Предмет метод и принципы псо. Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо

05.07.2019

Под предметом права социального обеспечения понимается определенная совокупность отношений, которые регулируются данной правовой отраслью. В предметную область права социального обеспечения включены три группы основных общественных отношений в сфере социальной поддержки:

  • 1) общественные отношения, связанные с социальным обеспечением населения, выраженным в денежной форме (выплаты пособий, компенсаций, пенсий и т.д.);
  • 2) общественные отношения, связанные с предоставлением социальных услуг населению (социальные услуги пожилым, лицам с ограниченными возможностями, семьям с детьми, детям, вынужденным переселенцам, беженцам, предоставление льгот и т.д.);
  • 3) процедурно-процессуальные отношения (применяются с целью установления юридических оснований для возникновения, реализации и защиты прав граждан на предоставление социального обеспечения).

К указанным выше процедурно-процессуальным отношениям относят следующие:

  • 1) процедурные отношения - такие отношения, которые возникают в связи с необходимостью проверки фактов либо их установления, для дальнейшего предоставления различного вида социальной поддержки. В процедурных отношениях с одной стороны выступает гражданин, а с другой государственные органы или государственные учреждения. К примеру, отношения между человеком и органами здравоохранения (учреждениями медико-социальной экспертизы - об установлении инвалидности; лечебными учреждениями - об установлении временной нетрудоспособности); органами ЗАГСа - о подтверждении возраста, семейного положения или смерти; различными архивными учреждениями и т.д. Процедурные отношения в связи с пенсионным обеспечением присутствуют при взаимодействии физического лица и управления пенсионного фонда, службы занятости и др.;
  • 2) процессуальные отношения - такие отношения, которые связаны с необходимостью решения спорных ситуаций, возникающих между сторонами социального обеспечения, а также для защиты конституционных прав граждан. Сам факт включения процессуальных отношений в предметную область права социального обеспечения не однозначно воспринимается в юридической литературе. По мнению многих специалистов в области социального обеспечения процессуальные отношения регулируются нормативно-правовыми актами других областей права. Так, рассмотрение жалоб вышестоящими органами относится к административному виду отношений, а решение подобных вопросов в судебном порядке - к гражданско-процессуальному, без проявления каких-либо специфических признаков.

Многие специалисты предлагают создание специализированных социальных судов для рассмотрения в них споров и жалоб в сфере социального обеспечения. Суды такого вида уже существуют в некоторых странах с развитой социально-экономической системой.

В отличие от общегражданских судов рассмотрение в них дел проходит по упрощенной схеме и в более короткие сроки, что позволяют значительно быстрее, а также дешевле исправлять нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения. Несомненно, при организации подобных судов в Российской правовой системе, они будут изучаться в предметной области изучения права социального обеспечения, в разделе процессуальных отношений. В дискуссионной форме высказываются предположения о возможности отнесения к предметной области права социального обеспечения материальных и административных отношений.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

  • - по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  • - предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  • - процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются

пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи

с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное

социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения.

Кроме того, в предмет

права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки

фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

Отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

Определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

Применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

Еще по теме Предмет и метод социального обеспечения.:

  1. ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

План лекции:

1. Понятие социального обеспечения

2. Предмет права социального обеспечения

3. Метод права социального обеспечения

4. Система права социального обеспечения

Целью изучения данной темы является усвоение комплекса знаний о социальном обеспечении. Общественные отношения, составляющие предмет ПСО. Особенности метода ПСО. Общие положения права социального обеспечения и отдельные институты, их характеристика.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Определить понятие социального обеспечения.

Определить функции социального обеспечения

Рассмотреть предмет ПСО.

Раскрыть основные черты метода ПСО;

Отличить систему социального обеспечения от других смежных отраслей права.

1. Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общество. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано социальной политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, относятся:

1) источники финансирования

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставлять за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет Социального фонда Кыргызской Республики через специальные внебюджетные фонды: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда содействия занятости населения, а также средств республиканского бюджета и местных фондов социальной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, по выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои СССР и КР и др. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из выше перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

3) цель предоставления обеспечения

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, по обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требует от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства и в данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменение в содержании понятия социального обеспечения. Так, например, социальная политика СССР 70-80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Социальная политика современного Кыргызстана должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является и Кыргызстан) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). (см. Законодательство ). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной кыргызской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных положений международных норм. В развитие этого Конституция Кыргызской Республики 1993 г. (см. Законодательство) провозгласила Кыргызстана демократическим государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой законом охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя, из этого определения в системе социального обеспечения КР следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р.И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную . Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения.

Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям, в Кыргызстане с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить ее в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право - это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, отклоненной от тарифа, и т.д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право - государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т.д.

Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право - это государственной поддержки института брака и семьи, социальная защита и обслуживание многодетных и малоимущих семей, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право - это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты граждан Кыргызской Республики относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

2. Предмет права социального обеспечения

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правила, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих впервые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, вставший на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих, а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидам первой группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты не детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарные, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включает содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях, как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортом), включаются в социальное обслуживание в качестве самостоятельного вида.

Отношения по предоставлению инвалидам протезно-ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов; таким образом, они также включаются в систему правоотношений по социальному обслуживанию.

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует отвести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои Кыргызской Республики, Советского Союза, полные кавалеры орденов Славы или Манас, граждане, награжденные медалью «Данк», лица, подвергшиеся воздействию радиации, многодетные и малоимущие семьи).

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).

Наконец, в систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т. д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения (как и любой правовой науки) шире предмета отрасли, поскольку включает знания о предмете, методе, принципах правового регулирования, о правоотношениях, истории развития отрасли, путях ее дальнейшего совершенствования и развития; изучает развитие права социального обеспечения в других странах мира и т. др.

3. Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

Статья 27 Конституции КР закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении республиканского и местных органов социальной защиты. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих подзаконных нормативных актов местной администрации и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения. При этом на республиканском уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях местными органами, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами республиканских финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Законом КР «О государственном пенсионном социальном страховании» от 20 ноября 1997 г.,

Территориальные (область, район) органы социальной защиты за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т. д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.). Во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

3. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты -- это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами, либо эти средства становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т. д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

4. В праве социального обеспечения установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных (правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства). Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения -- гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

5. Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно переполучили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношению (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

5. Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т. д. Так, до недавнего времени право на пенсию неразрывно увязывали с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).

К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа -- на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники права социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие социального обеспечения

2. Какие Вы знаете виды социального обеспечения?

3. Каково соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита»?

4. Перечислите основные функции социального обеспечения.

5. Раскройте понятие права социального обеспечения как отрасли права.

6. Каков круг общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права?

7. Каковы особенности метода права социального обеспечения?

8. В чем отличие права социального обеспечения от других отраслей права?

9. Какова система права социального обеспечения как отрасли права и как науки? Раскройте структуру общей и особенной частей.

10. Какие существуют источники финансирования в социальном обеспечении?

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные причины создания государственной системы социального обеспечения?

2. В каких статьях Конституции КР закреплено право человека на социальное обеспечение?

3. Как Вы понимаете концепцию “социального государства”?

4. В чем заключается содержание основных функций социального обеспечения?

5. В каких формах осуществляется реализация конституционного права каждого на социальное обеспечение?

6. Какие отличительные признаки государственного социального страхования Вы можете назвать?

8. Каковы особенности государственной социальной помощи?

Вопросы для самостоятельной работы студентов

Понятие социального обеспечения. Функции социального обеспечения. Социальные обеспечения и социальная защита. Предмет права социального обеспечения. Метод права социального обеспечения. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права. Система права социального обеспечения

Социальный фонд КР. Пенсионный фонд. Фонд социального обеспечения. Фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости населения.

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения. Содержание принципов права социального обеспечения. Виды принципов социального обеспечения в Кыргызской Республике.

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Органы, осуществляющие социальное обеспечение. Граждане, имеющие права на социальное обеспечение.

Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению. Объекты правоотношений. Юридические факты по социальному обеспечению. Содержание правоотношений по социальному обеспечению. Пенсионное правоотношение. Правоотношение по обеспечению пособиями, компенсациями и льготами. Правоотношения по предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Понятие и виды процедурных правоотношений. Понятие и виды процессуальных правоотношений

Общий трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Страховой стаж. Порядок исчисления трудового стажа.

Право социального обеспечения – это самостоятельная и важная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан и их социальной поддержки в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также в процессе оказания медицинской помощи и предоставления других социальных услуг и льгот.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Так, одним из важнейших направлений деятельности РФ является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Все государства, в том числе Российская Федерация, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., признают право каждого человека на социальное обеспечение.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также в Конституции РФ закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, сущность которого состоит в осуществлении государством системы экономических и правовых мер, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.

Таким образом, значение права социального обеспечения заключается в том, что, исполняя конституционную обязанность по материальной поддержке отдельных слоев населения, государство способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, стимулирует воспроизводство народонаселения, а также восстанавливает общественный статус социально слабых категорий населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами всего сообщества.

Предметом права социального обеспечения как отрасли права являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения, т. е. урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе юридических фактов отношения между государственными и иными органами, с одной стороны, и престарелыми, нетрудоспособными и другими категориями граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по не зависящим от них обстоятельствам – с другой стороны, по материальному обеспечению и социальному обслуживанию последних.

Эти правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от видов социального обеспечения указанные правоотношения подразделяются на:

– пенсионные правоотношения, которые в свою очередь классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии на: пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет и т. д.;

– правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат, которые также классифицируются в зависимости от их вида на: пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности и т. д.;

– правоотношения по предоставлению социального обслуживания (медицинской помощи, бесплатных лекарственных средств, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, бесплатного протезирования и других услуг).

2. По срокам действия правоотношений в сфере социального обеспечения выделяют:

– правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, выплата пособия при рождении ребенка);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (например, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком);

– правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, выплата пенсии по старости).

3. В зависимости от природы правоотношений различают:

– материальные правоотношения, т. е. возникающие по поводу отдельных видов обеспечения;

– процедурные правоотношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения либо в связи с установлением юридических фактов (например, продолжительности трудового стажа, группы и причины инвалидности);

– процессуальные правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением споров между сторонами. Предпосылкой любого правоотношения являются юридические факты, т. е. конкретные жизненные (объективные) обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как правило, большинство правоотношений в сфере социального обеспечения возникают из сложных юридических составов. В таких случаях для наступления правовых последствий необходимо одновременно наличие нескольких обстоятельств. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

– субъект;

– объект;

– субъективное право и юридическую обязанность, т. е. юридическое содержание.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физические лица и государственные органы, которые в силу норм права могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей. При этом к физическим лицам относятся обладающие правоспособностью и дееспособностью как граждане РФ, так и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие в РФ, другие иностранные граждане только при наличии международных взаимных соглашений с РФ. В свою очередь к указанным государственным органам относятся органы Министерства труда и социальной защиты, органы здравоохранения, образования, а также органы местного самоуправления.

Объектом правоотношений в сфере социального обеспечения выступает то, по поводу чего возникают права и обязанности субъектов этих правоотношений, т. е. конкретное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги. Правовые нормы, которые регулируют отношения по социальному обеспечению, внутренне взаимосвязаны и построены на единых принципах.

Под принципами права социального обеспечения понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм права социального обеспечения.

По сфере действия все принципы права принято делить на:

– общеправовые, свойственные всем отраслям права;

– межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

– отраслевые, действующие в рамках только одной отрасли;

– внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли. В соответствии с этой классификацией к принципам права социального обеспечения относятся:

– общеправовые: законность, гуманизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и т. д.;

– отраслевые: всеобщность и доступность социального обеспечения; гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных в законе; дифференциация условий социального обеспечения в зависимости от условий труда, от трудового стажа, от природно-климатической зоны и т. д.; многообразие видов социального обеспечения, комплексность правового регулирования; принцип социального обеспечения за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды; принцип соответствия величины размеров пособий, пенсий и других выплат финансовым возможностям государства;

– межотраслевые: направленность, всесторонность, принцип неотвратимости ответственности, состязательности судопроизводства ит. п.;

– внутриотраслевые: каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию, каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком работника, адресность, доступность, добровольность, приоритетность предоставления социальных услуг и др. Метод представляет собой совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, в том числе и в сфере социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения обусловлен комплексным характером его предмета. Поэтому воздействие на субъектов правоотношений по социальному обеспечению осуществляется путем применения и административно-правового, и гражданско-правового методов.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения, так как одним из субъектов отношений по социальному обеспечению всегда является государственный или иной орган управления. Он выражается в установлении предписаний, запретов, ограничений, разрешений. В частности, все права и обязанности субъектов данных правоотношений определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон. Указанный метод находит свое проявление и в том факте, что большинство отношений по социальному обеспечению строятся все же не на договорной основе.

Гражданско-правовой метод основан на «автономности» действий субъектов по дополнительному социальному обеспечению, а также на отсутствии в некоторых случаях конкретной юридической связи между правами и обязанностями субъектов (к примеру, когда одна сторона имеет только обязанность). В данном случае подразумевается возможность оказания отдельных видов социальных услуг на договорной основе (например, по оказанию медицинской помощи).

Метод права социального обеспечения характеризуется следующими чертами:

– сочетание централизованного и локального способов регулирования прав и обязанностей субъектов;

– формирование содержания правоотношения не только законным, но и договорным путем. Однако большинство отношений по социальному обеспечению строится все же не на договорной основе. Так, стороны не могут по своему усмотрению расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия;

– специфика юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений (наступление старости, инвалидности, потеря кормильца, рождение ребенка и т. д.);

– абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношений. Так, все их права определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон.

Система права социального обеспечения – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Система права социального обеспечения состоит из двух больших групп:

– общая часть, которая включает в себя нормы, регулирующие общие положения права социального обеспечения: задачи, принципы, источники данной отрасли права, а также правовой статус субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения;

– особенная часть, в которой содержатся остальные нормы законодательства о социальном обеспечении, которые детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения.

  • Тема 3. Правоотношения по социальному обеспечению
  • 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
  • 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению
  • Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения
  • 1. Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды
  • 2. Страховой стаж
  • 3. Общий трудовой стаж
  • 4. Выслуга лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
  • 5. Непрерывный трудовой стаж
  • Тема 5. Пенсия по старости
  • 1. Понятие пенсии по старости и ее виды
  • 2. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях
  • 3. Досрочное назначение трудовых пенсий по старости по условиям труда и гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • 4. Пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф
  • Тема 6. Пенсия по инвалидности
  • 1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
  • 2. Понятие пенсии по инвалидности и ее виды
  • 4. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву
  • Тема 7. Пенсия по случаю потери кормильца
  • 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца и ее виды
  • 2. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
  • 3. Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву
  • Тема 8. Пенсия за выслугу лет
  • 1. Понятие пенсии за выслугу лет и ее виды
  • 2. Пенсия за выслугу лет гражданам из числа космонавтов
  • 3. Пенсия за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и сотрудникам правоохранительных органов
  • Тема 9. Назначение и выплата пенсий
  • 1. Порядок назначения и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
  • 3. Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов
  • Тема 10. Пособия по временной нетрудоспособности
  • 2. Размеры пособий по временной нетрудоспособности
  • Тема 11. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • 1. Общие вопросы предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей
  • 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
  • 3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
  • 4. Пособия, предоставляемые женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
  • Тема 12. Пособия по безработице
  • 1. Понятие пособий по безработице. Безработные и занятые граждане
  • 2. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице
  • Тема 13. Иные виды государственных пособий
  • 1. Социальное пособие на погребение
  • 2. Государственные единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений
  • 3. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих
  • Тема 14. Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан
  • 1. Ежемесячные компенсационные выплаты студентам, учащимся и аспирантам
  • 2. Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
  • Тема 15. Меры социальной поддержки
  • 1. Понятие мер социальной поддержки
  • 2. Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами рф
  • Тема 16. Государственная социальная помощь
  • 1. Понятие государственной социальной помощи
  • 2. Социальные пособия, материальная помощь и помощь в натуральном виде, предоставляемые малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
  • Тема 17. Социальное обслуживание
  • 1. Понятие, принципы и формы социального обслуживания
  • 2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • 3. Осуществление отдельных форм социального обслуживания
  • 4. Предоставление временного приюта в доме ночного пребывания
  • Тема 18. Социальное обеспечение
  • 2. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты
  • 3. Социальная защита граждан, занятых на опасных объектах
  • Тема 1. Право социального обеспечения как отрасль российского права

        Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

        Предмет и метод права социального обеспечения

        Принципы права социального обеспечения

    1. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

    Социальное обеспечение как реально существующее об­щественное явление нуждается в научной дефиниции. Одна­ко, несмотря на то, что разработка данного понятия ведется в различных отраслях знания с начала XX в., в науке и сегод­ня нет единства взглядов по вопросу о его основных призна­ках и содержании. Причина этого кроется в неоднозначности и многогранности термина «социальное обеспечение». С со­циологической точки зрения, это социальный институт, по­средством которого удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в поддержке со стороны общества. С экономи­ческой точки зрения, это совокупность экономических отно­шений, возникающих в процессе распределения доходов для поддержки нетрудоспособных членов общества.

    Выработанные в юридической науке концепции социаль­ного обеспечения можно разделить на две большие группы: социальное обеспечение в узком и широком смысле.

    Социальным обеспечением в узком смысле называется только обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, осу­ществляемое управомоченными государственными органами за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Иначе говоря, при рассмотрении социального обеспечения в узком смысле сфера его действия определяется по кругу лиц и источнику финансирования. Такой подход к определению названного понятия прослеживается уже в научных трудах 1930-х гг. Названный подход представляется неполным, по­скольку не дает возможности отграничить социальное обеспечение от других видов распределения из общественных фондов потребления хотя бы потому, что нередко из фондов, предназначенных для социального обеспечения, обеспечиваются и трудоспособные граждане.

    Под социальным обеспечением в широком смысле понимаются урегулированные нормами права общественные отно­шения, возникающие между гражданами, с одной стороны, и органами государства, органами местного самоуправления, организациями - с другой, по поводу предоставления гражданам из специализированных, особым образом созданных денежных фондов всех видов материального обеспечения при наступлении не зависящих от пони субъектов обеспече­ния обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение их доходов, повышенные расходы, малообеспеченность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков, а также поддержания определенного минимального жизненного уровня.

    Анализ данного определения позволяет выделить следую­щие основные признаки социального обеспечения:

    1) социальное обеспечение представляет собой целый ряд общественных отношений, урегулированных нормами права;

    2) субъектами данных отношений выступают гражда­не и органы государства, органы местного самоуправления, а также организации (в первую очередь речь идет о работода­телях);

    3) социальное обеспечение финансируется за счет бюджет­ных средств и средств специализированных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхо­вания РФ, Федерального и региональных фондов обязатель­ного медицинского страхования). С 1 января 2010 г. формиро­вание внебюджетных фондов осуществляется за счет уплаты обязательных страховых взносов;

      в качестве объектов социального обеспечения высту­пают блага, предоставляемые гражданам: пенсии, пособия, компенсационные и страховые выплаты, медицинская по­мощь, социальная помощь, социальная поддержка, социаль­ное обслуживание, дополнительное социальное обеспечение и др.;

      граждане обеспечиваются указанными благами при на­ступлении особых случаев (иначе они называются социальны ми рисками), в их числе: достижение определенного возраста, инвалидность, признание гражданина безработным, рождение ребенка и др.;

      наступление рисков влечет наступление неблагоприят­ных последствий, таких как снижение или утрата доходов, по­вышенные расходы и др.;

      цель социального обеспечения - предупреждение, смяг­чение или устранение неблагоприятных последствий, а также поддержание определенного минимального жизненного уров­ня граждан и членов их семей.

    Социальная политика - целенаправленное воздействие го­сударства, общественных объединений и организаций на суще­ствующую систему общественных отношений, задача которо­го - улучшить условия быта и труда широких слоев населения. Основными целями социальной политики Российской Федера­ции в настоящее время являются:

      определение путей и способов обеспечения в долгосроч­ной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан;

      снижение темпов естественной убыли населения, ста­билизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожи­даемой продолжительности жизни;

      формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности меди­цинских услуг, объемы, виды и качество которых должны со­ответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;

      создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта;

      повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

    Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищ­ного фонда потребностям населения;

    Значительное улучшение качества природной среды и эко­логичес-ких условий жизни человека, формирование сбалансиро­ванной экологически ориентированной модели развития эконо­мики и экологически конкурентоспособных производств и др.

    Следует иметь в виду, что содержание социальной полити­ки (как и политики в любой иной сфере) в правовом государ­стве закрепляется в законах, а не в подзаконных актах, прини­маемых органами исполнительной власти (даже высшими).

    Социальная защита населения - система общественных от­ношений по обеспечению условий для нормальной жизнедея­тельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организа­ций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охра­не труда, регулированию заработной платы и доходов насе­ления, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и об­служиванию нетрудоспособных и других нуждающихся в со­циальной защите лиц. Социальная защита является практи­ческой деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

    Право социального обеспечения можно определить как от­расль права, как науку и как учебную дисциплину.

    Право социального обеспечения как отрасль права - сово­купность норм, регламентирующих общественные отношения, складывающиеся при реализации прав граждан на соци­альное обеспечение.

    Право социального обеспечения как наука - совокупность идей, теорий, представлений, взглядов ученых о социальном обеспечении.

    Право социального обеспечения как учебная дисциплина - совокупность знаний, навыков, умений и квалификаций, ко­торыми должны овладеть студенты в процессе изучения дис­циплины.

    По объему наиболее широким является определение по­нятия права социального обеспечения как науки, поскольку предметом науки выступают не только действующие на сегод­няшний момент нормы, но и история развития социально­го законодательства, особенности социального обеспечения в зарубежных странах, предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также международно-пра­вовое регулирование социального обеспечения. Наиболее узким по объему является понятие права социального обеспе­чения как учебной дисциплины. Содержание учебной дисци­плины определяется потребностями подготовки специалистов и различается в разных вузах и на факультетах.