Ребенку 1 месяц не. Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж. Физическое развитие ребенка

22.05.2019

Вот и наступил самый волнительный и долгожданный момент в вашей жизни – вы держите на руках драгоценный теплый комочек и теперь с гордостью можете именоваться молодой мамой. Ваш малыш еще очень мал и беззащитен, и только вы несете ответственность за его благополучие. С первых дней жизни крохи важно правильно организовать его вскармливание.

Полноценное питание для месячного ребенка – основа его крепкого здоровья и нормального развития. Рацион малыша в первый месяц после рождения целиком состоит из материнского молока или сухой молочной смеси. Второй вариант можно всерьез рассматривать только в тех случаях, когда имеются объективные причины не кормить кроху грудью.

Грудное молоко – самая лучшая пища для новорожденного. Ничего более совершенного человеку придумать не удалось. Возраст до года потому и именуется грудным, что в эти месяцы для ребенка самым подходящим является материнское молоко.

Сразу после родов в груди женщины образуется молозиво – предшественник грудного молока. Его выделяется не так много, но благодаря богатому составу оно целиком покрывает потребности новорожденного. Молозиво содержит иммуноглобулины и антитоксины, защищающие младенца от инфекций, а также подготавливающие его желудок и кишечник к правильному функционированию.

На 3-5 день послеродового периода приходит переходное молоко, а уже со второй недели женщина кормит своего малыша полноценным грудным молоком, сбалансированным по своему составу и содержащим все нужные новорожденному витамины, минералы, гормоны, ферменты и антитела.

Режим кормлений

Режим питания месячного крохи зависит от его аппетита. Каждое кормление должно происходить по требованию новорожденного. Это поможет маме наладить полноценную лактацию.

Секрет заключается в следующем: в ответ на раздражение сосков в кровь женщины выбрасывается пролактин – гормон, отвечающий за производство молока. Проще говоря, чем чаще вы прикладываете ребенка к груди, тем больше будет молока. Больше всего пролактина вырабатывается ночью, именно по этой причине педиатры советуют не пренебрегать ночными кормлениями. Еще одно большое достоинство частых кормлений – молоко не застаивается в груди, что важно для профилактики мастита и лактостаза.

В первый месяц после родов происходит становление лактации. Поэтому не нужно переживать, если вчера ребенок сосал грудь 10 раз, а сегодня только 8 – это нормальное явление.

Через неделю и через месяц после начала лактации происходит некоторое снижение выработки молока, называемое лактационным кризом. Некоторые мамы из-за незнания этого момента отчаиваются и докармливают ребенка адаптированной смесью, думая, что молока не хватает. Это сводит на нет все приложенные для установления грудного вскармливания усилия. Самое верное решение в этой ситуации – просто переждать. При этом нужно больше отдыхать, полноценно питаться и чаще предлагать крохе грудь.

В первое время после появления на свет новорожденный съедает до 30 мл молока. Но количество не так важно – если малыш съел мало, он просто раньше попросит грудь в следующий раз. По этой же причине не нужно взвешивать кроху после еды для определения количества съеденного молока, как поступают некоторые молодые мамы.

Если же малыш или есть какие-либо патологии – действовать нужно только в соответствии с указаниями педиатра.

Как правило, вес здорового ребенка при правильном режиме грудного вскармливания к месячному возрасту увеличивается на 500-600 г.

Вода

Многие родители озадачены вопросом, нужна ли дополнительно грудничку вода. Оказывается, в этом нет большой необходимости – ребенку достаточно молока матери. Допаивать его водой нужно лишь в некоторых случаях:

  • жаркая погода;
  • чрезмерно сухой воздух в детской комнате;
  • высокая температура, диарея или рвота у крохи;
  • малыш отказывается есть и уже пропустил одно кормление;
  • вам необходимо установить режим кормления строго через определенные промежутки.

Организация кормлений

  1. Не пытайтесь накормить кроху через силу – из этого вряд ли что-то получится. Если он отказывается, спокойно предложите ему грудь еще спустя некоторое время.
  2. Режим почасового кормления в первый месяц недопустим, кормите ребенка только по его желанию.
  3. Малыш должен правильно брать грудь – плотно захватывать губами не только сосок, но и его ареолу. Это позволит избежать трещин на сосках.
  4. Не нужно давать ребенку пустышку или бутылочку.
  5. Кормите ребенка за один раз только одной грудью, чтобы он мог получить не только «переднее молоко», которое призвано утолить жажду, но и «заднее молоко», имеющее максимальную питательную ценность.
  6. Кормите малыша в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если вы раздражены или нервничаете, он это обязательно почувствует и может отказаться есть. Примите комфортную позу, расслабьтесь и наслаждайтесь этим удивительным процессом единения ребенка и матери. Общайтесь с крохой ласковым голосом, нежно гладьте его.
  7. После кормления подержите ребеночка 10 минут «столбиком», чтобы из него вышел весь проглоченный воздух.

Как уже отмечалось, режим кормления малыш в возрасте до 1 месяца определяет сам, поэтому он еще называется «свободным». В среднем же при естественном вскармливании ребенок просит грудь каждые 2 часа.

Искусственное вскармливание

Как правило, малыш питается сухими молочными смесями только тогда, когда есть серьезные препятствия к кормлению грудью.

Со стороны матери:

  • прием антибиотиков или психотропных препаратов,
  • туберкулез,
  • мастит.

Со стороны ребенка:

  • кандидозный стоматит,
  • «волчья пасть»,
  • слишком короткая уздечка языка,
  • сильная недоношенность,
  • патологии сердца,
  • родовые травмы.

Стоит отметить, что препятствия со стороны ребенка связаны не с недопустимостью грудного вскармливания, а с тем, что оно физически невозможно.

Трещины, особая форма сосков и «тугая грудь» у матери – это относительные противопоказания, которые при желании можно исправить самой или с помощью консультанта.

Если на сосках есть трещины, то молоко можно сцедить и давать с ложечки или из бутылочки. Причем лучше все-таки использовать ложку: не слишком удобно, но меньше вероятность, что ребенок не возьмет грудь в следующий раз.

Грудное молоко можно замораживать. От этого оно не потеряет своей ценности.

Адаптированные смеси

Если вам нельзя кормить грудью или можно, но не удается наладить естественное кормление, а консультации специалистов не помогают, питание месячника будет состоять из адаптированной сухой молочной смеси.

Сейчас выпускают смеси разных видов: предназначенные для детей разных возрастов, гипоаллергенные, безмолочные, обогащенные пробиотиками и пребиотиками, витаминами, минералами, нуклеотидами, и соевые разновидности. При выборе лучше спросить совета врача.

При искусственном вскармливании ребенка важно соблюдать режим питания. Готовая смесь дольше усваивается организмом новорожденного, соответственно, сокращается и количество кормлений. Тем более что из бутылки малыш все равно выпьет больше, чем из груди.

Свободный режим для искусственника может стать причиной проблем с пищеварением, колик и частых срыгиваний. Сделайте так, чтобы малыш питался строго по времени, а количество смеси и промежутки между кормлениями постепенно увеличивайте.

К концу первого месяца жизни ваш ребенок должен есть каждые 3 часа, не считая перерыва на ночной сон.

Несколько десятилетий назад считалось, что детей, находящихся на искусственном вскармливании, нужно дополнительно поить водой и на два месяца раньше вводить прикорм.

Но сейчас ситуация изменилась: современные смеси отличаются высоким качеством и оптимальным составом, максимально близким (насколько возможно) к грудному молоку. Следовательно, воду искусственникам нужно давать в тех же количествах и ситуациях, что и грудничкам, и прикорм вводить также не раньше 6 месяцев, если нет иных указаний от вашего педиатра.

Правила

  1. Коровье или козье молоко никогда не сможет полностью заменить молочную смесь. Поэтому не стоит слушать советы «мудрых» соседок или родственников.
  2. Выбирайте смесь по возрасту малыша и по состоянию его здоровья.
  3. Никогда не нарушайте рецептуру приготовления. Например, не досыпайте больше установленного количества, чтобы увеличить питательность. Тем самым вы спровоцируете расстройство желудка, срыгивания и кишечные колики у своего крохи. Кроме того, это чревато появлением лишнего веса у ребенка.
  4. Элементарные правила гигиены. Используйте только кипяченую воду, тщательно стерилизуйте бутылочку и соску. Хорошо мойте руки перед тем, как приготовить очередную порцию детской смеси.
  5. Не давайте малышу остатки от предыдущего кормления – подобная экономия может привести к пищевому отравлению.
  6. Хорошо закрывайте банку и следите за сроком годности смеси.
  7. Соблюдайте режим: не давайте крохе молочную смесь чаще, чем раз в 3 часа.

Не нужно думать, что кормление месячного малыша – очень сложный процесс. Уже спустя пару недель вы привыкнете и все встанет на свои места. Это произойдет благодаря сильнейшему материнскому инстинкту и всеобъемлющей любви к своему ребенку. Чуть позже появятся новые хлопоты, но этот первый месяц и ваши первые шаги в освоении роли самой лучшей для своего малыша мамы навсегда останутся в вашей памяти.

У Вас месячный ребенок. Что важно знать об особенностях развития месячного ребенка? Какие задачи нужно решить маме за этот важный второй месяц его жизни, чтобы помочь малышу успешно развиваться? Как развивать малыша? Что будет уметь малыш к двум месяцам?

Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Когда ребенку исполняется 1 месяц, заканчивается период новорожденности, и начинается период младенчества. Знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка малыша маме (как ее отличить от физиологической улыбки — в статье ). Значит, период адаптации закончился. И перед нами – взрослыми — стоят новые задачи развития крохи. Эти задачи полезно знать каждой маме, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего малыша.

Задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха

На втором месяце жизни происходит существенное изменение общения младенца с мамой. Он узнает ее, радуется ей, вслушивается в ее слова и… начинает ей отвечать! Постепенно малыш перестает быть бессловесным существом с единственным инструментом воздействия на окружающих – плачем. Сначала в ответ на слова мамы у малыша появляются гортанные звуки – гуканье – «гы», «гхы» и т.п. Со второго месяца жизни ребенок начинает тянуть гласные звуки – «эу», «ау». Такое пение называют «вокализацией». Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые малыш тянет на выдохе и которые потом преобразуются в гуление. Очень важно, что в гулении малыш полностью сосредотачивается на звуках – «поет» самозабвенно и с удовольствием.Эти реакции только появляются к 2 месяцам, а в дальнейшем интенсивно развиваются.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность. Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1. Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи, интонационно выделяет гласные: «Вот и проснууууууууулась наша девочка! Ах,ты, моя хороооооошая да пригоооооожая! Потягууууууунюшки!» Такие диалоги с мамой активизируют голосовые реакции ребенка, он начинает «отвечать» маме звуками. Хочу подчеркнуть, что очень важно именно протягивание гласных в речи мамы, т.к. таким утрированным протягиванием гласных мы даем малышу образец для его собственных речевых реакций. Он начинает выделять эти звуки из потока речи, а затем начнет и произносить их! А это уже и развитие слухового внимания, и развитие речи малыша!

Диалог 2. Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками». В перекличках то взрослый повторяет за малышом, то малыш повторяет за взрослым. Вот как это описывает в своем дневнике наблюдения за сыном исследовательница детской речи Валентина Ветрова:

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает благотворное воздействие на развитие младенца».

Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

1) здоровое бодрое состояние малыша,

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Диалог 3. Диалог с месячным ребенком с варьированием интонации речи. Малыш уже в этом возрасте чувствует эмоциональную окрашенность речи мамы и реагирует именно на нее (слов он еще не понимает). Поэтому очень полезно говорить ему потешки или стишки, написанные в форме диалогов. Важно, что эти диалоги должны произноситься очень выразительно с разной интонацией – радостно, огорченно, строго, воспросительно и т.д. Например,

«Лааааааадушки, лааааааадушки – очень радостно

Где были? – вопросительно

У бабушки! – радостно» и т.д.

Диалог 4. Диалоги в ходе разных режимных моментов. Нужно продолжать петь малышу простые песенки или говорить простые стишки во время купания, одевания, игр, отхода ко сну, пробуждения. Обязательно сопровождать эти моменты жизни ребенка своей речью, разговаривать с малышом, задавать ему вопросы и отвечать самой за него: «Вот проснулась наша Танечка! Как спала? Хорошо спала. Глазки открыла, потянулась» или «Мы сейчас помоемся. Где же наши ручки? Вот наши ручки! Мойся, ручка. Где же наши ножки? Вот наши ножки. Мойся, ножка. Мойся, другая! Водичка тепленькая кап-кап, кап-кап капает на Ваню. С гуся вода, а с Ванюшки нашего худоба. Вода книзу. Дитя кверху. А сейчас вытремся полотенцем. Полотенечко у нас беленькое, тепленькое, мягонькое. Вот какой у нас Ванюша чистый да румяный» Такие диалоги – лучшее средство предупреждения речевых нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Малыш еще слов не понимает, но уже накапливает пассивный словарь, учится сосредотачивать свое внимание на речевом потоке, выделять из речи отдельные слова и звуки, различать разные интонации в голосе мамы. А еще он учится выделять из потока речи свое имя – поэтому имя ребенка нужно произносить много раз в таких диалогах. Пока Вы не видите результата Ваших диалогов с месячным малышом. Может быть, подобные диалоги многим кажутся излишними – ведь не понимает еще младенец еще ничего!!! («Вот когда будет понимать – тогда и говорить будем» — так иногда размышляют) Но такие диалоги как раз очень нужны месячному малышу для его хорошего эмоционального и интеллектуального развития. Когда малыш начнет говорить, Вы вполне ощутите результат этих диалогов в успехах своего ребенка и поймете, что усилия вкладывали не зря. А вот начинать вести такие диалоги после года – это уже опоздание, т.к. время будет упущено!

Диалог 5. Колыбельная – это тоже диалог с малышом! Ему нужно обязательно петь колыбельные песни. Колыбельные песни мамы для младенца незаменимы! Причем младенцу нужно слышать именно голос мамы, которая в колыбельной поет именно ему, называя его по имени! Колыбельные являются для ребенка программой его дальнейшей будущей счастливой жизни и прямо связаны с успешностью человека в жизни. О том, какие колыбельные нужны младенцу и как правильно их петь, чтобы они развивали ребенка, можно прочитать в статье

Диалог 6. Диалог с малышом в пестушках. Для развития месячного ребенка очень важно сочетание – зрительное + двигательное + слуховое + тактильное ощущение. Это сочетание традиционно использовалось в пестушках. Пестование младенцев максимально соответствует задачам развития ребенка первого полугодия жизни. Отсутствие пестушек в жизни многих современных семей приводит к большим проблемам в развитии малышей, которые проявляются уже после года. Многие полезные пестушки для месячного малыша Вы найдете в статье

А в этом ролике Вы увидите целую коллекцию пестушек для малышей! Причем не просто услышите мелодию и слова, но и научитесь движениям, которые надо делать с ребенком. Раньше дети учились пестованию с детства, так как нянчили своих младших сестричек и братишек. А сейчас нам приходится восстанавливать этот полезный опыт развития младенцев и учиться этому уже взрослыми. В конце ролика Вы увидите потрясающие кадры – маленькую девочку, поющую пестушки как само собою разумеющееся т.к. она на этом выросла.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. ). В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета, более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более.

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может с удовольствием рассматривать игрушки , висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня. На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня. Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Задача развития №3.Развитие тактильной чувствительности

Для развития тактильной чувствительности в играх с месячным ребенком используют:

  • Игры с прикосновениями, в которых мама, говоря с ребенком гладит его разными лоскутками: шелк, бархат, флис, шерсть, вата.
  • Мамин массаж с пестушками, о котором мы уже говорили.

Задача развития №4: развитие слухового сосредоточения

Очень важно развивать слуховое внимание месячного ребенка: учить его искать источник звука, находящийся на расстоянии 40-50 см, поворачивая при этом голову к звуку. Можно использовать колокольчик, неваляшку, бубен, музыкальный треугольник, шаркунок.

  • Сначала музыкальная игрушка должна появляться всегда в одном и том же месте и двигаться в одну и ту же сторону по горизонтали.
  • Когда малыш научится следить за звучащей игрушкой с поворотом головы вправо и влево, можно усложнить задачу и, звуча игрушкой, обходить вокруг его кроватки. Это учит малыша следить за удаленным звучащим предметом. Можно не только звучать игрушкой, но и петь песенку, обходя вокруг кроватки малыша или разговаривать с ним ласково. Главное – чтобы был перемещающийся источник приятного для ребенка звука.
  • Когда малыш научится следить за перемещающимся удаленным источником звука, можно еще усложнить для него задачу — менять местонахождение музыкальной игрушки, стимулируя ребенка искать, откуда идет звук. Каждый раз звук будет появляться из нового места – оттуда, где ребенок не ожидал его.

Для этого упражнения можно использовать детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые музыкальные инструменты – шаркунки (простейшие из них – это бутылочки, наполненные горохом и т.д.), музыкальную шкатулку с мелодией. Месячному ребенку можно уже и поставить прослушать спокойную колыбельную или народную плясовую (1-2 минуты), чтобы малыш определил, откуда слышится музыка и вслушался в нее.

Для проведения таких игр с малышом нужны музыкальные игрушки с мелодичным нерезким звучанием. В том числе с возраста в 1 месяц можно использовать и мягкие тканевые погремушки-бубенцы (бубенчик зашит в хлопковый чехольчик с синтепоном), которые привязывают к ручке или ножке малыша. Каждый раз, когда малыш будет двигать ручкой или ножкой, бубенцы начинают звенеть. После игры бубенчик снимают с ручки или ножки.

Задача развития №5: развитие мышечной системы умения удерживать голову

Очень важно заниматься с месячным малышом, развивая его мышечную систему и умение удерживать голову. Трудности удерживания головы объясняются ее большим размером по отношении к телу, ведь пропорции тела малыша существенно отличаются от пропорций тела взрослого человека. Для этого малыша до кормления нужно укладывать на животик на ровную твердую поверхность (стол, покрытый одеялом и т.д., но не мягкий диван!!!). При этом ребенка нужно поддерживать своей ладонью под нижней частью его грудки и говорить с ним, чтобы он поднял головку вверх на Ваш голос.

Такое упражнение нужно всем детям. Оно не только развивает нужные мышцы, но и облегчает боли от колик.

Малышу сложно лежать на животе и держать головку. Чтобы он полюбил это занятие, нужно его привлекать яркой игрушкой, чтобы ему захотелось поднять голову и рассматривать ее, передвигать игрушку в разных направлениях, вращать ее.

Как только младенец устает и начинает опускать голову, его нужно переворачивать на спинку. Такое упражнение надо проводить несколько раз в день. Также с возраста примерно 1,5 месяца полезно брать малыша на руки и держать его в вертикальном положении. Подробнее об умении держать голову, его развитии по месяцам у ребенка и об интересных играх и упражнениях для развития этого умения Вы можете прочитать в статье

Что нужно знать родителям о месячном ребенке: физическое развитие малыша

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Физическое развитие ребенка в 1 месяц: рекомендации врача. Нормальные особенности ребенка в возрасте 1 месяц: чего не надо бояться, что нужно и не нужно делать (что показано и что противопоказано ребенку в 1 месяц).

Массаж ребенка в 1 месяц: рекомендации детского врача. Как подготовить место для массажа, какой массаж можно и полезно делать малышу дома, что показано и что противопоказано в возрасте 1 месяца. Почему нельзя использовать лосьоны и присыпки при массаже? Это очень важно знать! Очень толковое видео для мам! Рекомендую посмотреть, редко когда можно встретить столь хорошие видео.

Чему научится месячный ребенок к двум месяцам при благоприятном развитии:

  • Поворачивать голову вслед за движущейся игрушкой как вправо, так и влево.
  • Поворачивать голову на звук, раздающийся каждый раз в новом месте.
  • Поворачивать голову вслед за перемещающимся звучащим предметом.
  • Поворачивать голову в сторону голоса мамы.
  • Поворачивать голову в положении лежа на животе вслед за двигающейся звучащей игрушкой.
  • Прислушиваться к звукам в течение 5 секунд.
  • Тянуться к игрушке.
  • В положении лежа на животе удерживать голову более длительное время, чем в один месяц – минимум 5 секунд. В вертикальном положении на руках у мамы удерживать голову, но с трудом.Если Вы возьмете ребенка на руки и ненадолго уберете поддерживающую руку, то он сможет несколько секунд удерживать голову.
  • Легко выделять в пространстве взрослого и тот предмет, который ему показывают
  • Фиксировать взгляд на неподвижной игрушке в течение 20-25 секунд.
  • Следить за перемещающимся предметом, игрушкой, взрослым (в течение 10-20 секунд непрерывно) как из положения лежа на спине, так и из положения лежа на животе и из вертикального положения. При этом игрушка двигается в разных направлениях – горизонтально, вертикально, по кругу.
  • Рассматривать подвешенные в кроватку игрушки.
  • Улыбаться маме (длительно и эмоционально) и гулить при ласковом общении с мамой в ответ на обращение к нему, петь в гулении гласные звуки.
  • Гукать – произносить короткие гортанные звуки, в которых уже видны будущие звуки речи – кхы, гы, гу и т.д.
  • Цепко хватать взрослого за палец, вложенный в ладошку малыша. Цепко хватать любой другой предмет, вложенный мамой в ладошку.

Еще одна полезная статья о развитии малышей —

Самыми важными показателями являются физические параметры:

1. Вес.

Это один из главных показателей в первые месяцы жизни грудничка, поскольку по нему можно судить, хватает ли молока или смеси. Конечно, набирают вес дети по-разному, это зависит от наследственности, типа кормления, исходного здоровья. Но в среднем масса тела малыша в первые месяцы жизни увеличивается на 700-800 г, а к 6 месяцам - в два, к году - в три раза.

2. Рост грудничка, окружность грудной клетки и головы.

Эти показатели не менее важны, чем вес: не зря при ежемесячном посещении педиатра младенца взвешивают и измеряют. В среднем за год рост малыша увеличивается на 25 см: первые шесть месяцев он прибавляет по два-три сантиметра, а после шести месяцев прирост идет по 1-2 см.

3. Двигательная активность, навыки.

По тому, как ребёнок держит голову, переворачивается, встает на ножки, ползает, начинает говорить можно также судить о его развитии. Каждый малыш индивидуален, конечно. Однако усредненные сроки развития двигательной активности нужно знать, чтобы в случае отклонений от норм обратиться вовремя к педиатру или неврологу.

4. Зубы.

Первые зубы начинают появляться ближе к 6 месяцам. К году ребенок может обладать уже 8 зубами, однако есть младенцы, у которых в этом возрасте всего пара резцов, а есть те, у которых первый зубик показывается уже в 2 месяца.

Иногда пользуются формулой для определения количества зубов: возраст в месяцах минус 4 (начиная с полугода). Но не всегда результаты вычислений объективны.

Эмоционально-психическое развитие малыша не менее важно для оценки его развития.

1.Речь

К концу первого месяца кроха начинает гулить, а по мере развития появляется умение лепетать, произносить слоги. В концу первого года жизни ребёнок может произносить до десяти слов.

2. Эмоции и общение.

По тому, как младенец реагирует на родителей, игрушки, смену обстановки и прочее также можно судить о том, как он развивается.

3. Движения и игры.

Захват игрушек, мелких предметов, игры с бумагой - важный критерий, по которому врачи определяют, нормально ли развивается кроха.

Ниже приведена таблица с усредненными показателями нормального развития малыша. Не следует паниковать, если ваш ребенок в своем возрасте чего-то не умеет: все дети разные, и развиваются по-разному.


Развитие ребёнка в 1 месяц.

Новорожденный в первые нежели своей жизни ещё ничего не умеет, однако у него прекрасно развиты сосательный, хватательный, глотательный, поисковый, плавательный рефлексы.

Они безусловные, со временем некоторые исчезают - это тщательно проверяется врачами при ежемесячном посещении поликлиники. На раздражители (холод, жару, мокрый подгузник) и голод кроха реагирует недовольным кряхтением и громким плачем, что позволяет родителям понять, что нужно что-то сделать.

Ребёнок в первые недели жизни часто непроизвольно вскидывает ручки и ножки - не стоит этого пугаться: он только родился и учится жить вне маминого живота. Большое пространство вокруг его беспокоит: именно поэтому многие дети лучше спят, когда их пеленают.

Большую часть времени новорожденный проводит во сне: маленькие детки могут спать до 20 часов в сутки. Груднички постоянно прикладываются к груди: так они удовлетворяют сосательный рефлекс, успокаиваются, питаются (поэтому важно кормить ребёнка не по расписанию, а по требованию ).

Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?

  • Он реагирует на громкие звуки: вздрагивает или плачет.
  • Улыбается (пока неосознанно).
  • Начинает поднимать голову и удерживать ее несколько секунд, если положить ребёнка на животик.
  • Наблюдает за неподвижными и двигающимися предметами.
  • "Агукает"

Особенности первого месяца жизни.

Крепкий сон.

Ребенок спит много, не реагируя на шум вокруг него, однако часто просыпается "перекусить".

Гипертонус мышц.

Первый месяц новорожденный находится в "позе лягушки" с прижатыми к телу согнутыми конечностями. Это нормально, ведь целых 9 месяцев ребёнок находился в подобной позе в животе у мамы. Гипертонус проходит к 1-2 месяцам.

Срыгивания.

Из-за недостаточно развитой на момент рождения пищеварительной системы, в частности, клапанов пищевода, новорожденные часто срыгивают после кормления.

Как избежать срыгивания?

Специалисты по грудному вскармливанию не советуют "носить столбиком" малыша после кормления (как рекомендуют педиатры), а просто стараться не перекармливать ребенка и ограничить его подвижность сразу после кормления.

Срыгивания у новорожденных считаются физиологичным явлением, но объём их должен быть совсем небольшим (примерно чайная ложка). А вот после 6 месяцев допустимо 1-2 раза в день; после года ребенок срыгивать не должен.

Колики.

В конце 3-4 недели жизни, кроху начинают беспокоить колики. Они появляются в связи с "незрелостью" кишечника (то есть неподготовленностью желудочно-кишечного тракта к пище, пусть даже это грудное молоко: ведь в утробе малыш получал совсем другое питание!).

Доказано, что колики не зависят от питания кормящей мамы, и при этом явлении лекарственные препараты - малоэффективные помощники. Это явление самостоятельно прекращается к 3-4 месяцу жизни грудничка.

Новорожденный ребёнок: игры с малышом.

Казалось бы, первый месяц ребёнок совершенно неактивен. Он не фиксирует взгляд на лицах и предметах, не смеется, не улыбается...Но это не означает, что с ним не нужно заниматься: чем раньше вы начнете играть с крохой, тем быстрее он будет отвечать вам взаимностью.

Как развивать ребёнка с первых дней жизни?

1. Постоянно разговаривайте с ним.

2. Пойте песенки.

Дети любят ритмичное звучание на высоких частотах - это их успокаивает, они вслушиваются в приятный голос.

3. Показывайте картинки.

Сначала это должны быть черно-белые простые рисунки, потом можно добавить красно-жёлтые оттенки. На расстоянии 25-30 см от глаз малыша разместите картинку, показывая сначала в статике, а затем медленно передвигая ее. Через некоторое время кроха запомнит рисунок и будет его узнавать.

4. К концу первого месяца жизни можно повесить над кроваткой мобиль.

Он должен быть не слишком сложным: 2-3 подвешенные игрушки - достаточно для такого маленького человечка. Расположите мобиль на расстоянии 60-70 см от лица ребёнка и немного впереди него, чтобы взгляд не фокусировался прямо (иначе может развиться косоглазие).

5. Гримасничайте, утрируйте мимику.

Ребенок запоминает движения губ, глаз, выражение лица. Когда что-то ему говорите, четко совершайте движения губами: это поможет ему в будущем быстрее научиться произносить слоги.

Ребёнок: развитие физических данных.

В первый месяц ребёнок практически не двигается: не поворачивает и не поднимает голову, не переворачивается. В этот период жизни важно помочь его телу адаптироваться к окружающему миру, к температурным условиям окружающей среды, новым тактильным ощущениям.
  1. Делайте лёгкий массаж пальчиков рук и ног: поглаживайте их, разминайте.
  2. Гладьте спинку и животик младенца: это успокаивает малыша, расслабляет мышцы, а массаж живота улучшает перистальтику кишечника.
  3. Делайте несложные упражнения, обязательно с утра (главное, чтобы после приёма пищи прошло около часа).
  4. Это могут быть разведение и сведение рук, сгибание ног в бедрах и коленях. Конечно, лучше, если такую зарядку вам покажет врач ЛФК с учётом данных именно вашего малыша.
  5. Чаще выкладывайте ребенка на живот:
  • Это стимулирует его учиться держать голову
  • Укрепляет мышцы спины
  • Способствует лучшему отхождению газов и облегчает колики
  • Успокаивает грудничка.

5. Кроме того, каждый день обязательно нужно гулять с ребёнком не менее 1-2 часов.

После выписки из родильного дома спустя неделю и после осмотра педиатра на дому начинать гулять надо с 15-20 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность прогулки. Не рекомендуется находиться с новорожденным на улице при температуре -10 °С и выше 30 °С, лучше заменить такие прогулки комфортным отдыхом на прохладном балконе.

О том, как происходит развитие ребенка в 2 месяца, .

Подведем итог.

За первый месяц жизни новорожденный делает огромный шаг в развитии: от него зависит во многом то, как будет малыш развиваться в будущем. А родителям остаётся только набраться терпения и сил и помогать крохе расти умным и здоровым ребенком.

Как долго все ваше семейство ожидало этого момента, и вот он наступил! Наконец-то вы дома, и вместе с вами ваш новорожденный малыш. Наблюдая за этим настоящим чудом природы, лежащим в кроватке в позе лягушки, вы пытаетесь угадать — что же можно ожидать от малыша в каждый момент его жизни. Согнутые в локтях ручки, раздвинутые в стороны ножки – все тело как будто имеет повышенный тонус. Не беспокойтесь – это нормальная реакция ребенка – стремление вернуться в привычную внутриутробную позу. Но что же будет дальше? Нормально ли он развивается, как он должен дышать, часто ли мочиться и кушать?

Возникает миллионы вопросов. Давайте попробуем прислушаться к советам врачей и опытных мам. За первый месяц малыш вырастает на 3 сантиметра, а масса может увеличиться на 600 грамм, и это с учетом того, что в первые несколько дней ребенок теряет 10 % массы тела за счет перестройки кровообращения, активизации иммунной системы, начала работы пищеварительной системы, почек и так далее. В это время ребенок почти все время спит — до 17-20 часов в сутки, часто короткими промежутками. Все малыши спят по-разному, некоторые засыпают прямо во время кормления.

Развитие ребенка в 1 месяц

Природа позаботилась о том, чтобы наши детки, действуя на основе безусловных рефлексов, могли выживать, адаптироваться к условиям, готовиться к развитию нерефлекторных движений. На первом месяце жизни ребенок обладает сосательным рефлексом, с помощью которого получает питание. Попробуйте провести вокруг ротика пальцем — у малыша проявятся сосательные движения. При касании щечки он повернет головку, а при положении на животе уже сможет повернуть головку, чтобы обеспечить себе свободный доступ воздуха для дыхания. К месяцу малыш сможет хвататься за ваш палец, да так крепко, что его можно будет даже чуть приподнять таким образом.

Если поставить его вертикально, чтобы он касался ногами поверхности, ножки протопают несколько шажков. Главное, чтобы он не перекрещивал ножки, иначе нужно посоветоваться с невропатологом. Малыши в месяц почти не слышат, но при внезапных звонких звуках разводят ручки и ножки. Если он реагирует подобным образом на незначительные шумы, это может означать повышенную возбудимость. Также уверенно реагирует малыш на надавливание на пятку и ладошку, а лежа на животе, совершает плавательные движения. В первые месяцы ребенок растет настолько быстро по сравнению со своим весом, как никогда в жизни.

Уход за ребенком в 1 месяц

1. Разумеется, в это время от ухода за ребенком зависит вся его жизнь. Вся его работа — это сосать молоко, но и это он еще не умеет делать правильно, засасывая вместе с питанием воздух. Избавиться от него он стремится срыгиванием, Чтобы малышу было легче с этим справляться, каждые 5-10 минут при кормлении меняйте груди или положение бутылочки каждые 50 грамм. Устраивайте его вертикально и подождите срыгивания, затем продолжите кормление.

2. Помогите малышу избавиться от вздутия живота, которым страдают в разной степени все новорожденные. Для этого ладошками по часовой стрелке выполняется массаж. Другой способ — положить животиком на грудь и поглаживать спинку. В течение дня нужно проделывать такие процедуры по нескольку раз. В более сложных случаях используется укропная вода, газоотводная трубочка.

3. Следите за пуповиной – она отпадает между первой и второй неделей. Необходимо правильно обрабатывать пупочную ранку, чтобы она не покраснела и не припухла.
4. Осматривайте и роднички – промежутки в местах схождения черепных костей с соединительными перепонками. Их нужно мыть во время купания, к 3-м месяцам затянется маленький, а к 18-и — большой.

5. Осматривайте мальчиков во время плача – не должны появляться в области пупка, мошонки или паха заметные реакции. Опухоли, выпячивания могут свидетельствовать о наличии пупочной грыжи.
6. Выполняйте массаж в течение 10 минут для укрепления мышц малыша и стимуляции его физического развития, время проведения — через полчаса после кормления. Очень важны прогулки на свежем воздухе.

7. Особое внимание нужно уделять уходу за кожей, в первые месяцы она нежная и чувствительная, к тому же подвергается воздействию мочи и кала. Нужно использовать мягкие материалы и сухие подгузники, смазывать кожу детским маслом и присыпкой.

8. Подмывание девочек проводится спереди назад, после каждой смены памперса или пеленки. Мальчика нужно подмывать также, но каждые 10 дней промывать крайнюю плоть простой водой без мыла. Купать малышей нужно ежедневно.

Питание ребенка в 1 месяц

Лучшего питания, чем грудное молоко, еще не придумано природой. Оно способно полностью покрывать все потребности человека в питательных веществах в первые полгода. Но если лактация по каким-то причинам не налажена, можно с успехом использовать адаптированные молочные смеси. Возможны и смешанные варианты, когда при недостатке молока ребенка можно докармливать смесями.

Лучше прикладывать ребенка груди чаще, чтобы стимулировать лактацию. Сегодня в режиме питания приоритет за свободным вскармливании, другими словами «кормление по требованию», при этом основной объем молока всасывается малышом в первые 5-10 минут кормления. Если ребенок не энергичен и засыпает во время кормления, лучше будить его и побуждать к сосанию, чтобы происходило не только насыщение, но и прибавка в весе.

Режим дня ребенка в 1 месяц

Правильная организация режима дня — это часть заботы о малыше. Новорожденные живут по своему особенному режиму – они каждые 2-3 часа хотят кушать и в остальное время почти всегда спят. Так требуют их физиологические потребности. В 1 месяц ребенку уже нужно помогать. В любое время суток малыш может бодрствовать, и не всегда это дневное время. Режим может сбиваться, если ребенок перепутает ночь и день и маме тогда придется нелегко.

В возрасте 1 месяц продолжительность сна составляет 18-19 часов, промежутки бодрствования от 30 минут до 1.5 часов. Желательно кормить малыша 7 раз в день и с 19.00 до 6.00 уже укладывать малыша спать на ночной сон. Во время шестикратного кормления уже на шестое кормление приходится ночной сон. Уже с первых дней каждое утро нужно умывать малыша, чистить ему ушки и носик.

Занятия с ребенком в 1 месяц

Для развития ребенка можно использовать купания и проводить интересные упражнения. Если вы купаетесь в ванной, можно брать малыша с собой и положить его на грудь затылком. Левой рукой удерживайте животик, правую используйте для показа погремушек или поливания водой. Подключайте папу. Катайте малыша в воде, покачивая вверх-вниз, держите его просто за подбородок и поворачивайте в разные стороны.

Пусть он отталкивается от борта ванной пятками, подведите его ближе к краям, чтобы он упирался ногами. Несколько пружинящих движений помогут понять малышу, как можно себя вести. Еще одно упражнение – держите ребенка вертикально, чтобы он упирался ножками по дну – пусть переступает — как будто ходит. Затем поверните его на спинку — пусть поплавает. Упражнение «морская качка» прекрасно укрепляет и развивает вестибулярный аппарат.

Игры и игрушки для детей в 1 месяц

Конечно, в первый месяц малыш еще не готов к играм и развлечениям, просто разговаривайте с ним голосом с разным тембром, подключайте папу, рассказывайте малышу истории о том, как его ждали и как ему рады. Носите на руках и гладьте части тела. Первые игрушки – это легкие погремушки и подвешенный над кроваткой мобиль. Крошке можно показывать пищалки, трясти перед глазами погремушками с разной интенсивностью. Малыши любят музыку — танцуйте с ним, прижав его вертикально – одновременно проводится профилактика газиков. Наклоняйтесь к нему почаще, дайте ему рассмотреть ваше лицо, знакомьте с членами семьи и близкими.

Игры и упражнения: 1 месяц

Когда ребенок бодрствует, старайтесь поиграть с ним и сделать некоторые полезные упражнения. Прекращайте занятия, если малыш заплачет.
1. В положении малыша на спине дать ему большие пальцы, а когда он ухватится за них — развести в стороны ручки и слегка встряхнуть.
2. Хороший эффект дает рисование на стопах «восьмерок» при купании.
3. Поглаживайте малыша по лбу от середины височным долям.
4. Простейший массаж пальчиков на ручках и ножах.
5. Поглаживание крошки от груди к плечам.
6. Гладить ногу от стопы к бедру, придерживая второй рукой за пятку.
7. Нежный массаж руки от кисти к плечу.
Хорошо воспринимают малыши мелодичную музыку Моцарта, Штрауса, Гайдна, Вивальди, во время прослушивания нормализуются физиологические процессы ребенка. Также любят дети слушать голос человека, поэтому разговаривайте с ним как можно больше, меняйте интонации, приветствуйте, подходя ближе, и меняйте тембр голоса.

Медицинское наблюдение в 1 месяц

Дети все развиваются по своей программе, но к концу первого месяца они должны овладевать некоторыми общими навыками. Кроме ухода за родничком и пуповиной медицинское наблюдение в это время заключается в контроле за тем, как происходит развитие малыша.

В 1 месяц детки уже могут:
— приподнимать головку, лежа на животике;
— моргать и вздрагивать при резких звуках;
— прислушиваться к звукам, отличать голос мамы, поворачивать головку на звук;
— фиксировать взгляд на склоненном к нему лице;
— при плавном перемещении предмета провожать его взглядом;
— издавать звуки «о», «а», «у»;
— захватывать палец или погремушку.

Чтобы и мама, и ребенок пребывали в хорошем расположении духа, вся семья должна заботиться о благоприятном состоянии, быть спокойной и не проявлять нервозности. Малыша лучше носить на руках – так он будет чувствовать биение сердца мамы или папы, чувствовать запах – это его успокаивает. Очень важно создавать тактильный контакт, следить за температурой помещения, делать массаж и выкладывать ребенка на животик.

Напевайте ему песенки и рассказывайте поговорки и потешки – он будет реагировать на звуки и скоро попытается вступить в диалог. Он быстрее начнет гулить и осмысленно «агукать». Яркие и контрастные игрушки развивают зрение и восприятие. Как только он начнет фокусировать внимание – двигайте игрушки, чтобы он следил за ними в движении. Беседуя с ним как можно чаще и сохраняя визуальный контакт, вскоре вы заметите, что ваш малыш вам улыбается.

За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
  • В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
  • Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Читаем также: | |

Что умеет ребенок в 1 месяц видео

Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)