Творческие задания для дошкольников. Развиваемся креативно. Детские творческие игры

15.05.2019

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.

Игры на развитие творческого мышления дошкольников

«Что будет, если?..» Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы». Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек». Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш» . Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Новая поза» . Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

«Какого вкуса небо? » Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?

Поговорим о том, что можно предложить маленькому непоседе 3-5 лет. А это:

  • Нетрадиционное рисование.
  • Аппликация.
  • Изготовление вкусных игрушек.
  • Веселая мастерская.

Рассмотрим подробнее каждый вид ручного творчества.
Нетрадиционные способы этого вида творчества:

Способ №1
«Волшебная палочка»

карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» — зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

Способ №2
«Фигурная фигурка»

Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов — одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков — это силуэты машин и самолетов, для девочек — животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых, не все предметы можно обвести. Находя их, малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами или вещами, у которых есть хотя бы одна ровная сторона, и тех, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому, без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. А в-третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит родителей в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.

Способ №3
«Зеркальная копия»

Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.
способ № 4 — «Чей след»
Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

Способ №5
«Соленые рисунки и зубная краска»

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом — рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт — он быстрее засыхает.

Способ №6
«Яичная мозаика»

Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа вылавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначить его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее определенным цветом скорлупы.

Способ №7
«Как художник художнику»

А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Огромные ватманские листы продаются в книжных магазинах и стоят 6 рублей. Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (этого можно добиться склеив два или три листа ватмана) или, на крайний случай, чтобы поместилось туловище и голова. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время — пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе — малыш предлагает, а вы, восхищаясь его фантазией, рисуете вместе с ним.

Способ №8
«Дождливые фантазии»

Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

«Апликация»
Очень часто занимаясь рисованием, малыши просят дать им ножницы. Желание подержать в руках такой опасный взрослый предмет повышает собственную значимость в глазах ребенка. Дети совершенно спокойно могут разрезать свой рисунок или вырезать его часть. И это происходит не потому, что им не жалко рисунка. Просто интерес перед «волшебным» отделением от листа его частей зачаровывает их намного больше, чем желание сохранить уже созданное.
С чего же можно начать заниматься аппликацией?
Самые простые сюжеты — это домик с открывающейся дверцей, примитивные машины, горы. Лучше эти работы выполнять . Обратите внимание малыша на то, что одна сторона бумаги цветная, а другая — белая. Линию разреза проводят только на белой стороне. Нарисуйте на белой стороне листа большой квадрат. Две его стороны совпадут с краями листа, две другие линии вам предстоит провести самим. Дайте ребенку ножницы, сами же придерживайте лист и направляйте его. После вырезанного квадрата, можно сделать треугольную крышу. Вот и дом готов, остается только намазать клеем и хорошенько прижать к бумаге. Как ни странно, но и этому малышей надо учить. Намазывать лучше на специальной подложке из линолеума или пластика. Прижимая деталь к основному фону, снимем остатки клея тряпочкой. Закончив работу, предложите малышу дорисовать детали, например, обозначить окошки, дверь, слуховое окошко, забор. Очень любят дети открывающиеся части в домиках или пещеры в скалах. Сделать такие части очень легко. Внизу домика вы вырезаете дверь. Одна ее сторона должна удерживать ее, будто на петлях. Конечно, дверь не приклеивают, а держат открытой. Теперь ребенок может сам закрывать и открывать ее. Так же можно сделать ставни на окнах, открывающиеся двери в машинах, таинственные гроты в скалах.
Совсем маленьким детям можно заранее подготовить различные лекала. Малышу остается достать их из конверта или мешочка, рассмотреть, намазать клеем и расположить на листе так, как душе угодно. Это занятие при определенной сноровке ребенок может выполнять самостоятельно. Лекалами могут быть следующие силуэты: геометрические фигуры, цветы, ягодки, звездочки.
Для аппликаций можно использовать не только бумагу. Кусочки ткани тоже прекрасный материал. Из них получаются чудесные костюмы, различные природные объекты, например, кроны деревьев, гладь воды, шерсть животных. Ткань подбирают в зависимости от ее фактуры и соответствия образу. Предложите малышу рассмотреть отутюженные лоскутки, разобраться, для чего их можно использовать, и вы удивитесь его заинтересованности и энтузиазму.
Прекрасный материал для аппликаций — старые журналы. Детям, которые уже хорошо овладели процессом вырезания, доставит удовольствие отыскивать рисунки и фотографии по заданным темам. Например, сегодня мы создаем аппликацию на тему «Гонки», и малыши ищут изображения различных видов транспорта. Придумывайте темы и вручайте крохам журналы!
Любопытно научить малышей использовать для аппликаций не только старые издания, но и бросовую бумагу — этикетки, обертки, бумагу для заворачивания подарков. Надо быть настоящим фантазером, чтобы увидеть в фотографии леса фон для аппликации морского дна, а цветочный хоровод вырезать из обертки в форме мыльных пузырей. Преобразование увиденного в другие, необычные образы — это и есть настоящее творчество! В этом отношении очень интересна игра с буквами. Вы вырезаете из журналов различные буквы, просите малыша придумать из них что-то новое. Так, к букве «Я» пририсовывается бантик, веселая мордочка и башмак — и вот уже человечек готов. А что, если «П» дополнить крышей и трубой? «К» — хвостом, когтями и головой? Попробуйте, это увлекательно и для взрослых.
Еще аппликацию можно создавать из круп и макарон. Но с пищевыми продуктами надо быть крайне осторожными. Все-таки еда предназначена для поддержания нашей жизни, а не для игры. И все же можно попробовать, оговорившись, что мы возьмем совсем чуть-чуть риса, геркулеса, фасоли и макарон, чтобы создать нечто интересное и увлекательное. Дорожка из риса, стволы деревьев из макарон, море из геркулеса будут выглядеть оригинально и необычно.

Итак, идеи есть, не хватает только свободного времени и сил. Давайте выкроим часок, запасемся терпением и... начнем творить вместе с крохой. Откуда ни возьмись появятся силы, придет желание выдумывать и фантазировать, а малыш будет умолять вас поклеить, полепить, порисовать, помастерить с ним еще чуть-чуть. Соглашайтесь, ведь от этого «чуть-чуть» протянется ниточка к «навсегда». А навсегда стать другом, творческим соратником и советчиком своего ребенка мечтает каждая мама.
В подготовке статьи использованы материалы книг:
Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» . Санкт-Петербург: «Питер», 1996.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». М,: «Просвещение», 2000.

Несколько идей для аппликации
Создаем аквариум: рыбы, водоросли, жемчужины.
Клеим город: дома, машины, деревья, стилизованные (упрощенные) изображения людей.
У нас кухня! На бумажные тарелки наклеиваем фотографии или силуэты различных блюд, овощей и фруктов.
Придумаем человечка из бумажных стаканчиков, кубических коробок из-под кефира, наклеивая фон, черты лица и волосы.
Коллаж из кусочков серпантина, веревочек, тесемок, бечевок. Расположив эти материалы в определенной последовательности, закрутив их спиралью, сплетая друг с другом, можно создать интересные декоративные работы.
Аппликация способом обрывания, когда бумага не режется, а рвется, это особенно хорошо смотрится при создании морских волн, кряжистых деревьев, чудовищ. Если малышу трудно обрывать большое изображение, пусть рвет по частям, приклеивая их на основном фоне друг к другу.

Вкусные игрушки
Повторим еще раз, что, занимаясь изготовлением вкусных игрушек, малыш должен понимать, что пища имеет огромную ценность. Отношение к еде с уважением должно быть обязательным при изготовлении поделок из пищевых продуктов.
Предложите ребенку украсить салат. Пусть у него под рукой будут кружочки помидора, оливки, полоски перца, моркови, завитки петрушки. Быть может, малыш создаст лицо человечка или сделает орнаментальное украшение?
Очень интересно выдавливать крем из шприца или пакетика по заранее задуманному рисунку. Это искусство под силу далеко не всем, так что пусть кроха пробует сначала на печенье. Очень часто дети видят в кусочке хлеба, который они едят, то медвежонка, то белочку. Давайте попробуем попросить малыша, аккуратно отрывая кусочки хлеба, создать разных животных. Они станут веселыми тостами к завтраку, а оставшиеся крошки мы подсушим и сложим в отдельную баночку. Они пригодятся для панировки. Обязательно расскажите об этом ребенку, пусть он знает, что ни крошка хлеба не пропала!
Наряду с этими оригинальными увлечениями, мы советуем вам почаще привлекать непосед к кухонным заботам. Печь печенье с мамой, варить макароны, резать картош-
ку — да что может быть интереснее и важнее для подрастающего крохи!

Мастера на все руки
Заканчивая читать статью, вы, должно быть, устали, верно? Невозможно сразу запомнить столько идей, разобраться в таком количестве предложений. А потому в последнем разделе мы поместили лишь только едва обозначенные мысли по поводу создания своими руками чего-то нового и интересного. Если что-то будет любопытно, оформите эти разрозненные мысли на вкус!
Делаем ювелирные украшения: нанизываем с помощью большой иглы на нитку пуговицы, бусинки, ягоды рябины. Целое ожерелье можно сделать, соединяя между собой скрепки.
Рассказываем веревочные истории: из веревки сделали круг, начинаем рассказ про... колобок, солнышко , тарелку, колесо. Вот у нашего круга вырос нос. Что это? Буратино, репка? И так далее — показываем и рассказываем.
Мастерим куклы из подушек, перевязанных веревкой, бумажных пакетов, набитых газетой и перекрученных посередине. Кукол из бумаги можно разукрасить, наклеить им волосы, усы, бороды.
Подумайте, что еще можно придумать из подушек? Вы затрудняетесь, а вот малыши с удовольствием расскажут вам, что это может быть и домик, и машина, и самолет. Предложите крохе возвести такую постройку — он будет просто счастлив.
Скрепим наши творческие замыслы! Высыпьте на лист чистой бумаги скрепки. Оказывается, из них можно создавать различные силуэты и обводить их. Попробуйте сами, а потом предложите маленькому творцу.
Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком, попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием «шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы.

Модное слово нынче – креативность, а если проще – творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.
Несколько упражнений для развития творческих способностей

«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание – создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» – подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие : на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».

«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.

Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!

Фантазер, Нильс-гном, Нидьс-Великан (по материалам развивающих игр Карне и Гилфорда)

Цель игры : развитие творческих способностей, ассоциативного мышления (мышления без объекта), способности высказывать свое собственное мнение, анализировать ситуацию.

Родителям на заметку. Ассоциативное мышление опирается на воображение и служит средством, порождающим оригинальные идеи и самовыражение. Ассоциативное мышление предполагает множество ответов.

Ход игры.

Расскажите ребенку сказку о мальчике, который нашел на дороге прутик, который был с виду самым обыкновенным. Мальчик подобрал прутик и, как только он взял его в руки, то стал уменьшаться, а все вокруг становилось огромным: и дома, и деревья, и даже муравьи.

После небольшого вступления задайте малышу несколько вопросов.

«Если бы ты был этим мальчиком, о чем бы ты сразу подумал?»

«Как бы мальчик добрался домой?»

«Что бы произошло, когда бы он добрался домой?»

«Что подумают его родители, братья, сестры, домашние животные?»

«Что изменится, когда он будет есть, пить, купаться в ванной?»

«Какие трудности подстерегают мальчика в детском саду?»

Вопросы могут быть самыми разнообразными на ваше усмотрение.

После того как выяснили, что произойдет с мальчиком, выслушайте версии поведения вашего малыша, если бы он попал в подобную ситуацию.

Принимаются все ответы, несмотря на то, что некоторые из них покажутся вам абсурдными и нелепыми. Не ограничивайтесь одним ответом на поставленные вопросы, для высказывания своего мнения ребенок должен предложить минимум два выхода из создавшейся ситуации.

Затем продолжите рассказ о том, что долгие дни и ночи мальчик думал о том, как бы ему вновь стать таким же, как и прежде.

Спросите ребенка следующее:

«Как можно вернуть свой прежний рост?»

«Какой выход нашел мальчик?»

После того как выслушаете все предположения и доводы, вы можете придумать свой собственный рассказ с неожиданным окончанием (мальчик нашел другой прутик, дотронулся до него и стал расти, все кругом уменьшалось с молниеносной быстротой, потому что прутик не знал, какого роста должен быть мальчик, и мальчик стал великаном). Задайте ребенку вопросы, подобные тем, которые задавались малышу в первоначальном варианте.

Предложите высказать мнение о том, каким образом мальчик может стать прежним. Спросите ребенка, что бы он ощущал, если бы был великаном. Попросите закончить историю о мальчике, который при помощи прутика был и гномом, и великаном в один день.

За оригинальное окончание рассказа похвалите ребенка. Было бы неплохо, если бы основные и запоминающиеся моменты истории он запечатлел на бумаге.

Родителям на заметку

Логическое мышление предполагает жесткую структуру и стремится к одному-единственному правильному ответу.

Лишнее слово иди картинка

Цель игры : развитие способности к обобщению, умения анализировать.

: карточки из лото, на которых изображены перечисленные ниже объекты.

Ход игры.

1-й вариант: разложите перед ребенком карточки с изображением перечисленных объектов. Попросите малыша убрать лишнюю карточку.

Щи — каша — уха — котелок.

Часы — весы — очки — градусник.

Стол — чашка — стул — шкаф.

Лиса — заяц — медведь — корова.

Осел — коза — лев — поросенок.

Воробей — окунь — ворона — ласточка.

После того как ребенок выполнит задание, подсчитайте количество правильных ответов.

2-й вариант : предложите малышу на слух выбрать лишнее слово из перечисленных:

Кислый — сладкий — красный — горький.

Быстро — медленно — стремительно — молниеносно.

Круглый — треугольный — быстрый — квадратный.

Зеленый — красный — желтый — резиновый.

Придумайте самостоятельно сочетания слов, чтобы игра проходила весело и оживленно. Каждый правильный ответ обыгрывайте взрывом оваций, каждый неправильный — призывами подумать не спеша.

Родителям на заметку . «Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и приобретенных знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать» (П.П. Блонский).

Отгадал — шаг Вперед,

задумался — стой,

ошибся — шаг назад

Цель игры : развитие координации, быстроты мышления, познавательных способностей.

мяч средних размеров.

Ход игры: при помощи считалочки (варианты считалочек вы найдете в главе «Бабушкин сундук») выберите ведущего (предпочтительнее, если это будет кто-нибудь из взрослых), который встает от игроков на небольшом расстоянии. Когда ведущий задает кому-либо вопрос, то кидает ему мяч. Игрок должен поймать мяч и, возвращая его ведущему, дать ответ. Если игрок ответил правильно, то он делает шаг вперёд, если затрудняется ответить, то остается на прежнем месте, если дает неправильный ответ, то делает шаг назад. Выигрывает тот, кто стоит ближе всех к ведущему после того, как закончились все вопросы. Особенно отмечайте самые оригинальные и неожиданные ответы на поставленные вопросы.

Раскрась радугу, или Веселый счет

Цель игры: развитие навыков счета, сопоставления, цветоощущения, совершенствование наблюдательности, мелкой моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия: альбомный лист, краски или карандаши.

Рекомендации: заранее приготовьте на отдельном альбомном листе задание — нарисуйте простым карандашом радугу, на каждом фрагменте которой разместите арифметические примеры на сложение и вычитание, например 5 - 1, 4 + 2 и т. д.

Внизу под радугой напишите ответы, напротив каждого из которых обозначьте цвет. Это значит, что при получении ответа данный фрагмент должен быть раскрашен краской соответствующего оттенка. Заранее приготовьте рисунок с правильно раскрашенной радугой как эталон для сравнения правильности выполнения задания.

Ход игры : предложите ребенку решить задачки и раскрасить радугу. Объясните, что при решении получается ответ — определенная цифра, рядом с которой есть квадратик, который закрашен в определенный цвет. Этим цветом надо закрасить фрагмент радуги (например, ответ 3 — квадрат красного цвета).

В конце игры проверьте правильность задания по картинке-эталону. А чтобы малыш запомнил последовательность цветов в радуге, скажите ему фразу «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и расшифруйте ее, объяснив, что с первой буквы слова начинается название и цвета:

Каждый — красный

Охотник — оранжевый

Желает — желтый

Знать — зеленый

Где — голубой

Сидит — синий

Фазан — фиолетовый.

Проверить правильность последовательности цветов в радуге можно и при помощи приведенной выше фразы.

Рисунок может быть самым разнообразным, в нашем случае он простейший, изображение можно несколько усложнить.

Родителям на заметку . Стул, стол, самые неожиданные предметы могут стать элементами для строительства межпланетного корабля или машины будущего.

Летим в космос

Цель игры: развитие воображения, оригинальности мышления, способности высказывать и отстаивать свою точку зрения, укрепление взаимопонимания и уважения друг к другу.

Необходимые материалы и наглядные пособия : стулья, покрывала, конструктор и т. д.

Ход игры: предложите ребенку совершить путешествие к далекой звезде. Спросите, как можно добраться до цели, что для этого необходимо. Если малыш предложит построить космический корабль, то всячески поддерживайте в нем эту идею, задавайте наводящие вопросы, интересуйтесь, с какой целью он взял ложку или таз, что это будет и как это работает. Если есть возможность, обязательно запишите на магнитофон весь процесс приготовления к полету, еще лучше, если это будет видеозапись.

После того как корабль построен, обязательно побывайте на его борту и совершите вместе с ребенком путешествие к далекой звезде. Подыгрывайте, если малыш будет настроен на то, чтобы взять некоторые вещи с собой, но поставьте условие, что необходимо брать только то, что может пригодиться в полете и на далекой звезде. При сборе вещей необходимо, чтобы ребенок объяснил рациональность выбора и важность именно этого предмета на корабле во время путешествия.

Выберите капитана корабля, определитесь, кто будет помощником. Если все учтено, стартуйте к звездам. Во время полета подмечайте каждую мелочь — пролетающие астероиды, инопланетные корабли и т. д. (предоставьте право комментировать о происходящем за бортом ребенку). После того как ваш корабль подлетит к месту назначения, обсудите вопрос безопасности высадки. Пусть ребенок выскажет, что может быть опасным на планете, на что надо будет обратить внимание (не удивляйтесь, если это будет «не отходи от дома», «не дерись» и т. д.). После того как вы обследуете неизведанное пространство, необходимо будет вернуться домой. После путешествия разберите космический корабль, положите все на свои места.

На следующий день попросите ребенка нарисовать подробно все, что он видел, совершая путешествие. Поощряйте оригинальные высказывания и необычные рисунки. Для рисунков заведите специальную папку отчета о путешествиях.

Можно подобным образом путешествовать под водой, можно совершать перелеты на разные континенты. Прежде чем собраться в далекую страну или в другое полушарие, обговорите маршрут, проложите его по карте, найдите на карте конечный пункт путешествия. Заранее ознакомьтесь с жителями и обитателями данной страны.

Предварительная подготовка позволяет ребенку фантазировать, применяя полученные знания.

Совместная работа позволяет укрепить взаимопонимание, уважение друг к другу.

Назови одним словом

Цель игры : способность к обобщению, развитие кругозора, фонетического слуха.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением различных предметов мебели, животных и т. д.

Ход игры.

1-й вариант: разложите перед ребенком картинки с изображением предметов мебели:

Стол, шкаф — (мебель)

Попросите его назвать эти предметы одним обобщающим словом. Предложите выполнить подобным образом и другие задания. Задания вы можете придумывать сами или вместе с ребенком, когда ждете прихода маленьких гостей на детский праздник, для проведения веселых конкурсов.

Гепард, заяц — животные.

Красный, зеленый — цвета.

Береза, клен — деревья.

Вода, сок — жидкость.

2-й вариант: не показывая картинок, попросите ребенка сделать обобщение. Хвалите его за правильные ответы, за стремление к познанию.

Родителям на заметку

Ребенок с большим интересом занимается словотворчеством, придумывает новые слова, с азартом объясняет их смысл взрослым и сверстникам.

Веселая чехарда

Цель игры : усвоение грамматических норм языка, развитие правильной речи.

Необходимые материалы и наглядные пособия : альбом, цветные карандаши.

Ход игры.

1-й вариант : прочитайте ребенку следующие предложения:

Угол свернул за машину.

Стул спрыгнул с котенка.

Пол ударился о мячик.

Береза обежала вокруг зайца.

Флажок махал мальчиком.

Лужа перепрыгнула через девочку.

Попросите его нарисовать одну из картин, которая бы иллюстрировала услышанное.

Спросите малыша: «Что в прочитанном не верно?» Затем предложите ребенку исправить предложения. Записывайте за ребенком его варианты, далее разберите каждый из них. Нарисуйте исправленное предложение (желательно то, которое рисовали до исправления, для того чтобы были полная ясность и наглядность ошибки). Похвалите малыша за проявленное творческое отношение к решению предложенной задачи.

2-й вариант: предложите ребенку придумать правильные предложения и из правильных предложений сделать предложения неправильные:

На березе сидела ворона. — Береза сидела на вороне.

Собака лаяла на машину. — Машина лаяла на собаку и т. д.

Подобное творчество приносит ребенку удовольствие, поднимает настроение, привлекает своей необычностью. В данном задании есть элемент тайны, что особенно ценится малышом.

Крестики-нолики

Цель игры : развитие логического мышления, быстрой реакции, наблюдательности.

Необходимые материалы и наглядные пособия : тетрадь в клеточку, карандаш или ручка, цветные Мелки.

Ход игры : возьмите на прогулку цветные мелки. На асфальте начертите квадрат и разбейте его на клеточки 3x3. При помощи считалочки (варианты считалочек вы найдете в главе «Бабушкин сундук») один из игроков получает право первого хода. Кто первый ходит, тот ставит в клеточках крестик, второму игроку достается нолик. Выигрывает тот, кто сможет поставить в пустые клеточки крестики или нолики так, чтобы они стояли подряд по вертикали, горизонтали или по диагонали (при этом вы показываете все направления). Победитель начинает и следующую игру.

Играть можно и в домашних условиях, используя тетрадь в клеточку и карандаши. Среди членов семьи можно проводить турниры, что придает игре соревновательный дух и эмоционально объединяет домашних.

Родителям на заметку. Приобщаясь к миру детства, вы сами попадаете в детство и проживаете его еще раз вместе со своим ребенком.

Смеется или сердится

Цель игры : развитие наблюдательности, сообразительности, анализа событий, способности сопоставлять факты и события, умения высказывать собственное мнение.

Необходимые материалы и наглядные пособия: для игры необходимо найти в детских журналах рисунки-перевертыши, подобные рисунку «Смеется или сердится».

Рис. Смеется или сердится

Ход игры : рассматривая рисунок «Смеется или сердится», попросите у малыша помощи: «Никак не могу понять, смеются или сердятся», после чего постарайтесь уйти в другую комнату под предлогом того, что у вас возникло неотложное дело. Постарайтесь не возвращаться до тех пор, пока ребенок сам не придет к вам и не принесет готовый ответ. Если же ответа не будет долгое время, отвлеките малыша от задания, переключите его на другое занятие, но книгу с рисунками из поля зрения ребенка или из его комнаты не убирайте, они должны быть доступны для него в любой момент, решение может прийти совершенно неожиданно, что особенно ценно.

После того как малыш высказал свою точку зрения, с сомнением спросите его о том, уверен ли он в своем решении, ненавязчиво требуйте подтверждения и фактов. Обязательно похвалите ребенка за умение отстаивать свою точку зрения.

Найди предметы

Цель игры : развитие наблюдательности, зрительного сопоставления, умения отстаивать свою точку зрения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: для игры вы можете воспользоваться рисунком «Найди предметы» или сами нарисовать что-то подобное.

Ход игры: рассматривайте рисунок «Найди предметы» самостоятельно, затем попросите помощи у малыша: «Что-то не могу найти другие предметы, нашел один, а где другие, не пойму, может, нет их вовсе?», «Посмотри внимательно, может, ты что-нибудь и увидишь?» Можете оставить его одного, можете решать задачу вместе, но быть пассивным и беспомощным. Каждый раз, когда ребенок находит ответ, с интересом спрашивайте: «Дай-ка я посмотрю, где ты это увидел?» или «Не вижу, покажи-ка еще раз». В конце игры хвалите ребенка за сообразительность и внимательность.

Тема детского творческого задания: ковёр самолёт. Техника: коллаж.

Для выполнения детского творческого задания понадобятся следующие материалы: бумага А3 и А4 по одному листу, карандаш, ластик, кисть №3 и №5, гуашь, губка, палитра, тряпочка для кисти, ножницы, клей.

Методика выполнения задания

  1. Ребёнок рисует на формате А4 прямоугольник с отступом от краёв листа 3-4 см.
  2. Затем, предлагаете нарисовать простым карандашом узоры на ковре. Для этого покажите ребёнку примеры орнаментов. Он срисовывает понравившиеся орнаменты и компонует их на своём ковре-самолёте. Компоновка может быть линейная или окантовочная (подробнее эту тему мы рассмотрим в следующих уроках).
  3. Предлагаете обвести карандашные линии гуашью, используя тонкую кисть. Цвет обводки может быть разный, в зависимости от предпочтений ребенка, но лучше го ограничить палитру 2-3 цветами.
  4. Закрашиваете с ребёнком пространство между линиями орнаментов.
  5. Затем на листе А3 (желательно голубого цвета) рисуете облачка. Ребёнок берёт губку и обмакивает в голубую краску, лёгкими прихлопывающими движениями создаёте несколько пушистых облаков.
  6. После того как рисунки ковра-самолёта и облаков подсохнут, ковёр- самолёт вырезается и приклеивается на облака. Так же можно вместо рисованных облаков распечатать готовую картинку и приклеить ковёр на неё.

Детям нравятся игры, поэтому все творческие задания для детей 5-6 лет следует подавать в игровой форме.
Призывайте к чёткому выполнению заданий, следить чтобы линии были аккуратными, без сильного нажима на карандаш. Смотрите за тем чтобы ему удобно было держать кисть или карандаш, ни что не должно сковывать движения. Пусть локоток будет свободным и немного приподнятым в сторону.

Учите работе с материалами: нельзя оставлять кисть в воде, нажимать на кисть во время полоскания в стакане (кстати стакан лучше взять цветной, не прозрачный, чтобы ребёнок не отвлекался на смешения красок в воде), краски и тряпочку для кистей располагаете рядом со стаканом. Можно делать небольшие перерывы с разминкой.

Спрашивайте чаще что нравится ребёнку в его работе, что нет, развивайте его способность оценивать творчество. Так же, пусть он задаёт вам сопутствующие вопросы.
И конечно, давайте волю фантазии ребёнка, пусть поймёт, что это его шедевр, а ваши указания лишь помогают ему в создании полотна!

Творите и присылайте нам свои творческие работы, выполненные детьми 5-6 лет.
До скорых встреч!