Ребенок злой и агрессивный. Формирование способности к эмпатии, доверию сочувствию, сопереживанию. Возрастные особенности проявления детской агрессии

26.07.2019

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:

“Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.

И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Проводя мини-опрос среди младших школьников нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения, как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

Понимание агрессивности младшими школьниками.

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?

3. Считаешь ли ты себя агрессивным?

Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей
Нет Нет

То есть видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как выявить агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии ягрессивности.

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила,

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках,

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребёнка можно использовать специальную анкету, разработанную российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Как помочь агрессивному ребёнку?

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.

Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.

К сожалению, их способы поведения, так называемый, поведенческие репертуар, довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом.

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в снтуаииях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

В основном это работа психолога в ходе индивндуальнои психологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению.

Работа с гневом.

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению американского психолога Холста, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами,

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит оттого, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволит ему подписать рисунок так, как он хочет, если нё умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводтъся один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В.Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение,

при более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань. привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру “Обзывалки”.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность вьплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

“Обзывалки”.

Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

“Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называтъ друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты..., солнышко!”

В течение многих веков русский народ использовал дразнилки, и обзывали для установления с ребенком эмоционального контакта, общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме образцы народного поэтического творчества хранят в себе большие речевые, смысловые богатства и служат для снятия агрессивности у детей.

1. Андрей – ротозей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся,
Крыша ломается.
Хозяин ругается.

2. Борис-барбарис.
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

3. Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста.
И сказала: “Вкусно”!

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В такихслучаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Обучение навыком распознавания
и контроля негативных эмоций.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивна.

Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны.

К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватна, оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих,

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекота, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо ладошки чешутся и т.д.”. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует послание своего тела, сам сможет пояятъ: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”.

А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов вьплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт.

В книге К. Фопеля “Как научить детей сотрудничать” приводиться игра

“Камушек в ботинке”.

В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный).

“Случалось ля, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую болышую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”. Далёе вы говорите ребёнку: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?”

Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

“Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые.

Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее вы говорите: “Давайте договоримся: если кто-то из “вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что им что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое-то неудовольствия, чего-то такое что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”. Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от “камешка” Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.

Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей,

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии,
доверию сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий раз будет слабее.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.

Как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “Ты – негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!”

Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.

Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я – сообщение”

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

В заключении хочется пожелать всем работающим с “агрессивными, трудными” детьми, чтобы не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно, нужно поставить перед собой вопрос: “Интересно, что с ним сейчас происходит?”

Агрессивный ребенок. Причины агрессии и методы коррекции поведения.

Виды детской агрессии

Различают 2 вида агрессии по открытости . Прямая агрессия направлена точно на объект, вызывающий раздражение, она проявляется в виде угроз, хамства и применения силы. Косвенная агрессия обычно направлена на доступные объекты, на которые безопасно выплескивать эмоции. К примеру, если ребенок обижен на отца, он может бить младших братьев и сестер или более слабых сверстников.

Вербальная агрессия – это угрозы, крики и оскорбления. Экспрессивная агрессия сводится к несловесным средствам выражения: мимике, жестам и т.п. Физическая агрессия проявляется в виде грубого применения силы, например, драки и порчи вещей. Аутоагрессия – одна из наиболее деструктивных в долгосрочной перспективе – это самообвинения, самоунижение, нанесения себе телесных увечий, такое поведение особенно часто встречается в подростковом возрасте.

Инструментальная агрессия используется для получения желаемого, порой неосознанно: ребенок кричит и скандалит в магазине, требуя от матери купить то, что он хочет. Мотивационная агрессия – заранее спланированная, к примеру, школьник бьет одноклассника, который раннее чем-то его зацепил.

Внимательное наблюдение и анализ «предыстории» детской агрессии поможет ответить на вопрос, почему ребенок так себя ведет и что с этим делать.

Причины детской агрессии

Детская агрессия имеет несколько ключевых причин:

  • самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей;
  • стремление получить желаемое;
  • стремление к доминированию;
  • месть;
  • защитная реакция;
  • подчеркивания собственного превосходства с помощью ущемления личности других.

В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родителей и взрослых: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие поведение агрессивного ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении.

Что касается психологических факторов агрессивного поведения , то к ним в первую очередь относятся:

  • отсутствие навыков самоконтроля;
  • низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта;
  • примитивная игровая деятельность;
  • низкая самооценка;
  • проблемы в отношениях с ровесниками.

Последствия агрессии, оставленной без профилактики и своевременной коррекции, могут быть самыми печальными – от конфликтов со сверстниками до асоциального поведения во взрослом возрасте.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  • Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  • Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  • Организаторские способности;
  • Широта кругозора;
  • Позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже, отвергают его, то агрессивность, вызванная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения . Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого -
неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против запрета каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка , например, потребности в движении, в активной деятельности. Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения.

Предварительный просмотр:

Методика оценки агрессивности педагога А. Ассингера

Инструкция. Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами, учениками и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Отвечая на вопросы, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов.

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
а) внутренне кипите;
б) сохраняете полное спокойствие;
в) теряете самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?
а) самоуверенным и завистливым;
б) дружелюбным;
в) спокойным и независтливым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а) примете ее с некоторыми опасениями;
б) согласитесь без колебаний;
в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения
возьмет с вашего стола бумагу?
а) выдадите ему «по первое число»;
б) заставите вернуть
в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с
работы позже обычного?
а) «Что это тебя так задержало?»;
б) «Где ты торчишь допоздна?»;
в) «Я уже начал (а) волноваться».

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
а) стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
б) вам все равно, сколько машин вас обогнало;
в) помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) сбалансированными;
б) легкомысленными;
в) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
а) пытаетесь свалить вину на другого человека;
б) смиряетесь;
в) становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди
современной молодежи?
а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения»;
б) «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать»;
в) «И чего мы столько с ними возимся?»

11. Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось
другому человеку?
а) «И зачем я только на это нервы тратил?»;
б) «Видно, его физиономия шефу приятнее»;
в) «Может быть, мне это удастся в другой раз?»

12. Как вы смотрите страшный фильм?
а) боитесь;
б) скучаете;
в) получаете искреннее удовольствие.

13. Если из-за дорожной «пробки» вы опаздываете на важное совещание:
а) будете нервничать во время заседания;
б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;
в) огорчитесь.

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а) обязательно стараетесь выиграть;
б) цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым;
в) очень сердитесь, если не везет.

15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?
а) стерпите, избегая скандала;
б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;
в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?
а) поговорите с учителем;
б) устроите скандал родителям;
в) посоветуете ребенку дать сдачи

17. Какой, по-вашему, вы человек?
а) средний;
б) самоуверенный;
в) пробивной.

18. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях уч
реждения, если он начал извиняться перед вами?
а) «Простите, это моя вина»;
б) «Ничего, пустяки»;
в) «А повнимательней вы быть не можете?!»

19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
а) «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»;
б) «Надо бы ввести телесные наказания»;
в) «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»

20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным.
Какое животное вы предпочтете?
а) тигра или леопарда;
б) домашнюю кошку;
в) медведя.

Обработка результатов. Теперь внимательно просмотрите выбранные ответы. Суммируйте номера ответов.

1. а- 1,

6-2,

В -3.

2. а - 2,

6-1,

в - 3.

3. а - 3,

6-1,

в - 2.

4. а - 2,

б- 3,

в - 1.

5. а - 3,

6-2,

в - 1.

6. а - 2,

б-З,

в - 1.

7. а - 2,

6-1,

в - 3.

8. а - 2,

6-1,

в-3.

9. а - 3,

6-1,

в - 2.

10. а - 3,

6-1,

в - 2.

11. а- 1,

б-З,

в -2.

12. а - 1,

6-2,

в-3.

13. а - 3,

6-1,

в -2.

14. а - 2,

6-1,

в-3.

15. а- 1,

6-2,

в-3.

16. а- 1,

б-З,

в - 2.

17. а-1,

6-2,

в-3.

18. а-1,

6-2,

в-3.

19. а - 2,

б-З,

в - 1.

20. а - 3,

6-1,

в-2.

Интерпретация. 36-44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
45 и более баллов. Вы излишне агрессивны и при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестким к другим людям и неуравновешенным. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.
35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает!
Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам - по одному баллу, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам вы получите по одному баллу и менее чем по семи вопросам - по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.


Многие родители, стараясь искоренить любой намек на существование агрессии у своего ребенка, чаще всего занимаются поверхностными симптомами и игнорируют корень проблемы. Вследствие чего ситуация усугубляется еще больше.

Причины детской агрессии

Часто агрессия является следствием фрустрации, когда та или иная потребность ребенка не удовлетворена. Ребенок, который испытывает голод, недосыпание, плохое самочувствие, чувствует себя менее любимым, менее желанным, возможно, отвергнутым своими родителями/сверстниками - может стать агрессивным, что выразится в попытке нанести физический или моральный вред себе или окружающим.

Многим родителям достаточно ясно, что такое «подходящие для воспитания и развития ребенка условие»: ребенок должен быть вовремя накормлен, одет, обут, обеспечен кружками/учителями и т.д. Такое понятие, как «недостаток родительской любви и заботы», вызывает недоумение.

Между тем, многие дети испытывают недостаток любви в семье вследствие невнимания родителя к желаниям самого ребенка, а также вследствие многочисленных ссор между родителями, развода, болезни или смерти одного из родителей, и по причине физического и/или психологического насилия.

Ребенок, в погоне за родительской любовью, применяет физическую силу по отношению к младшим и более слабым братьям и сестрам, или оказывает на них психологическое давление для того, чтобы самоутвердиться. Позже, он научится применять новые, приобретенные им навыки, в кругу сверстников.

Как проявляется детская агрессия в разном возрасте?

Основатели психоанализа, Зигмунд Фрейд, Мелани Клайн и др. писали о том, что агрессия, это врожденный инстинкт. Пример этому можно увидеть, когда малыши от переизбытка любви начинают бить маму. Важно остановить это поведение, и объяснить словами «Маме больно».

Со временем, в процессе воспитания, ребенок учится справляться с внутренней агрессией, используя психологические механизмы защиты, такие как сублимация, выражение своей агрессии на бумаге, или проекция, перенос внутренней агрессии на других и восприятие их как агрессивных людей и т.д. А может переводить агрессию в конструктивную деятельность.

Так, в попытке избежать проявления агрессии, ваш ребенок неожиданно начинает активно убирать в доме, самозабвенно разучивать новое произведение на музыкальном инструменте, заниматься спортом и т.д.

В раннем детстве проявление агрессивного поведения считается нормой, но с возрастом оно становится неприемлемым. Ребенок должен научиться выражать свои чувства словами и юные агрессоры становятся профессионалами эпистолярного жанра. Физическая агрессия плавно трансформируется в психологические атаки. Уже с 10-и лет, частая форма агрессии в школах по отношению к ребенку – бойкот.

Виды детской агрессии

Существует открытое проявление агрессии – когда ваш ребенок криками или кулаками выражает свой протест. Дети и подростки, которые не умеют открыто конфликтовать и выражать свое несогласие и недовольство, конфликтуют в скрытой форме и нередко их агрессия приводит к саморазрушению.

Примером такой скрытой агрессии в младшем возрасте, может быть проблемное поведение со сверстниками: желание подчинить другого, неспособность прийти к общему решению, нежелание учиться, делать уроки, энкопрез (недержание кала), брошенные вскользь фразы о нежелании жить, боли живота/головы (хотя проведенные в поликлинике анализы показывают, что ребенок здоров).

В подростковом возрасте, скрытая агрессия проявляется в том, что парень или девушка затрудняется выстроить здоровые отношения со сверстниками, испытывает приступы ревности, неспособен с уважением относиться к желаниям и решениям другой личности.

Пытаясь справиться с внутренним напряжением, подросток может начать использовать не совсем здоровые способы борьбы, в попытке «забыться». В ход идет алкоголь, наркотики, ранняя половая жизнь, порезы на частях тела, анорексия. Не проговариваемые вслух разочарование, обиды и недовольства могут привести к развитию депрессии.

Влияет ли определенный стиль воспитания на детскую агрессивность?

На протяжении многих лет работы семейным психотерапевтом, я обратила внимание на то, что родители, своим воспитанием, формируют не только поведение и мировоззрение своих детей, но также программируют и их будущее.

Вспомнился анекдот:

В кабинете у доктора Фрейда.
- Доктор, мой сын - просто садист какой-то: пинает животных ногами, подставляет подножки пожилым людям, отрывает у бабочек крылышки и смеется!
- А сколько ему лет?- 4 года.
- В таком случае, ничего страшного нет, это скоро пройдет,
и он вырастет добрым и вежливым человеком.
- Доктор, вы меня успокоили, большое вам спасибо.
- Не за что, фрау Гитлер …

В разных семьях используются разные стили воспитания. Некоторые родители устанавливают слишком жесткие границы, они не умеют общаться с ребенком, и цель воспитания заключается в полном контроле и повиновении. Пытаясь быть пай-мальчиком или пай-девочкой дома, ребенок вынужден выражать все свое недовольство в саду или в школе, часто в агрессивной форме.

Есть же родители, наоборот, излишне чувствительные к своим детям, часто прислушиваются к ним, боятся оскорбить чувства ребенка, чтобы ни дай бог не травмировать.

Со временем, таким родителям становится все сложнее ставить рамки в воспитании, ограничивать своего ребенка. Неумение таких родителей выстраивать рамки и вседозволенность приводят к тому, что ребенок чувствует себя сильнее собственных родителей, что ему все можно, начинает проявлять агрессию по отношению к своему родителю/братьям/сестрам и по отношению к сверстникам.

В семьях, где двое детей и больше, родители наверняка могут вспомнить, что родив младшего, не всегда имеются силы и время на старшего. Но, если родители систематически игнорируют, не замечают старшего ребенка, то он начинает чувствовать себя «прозрачным» (высказывание детей). А чтобы не испытывать это тяжелое внутреннее напряжение, поведение ребенка становится импульсивным, агрессивным, с частыми сменами настроения. Таким образом, по словам детей «ИХ ВИДЯТ».

Верная стратегия воспитания заключается в том, что родители открыто проявляют любовь словами, жестами, лаской, интересуются жизнью своих детей, чувствительны, замечают если с ребенком что-то происходит и пытаются его утешить. Эти родители контролируют своих детей, но также умеют доверять. Ребенок, которой растет в семье со здоровой коммуникацией, будет использовать агрессию только в целях самозащиты. Любое свое недовольство он будет способен выразить в открытой форме, словами.

Агрессия по отношению к родителям: причины и что делать?

К сожалению, это не редкость в нашем обществе. Все чаще и чаще я занимаюсь семьями, где ребенок оскорбляет и бьет своих родителей. Это причиняет огромное страдание, как родителю, так и ребенку, который ощущает себя монстром. В данном случае, родителю необходимо научиться ставить рамки в воспитании.

Не ждите обострения ситуации, пресекайте нежелательное поведение немедленно. Как понять, когда именно стоит пресекать нежелательное поведение? Поверьте, вы почувствуете это сами. Как только поведение ребенка, доставляет вам дискомфорт, вы как родитель обязаны остановить это словами: «Мне это неприятно» или «Я не намерен продолжать разговор в такой форме» и т.д

Уважайте себя и этим вы научите своего ребенка быть чувствительным к нуждам других людей, уважать их личностное пространство. Ребенок, которого научили уважать членов своей семьи, обязательно будет относиться с уважением к окружающим его людям и вне семьи.

Агрессия по отношению к сверстникам: причины и что делать?

Причин агрессии к сверстникам может быть несколько. Ребенку может не хватать родительского внимания, или же его брату/сестре родитель оказывает явное предпочтение или ребенок просто избалован и ненаучен уважать окружающих, а возможно переживает тяжелый период в своей жизни, в случае болезни, смерти, развода родителей. В каждом отдельном случае, применяется свой подход.

Семейный психотерапевт, наблюдая за динамикой отношений в семье, способен диагностировать проблему и подобрать подходящее решение.

Отличия агрессивности у мальчиков и девочек

Мы говорили о том, что агрессия – это врожденный инстинкт, как у мальчиков, так и у девочек. Проявление агрессивного поведения, конечно же, отличаются у мальчиков и девочек, в зависимости от принятых норм в социуме. Если конфликт между ребятами, перешедший в драку воспринимается нормально, то драка между девочками может вызвать серьезное недоумение, как у сверстников так и у старшего поколения.

В процессе эволюции девочки научились использовать не физическую, а словесную агрессию, а том числе интриги, и манипуляции. Очень редко организаторами бойкота становятся мальчики, обычно это прерогатива девочек.

Детская агрессия проходит с возрастом?

Нет, детская агрессия ни в коем случае не проходит с возрастом, поэтому важно научиться принимать агрессию, а не бороться с ней. Многие, с годами учатся прислушиваться к себе, своему телу, осознавать свою агрессию, принимать ее, понимая что это преходящее чувство. Выражая свою боль/недовольство/разочарование вслух, мы учимся справляться с этим чувством.

Взрослый человек, который не умеет правильно конфликтовать, выражать свое несогласие, подсознательно будет выражать свою внутреннюю агрессию по отношению к мужу/жене повышенной ревностью и/или романом на стороне. Этот человек не способен уважать желания другого человека и будет активно навязывать свое мнение и свою волю.

На работе это может выражаться в интригах, манипуляцией окружающими или же злоупотреблением своей властью.

Как корректировать агрессию ребенка? Что делать родителям агрессивного ребенка?

Прежде всего, важно понять является ли агрессивное поведение ребенка нормой или патологией. Ко мне обращаются мамы, которые не в силах воспринять агрессивное поведение сына, между тем в юном возрасте, до 6 лет оно абсолютно нормально. Пока ребенку сложно выразить себя вербально, он выражает это поведением.

Учитесь разговаривать со своим ребенком. Объясните, что когда он сердится, то может выплеснуть свою агрессию на неодушевлённый предмет (подушку, матрас).

Запишите ребенка в спортивную секцию, для здорового проявления агрессии. Желательно, чтобы ребенок сам ее выбрал.

Чаще обнимайте ребенка, проявляйте свою любовь и заботу. Учите ребенка разговаривать: о своей радости, о своей боли, о переживаниях. Ребенок, который получает психологическую поддержку родителей, способен вербально выразить свои чувства. Ему не придется выражать агрессию другими способами.

Проявление агрессии в детском коллективе в последнее время приобрело хроническую форму. Те или иные черты агрессивности присущи для многих дошкольников. Но со временем, по мере усвоения правил норм поведения у большинства эти проявления агрессивности уступают место нормальному поведению в обществе. Но у некоторых детей агрессивность не только не исчезает, а наоборот, приобретает более развитую форму, что приносит много неудобств не только окружающим, но и самому агрессивному ребенку. И мало кто из родителей знает, с чего начать борьбу с этой проблемой.

Проявление агрессии у детей до года

Многие родители считают, что агрессия — это врожденное качество и проявляться начинает еще с грудного возраста. Это заблуждение, причем глупейшее, ведь так называемая «агрессия» у грудничка — это ни что иное, как реакция на эмоциональное состояние матери. Да, ребенок может укусить или

Но это всего лишь естественное состояние малыша: именно таким образом он познает окружающий мир.

Агрессия у годовалых детей

В этом возрасте иногда может быть агрессивный всплеск эмоций. Это происходит из-за того, что малыш начинает активно ползать, ходить и запреты на все вещи, которые ему срочно необходимы, вызывают бурю протеста. В ответ он может довольно ощутимо ударить, ущипнуть или укусить взрослого. Слегка смягчить или даже вообще проскочить этот промежуток времени поможет только отвлечение малыша. Другими словами, дайте ему немного свободы в его стремлениях познать этот мир. К примеру, если он все-время открывает шкаф и выкидывает оттуда вещи, подготовьте специально для него одно отделение и позвольте ребенку там командовать и решать, что туда положить, а что выкидывать.

Но эти случаи тоже назвать агрессией нельзя, потому что основные проблемы возникают чуть позже.

Агрессия у детей 2-3 лет

Ориентироваться именно на этот возраст не стоит, к нему можно смело прибавить или отнять полгода. Всплеск детской агрессий у трехлеток обусловлен некоторыми факторами:

  • Кризис трех лет. Всем известное «Я сам!» Ребенок в этом возрасте пытается все сделать самостоятельно и любые попытки ему помочь пресекаются на корню. Выявление агрессии может начаться из-за мелочи, к примеру, родители, попросив подать какой-то предмет и не дождавшись помощи, берут необходимое самостоятельно. И вот тут начинается визг и плач.
  • Недостаточное развитие самоконтроля, навыков общения и плохо разбираемая речь. Это когда малыш хочет что-то рассказать или попросить, но из-за плохого речевого запаса ему это удается редко — соответственно, взрослые не всегда могут понять, что ему необходимо. И именно по этой причине может возникнуть всплески агрессии и во время игры со сверстниками. Не поделив игрушку, ребенок может дать обидчику в лоб. Предотвратить подобную ситуацию можно личным примером, показывая ребенку, как правильно вести себя в обществе.

Агрессивные дети в 4-7 лет

После того, как ребенку исполнится четыре года, у него становится более развитым самоконтроль и речь. Как правило, дети в таком возрасте уже перестают решать свои проблемы с помощью кулаков, хотя в некоторых ситуациях такое может повториться и неоднократно. Но взамен этому появляются всплески вербальной агрессии: дети начинают ругаться, употреблять нецензурные выражения.

Постарайтесь не слишком бурно реагировать на столь непривлекательное выявление эмоций своего ребенка. Может быть, это именно его способ выразить свою точку зрения или он таким образом избавляется от лишней энергии. В подобных случаях старайтесь больше времени проводить вместе со своим чадом. Вместо того, чтобы кричать на него, лучше пытайтесь играть вместе в подвижные игры. Самое лучшее средство против вербальной агрессии — это игры с элементами единоборств, они отлично способствуют тому, чтобы дети удачно «сливали» накопленный негатив.

Подростковая агрессия

Подростковая агрессия (точно так же, как и детская) зачастую провоцируется именно самыми близкими людьми ребенка – его семьей. Как правило, родители из-за тотальной занятности не могут уделять больше времени ребенку, у которого как раз начался подростковый кризис. И полное отторжение родителями может спровоцировать у ребенка сильный всплеск агрессии, которую сложно будет подкорректировать. Если в случае с трехлетками эту агрессию можно побороть, то с агрессивным ребенком- сделать это практически невозможно.

Здесь возможны несколько вариантов:

  • попытаться поговорить с ребенком и донести до его сознания важность вашей работы, которая, безусловно, необходима.
  • найти хорошего профессионального психолога и с его помощью попытаться подкорректировать психику подростка.

Но настройтесь на то, что это будет нелегким испытанием. И все равно всегда есть шанс исправить ошибку, ведь самое главное в этом стремлении — понять и признать свою вину.

Почему ребенок становится агрессивным?

На самом деле причин возникновения детской агрессии очень много, но особое внимание стоит обратить на наиболее распространенные.

  • СМИ. С его помощью мы узнаем что-то новое, интересное и познавательное. Но не стоит забывать и о том, что зачастую они пропагандируют насилие. Те родители, которые постоянно находятся на работе даже в выходные, не знают отдыха и продолжают работать дома, при этом включая детям телевизор, лишь бы они не мешали. При этом, разрешая смотреть мультфильмы, они полагают, что особого вреда психике они не нанесут. Охотно верится в то, что у некоторых родителей не хватает времени на воспитание своих чад, но гораздо больше будет пользы, если во время выполнения домашней работы вы станете привлекать и своих домочадцев. Это принесет сразу несколько положительных результатов. Во-первых, можно приучить ребенка к выполнению домашних обязанностей; во-вторых, это отличный шанс для сближения всей семьи.
  • Неадекватное поведение самых родных людей: постоянные ссоры родителей, асоциальное поведение мамы или папы. Эти факторы никак не могут благотворно влиять на становление нового человека и насмешки вызывают только агрессивные выпады в адрес всех, кто попадается у него на пути. Если мама постоянно кричит на ребенка, доказывает что он неуч, бестолковый, то откуда он может взять пример для подражания? Вот и растет эдакий волчонок, который обозлен на весь мир.
  • Общество. С каждым новым днем становится все страшнее выходить на улицу. Неадекватные личности, с которыми ребенок может встретиться вне дома, также влияют на формирование его характера.

Поэтому, прежде чем начать ругать ребенка, подумайте: может, вы были неправы в чем-то?

Как нельзя бороться с детской агрессией?

Прежде чем приступить к «усмирению» агрессивного ребенка, следует обратить внимание на то, как не надо его воспитывать в этих случаях:

  • Не повышайте на ребенка голос и не меняйте свой тон на угрожающе-злостный. Это вряд ли даст положительный результат, скорее наоборот ребенок станет бояться вас или, что еще хуже, ненавидеть.
  • Не стоит открыто демонстрировать ребенку свою власть.
  • Постарайтесь свое раздражение скрыть по максимуму. НЕ переходите на крик, этим вы его не испугаете, а только больше разозлите и он в других ситуациях будет намерено, открыто выявлять свою агрессию.
  • Даже если вы его ругаете, не принимайте агрессивные позы: беседа сквозь зубы, сжатые кулаки, сжатые челюсти. Это его скорее рассмешит, нежели возымеет положительный результат. Или же, наоборот, он станет в последующих ситуациях копировать вас.
  • Не используйте сарказм, высмеивание, передразнивание. Ребенку будет неприятно оттого, что мама вместо того, чтобы помочь ему справиться с его проблемой, смеется над ним. Такое поведение может привести к замкнутости и еще большему раздражению на окружающий мир.
  • Негативная оценка ребенка, его человеческих качеств. Не критикуйте его друзей или других родных ему людей. К примеру, «ты такой же нехороший человек, как твой отец» или «ты неудачник и друзей таких себе подобрал».
  • Использование физических наказаний к добру не приведет. Если вы будете его постоянно воспитывать с помощью ремня, лучшего поведения вы не добьетесь, это вызовет скорее презрение к вам.
  • Втягивание в данный конфликт посторонних вам людей оценивается вашим ребенком как предательство. Мало того, что мама его не понимает и не хочет помочь, так еще и рассказывает об этом всем вокруг.
  • Бессмысленное настаивание на своей точке зрения. Даже если вы сто раз правы, хотя бы один раз попробуйте уступить своему взрослеющему чаду или спокойно его выслушать. Вдруг именно это принесет ожидаемый результат.
  • Прежде чем начать читать нотации ребенку, поставьте себя на его места. Вот ваш начальник вам что-то битый час доказывает, пытаясь объяснить, почему вы неправы. Не очень приятно, правда? Так почему родители считают, что такая форма воспитания принесет положительный результат?
  • Обобщения такого типа: «Нет, ну ты как обычно…», «Ну почему ты не такой, как они…», «Куда снова лезешь, ты же не умеешь…».
  • Не стоит сравнивать своего ребенка с другими, помните, что он у вас такой один, пусть и со своими недостатками, но ведь родной же.

Эти реакции на агрессивное поведение, может быть, и приостановят ребенка на время, но это не значит, что ваше дитя станет действительно вести себя согласно нормам общества.

Как справиться с агрессивным ребенком?

Не стоит думать, что никаких мер для предотвращения детской агрессии предпринимать не нужно. Отнюдь — чем раньше вы начнете, тем больше пользы от этого будет. Вот несколько советов, как лучше корректировать такое поведение ребенка:

  • Последовательность в воспитании — это неотъемлемая часть становления личности ребенка. К этому пункту можно отнести и единство в вопросах воспитания. То есть и мама и папа должны действовать слаженно, а не так, что кто-то поощряет тот или иной поступок, а второй наказывает за это.
  • Старайтесь контролировать вашего ребенка ненавязчиво.
  • Старайтесь на агрессию ребенка отвечать мирно, это быстрее его успокоит, нежели если вы в ответ начнете агрессивные выпады.
  • Старайтесь как можно больше времени проводить с ребенком. Уделите хотя бы час своего драгоценного времени и поинтересуйтесь его делами в школе, в саду. Постарайтесь познакомиться и подружиться с его друзьями. Попробуйте вместе позаниматься тем, что ему интересно, чтобы он смог почувствовать родственную душу и ваш искренний интерес к нему, как к человеку.
  • Постарайтесь приобщить ребенка к какому-нибудь . Или сходите куда-нибудь вместе. Самый лучший способ погасить слегка вспышку агрессии — это занятия активным видом спорта.
  • Если уж решили прибегнуть к наказанию, то это должен быть конкретный проступок, который был сделан сегодня или сейчас, а не тот, который он совершил когда-то. Наказание не должно стать унижением для вашего ребенка.

И в качестве заключения: в любом случае старайтесь как можно больше говорить с ребенком, он должен чувствовать, что нужен, что его любят. Если хотите побеседовать на тему его агрессивной выходки, то лучше это сделать, когда вы оба будете спокойны.

И помните о том, что каким бы ни был ваш ребенок: агрессивным или тихоней — он только ваш и только вы можете ему помочь справиться с этой проблемой. Он должен знать, что в любой ситуации ему будет с кем хотя бы просто помолчать.

ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ.


взято на сайте АНО Психологический центр «Ресурсы»

Вспышки гнева у ребёнка 2 -3 лет могут быть довольно сильными и буквально застать его родителей врасплох. Чаще всего первой реакцией родителей на эти негативные чувства будет запрет и обвинение ребёнка в том, что он их испытывает.

Как лучше действовать родителям? Какая позиция наиболее оправдана с точки зрения детской психологии?

Почти всем заботливым родителям кажется, что ребенок, окруженный любовью и вниманием родных, просто не имеет причин злиться . И эта «беспочвенная», по их мнению, злость заставляет задуматься о том, все ли в порядке с их ребенком: «Может, это мы виноваты? Разбаловали?» Закономерно возникает и вопрос: «Как следует к этому относиться?» Не обращать внимания - не будет ли это поощрением агрессии? Объяснять и наказывать? Но как объяснишь такие сложные вещи малышу? А если он не понимает, то за что же его наказывать?

В причинах детской агрессии нам и предстоит разобраться, равно как и выработать правильную так тику родительского поведения . Для начала только стоит определить, что мы будем понимать под словом «агрессия». В первую очередь агрессия будет означать аг рессивные действия, совершаемые ребенком по отно шению к другим людям. Это могут быть укусы, щипки, царапанья, попытки ударить и другие способы причинить им физическую боль. К агрессивным действиям можно отнести и намеренную порчу ребенком игрушек и других предметов в приступе злости и гнева. «Бранные» слова, которые произносит ребенок в адрес близких - «убью», «выброшу» и т.п., - это проявления вербальное (словесной) агрессии. Слова «злость» или «гнев» будем относить собственно к эмоциональному состоянию ребенка, переживаемым им отрицательным чувствам.

Ну а теперь давайте попробуем понять, что движет малышом, набрасывающимся с кулаками на свою любимую маму, бабушку и остальных.

Что происходит с ребенком к двум годам - возрасту, в котором чаще всего начинает проявляться агрессия против родителей? Ребенок взрослеет: он научился управлять своими ручками и ножками, овладел своим телом настолько, чтобы передвигаться самостоятельно и исследовать окружающий мир, научился с помощью простых слов обозначать для родителей свои желания. И понял, что до некоторой степени он управляет своими родителями. Он заплакал - мама подошла, описался - мама переодела, проголодался - мама накормила и т.п. По мере своего развития ребенок совершенствует способы привлечения к себе внимания, пребывая до поры до времени в счастливом заблуждении, что и впредь мама будет угадывать все его желания и удовлетворять все его потребности.

И вот однажды он сталкивается с ситуацией, в которой мама говорит ему «нет» . Рано или поздно маме становится тяжело подстраиваться под все возрастающие нужды ребенка. Ее отказ выполнить то или иное желание ребенка может вызвать довольно сильный гнев. По внутреннему ощущению ребенка и по предшествующему опыту его жизни мама «не имеет права» отказывать ему. Он привык получать то, чего хочет, и не понимает, почему должно быть иначе. Ребенок начинает протестовать, злиться, прибегая при этом к простейшей агрессии.

Нормально это? Абсолютно нормально! Злость - нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу . Порой нам приходится не только терпели во ждать, но и прикладывать значительные усилия для достижения желаемою, терпя при этом всяческие неудобства. Более того, иногда , несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание . И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.

Наша общественная социальная жизнь подчинена многим ограничениям и запретам, которые пока неведомы ребенку. Хотя для родителей эти запреты уже давно стали нормой и действуют автоматически. И того же они ожидают от своего ребенка. «Как он не понимает, ведь этого же нельзя!» А он не понимает, вернее, еще не понял. Ребенок не рождается с умением «терпеть» и «ждать», этому ему надо будет научиться . И учиться он будет на всем протяжении дошкольного возраста (и дальше всю жизнь). Задача родителей - помочь ему в этом, не потворствуя, но и не торопя его и не осуждая.

Научиться ему предстоит и сдерживанию своей агрессии. Помимо запрета на агрессивные действия в адрес окружающих, в обществе действует еще более сильный запрет на проявления агрессии в отношении близких людей - родственников и членов семьи. Иногда родители готовы понять агрессию своего малыша, направленную на незнакомого человека, но «обижаются» на него, если эти действия касаются их самих. Иногда, наоборот, мама «не заметит» агрессивной выходки ребенка в свой адрес, но устыдится, если ребенок начнет делать то же самое в гостях или на улице в присутствии посторонних.

Кстати, выражая злость, ребенок может причинить вред не только окружающим, но и самому себе. Гнев ребенок может направить как на тех, кто вызвал его чувства - то есть на родителей, так и на «замещаю щие» объекты - игрушки, мебель и т.п. Но иногда нею свою злость и ярость ребенок направляет на... самого себя. Например, он может начать бить себя, дергать волосы и даже биться головой о стену. В детской психологии для этого поведения есть специальный термин - аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Углубляться в эту тему сейчас мы не будем заметим только, что аутоагрессия получает свое развитие/подпитку, когда другие способы выражения агрессии находятся под строгим запретом. «Ты плохой, бьешь бабушку», - говорят ребенку родители. «Я плохой», - понимает про себя ребенок. А значит, мол нужно наказывать самого себя. Как мы видим, ребёнок ведет себя очень «логично». Однако очень быстро родителям становится его жалко. И не зря, аутоагрессия небезопасна для психики ребенка, и ее проявления должны быть сигналом для родителей о его внутреннем неблагополучии.

Итак, говоря об отношении взрослых к проявлениям детской агрессии, мы заметили, что в основе негодования чаще всего кроется представление, ребенок уже обладает способностью управлять c воим гневом, а значит, причиняет им боль нарочно, «осоз нанно». Вот почему первое, о чем должны напомнить себе родители, сталкиваясь с проявлением агрессии со стороны ребенка, так это о том, что он действительно «не осознает, что творит» и не владеет собой в доста точной мере, чтобы сдержать свой агрессивный пульс . Он пока не понимает, что совершает дурной поступок, как не понимает и того, что вам больно, всем еще малыш может не понимать (не помнить с ощущений), что такое боль вообще. Вот почему родителям очень важно обозначить происходящее - объя вить, что им больно, и спокойно объяснить ребенку, что «драться и бить людей нельзя». Этот запрет и объяснение нужно повторять снова и снова, препят ствуя ребенку в момент осуществления агрессивного действия - ловить его ручку, занесенную для удара, уворачиваться от укусов и т.д.. До тех пор, пока ребёнок не осознает происходящего и не научится по своей воле сдерживать себя.

В ответ на агрессивное действие ребенка мама в крайнем случае может прибегнуть к легкому телесному наказанию - шлепку по попе, сжиманию ручки ребенка в предплечье и т.п. Это наказание будет носить, так сказать, символический характер. Его цель - обозначить для ребенка серьезность его проступка. Этим средством не стоит злоупотреблять. Эффективно оно будет, если применять его изредка, когда кажется, что такое наказание уместно. Безусловно, 2-3-летний ребенок уже способен частично отдавать себе отчет в своих действиях, но очень часто он еще не может затормозить свою агрессию в момент, когда его охватывает чувство злости. Хотя позже он осознает содеянное и искренне раскаивается. Например, ребенок может делать замечания игрушкам: «Нельзя драться, нельзя обижать маму», хотя сам при этом может продолжать замахиваться и наносить матери удары.

В этом случае некоторые мамы начинают раздражаться на ребенка еще больше: «Как это - знает, что нельзя, а все равно делает. Значит, нарочно». Однако эти мамы просто торопятся с выводами. К подобной ситуации стоит отнестись не как к «педагогическому провалу», а как к промежуточному успеху своего воздействия. Поведение ребенка показывает, что он уже запомнил правило, знает, что от него ждут, но просто пока оказывается не в состоянии выполнить его всякий раз, когда это требуется. Пока эмоции сильнее его. И это тоже нормально. Любая учеба требует времени. И это время и себе, и ребенку надо дать.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод. То, что ребенок сердится, ругается и может быть агрессивен - нормально . Это не признак испорченности или неправильного воспитания. Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как ра дость или грусть . Злость к тому же - энергетически заряженное чувство, которое во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препят ствия. Злость может понадобиться для самозащиты, для отстаивания своих прав. Злость подает сигнал человеку о том, что какая-то важная его потребность не удовлетворена. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость вообще, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом . В идеале нужно научиться не только выражать свой гнев цивилизованно, но и обращать эту негативную энергию в конструктивные действия по преодолению препятствия.

Запрещая ребенку гневаться и злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить своим детям плохую службу. Что чувствует ребенок, если родители стыдят его за то, что он злится? «Я плохой, со мной что-то не так». Поскольку злость возникает естественным образом снова и снова, ребенок может начать бояться, что его отвергнут за то, что он испытывает подобные «неправильные» чувства. На место злости, таким образом, приходят вина и ощущение собственной неполноценности.

При этом злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни. Эта вспышка «запрещенного» гнева оставляет после себя очень тяжелое состояние вины, деморализуя человека еще сильнее и лишая его сил на борьбу со стрессом и нездоровьем. Вина и стыд могут быть еще менее конструктивны, чем злость . И в отличие от злости они не придают человеку сил, а, напротив, ослабляют его, зас тавляя сомневаться в себе и своих возможностях.

Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия. Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете его при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, - сообщаете вы ему. - Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам».

Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом хорошо, если вы указываете ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения: поколотить боксерскую грушу (или специальную игрушку «для битья»), подраться подушками, устроить сражение на надувных мечах, порвать старые газеты, смять пластилин и т.п. Таким образом, вы, говоря научно, «канализируете» его злость, а значит, управляете ею.

Теперь несколько слов о ругательствах. Родители равным образом негативно относятся к проявлениям как физической, так и вербальной агрессии детей. Хотя с точки зрения детской психологии, как это ни странно, выражение вербальной агрессии предпочтительнее. Поскольку это более «цивилизованный» и более «взрослый» способ злиться. Согласитесь, сказать - не сделать. Вот почему родители на первых порах могут учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет уже первым шагом на пути совладания со своей агрессией.

Замечательно, если ребенок научится распознавать свою злость, когда он сам сможет понимать, что сейчас злится. А научиться этому он сможет, если сначала распознавать и обозначать для него его злость будете вы, его родители. Когда вы замечаете, что ребенок недоволен и злится, вам надо сообщить ему об этом (без осуждения, спокойно): «Я вижу, что ты злишься». И дальше следующий вопрос-предположение: «Ты разозлился из-за того, что... не получается/не можешь/я тебе не разрешаю и др.?».

Иными словами, вы обращаетесь к разуму ребенка, приглашаете его определить причину злости. Это ценнейший урок для маленького ребенка: он может ПОНЯТЬ, пусть не сразу, что для его переживаний есть конкретная причина. Со временем он сможет сам определять эту причину, переходя тем самым от выражения эмоций к их анализу, что, безусловно, позволит ему научиться сдерживать свои агрессивные порывы. Следующим шагом для него станет умение вступать с мамой в договорные отношения, то есть вести переговоры на предмет получения желаемого на определенных условиях.

Таким образом, схема по обучению ребенка уп равлению своей злостью выглядит так:

1) сначала вы обозначаете для ребенка его состояние - «ты злишься» - и называете возможную причину;

    постепенно ребенок учится понимать, что он злится, и связывает свои чувства с конкретной причиной;

    одновременно он учится выражать свои желания и потребности словами и добиваться, чтобы другие поняли, что ему нужно: «Мне хочется...», «Сейчас я хочу, чтобы вы...», «Я не хочу, чтоб ты...»;

Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны.

Причиной тому служит страх родителей. Они боятся, что их ребенок вырастет «асоциальным типом» и не будет любить своих родителей. Более глубокая причина кроется в неумении родителей управлять своей собственной злостью, которую им в детстве точно так же «запретили» чувствовать.

Родителям не стоит стыдить и ругать малыша за его чувства и за то, что он пока не в состоянии справиться со своей агрессией. Плохо, если ребенок сделает вывод: «Я плохой, раз я злюсь; но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться». В результате он не учится контролировать свою агрессию, учится ее только подавлять, что ослабляет его и лишает важного опыта - возможности научиться владеть собой.

Правильные действия родителей состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщать ему о том, что вам неприятно и больно. Например, мама может физически препятствовать «атакам» грудного младенца: вынимать сосок у него изо рта при попытке укусить, останавливать его ручку, занесенную для шлепка, и т.п. В дальнейшем ребенка постарше надо учить заменять свои агрессивные действия словами, сообщая о том, из-за чего он злится. Ребенка можно также обучать иным способам выражения своей злости, способам безопасным для него и для других, - «канализировать» свою агрессию.

Если ребенок способен узнать свое чувство зло сти, определить и назвать причину, а также сказать об этом другим, это значит, что он прекрасно справляется со сложной задачей контроля над своими негативны ми чувствами, умеет управлять ими.

Нравится