Во сколько лет малыш начинает разговаривать. Когда малыши начинают говорить, во сколько месяцев

06.09.2019

Во сколько ребенок начинает говорить и нужно ли его этому учить? Вопрос этот весьма актуален в связи с тем, что учебные заведения сейчас требуют от девочек и мальчиков уметь читать и писать еще перед тем, как они пойдут в первый раз в первый класс, в наших интересах научить малыша разговаривать как можно быстрее. Просто потому, что ребенку потом самому будет легче научиться читать.

Ошибки родителей в общении с маленьким ребенком

Самая фатальная ошибка родителей, когда ребенок начинает говорить агу и произносить самые первые звуки – сюсюканье. Не называйте при ребенке машину «бибикой», говорите просто «машина». Потом еще ребенку придется переучиваться с «бибики» на «машину». Пусть телефон будет для него не «алё-алё», а «телефон».

Одна малышка в 2 годика говорила «лёлё» вместо «работа». Например, когда ее спрашивали: «Где папа, Анечка?», - она отвечала: «Папа лёлё». Это означало, что папа на работе. И ни у кого не возникало мыслей исправить девочку и объяснить, как нужно говорить правильно. Напротив, все разговаривали с ней на ее языке: «Анечка, папа лёлё, да?» Так делать не надо! Если ребенок не умеет выговаривать какое-нибудь слово, не надо умиляться и повторять за ним. Надо научить ребенка говорить это слово правильно. Пусть он еще не выговаривает некоторых букв, это придет со временем, но он должен знать, как оно звучит.

Начинаем разговаривать с рождения

С ребенком нужно разговаривать. С новорожденным – особенно. Обращайте внимание на звуки, которые он издает в ответ, на его выражение лица и отвечайте ему, удивляйтесь, смейтесь, улыбайтесь и ведите диалог. Малыши любят общаться и очень хорошо умеют это делать даже без слов.

С ребенком постарше (от 1 годика) эффективным будет просматривание цветных, ярких картинок с животными, цветами, с игрушками. Желательно, чтобы рисунки были крупными, тогда ребенку будет проще отличить их друг от друга. Каждого животного на картинке называйте четко, громко и правильно. Собачка – значит собачка, а не «гав-гав». Повторите несколько раз. Для ребенка это все равно, что иностранный язык. Когда вы впервые услышите незнакомое иностранное слово, вы вряд ли сможете запомнить его и уловить интонацию с первого раза. Так же и ваш малыш.

Наберитесь терпения. Дети начинают говорить первые слова далеко не всегда правильно. Но с каждым днем произношение будет все четче, и скоро ребенку уже не понадобится ваша помощь.

Хороший способ научить чадо правильно произносить буквы – ежедневное повторение алфавита. Останавливайтесь на буквах, которые пока не поддаются и оттачивайте, у малыша не пропадет интерес. И переходите к следующей букве.

После букв плавно перейдите к произношению слогов (например, «ма»). После того как слог усвоен, попробуйте научить ребенка сказать этот слог дважды (ма-ма). Потом трижды. Это станет базовым шагом к произношению сложных слов в дальнейшем (ма-ка-ка, ма-ши-на). Ребенок начинает говорить мама и папа отчетливо примерно в 9 месяцев .

Слоги усвоены, можно попробовать проговорить простые односложные слова (кит, кот, сон, слон). Тщательно следите за правильным произношением букв. В случае необходимости можно повторить трудные для ребенка буквы и слоги с их участием.

Помните несколько основных правил.

1. Не торопите ребенка. Со временем он обязательно научится. И прежде чем ругать малыша, вспомните, что когда-то сами были на их месте. Это сейчас вы взрослые, все знаете и понимаете.

2. Сделайте так, чтобы ребенок получал искреннее удовольствие от процесса, иначе он быстро потеряет интерес к обучению. Цветные картинки, книжки с «выдвижными» страницами и ваше неподдельное внимание к вашему чаду помогут вам в этом.

3. Занимайтесь всей семьей. Дети очень внимательно и ревностно относятся к отношениям мамы с папой. Когда родители по-настоящему любят друг друга и с удовольствием занимаются со своим ребенком, это создает особенную, волшебную атмосферу. Малыш научится разговаривать в процессе игры с любимыми папой и мамой – это самое важное.

Следует понимать, что происходит это не спонтанно. Первым осознанным словам и предложениям предшествуют сразу несколько так называемых подготовительных этапов.

Этапы развития речи

Уже с самых первых дней после появления на свет у крохи проявляются начальные голосовые реакции, а именно - плач и крик. Конечно же, они ещё очень далеки от обычной нам речи, но это - важные процессы, которые позволяют разработать дыхательный, артикуляционный и голосовой аппараты. Уже спустя 2 недели малыш начинает реагировать на голоса говорящих, прислушиваться, когда с ним разговаривают. А с 2-3 месяцев у деток появляется характерное гуление (звуки типа «ага», «агу», «гкх» и другие). До полугода малыши продолжают «играть» со звуками таким образом, а уже к 7-8-месячному возрасту у них появляется способность подражать звукам, которые произносят взрослые («ма-ма-ма», «тя-тя-тя», «па-па-па» и т. п.). Это значит, что момент, когда ребенок начнет говорить, уже не за горами.

От чего зависит, когда ребенок заговорит?

Следует понимать, что все детки развиваются индивидуально, и единого ответа на вопрос о том, когда ребенок начнет говорить, просто не существует. Однако замечено, что рассудительные малыши, которые предпочитают спокойные игры в окружении игрушек, начинают говорить несколько раньше. А непоседы, стремящиеся изучить весь мир вокруг себя, всё потрогать и попробовать на вкус, просто не успевают учиться ещё и разговаривать - их жизнь и без того полна ярких впечатлений.

В среднем девочки раньше произносят первые слова, а у мальчиков этот момент наступает позже на несколько недель. Впрочем, здесь всё, опять-таки, относительно.

То, когда ребенок начнет говорить, также зависит и от отношения к нему в семье. Если вы постоянно потакаете всем его желаниям, думаете за него на несколько шагов вперёд, стимула разговаривать просто не будет - он и так получит всё, чего хочет. Напряженные отношения между родными и угнетающая обстановка в доме также негативно влияют на становится нелюдимым и замкнутым.

В среднем, базовый словарный запас должен сформироваться у малыша к 15-18 месяцам. А вот если в возрасте 2-3 лет малыш лепечет и с трудом выговаривает лишь некоторые слова, лучше обратиться к врачам, которые помогут выявить причину такой задержки. Может быть, у него которая мешает ему говорить, или слабый слух.

Как помочь ребенку начать разговаривать?

Конечно, до момента, предложениями, ещё далеко. Но приблизить это время можно, если помочь малышу освоить Что для этого нужно сделать?

Сохраняйте терпение - и совсем скоро в жизни вашей семьи настанет тот удивительный момент, когда ребенок начинает говорить. Комаровский, а также много других заслуженных педиатров нашей страны, не устают повторять, что главное - позволить малышу развиваться и не давить на него. Даже если кроха не говорит в то время, когда все сверстники уже учатся складывать слова в целые фразы, скорее всего, в это время у него просто развиваются другие сферы мышления и деятельности, а потому поводов для беспокойства нет!

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

С каждым месяцем младенец растет и взрослеет. В полгода происходит активное формирование слуховых, речевых и других психоэмоциональных навыков. Однако для полного понимания осмысленной речи, на этапе, когда ребенок начинает говорить, пройдет не один месяц.

Как правило, после первого «агу», «лепета» начнут закладывать основы развития речи и произношения первых слогов. Во сколько месяцев этот процесс начнется, не скажет даже педиатр. Зато с уверенностью можно сказать, что первое из предложений, которое заговорит младенец – это «мама». И здесь нет ничего удивительного, ведь взаимосвязь крохи заложена еще в период внутриутробного развития.

Развитие речи у ребенка

Спустя пару недель после рождения новорожденный издает только крик и плачь. Ближе к 6 месяцам у малютки развивается мозговая деятельность, он умеет выражать свои чувства и эмоции путем общения. Итак, давайте рассмотрим основные этапы развития речи ребенка по мере его взросления.

  • На 1 месяце малыш издает лишь громкий крик. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание. Такое выражение эмоций можно увидеть, когда он голоден, «наделал в подгузник» либо что-то беспокоит. Как только ему становится комфортно либо чувствует близость мамы, которая с ним нежно говорит, он сразу же перестает плакать.
  • На 2 месяце вместо привычного крика появляются интонации и гуление. По ним родителям несложно определить, что случилось с «карапузом» – если громко плачет, значит, полный подгузник или болит животик, а когда в комнате тихо, возможно рассматривает игрушки, концентрирует внимание на незнакомые предметы. Плачь, крик, смех, еще надолго задержаться в лексиконе ребенка и даже будут присутствовать, когда появиться осознанная речь.
  • К 3 месяцу дети начинают говорить согласные звуки. Он узнает маму и охотно идет с ней на общение. Из уст крохи можно услышать шипение и гуление букв: «г», «п», «м», « б», «а», «у».
  • В 5 месяцев малыш издает более осмысленные звуки в виде пения, меняется интонация голоса, пробует общаться с родителями. Во время разговора взрослых хорошо слышит их речь и обращения к нему, переключается на незнакомых людей, а также поворачивает голову в нужном направлении. В этом возрасте речевая активность ребёнка становиться более выраженной и громче.

В 6 месяцев дети становятся активными, они много двигаются по кроватке и полу, легко достают любимые игрушки, книжки. Умеют переворачиваться на спину и бочок, некоторые даже пытаются привстать на коленки. Кроме всех положительных моментов у родителей возникает вопрос, когда ребенок должен начать говорить, чтоб выразить свое эмоциональное недовольство или радость.

Произношение первых слогов

После 6 месяцев у детей начинается активная фаза совершенства артикуляционного аппарата. На смену агуканью и лепету приходят первые слоги. Проще всего малышу воспроизводить первое слово – «мама». В каком возрасте ребенок способен заговорить, не знают даже специалисты. В каждом случае все происходит индивидуально. Однако статистика указывает, что первый лепетный слог дети воспроизводят после 7-8 месяцев. Поначалу это слово для крохи ничего не значит, просто сочетание гласных и согласных звуков легче всего выговаривать. Ближе к году словарный запас увеличится до 10-12 слогов, что указывает на нормальное развитие речевого аппарата.


К концу первого года ребенок начинает пробовать комбинировать сочетание 2-3 предложений. На просьбу родителей откликается общением. Понимает что это его игрушки, знает, куда их нужно положить на место. Когда он в приподнятом настроении много разговаривает наедине, а при встрече незнакомца – зовет маму или папу.

Огромный поток информации малютка получает во время активных игр, ползания по комнате, таким образом, познавая окружающий мир. Речь малыша постоянно пополняется новыми фразами и двух словными предложениями. Ближе к 1,5 годам младенец понимает обращенную к нему речь, которую накапливает в свой словарный запас. Как проверит? Очень просто, попросите кроху о чем-то:

  • «Дай погремушку маме» – протягивает ручку, улыбаясь взаимностью.
  • «Где попугайчик» – начинает искать взглядом в клетке птичку.
  • «Достань куклу и мячик» – ползет к кроватке и достает узнаваемые предметы.

Умение понимать произнесенные первые слова и ответная реакция на действие – это одно из условий успешного овладения речевым навыкам.

Такие психологические тренинги очень важны для развития речи у детей. Главное, что должны понимать взрослые – это научить малыша говорить правильно и с интонацией.

Становление у детей осознанной речи

Формирование речи у детей и правильно оформленных предложений происходит поэтапно. Звуковую фонетику можно разделить на крик, плач, период «агу» и «гуления». Каких-либо правил, во сколько месяцев должен говорить кроха, по медицинским меркам нет. Каждый ребёнок путем общения с мамой получает необходимый перечень слов, которые в будущем станут фразами, состоящими из 2-3 словных предложений.

Малыш говорит первые слова

Первые осмысленные слова приходят к сознанию деток не сразу. Хотя говорить «мама» и «папа» ребенок способен в 6 месяцев, однако, значение этих однословных фраз не понимает. Поэтому не огорчайтесь, если 5-6 месячный малыш вместо ожидания долгожданного слова может сказать: «дай», «на-а-а», «бу-у-у» . Осознанно произносить желаемые «четыре буквы» ребенок начинает по достижению возраста 11-12 месяцев. От года до двух лет происходит время «лексического скачка». В этот период малыш усваивает столько фраз в день, сколько месяцем ранее не мог выучить за 7 дней.

Ребенок начинает говорить предложениями

Приблизительно с 1,5-2 лет привычный лепет малыша меняется фразовой речью – появляются словосочетания и простые фразы. С двух лет в словарном запасе крохи насчитывается около 50-100 слов, из которых он учится строить предложения. В это время очень важно прислушиваться к ребёнку, учить его правильно соединять согласные и гласные звуки. Таким образом, вы будете стимулировать к произношению, и уже совсем скоро услышите его первые слова.


К 3 годам лексикон достигает порядка 250-300 слов. В детской речи малютка использует не только имя существительные («что это», «кто это») но и глаголы, обозначающие конкретное действие («это мое», мячик Ани»). Сейчас ребенка интересует весь окружающий мир, поэтому он часто задает вопросительные вопросы: «почему?» «зачем?» «когда?». Он уже умеет хорошо связывать односложные предложения и говорить на языке понятном для взрослых. В 3-4 года малыши начинают усваивать грамматические формы и сложные конструкции речи. Они становиться полноценными собеседниками, используя осмысленные предложения и правильно согласованные фразы.

Причины задержки развития речи

Если кроха физически и психоэмоционально развит правильно, то к 2-3 годам он может говорить по нескольку новых слов в день. В среднем активный словарь 1,5 годовалого ребенка насчитывает порядка 8-10 слов в месяц. В основном это ударные слоги, например: «дай-ко» «дай-бу» , которые не поддаются грамматическим нормам русского языка. Однако бывают ситуации, когда дети запаздывают в развитии речи. Заботливые родители начинают обращаться к специалистам и народным целителям. Известный врач Комаровский связывает это явления с различными причинами. Это может быть стресс, недоразвитость голосовых связок, нарушения в работе головного мозга.


Также существует ряд других причин, которые помогут объяснить, почему ребенок поздно начинает говорить. К таковым Комаровский относит:

Внутренние факторы

  • Наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, патологии, которые передаются детям генетическим путем.
  • Патологии ротовой полости – инфекционные, вирусные, грибковые, короткая уздечка языка.
  • Сопутствующие болезни, косвенно влияющие на речевое развитие – аутизм, эпилепсия, глухота, немота, эндокринные заболевания.
  • Осложнения, возникшие во время беременности или после родов.
  • От пола малыша – мальчик или девочка. Как правило, у девочек отсутствует запоздалое развитие речи (ЗРР), что нельзя сказать о мальчишках.
  • От состояния нервной системы и предрасположенности органов чувств.

Внешние факторы

  • Речевое развитие может запаздывать либо вовсе остановится в результате стрессовых ситуаций. Частые переезды с одного места в другое (если отец военнослужащий), бракоразводный процесс, (кто-то из родителей ушел из семьи), потеря кошки, собаки, и другие психологические травмы.
  • Когда в семье есть двое детишек и один из них начинает копировать речь другого, тот который меньше возрастом.
  • Если дома общаются на нескольких языках (русский, украинский, белорусский).
  • Отсутствие мотивации. Когда речь не является целью ребенка в самовыражении – это приводит к задержке разговорного темпа и общения в целом. Зачем учится говорить, если можно показать пальчиком и все сделают за тебя.

Как помочь ребенку начать говорить

Чтоб не возникло проблем с задержкой в речевом развитии, родители должны ребенку помочь начать говорить. Педиатры и логопеды рекомендуют заниматься со своим малышом с первых дней рождения. Даже когда он молчит и не хочет с Вами разговаривать, стимулируйте речь с помощью игр, пения колыбельной, массажа, путем развития мелкой моторики. Постоянные разговоры стимулируют освоение новых звуков, улучшают память. Помните, что речь нельзя унаследовать генетически, ее формирование проходит все стадии развития маленького человека.

Вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, беспокоит чуть ли не каждого родителя. Ведь отклонения от нормы могут указывать на наличие пороков в развитии. А это серьезный повод начать беспокоиться о здоровье малыша.

Когда следует ждать от малыша первых слов?

Каждый ребенок индивидуален, и его речевой аппарат развивается в зависимости от особенностей организма воспринимать ту или иную информацию, от способности к размышлению и от особенностей психики. Поэтому ответить на вопрос, во сколько дети начинают говорить, очень трудно, так как специального «календаря речи» просто не существует. Но есть некоторые данные, которые позволяют определить, имеются ли отклонения в развитии у ребенка или же нет.

Обычно стремление к общению или словесному выражению эмоций у деток появляется уже в 4 месяца: еще не умея разговаривать, кроха активно воспроизводит различные звуки

Как правило от детей в этом возрасте не ждут красноречивых монологов, так как они еще слишком маленькие. Но даже в столь юном возрасте можно определить, насколько правильно формируется речевой аппарат.

Примерно с 4 месяцев детки постепенно начинают произносить некоторые звуки. Уже с 6 месяцев эти звуки перерастают в предложения, только произносятся они на «детском языке». А вот уже с 8–10 месяцев они начинают при помощи звуков общаться со взрослыми, они уже четко обозначают свою позицию, требуют, чтобы им что-то дали, а также произносят некоторые слова, которые состоят из нескольких букв, например, «мама», «папа», «баба» и «дай».

Небольшие отклонения от норы не указывают наличие серьезных пороков в развитии. Некоторые детки начинают произносить первые слова в 8–9 месяцев, а некоторые и в возрасте одного года начинают произносить свои первые непонятные для взрослых слова.

В медицине нормой считается, если ребенок в 1 год знает и осмысленно произносит около 10 слов. Однако на практике такое явление крайне редкое, и если в доме напротив живет девочка, которой 1 годик и она уже во всю пытается разговаривать, а ваш малыш молчит, это еще не повод поднимать панику и бежать к врачам.

Отклонением считается, если ребенок в возрасте одного года произносит всего несколько «лепетных» слов, при этом отсутствует полностью интонация голоса, если он не может соотносить слова с действиями, предметами или лицами.

К двум годам ребенок обычно уже умеет четко произносить несложные слова, кроме того пытается воспроизвести более сложные, которые пока ему не поддаются

Обеспокоенность родителей при задержке речи у их чада весьма понятна. Ведь каждому хочется, чтобы его ребенок не отставал в развитии от своих сверстников. Поэтому вопрос о том, когда ребенок начинает говорить и стоит ли ждать «прорыва» речи именно в этом возрасте, весьма уместен.

В этом возрасте дети начинают активно лепетать, причем вставлять осмысленные слова в свои предложения они начинают примерно в возрасте одного года и трех месяцев. Малыш начинает понимать больше слов, соотносить их с определенными действиями, например, во время увлеченной игры. Самое важное в это время – начинать активно разговаривать с ребенком и заводить с ним диалог, в котором он непременно будет принимать участие.

В возрасте одного года и шести месяцев лепет ребенка заменяется упрощенными словами, он начинает подражать взрослым и пытаться повторить за ними некоторые слова. Естественно, что в этом возрасте полностью повторить то или иное слово у него не получится. Как правило произносит он только первый или последний слог.

К двум годам словарный запас ребенка значительно пополняется. Он уже может произносить четко упрощенные слова и невнятно сложные, состоящие более чем из 3 слогов.

Поэтому если вы зададите врачу вопрос, когда ребенок должен начать говорить, то он наверняка ответит вам, что к двум годам малыш обязательно заговорит!

Если большую часть времени ребенок предоставлен самому себе, не стоит удивляться, что речевые навыки у него развиваются крайне медленно

Этот возраст знаменит своим «прорывом» речи, причем если ранее это были отдельные слова и попытки построить предложения из 2–4 слов, то сейчас малыш готов непрерывно болтать сложными предложениями. Кстати, после двух лет и шести месяцев в речь ребенка должны войти такие вопросы как «где», «как» и «почему». Этот возраст в народе называется «почемучкой». Дети начинают интересоваться всем, что их окружает, и не только как называется тот или иной предмет, а также откуда он взялся вообще на этом мире. Например, откуда взялись деревья, почему светит солнце и т. д. То есть к трем годам ребенок уже должен произносить внятную и осмысленную речь.

Если малыш не соотносит слова с предметами и явлениями, которые они обозначают, это тревожный звоночек для родителей

Основными симптомами задержки развития речи являются:

  • отсутствие активности и лепетания в возрасте одного года;
  • отсутствие понимания значения слов, не соотношение их с действиями в возрасте одного года и шести месяцев;
  • вместо предложений в два года ребенок в общении использует отдельные слова;
  • неспособность построения элементарных предложений, состоящих из 3–4 слов, в возрасте трех лет.

Формирование речевого аппарата напрямую зависит от развития головного мозга. Здесь очень важно, чтобы ребенок каждый день общался со взрослыми, иначе процесс формирования речевых навыков будет очень длительным, что может послужить серьезным отклонениям в развитии.

Однако если вы ищете ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, и решили найти его в этой статье, мы хотим вас предупредить о том, что все вышеперечисленные симптомы нормального развития речи среднестатистические и не являются непреложным правилом.

Если вы переживаете за своего ребенка и замечаете какие-либо затормаживания в процессе развития разговорного аппарата, лучше всего обратиться к врачу. Он произведет осмотр и скажет вам о наличии или отсутствии речевых пороков.