Теория воспитания жан жака руссо. Государственно-правовое учение жана-жака руссо о возникновении и устройстве государственной власти. Сглаз и порча

28.04.2019

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский просветитель, философ, писатель, педагог и политолог. Родился в Женеве (Швейцария), в семье французского ремесленника-часовщика, гугенота, бежавшего из Франции от религиозных преследований. В 1742 г.

тридцатилетний Руссо переезжает в столицу Франции. Парижский период жизни оказал решающее воздействие на становление его как философа, писателя и политолога, ведь там блистали такие корифеи, как Вольтер, Монтескье, Дидро, Кондорсе, Тюрго, Фон- тенель. При этом он получил возможность заняться практической политикой, выехав на год (1743-1744) в качестве секретаря французского посланника в Венецию. По возвращении в Париж Руссо тесно сходится с Дени Дидро и участвует в реализации его проекта Энциклопедии.

В 1750 г. Руссо победил в конкурсе Дижонской академии. Его сочинение «Рассуждение на тему о том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов», несмотря на то что Руссо дал отрицательный ответ на поставленный вопрос, видя главную причину в элитарном характере наук и искусств и аристократическом составе их представителей, вскоре было опубликовано отдельной книгой. В 1753 г. он вновь участвует в конкурсе. На этот раз Дижонская академия объявила конкурсной тему «О происхождении и основании неравенства среди людей». Сочинение Руссо не получило ожидаемой многими его поклонниками премии, но было высоко оценено Дидро, Вольтером и другими энциклопедистами.

На протяжении всей жизни Руссо гордился тем, что родился в Швейцарской конфедеративной республике, в кантоне Женева, славившемся своим демократизмом. Поэтому в сочинении о происхождении неравенства, посвященном им Женевской республике, Руссо сформулировал свои идеальные представления о демократии как политическом строе, в котором «у суверена и у народа могли бы быть только одни и те же интересы», где «народ и суверен одно и то же лицо», где каждый подчиняется разумным законам и потому свободен, где никто не может ставить себя выше закона, где отечество чуждо «кровожадной страсти к завоеваниям».

В следующем, 1754 г. Руссо публикует статью «О политической экономии», в которой формулирует три принципа правления. Первый из них «состоит в том, чтобы следовать общей воле... уметь хорошо отличить ее от частной воли». Второй принцип правления, или принцип общественной экономии, как называет его автор, состоит в установлении «царства добродетели», которая заключается в соответствии воли отдельного человека (частной воли) общей воле. «Ничто, - утверждал Руссо, - не может заменить добрые нравы как опору правительства». Третий принцип правления носит уже чисто экономический характер и заключается в том, что «недостаточно иметь граждан и защищать их, нужно подумать еще и о пропитании и удовлетворении общественных нужд». При этом налоги на содержание государственного аппарата должны быть установлены только законным образом и с согласия народа.

Это сочинение интересно для нас еще тем, что в нем Руссо сравнивает государство, а точнее «политический организм», с живым человеческим организмом. Как в человеческом организме работа каждого органа направлена на обеспечение деятельности всего организма, так и в нормальном обществе деятельность каждой личности должна быть подчинена «общей воле».

В своем самом известном политическом трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) Руссо развивает свои представления о государстве как о живом организме. «Подобно тому как природа установила границы роста для хорошо сложенного человека... так и для наилучшего устройства государства есть свои границы...» Для Руссо государство, как живой организм, должно быть строго определено в своей территории и границах. Подобно тому как хорошо сложенные люди не бывают великанами или карликами, хорошо устроенные государства должны быть не слишком великими (чтобы не потерять управляемость) и не слишком малыми (чтобы не лишиться самообеспеченности).

Как и в предыдущих, в этом сочинении Руссо исходит из теории естественного права, строя на ней собственную концепцию происхождения государства путем общественного договора. Главной задачей, которую должен был разрешить этот договор, по Руссо, стало «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею своею силой личность и имущество каждого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается свободным, как и прежде». В результате принятия общественного договора гражданская община трансформируется в государство, или политический организм, при этом, по Руссо, если последний пассивен, он будет называться государством, если активен - сувереном.

Руссо различает три формы правления: демократию, аристократию, монархию. Но эти формы правления в чистом виде не существуют и на практике чаще всего встречается смешанное правление, при котором «чистые» формы перемешаны в той или иной пропорции.

При злоупотреблении властью, узурпации ее какой-либо группой или лицом демократия вырождается в охлократию, аристократия - в олигархию, монархия - в тиранию. Руссо всегда был сторонником прямой демократии; ведь, как он полагал, любые выборы делегатов приведут к избранию наиболее красноречивых, образованных, обеспеченных, а это уже начало аристократического правления. Для сохранения прямой демократии следует сохранять суверенитет народа и подчиняться общей воле. В этом, собственно говоря, и заключается решение главной задачи «общественного договора», ведь «когда узел общественных связей начинает распускаться, а государство слабеть, когда частные интересы начинают давать о себе знать, а малые общества влиять на большое, тогда общий интерес извращается и встречает противников; уже единодушие не царит на голосованиях; общая воля не есть более воля всех».

Учение Руссо о превалировании общей воли над частными волями, общественных интересов - над личньши в социальной практике означает постоянное доминирование коллектива над личностью, государства над гражданами. Вот почему современные политологи считают, что из теории Руссо вытекает не только теория демократии, но и теория социализма; вот почему теоретики советского коммунизма с таким пиететом относились к теории Руссо.

Кроме решения общетеоретических политологических проблем Руссо занимался решением прикладных политических вопросов. В частности, им были написаны проекты конституций для Корсики и Польши. В обоих проектах Руссо исходил из географического положения и естественных условий существования той или иной страны, нравов ее жителей и исторического пути, пройденного обществом. Так, например, он считал, что преимущественно сельскохозяйственная экономика Корсики требует демократического строя, но с поправками, учитывающими довольно большие размеры острова, превышающие размеры древнегреческих полисов. Поэтому для Корсики Руссо предложил аристократическое правление с демократическими выборами делегатов.

Личная жизнь, творчество, общественная деятельность Руссо полны противоречий. С одной стороны, он выступал как прогрессивный политический теоретик. Действительно, еще до Французской революции, когда другие теоретики, например Вольтер, Монтескье, разрабатывали для Франции проекты конституционной монархии наподобие английской, Руссо выступил последовательным сторонником демократической республики наподобие швейцарских кантонов. С другой стороны, как социальный теоретик, вопреки позиции энциклопедистов о прогрессивном характере развития искусств и наук, Руссо настаивал на негативном влиянии развивающегося общества, все дальше уходящего от первобытного, природного состояния, на характер и моральные качества людей.

С одной стороны, Руссо выступал против деспотизма, за ограничение власти правителей, с другой - не признавал теории разделения властей Локка и Монтескье.

С одной стороны, он выступал против революционных потрясений, с другой - его радикально-демократическая теория народного суверенитета, согласно которой власть принадлежит не государству и тем более - не олигархии, а народу, объективно вела французское общество к революции.

С одной стороны, Руссо выступал за верховенство закона в жизни человека и общества, с другой - утверждал, что народный суверенитет «стоит выше судьи и закона».

С одной стороны, он позиционировал себя сторонником свободы человека, с другой - выступал за верховенство общей воли над личностью, за равенство имуществ мелких собственников, составляющих идеальное общество.

С одной стороны, Руссо верил в большие возможности педагогики по изменению природы человека и написал по этому поводу широко известные сочинения: «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762), с другой - всех пятерых своих детей отдал в воспитательный дом, полагая (в согласии с Платоном), что именно государство должно непосредственно воспитывать своих граждан.

Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.

Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

Естественное и свободное воспитание. Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми - этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, - свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.

Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.

Возрастная периодизация. Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период - от рождения до 2 лет - это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период - от 2 до 12 лет, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период - от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период - «период бурь и страстей» - с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребенка. Неверно, что ребенок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.

Руссо не отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировал самый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей. Он справедливо также писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать. Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.

В раннем детстве (до двух лет) основой всего является физическое воспитание. Если это возможно, ребенка должна вскармливать сама мать. Обычно пеленают ребенка, укладывают его так, что голова его остается неподвижной, ноги выпрямленными, руки вытянутыми вдоль тела. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», - восклицает Руссо. Так сразу же отнимают у ребенка свободу, а этого нельзя делать, не следует мешать природе.

Руссо подробно останавливается на физическом воспитании. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы.

С двух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякие наставления, заставлять его заучивать рассказы и сказки. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. Руссо дает целый ряд указаний, как следует развивать эти чувства. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни в природе.

По мнению Руссо, ребенок в этом возрасте не имеет еще нравственных понятий, но воспитывающая роль примера, несомненно, в это время велика. Никакие нравственные, никакие абстрактные понятия недоступны ребенку до 12 лет, но то, что связано с познанием самих вещей, может все же помочь и формированию отдельных отвлеченных понятий. И Руссо считал, что ребенок в этом возрасте вполне может усвоить одну важную идею - идею собственности. Руссо, противореча своим основным положениям о невозможности формирования у ребенка в этом возрасте отвлеченных понятий, считает, что идея собственности может стать вполне доступной пониманию ребенка.

Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, - не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла, рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а «естественным последствием» проступка ребенка.

К двенадцати годамребенок физически крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, он узнал окружающий мир через свои внешние органы чувств. И он вполне подготовлен для того, чтобы вступить в третий период своего развития, когда осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребенка. Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интересуют география, астрономия, природоведение. Руссо развивал оригинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Он ставит ребенка в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т. д.

Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность - сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

Физический труд - это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.

В первую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Он живет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд - общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.

Ребенок теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период - период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в обществе. Развращенный город не страшен теперь ребенку, который достаточно закален от городских соблазнов.

Руссо, представитель того класса, который вскоре вступит в революционную борьбу, искренне убежден в том, что лучшие люди «третьего сословия» - это носители общечеловеческих идеалов. Надо поэтому научить Эмиля любить всех людей. И Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.

В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее: чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь; юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе. Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью». Такой подход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель не отвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто, без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.

Руссо считал, что лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, - это религия сердца. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройстве вселенной, ребенок приходит к мысли о ее творце.

Одним из классиков педагогики Нового времени по праву считается Жан-Жак Руссо. В его творчестве довольно причудливо соединились два интереса – философский, по преимуществу с социально-политическим уклоном, и педагогический. Руссо не был глубоким специалистом в области теории познания. В эпистемологическом отношении он сильно уступал Дж. Локку. В области же социально-политической философии Руссо был фигурой, не только не уступавшей Локку, но, пожалуй, и превосходившей его. Оба они были сторонниками концепции общественного договора, позволяющего людям жить в согласии друг с другом в соответствии с общественными законами. Социально-политическую теорию Руссо мы упомянули не случайно. Приведем парадигму Ж.-Ж. Руссо: социально-политическая теория педагогика.

Основной текст своей главной педагогической книги "Эмиль, или О воспитании" Руссо начал фразой, ставшей крылатой: "Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека". Общество кишит социальными противоречиями и несправедливостью. Благодаря общественному договору люди могут быть свободными, но пока они ими не стали. Возникает дилемма между свободой человека и отчуждением гражданина. Преодолима ли она? На этот счет предлагались самые различные варианты и до, и после Руссо (в частности, Марксом в XIX и Хабермасом – в XX в.). Но никто не видел выхода из затруднительного положения в педагогике. Именно здесь Руссо стал первопроходцем.

Никакое общество нельзя избавить от социальных несправедливостей, следовательно, каждый человек столкнется с ними. Но в каком качестве? Не в качестве закабаленного существа, не способного противостоять злу. Следовательно, надо быть свободным человеком. Ценность свободы человека имела для Руссо решающее значение. Он всячески стремился обезопасить ее. Желаемого можно достичь лишь одним способом, а именно, воспитывая ребенка как свободного человека. В таком случае личность ребенка приобретает основополагающее значение. Ему не должно навязываться ничего такого, что бы ограничивало его. Вокруг его души надо построить забор, непреодолимый для несправедливостей. Таков педагогический проект Руссо, навеянный прежде всего его мучительными размышлениями над необходимостью противостояния социально-политическим несправедливостям.

Руссо выдвинул семь основополагающих педагогических ценностей.

  • 1. Необходимо рассматривать ребенка как самостоятельную ценность, а не как растущего человека на пути к взрослой жизни.
  • 2. Надо изучать детство, ибо мы плохо знаем детей. Взрослые имеют о детстве, как правило, ложные представления.
  • 3. Первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным. Оно состоит не в обучении добродетели и истине, а в том чтобы предохранить сердце от порока, а ум – от заблуждения. Не следует воспитывать из детей ученых. Лишь после 12-летнего возраста дети способны к размышлениям на актуальные темы.
  • 4. Ребенок должен приобретать жизненный опыт, который соответствует его собственным интересам.
  • 5. Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей, различные периоды их взросления. Руссо делил жизнь воспитанника на четыре периода: от рождения до двух лет, от двух до 12 лет, 12–15 лет и 15–18 лет. Они посвящались последовательно: физическому, чувственному, умственному и нравственному воспитанию.
  • 6. Чтобы подготовить ребенка к гражданской жизни, ему полезно посетить различные страны, сравнивая общественные порядки и в результате вырабатывая свои собственные идеалы.
  • 7. Наступает черед постижения естественной, т.е. всем понятной религии, содержание которой составляют простые догматы.

Переходя к критической оценке педагогической теории Руссо, отметим еще раз, что она была навеяна его социально- политическими воззрениями. Ее антифеодальный и в значительной степени антибуржуазный характер очевиден. Далеко не случайно книга "Эмиль, или О воспитании" и запрещалась к изданию, и нередко сжигалась. Часто утверждается, что Руссо совершил в педагогике коперникианский переворот. Заключался он в фокусировании внимания не на воспитателе, а на ребенке. При этом, однако, забывают указать, что сам этот фокус определялся социально-политическими основаниями.

Широко распространено убеждение, что Руссо развил теорию естественного и свободного образования, однако оно нуждается в корректировке. Во времена Руссо под естественным понималось: а) природное и б) не надуманное. Эти два значения не совпадают друг с другом. Но приходится отметить, что, как правило, на указанное обстоятельство не обращалось должного внимания. Судя по произведениям Руссо, он, конечно же, не считал процесс воспитания природным явлением. По своей изначальной природе человек является биологическим существом. Но Руссо всякий раз рассуждал о воспитании как социальном процессе. Оно было для него естественным процессом лишь постольку, поскольку было призвано уберечь воспитуемого от пагубных последствий социальных коллизий. При этом имелось в виду не материальное, а духовное благополучие. Воспитание не избавляет от социального неравенства, но позволяет не стать его рабом.

Не обладает ясным содержанием и характеристика педагогических воззрений Руссо как теории свободного воспитания. Верно, что он высоко ценил принцип свободы, понимая свободу как отсутствие ограничений. Но, живя в обществе, избежать их нельзя. Руссо это прекрасно понимал. Поэтому он использовал специфическое понятие свободы. Свобода подразумевала для него и борьбу против любых форм социального угнетения. В фокусе внимания Руссо находился не человек, изначально рожденный свободным, а приобретение им свободы в процессе противостояния социальному злу.

Настало время обратиться к самым слабым аспектам педагогической теории Руссо. Насколько состоятелен критический аргумент Руссо относительно освобождающей миссии воспитания? Действительно ли педагогика является главным инструментом борьбы против социального зла? Разумеется, она может обладать различной направленностью. Локк был озабочен воспитанием буржуазного джентльмена, образ которого был явно несимпатичен Руссо. Чтобы успешно бороться с социальным злом, нужна его научная теория. Но таковой в распоряжении Руссо, по сути, не было. Он построил всю свою систему воспитания без прямого обращения к наукам. Это обстоятельство негативно сказалось на содержании теории Руссо.

Выводы

  • 1. Главная идея теории Руссо состоит в придании педагогике социально-критического содержания.
  • 2. Понятийное устройство наук не получило у Руссо отчетливого выражения.

Жан-Жак Руссо (политические взгляды)

Жан-Жак Руссо (политические и правовые взгляды)

Жан-Жак Руссо является одним из наиболее оригинальных и ярких мыслителей всей истории политико-правового учения. Взгляды данного автора изложены им в таких знаменитых произведениях как: «Об общественном договоре или принципы политического права», а также в «О политической экономии» и «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Русо открыто выступал пропагандой интересов мелкой буржуазии. Например, якобинцев (период ВФР – Великой Французской революции).

Политические взгляды и идеи Жан-Жака Руссо напрямую были связаны с его социальной теорией и философским учением. Основными принципами его концепции являлись коллективизм, антимонархизм, гуманизм и демократизм.

Мыслитель исходил из идеи о естественном состоянии человеческого существа, в котором все были равными, имея одинаковые права. Данное естественное состояние он сам называл «золотым веком всего человечества», где господствовали равенство, общественная собственность и полная свобода. Но с появлением другого вида собственности (частной), а вместе с тем и социального неравенства, которые противоречили естественному равенству, началась борьба между богатыми и бедными. Итогом поиска выхода стало соглашение о формировании законов и государственной власти. При этом законам должны подчиняться все без исключения. Но утеряв часть своей свободы, бедные не обрели политической свободы.

В противовес данному направления эволюции общества Руссо предложил свою новую концепцию «формирования политического организма в качестве подлинного договора, заключённого между народом и правителем». Итогом данного договора создаётся единое Целое вместо отдельных лиц. В результате Целое получает своё общее Я, единство, волю и жизнь.

В своих политических построениях Руссо делает акцент на группе, классе, сословии, но не на индивиде, по этой причине отдельного гражданина в них всегда поглощает общество.

Очень подробно философ развивает так называемую идею народного суверенитета, из которой он выводит принцип народного контроля на постоянной основе за государственными организациями при помощи демократического «трибунала». Согласно его принципу суверенитета, не являлись злом революции против тиранов, наоборот – они справедливы и закономерны. Русо выдвигает идею прямого народоуправления в республике, в которой правит демократия, где разделены исполнительная и законодательная государственная власть.

Высшим человеческим благом, идеалом описанной выше республики, являются принципы – соблюдение договора, демократия, равенство и свобода.

Также позже Руссо подчёркивает, что любое действие имеет две причины, производящие его: физическую причину и моральную. В этой системе первой причиной является сила, исполняющая акт, а вторая причина есть воля, которая устанавливает акт. В политическом организме тоже различают волю и силу.

Кроме этого, Руссо принадлежала важная гипотеза о главной роли частной собственности в самом процессе формирования права , государства и общественного неравенства. Тут он выступал за борьбу против неправильного (неравного) распределения собственности.

Своим учением Жан-Жак Руссо оказал большое воздействие на последующую социально-политическую практику и государственную правовую теорию.

Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», - писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

* воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

* воспитание людьми - это приучение человека использовать эти способности и органы;

* воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием автор ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

1. до 2-х лет - время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание;

2. от 2 до 12 лет - период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства»;

3. от 12 до 15 лет - период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка;

4. от 15 до совершеннолетия - «период бурь и страстей» в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие - максимальная наглядность: природа, жизненные факты.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. В первую очередь ребенок изучает столярное дело, а затем знакомится с другими ремеслами.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. воспитание добрых чувств;

2. добрых суждений;

3. доброй воли.

Интересными представляются взгляды Руссо на воспитание женщины. Она должна быть воспитана для дома. Ее удел - приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.