Спустя три месяца со старта я наконец публикую первый пост (правилами, кстати, не запрещено догонять темы предыдущих месяцев прямо сейчас, имейте в виду). И главная причина этому промедлению — ступор на теме воспоминаний из детства. Я взахлеб читала , прописала свои 100 вещей, которые любила в детстве — и застопорилась всерьез и надолго. Отголоски моей прошлогодней статьи о детстве то стреляли острой болью, то невыносимо давили или набрасывались из-за угла еще долгое время после публикации. В этот раз я понадеялась, что все уже переболело, и теперь я радостная окунусь в детство и верну оттуда себя. Но не тут-то было!
А теперь немножко предыстории...
Проект «Ближе к себе» я затеяла, находясь снова в затяжной депрессии . Об этом кроме родных, конечно же, никто не знает. Работе это не мешает, я с радостью общаюсь с девушками и вроде даже вдохновляю кого-то на что-то хорошее. Однажды я , начала жить буквально заново. Но это болотце временами возвращается. И цапает грязными лапами в свои сети, не отвертеться. Так что я еще довольно долго и много могу говорить на эту тему.
Спасение пришло неожиданно — как обычно новой идеей для блога, а точнее, для блогерского и писательского сотворчества. Цель проекта — нырнуть в себя, найти себя и вытащить из пучины беспросветной грусти, защитить от нависающих над головой страшных и ярко-серых туч страхов и изменить наконец свою жизнь и себя вместе с ней. А начинать нужно откуда? Правильно, с самого начала.
И я нырнула. Для начала не очень глубоко. Все еще чувствуя греющее меня солнце над водой и понимая, что в любой момент я могу выйти из этого потока и глотнуть свежего воздуха.
Началось все с тетрадки и ручки, которую я таскала весь день с собой и записывала всплывающие одну за одной ассоциации детских приятностей. Набрала целую сотню и остановилась на красивой цифре. Дети 90-х, подключайтесь к воспоминаниям. Думаю, многое вам будет близко. Порядок не меняла. Поудивляйтесь вместе со мной странному ассоциативному ряду.
1. Весеннее чириканье птичек за окном.
2. Весенний аромат воздуха.
3. Вкус фруктов, овощей и другой еды на свежем воздухе.
4. Мороженое «Замороженный сок» в целлофановом пакетике. Кто помнит такое? Стоило 30 коп. Розовое, желтое, оранжевое и зеленое. Любила оранжевое — со вкусом абрикоса.
5. Каждое лето — маленькая жизнь, полная чудес и интересностей. Казалось, длилась бесконечно. И из всех моментов детства мы вспоминаем именно лето.
6. Неспелые абрикосы.
7. Наши игры в мяч: «ABC», «Учитель» и «Выбивной».
8. Бадминтон.
9. Наши грандиозные уличные концерты для всей округи. А мечтала я, как ни странно, о том, что когда мы повзрослеем, сможем танцевать более серьезные танцы и тогда точно покорим всех вокруг на нашей подъездной сцене.
10. Сидеть вечером на лавочке у подъезда с любимыми друзьями. С нелюбимыми было сидеть не так интересно.
11. Ходить в гости.
12. Двоюродную сестру Галю и любые моменты, когда мы были вместе.
13. Когда родители возвращались с работы.
14. Болеть. Блаженное время. 🙂
15. Моего кота Пушка.
16. Соседских котов и собак.
17. Учить мягкие игрушки.
18. Строить домашние «халабуды».
19. Нырять в таинственный мешок игрушек. О, да, у меня был такой, который хранил все интересные штучки, перешедшие мне по наследству от брата.
20. Читать.
21. Укладываться рядом с папой и слушать, как он читает мне сказки братьев Гримм.
22. Решать математические примеры и задачки.
23. Вести личный дневник.
24. Сочинять стихи и сказки.
25. Играть с папой в карты и настольные игры.
26. Обустраивать быт Барби. Но не играть. Не помню, чтобы я в принципе играла долго. Но вот процесс обустройства жилища для кукол мог длиться несколько часов. И это было потрясно!
27. Шить наряды для кукол и устраивать для мамы показ мод.
28. Устраивать домашние концерты для родителей.
29. Редкие мультики по телевизору и русские сказки. Когда у тебя показывает только три канала, один из которых без цвета, выхватить из газетной программы какой-нибудь мультик, ждать его несколько дней, вставать рано-рано, чтоб не прозевать и наконец увидеть, какая бы бредятинка там не попалось (бывало, попадались крышесносные мульты, совсем не для детской психики) — огроооомное счастье!
30. Бывать в незнакомых местах города.
31. Играть с друзьями «в жизнь». Это когда вы представляете себя безумно крутыми, с кучей бабла из листьев, растущих на каждом шагу. А чего только стоят любовные интриги и конфликты, ооо! Никакой современный сериал не сравнится.
32. Когда удавалось дозваться любимых друзей. Вы тоже орали всем двором под балконом, ожидая, пока ненаглядный друг выглянет?
33. Помириться с другом/подругой, если были в ссоре. О, как же это было легко. Хотя и не всегда приятно.
34. Страстно желать что-то. Сны, где ты это все получаешь, безумно сладкие. Хотя че уж далеко ходить — супермаркеты, где я гребу в корзинку неограниченное количество сладостей, мне снятся до сих пор.
35. Играть в приставку. У меня была «Денди». Нет ничего лучше «Денди». И эта ваша 3D-графика и реалистичность меркнет перед восьмибиткой.
36. Никогда не планировать свой день.
37. Одуванчики.
38. Пасху.
39. День рождения.
40. Новый год.
41. Подарки.
42. Делать маме «потрясающие» самодельные презенты и сюрпризы.
43. Рисовать и раскрашивать (благо, тогда я не зацикливалась, что у меня не очень-то получается).
44. Когда приезжали/приходили родственники в гости. Дикий восторг!
45. Открывать «Киндеры» и коллекционировать игрушки. До сих пор храню огромный ящик этого всего добра. Никому не отдам! 🙂
46. Плести фенечки из бисера.
47. Просыпаться рано.
48. Бегать летом под дождем.
49. Поливать друг друга из брызгалок.
50. Запретную «Мивину» (в других краях аналог — «Ролтон» или «Доширак»). Это было так вредно, но так вкусно!
51. Кататься на коньках по твердому снегу. Это проще и приятнее, чем по льду. И безопаснее.
52. Кататься с папой на санках.
53. Смотреть с папой зимнюю олимпиаду или какие-нибудь чемпионаты по фигурному катанию.
54. Идти из школы домой. Особенно, если отпустили неожиданно рано.
55. Приходить к маме и к папе на работу.
56. Когда мама или папа приходили забирать меня из садика или из школы. Некоторые стыдятся родителей перед сверстниками. Я помню, что всегда была счастлива. И в одиннадцатом классе, и даже в университете, когда маме случалось приезжать в Луганск по делам.
57. Быть дома одной. Я всегда находила себе массу интересных дел.
58. Слушать пластинки со сказками. Батюшки, как же я любила наш музыкальный проигрыватель, этот легкий треск иголки, касающейся пластинок.
59. Гулять в нашем дворе и в соседнем школьном на спортивной площадке.
60. Устраивать посиделки-пикники.
61. Строить шалаши под балконами дома.
62. Жечь костры.
63. Ягоды, фрукты, овощи.
64. Мамину домашнюю выпечку.
65. Семейные праздники.
66. Бывать в гостях у тети Люды.
67. Сидеть зимой на горячем подоконнике и смотреть в окно.
68. Бывать на 4-5 этажах в гостях и смотреть на город сверху (мы жили на первом).
69. Прыгать в резиночки.
70. Подбирать мелодии на пианино.
71. Когда в рабочий перерыв на обед/ужин заезжает брат.
72. Ехать с братом на велосипеде в другой город к нему в гости.
73. Играть во дворе в какой-нибудь фильм или сериал.
74. Кататься на 3х-колесном велосипеде.
75. Заполнять чужие анкеты и получать заполнение своей.
76. Понимать, что на тебя обращают внимания мальчики, которые тебе нравятся.
77. Доставать новогодние игрушки и наряжать елку.
78. Запах сосны.
79. Новогоднюю волшебную атмосферу.
80. Ходить с папой за водой в колодец.
81. Рисовать мелками на асфальте.
82. Мечтать повзрослеть и стать бизнес-леди.
83. Мечтать о вселенской любви и свадьбе.
84. Пятиэтажки и постсоветские дворики.
85. «Тетрисы» и «тамагочи».
86. Сундучки-сюрпризы (там обычно лежала жвачка, какая-нибудь интересная штучка и, возможно, что-то еще).
87. Ходить покупать жвачки и копить наклейки.
88. Вести блокнот с вырезками и наклейками.
89. Переливающийся на солнце снег.
90. Выращивать комнатные растения.
91. Домашнюю бытовую суматоху.
92. Пылесосить.
93. Убраться, пока родителей нет дома.
94. Смотреть мультики в кино (это случалось только 1 июня в детском лагере).
95. Осваивать компьютер на уроках информатики.
96. Школьные праздники. Но только в начальных классах. Потом у нас сменилась классная, и все тихонько начало скатываться ко дну.
97. Возиться в своих полочках и коробочках со всякими интересностями.
98. Разглядывать мамины помады и духи.
99. Фотографироваться.
100. Быть с мамой и папой.
Первое время после глубокого погружения в воспоминания мне было тепло, светло и радостно. Будто бы обрела то, что давно потеряла. Или прятала сама от себя. Вспомнила, сколько классных, интересных и до сих пор приятных занятий существует, чтобы подарить себе маленькую радость.
А потом меня начало засасывать все дальше и сильнее. Каждый день всплывали все новые воспоминания из детства, ощущаемые все ярче и все явственнее. В какой-то момент я начала осознавать, что живу только ими, что прямо из детства я перешагнула в реальность, в сегодняшний день, при этом пропустив пласт событий между.
Последней каплей было путешествие в мой двор детства. Да, вначале это подарило новые силы. А потом становилось только хуже, больнее, тяжелее. Что-то в голове и в реальности явно не состыковывалось. И осознание того, что все эти моменты все-таки остались в прошлом, а в настоящем я даже и близко уже не смогу к ним прикоснуться и вернуться назад, просто добили. Было больно. Еще больнее, если позволить себе почувствовать тот переломный момент, когда детство закончилось, когда семья распалась, когда мы переехали и начался один из самых тяжелых периодов подростковой жизни. На целую неделю меня накрыла температура 38 и выше.
Так почему же возвращаться в детство все-таки вредно?
Прямо тут и в этот момент я хочу проститься со своим детством, забрав все хорошее, что меня наполняет, и идти дальше.
Любимое мое детство! Спасибо тебе за самые яркие, теплые и добрые мгновенья! За тот прекрасный и незабываемый мир, который ты мне подарило! Я забираю с собой только самое доброе и светлое. Все это уже часть меня и следует за мной по пятам, независимо от того, где я живу и о чем думаю. Я есть я. И во многом за то, какой я являюсь сейчас, я благодарна именно тебе.
Но я тебя отпускаю! Отдаю все дорогие сердцу места другим деткам, чтобы там творились новые детские миры и счастливые воспоминания. Я закрываю дверь, мой огромный любимый мир, и оставляю тебя позади. Чтобы идти вперед без оглядки и без боли. Чтобы найти новое счастье и новый, взрослый, но не менее и интересный и ярких мир. Но ты всегда в моем сердце. Спасибо тебе за все!
Друзья, огромное спасибо, что прошли все эти непростые этапы вместе со мной. Мне было гораздо легче шагать с ощущением, что я не одна, что многие меня понимают и ощущают нечто подобное. Поблагодарим вместе наше детство и шагнем вперед в светлое будущее!
Обнимаю и желаю счастья и душевного спокойствия. Ваша Маша! <3
P. S. ВНИМАНИЕ всем, кто мечтает углубиться в тему создания блогов и создать/прокачать свой собственный проект. Открыт набор на зимний поток "Большого курса блогинга» ! Стартуем 28 января. Не упустите возможность сделать себе приятный подарочек для души! ;)
P. P. S. Друзья, спасибо, что читаете! Приглашаю вас стать чуточку ближе и подписаться:
– НА МОЙ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМ – там живут ежедневные мысли, находки и выводы;
– НА МОЙ INSTAGRAM – там жизнь;
Как влияют воспоминания детства на нашу взрослую жизнь? Почему мы постоянно оглядываемся в прошлое, пытаясь вспомнить малейшие подробности? Почему нам так дороги воспоминания о близких людях, которые оставили заметный след в нашей жизни и которых уже нет рядом? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста И.Н.Крюковой.
В своём тексте автор поднимает проблему воспоминаний детства. Ирина Николаевна рассказывает о своём детстве, проведённом в большой и дружной семье. Она вспоминает особенности своей семьи. «…Вечером садились за большой стол в столовой… Я любила эти сборища за столом». «Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу». Она вспоминает, что «…мама и тётки были начисто лишены того, что теперь так захлестнуло всех: вещизма».
Они отличались терпимостью к изменившейся жизни, всё воспринимали спокойно, без нервов. В конце текста автор задаётся вопросом: «…Отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства?» А я после прочтения текста ещё бы добавила один вопрос: «Почему нам так дороги воспоминания детства?».
Позиция автора не на виду, но понятна. Воспоминания детства очень важны для человека. Детство – это наша гавань, куда мы постоянно возвращаемся. Есть такое выражение «Все мы родом из детства». И это действительно так, ведь именно в детстве формируется наш характер, наше мировоззрение и привычки. Автору повезло, она росла в интересной, дружной и большой семье, где бережно относились друг к другу. С этим богатством она идёт по жизни. Такие воспоминания детства придают нам силы и уверенности, освещая ярким светом взрослую жизнь.
Я полностью разделяю позицию автора. Человеку легче идти по жизни с детскими воспоминаниями, если в детстве он был окружён заботой и любовью, если рядом были любящие люди, которые понимали и поддерживали, учили позитивно относиться к жизни. Но, к сожалению, не всем так повезло. Иногда плохие детские воспоминания преследуют всю жизнь и несут негативный след. Поэтому так важно, чтобы семья, где растёт ребёнок, была любящей, заботливой, а родители учили детей только хорошему.
В художественной литературе мы находим много примеров хорошего и плохого воспитания, влияние которого распространяется на всю жизнь, попробую это доказать.
В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» примером настоящей семьи служит семья Ростовых. Большая, дружная, гостеприимная. Здесь живут Соня и Борис Друбецкой, которые оказались в сложной ситуации. Здесь любят друг друга по-настоящему, а не на словах. Здесь бережно относятся друг к другу. Вспомним эпизод, когда Николай Ростов проигрывает Долохову целое состояние. Он говорит об этом отцу. Финансовые дела семьи оставляют желать лучшего, но отец увозит семью в деревню, московский дом им теперь не по карману, и спасает сына. Вспомним эпизод, когда Наташа Ростова по неопытности, наивности чуть не сбегает с Курагиным, позоря честь семьи. Но никто не упрекает её. А когда она болеет, тратят последние деньги, чтобы её спасти. В этой семье родители и дети всё делят вместе: и горе, и радости. Они по-настоящему любят друг друга. И этот ценнейший жизненный опыт перенесут в свои семьи. Детские воспоминания, такие как у Ростовых, - настоящее богатство.
В этом же романе-эпопее мы встречаем другую семью Курагиных, где царит лицемерие и расчётливость. Детей научили другим ценностям: брать от жизни всё, не считаясь с интересами других людей. Отец – лицемер, а мать завидует дочери, её молодости, красоте, успеху у мужчин. И что в итоге? Анатоль привык только брать от жизни всё, ничего не отдавая взамен. Вспомним, как ничтожно ведёт он себя в гостях у Болконских, куда отец привозит его свататься. Как по совету своей сестры Элен соблазняет Наташу Ростову, будучи женатым. А Элен? Бедная, бедная Элен. Никто в детстве не объяснил ей, что жизнь – это не сплошные низменные удовольствия, это долг и ответственность. Не знает она, что такое честь. Поэтому измены, стремление брать, а не отдавать. В результате она умирает от «странной» болезни, Анатоль погибает на войне, а князь Курагин сходит с ума от горя. Семьи Курагиных больше нет. Такие детские воспоминания-уроки могут и разрушить жизнь, если им не противостоять.
Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: берегите детские воспоминания, если они хорошие. Они согреют вас в трудную минуту, придадут сил. А с плохими лучше расставаться и строить свою правильную жизнь. Пусть наши будущие семьи будут похожи на семьи Ростовых, Кирсановых, построенные на любви, заботе, доверии.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-12-14
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Мое первое воспоминание – день рождения брата: 14 ноября 1991 года. Я помню, как отец вез бабушку, дедушку и меня в больницу в Хайленд парке в Иллинойсе. Мы ехали туда, чтобы увидеть новорожденного брата.
Я помню, как меня привели в палату, где лежала мама, и как я подошел, чтобы заглянуть в люльку. Но лучше всего я запомнил, какая программа шла тогда по телевизору. Это были последние две минуты мультфильма «Паровозик Томас и его друзья». Я даже помню, какая была серия.
В сентиментальные моменты жизни я чувствую, что запомнил рождение брата, потому что это было первое событие, заслуживающее, чтобы о нем помнили. Возможно, в этом есть доля правды: исследование в области ранней памяти демонстрируют, что воспоминания часто начинаются со значимых событий, и рождение брата – классический пример.
Но дело не только в важности момента: первые воспоминания большинства людей относятся к возрасту около 3,5 лет. На момент рождения брата мне было как раз столько.
Когда я говорю о первом воспоминании, конечно же, я имею в виду первое осознанное воспоминание.
Кэрол Петерсон, профессор психологии Memorial University Newfoundland, доказала, что маленькие дети могут помнить события с 20-мясячного возраста, но эти воспоминания в большинстве случаев стираются к 4-7 годам.
«Мы привыкли думать, что причина, по которой у нас отсутствуют ранние воспоминания, в том, что у детей нет системы памяти, или они просто все очень быстро забывают, но это оказалось неправдой, – говорит Петерсон. – У детей хорошая память, но сохранятся ли воспоминания, зависит от нескольких факторов».
Два наиболее значимых, как объясняет Петерсон, это подкрепление воспоминаний эмоциями и их связность. То есть наделены ли истории, которые всплывают в нашей памяти, смыслом. Конечно, мы можем помнить и не только события, но именно события чаще всего становятся основой для наших первых воспоминаний.
В самом деле, когда я спросил специалиста в области психологии развития Стивена Резника о причинах детской «амнезии», он не согласился с употребленным мной термином. По его мнению, это устаревший взгляд на вещи.
Резник, который работает в University of North Carolina-Chapel Hill, напомнил, что вскоре после рождения младенцы начинают запоминать лица и реагировать на знакомых людей. Это результат работы так называемой опознающей памяти. Способность понимать слова и учиться говорить зависит от оперативной памяти, которая формируется, примерно, к шести месяцам. Более сложные формы памяти развиваются к третьему году жизни: например, смысловая память, которая позволяет запоминать абстрактные понятия.
«Когда люди говорят, что младенцы ничего не помнят, они имеют в виду событийную память», – объясняет Резник. В то время как наша способность помнить события, произошедшие с нами, зависит от более сложной «ментальной инфраструктуры», чем другие виды памяти.
Здесь очень важен контекст. Чтобы запомнить событие, ребенку нужен целый набор понятий. Так, чтобы запомнить день рождение брата, я должен был знать, что такое «больница», «брат», «люлька» и даже «Паровозик Томас и его друзья».
Более того, чтобы это воспоминание не забылось, оно должно было сохраниться в моей памяти в том же языковом коде, который я использую сейчас, будучи взрослым человеком. То есть у меня могли быть и более ранние воспоминания, но сформированные зачаточными, доречевыми способами. Однако по мере овладения языком мозг развивался, и эти ранние воспоминания стали недоступны. И так с каждым из нас.
Что же мы теряем, когда стираются наши первые воспоминания? Я, например, потерял целую страну.
Моя семья эмигрировала в Америку из Англии в июне 1991 года, но у меня не сохранились никакие воспоминания о Честере – городе моего рождения. Я рос, узнавая об Англии из телепрограмм, а также кулинарных привычек, акцента и языка родителей. Я знал Англию как культуру, но не как место или родину…
Однажды чтобы удостовериться в подлинности моего первого воспоминания, я позвонил отцу расспросить о деталях. Я опасался, что выдумал приезд бабушки и дедушки, но оказалось, они действительно прилетали повидать новорожденного внука.
Отец сказал, что брат родился ранним вечером, а не ночью, но принимая во внимание, что это была зима, и темнело рано, я мог принять вечер за ночь. Он также подтвердил, что в палате были люлька и телевизор, но сомневался в одной важной детали – в том, что по телевизору шел «Паровозик Томас и его друзья»».
Правда, в данном случае можно сказать, что эта деталь закономерно врезалась в память трехлетнего ребенка и выпала из воспоминаний отца новорожденного. Было бы весьма странно добавить такой факт спустя годы. Ложные воспоминания действительно существуют, но их конструирование начинается гораздо позже в жизни.
В исследованиях, которые провела Петерсон, маленьким детям рассказывали о якобы произошедших в их жизни событиях, но почти все отделили реальность от выдумки. Причина, по которой дети более старшего возраста и взрослые начинают латать дыры в своих воспоминаниях выдуманными деталями, как объясняет Петерсон, заключается в том, что память конструируется нашим мозгом, а не просто представляет череду воспоминаний. Память помогает нам познавать мир, но для этого нужны цельные, а не обрывочные воспоминания.
У меня есть воспоминание о событии, которое хронологически предшествует рождению брата. Я туманно вижу себя сидящим между родителями в самолете, летящим в Америку. Но это не воспоминание от первого лица, в отличие от моего воспоминания о посещении больницы.
Скорее, это «ментальный снимок» со стороны, сделанный, а лучше сказать сконструированный, моим мозгом. Но интересно, что мой мозг упустил важную деталь: в моем воспоминании мама не беременна, хотя на тот момент живот уже должен был быть заметен.
Примечательно, что не только истории, которые конструирует наш мозг, меняют наши воспоминания, но и наоборот. В 2012 году я полетел в Англию, чтобы увидеть город, в котором родился. Проведя в Честере меньше дня, я чувствовал, что город был удивительно знаком мне. Это ощущение было неуловимым, но безошибочным. Я был дома!
Было ли так потому, что Честер в моем взрослом сознании занимал важное место как город рождения, или же эти чувства были спровоцированы реальными доречевыми воспоминаниями?
По мнению Резника, вероятно последнее, так как опознающая память наиболее устойчива. В моем случае, «воспоминания» о городе рождения, которые я сформировал в младенческом возрасте, вполне могли сохраняться все эти годы, пусть и смутными.
Когда люди в Честере спрашивали меня, что делает одинокий американец в маленьком английском городе, я отвечал: «Вообще-то я отсюда родом».
Впервые в жизни я почувствовал, что ничего внутри не сопротивлялось этим словам. Теперь я уже не помню, шутил ли вслед: «А что, по моему акценту не заметно?» Но со временем, я думаю, эта деталь может стать частью моего воспоминания. Ведь так история выглядит интереснее.
Просматривая фотографии в Интернете, я наткнулась на эту чудную картинку детей под проливным дождем. Именно благодаря ей мне захотелось окунуться в теплую волну ностальгии, поворошить прошлое, а именно заново пережить . Эта картинка откликнулась в моей душе и запустила поток мыслей и воспоминаний.
Буквально на днях Вконтакте читала заметку, в ней как раз говорилось о воспоминаниях детства – почему в первые 3-5 лет своей жизни люди не способны запоминать события.
Почему мы не помним наше детство и то, как родились.
Термин «младенческая амнезия» ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. По мнению Фрейда, взрослые не способны запоминать события первых 3-5 лет своей жизни, так как в течение первых лет жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Но это идея носила односторонний характер и не прижилась.
Возможно, основной причиной амнезии детства являются различия в кодировании полученной информации у детей и взрослых. И если взрослый человек способен хранить в памяти много данных, то у ребенка они периодически пропадают. Процессом формирования воспоминаний занимается сеть нервных клеток, которая создается в 6-18 месяцев. На этом этапе появляется краткосрочная и долгосрочная память. Но если наша память уже достигла нужного уровня, почему мы забываем наше детство? Оказывается, это происходит из-за отсутствия возможности связать события со словами, так как мы еще , и не знаем слов, которыми можно описать какое-либо событие.
От моего самого первого воспоминания из детства остались лишь две статических картинки.
Нес меня на плечах, поскользнулся на мокрой траве, и мы упали. В памяти только 2 картинки: до и после падения, и почему-то я вижу ситуацию со стороны, в ней ни эмоций, ни каких-то других проявлений чувств. На тот момент мне было 3 года, а может быть и меньше.
Как мне кажется, эмоциональные переживания все-таки в тот момент были и достаточно сильные, иначе вряд ли в памяти запечатлелось такое событие. Это воспоминание мне очень дорого, потому что оно одно из тех двух воспоминаний, где есть мой папа.
Хотелось, конечно, о приятном и беззаботном, но сама того не желая, погрустила.
А во сколько лет было ваше первое детское воспоминание?
Вся наша жизнь как бы то ни было состоит из разных событий. Одни у нас вызывают палитру положительных эмоций, другие же – негативных.
В памяти ребенка чаще всего остаются искорки эмоционально теплых и приятных событий. Всю свою взрослую жизнь мы с особым трепетом и теплом вспоминаем то, что было с нами в детстве.
Почему-то самая вкусная еда у нас была именно в детстве. Кто помнит, что было самым любимым и вкусным в свои 4… 5… 6… и т. д. лет? 🙂
Я безумно любила бабушкины пирожки с мясом, делались они в русской печке, были румяненькие и сочные. Я знаю, что никогда уже не смогу их даже попробовать. Ну вот. Что-то опять загрустила…
А еще моя бабушка была затейница. Чтобы я ела простую похлебку, она сделала «маркетинговый ход» - придумала ей название «Настина похлебка». Может быть именно благодаря названию она стала самой вкусной и любимой? 😉
Не могу не написать про пельмени. Бывали времена, когда все большое бабушкино семейство (а это дети и внуки) вместе собирались, бабушка варила пельмени и подавала на стол большую железную тарелку, больше похожую на поднос. Все быстренько ловили вилками пельмени и к себе в тарелочки. Я очень переживала, что мне не достанется, у меня не получалось так ловко орудовать вилкой. 🙂
Сразу скажу, что куклы у меня были. И животных я не мучила. Ой, наверное, вам совсем не понятно при чем тут клякса, коляска, куклы и животные?
Клякса – это кошка, кстати, единственная кошка, которая позволяла играть с ней как с куклой.
Я могла запеленать ее, уложить в игрушечную коляску и катать по улице. Дорожки возле дома были слегка каменистые, трясло мою «ляльку» неплохо, но она стоически выдерживала трудности прогулки.
По-моему, ей даже нравилось участвовать в моих «дочки-матери». 🙂
Мне, наверное, в отличие от моей дочки в чем-то больше повезло. Мое детство прошло в условиях, приближенных к деревенским, т.е. я, по сути, была дворовая девчонка (в хорошем смысле этого слова).
Летом мы с соседскими ребятами могли гулять допоздна, наблюдать закат. Солнце каждый раз было неповторимым. А ясное небо сулило нам, что на следующий день нам не придется прятаться дома от ненастья.
В те времена все было так просто и спокойно. Родители знали где мы и с кем, они не боялись нас отпускать.
В наши времена - это уже непозволительная роскошь.
Не знаю как вы, а я иногда до сих пор люблю идти не спеша под ливнем без зонта (если я не направилась по делам). Почему-то именно в эти моменты, я себя ощущаю счастливой и беззаботной девочкой из прошлого. В детстве можно было весело шлепать по лужам.
Последний раз я беззаботно шагала под проливным дождем, когда Любашка еще в пузике жила. В я вообще витала в облаках и жила в каком-то своем тихом прекрасном мирке.
А помните в детстве, мы пытались поймать ртом снежинки или дождинки?
Воспоминания детства для меня – это возможность пережить заново те моменты, когда я была по-настоящему счастлива, беззаботна и наивна и могла смотреть на мир другими глазами. Пожалуй, эти бесценные воспоминания останутся со мной навсегда, и будут греть душу.
А какие у вас были самые запоминающиеся моменты в детстве? Поделитесь с нами частичкой своих воспоминаний.
(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (З)Зато в детстве были отец и мать.
(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (б)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:
Я тебя люблю...
(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (Ю)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.
(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.
(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване
—за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16)Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно
—хватит!» (18)Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом.
(19)Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех.
(21)И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом.
(22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.
(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников».
(27)Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29)3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (ЗО)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города.
(31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.
(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (ЗЗ)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую...
(36)Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:
Спасибо, мама, я тебя люблю.
(38)Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40)Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов.
(41)На двоих у нас три ведра небесных вишен.
По Ю. Нечипоренко *)
* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.
24
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Детские воспоминания спустя много лет живы в душе автора. Яр-кость детских впечатлений отражают использованные в тексте изобразительно-выразительные средства: лексическое —(А) ________ («дух захватило» в предложении 28) и синтаксическое — (Б) ________ («как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке» в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В) ________ (в предложениях 11, 20, 34), и приём — (Г) ________ («самое удачное» в предложении 33)».
Список терминов:
1) парцелляция
2) метафора
3) фразеологизм
4) вводные слова
5) лексический повтор
7) восклицательные предложения
8) ряды однородных членов предложения
9) сравнительный оборот
Запишите в поле ответа последовательность цифр без пробелов.
Лексические средства (тропы)
Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.
1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).
Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.
2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).
Ожог на земле. Ситец неба голубой.
3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.
Время бежит. Угрюмый лес.
4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.
Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.
5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).
Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).
6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.
7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.
Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.
В двух шагах отсюда.
9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).
Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).
10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.
Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…
11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .
Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.
12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.
13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).
...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.
Лексические средства (не являются тропами)
Лексические средства основаны на значении слов.
1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.
Прыгать на задних лапках.
2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.
Ветер, ветер на всём белом свете.
3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению
Предположение, догадка, гипотеза.
4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.
Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)
5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению
Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.
6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению
Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).
7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности
Где циркуль зодчего
, палитра
и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
Синтаксические средства
Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)
1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).
Он, как слон в посудной лавке.
2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.
Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.
Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.
4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.
И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.
Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.
Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
7. Анафора - повтор начальных слов.
Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём
8. Эпифора - повтор конечных слов.
9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.
Глупый осудит, а умный рассудит.
10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.
Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.
11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.
Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.
12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.
Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!
13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.
Ночь. Улица. Фонарь
Для данного вопроса нет пояснения