План реализации проекта логопед для малышей. Пальчиковые тренажеры «По дорожке я шагаю». Мероприятия по реализации проекта

13.05.2019
Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»

В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка) , тем оно эффективнее.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению:

  • не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
  • не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
  • и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..» , направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители,

Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей» .

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
  3. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
  2. Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
  3. Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проектная деятельность осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

  • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко» .

2 этап - основной (практический) .

подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) ;
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал) ;

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (аналитический) .

  • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
  • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
  • Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

Список литературы:

  • Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
  • Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия» . Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях» . М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» . М. Воронеж, 1997.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

Долгосрочный логопедический проект

«Здоровячок-речевичок»

по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Муртазина Айсылу Радиковна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 29

г. Нефтекамск

Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие о здоровье и здоровьесберегающих технологиях……………………….5

Этапы работы над проектом………………………………………………………...6

Подготовительный

Основной (практический)

Заключительный

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………11

Введение

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Сказка» г. Нефтекамск

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:

Дети подготовительных групп № 3, № 4, родители, педагоги.

Время реализации проекта:

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.

Задачи проекта:

Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.

Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.

Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях.

Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы

эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный

теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)

диагностические методы

Ожидаемые результаты:

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология - пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:

Сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

Создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка;

Обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

Принцип «Не навреди!»;

Принцип сознательности и активности;

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип доступности и индивидуальности;

Принцип всестороннего и гармонического развития личности;

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Этапы работы

1 этап - подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

Выявление проблемы.

Определение системы мероприятий по реализации проекта.

Изучение уровня компетентности родителей по проблеме - анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни».

2 этап - основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Форма работы:

Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений».

Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Консультация для инструктора физической культуры «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями».

Проведение мастер-класса для воспитателей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика - основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома».

Изготовление картотек (комплексов упражнений) «Развитие высших психических функций», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Физминутки».

Использование традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях.

Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Логопедический и точечный массаж

Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на биологически активные точки воздействуют пальцем или кистью.

5. Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

6. Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Физкультминутки

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Тараданова Дарья

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В современной педагогике возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Данное противоречие влечет за собой проблему коррекции отклонений в речевом развитии.

В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации мы видим в очном и дистанционном просвещении родителей в форме Консультативного пункта «Пусть говорят!» . В данном случае Консультативный пункт выступает как:

  • средство решения коррекционных задач;
  • социально-психологическое обеспечение образовательного процесса;
  • способ организации взаимоотношений участников образовательного процесса, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Информационное и обучающее просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Цель Проекта – повышение эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника посредством взаимодействия учителя-логопеда с семьей.

Задачи Проекта:

1. Создать Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!»:

  • смотивировать родителей младших школьников, зачисленных в логопункт, на сотрудничество и взаимодействие;
  • активизировать систематическую деятельность Консультативного пункта для родителей на основе диалога, открытости и конфиденциальности на основе современных педагогических технологий (в т.ч. информационно-коммуникационных);

2. Распространить опыт в области расширения инновационного поля взаимодействия через активные формы работы.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому осознанное включение родителей в единый, совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволят значительно повысить его эффективность.

Новизна Проекта заключается в том, что в нем, кроме традиционного информационного и обучающего просвещения родителей, представлен вариант дистанционного просвещения через активное использование информационно-коммуникационных технологий в рамках коррекционного процесса образовательного учреждения.

Практическая значимость Проекта состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы обеспечивают качественно новый подход к работе по взаимодействию с родителями и разработку практических рекомендаций, необходимых для повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника.

Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!» будет функционировать как образовательная сеть, направленные на наиболее полное использование совместных ресурсов участников взаимодействия.

Взаимодействие в рамках данного Консультативного пункта будет реализовываться двумя способами:

  1. Виртуальное образовательное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.
  2. Реальное взаимодействие школы и семьи с целью совместной реализации образовательных задач.

Таким образом, функционирование Консультационного пункта для родителей «Пусть говорят!» позволит семье с легкостью преодолевать различные сложности, возникающие при выполнении домашних заданий. «Виртуальный» учитель-логопед будет оказывать реальную помощь семье и ребенку.

С этой целью на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

  • во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят, так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие;
  • во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса;
  • в-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;
  • в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями будет строиться по следующим направлениям:

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия. - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей (информационное и обучающее). Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей будет осуществляться комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.

К традиционным формам и методам работы мы относим:

  • анкетирование,
  • семинары-практикумы,
  • консультации,
  • родительские собрания,
  • открытые занятия,
  • домашние задания.

К высоким результативным показателям, уверены, приведет использование следующих форм работы:

  • совместные праздники,
  • видеотека,
  • игротека,
  • домашняя библиотека.

Со всеми предложенными формами работы родителей запланировано знакомить не только при очной встрече, но и посредством использования ресурсов сети Интернет. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомления с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, родители всегда с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.

Кроме консультаций по телефону, обратная связь через тетрадь ученика, записи в дневнике или заполнение специальных анкет, будет использована специальная литература и различные пособия для занятий дома. Весь материал, который будет рекомендован родителям для изучения в домашних условиях, будет интересным, ярким и доступный. Всё это поможет в незначительные сроки повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями через Консультативный пункт «Пусть говорят!» позволит повысить эффективность коррекции речевых нарушений младшего школьника.

Этапы реализации Проекта

I этап, подготовительный (май 2013г. – сентябрь 2013 г.)

Задачи этапа:

1. Разработка документации.
2. Подготовка коллектива обучающихся и их родителей к реализации данного Проекта.

II этап, основной (сентябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)

Задача этапа — реализация ключевых мероприятий Проекта, функционирование Консультативного пункта для родителей.

III этап, обобщающий (май 2014 г.)

Задачи этапа:

1. Обработка данных, описание результатов деятельности.
2. Соотнесение результатов с целями.
3. Оценка эффективности внедрения Проекта.
4. Подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций, презентации.

Основные мероприятия Проекта

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

Цели

Сроки

Организационные формы работы Консультативного пункта

Цели

Сроки

Родительское собрание «Давайте познакомимся!»

Знакомство родителей с итогами стартовой диагностики речевого развития детей, с содержанием коррекционно- развивающей работы с ними в условиях логопункта.

Сентябрь 2013г.

Анкетирование

Изучение педагогической наблюдательности родителей по отношению к своему ребенку, выявление адекватности позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.

май 2013г.

Консультирование «Автоматизация звука» (очная и дистанционная форма)

Ознакомление родителей с правилами автоматизации поставленных звуков.

Ноябрь 2013г

Консультирование « » (очная и дистанционная форма)

Развитие умений родителей по применению артикуляционных упражнений.

Октябрь 2013г.

Родительское собрание «Экватор»

Знакомство родителей с рубежными результатами детей.

Декабрь 2013г.

Открытые занятия

Знакомство родителей с речевыми возможностями детей.

Октябрь 2013г.

Консультирование «Нетрадиционные упражнения» (очная и дистанционная форма)

Применение нетрадиционными артикуляционными упражнениями. Ознакомление родителей с правилами их выполнения.

Декабрь 2013г.

Семинар-практикум

Совместное с детьми разучивание артикуляционных упражнений, общение родителей со специалистами, получение информационно- психологической помощи.

Ноябрь 2013г

Консультирование «Развитие связной речи» (очная и дистанционная форма)

Обогащение представлений родителей о возможностях использования бытовой ситуации для развития речи ребенка.

Февраль 2014г.

Консультирование «Развитие мелкой моторики» (очная и дистанционная форма)

Расширение представлений родителей об особенностями мелкой моторики детей и ее влиянии на речевое развитие.

Январь 2014г.

Консультирование «Речевые игры дома» (очная и дистанционная форма)

Знакомство родителей с разнообразием речевых игр.

Февраль 2014г.

Консультирование «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма)

Знакомство родителей с видами словаря и способами его обогащения.

Март 2014г.

Родительское собрание «Подведём итоги»

Ознакомление родителей с результатами коррекционного процесса.

Апрель 2014г.

Консультирование «Продолжение…» (очная и дистанционная форма)

Рекомендации родителям по работе с детьми в летний период. Библиотека для родителей.

Март 2014г.

Анкетирование

Оценка качества совместной работы родителей и учителя-логопеда.

Развлекательная программа «Говорун-шоу»

Демонстрация знаний, умений навыков приобретенных детьми за год. Награждение участников коррекционного процесса.

Апрель 2014г.

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Качественные:

  • создание в образовательном учреждении организованного пространства взаимодействия с семьей с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника;
  • обеспечение качественного образования в школе через создание условий вариативности, здоровьесберегающей направленности, современного информационно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса;
  • информирование родителей о физиологических возможностях ребенка с целью успешного осуществления коррекционного процесса.

Количественные результаты:

  • повышение качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80% от общего числа обучающихся зачисленных в логопункт);
  • увеличение числа младших школьников (не менее 90%), выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи;
  • увеличение числа родителей младших школьников (не менее 85%) удовлетворенных качеством образовательных услуг.

Перспективы распространения Проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект
«Здравствуй, сказка» .(2014 год).
(старшая логопедическая группа)

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи.
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитательи.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели (27.10-7.11)

Результат: презентация проекта в форме развлечения «Путешествие в сказку».

Этапы работы:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Обсуждение проекта с воспитателями.
  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  7. Презентация проекта.

Пути реализации проекта

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Организация выставки поделок, рисунков.
  1. Беседа «…да в ней намёк».
  2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
  3. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  4. Самостоятельное составление сказок.
  5. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  6. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  8. Загадки о сказках, героях сказок.
  9. Организация логопедической выставки.
  10. Развлечение «Путешествие в сказку».
  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось…)

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.

Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.

На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!

Чтоб была я в ней не злая, а добрая!

План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Здравствуй, сказка»

сроки

ответственные

27.10

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Полянина Е.И.- учитель-логопед

27.10

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Рыбалко А.В. – воспитатель,

27.10.-

7.11

Оформление книжного уголка.

Рыбалко.А.В.- воспитатель

28.10

Беседа «…да в ней намёк».

учитель- логопед

27.10.-

7.11

Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.

Воспитатель

Гоцкая Ю.А.

27.10.-

7.11

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Воспитатели:

Гоцкая Ю.А.

Рыбалко.А.В

29.10

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам.

учитель- логопед

Полянина Е.И

30.10

Сказочный КВН

Учитель-логопед

Полянина Е.И

31.10

викторина «Путешествие в сказку».

Учитель-логопед

Полянина Е.И

27.10.-

7.11.

Выполнение самостоятельных и совместно с воспитателями, учителем -логопедом, родителями творческих работ.

Родители, воспитатель, учитель- логопед.

4.11.

Занятие по развитию связной речи «Сказка про добрую Бабу Ягу».

5.11.

Развлечение «Путешествие в сказку», логопедическая выставка.

Учитель-логопед, воспитатель.

Используемая литература.
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

  • «Гуси-лебеди»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Баба Яга»
  • «Звериное молоко»
  • «Иван-царевич и Белый Полянин»
  • «Марья Моревна»
  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
  • «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»
  • «Падчерица и мачехина дочка»
  • «Сказка о двух сёстрах»
  • «Баба Яга и Дарьюшка»