Проектная деятельность бисероплетение в доу. Организация кружковой работы в детском саду «Волшебный бисер

09.04.2019

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Современные девчонки охотно украшают себя необычным плетением из разноцветных стеклянных бусинок - бисера. Сегодня это ярко, модно, актуально. Но знают ли они историю возникновения бисера и преобразования этих маленьких стеклянных капелек? Понимают ли они, что продолжают древние традиции человеческого рода, которые уходят в эпоху доисторических времен?

Год назад я начала заниматься бисероплетением. Моя мама меня записала в кружок «Феи мастеров». Там я начала изучать разные схемы плетения. Недавно мне стало интересно, откуда произошел бисер.

Изделия из бисера и мелких бус были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии этот вид народного творчества является частью культурного наследия.

Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 6000 лет назад. Родиной считают Древний Египет, в котором было изобретено стекло. Но также существует древняя легенда, в которой моряки, перевозившие соду, обложили ею костер, а наутро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так появилось стекло, а потом из стекла начали изготавливать первый бисер. Сначала изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из зубов животных, костей, раковин моллюсков, камней и защищали древних людей от злых духов.

Бисером и стеклярусом украшают одежду, головные уборы, обувь, всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, декоративные изделия, вышивают картины и панно.

Объект исследования: бисер.

Предмет исследования: история возникновения бисероплетения.

Цель: изучить историю возникновения бисероплетения.

Задачи :

  1. Изучить литературу по теме проекта.
  2. Провести мастер-класс по бисероплетению.
  3. Провести анкетирование среди учащихся 2 «Г» класса.
  4. Подтвердить ил опровергнуть гипотезу.

Гипотеза: я считаю, что во все времена люди занимались бисероплетением.

Методы исследования:

Теоретические:

  1. Поиск и анализ информации в различных источниках
  2. Обобщение результатов исследования

Практические:

  1. Проведение мастер-класса с одноклассниками
  2. Анкетирование учащихся

Описание проекта

Мы провели анкетирование среди учащихся 2 - 3 классов. Опрос показал, что 100% учащихся знают, что такое бисероплетение и из чего изготавливают бисер. 6 человек (11,3 %) имеют представление о том, когда был изобретен бисер. 17 девочек и 1 мальчик (34 %) умеют плести из бисера. Все опрошенные девочки 29 чел. - 54,7 %) - хотели бы получить в подарок изделие из бисера, тогда как мальчики предпочли бы в подарок машинку или какой-нибудь другой гаджет.

Из литературы мы узнали, что даже тогда, когда бисер ещё не был изобретён, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

Так же существует 2 теории происхождения стекла, а за стеклом уже и бисера. По первой версии - около шести тысяч лет назад финикийские купцы везли природную соду. Высадившись на песчаном берегу на ночлег они обложили костер крупными кусками соды. Утром в золе купцы обнаружили слитки, которые были тверды прозрачны.

По второй версии - около 4500 лет тому назад древние египтяне научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла.

Так же мы проследили историю распространения бисера от Древнего Египта и Древней Руси до нынешнего времени. Мы узнали о технологии изготовления бисера, о его видах и видах плетения из бисера.

На втором этапе своего исследования мы провели мастер-класс среди одноклассников, а так же вывели рекомендации по уходу за бисером, сделали экономический расчет себестоимости изготовления цветочка.

Вывод

Изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса насчитывает уже несколько тысячелетий, оставаясь до настоящего времени одним из любимых видов декоративно-прикладного искусства. Мне было интересно узнать, что в Древнем Египте женщины дома из одежды носили только нити бисера. На территории Древней Руси найдено большое количество стеклянных поделок и бус. Бисером, жемчугом и драгоценными камнями на Руси украшали не только одежду, обувь, но и предметы мебели, например трон царя.

Многие дизайнеры современности используют бисер в создании своих шедевров и даже дают модные советы по ношению изделий из бисера.

Проведя исследование, я доказала, что история развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества, следовательно, люди во все времена занимались бисероплетением и в настоящее время интерес к этому виду народного творчества не пропадает. Как только изделия из бисера не называют и где их только не носят, но везде они любимы и радуют глаз.

Проект «Откуда к нам пришел бисер?»

Фантазии полёт и рук творенье,
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.

Зинаида Митрофановна Торопчина
(Из книги Л.Божко «Бисер. Уроки мастерства»)

В конце осени одна из воспитанниц принесла в группу поделки, выполненные из бисера. Дети очень заинтересовались ими, с увлечением рассматривали, расспрашивали, как она их сделала. Я раньше занималась бисероплетением и, увидев интерес у детей, решила организовать в группе кружок «Волшебный бисер».

Вначале я познакомила родителей с тем, какую пользу дают занятия бисером, оформив папку – передвижку «Бисероплетение – нужно ли?». Ведь помимо знакомства дошкольников с декоративно — прикладным искусством, развивающим в ребенке чувство прекрасного, бисероплетение развивает мелкую моторику рук, влияет на формирование умственных и конструктивных способностей. Получила полную поддержку со стороны родителей в оснащении необходимыми материалами.

Занятие бисероплетением проводила 1 раз в неделю, так как дети ходили в подготовительную группу и посещали другие кружки. Работа с бисером требует внимания и напряжённой работы глаз, поэтому занятие длилось не более 30 минут с обязательным перерывом. Во время перерыва проводила гимнастику для глаз, различные физкультминутки.

Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:

Цели : Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей, овладение различной техникой плетения.

Задачи:

Образовательные

  • дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;
  • ознакомить с материалами и инструментами;
  • научить практическим приёмам низания на проволоку: параллельное плетение;
  • научить детей плести, пользуясь схемой;

Развивающие

  • развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;
  • умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;
  • формировать умение организовывать свое рабочее место;

Воспитательные

  • воспитывать усидчивость, целенаправленность;
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, взаимопомощь, заботливое отношение к близким людям и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус.

При составлении плана совместной деятельности, учитывала уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого – к сложному», разнообразие видов деятельности, мотивацию поделок.

План совместной деятельности кружка «Волшебный бисер» в подготовительной группе на 2013 год.

Февраль.

Тема:

Вводное. История бисероплетения. Рассматривание готовых изделий. 1 занятие.

Цель: Познакомить детей с историей бисероплетения. Вызвать у детей желание изготавливать поделки из бисера.

Тема:

Техника безопасности при работе с бисером. Плетение браслета. 1 занятие.

Цель: Познакомить детей с техникой безопасности при работе с бисером. Закрепить знание цветов и их оттенков. Развивать умение нанизывать бисер на леску. Развивать тактильные ощущения.

Тема:

Изготовление цветка. 2 занятия.

Цель: Познакомить детей со схемой плетения, последовательностью. Развивать умение нанизывать бисер на проволоку, чувство ритма. Воспитывать трудолюбие, желание сделать приятное маме.

Март.

Тема:

Сборка цветка, оформление работы. 1 занятие.

Цель: Формировать умение самостоятельно собирать цветок. Развивать творчество. Воспитывать терпение, аккуратность.

Тема:

«Гусеница». 1 занятие.

Цель: Познакомить с техникой параллельного плетения. Продолжать учить плести по схеме, следуя словесным указаниям педагога. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Тема:

«Бабочка». 1 занятие.

Цель: Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

Тема:

«Стрекоза». 1 занятие.

Цель: Продолжать формировать умение плести с опорой на схему, следуя словесным указаниям педагога. Закрепление знания цветов и их оттенков. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Апрель

Тема:

«Весенняя веточка». Коллективная работа, 1 занятие.

Цель: Формировать умение плести с опорой на образец, следуя словесным указаниям педагога. Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Тема:

«Ракета». 1 занятие.

Цель: Закреплять умение плести игрушки параллельным плетением, опираясь на схему. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Тема:

«Рыбки». 1 занятие.

Цель: Закрепить умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. Воспитывать терпение, аккуратность.

Тема:

«Браслет на резинке». 1 занятие.

Цель: Познакомить с новым материалом – силиконовой нитью, с её свойствами, сравнить с леской и проволокой. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать художественный вкус.

Май.

Тема: Изготовление подарков сотрудникам детского сада. 2 занятия.

Цель: Формировать умение плести с опорой на образец, следуя словесным указаниям педагога. Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать трудолюбие, желание сделать приятное работникам детского сада.

Тема:

Поделки по желанию детей. 2 занятия.

Цель: Закреплять у детей имеющиеся навыки и умения плетения из бисера, выбирать необходимый материал для работы. Воспитывать взаимопомощь при выполнении работ.

На первом ознакомительном занятии постаралась пробудить интерес старших дошкольников к бисероплетению. Рассказала легенду о бисере, оформила выставку готовых работ.

Перед тем как приступить к первой работе с детьми рассмотрели все необходимые для работы материалы, познакомила с техникой безопасности в работе с бисером. Осваивать технику плетения начали с крупного бисера, используя прием простого низания бисера на леску, проволоку. Делали браслеты, цветок – подарок маме.

Когда пальчики немного окрепли, перешли к освоению параллельного плетения. Начали делать гусениц, бабочек, стрекоз. Дети учились работать со схемой, проговариваривали свои действия, упражнялись в счете.

В результате обучения дети узнали о свойствах бисера, научились изготавливать украшения, плоские фигурки животных на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку; в соответствии с техникой безопасности пользоваться ножницами, проволокой.




Конспект занятия по бисероплетению с детьми 5-6 лет

Конспект занятия «Разноцветные фантазии»

Описание работы: Конспект занятия с дошкольниками в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Знакомство с техникой применения бисера в оформлении праздничного плаката.
Длительность занятия: 1 академический час (35 мин.)
Тема учебного занятия: Создание творческой работы из бисера «Разноцветные фантазии».
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Цель занятия: Разработать и исполнить творческую работу из бисера с детьми в возрасте 5 лет.
Задачи занятия:
Образовательные:
формировать знания о изделиях из бисера;
ознакомить с технологией изготовления работы из бисера.
научить детей интересно проводить свой досуг.
обобщить полученные знания о бисере.
Развивающие:
способствовать развитию вкуса;
способствовать развитию мелкой моторики.
развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
Воспитательные:
способствовать приобщению детей к прикладному творчеству;
воспитывать аккуратность, трудолюбие и чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое до конца.
создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Методы:
Словесный - беседы, объяснения, инструктаж, опрос;
Наглядный – демонстрация готового изделия;
Практический – тренинг, выполнение работы под руководством педагога.

Форма занятия:
Комбинированное занятие – беседа, инструктаж, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, опрос.

Приемы:
Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.

Планируемый результат (отслеживается по трем уровням сложности):
1.Репродуктивный - изготовление элементов плаката строго по шаблону.
2.Частично-поисковый – выбор цвета бусин, количества элементов по выбору воспитанника.
3.Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

Подготовительная работа: Воспитателем заранее подготовлен лист ватмана с поздравительным текстом. Приготовлены материалы и разложены по столам.

Структура учебного занятия:
1)Организационная часть (1 минута).

2)Вводная часть: Беседа с детьми (7 минут).
Воспитатель объявляет детям тему, объясняет, как будет проходить занятие.
3)Вводный технологический инструктаж (4 мин).
Педагог рассказывает технологические этапы работы над изделием.
4)Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога (15 минут).
Педагог показывает и поэтапно выполняет работу, периодически обходя детей, помогая и указывая на ошибки.
5)Динамическая пауза, физминутка (2 минуты).
Отдых для воспитанников.
6)Подведение итогов.(5 минут).
Педагог, обсуждая с детьми их работы, задаёт контрольные вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи.
7)Завершение работы (1 минута).
Педагог прощается с детьми, благодарит их за работу.

Аннотация и актуальность занятия:
Выполнение творческой работы из бисера знакомит дошкольников с данным материалом и может, служит промежуточным этапом перед, непосредственно – бисероплетением. Бисероплетение для дошкольников - это полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности, мелкая моторика.
Конспект раскрывает методику изготовления творческой работы из бисера с дошкольниками, демонстрирует технологию работы.
В ней раскрываются этапы изготовления творческой работы, указываются материалы, которые используются. Так как бисер довольно мелкий и сыпучий материал, то работа с ним требует аккуратности, усидчивости, терпения, трудолюбия. А самое главное - работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дошкольники подготовлены плохо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики рук - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.
Занятие проводится в группе детского сада, и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером. Приобщение дошкольников к изготовлению творческих работ, к овладению приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса. Бисер очень нравиться детям красочностью, яркостью. Они охотно работают с этим материалом.

Ход занятия

1)Организационная часть.
Дети проходят и рассаживаются по своим местам.
Задача: эмоционально настроить детей на творческую активность на занятии.
Поздороваться с детьми. Представиться. Продемонстрировав готовые образцы бисерных элементов сориентировать детей на сотрудничество, взаимопонимание, творчество. Сообщить тему занятия.
Дети садятся за столы. На столах – карандаши, двухсторонняя бумага с клейкой поверхностью ножницы, тарелочки для работы с бисером, на отдельном столике – бисер, проволока.
Воспитатель: Заниматься начинаем, время даром не теряем.

2)Вводная часть (примерный текст): Беседа с детьми.
Задача: вовлечь детей в обсуждение по теме беседы.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое бисер? Бисер это маленькие декоративные бусины с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. А около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие.
Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. И на сегодняшний день изделия из бисера очень популярны.

Воспитатель:
Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Тёплым днём резвятся,
Дружно веселятся.
Ловят солнца лучики,
От весны в них ключики,
Чтоб всегда было тепло,
Снегом белым не мело,
Лилии цвели, кувшинки...
Не нужны рыбёшкам льдинки.
Летняя нужна вода
Нашим рыбкам в холода.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони!

Скажите, дети, о ком это стихотворение? (о рыбках). Молодцы! Правильно, мы будем плести рыбку.
Мы с вами будем делать рыбок и цветы из бисера для украшения праздничного плаката ко Дню матери.

3) Вводный технологический инструктаж.
Задача: сформулировать алгоритм деятельности.
Воспитатель: Техник работы с бисером очень много, но изготовление творческой работы из бисера больше всего походит на техники – «Бисерная мозаика» и «Бисерное панно» (приложение №2).
Педагог показывает пример работы в подобной технике.

Воспитатель: Для работы нам понадобятся следующие материалы : бисер различных цветов, скотч (двухсторонний), ножницы, бумажные выкройки.


Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы.
Воспитатель: В ходе занятия вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какую рыбку и цветок можно сделать из бисера (показ образцов). Как они сделаны? Краткий рассказ об этапах работы над изделиями с демонстрацией трафаретов.
Сделать акцент на творческую работу. Творчество - самостоятельная работа с применением фантазии и воображения.

4) Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога.
Задача: активизировать детей на творческий поиск.
Во время самостоятельной работы обращать внимание на качество работы, оказывать помощь неуспевающим, обращать внимание на устранение общих недостатков, сообщать дополнительные сведения.
Воспитатель: Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, усердно).
1.Работа над элементами плаката.
Сначала дети обводят трафареты, потом вырезаем с детьми бумажные выкройки для элементов плаката – рыбки, цветы.


Потом переводим их на бумагу с клейкой поверхностью (скотч).
Затем снимаем защитный слой бумаги (скотча).
И опускаем липкую поверхность в тарелку с бисером.
Для одного изделия (цветка) можно использовать несколько деталей. Тогда элемент получиться объемным и более сложным.


Так как у бумаги обе поверхности клейкие детали отлично стыкуются между собой.
Дети доделывают и поправляют свои работы. Педагог оказывает помощь по мере необходимости.





Воспитатель: Итак, дети, наши рыбки и цветы готовы. Давайте приклеим их на плакат. Выбираем свободное место на плакате и располагаем наших рыбок! (Воспитатель помогает расположить элементы на плакате). Работа завершена.

5) Динамическая пауза, физминутка.
Разминка. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

6)Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Педагог, рассматривая с детьми готовые работы, в порядке очерёдности, задаёт вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении изделия.
Задача: привлечь детей к оценке выполненных работ.

7)Завершение работы.
Поблагодарить детей за сотрудничество. Дети хором могут поблагодарить друг друга. Убрать рабочие места (дети). Попрощаться с детьми.


Материально-техническое оснащение занятия.
Мебель на 15 посадочных мест: столы и стулья, соответствующие Санитарно-гигиеническим нормам и возрасту детей. Готовые образцы рыбки и цветка из бисера. Трафареты (рыбка, цветок) из плотной бумаги.

1.Для детей:
бисер и проволока, ножницы, тарелочки для бисера.

2.Для педагога:
бисер и проволока, ножницы, тарелочка для бисера, ватман – 1 лист, маркеры.

Список использованной литературы:
1.Глёкер Ш. Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. -М.: Арт-родник, 2008. – 304 с.
2.Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении/ М.Изотова, О.Белякова. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2009. - 416 с.
3.Литвина Л.М., Леонидова И.О., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление аксессуаров из бисера,- М.: Просвещение, 2006. – 255 с.
4.Пармон Ф.М., Бадеева М.О. Всё о бисере.- М.: Сталкер, 2005. – 233 с.
5.Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. - М.: Высшая школа, 2003. – 278 с.
6.Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. - М.: Знание, 2006. – 144 с.
7.Хмара, З.А. Поделки из бисера. - М.: Сталкер, 2005. – 2007 с.
8.Черемных А.И. Основы художественного конструирования поделок из бисера. - М.: Просвещение,2005. – 266 с.


Заключение

Изучив литературу, и обобщив полученные знания, проведя работу с детьми были сделаны следующие выводы:
История бисера уходит в глубь веков, так как самой древней из найденных бусин около пяти тысяч лет, и на прямую связана с возникновением стеклоделия. Родиной бисера можно считать Египет.
При работе с бисером развивается мелкая моторика и точность движений. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.
Работа с бисером оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость, аккуратность.
Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес молодежи и подростков к работе с бисером. Детям нравиться работать с бисером, при такой работе приобретается навык самостоятельной работы, эти занятия способствуют созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения. Перед учащимися ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.
Учащиеся получают элементарные навыки работы с бисером. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Приложение №1. Возникновение и развитие бисера
История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом.
Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла.
С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.
Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера.
В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция.
Мастера разных стран пытались открыть секрет изготовления качественного бисера. В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров оставались безуспешными. Но чудо произошло: мастерам из Тюрингии, а затем из Богемии удалось изготовить великолепный по своим качествам бисер. Особый блеск и красоту придавала бисеру эмаль. Технология изготовления такого бисера была очень сложной, поэтому он был дорогим.
О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности.
Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.
Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер - мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.

Приложение №2.
Бисерная мозаика по воску. Специфика работы заключается в том, что на основу (фанеру, дощечку), наносится тонким слоем расплавленный на водяной бане воск. После затвердевания воска толстой иглой или пустым стержнем от шариковой ручки наносим контурный рисунок, в соответствии с которым вдавливаем. Бисеринки легче всего поддевать иглой и укладывать их в нужное место на основе. В нашем случае вместо воска используется скотч.
Бисерные панно (сочетание бисероплетения и рисунка). Основательницей данной техники является Ошлакова Надежда Алексеевна, однако вместо бисерных изделий она использует вышивку гладью. Специфика работы заключается в приклеивании бисерных элементов - бисерных цветов, травы, насекомых и все что угодно при помощи термопистолета.

В своем творческом проекте по технологии "История бисера и влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук" я постараюсь изучить историю появления бисера , обосновать влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук, создать проект по бисероплетению .

Планирую в творческом проекте по технологии на бисероплетение познакомиться с историей бисера и технологиями бисероплетения, исследовать влияние бисероплетения на формирование творческого мышления ребенка.


Своим творческим проектом "История бисера и влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук" я хочу рассказать учащимся моей школы о своем увлекательном увлечении и готовых выполненных работах из бисера.

В представленной творческой работе по технологии (бисероплетению) автор рассматривает технологии плетения бисером, изучает влияние бисероплетения на развитие творческого мышления, дает экологическое и экономическое обоснование своего творческого проекта.

В своем творческом проекте по технологии (бисероплетению) учащаяся 2 класса начальной школы рассказывает о своем увлечении и выполненных работах из бисера, создает и представляет презентацию своей работы.

Введение.
1. История бисера.
2. Производство бисера.
3. Технологии плетения бисером.
4. Влияние бисероплетения на развитие творческого мышления.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Экологическое и экономическое обоснование проекта.
Заключение.
Литература.

Введение


Я занимаюсь бисером в клубе Симферопольского аэропорта 2 год.
Мне очень нравится работать с бисером. В этом мне помогает руководитель кружка Татьяна Леонидовна Романова. Красиво исполненные изделия удивляют мое воображение.

Особенно меня поражает фантазия родной природы. Это нежность оттенков, игра контрастов. Это тонкие лепестки цветов, чудные кроны деревьев. Часто хочется перенести домой частичку природы, но чтобы она не увядала. Цветы из бисера и деревья сделанные мной в рамках творческого проекта по бисероплетению по технологии позволили осуществить это желание.

Работы радуют не только меня одну, но и всех окружающих, служат украшением интерьера, порождают желание узнать, как появилось в нашей жизни чудо-бисер и как влияет занятие бисероплетением на правильное формирование личности, на развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта. Это подчеркивает актуальность моей творческой работы по бисероплетению .

Цель творческого проекта по бисероплетению: изучить историю появления бисера, обосновать влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук, прорекламировать свое хобби – занятие бисероплетением, сплести из бисера изделие.

Задачи проекта по бисероплетению:

  1. Познакомиться с историей появления бисера;
  2. Проследить становление технологий бисероплетения на Руси;
  3. Провести исследования влияния бисероплетение на правильное формирование личности, на развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта;
  4. Рассказать о своем увлечении и работах из бисера, сделав презентацию работы.

Приложением к проекту по технологии на бисероплетение являются работы из бисера выполненные мной.

1. Пояснительная записка

2. Методическое обеспечение

3. Тематический план

5. Условия реализации программы

6. Прогнозируемые результаты

7. Библиография

8. Приложение

Пояснительная записка.

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг…, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением конгитивных способностей».

М.И.Кольцова, Е.И.Исена, А.В.Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т.д.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров…, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки…, почувствовать радость творчества».

Возможность посещения музейных выставок, заложенная в курс теоретического обучения, и предполагаемые встречи с мастерами прикладного творчества позволят расширить представления воспитанников о возможностях и значимости данного эстетического курса.

Методическое обеспечение

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером,приобщение детей к основам рукоделия.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы :

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования один раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.

Программа в объеме 30 занятий, из них – 10 занятий отводится на теоретический курс, 20 занятий – на практическую часть, включая организацию выставок и посещение городской выставки прикладного искусства.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть .

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству

Завершающая часть .

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей - 6 человек. Возраст - дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Организация работы по ручному труду предполагает:

Подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска…);

Организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:

Аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к

себе, вперед, вверх), убирать иглу в игольницу;

Правильно подавать друг другу ножницы.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т.д.

Тематический план работы

Наименование разделов и тем

Количество часов

практика

Экскурс в историю.

История бисера

Организация рабочего места

Знакомство с бисером, стеклярусом, техникой безопасности при работе.

Оборудование рабочего места.

Знакомство со схемами.

Низание цепочки «в одну нить».

Рябиновая веточка.

Выставка

Игла. Нити. Проволока. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе.

Брошь "Бабочка"

Браслет «Божья коровка».

Браслет широкий

Брошь "Бабочка" (усложненный вариант)

Стрекоза

Снежинки

Аквариум

Организация выставки (в конце темы)

Выставка

ИТОГО:

12

1 8

1. Экскурс в историю.

История бисера. Организация рабочего места. Знакомство с бисером и развитием искусства бисероплетения. Оборудование рабочего места. ТБ при работе с бисером.

2. Изготовление простейших цепочек.

Знакомство со схемами. Чтение схем.

Проволока. Техника безопасности при работе с проволокой.

Изготовление простейших низок. Низание цепочек «в одну нить».

Игла. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе с иглой.

Дикие животные. Места обитания. Образ жизни. Рассматривание иллюстраций.

Изготовление «Зайчика» из бисера по схеме.

Деревья нашего леса.

Изготовление «Рябиновой веточки» – коллективная работа.

Организация выставки работ в ДОУ на портале.

3. Украшения из бисера и стекляруса.

Стеклярус.

Насекомые. Внешний вид. Условия обитания. Чем питаются? Где зимуют? Рассматривание иллюстраций.

Изготовление броши «Бабочка» (упрощенный вариант). Знакомство со схемой. Порядок сборки. Оформление броши.

Изготовление броши «Божья коровка».

Изготовление широкого браслета в подарок маме.

Изготовление броши «Бабочка» (усложненный вариант).

Изготовление «Стрекозы».

Снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Украсим елку снежинками.

Животные воды. Их особенности. Рыба. Рассматривание иллюстраций.

Изготовление панно «Аквариум» - коллективная работа.

По окончании работы по теме организация выставки в ДОУ.

Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства.

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

1. Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Наличие столов для работы.

3. Приобретение бисера различных цветов и оттенков.

4. Наличие нитей для плетения, иголки, проволоки, лески, застежки и т. д., необходимых для рукоделия.

Кадровое обеспечение

1. Зам. зав по ВМРсоставляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.

2. Руководитель программы – осуществляет организацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

3. Медицинский работник – осуществляет врачебный контроль в процессе занятий, оказывает первую медицинскую помощь (при необходимости), ведет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета.

Прогнозируемые результаты

В процессе реализации программы дети приобретут:

Знания

1. Практического владения общими принципами работы по рукоделию.

1. Расширят представления о культуре ханты и манси, их истории.

2. Познакомятся с особенностями художественного языка, расширится словарный запас.

Навыки

1. Работы с бисером.

2. Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.

3. Работы и общения в коллективе.

Умения

1. Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.

3. Сочетать цвета.

Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества,

воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.

Библиография

1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.

2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.

3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.

4. О.В.Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.

5. М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт

Петербург 1999.

7. М.В.Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.

8. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

9. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

10. Е.Г.Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999.

11. Е.Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.

12. Н.Л.Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.

13. Л.В.Грушина. Плетенки из бисера – Дмитров, «Карапуз» 2009.

14. А.А.Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999.

15. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Подьяковой, В.Н.Аванесовой – М., «Просвещение» 1981.

Полную версию работы с приложениями можно .