Психолого –педагогическое консультирование в ДОУ. Психолого-педагогическое консультирование Структура процесса психолого педагогического консультирования

11.10.2019
  • 11. Учение о характере в психологии. Классификация черт характера. Структура характера и ее свойства. Психологические и социальные условия формирования характера. Понятие «акцентуация характера».
  • 12. Понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Предпосылки и условия развития способностей.
  • 13. Психологические особенности дошкольника и их учет в педагогическом процессе.
  • 14. Психологические особенности младшего школьника и их учет в педагогическом процессе
  • 15. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе
  • 16. Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение.
  • 17. Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.
  • 18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.
  • 1. Педагогика как наука: категориальный аппарат и методология педагогической науки.
  • 2. Понятие и сущность воспитания. Подходы к анализу воспитания. Цели воспитания и проблема их реализации.
  • 3. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.
  • 4. Методы и технологии воспитания. Классификации методов и технологий воспитания. Условия выбора методов воспитания.
  • 5. Закономерности и принципы воспитания.
  • 3 Основные закономерности:
  • Коллектив как объект и субъект воспитания.
  • 7. Сущность и содержание процесса обучения. Функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
  • 8) Виды и методы обучения. Характеристика и сравнительный анализ видов обучения.
  • 9. Понятие, признаки и структура педагогических технологий. Классификация педагогических технологий.
  • 10. Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. Типы и структура уроков. Требования к современному уроку.
  • 11. Система образования на современном этапе. Характеристика Закона рф об образовании.
  • 12. Современное состояние и основные проблемы специальной педагогики и психологии.
  • 13. Причины, классификации и виды отклонений в развитии и поведении ребенка.
  • 14.Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений нарушенного развития ребенка.
  • 15. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.
  • 16. Личностные качества и способности педагога. Стили пед.Общения и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Личностно-профессиональное развитие педагога.
  • 17. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.
  • 18. Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики.
  • 5.Социальное воспитание как научная категория. Сущность и механизмы социального воспитания.
  • 6. Социализация как научная категория и социально-педагогическое явление. Теории социализации.
  • 7.Факторы и механизмы социализации личности. Учет факторов социализации в деятельности социального педагога.
  • 9.Социально-педагогические технологии. Проблема разработки и реализации технологий в деятельности социального педагога.
  • 10.Диагностическая деятельность педагога-психолога и социального педагога. Объекты и методы диагностики.
  • 11. Семья как субъект социального воспитания и объект деятельности психолога и педагога.
  • 12. Группа как субъекты и объекты социального воспитания. Способы организации и коррекции жизнедеятельности группы.
  • 13. Детское движение как предмет научного исследования. Социально-психологические предпосылки детского движения
  • 14. Сущность и функции доо. Доо как субъект и объект социального воспитания. Содержание и методы деятельности доо.
  • 15. Девиация как социально-педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение личности как объект деятельности социального педагога.
  • 16. Социальная защита детства как направление деятельности социального педагога. Методы и принципы реализации социальной защиты детства в современных условиях российского общества.
  • 17. Реабилитация как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической реабилитации.
  • 18. Помощь и поддержка как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической помощи и поддержки.
  • 19. Становление акмеологии как науки. Феномен «акме», его основные характеристики и условия формирования.
  • 20. Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога.
  • 18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.

    Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

    Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

    Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

      консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

      консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (1968);

      консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

      консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

      консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

      в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

      консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

    Виды консультирования:

    I . По сферам приложения:

    1. детское; 2. подростковое; 3. семейное и супружеское; 4. профессиональное; 5. индивидуальное, ориентированное на проблемы личности;

    II . По количеству клиентов: 1. индивидуальное; 2. групповое;

    III . По пространственной организации: 1. контактное (очное); 2. дистантное (заочное) – по телефону, переписка.

    Виды психологического консультирования по Немову

    Интимно-личностное психологическое консультирование , необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

    Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование . К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

    Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

    Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

    Методы психологического консультирования

    К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

    Беседа Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

    Этапы беседы:

    1.Постановка вопросов. Цель – получение информации о клиенте, побуждение его к самоанализу.

    2.Ободрение и успокаивание. Важны для создания и укрепления консультативного контакта. Ободрением выражается поддержка – основная составляющая контакта («Продолжайте», «Да, понимаю»). Успокаивание помогает клиенту поверить в себя («Очень хорошо», «Вы поступили правильно»).

    3.Отражение содержания: перефразирование и обобщение.Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Отражение содержания помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях. Перефразирование имеет три правила: перефразируется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, добавлять от себя; избегать дословного повторения.

    4.Отражение чувств –внимание сосредотачивается на том, что скрыто за содержанием. контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир.

    5.Паузы молчания. Молчание – увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; - предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; - позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

    6.Предоставление информации. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы, информирует клиента о разных аспектах обсуждаемых проблем.

    7.Интерпретация консультанта придает определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогает установить причинные связи между поведением и переживанием. Хорошая интерпретация не бывает глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает.

    8.Конфронтация – всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, по которым угнетают, ограничивают становление личности.

    9.Чувства консультанта и самораскрытие. Самораскрытие консультанта может быть: выражение непосредственных реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом «здесь и сейчас»; рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.

    10.Структурирование консультирования – организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования.

    Разновидности интервью:

    · стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

    · частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

    · свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

    Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

    Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

    Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

    Уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

    Получение ответа на свой вопрос;

    Повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

    Переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

    Поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

    Обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

    Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта.

    точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

    Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

    Эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

    Рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

    Идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

    Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

    · метод личностно-центрированного консультирования,

    · метод экзистенциального консультирования,

    · метод психоаналитического консультирования,

    · метод поведенческого консультирования,

    · метод когнитивного консультирования,

    · метод консультирования, фокусированного на решении,

    · мультимодальное консультирование и т.д.

    Этапы психологического консультирования. (Немов)

    1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

    2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

    3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

    4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

    5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

    Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

    Педагогика

    Консультация – психологическая помощь в психологической проблеме человека.

    Психологическая консультация бывает:

    По темам обращения (интимно-личностное консультирование, конфиденциальность).

    Семейное консультирование (проблемы, связанные с семьей).

    Психолого-педагогическое консультирование (проблемы обучения, воспитания, образования).

    Также различают деловое и организационное консультирование.

    В психолого-педагогическом консультировании важно понимать, чью проблему мы решаем (ученика, учителя или родителей). Чаще всего, важно понять проблему плохого обучения. Основные причины плохого обучения:

    - Учебная мотивация.

    Обычно учебная мотивация существует на момент поступления в школу. Но чаще всего, неоправданные ожидания ребенка постепенно уменьшают мотивацию. Чтобы она не угасала, важно чтобы была возможность общения со сверстниками, учителем. Нужны необычные формы занятий, включенность учителя. Важно рассказывать детям область применения знаний. Нужно отмечать чему научились и как расширили возможности. Также важно донести до ученика, что образование дает социальный уровень и место в обществе.

    - Способности.

    Вторая проблема плохого обучения. Бывает на вербальном, невербальном и словесном уровне. Часто дело не в интеллектуальном отставании, нужно обязательно проходить тестирование. Это оценивает специалист, а не психолог и педагог.

    В противном случае, нужна коррекционная школа, где специальное обучение по индивидуальным методикам. Здесь поле консультирования связано с индивидуальными способностями ребенка.

    - Когнитивные стили.

    Когнитивные стили или стили познания. Они индивидуальны, вырабатывающиеся стихийно. Часто им способствует стиль учителя, или смена учителя с разными стилями и учитель не видит своего влияния, либо не принимает другие стили. Важно давать информацию детям в разных стилях.

    Импульсивность – рефлекторность (импульсивность быстро выдвигает гипотезу, рефлекторный долго думает и проверяет)

    Аналитический (последовательно от отдельных частей к целому)

    Синтетический (наоборот)

    Словесно логический (формулировки)

    Образный (мышление, представление)

    - Консультирование по проблемам семейного воспитания

    - Консультирование по проблемам воспитания в образовании (стили отношений ученика и учителя, самый эффективный демократический стиль)

    - Межличностный конфликт

    Формула 4С+Ф. Важный вопрос, что вы можете изменить в этой ситуации? Отношение к ситуации, отношение к человеку, изменить себя, найти выход, проанализировать тип конфликта. Конфликт важно перевести в конструктивную форму и улучшить взаимоотношения между людьми.



    - Внутренний конфликт.

    Внутренний конфликт с собой. Не согласованность с собой. Существуют конструктивные и неконструктивные выходы из внутренних конфликтов.

    Схема принятия решений (6 ролей внутреннего голоса). Жертва ситуации, Роль наблюдателя, Защитник, Совесть, Творческое начало, Эксперт.

    Цели психолого-педагогического консультирования:

    ·​ Эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента (клиент является заказчиком психологической поддержки)

    ·​ Расширение сознания и повышение психологической компетентности. То есть важно увидеть более широко свою проблему и повысить самосознание.

    ·​ Изменение отношения клиента к проблеме. В ходе обсуждаются различные варианты.

    ·​ Повышение стрессовой и кризисной толерантности. Помочь не переживать так остро и помочь выйти из кризиса человеку. Работа с собственными эмоциями.

    ·​ Развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения (принятие своих и чужих мировоззрений, это помогает нам сосуществовать с близкими людьми).

    ·​ Повышение ответственности и выработки у клиента готовности к творческому освоению (жизни) мира.

    Важно! Мы не можем сделать что-то за человека и давать ему советы, мы работаем вместе и человек сам принимает решение к действию.

    2. Межличностные отношения: сущность, составляющие, содержание. Развитие межличностных отношений.

    Межличностные отношения это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

    Отношения, возникают и складываются на основе определенных эмоций (чувств), рождающихся у людей по отношению друг к другу.



    Основные виды или уровни эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства .

    «Набор» чувств можно свести в две большие группы:

    - конъюнктивные – чувства, сближающие людей. В каждом случае такого рода отношений другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.

    - дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

    Процесс установления и развития межличностных отношений включает: межличностное восприятие, межличностную совместимость и межличностный конфликт .

    Межличностная совместимость рассматривается преимущественно как диадный феномен и предполагает наличие удовлетворения людьми потребностей и поведенческих проявлений друг друга. Применительно к профессиональной группе необходимо говорить о совместимости в сфере профессиональной деятельности и о совместимости в сфере общения.

    Общение может реализовываться как в процессе труда, так и вне его, значит правомерно говорить о двух аспектах совместимости в межличностном общении: совместимости в общении, соответствующем профессиональной деятельности, и совместимости в независимом (свободном) общении.

    Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

    Динамика развития межличностных отношений проходит в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения .

    Знакомства осуществляются в каких-либо условиях (совместная работа, общие увлечения, случайно встреча и т.п.). Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. При формировании товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание (общее интересы, общие цели в различных видах деятельности и т.д.).

    Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.

    Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.

    Психолого –педагогическое консультирование в ДОУ

    Подготовил: педагог-психолог МК ДОУ Воронцовский детский сад Ветрова Е.А



    Принципы психолого-педагогического

    консультирования в ДОУ

    • этические;
    • стратегические;
    • тактические.

    Этические:

    Принцип соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;

    Принцип добровольности и конфеденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;

    Принцип компетентности и ответственности консультанта.


    Стратегические:

    Принцип нормативности развития (сравнение индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);

    Принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.


    Тактические:

    Принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;

    Принцип комплексного психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;

    Принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;

    Принцип активного привлечения родителей к совместной выработке системы профилактических и коррекционно - развивающих мероприятий и их реализации.


    Этапы психолого-педагогического консультирования:

    1.Этап сбора исходной информации(первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

    2.Этап комплексного психологического обследования;

    3.Аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление заключения, разработка рекомендаций;

    4.Этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана работы;

    5.Этап реализации коррекционных и проф-х меропр-ий.


    Процедура консультации :

    1.Приветствие.

    2.Выяснение повода обращения.

    3.Выяснение желаемого результата.

    4.Резюмирование,разработка вариантов решения проблемы.

    5.Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.


    Виды консультаций :

    Групповые;

    • индивидуальные;
    • по запросу участников педагогического процесса;
    • дистанционные.

    Введение

    Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения, и, в частности на отношения родителей к детям. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В то же время в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования указано, что, требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности».

    Эти два документа отражают сотрудничество детского сада и семьи. В дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями, здесь и обнаруживается потребность в своевременной помощи психолога, в его профессионально - компетентностном и тактичном вмешательстве в складывающуюся ситуацию, в процесс формирования взаимоотношений в семье, в процесс становления личности ребенка. Родители, как правило, не уделяют достаточного внимания психологическому здоровью детей, это обусловлено тем, что среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др., а также низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей, отсутствием необходимого минимума психологических знаний, при котором возможна правильная и своевременная постановка перед специалистами проблем обучения и развития ребенка.

    Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ.

    Проблемы же, связанные с ранними аспектами развития ребенка, с консультированием родителей в ДОУ, особенно индивидуального консультирования, мало освещены и исследований по этому вопросу недостаточно.С одной стороны, индивидуальное консультирование в детском саду, как одна из форм работы педагога- психолога, предполагает активное взаимодействие со взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком. С другой стороны родители зачастую боятся идти к психологу детского сада, опасаясь услышать,что с их ребенком «что-то не так», считают это ненужным и неуместным, к тому же родители мало мотивированы на долгосрочную работу.

    Специфика психолого-педагогического консультирования в образовании.

    Главная особенность консультирования в детской психологии в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов - ребенка и взрослого (родителя, педагога). Собственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие – в отношении взрослых и ребенка. Специфика детского консультирования в том, что заказчиком может выступать специалист другой профессии, или же родитель, но им не является ребенок, в связи с этим возникает различное видение консультативных задач. Основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог. Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.

    Как пишет Верещагина Н.В., при организации консультирования родителей детей следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы, выделяя следующие позиции: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе консультирования. Следует заметить,что приведенные ниже особенности касаются родителей детей с проблемами развития (нарушениями интеллекта, речи, слуха и др.),так как автор изучала особенности консультирования этой категории родителей.

    1. Мотивация с которой родители приходят на консультацию;

    Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, практически всегда выступают инициаторами консультирования. Немотивированные родители не знают, чем им может помочь педагог-психолог, часто не признают проблем ребенка и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с психологом. Практически всегда инициатором выступает консультант. Родители, направленные на консультацию к психологу воспитателями или другими специалистами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.

    2. Отношение родителей к консультанту;

    От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встреч. Взаимное доверие между участниками консультации определяет успешность терапевтических бесед. Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к возможностям психологического консультирования и решению проблем ребенка свойственно родителям детей с нарушением интеллекта. Часто такие родители отказываются признавать свою роль в возникновении проблем у ребенка и их наличие вообще.Настороженное отношение к консультанту свойственно родителям детей со сложными нарушениями в развитии, т.к. они не верят в возможность помощи немедикаментозного характера. Через недоверие и настороженность есть те родители,которые приходят к пониманию необходимости психологического сопровождения ребенка.

    3. Позиция родителей при обсуждении проблем ребенка;

    Активность при обсуждении с консультантом проблем ребенка и выработки стратегий поведения часто характерна для родителей детей без снижения интеллекта, т.к. они видят изменения в развитии ребенка в результате работы специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, тифло - и сурдопедагога и готовы к сотрудничеству.

    Пассивное отношение к проговариванию трудностей в развитии детей демонстрируют родители, которые не видят существенных изменений ребенка за относительно короткий промежуток времени в результате коррекционных занятий или не признают значительной роли педагогов в накоплении ребенком знаний об окружающем мире.

    Псевдоактивное отношение к беседе выражается в признании родителями имеющихся проблем, но без конкретизации, без описания трудностей. При этом они согласны на помощь ребенку извне, но только без собственного участия.

    4. Выбор и принятие решения родителями;

    Самостоятельное решение демонстрируют родители, которые в ходе консультации испытывают доверие к специалисту, активно делятся трудностями и переживаниями, стремятся к полному сотрудничеству с педагогами. Часто такие решения принимают родители детей без нарушения интеллекта и детей со сложными нарушениями.

    Отказываются от психологического сопровождения и не берут на себя ответственность за развитие ребенка родители одаренных детей и детей с нарушениями интеллекта.

    5. Изменение жизненных установок родителей;

    Предполагается, что по завершению консультации родители сохранят приобретенный положительный опыт в преодолении трудностей в развитии детей. Для этого им необходимо пересмотреть свою точку зрения на окружающее, на соматический статус ребенка, на собственную жизнь и возможности ребенка. Некоторым родителям это удается, некоторым – нет. Возврат к прежним жизненным установкам происходит, как правило, без поддержки и понимания близких в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, что характерно для родителей детей со сложными нарушениями в развитии.

    Таким образом, учет особенностей личности родителей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии,позволит достичь понимания клиентом проблем ребенка и собственных затруднений в жизни. Спецификой консультирования этой категории родителей является отведение значительной части времени обсуждению медицинских аспектов нарушений в развитии детей, методов лечения и их значения в обучении и воспитании.

    Любой вид работы практического психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка, следовательно педагог-психолог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка.

    Среди наиболее часто встречающихся проблем и типичных трудностей детей разного возраста можно выделить следующие:

    Скрытый характер многих неблагоприятных характеристик;

    Незнание родителями возрастных норм развития детей, и как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии (познавательной и эмоционально-волевой сферы);

    Неправомерность требований родителями к детям;

    Неадекватное отношение родителей к проявлениям самостоятельности и инициативы;

    Проблемы со вниманием;

    Проблемы в семье.

    Подводя итог, подчеркнем, что в консультировании решаются конкретные консультативные задачи, связанные с разносторонним анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением психолого-педагогических рекомендаций и условного прогноза развития ребенка.

    К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

    В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой семье супруги, ставшие матерью и отцом, сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с детьми в возрасте от двух до трех лет. Эти трудности, в частности, могут проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или, напротив необычайно пассивный, эпатичный, равнодушный ко всему. И те и другие крайности могут, естественно вызывать тревогу у родителей.

    48.Характеристика и описание видов психологического консультирования по характеру теоретического подхода и степени непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом .

    также используют в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах. Все перечисленные выше формы психологического консультирования кроме очного психологического консультирования можно объединить под единым понятием - дистантное психологическоеконсультирование.

    49.Характеристика видов психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или образований.

    Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований. Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.

    Психологическое консультирование (counselling) по определению Британской ассоциации консультирующих психологов - это есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

    Более кратко психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

    Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

    Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) - один из видов психологической помощи (среди других - психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также - деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

    Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальнойпсихолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

    Сфера применения психокоррекции

    коррекция эмоционального развития ребёнка;

    коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

    психокоррекция поведения детей и подростков;

    коррекция развития личности.

    Применительно к проблемам детей в школе:

    коррекция недостатков когнитивной деятельности;

    коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;

    коррекция поведения.

    Психотерапия (от греч. ψυχή - «душа», «дух» + греч. θεραπεία - «лечение», «оздоровление», «лекарство») - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик.

    Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 - cite_note-.D0.9D.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BE.D0.BD-.D0.94.D0.B6.D0.BE.D1.83.D0.BD.D1.81-0

    Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

    Индивидуальное психологическое консультирование;

    Семейное психологическое консультирование;

    Групповое психологическое консультирование;

    Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

    Мультикультурное психологическое консультирование.

    Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматическихболезней». Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

    Реабилитация- процесс, цель которого предупредить развитие предотвратимой инвалидности в период лечения заболеваний и помочь инвалиду в достижении максимальной физической полноценности, на которую он годен в рамках существующего заболевания.