Сценка на масленицу в школе двоих. Сценарий проведения праздника масленицы в школе. Фольклорный праздник в начальных классах «Веселая Масленка»

26.09.2019

Цели: познакомить детей с традициями русского народа,

Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас,

обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к старшим.

Выходят дети-ведущие.

1.Внимание! Внимание!

Весёлое гуляние!

Собирайся скорее, народ!

Видишь, Масленица к нам идёт!

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.

2.Масленица, будь здоровенька,

Тебя встретим хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С варениками!

3.Маслена неделя

В гости прилетела.

На пенёчек села,

Оладышек съела,

Другим закусила,

Домой потрусила.

4.Приходите к нам на праздник

И тихони, и проказник.

Будет чай у нас горяч…

Будет блин да калач,

Будут игры и смех,

Будет праздник для всех!

Поспешайте, наряжайтесь,

К нам на праздник собирайтесь!!!

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

Добро пожаловать к нам на широк двор

На Широкую Масленицу!

Мы добрым гостям завсегда рады!

Мы их привечаем, сладким чаем

Да блинами угощаем!

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».

Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье.

Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (кукла из соломы).

Дети-ведущие:

1.Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна,

Масленица годовая.

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Всё на конях приезжает,

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

Ой, Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печёным яйцом!

2. Внимание! Внимание!

Весёлое гуляние!

Масленица! Широкая Масленица!

Ну-ка все повеселимся,

В пляске быстрой закружимся!

Нужно в хоровод нам встать,

Масленицу прославлять!

Хоровод вокруг Масленицы (на мотив «У нас завтра субботея»)

А мы Маслену встречали,

На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Выстилали, душа, выстилали.

Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали,

А мы Маслену встречали,

Поливали, душа, поливали.

Повстречали, душа, повстречали.

Ведущая: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

Дети-ведущие:

Понедельник Масленицы назывался «Встреча».

В этот день всех гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца (такой же круглый и золотистый), а солнце – символ возрождающейся жизни.

Ведущая: Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

А вы какие поговорки о блинах знаете?

  • Без блинов не Масленица,

Без пирогов - не именины.

  • Блин добр не один.
  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Первый блин - комом,

Второй – с маслом,

А третий – с квасом.

Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.

Ведущая: Что - то мы с вами засиделись. Не пора ли поиграть? Есть такая народная игра «Бояре».

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:
-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков

Выбирают водящего с помощью считалочки. А он набирает себе команду:

игра «Кочерга»

Как зовут?

Кочерга (Если ребенок отвечает «кочерга», тогда он делает шаг вперед. Если же он называет свое настоящее имя – шаг назад)

Что ел на завтрак?

С кем ты любишь разговаривать по ночам?

Чем ты чистишь зубы?

А кто твои бабушка с дедушкой?

Чем ты ковыряешься в носу?

Как зовут твоего друга?

О чём напишешь доклад?

Твоя любимая игрушка?

Где ты живёшь?

Что ты ешь на обед?

Чем ты подметаешь пол?

За каждый «правильный» ответ на вопрос ребенок делает шаг вперед. Если он ошибся (ответил не тем словом или в неправильном числе/падеже/склонении) – шаг назад. Побеждает игрок, первым добравшийся до заранее обозначенной точки или черты. Чтобы не вызывать у детей обиду или насмешки некорректными вопросами, игру может вести взрослый. Но обычно, проведение этой игры вызывает у детей море смеха и веселья

Среда – «Лакомка». Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.

Ведущая: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?

Загадки.

Стоит в углу Агрипина,

Большой рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит. (Печь)

Стоит толстячок,

Подбоченя бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят

Ребята съедят. (Каша) Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня...
(весна)

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня...
(весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла...
(Весна)

Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Весной)

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)

Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы...
(Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут...
(Гнездо)

Мать толста, дочь красна, сын храбр – под небо ушёл. (Печь, огонь, дым)

Дам есть – плачет и ворчит, ничего не дам – молчит. (Сковорода)

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)

Возьму пыльно, сделаю жидко,

Брошу в пламень – будет как камень. (Мука, тесто, хлеб)

На горячем донце выпекают солнце. (Блин)

На сковороду ручейком, со сковороды – солнышком. (Блин)

Скороговорки(конкурс).

Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у свинки, чешуя у щучки.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!

Четверг называли «Широким». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков(Бармины?) , катание на тройках(мальчики с колокольчиками), взятие снежной крепости(снежки из синтепона).

Ведущая: И мы не лыком шиты!

Выходи, честной народ. Нас частушка в пляс зовёт!

Частушки.

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много –

Можем растеряться.

3. Вы послушайте, ребята,

Нескладеху будем петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

4. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

5. Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

6. Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет,

За солому держится.

8. Я на Масленку катался,

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил

И милашку покатал.

9. Купи, тётя, мне коня

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.

10. Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!

11.Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела.

Что же я наделала?

12.Говорили мне подружки:

Не пляши, а только пой!

Не могу стоять на месте

Темперамент не такой!

13.У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые!

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!

***
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.


***
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

***
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

***
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

***
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

***
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

***
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

***
Весна – не весна,
А с зимой расстались
Блины напекла,
А вы отказались.

***
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

***
Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

***
Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!

***
Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.

***
Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!

***
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.

***
В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.

***
По деревне в каждый двор
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.

***
Все выносят за забор,
Разводя большой костер.
То ведь Масленица,
Славна Масленица!

***
Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.

***
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!

***
Спозаранок бежит зять
Свою тещу ублажать,
Зазывает ее в дом,
Угощает там вином.

***
Мой зятек без приглашенья
Прибежал на угощенье,
Но и он ошибся в силе,
Всех блинов он не осилил.

***
Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Это Масленица,
Праздна Масленица!

***
Уминая всласть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.

***
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.

***
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!

***
По двору возили диву,
Ой, да статну и красиву.
Жаль такую мне сжигать,
Да жена не даст мне спать.

***
Нарисовану личину
Блином мы прикроем чинно.
Пусть сгорит она совсем,
От зимы устали все.

***
Я на Масленицу катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.

***
Девки, Масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петруни во дворе
Сивка пропадает.

***
Купи, тятя, мне коня –
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.

***
У меня четыре шали,
Пятая – пуховая,
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые.

Ведущая: Во время народных праздников было принято рассказывать

«докучные сказки».

А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»:

«Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сказку сначала?»

«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).

Рассказывают два ученика:

Сказка про ворону.

Шёл я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!

Шёл опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет,

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шёл я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её под мост –

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришёл на мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил её на мост –

Пусть ворона мокнет!

Я пришёл на тот же мост,

Глядь – ворона мокнет…

Ведущая: Полно вам нас докучать

Нужно Масленицу величать!

Пятница – «Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.

(дети разыгрываются сценки)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить .

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Так иди сам.

Да медведь не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Что ж, раз мамка велит, надо идти!

Ведущая: Продолжаем веселиться,

Ручеёк уже струится.

Русская народная игра «Ручеёк».

Под песню Н.Кадышевой «Течёт ручей, бежит ручей…»

Русская народная игра «Гори – гори ясно…»

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.

Игра: «Заплети косу» (участвуют девочки).

Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

Ведущая: А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать блиночков румяных, чая ароматного. Всем желаем общения приятного!

Чаепитие.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою,
С грибами да с капустою.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,
Как бабушка румяные,
Как бабушка румяные.

Пригласили нас с подружкой на веселый праздник
В викторинах и кроссвордах приняли участье.
А когда проголодались, что же мы увидели?
Как в продаже появились блинчики любимые.

Припев:
Блинчики, блинчики, блинчики хорошие
Блинчики, блинчики, блинчики пригожие
Блинчики, блинчики, блинчики румяные
С маслом, медом и клубникой, да еще с бананами.

Этот день запомнился мне с моей подружкой
Быстро время пролетело, не было нам скучно
И на этом празднике очень все понравилось
Потому что продавали блинчики да с маслицем.

Хороводы мы водили, в ручейки играли
Баянисты для людей весело играли
Все смотрели на столы и в ладоши хлопали,
А закончили играть, блинчики все слопали.

Скоморохи знакомят участников с каждым масленичным днем, проводят конкурсы, игры. В конце мероприятия проводится традиционное сжигание чучела, распевание обрядовых песен, закличек.

Цель:

Познакомить детей с традициями празднования масленицы.

Необходимые атрибуты для конкурсов:

  • Чучело Масленицы;
  • Валенки для конкурса «Бросание валенка»;
  • Кастрюля, посаженная на врытый в землю столбик, и палка для конкурса «Разбивание горшка»;
  • Мишени для конкурса «Тир»;
  • Флажки для конкурса «Ледяная горка»;
  • Кастрюля с картофелем, тарелки, ложки для конкурса «Горячая картошка»;
  • Санки для конкурса «Катание на санях»;
  • Метлы и разноцветные кегли для игры «Веселая метла» (вместо кеглей можно использовать прозрачные пластиковые бутылки, в которые заливается подкрашенная вода);
  • Платочки для игры «Подари платочек»;
  • Костюмы медведей;
  • Мячи для гадания.

Предварительная подготовка:

  • Организовать конкурс на лучшую снежную скульптуру;
  • Сделать «снежный» лабиринт;
  • Сделать скользкую горку;

Роли:

  • Скоморохи

Ход мероприятия

Скоморох 1: Добрый день, красны девицы и добры молодцы!

Скоморох 2: Собрались мы сегодня зиму проводить да весну встретить!

Скоморох 1: Порезвиться да в силе и ловкости посостязаться!

Скоморох 2: Масленица – праздник старинный, испокон веков в народе празднуемый.

Скоморох 1: А длится он не день, не два, а целую неделю!

Скоморох 2: И каждый день имеет свой тайный смысл. А какой именно – в этом мы сейчас разберемся.

Скоморох 1: В первый день происходила встреча праздника. Именно в понедельник создавалось чучело главной героини – Масленицы.

Скоморох 2: Чучело Масленицы внести!

Вносится чучело, устанавливается в центре площади.

Скоморох 1: В этот же день строили горки, снежные крепости, возводили снежные скульптуры.

Скоморох 2: Вот и мы решили провести конкурс на лучшую скульптуру! Целую неделю наши мастера (ученики) готовились к конкурсу: лепили, вырезали, украшали. И, наконец, работы закончены.

Скоморох 1: Предлагаем посмотреть, что у них получилось, и определить победителей этого сложного конкурса.

Скоморох 2: Что ж, первый день мы благополучно миновали. Отправляемся на второй день праздника, который по праву называют «заигрышем».

Скоморох 1: Во вторник пели частушки и угощали гостей разными вкусностями.

Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя.

Затем проводится игра «Угощение». Участники делятся на 2-3 команды, которые должны по очереди называть угощение. Причем каждой команде достается «свой вкус»: кислые, горькие, острые блюда. Если команда в течение 10 секунд не называет блюдо нужного вкуса, она выбывает из игры.

Скоморох 2: Повеселились, поиграли. Теперь отправляемся в третий день празднества – «Лакомку». Зятья приходили на тещины блины и угощались. Также в этот день проводились состязания в силе, смелости, ловкости.

Проводятся масленичные конкурсы:

  • «Бросание валенка» – очищение земли русской от нечистой силы. Желающие получают по валенку, выстраиваются вдоль линии. По сигналу ведущего они бросают валенок вперед, стараясь закинуть его как можно дальше. Вторым, неожиданным этапом этого состязания будет повторный бросок вторым валенком. При этом необходимо, чтобы второй валенок упал как можно ближе к первому.
  • «Разбивание горшка» – защита будущего урожая от злых духов. На площадке в землю вбивается столбик. На него надевается кастрюля – «горшок». Участникам завязывают глаза и дают в руки палку. Они по очереди стараются дойти до столба и «разбить» горшок – попасть по кастрюле палкой.
  • Игра «Петушиные бои». На площадке чертят окружность. Двум желающим связывают руки за спиной и отправляют в круг. Задача каждого игрока – вытолкнуть противника из круга. Для усложнения задания можно предложить участникам находиться в круге только на одной ноге, подняв вверх другую.

Скоморох 1: Заканчивается среда – начинается четверг. Именно в этот день пели много песен, танцевали до упаду, много-много играли и колядовали.

Скоморох 2: Неизменной традицией были снежные бои и штурм снежной крепости. Ну а мы с вами проведем снежные конкурсы!

Проводятся снежные конкурсы:

  • «Лабиринт». На заснеженной площадке заранее подготавливается лабиринт в форме прямоугольника, в котором лопатой выкапываются неглубокие дорожки. Он имеет только два входа. Задача участников – найти выход из лабиринта.
  • «Тир». На небольшом расстоянии от ребят устанавливается узкий столик, на котором выставляются разнокалиберные мишени. Желающие пытаются попасть во все предметы, сделав при этом наименьшее число бросков.
  • «Ледяная горка». Горка должна быть достаточно скользкой со стороны ската. На горке в разных местах прикреплены флажки. Задача участников – постараться достать все флажки. При этом подниматься на гору можно только со скользкой стороны.

Скоморох 1: В пятничный вечер зятья приглашали тещ на блины. А испечь-то блины им было ой как непросто!

Скоморох 2: Ведь нужно было у тещи с тестем сначала выпросить все продукты и посуды для выпекания главного угощения!

Скоморох 1: Чтобы это сделать, зятья засылали своих друзей с этой целью. Однако просто так зятю ничего не дадут.

Скоморох 2: Друзьям приходилось исполнять порой даже самые трудные желания родителей невесты!

Скоморох 1: Какие только испытания им не приходилось переносить в этот день, «благодаря» своему дружку: и снег кидали, и в доме прибирали, и бегали с пустяковыми поручениями до соседей!

Скоморох 2: А вы бы справились с такими заданиями? Сейчас проверим!

Проводятся масленичные эстафеты:

  • «Горячая картошка». Участники с помощью ложек переносят картофель из кастрюльки в тарелку.
  • «Катание на санях». Участники ложатся животом на санки. На расстоянии от них устанавливаются кегли. Задача игроков – доехать до кегли, обогнуть ее и вернуться назад, передвигая санки руками.
  • «Веселая метла». На площадке расставляют кегли двух цветов, например, для первой команды – синие, а для второй – красные. От каждой команды выходит по 2 участника, они получают по метле. Сев «верхом» на метлу, игроки начинают подметать поляну, стараясь сбить все кегли своего цвета и при этом не задеть кегли противника. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
  • «Метание метлы». По очереди игроки бросают метлу на дальность. Игрок, метла которого улетела дальше, приносит команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Скоморох 1: В субботу золовкам – сестрам мужа – вручались подарки от невесток, сжигалось чучело, и проводился старинный ритуал очищения огнем: юноши прыгали через костер, а пепел развевался по всей округе.

Скоморох 2: Ну а мы продолжаем веселиться и играть! Перед сжиганием чучела нужно как следует разогреться, чтобы суметь противостоять злым духам!

Проводится игра «Подари платочек». На отдельном участке устанавливаются две палки разной высоты. Между ними натягивается прочная веревка, которая располагается по наклонной. На платочках пишут женские имена и с помощью прищепок цепляют их к веревке. Участники-мальчики подпрыгивают, чтобы сорвать платок. Затем дарят его девочке с именем, которое записано на платке.

Скоморох 1: Еще очень любили на Руси смотреть медвежьи представления.

Скоморох 2: Специально для вас, впервые в нашем краю выступают медведи! Встречайте!

Проводится конкурс-игра «Медведи». Несколько желающих надевают костюмы и танцуют. Медведя, который больше всего понравился зрителям, определяют по аплодисментам. Ему вручают подарок – ложку меда.

Затем сжигают чучело Масленицы, вокруг костра водят хоровод, поют песни.

Скоморох 1: Всю неделю катались с горки так люди прощались с последним снегом.

Скоморох 2: А еще гадали, кого ожидает большой успех в ближайшем будущем: для этого скатывали с горки горящее колесо.

Скоморох 1: Мы попытаемся определить это, воспользовавшись обычными мячами.

Школьные мероприятия и школьные праздники

Сценарий праздника масленицы в школе Широкая Масленица

Артишок

Мероприятие посвящено празднованию Масленицы, проводам русской зимы.

Проводится ведущей (классным руководителем или воспитателем) в форме тематического праздника с конкурсной программой.

Цель: ознакомление с русскими национальными традициями

Возраст участников: от 8 до 12 лет

Подготовительный этап: Украсить класс можно плакатами, на одной стене с зимними пейзажами, на другой - весенними, летними, на доске нарисовать солнце. Для проведения конкурсов учащихся нужно заранее разбить на две команды. Мамам учеников можно предложить испечь дома блины и устроить в конце праздника чаепитие. Можно провести конкурс «У кого блины вкуснее».

Оборудование: мяч, теннисный мячик, платок, веревка, блины.

Действующие лица: солнышко, петрушка.

Ведущая

Приглашаем всех на Масленицу русскую праздничную, вольную, вкусно-хлебосольную! Масленица - самый шумный русский народный праздник. Масленицей провожали всегда на Руси зиму и встречали весну. В своих старинных обычаях русский народ часто обращался к образу Солнца. Солнце всегда было желанным другом. А на Масленицу принято было призывать Солнце, приближая этим весну. Для того чтобы ускорить приход солнца, помочь ему совершить свой круг, люди изображали круг или круговые движения (пекли блины, водили хороводы и т. п.). Давайте и мы, ребята, позовем Солнышко. Я буду задавать вам загадки, а вы хором отвечать, что это:

Взглянешь - заплачешь,
А краше его на свете нет.
(Солнце )

Что без огня горит?
(Солнце )

Встает рано, светит ярко, греет жарко.
(Солнце )

Один костер весь свет согревает.
(Солнце )

Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
(Солнце )

Входит Солнышко, оно грустит.

Солнышко

Кто меня звал? Кто потревожил? Не хочу вам светить, землю согревать, пусть зима продолжается, грустно мне.

Ведущая

Солнышко, не грусти мы тебя не просто так позвали. У нас сегодня веселый-веселый праздник - Масленица.

Солнышко

С песнями, конкурсами, играми?

Ведущая

Обязательно!

Играет веселая русская народная песня, вбегает Петрушка.

Петрушка

А вот и я! Какое веселье, игры без Петрушки? Я на Руси всегда был заводилой на праздниках.

Много разных потех и игр устраивали на Масленицу. Во время праздничных маскарадов пели, плясали, лепили из снега скульптуры, любили устраивать состязания, которые назывались игрища. На Масленицу всегда устраивали кулачные потехи, во время которых участники стремились показать удаль молодецкую. А не хочет ли кто из вас помериться силой, поучаствовать в состязаниях, потешить Солнышко? Есть среди мальчиков будущие богатыри русские?

Игра «Петушиные бои»

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают им руки за спиной. Задача играющего, «петушка»: прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Игра «Перетягивание каната»

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом чету. Один конец веревки берет первая команда, другой - вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат, так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Петрушка

Солнышко, вижу, ты уже не такое грустное, потешили тебя наши удальцы-молодцы!

Ведущая

Одна из непременных традиций Масленицы - это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Игра «Снежный городок»

Команды пусть встанут напротив друг друга.

Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки лепили снежки. Теннисный мячик будет снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Солнышко

А почему никто не водит хороводы?

Петрушка

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Встанем вместе в хоровод
Солнце пусть быстрей придет.

Петрушка приглашает всех в хоровод, детей и родителей. Дети водят хоровод, поют любые русские хороводные песни.

Солнышко

Как мне стало весело с вами, я хочу предложить тоже поиграть всем в веселые игры, оставаясь в кругу.

Игра «Воевода»

Катилось яблоко вокруг хоровода.
Кто его поднял - тот воевода.
Воевода, воевода, выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них.

На слова последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становиться «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Игра «Шепоток»

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего палочка. Он идет по кругу и, прикасаясь до кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного - двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями, а если ошибся, все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

Солнышко

Повеселилось вместе с вами,
Теперь весна не за горой,
Согрею землю я лучами
Весна придет, вслед за Зимой!

Петрушка

Масленица, Масленица! Широкая Масленица!
Гостья нагостилась,
С зимушкой простилась,
С крыши капели,
Грачи прилетели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
Ведущая

Подожди, Петрушечка, ты забыл еще про одну традицию Масленицы - блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный с маслом, медом иль сметаной,
Прямо с печки, с пылу с жару - заходи, отведай пару!

Сценарий поможет классному руководителю или воспитателю организовать и провести воспитательное мероприятие в классе или школе. Этот традиционный народный праздник широко празднуется в славянском мире. Но, возможно, не все дети, да и их родители знают его историю и традиции. Наша задача приобщить наших детей к исторической культуре, познакомить их с народными обычаями и традициями.

Участники праздника: учащиеся 4-6 классов и их родители.

Место проведения: спортивный зал школы и школьный двор.

Подготовительный этап: Украсить спортивный зал сухими ветками деревьев, припорошенными «снегом». В украшении можно использовать новогодние елки, если они сохранятся. На центральной стене рушниками украсить стенд для солнца, которое позже будет здесь размещено. На стенах между деревьев развесить художественные плакаты со стихами о Масленице, нарисованные учащимися. Плакаты могут содержать как зимние, так и весенние пейзажи. Ведь Масленица - это время встречи зимы с весной. В качестве украшений развесьте гирлянды, шарики.

Подготовить костюмы Зимы и Весны. Для Зимы подойдет костюм Снегурочки, а для весны подберите народный костюм в виде расшитой блузы и красного расшитого сарафана. На голову сплетите веночек с искусственных цветов. Нарисуйте большое, улыбающееся солнце. Заранее изготовьте и нарядите чучело зимы. Организуйте место для костра и заготовьте немного дров.

Для проведения конкурсов и игр заранее подготовьте необходимые аксессуары. Мамам учеников предложите испечь дома блины и устроить в конце праздника чаепитие.

Звучат веселые народные мелодии В за ле собрались все участники праздника, кроме Зимы и Весны.

Учащаяся 1: Весна в окно стучится
И песенки поет.
У нас в улыбках лица!
Ведь праздник к нам идет.

Учащаяся 2: Мы праздник этот любим.
Всех с Масленицей вас!
Мечтали как о чуде
О ней мы много раз!

Ведущая: И действительно, ребята, Масленица - это чудесный и веселый праздник. И празднуется он с древних времен, когда люди поклонялись Солнцу - Богу Света и Тепла. Задабривали его горячими и круглыми блинами, похожими на солнце. С тех пор эта традиция, печь на Масленицу блины, дошла до наших дней. И мы сегодня позовем наше Солнышко, чтобы оно подарило нам свой свет и тепло и ускорило приход весны.

Учащаяся 1: Свет и Сила,
Бог Ярило!
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Даруй, Бог Света,
Теплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!

В зал входят два ученика и вносят улыбающееся солнышко. Они проносят его через весь зал и вешают на стенд, украшенный рушниками.

Ведущая: Вот и солнышко появилось, оно напомнило нам о весне. Но мы не можем с вами звать весну, ведь у нас за окном еще зима. И сегодня мы должны ее проводить, а весну встретить. Для этого и устраивает народ праздник с песнями да плясками, играми и гуляньями. К празднику заранее готовятся, убирают в домах, запасаются молочными продуктами, потому что праздник устраивается перед Великим Постом и мясо уже есть нельзя, а молочные продукты еще можно. Молодежь заливает горки, готовит санки и ледянки. Затем народ гуляет целыми семьями всю неделю.

Учащаяся 2: Семейный праздник дорог нам,
Ведь с ним весна придет.
И это все так здорово,
Нас Масленица ждет!

И мы с вами тоже готовились к празднику, так давайте встречать Масленицу.

В зал входит Масленица в костюме Зимы и вносит чучело.

Учащаяся 1: Ой, Масленица во двор въезжает.
Широкая во двор въезжает!
А мы, люди, её встречаем.
А мы, добрые, её встречаем!
Ой, Масленица, погости недельку.
Широкая, погости недельку...

Чучело устанавливается в центре зала, и ребята начинают водить вокруг него хороводы и петь песни о Масленице.

Ведущая: Вот и Масленица пришла!
Пришла Масленица к нам,
Красна Масленица, нам всем улыбается!
Нам всем улыбается, да с зимой прощается!
Ребята, а сколько дней празднуется Масленица и как они называются?

Выходят семь учащихся:

1 ученик:
Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!

2 ученик:
Вторник - «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.

3 ученик:
Среда - лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!

4 ученик:
Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!

5 ученик:
«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!

6 ученик:
А суббота - день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

7 ученик:
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!

Ведущая: Вот и узнали мы с вами как называются дни масленичной недели, и чем в эти дни занимаются. А коль наш праздник длится один день, значит, мы сегодня будем петь, играть и блины кушать. И я приглашаю вас принять участие в веселых играх.

Начнем мы с «Петушиного боя». В круг приглашаются два мальчика. Каждый становится на правую ногу, а левую держит левой рукой. Правая рука заведена за спину. Прыгая на одной ноге, каждый старается вытолкнуть соперника за пределы круга. Игра повторяется несколько раз, чтобы задействовать больше ребят. Победителям вручаются призы.

Вторая игра перетягивание каната. Две команды становятся перед чертой друг за другом, держась за канат. По команде начинают тянуть канат, стараясь перетянуть другую команду на свою сторону.

Следующая игра «Блин». Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

А теперь конкурс загадок:

Взглянешь — заплачешь,
А краше его на свете нет.
(Солнце)

Что без огня горит?
(Солнце)

Встает рано, светит ярко, греет жарко.
(Солнце)

Один костер весь свет согревает.
(Солнце)

Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
(Солнце)

Ведущая: Что - то мы ребята заигрались. Пора нам уже весну звать. Давайте споем песенку про Весну, может она нас услышит. Исполняется весенняя песня. Не слышит нас весна. Может кто-нибудь стихотворение о весне знает? Девочка рассказывает стихотворение и из коридора слышен голос Весны:

Выходит Весна:
Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!
А теперь давайте вместе с вами
Угостимся мы блинами,
Но сначала нашу Масленицу мы сожжем,
Чтоб зима и все наши беды прочь ушли с огнем!

Давайте ребята возьмем на столе у выхода листы бумаги и напишем на них слова прощания со всем плохим, что было с нами: плохие отметки, плохое поведение, болезни, неудачи и т.д. Затем оденемся и выйдем к нашему костру.

Ребята подходят к горящему костру становятся вокруг него, подходят Зима и Весна и несут чучело. Бросают его в костер.

Зима: Не держите на сердце обиды,
Слезы больше никто пусть не видит,
Попросите вы сами прощенье,
Улыбнитесь улыбкой весенней!
Масленичный костер зажигаю,
Хоровод у костра объявляю!
Все плохое ушедшего года
Вместе с чучелом этим сжигаю!

Весна: А теперь, ребята, бросайте свои записки.

В дым пусть превратятся
Да исчезнут в выси,
Наши грешные дела
И дурные мысли.
Масленица — ясный свет,
Принесла весны привет.
Масленицу провожаем,
И весну-красну встречаем,
Пой дружнее, хоровод,
Веселись, честной народ!

Все становятся в круг и водят вокруг костра хоровод, поют весенние хороводные песни.

Когда сгорит костер, ребята бегут обратно в зал. Там звучит веселая народная музыка, накрыты столы с блинами и пирогами. Начинается веселое чаепитие.

Варианты мероприятий на Масленицу в классе. Тематический урок, делаем масленичную куклу, праздничные гулянья, лекции и экскурсии об истории праздника.

Ма́сленица - восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Это один из самых веселых праздников в году, знаменующий проводы зимы и встречу весны. Главные атрибуты праздника: гулянья, блины, сжигание чучела Масленицы.

Какие мероприятия провести на Масленицу в классе? Вариантов много, выбор зависит от того, сколько усилий вы готовы потратить на то, чтобы подарить детям праздник. Перечислим несколько примеров организации Масленицы. Можно выбрать только один вариант, или совместить несколько мероприятий.

  • пригласите аниматоров, обговорите, какие конкурсы будут проводиться;
  • закажите чучело (не обязательно его сжигать, можно оставить в классе до следующего года);
  • подумайте, как организовать музыкальное сопровождение на улице и микрофоны для ведущих;
  • попросите детей принести какой-то атрибут праздника для одежды: красный кушак для мальчиков, платок для девочек, вязанку баранок на шею.
  1. Посмотрите предложения компаний города по организации масленицы: тематические поездки в другие города, комплексные предложения для классов по проведению праздника.
  2. Сходите на тематическую экскурсию в музей.

Например,в Нижегородский государственный художественный музей, раньше он предлагал для школьников интерактивную программу об особенностях встречи весны в странах Европы и России. Актуальные программы можно посмотреть на сайте музея или уточнить по телефону, есть ли возможность экскурсии на интересующую тему. http://artmuseumnn.ru/

  1. Узнайте в детской библиотеке вашего района о возможности проведения тематической лекции.

Например, Нижегородская государственная областная детская библиотека организует лекции и интерактивные уроки на разные темы. Можно прийти классом в библиотеку, а можно пригласить в школу. http://нгодб.рф/?cat=48 . Подробности и заявки по телефону 8314379149
Татьяна Николаевна Петрук, зам. директора НГОДБ.

Музей проводит фольклорно – этнографическая встречи с игровой программой, посвященные народным праздникам и мастер-классы по разным видам народного искусства.

  • «Изготовление русской традиционной тряпичной куклы».
  • «Изготовление игрушки из мочала».
  • «Художественная лепка (изготовление свистульки, изразца, колокольчика) ».
  • «Валяние валенка» (изготовление сувенирного валенка).
  • «Роспись матрешки».
  • «Роспись пасхальных яиц – «писанок».
  • «Городецкая роспись».

Организация праздника Масленицы в классе зависит от ваших временных и финансовых возможностей. В любом случае, дети не только получат положительные эмоции, но и узнают о традициях страны, в которой они живут.