии), третьи - упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т.д.).

Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях должны быть обязательно физические упражнения», дающие высокую физическую нагрузку, и они должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут включаться в вводную часть или в комплекс общеразвивающих упражнений.

Распределив программный материал согласно предложенной структуры, педагог стремится рационально разместить спортивное оборудование. Во время проведения НОД стараться использовать такие виды деятельности как физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.

Обязательными требованиями к ведению НОД по физической культуре являются:

Страховка места выполнения упражнений, согласно требованиям техники безопасности;

Не допустимость переутомления детей;

Правильный выбор места педагога при выполнении детьми заданий;

Недопустимость объяснения программного материала при недостаточном внимании детей;

Недопустимость работы ребенка в спортивном зале без спортивной формы и обуви;

Обеспечение достаточного освещения спортивного зала;

Соблюдение режима проветривания спортивного зала. При таком подходе к работе в деятельности детей будет прослеживаться: активность, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, сопереживание, эмоциональность, проявление волевых усилий, самооценка.

НОД будет соответствовать требованиям ФГОС и возрасту детей. А для ребят физическая культура станет любимым занятиям.

Использованная литература:

  1. Л.Д. Глазырина «Физическая культура-дошкольникам. Программа и программные требования». М. «Владос» 2004.
  2. Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятии с детьми» М. «Просвещение» 1988.