Тест “Нелепицы”
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура: Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание . 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц , имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Окружающий мир для ребёнка может представляться не таким, каким он является на самом деле. Определить, правильно ли дети понимают отношения между предметами и явлениями и умеют ли объяснить их, под силу при помощи тестирования с использованием методики «Нелепицы».
С небылицами сталкиваются дети разного возраста, малыши очень любят стихи и сказки с алогичностями, некоторые ребята и сами не прочь сочинять таковые. Но есть ещё одна сфера, где небылицы нашли своё применение - психологическое тестирование по методике Роберта Семёновича Немова «Нелепицы», предполагающее поиск испытуемым ошибок на предложенном изображении. По мнению автора, этот способ диагностики полезен для работы с дошкольниками и младшими школьниками и помогает проанализировать следующие особенности познавательной деятельности:
Изображения такого типа предлагаются ребёнку для поиска нелепиц
Обследовать по методике «Нелепицы» можно детей с четырёх лет. Тестирование проводится индивидуально, порядок его организации следующий:
Последовательность выполнения теста ребёнком должна точно соответствовать рекомендациям: сначала найти то, что представлено неправильно, а потом рассказать, какое изображение было бы верным.
Ребёнку отводится всего три минуты на поиск неточностей на картинке, их объяснение и исправление. Чем больше тестируемый найдёт нелепостей, тем лучше. Для получения наивысших баллов за выполнение задания испытуемому нужно найти семь ошибок в изображении.
Если становится заметным то, что ребёнку тяжело справиться с заданием, то можно подтолкнуть его к верному решению с помощью побуждающих вопросов («Как ты думаешь, такое могло бы случиться на самом деле?», «Может быть, что-то тебя рассмешило на картинке?» и так далее).
Важно не только оценить правильность выводов ребёнка, но и обратить внимание на его манеру объяснять
Начиная анализировать результаты выполнения теста ребёнком, необходимо принять во внимание такие критерии:
Результаты деятельности тестируемого оцениваются по десятибалльной шкале, причём выше четырёх баллов и сама четвёрка ставится лишь в том случае, когда ребёнок за отведённые три минуты полностью выполнил первую часть инструкции. Это значит, что испытуемый определил все семь нелепиц, но не успел назвать или предложить правильные варианты того, как должно быть.
Баллы выставляются следующим образом:
По итогам выставления баллов определяется и уровень развития. Очень высокому соответствуют 10 пунктов, высокий характеризуется 8–9 баллами, о среднем уровне можно говорить, если показатели в пределах 4–7 пунктов, 2–3 балла - низкий уровень, 0–1 - очень низкий.
В дальнейшем упражнения с использованием картинок для методики могут использоваться в качестве коррекционного инструмента в работе с детьми, у которых будут диагностированы проблемы в развитии мышления.
Используя методику «Нелепицы», можно дать оценку образно-логического мышления испытуемого. Этот тест позволяет определить готовность малыша к школе, а также скорректировать работу с уже обучающимся ребёнком, если во время диагностики он показал не самый лучший результат.
Методика "Нелепицы" ().
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
https://pandia.ru/text/80/124/images/image003_77.jpg" width="314" height="234 src=">
Оценка результатов
2 балла - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 8-10 имеющихся на картинке нелепиц,
1 балл - ребенок заметил 5-7 нелепиц за отведенное время,
0 баллов - ребенок замети менее 4 нелепиц за отведенное время
Методика "Назови слова" ().
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка . Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания - 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
2 балла - ребенок назвал от 35 и более разных слов, относящихся к различным группам.
1 балл - ребенок назвал от 25 до 34 различных слов, связанных с разными группам
0 баллов - ребенок назвал менее 24 слов разных слов из различных групп.
Методика “Обведи контур” ().
Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления.
Инструкция: Как можно быстрее и как можно точнее воспроизведи на правой половине этого же рисунка тот контур, который нарисован на его левой части. Все линии надо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были нарисованы в тех же самых местах, где они изображены на рисунках в левой части.
https://pandia.ru/text/80/124/images/image001_218.gif" alt="*" width="12" height="12 src="> 2 балла – на выполнение задания ушло до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.
https://pandia.ru/text/80/124/images/image001_218.gif" alt="*" width="12" height="12 src="> 0 баллов – на выполнение задания ушло более 135 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.
Корректурная проба (Б. Бурдон).
Шкалы: концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.
Инструкция: “Дорисуй соответствующие символы, которые представлены в образце во всех пустых рисунках”.
Обработка результатов:
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных знаков, либо не правильно вписанных символов, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Обработка результатов:
2 балла – ребенок выполнил задание за 60-120 секунд и сделал от 1 до 3 ошибок.
1 балл - ребенок выполнил задание за 120-180 секунд и сделал более 4 ошибок.
0 баллов - ребенок выполнил задание за 180-240 секунд и сделал более 4 ошибок.
Если же ребенок сделал ошибок меньше, то его уровень увеличивается на один.
Задание «Закончи рисунок» (П. Торранс).
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Подготовка к тестированию . Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы – это 15–35 человек, т. е. не более одного класса.
Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5–10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20 минут.
При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».
И.В. Баграмян, г. Москва
Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .
Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.
Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.
Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.
Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.
Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять