Психология отцовства. Практические рекомендации для пап. Роль папы в приемной семье

27.05.2019

С рождения и как минимум до 3 лет в жизни ребенка мама, безусловно, главная героиня. Даже самый лучший и заботливый отец выступает ее „ассистентом". Конечно, важно, что он помогает ухаживать за малышом, дает жене положительные эмоции, возможность отдохнуть и прийти в себя. Но это имеет значение скорее для женщины.

Ребенок же сконцентрирован только на ней, своей любимой мамуле. Все его развитие и общение с окружающим миром идут сейчас через нее.

Интерес в наследство

Ученые установили, что даже интеллект на генетическом уровне передает ребенку именно мама. Зато от папы ему достаются склонности и интересы. Чем старше становится малыш, тем важнее ему общение с отцом. Начиная с 6 лет его роль для ребенка постепенно выходит на первый план.

У мамы и папы в семье есть свои определенные „амплуа". Подрастающий малыш уже четко осознает: компетенция мамы — это одеть, накормить, обеспечить ему комфортное существование. А вот совершать „значимые" дела и вести интеллектуальные беседы — прерогатива мужчин. Конечно, в современном мире родители могут поменяться ролями, но традиции очень живучи.

Отец играет огромную роль в половой идентификации ребенка. Формирование мужских и женских черточек характера происходит до 6 лет. Это очень тонкий процесс, и именно папа играет в нем ключевую роль. Причем как для мальчиков, так и для девочек. Папа не берет с собой дочку, скажем, ремонтировать автомобиль. И этим он закладывает в ней стереотип женского поведения: „Ты помогай маме, а я займусь мужскими делами". Дочке разрешается поплакать, и папа будет ее жалеть, а вот сына тут же пристыдит. Необыкновенно важно, чтобы отец восхищался дочерью, говорил ей, какая она красивая. Тогда она вырастет без комплексов по поводу своей внешности, и отношения с мужчинами у нее будут складываться без напряжения.

Папина копия

Роль отца в жизни ребенка с годами будет усиливаться. Взрослея, ребенок воспринимает маму как „подушку", в которую можно выплакаться. Она все поймет и пожалеет. Отец же воспринимается изначально иначе.

Чем старше становится ребенок, тем больше он начинает прислушиваться и приглядываться к отцу. Папа любит лежать на диване и смотреть футбол? Ребенок сядет рядом и тоже будет наблюдать за интересным матчем. Если отец мастерски выпиливает ножиком, то, скорее всего, это увлечение переймет и сынишка. Страсть к автомобилям тоже передается от отца к сыну. Будет ли в дальнейшем сын похож на своего отца, зависит от того, насколько между ними сложились отношения. Он или полностью повторит его в склонностях, привычках, манерах поведения, или, наоборот, вырастет полной папиной противоположностью. Но для этого ребенок должен считать стиль поведения отца для себя неприемлемым. Среднего, как говорится, не дано. Малыш взвешивает то количество положительных и отрицательных эмоций, которые он получает от отца, и отдает ему ровно столько же — не больше и не меньше.

Если ребенок не любит отца, значит, в поведении мужчины сквозит неприятие ребенка. Даже если он говорит правильные слова, его все равно выдадут тон, жесты, отношение к ситуации. Бывает, что на любое „Пап, пойдем!" кроха слышит. „Давай в другой раз". Ну как тут не затаить обиду? А что же дочка? Насколько способен повлиять, например, образ отца на типаж молодого человека, которого девушка выбирает себе в спутники жизни? Сравнивать своего избранника с отцом девушка станет обязательно, особенно если она росла в счастливой семье. Как правило, дочь выбирает молодого человека либо очень похожего на ее отца (даже внешне), либо — его полную противоположность. Если в семье было принято, что мужчина зарабатывает деньги, то девочка, скорее всего, станет подыскивать мужа, который тоже будет содержать семью, потому что у нее уже заложен определенный стереотип мужского поведения. Со временем все может поменяться, но так бывает не всегда.

Влияние строгого отца больше сказывается на мальчике, чем на девочке. Строгий отец особых страданий дочерям не приносит, потому что мать выступает неким посредником, буфером, который корректирует их отношения. На дочь скорее оказывает влияние строгая мать: девочки тяжело переживают, когда с мамой нет контакта. Строгие матери, как правило, пытаются регламентировать жизнь дочерей „от" и „до", не сохраняя зазора для их самостоятельного развития. Мягкая же мама, напротив, оставляет за ребенком право выбора.

Именно строгость матери провоцирует ребенка на уход из дома или способствует ситуации, когда ребенок хоть и живет номинально в семье, но все его интересы сосредоточены за ее пределами. А вот если мама пытается вмешиваться в отношения „строгий отец — сын", то будет только хуже. Такие ситуации должен „разруливать" психолог: в слишком сложный узелок могут завязаться семейные проблемы в этом случае.

Очень тревожна и попытка создать коалицию между матерью и ребенком или отцом и ребенком против другого родителя. Скажем, когда сын шепчет маме на ушко: „Давай мы папе не скажем" — это первый шаг к коалиции против отца. Необходимо уговорить ребенка, чтобы он сам рассказал папе то, что хотел от него скрыть. При категорическом отказе нужно поставить ребенка перед выбором: отец все равно узнает, но лучше, чтобы все ему рассказал ты, а не я. Или просто сказать, что в нашей семье так поступать не принято. Этот аргумент действует безоговорочно — ведь ребенок хочет принадлежать своей семье, быть частью маленького блока. „Суровость" отца часто заключается лишь в том, что он не разрешает, к примеру, покупать ребенку лишние игрушки, одежду, обосновывая это тем, что их и так много. Или требует от малыша играть только в детской комнате. Но это как раз то разумное начало, которое мужчина вносит в семейные отношения. Ведь большинство женщин, дай им волю, ни в чем не будут отказывать любимому чаду.

Но у ребенка должны быть ограничения, чтобы у него не выработалось потребительского отношения к жизни. Именно мужчина ставит этому регламентирующий барьер. Бывает и наоборот, что папа скупает все игрушки подряд. Если игрушки он покупает себе — это недоигранное детство. Но если хочет привлечь к совместной игре ребенка, то лучшего и пожелать нельзя!

Мужчина — отличный учитель: он покажет малышу, как правильно собрать конструктор, склеить какую-то модель самолета. В игре он придумает такие повороты, которые крохе самому не придут в голову. Мать по своему менталитету скорее склонна купить ребенку игрушку, дать ее ему и забыть — у нее и так много дел по дому. Отцы более дотошны: они все покажут и расскажут.

Сколько достаточно?

Часто встречаются ситуации, когда отцу не хочется или некогда заниматься с ребенком. Можно ли высчитать, сколько времени, скажем, в неделю отец должен посвятить ребенку, чтобы тот не ощущал себя брошенным и ненужным? Тут многое зависит от окружающих: если они нормально воспринимают, допустим, поздние приходы отца с работы или его рыбалку по выходным и длительные командировки, то для ребенка его отсутствие не будет трагедией. Несколькими часами общения с ребенком в неделю отец вполне может восполнить свое неучастие в жизни малыша. Но это должно быть именно полноценное общение, а не просто сидение рядом с газетой в руках. Если вечно занятой папа хотя бы полвыходного проведет с ребенком, то нехватка отца компенсируется.

Малышу важно знать, что для общения с отцом у него есть свое время и никакая рыбалка, никакой телефонный звонок не смогут его отнять.

Довольно распространена ситуация, когда отец, который не занимается воспитанием ребенка, становится очень дорогим человеком. Обычно так бывает в семьях, где нет отца. Тогда придуманные папы становятся кумирами. Но вместе с тем из безразличного папы, который живет вместе с ним, ребенок кумира не делает. Только вначале он по крупицам готов коллекционировать внимание отца, считая за счастье и минутный разговор. Подростковый возраст все расставит по своим местам. Как только ребенок осознает, что отец не тот человек, которого он себе придумал, место в рамочке может занять кто угодно: тренер, сосед или даже секта...

Поменялись ролями

Бывает, что папа выполняет функцию мамы, и наоборот. Появилось даже такое понятие — „мапулечка". Это отец, который, заменив ребенку мать, воспитывает его с рождения. Справедливо ли утверждать, что в данном случае роль отца как-то трансформируется? Нет, это не так. Девочка, подрастая, очень рано возьмет на себя функцию „матери" по отношению к своей семье, вместо того чтобы оставаться ребенком, трепетным и беззащитным.

То же самое происходит в семьях, где после смерти отца сын остается единственным мужчиной. В таких ситуациях даже маленький мальчик пытается взять на себя роль отца. Это очень плохо. К 14 годам ребенок станет неуправляемым: он уже все знает в этой жизни, второй родитель для него не авторитет. Научить сына давать сдачи, постоять за себя всегда была задача мужчины. А если складывается так, что именно мама в семье занимает активную позицию: таскает сына в поход, учит скалолазанию, единоборствам, преодолевать трудности? А отец не принимает участия в воспитании ребенка...

Воспитание ребенка – это процесс, к которому с одинаковой ответственностью должны подходить оба родителя. Мать принимает активное, часто первостепенное участие в данном мероприятии, ведь в современных семьях далеко не все отцы имеют желание уделять хотя бы частичку своего свободного времени для игр, занятий и простого общения со своими детьми. Какова же роль отца в воспитании ребенка?

В любой семье отец – это в первую очередь добытчик. Но здесь необходимо понимать, что на обеспечение финансовой стабильности не должно уходить абсолютно все время/вся энергия. Помимо основной задачи для настоящего мужчины не менее важной целью является воспитание своего чада.

Образованный, порядочный, послушный ребенок – это гордость и заслуга обоих родителей. И несмотря на то, что в настоящем мире каждая женщина стремится стать независимой, а также полностью состоятельной во всех жизненных сферах, она не сможет вложить и передать своим детям те качества, которыми научит их папа.

Отец подходит более четко и расчетливо к воспитательному процессу. Он может выслушать, дать дельный совет, скорректировать поведение чада, объяснить о том, что такое «хорошо», а что «плохо», дать уверенность, защиту, отцовскую поддержку. Но он не позволит ребенку манипулировать собой через капризы, слезы, обиды. Папа может быть строгим и непреклонным в отличие от матери, которая готова всегда пожалеть свое чадо, приласкать, одобрить в любой ситуации, вне зависимости от корректности его поступков.

Отец воспитывает ребенка с мужской точки зрения, именно ему под силу вырастить из маленького мальчика настоящего мужчину, и с самого раннего детства сформировать в девочке такие полезные черты характера, как ответственность, целеустремленность, упорство и решительность. В свою очередь мама наделяет детей такими качествами, как доброта, терпение, любовь к себе/окружающим, честность, трудолюбие, порядочность, пр. Поэтому целостное и всестороннее воспитание ребенка – это процесс, в котором должны принимать равноценное участие оба родителя .

Исходя из сказанного, отец должен:

  • обеспечивать свою семью материальными благами;
  • поддерживать, помогать, дополнять маму;
  • планировать совместное будущее /принимать важные решения;
  • нести ответственность за развитие, здоровье и жизнь всех членов семьи.

Отцовская защита

Психологи утверждают, что абсолютно каждый ребенок нуждается в защите, которая исходит от отца. С самых первых дней жизни, дошкольном и подростковом возрасте дети должны чувствовать, что рядом с ними всегда есть тот человек, который защитит их от агрессивности окружающего мира, собственных страхов, фантазий.

Мужественность – это такая черта характера, которая наследуется по отцовскому образцу. Объясняя, поддерживая, защищая малыша, папа дает ему уверенность, спокойствие и чувство полной защищенности.

Роль отца в воспитании сына

В первую очередь, для любого мальчика отец будет примером для подражания. Поэтому любящему и ответственному родителю нужно понимать, что своими поступками, действиями, отношениями с друзьями, родителями, женой, он показывает сыну, как должен вести себя мужчина. Мальчики на подсознательном уровне принимают увиденную модель поведения и в большинстве случаев проектируют ее во взрослой жизни.

Роль отца в воспитании дочери

Для девочек очень важно общение с папой. Она моделирует образ своего будущего избранника, основываясь на отношениях с отцом, его личных качествах. Но, в то же время, если родитель отгораживается от контактов с ней, с ее матерью или обществом, то девочка намеренно будет проецировать модель своего идеального мужчины, базируясь при этом на антипатии, личных обидах на папу.

В дальнейшем обделенной отцовским вниманием и заботой девушке будет гораздо сложнее устроить свою личную жизнь. Психологи утверждают, что такие дети редко находят счастье в личной жизни, и обретают его, только пройдя через тяжелые испытания, научившись на собственных ошибках тому, как должны гармонично выстраиваться здоровые семейные отношения.

Кроме того, отцу девочки следует:

  • В меру выполнять прихоти ребенка. Папа должен требовательно относиться к своей маленькой принцессе. Исполняя любые капризы/желания дочери, вы сформируете в ней эгоистичность, капризность и излишнюю избалованность. Поэтому одаривая дочь подарками и вниманием, важно найти гармонию между тем, что можно и тем, что нельзя.
  • Улучшать самооценку . Любая девочка – это будущая женщина, делая ей комплименты с самого раннего детства, вы поможете ей стать более уверенной в себе, а также искорените возможные комплексы, которые часто возникают у девушек-подростков.
  • Развивать умственные способности/воображение. Любое совместное занятие с отцом, будь то прогулка в парке, чтение книги или просто игра в «угадайку» может превратиться в самое яркое и радостное событие дня. Мужчина отличается от женщины своим мышлением, поэтому даже обычный ответ на детский вопрос, может принести бурю эмоций для девочки и откроет ей другое видение на различные проблемы.

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того чтобы понять особенности нынешних отцов, попробуем рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной – хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства, в той или иной форме, встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь часто ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом они все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в первые годы жизни ребенка рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они чаще склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием?

С точки зрения Э.Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ругают маму», «наказывают».

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», – часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним? В какие игры?» Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой нянчат».

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала в раннем детстве первые контакты с малышом. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Так же, как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы проявляли большее понимание потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отметили также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Готовность к отцовству


Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию – прим. ред .), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» – ред .), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей – строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Известный отечественный психолог А.И. Захаров отцов, чьи дети болеют неврозами, характеризует как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Влияние отца на психическое развитие ребенка


Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».

1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Согласно законодательству отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей: мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его; отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально, охраняет от врагов.

Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя (создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов).

Роль отца :

Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.

Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.

Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.

Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевых позиции в обществе.

Роль матери :

Чувство защищенности;

Безопасность;

Убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;

Говорит о его важности и желанности в жизни;

Дает прочное ощущение надежности;

Питает не только физической, но и душевной пищей;

Дарит способность доверять людям, миру, себе;

Вкладывает чувство принадлежности к роду, нации.

Устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления;

Помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

28. Организация семейного досуга.

Досуг - это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т.п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека.

Семейный досуг - это времяпровождение, во время которого собирается вся семья, и они не просто сидят, а активно участвуют в каком-либо действе. Это действо должно служить тому, что бы вся семья сплотилась и стала дружной. Во время семейного досуга родители могут лучше узнать своих детей и наконец увидеть, что они повзрослели. А дети могут лучше узнать своих родителей и понять, что их родители не пережиток прошлого.

Формы семейного досуга :

1.сейные праздники

2. посещение театров, музеев, кинотеатров, парков с аттракционами

3.совместные прогулки, походы, игры, катание на велосипедах, роликах, коньках, лыжах

4. совместный отдых детей и родителей (поездки)

5. семейные дни (с родственниками)

6. участие в спортивных мероприятиях (весёлые старты, эстафеты), городских праздниках (Масленица, День города, День защиты детей).

7. Совместное чтение книг

Задача родителей - суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Клубы семейного досуга

Клубы семейного досуга – это различные по величине публичные заведения, где созданы все условия и удобства для отдыха всей семьей после рабочего дня или на выходных.

Обычно в клубах семейного досуга работают обученные, опытные преподаватели, которые не только развлекают своих гостей, но и делают все для сплочения семьи: указывают на недостатки при общении и обращении членов семьи друг к другу, и при этом высказывают рекомендации, направленные на создание гармонии и взаимопонимания членов семьи.

Сущность, структура и функции семьи

3. Роль отца и матери в семье

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье.

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берёт на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически всё чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах.

В современных квартирах есть всё и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует. Однако, все равно отец - это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

Отцовство - также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие своё общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребёнка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным.

Можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Молодые люди из - за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственничества, которые хотят иметь наследников, своё продолжение на земле.

В наше время действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведёт к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. - вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребёнку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и прочее. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям - увеличивается общее количество неврозов, растёт пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребёнка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым.

Он ответственен перед семьёй за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. это, прежде всего обязанность отца.

Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Кёллер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли "мамы" выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли, матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина - мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома.

Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте

Актуальность темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и роль женщины меняется вместе со временем. Для того...

Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы...

Гендерная специфика представлений об отцовстве

Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально - экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую любовь...

Гендерные стереотипы в семье

гендерный стереотип семейный поведенческий У меня была одноклассница Маша Иванова, ее мама была домохозяйкой. Она всегда была дома, готовила обеды, убирала в доме. На ночь Маша получала интересную сказку из маминых уст...

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно...

Особенности воспитания девочки в семье

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери. Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы...

Особенности образа матери у дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

Материнская любовь возникает и развивается на основе детского опыта взаимодействия ребенка с собственной матерью, на то, какие связи устанавливаются между матерью и ребенком после его рождения, в результате ее заботы и его ответной реакции...

Отношения мать-дитя

В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка. Период сразу после родов -- это время особо повышенной чувствительности, как для матери, так и для ее младенца...

Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Осо-бенно это заметно в семье разведенных супругов...

Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка

У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона)...

Роль отца в воспитании мужественности у мальчиков дошкольного возраста

В настоящее время при изучении детско-родительских отношений больше внимания уделяется исследованию материнско-детских отношений, несмотря на то, что роль отца в воспитании ребёнка сильно возросла и имеет всё большее признание в мире...

Роль отца в жизни ребенка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как: - доступность для ребенка, - включенность в совместную деятельность с ним, - ответственность за материальное обеспечение...

Роль отца нельзя преуменьшать. Отец оказывает огромное влияние на развитие и социализацию ребенка. Вот лишь некоторые социализирующие функции отца: - отец играет большую роль в формировании своего ребенка в таких ситуациях...

Социализация личности в семье

Мать влияет на развитие ребенка задолго до рождения. Важны взаимоотношения в семье, отношение к зародившейся жизни, к отцу ребенка, к самой беременности, настрой матери в период вынашивания… Ребенку необходима любовь, материнская любовь. Дети...

Сущность, структура и функции семьи

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него...