Воспитание патриотизма как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста. Воспитание патриотизма у детей

30.04.2019

Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения ведуща я роль принадлежит формированию чувства патриотизма.

В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. По их мнению, патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, с тать авторитетной, могучей державой. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить их размер, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому, полагаем, что ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма может быть только утвердительным.

В нашей стране традиционно отношение к истории носит яркую эмоциональную окраску. В отличие от народов других стран, мы не можем принять события нашего прошлого как данность и, постоянно возвращаясь к ним, вынуждены сами себе объяснять их, оправдывая прошлое. Такая позиция наблюдается как в средствах массовой информации, учебных пособиях, так и в обыденной жизни. Часто в литературе авторы излагают свою точку зрения в рамках социального заказа. Бывает, что на улице, в транспорте и других общественных местах возникают дискуссии о событиях прошлого нашей страны и мира. Зачастую их анализ носит необъективный характер, а факты, приводимые сторонами трудно назвать безупречными. И если взрослые могут не обращать внимания на ненужную информацию, то дети впитывают все, а их попытки анализировать услышанное, выливаются в неожиданные для нас вопросы.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена осознанием необходимости решения проблемы поиска способов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Исходя из анализа психолого- педагогической, методической литературы, была сформулирована проблема: какова роль поисковой деятельности в формировании чувства патриотизма старших дошкольников.

В работе определены следующие параметры: объект – чувство патриотизма; предмет – поисковая деятельность старших дошкольников. Цель: изучить роль поисковой деятельности в формировании чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста. Проблема, объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач: а) определить сущность понятия «патриотизм», его роль в процессе познания действительности, а также характерные особенности формирования чувства патриотизма старших дошкольников; б) дать представление о поисковой деятельности и методических основах организации данного процесса у детей старшего дошкольного возраста; в) определить методы и приемы организации поисковой деятельности, приемлемые в формировании чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состояла в следующем: использование поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию чувства патриотизма.

1. Теоретические основы исследо вания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Теоретический анализ специальной литературы о сущности понятия «патриотизм», позволяет придти к выводу, что этот термин не имеет четкого определения, вопрос о ег о происхождении и содержании глубоко не изучался, и для каждого человека он имеет индивидуальный смысл, который зависит от уровня культуры, миро воззрения, жизненного опыта. В толковом словаре русского языка слово «патриот» трактуется как «человек, преданный своей Родине, своему народу, готовый к любым жертвам и подвигам во имя их интересов».

Н. А. Добролюбов утверждает, что патриотизм «есть ни что иное, как желание трудиться на пользу своей страны» В. С. Соловьев считает, что «нравственная обязанность настоящего патриота - служить на роду в человечестве и человечеству в народе» . Таким образом, под термином «патриотизм» исследователи определяют любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Попытку проанализировать сущность патриотического воспитания мы видим у Н. М. Карамзина, который разделяет любовь к Отечеству на физическую, моральную и политическую. По его мнению, физическая любовь к Отечеству представляет собой привязанность и любовь к своему месту рождения, моральная - любовь к людям, с которыми человек растет, воспитывается и живет. Политическая же любовь - и есть патриотизм, национальная гордость и народн ое достоинство, которое следует вырабатывать на примерах героического прошлого и развивать в каждом.

Под патриотически м воспитанием Л. В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Теоретический ана лиз специальной и учебно-методической литературы показывает, что само понятие «патриотическое воспитание» включает в себя широкий аспект так их направлений воспитательной деятельности, как:

§ военное воспитание (воспитание будущих защитников Отечества, которое формирует восприятие себя как личности, ответственной за судьбу Родины, своих родных и близких, стариков и детей, любимых, каждого гражданина нашего общества);

§ воспитание чувства гордости за свою страну, за принадлежность к Российскому народу через национальную культуру, через память о героическом прошлом нашей страны, наших людей, через активное привлечение молодежи в политическую жизнь страны, путем воссоздания молодежных организаций;

§ воспитание интереса к историческому прошлому страны, позволяющее формировать мировоззрение будущего строителя нашего общества.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников исследователь причисляет:·а) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;·б) к природе р одного края;· к культурному наследию своего народа;·в) воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Следовательно, в ходе работы со специальной литературой по данной проблеме мы пришли к выводу, что термин «патриотизм» во всех словарях трактуется практически одинаково – это любовь к Родине, а процесс патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении – это « совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня патриотических качеств личности ребенка » .

Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется в исследованиях как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственно го достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей должно уделяться особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги должны воспитывать у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родин е, интернациональные чувства и т. д. Полагаем, что основой для создания условий патриотического воспитания является воздействие на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о важности целенаправленного воздействия педагога на становление личностных ребенка старшего дошкольного возраста с целью формирования нравственных мотивов его поведения, неразрывно связанных с чувством патриотизма, уважения к традициям своего народа, его прошлому. По мнению многих исследователей, главный путь для формирования этих личностных качеств - воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

2. Психолого-педагогические и методические основы организации процесса поисковой деятельности

В данной работе под понятием «деятельность» мы понимаем специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Исходя из этого, в нашем понимании поисковая деятельность - комплекс целенаправленных действий с целью получения информации в определенной интересующей области. Каким образом ребенок может непосредственно участвовать в поисковой деятельности? Дошкольники – люди любопытные и за формулировкой, с которой начинаются практически все сказки «давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве», они пытаются разглядеть что-то еще. Появляются вопросы «Почему?», касающиеся одежды, образа жизни и др.

Мы, так или иначе, рассказываем детям истории, о нас самих, о нашей жизни. Воспоминания людей старшего поколения – дедушек и бабушек вызывают у малышей интерес и живое участие. Фильмы, поход в музей, интересная иллюстрация в книге – все может стать причиной любопытства наших детей. Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к поисковой деятельности, самостоятельному получению информации, способен ее осмыслить и придти к правильным умозаключениям. Важно лишь правильно направить ребенка, чтобы полученная информация не искажала представления ребенка о свое й стране ее прошлом и настоящем, а вызывала патриотические чувства. Основные проблемы в ходе практической деятельности воспитателя дошкольных учреждений возникают с определением содержания патриотического воспитания и условиями его реализации.

Такая ситуация в о бществе просто обязывает педаг огов в очередной раз продумать о т ом, каким мы видим или хотим видеть патриотическое воспитание дош кольников, что вкладываем в это понятие, с помощью какого содержания, сре дств и методов предполагаем воспитывать у детей любовь к Родине.

На сегодняшний день, все проводимые мероприятия по воспитанию чувства патриотизма направлены, прежде всего, на молодежь. Существуют специальные организации, такие как Комитеты молодежи, патриотические кружки, благодаря которым чувство гордости за свою страну не внушается, а вырабатывается у детей естественным путем, в ходе их участия в различных мероприятиях. Чувство патриотизма не возникает на уровне теоретических знаний о стране. Оно появится лишь в ходе « прикосновения к истории» на практике. Например, Комитет по молодежной политике Иркутской области (председатель Барышников В. В.) дважды организовывал международные экспедиции в форме автопробега по местам боевых сражений по городам Китая и Монголии. В процессе почти месяца путешествий молодежь участвовала в парадах и митингах, встречалась с ветеранами и, конечно, имели возможность побывать на легендарных местах сражений, таких как р. Халхин– Гол, Порт– Артур и т. п. , своими глазами увидел и окопы, представили в них своих ровесников. Алтайское представительств о общества «Россия – Япония» (президент Новоселов В. В.) помогает молодым людям связаться с японцами – ветеранами войны для углубленного изучения военных событий, содействует при обмене студентов. Таким образом, при самостоятельном получении информации об окружающем, при не посредственном участии в военно– патриотических мероприятиях, поисковых работах, молодежь лучше узнает прошлое и настоящее своего народа, может сделать собственные выводы.

Участие ребенка во «взрослых» мероприятиях, самостоятельное получение информации, освоение истории родной страны на практике вызовет у ребенка положительные эмоции и отношение к своей стране. Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы выявил наиболее приемлемый вариант решения проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Исходя из того, что старшие дошкольники могут с амостоятельно перерабатывать получаемую информацию, необходимо включать их в практическое освоение истории, культуры и особенностей путей развития своей страны.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления. Механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

У старших дошкольников развиваются социальные мотивы и чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни, во многом зависит все последующее развитие ребенка. Стабилизация чувства сопереживания, переход его в собственные переживания – это одно из важнейших приобретений нравственного развития ребенка, изменения внутренней установки его отношения к людям, объектам природы, проявления радости от общения с ними.

Ребенок испытывает радость от похвалы взрослого за успех в какой-то деятельности. Разнообразные формы реагирования ребенка, вызванные нравственным переживанием, закаляясь под влиянием оценочных воздействий взрослых, становятся его особенностью, свойством личности . В дальнейшем это свойство будет обуславливать и способ поведения в подобных ситуациях. Общая положительная направленность, связанная с формированием чувства сопереживания, создает стержень личности ребенка. В дошкольном детстве начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для их воспитания в малыше заложены, прежде всего, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Образные выражения “любовь к Родине-матери”, “преданность Отчизне”, “отчий край” и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств

Происходит своеобразный перенос возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: “любовь к матери – любовь к Родине-матери”, “любовь к отцу – преданность к Отчизне”. Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч с другими взрослыми: жителями дома, села, города, работниками музея, библиотеки, при знакомстве с местными достопримечательностями. “Родился”, “родители”, “родственники”, “родной дом”, “родной детский сад”, “родная улица”, “родное село, город, край” - все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке чувство Родины. Зарождение таких чувств внутренне обусловлено.

Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, что было доказано многовековой практикой. Не случайно многие отечественные педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей. Русский философ В.В. Зеньковский писал: “Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа… Мы…не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие ”.

Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера . Соблюдение национальных традиции и обычаев дает понять национальные особенности своего народа, обеспечивает связь, преемственность поколений. На них держится духовно-нравственная жизнь народа: например, сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский не уставал напоминать тем, кто занимается воспитанием детей: “Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого… и так тускло и серо было бы детство, если бы из него выбрать праздники”.

Душа народов, высокие традиционные национальные ценности успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.

Важным фактором патриотического воспитания является природа . Природе отводится особая роль в воспитании патриотизма, поскольку она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильными, значимыми, так как может для них что-то сделать, помочь им, сохранить жизнь и т.п. Ребенок начинает понимать, что он – созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на его эмоциональное и эстетическое развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Ведь она побуждает ребенка подолгу и нераздельно заниматься наблюдением какого-либо явления, одного впечатления. В результате в нем воспитываются сосредоточенность и глубина мысли.

Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне планомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества: экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла. Причем это согласовывается с демократическими особенностями народной педагогики – с естественностью народного воспитания.

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе Родины – родные. Вспомним их народные названия: “Медведица” (Большая и Малая), “Млечный Путь”. По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы Родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник-журавлинный глаз

Все, что согласуется с природой, рассматривается как благо; что противоречит ее развитию, - как зло и извращение. “Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой …корректив.… Наше воспитание такой же корректив. И поэтому только и возможно воспитание. Разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам, жизни, среди её цветов и сквозь вихри её бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать” (А.С.Макаренко)

На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. Формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных устремлений обусловлено характером воспитательных влияний среды, семьи, педагогов, других значимых для ребенка людей и особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности). Ребенок их не выбирает, повлиять на них он не в состоянии.

Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми. Возможности самих детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно утверждать о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов.

Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослыми, а затем и в свободной самостоятельной деятельности.

Раскрывая детям красоту родной природы, приобщая к культурному наследию, формируя любовь к родному дому, пробуждая и развивая генетическую память, воспитывая чувство ответственности и заботы об окружающих, формирую нравственное действенно-практическое отношение к ним, можно говорить о воспитании любви к Родине .

Ответ на вопрос на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так С. Ожегов определял патриотизм как «..преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978); .

Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В отечественной педагогике формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение К. Д. Ушинский, который считал, что необходимо учить детей родному языку, приобщать к родной культуре.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной, духовной пищей, в которой он так нуждается. Ребёнок учиться восхищаться тем, что его окружает, проявляет заботу к окружающему, постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине является одной из главных задач, которая стоит перед дошкольными учреждениями в современном мире.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Педагог также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья - важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

  • · развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
  • · формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
  • · формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
  • · развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения :

  • - воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
  • - воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;
  • - воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

  • -воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
  • - бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
  • - воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
  • - знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
  • - знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

  • - воспитание любви к природе родного края;
  • - воспитание бережного отношения к родной природе;
  • - воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

  • · занятия в соответствии с темами;
  • · увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
  • · работа с родителями;
  • · экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Одним из главных факторов при формировании патриотического воспитания является сотрудничество педагогов образовательных организаций и родителей. Такими формами сотрудничества могут быть: посещения семьи ребенка, в рамках этой формы, перед педагогом открывается уклад семьи, традиции, взаимоотношения между членами семьи и исходя из полученных данных педагог планирует свою работу. Так же широко используются семинары - практикумы, где молодые родители делятся своим опытом, получают новые знания.

Условиями воспитания патриотических чувств в ДОУ является использование игровой деятельности, народной культуры, литературы.

Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста во многом формируется через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • - знакомства детей с сюжетно - ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.
  • - приобщение дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность.

Человек живет в определенной окружающей среде. Все быстрее и быстрее становится ритм жизни. Все больше общается человек с миром машин. И вот он уже не замечает тоненькую березку под окном, наступает на первые весенние цветы, не слышит журчанье речки. Он не видит красоты вокруг, он черствеет душой. Как избежать этого, как научить наших детей умению жить среди людей, сделать их более устойчивыми к нежелательным влияниям? патриотический воспитание образовательный дошкольник

Перед педагогами стоит множество задач: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или края.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

Мария Соболева

Как воспитать патриота?

Можно ли из современных детей воспитать патриотов, и насколько это актуально сегодня? С какого возраста начинать патриотическое воспитание, какова роль семьи, детского сада, школы? Как научить ребенка любить свою страну, знать историю, уважать традиции — об этом пойдет речь в нашей статье.

Юные патриоты — учим любить Родину

Само по себе понимание патриотизма не приходит. Ребенка нужно учить любить Родину с раннего детсадовского возраста.

Все начинается с семьи. Именно родители учат своих детей азам патриотизма — любви к близким, к природе, интересу к окружающему миру, к народному творчеству, приучают к труду и уважению к старшим.

Прежде всего родители сами должны быть патриотично настроены, чего, к сожалению, не скажешь о многих молодых людях.
Тогда патриотическое воспитание полностью ложится на плечи воспитателей и учителей.

Чему можно научить детей детсадовского возраста?

Младшие дошкольники должны знать ближайших родственников, кем работают их мама и папа, помогать взрослым по дому. Малыши учатся называть свой адрес, знать, в каком городе и в какой стране они живут.

Дети среднего дошкольного возраста уже должны больше знать об истории своей семьи, о профессиях родителей. Ребята понимают, что нужно беречь окружающую природу. Они знают достопримечательности своего населенного пункта.


Старшие дошкольники больше знают о своей стране — могут назвать президента, знакомы с символикой государства, с праздниками, которые отмечают в стране. Их учат народным традициям, знакомят с выдающимися людьми своей страны.

Патриотическое воспитание малышей

Патриотическое воспитание дошкольников происходит не только на конкретных занятиях по разным темам: «Мой дом», «Моя семья», «Наш детский сад», «Наш город», «Праздники моей страны» и т. д.

Малыш каждый день познает что-то новое, поэтому важно и дома, и в детском саду постоянно ненавязчиво акцентировать внимание на каких-то моментах.

Гуляете с малышом — обратите внимание на цветочную клумбу, аккуратно подстриженные кусты и расскажите, кто за ними ухаживает, зачем это делать (чтобы на нашей улице было красиво).


Погуляли на новой детской площадке — объясните ребенку, что в вашем городе заботятся о детях, оборудуют все больше мест, где ребятишки могут играть. А также обязательно напомните, что нужно бережно относиться ко всему, что сделано руками человека.

Попутно рассказывайте о профессиях. Увидели дворника — поясните важность его труда, всем же нравится, когда вокруг чисто.

Рассказывайте о доступных пониманию малыша занятиях — о труде водителя автобуса, продавца в магазине, врача в поликлинике, воспитателя в детском саду.

Игры в профессии очень популярны у детворы, в них можно играть и дома, и в саду.

С народным творчеством детей знакомят с самого раннего возраста. Потешки, поговорки, прибаутки, сказки — все это малыш слышит с первых дней своей жизни.

Детей трехлетнего возраста уже нужно приучать к пониманию того, кто их предки, какой национальности, как много существует народных песен, сказаний, танцев. Разучивайте их с малышней, устраивайте концерты с приглашением родственников.

Патриотическое воспитание — все начинается с семьи

Приучайте детей к семейным традициям — на 8 Марта обязательно делаем подарки маме, бабушкам, сестре, тете. На Пасху — ходим в храм святить куличи, навещаем родственников. На Рождество идем в гости к крестным, в День Победы ходим на парад и возлагаем цветы к памятникам павшим воинам.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать многое о своих близких, уважать своих бабушек и дедушек.

Показать еще

Как объяснить детям, откуда берутся дети? Нет, пожалуй, более трудной и деликатной темы для родителей. Что можно рассказать ребенку в разном возрасте, стоит ли использовать детские энциклопедии и обучающие мультфильмы – узнайте мнение психологов на этот счет.