Новый год: история возникновения. Как раньше отмечали зимние праздники на руси

26.07.2019

Совсем скоро наступит Новый год – светлый и волнительный праздник, который ассоциируется с запахом свежей хвои и мандаринов, с приятными воспоминаниями детства, ожиданием подарков и семейным торжеством. Каждый раз, переворачивая страницу календаря, мы ожидаем чего-то нового и прекрасного, надеемся воплотить самые смелые мечты. Традиция торжественно провожать старый год и встречать новый формировались веками. В празднованиях украинцев переплелись языческие и христианские традиции. Многие из них живы до сих пор. В сегодняшнем обзоре IGotoWorld.com расскажет о том, как наши предки раньше праздновали Новый год и Рождество.

Новый год в Украине

У наших предков елка не всегда была атрибутом и символом Нового года. Да и сам праздник отмечали даже не 1 января.

Источник фото: folkukraine.com. Новогодние и рождественские украшения на ярмарке. Софийская площадь. Киев. 2015 год.

Новый год в марте и сентябре

Когда же наступал Новый год? Этот вопрос сегодня кажется странным, но, тем не менее, факт остается фактом: 1 января не всегда считалось началом нового года! Саму традицию встречать Новый год 1 января, наряжать елку и устраивать фейерверки привнес на земли Российский империи (в том числе и на часть современной Украины) царь Петр I в 1700 году.

Картина Жан-Марка Натье. Портрет Петра Первого.

Он активно «прорубал окно в Европу» и заимствовал обычаи Нидерландов, а также других европейских странах, ведь считается, что обычай украшать елку пришел из Германии. Вот так празднуют Рождество в Инсбруке, Австрия:

Источник видео: InnsbruckTVB.

Заглянув еще глубже в историю, выясняется, что традицию отмечать Новый год 1 января европейцы заимствовали у древних римлян . У них, как у нас сейчас, были приняты поздравления и новогодние подарки. Интересно, что первоначально римляне дарили украшенные фрукты и овощи. Затем обычай трансформировался и теперь принято дарить ценные подарки.

Источник фото: italybook.ru. Рождественская елка возле Колизея , Рим.

Также стоит отметить, что предки украинцев отмечали начало нового года 1 марта . Его ассоциировали с весенним пробуждением природы, с периодом старта земледельческих работ. Скорее всего, приход нового года связывали с восхождением молодой луны, и потому древние славяне отмечали праздник в канун весеннего равноденствия, называя его «новым летом».

От языческих обрядов идет обычай вспоминать в начале нового года умерших родственников, устраивая в марте обед в их честь, который назывался «тризна». Сегодня этот обряд трансформировался в поминальные дни, которые отмечают через неделю после Пасхи. Также славяне, провожая конец зимы, сжигали чучело из соломы, теперь это часть обряда на .

Источник фото: vlasenko.at.ua. Масленица в .

Затем дату «нового года» сменили церковники, и в 15 веке по греко-византийскому обряду его стали отмечать 1 сентября (14-го по новому стилю). Византийская православная церковь приняла эту дату по решению Никейского собора, так как Иисус Христос свою первую проповедь провозгласил во время иудейского праздника жатвы. А его отмечают с 1 по 8 сентября.

На Руси 1 сентября отмечали день Преподобного Симеона Столпника (или Семена), символизировавший приход нового года. Этот день считался благоприятным для начала новых дел. Так, крестьяне принимались копать картошку. В то же время, на украинских землях, которые входили в состав Великого княжества Литовского (а позже отошли к Речи Посполитой), новый год изначально праздновали 1 января, по европейской традиции. Что и говорить, путаницы в датах у нас было немало, и эти «рудименты» времени присутствуют в традициях украинцев и сейчас. Праздников у нас получилось два: 1 и 14 января (по новому и по старому стилю), и название «старый Новый год» не перестает удивлять иностранцев.

Источник фото: folkukraine.com. Елка на , 2015 год. Киев.

Традиции Нового года в Украине

Источник фото: pravilaed.ru.

Вечер накануне Нового года назвался Щедрым – и чего только не было на праздничном столе! Изобилие мясных блюд, колбасы, холодец, щедрая кутя, обязательно пекли пироги. Был обычай, когда хозяин прятался за миской с выпечкой: считалось, что благодаря этому и в следующем году на столе будет такая же гора пирогов.

Источник фото: starylev.com.ua.

Еще один распространенный обычай – «пугать» деревья . Грозясь срубить их, если не дадут щедрый урожай, хозяин ходил по фруктовому саду с топором.

Также в канун Нового года были приняты гадания, например, на суженого. Так, во многих семьях на «старый Новый год» принято подавать вареники . Но не все знают, почему. Наши предки устраивали нехитрые гадания и развлечения: готовили вареники с сюрпризом. Хозяйки могли спрятать внутри как съедобные, так и несъедобные вещи, например, пуговицу, монетку. Так что есть такие вареники нужно было с особой осторожностью. Каждый вариант «начинки» обозначал, каким будет год у того, кто отведает вареник с сюрпризом. Например, вишня – к удаче, зерно или монета – к богатству, соль – к слезам.

Источник фото: pustunchik.ua.

В православной традиции 14 января (Новый год по старому стилю) празднуют , или попросту Маланки и Василя. И накануне Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) до сих пор сохранился обычай «маланкования» или щедрования . По домам до полуночи ходят ряженые и развлекают хозяев веселыми сценками. За это их благодарят угощением с щедрого стола. Причем в костюме Маланки появляется парень, а в костюме Василя – девушка.

Источник фото: cultura.pp.ua.

Ряженые обязательно водят с собой Козу в кожухе наизнанку (обычно переодетый парень). Коза проказничает и добавляет веселья. Другие действующие лица варьируются. Часто это Поп или Дьяк, Дед, Баба, Доктор, Цыган, Гончар, Солдат и другие. Если хотите развлечься сами и повеселить ваших близких, устройте представление. Сценарии можно найти в Интернете, а когда войдете во вкус, станете сочинять их сами.

Но особенно интересно попасть на фестиваль «Вашковецкая Маланка» на Буковину, в село Вашковцы Черновицкой области. Спешите !

Источник фото: vashkivtsi.com.

После новогодней полуночи женщины и девушки уже не ходили по домам: считалось, что первым в дом должен зайти мужчина – тогда это к добру. И потому ходили «полазники», посыпая дом и хозяев зерном, чтобы в Новом году был щедрый урожай. При этом пели песни. Хозяева благодарили «полазников» гостинцами.

Источник фото: zhzh.info.

Рождество в Украине

Как религиозный праздник Рождество предшествует Новому году. С этой последовательностью связаны обрядовость и обычаи нашего народа.

Рождество Христово: библейская легенда и христианские традиции

Согласно библейской легенде, Иисус Христос родился в иудейском городе Вифлееме , куда прибыли его мать Мария и ее муж Иосиф. Они заночевали в пещере, которая использовалась как хлев, здесь и появился на свет Сын Божий. О его рождении возвестила Вифлеемская звезда, а волхвы принесли щедрые дары младенцу.

Источник фото: skuki.net.

Ирод, царь Иудеи, задумал убить Сына Божьего, и по его приказу убивали детей до двух лет, но Иисус был чудом спасен. В христианской традиции Рождество является величайшим праздником. И хотя нет точной даты этого события, да и, как уже сказано, верующие используют разные календари, этот праздник, однако, отмечают с особой торжественностью. На Рождество люди идут в церковь на праздничное богослужение.

Украина – поликультурная страна, где испокон веков живут люди разных вероисповеданий. Римо-католики и протестанты празднуют Рождество 25 декабря (по григорианскому календарю). А греко-католики и православные – 7 января (по юлианскому).

Традиции празднования Рождества в Украине

Светлый праздник Рождества в Украине было принято отмечать в кругу семьи. Полы в сельских хатах застилали свежей соломой, и это напоминало о том, что Хритос родился не в хоромах, а в яслях, в хлеву. Дом украшали к празднику. Традиционно хозяин заносил дидух – сноп соломы, который считался символом урожая. Кстати, у дидуха было и другое название – Коляда. Считается, что этот символ идет еще из язычества. Обычай ставить дидух и сейчас распространен на Западной Украине , его не смогла вытеснить елка. В Галичине было принято сжигать дидух на третий день Рождества.

Источник фото: thetraveller.com.ua.

Однако в богатых семьях постепенно символом Рождества стала елка, причем на верхушке обязательно красовалась звезда – символ Вифлеемской звезды , которая возвестила рождение Христа.

Источник фото: dsnews.ua. Елка на Софийской площади. Киев.

Накануне Рождества наступал Святой Вечер , родные собирались за столом. Было принято приходить вовремя: считалось, если опоздаешь к ужину, то будешь потом опаздывать целый год. Крестники приносили «вечерю» своим крестным. В это время заканчивался пост, и уже готовили разнообразные мясные блюда. Но есть их полагалось только после полуночи или на следующий день.

А в сам Свят-вечер на столе было 12 постных блюд (как 12 месяцев в году) и обязательно – кутя. Сейчас современные хозяйки варят ее из риса, но традиционно, конечно же, готовили кутю из пшеницы, приправляли медом, добавляли орехи, изюм, сухофрукты. С нее начинали вечернюю трапезу.

Источник фото: UaUa.INFO.

Прекрасный обычай на Рождество – мириться с близкими людьми. .

Если вам посчастливилось попасть – вы увидите незабываемое действо! Хотите попасть на него? .

Источник фото: hostelhappy.com.ua. Рождество во Львове.

Колядки и вертеп в Украине

Рождество встречали колядками: был обычай ходить по домам со звездой, изображавшей Вифлеемскую, и петь песни во славу Иисуса Христа. Колядовать могли и взрослые люди, и дети. Обычно девушки и парни ходили отдельно.

Источник фото: львов-карпаты-тур.com.ua. Коляда в .

Популярным был и украинский передвижной кукольный театр – вертеп . Традиционно вертеп был двухэтажным домиком. На первом этаже, символизирующем Вифлеем, ставили серьезные сценки о рождения Иисуса Христа. А на втором этаже вертепа представляли комические бытовые сценки, которыми развлекали публику.

Со временем вертеп трансформировался в настоящий уличный театр. И сегодня мы наблюдаем возрождение и развитие этих прекрасных украинских традиций. Вертепы гастролируют по стране, возвещая о светлом празднике Рождества Христова и радуя людей. Вертепом также называют кукольную статичную сценку рождения Христа.

Источник фото: svitppt.com.ua.

Источник фото: bukovel.com. Буковель.

Где бы вы ни были, не забудьте поздравить родных и близких, тем более, что вам в помощь – современные средства связи. Виртуально вы даже сможете прийти на Свят-вечер и на Щедрый вечер к родственникам. Пожелайте им счастья, добра, поделитесь своими впечатлениями и фото!

И. Н. Крамской. Святочное гадание. 1870-е годы.

Старинная поздравительная открытка к святкам.

Один из главных христианских праздников - Рождество Христово - православная церковь отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства - в Х веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - коляду.

Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши - кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом - маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная - родится хороший урожай льна, а короткая - будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво - быть за глухим или стариком.

В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.

"Настали святки. То-то радость!"

Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки - двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова "кумир" - изображение, изваяние языческого божества). Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. "На коляду дня прибыло на куриную ступню" - говорили в народе.

Существует версия, что слово "колядки" произошло от слова "календы", которым римляне называли начало нового года. Коляда - славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, "бог торжеств и мира", по словам историка Н. М. Карамзина.

Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но прежде всего - чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:

... А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством...

Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на "кобылу" сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

Коляда, моляда,

Уродилась коляда!

Кто подает пирога -

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни

копейки -

Завалим лазейки,

Кто не дает лепешки -

Завалим окошки,

Кто не дает пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки - "канты".

Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

"На святки самая строгая мать, - читаем в книге С. В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила", - не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в "жировой" избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают "слушать" под окнами и гадать в поле".

В "святые вечера" женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.

Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.

Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая - на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая - на Крещение (с 18 на 19 января).

Для святок характерны "очистительные" обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.

ЛИТЕРАТУРА

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.

Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского" . М., 1987.

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А. Ф. Некрылова. М., 1989.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.

Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

В древности жизнь любого народа была строго подчинена циклам. Имели значение не столько конкретные даты, сколько смены сезонов и ежегодно повторяющиеся события, которые знаменовали окончание определенного периода и начало следующего. Поэтому, говоря о том, когда и как Новый Год праздновали на Руси, не имеет особого смысла упоминать конкретные даты. Исследователям доподлинно не известно, каким образом было принято отмечать это событие в дохристианские времена (отдельные упоминания об этом встречаются только в источниках иностранных авторов), но, так как с воцарением власти церкви языческие традиции не исчезли, отдельные обычаи были зафиксированы в летописях и других документах.

Как Новый Год праздновали на Руси до христианства

Существует мнение, что славяне отмечали приход Нового года 22 марта, то есть в день Этот праздник был посвящен окончанию зимы и пробуждению природы. В этот день пекли блины (они символизировали солнце) и сжигали чучело Масленицы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.

Позже такие праздники, как Масленица и Новый Год, были разделены. Это произошло из-за принятия христианства.

Коляда: традиции

Но у всех народов Европы (в том числе и у восточных славян) существовал еще один праздник, от которого и произошли современные новогодние каникулы. Он начинался в двадцатых числах декабря (на солнцеворот) и продолжался 12 дней. В Скандинавии его называли Йоль, а на Руси - Коляда. Этот праздник знаменовал собой не смену сезонов, а рождение нового Солнца (поскольку как раз с этого момента световой день начинал удлиняться). Символом бога Коляды была звезда, которую носили с собой ряженые.

В честь Коляды водили хороводы (что символизировало движение солнца по небу), жгли костры (считалось, что в эти дни умершие предки приходят к ним погреться). Традиции Нового Года на Руси тесно связаны с традициями Коляды. Впоследствии к ним добавились и рождественские обычаи, причем все они вполне мирно уживались.

Ритуальные блюда

Понятие нового солнца ассоциировалось с новой жизнью и плодородием. У восточных плодородия (а значит, и домашнего скота) был Велес. Именно в его честь на Коляду было принято готовить каравай (изначально - коровай, ритуальный хлеб, заменяющий жертвенного теленка) и козули - коз, овец и домашней птицы.

В праздновали с размахом: главным блюдом на столе был поросенок. На его внутренностях гадали на то, какой будет зима и чего ждать от нового года. Не обходилось и без кутьи - сборной каши, главным компонентом которой было пшеничное зерно, - и узвара (взвара) - компота из высушенных ягод. Само собой, не каждая семья могла позволить себе поросенка, но кутья считалась непременным атрибутом трапезы (славяне были в первую очередь земледельцами). Накануне Коляды также варили пиво, пекли пироги с различными начинками. Обильная совместная трапеза считалась залогом плодородия и достатка в будущем году.

Обряды

История праздника Новый Год всегда была тесно связана с чудесами - как радостными, так и страшными. После Коляду сменили Святки. Появилось понятие Рождества и Васильева Дня (1 января), но сами традиции остались те же.

Первые шесть считались святыми, а следующие шесть - страшными. Люди верили, что после Васильева дня из нижнего мира приходит всякая нечисть и невозбранно бродит по земле. Ее нужно либо задабривать, либо отгонять. Задабривали злых духов кашей, горшки с которой выставляли под дверь, а изгоняли - кострами и шумными гуляньями с обрядовыми песнями - колядками. Дети и взрослые надевали берестяные маски и шубы мехом наружу и ходили от дома к дому, желая хозяевам счастья и богатства и рассыпая зерно. Хозяева должны были угостить ряженых пирогами или печеньем - козулями.

Гадания

«Зимний» Новый Год в Древней Руси был праздником возрождения солнца, поэтому встречать его нужно было во всем новом и чистом. Люди надевали еще неношенное платье, подметали избы, проводили очистительные ритуалы, заговаривали скот. Обязательной составляющей праздника были гадания. Они сохранились до наших дней, хотя церковь всеми силами боролась с ними. Женщины гадали на воске, зеркалах, нитках, внутренностях животных, снах, тенях, картах, луковицах и кольцах. Во все времена их интересовали одни и те же вещи: богатство, счастье, урожай, перспективы замужества в будущем году. Как правило, гадания устраивались в бане, которая со времен язычества считалась сакральным местом.

Как Новый Год праздновали на Руси в период раннего христианства

Таким образом, к моменту принятия новой веры в 988 году отмечали два масштабных торжества - Масленицу и Коляду, каждое из которых можно было отождествить с Новым Годом. Но в первом случае Новый Год связывался с концом зимы и началом сельскохозяйственных работ, а во втором - с возвращением солнца на землю и победой над злыми силами. Какой праздник был главнее, сказать сложно.

С 10 века история праздника Новый Год постоянно испытывала влияние церкви. С приходом христианства его стали отмечать 1 марта, как было принято в Римской Империи. Оттуда же были заимствованы названия месяцев и летоисчисление (от сотворения мира). Смещение дат оказалось не таким уж сильным, и нововведение было воспринято без сопротивления. Масленичные традиции, такие как хождение в гости на блины, потешные бои и различные состязания, сжигание чучела Зимы, сохранялись.

Церковный Новый Год: 1 сентября

Шли годы, распалась Киевская Русь. Новый Год по-прежнему отмечался 1 марта. Но все изменил Никейский Собор: в 14 веке празднование Нового Года (новолетия) было перенесено на 1 сентября. В 15 веке Иоанн III повелел считать этот день началом и гражданского, и церковного года. Изменение даты было связано с укреплением позиции русского государства и повышением престижа местной православной церкви. Согласно библейской легенде, Бог сотворил мир в сентябре. В странах с более мягким климатом в этом месяце заканчивались сельскохозяйственные работы, и наступал период «отдохновения от житейских забот», но на Руси дело обстояло по-другому. Впрочем, церковных иерархов это мало заботило. 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались налоги и выплачивались оброки. Можно было подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы, в столице царь обращался к народу. Вечером семьи собирались за трапезой, угощались медовухой и пивом. Осенний Новый Год в допетровской Руси праздновали столь же охотно, как и Святки, и Масленицу.

Петровские преобразования

Между прочим, церковный Новый Год до сих пор отмечается 1 сентября, хотя не все верующие об этом знают. А вот дата гражданского опять поменялась благодаря Петру, который в своих реформах ориентировался не только на Западную Европу, но и на балканских славян. Все они праздновали Новый Год зимой.

Петр также ввел «прогрессивное» летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Наступление 1 января 1700 года в городах отмечали уже по-европейски - с установкой праздничного хвойного дерева, украшением домов, фейерверками и пальбой из пушек, подарками и парадами. Праздник стал светским.

Примерно так же,как Новый Год праздновали на Руси, отмечают его и сейчас. Конечно, позабылись многие обряды и значение тех или иных действий, но в целом традиции оказались очень живучи, и неудивительно, ведь во время темной и долгой зимы люди испытывают повышенную потребность в веселом и шумном празднике.

Празднование этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.

Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы - бога плодородия.

В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.

В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.

К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе - 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.

Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.

Все о Деде Морозе

Как гласит легенда, «прадедом» Деда Мороза был герой русских народных сказок - Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.

Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.

Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте - в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.

Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.