Вышивка бисером по веревке схемы. Старинная русская техника вышивки бисером(шитье по бели). Ошибки и как их избежать

17.10.2020

Кто-то подумает, что такие жгуты с узором сплести очень сложно. А их не плетут, их вышивают, причем прямо по веревке! Не так уж и сложно. Эта техника называется ещё африканской. В Африке женщины скручивали пучки ковыля в жгуты и обвивали их низками бисера.

Колье, выполненные в такой технике, смотрятся оригинально и очень красиво:

В нашем мастер-классы мы будем делать вот такое колье. Вы можете придумать свой узор.

Для вышивки можно брать любую верёвку, которую найдёте в доме, лучше в х/б оплётке и не очень толстую, примерно 5 - 8 мм диаметром.

Нитку закрепляем в верёвке узлом или несколькими короткими стежками в разных направлениях, короче как в начале любой вышивки, на нитку нанизываем некоторое количество бисера/бусин и обвиваем вокруг верёвки, укладываем бисер вокруг верёвки плотно, но нитку не натягиваем туго. Втыкаем иголку в верёвку после последней набранной бисерины, выводим на 3-4 бисерины по ходу назад.

Делаем закрепляющий короткий стежок поперёк бисерной низки, выводим иголку дальше, ещё на несколько бисерин назад, опять закрепляющий стежок и т.д.

Когда все витки прихватили, выводим иголку к месту, где закончили обвивку, за пару бисерин до конца низки.

пропускаем иголку вперёд по ходу работы в две последние набранные бисерины и нанизываем новую порцию бисера.

Опять обвиваем верёвку набранным бисером, закрепляем витки и т.д., пока не вышьем всю верёвку.

Сколько нанизывать бисера? Тут по настроению у меня получалось, иногда пару витков наматывала, иногда больше, чем меньше витков за раз и чаще закрепление, тем аккуратней результат, но слишком короткими витками долго вышивать получается, находите для себя свой разумный компромисс.

Данная техника называется африканской. В Африке женщины скручивали пучки ковыля в жгуты и обвивали их низками бисера. Описание техники публиковалось в конце прошлого века в немецкой книге Катарины Дитрих (Katharina Dietrich), на русский эта книга была переведена без имени автора, подозреваю, что и без её ведома.

Делать будем такое колье

Для вышивки можно брать любую верёвку, которую найдёте в доме, лучше в х/б оплётке и не очень толстую, примерно 5-8 мм диаметром.


Нитку закрепляем в верёвке узлом или несколькими короткими стежками в разных направлениях, как в начале любой вышивки, на нитку нанизываем некоторое количество бисера/бусин и обвиваем вокруг верёвки, укладываем бисер вокруг верёвки плотно, но нитку не натягиваем туго. Втыкаем иголку в верёвку после последней набранной бисерины, выводим на 3-4 бисерины по ходу назад.


Делаем закрепляющий короткий стежок поперёк бисерной низки, выводим иголку дальше ещё на несколько бисерин назад, опять закрепляющий стежок и т.д.


Когда все витки прихватили, выводим иголку к месту, где закончили обвивку, за пару бисерин до конца низки.


Пропускаем иголку вперёд по ходу работы в две последние набранные бисерины и нанизываем новую порцию бисера.


Опять обвиваем верёвку набранным бисером, закрепляем витки и т.д., пока не вышьем всю верёвку. Сколько нанизывать бисера? Тут по настроению у меня получалось, иногда пару витков наматывала, иногда больше, чем меньше витков за раз и чаще закрепление, тем аккуратней результат, но слишком короткими витками долго вышивать получается, находите для себя свой разумный компромисс.


Удобны для вышивки бельевые верёвки с х/б оплёткой, сердцевина верёвки в них по краям отрезается на пару см и оплётка подворачивается внутрь верёвки, к краю тогда легко пришить любую застёжку. С синтетической верёвкой приходится сложней, надо плавить края и клеить колпачки.

Данная техника называется африканской. В Африке женщины скручивали пучки ковыля в жгуты и обвивали их низками бисера. Описание техники публиковалось в конце прошлого века в немецкой книге Катарины Дитрих (Katharina Dietrich), на русский эта книга была переведена без имени автора, подозреваю, что и без её ведома.

Делать будем такое колье

Для вышивки можно брать любую верёвку, которую найдёте в доме, лучше в х/б оплётке и не очень толстую, примерно 5-8 мм диаметром.


Нитку закрепляем в верёвке узлом или несколькими короткими стежками в разных направлениях, как в начале любой вышивки, на нитку нанизываем некоторое количество бисера/бусин и обвиваем вокруг верёвки, укладываем бисер вокруг верёвки плотно, но нитку не натягиваем туго. Втыкаем иголку в верёвку после последней набранной бисерины, выводим на 3-4 бисерины по ходу назад.


Делаем закрепляющий короткий стежок поперёк бисерной низки, выводим иголку дальше ещё на несколько бисерин назад, опять закрепляющий стежок и т.д.


Когда все витки прихватили, выводим иголку к месту, где закончили обвивку, за пару бисерин до конца низки.


Пропускаем иголку вперёд по ходу работы в две последние набранные бисерины и нанизываем новую порцию бисера.


Опять обвиваем верёвку набранным бисером, закрепляем витки и т.д., пока не вышьем всю верёвку. Сколько нанизывать бисера? Тут по настроению у меня получалось, иногда пару витков наматывала, иногда больше, чем меньше витков за раз и чаще закрепление, тем аккуратней результат, но слишком короткими витками долго вышивать получается, находите для себя свой разумный компромисс.


Удобны для вышивки бельевые верёвки с х/б оплёткой, сердцевина верёвки в них по краям отрезается на пару см и оплётка подворачивается внутрь верёвки, к краю тогда легко пришить любую застёжку. С синтетической верёвкой приходится сложней, надо плавить края и клеить колпачки.

Как вышивать бисером было известно мастерицам с очень давних времен.

Но, к сожалению, бисерная вышивка была не только занятием на досуге обеспеченных девушек, но и тяжким трудом крепостных невольниц. Как правило, в семьях крепостных традиционно дочери продолжали занятие матери-вышивальщицы. Девочки, которых приучали к вышиванию с малых лет, к тридцати годам практически теряли зрение и оставались приживалками в доме своих господ, получая пожизненное обеспечение. Ведь прежний бисер был намного мельче современного, к тому же нанизывался не на нитку, а на конский волос, а вместо иголки использовалась свиная щетина.

В наше время вышивка бисером стала намного проще, чем в древние времена, и техника ее выполнения даже легче, чем вышивание гладью или даже крестиком.

Одежда, расшитая бисером, способна играть со светом, принимая другое обличье в зависимости от смены освещения. Многие мастерицы говорят о том, что ряды блестящих бисеринок столь притягивают и пленят душу, что, работая, теряешь счет часам, а когда изделие, наконец, готово, трудно поверить в то, что оно появилось благодаря вам.

Пяльца

Для вышивания бисером вам необходимо приобрести . В них, приступая к вышивке, растягивают ткань-основу. Пяльца бывают круглыми (одно кольцо входит в другое, а ткань-основа растягивается между ними) и прямоугольными - для работы с более объемными изделиями, например, они подойдут для того, чтобы вышить бисером корсет вечернего платья, икону или большую картину. Крупные пяльца редко встречаются в продаже, их придется сделать на заказ.

Бисер

Недорогой бисер родом из Китая обычно не калибруется по размерам, поэтому придётся сделать это вручную, отбирая похожие по форме и размеру элементы. Вышивать им непросто, а готовая работа может выглядеть неаккуратно.

Материал из Чехии ровнее, одинаковой формы, а кроме того, остается доступным по цене ― на сегодня это идеальный вариант соотношения цены и качества.

Японский бисер ― наиболее дорогой (для сравнения ― стоимость 100 гр. составляет около 1000 руб. против 100-150 руб. за чешский бисер), но вместе с тем и качественный материал для вышивальщиц. Наиболее популярен бисер марок MATSUNO, MIYUKI и TOHO.

Для удобства можно пронумеровать пакетики с бисером соответственно цветам в схеме, с которой вы работаете. Особенно это полезно для рисунков с полутонами, которые в процессе работы сложно различать на глаз.

Иглы

Отдельно продаются и схемы с уже распечатанным рисунком ― для того, чтобы начать работу, достаточно подобрать удобную иглу для вышивания и бисер по цветам. Схемы с большим количеством оттенков лучше отложить ― на первых порах будет достаточно 6-8 цветов.
На готовой схеме указывается количество грамм бисера, необходимое для вышивания работы. Если вы выполняете работу впервые, советуем закупить бисер с небольшим излишком. Так можно будет заменить потерянные либо сломанные бисерины.

Вышивать бисером удобнее с левого верхнего угла направо, прокладывая горизонтальные ряды. В процессе желательно периодически проверять работу ― вовремя обнаруженная ошибка сэкономить время.

Бисер необходимо укладывать в одном направлении ― исключение составляет лишь контур, который визуально выделяет наклон в противоположную сторону на общем фоне.

Как вышивать бисером: технология

Как закрепить нить на ткани в начале вышивания бисером

Выполните короткий (на 3-4 дырочки канвы в длину) так, чтобы хвост оставался на изнаночной стороне изделия. Над швом должна образоваться петля, в которую продевается иголка с ниткой и затягивается узелок. Такой способ подходит для плотной канвы с частым переплетением нитей.

Если канва редкая, выполняется аналогичный шов, но, перед затягиванием узла, нить наматывается на иглу несколько раз. Получается своеобразный «накид».

Если вы используете синтетическую нить, конец можно аккуратно нагреть и расплавить зажигалкой.

Как закрепить одиночную бусину

Иногда бывает, что согласно вашей схеме, надо закреплять некоторые бисеринки отдельно, как-бы разбросанными по композиции. Это делается очень просто, да еще и двумя способами.

Способ первый: с изнанки ткани пропускаем иглу, вдеваем на нее бисер, и с другой стороны вкалываем обратно в ткань (рис.1). Далее сама нить закрепляется швом “назад иголку”. Если расстояние на композиции между одиночными бисеринами небольшое, можно делать протяжки с изнанки до следующей бусины.

Второй способ немного сложнее. Помимо нашей одинокой бусины нам потребуется еще одна меньшего размера. Выпускаем иглу с изнанки, надеваем на нее нашу основную бусину, затем следом, маленькую. Пропускаем иглу через нее и возвращаем иглу обратно на изнаночную сторону. У нас получилась маленькая шляпка на бисеринке (рис.2). Далее закрепляем нить на изнанке вышеуказанными способами.

Стежок бисером «вперед иголку»

Самый распространенный и простой способ бисерного шитья - . Он часто применяется и самостоятельно. Но особенно он удобен, когда нужно провести некоторую реставрацию поверх определенной части изделия. Например, требуется устранить перекос, добавить несколько бисеринок по краям истрепавшегося изделия.

Как вышивать бисером Монастырский шов (или «по счету»)

Немного сложнее монастырский способ вышивания бисером (или «по счету»). Также такой шов шов еще называют “полукрест”. Его можно использовать даже для тех схем, которые вышивают крестиком. Каждым крестиком на схеме будет являться одна бисеринка. На ткань бисер накладывают диагональными или прямыми (вертикальными или горизонтальными) стежками швом или

  • Второй способ – как при вышивке крестиком, когда узор вышивают по цветам. Сначала одного цвета, потом другого.
  • Стебельчатый шов бисером

    Чтобы выполнить такой шов, нужно закрепить нить на ткани, нанизать на нее одну бусину, за ней следом вторую. Теперь вколоть иглу в ткань за второй бусиной и вывести ее в середине между первой и второй бусиной. У вас должна получиться строка из маленьких прерывистых стежков на изнаночной стороне. Продолжайте таким образом для заполнения вашего мотива. При вышивании таким способом работа получается очень жесткой.

    Ошибки и как их избежать

    Помимо информации о том, как вышивать бисером, рукодельниц интересует еще вопрос, какие могут быть ошибки. И как с ними справиться. Вот некоторые из них:

    • «Ёлочка» ― наклон бисера меняется от ряда к ряду. Такая работа «бугрится», образовывает неровные края и выглядит неопрятно.
    • Неровные ряды. Если иголка цепляет и расщепляет канву, целостность ряда нарушается, часть бисеринок «съезжает» вверх или вниз. Кроме того, необходимо следить за натяжением нити ― для всей работы оно должно быть одинаковым. Проверяют ряды, складывая вышивку пополам и просматривая сгиб.
    • Тугое шитьё. Возникает такая проблема даже у опытных вышивальщиц, но проявляется не сразу. Для того, чтобы избежать этой ошибки, при вышивании необходимо следить за натяжением нити. Не надо слишком перетягивать работу. Выявить недочет можно, перевернув полотно наизнанку. Если натяжение нити слишком сильное, дырочки на канве прошитого ряда будут заметно больше нетронутых.

    Как оформить готовую вышивку бисером

    Надеемся, информация, как вышивать бисером, данная здесь, была вам полезна.


    Старинная русская техника вышивки бисером(шитье по бели)

    Здесь рассматривается воссоздание девичьего свадебного головного убора (перевязка и накосник) по историческим аналогам. Из старинных техник применяются шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда можно найти в церковных лавках).

    Вот исторический образец накосника (украшение, которое одевалось на конец косы у девушек)
    из Государственного Исторического музея. Девичий накосник, Север России. XVIII-XIX вв.

    Основы шитья по бели я взяла из журнала "Убрус"

    Шитье по бели.
    Старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким х/б шнуром (можно скрутить самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга.

    Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом, разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в первом и во втором случае мы получаем двойной настил.

    На закрепленную в начале мотива двойную тонкую нить нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга.

    Переводим узор и контуры накосника на основную ткань - золотистый репс. Плотно прикалываем кусок репса к основе - двунитке. Шитье будет проходить через обе эти ткани.

    Готовим бель. Я для этого раскрутила обычные бельевые х/б веревки.

    Начинаем пришивать бель к ткани по контуру рисунка.

    Начинаем сажать бисер на бель. Для этого берем две иголки - бисерную, на которую нанизываем белый перламутровый бисер (тонкая белая синтетическая нитка), и тонкую швейную (прочная капроновая белая нить, ей будем приметывать бисеринки к бели).


    Верхний «колокольчик», который в оригинале заполнен золотым шитьем, заполняем золототканой парчой.

    Обшиваем изделие тонким золотым шнуром по контуру внутри и снаружи, вокруг всех узоров бели и т.д. - в соответствии с историческим оригиналом.

    Одиночные бусины нанизываются на двойные прочные нити (типа ЛЛ) и пришиваются несколькими стежками (насколько позволяет диаметр бусины) таким образом, как показано на рисунке.

    Окантовка канителью стразов, бусин и бисераДля этого выведите иглу с нитью вплотную к бусине, нанижите на нее канитель. Обведя бусину канителью, убедитесь в том, что концы канители плотно смыкаются, не образуя зазора. Вводите иглу перпендикулярно ткани (то есть в месте ее выхода из ткани) или, если возможно, под небольшим углом, как бы углубляясь в полость канители на 1-2 мм. В этом случае нить прикрепа стягивает оба канительных среза, не оставляя им возможности цепляться краями и портиться. Чтобы канитель не соскакивала с бусины или страза, ее прикрепляют короткими поперечными стежками в одном или нескольких местах (в зависимости от размера).

    Лицевая часть накосника закончена.

    Чтобы придать изделию форму, из плотного картона вырезается шаблон по форме.

    Для нужной мне толщины (5 мм) пришлось склеить две заготовки между собой клеем ПВА.

    Вырезаем заднюю сторону накосника. Для этого берем двунитку (опять же, под основу) и золотисто-серебристую парчу, из которой будет изготовлена перевязка. Вырезаются по форме с припуском 1,5 см.

    По этому же размеру вырезаем лицевые ткани изделия (репс и двунитка). Далее складываем заготовки слоями: парча, двунитка, склеенная из картона форма, двунитка, репс с вышитым узором. Все это сметываем вплотную к картонной форме.

    Обрезаем края всех тканей на расстоянии ок. 3-4 мм. от обметочной нити (и края картона соответственно), плотно обметываем.

    В оригинальном накоснике края скрыты под черно-золотым шнуром, мы сделаем то же самое. Для этого золотистой нитью (я использовала металлизированное мулине) обматываем черный шнур (диаметр ок.5 мм). Примерно 1 см обмотки на 7 мм. шнура.

    Этим шнуром обшиваем накосник по краю обметки. Сначала - с лицевой стороны.

    Потом по середине боковой стороны накосника пришиваем тот же черный шнур без обметки.

    Затем шнур, уже с обмоткой пришиваем на заднюю сторону накосника, тоже по обметке и закрывая ее. Обмотка золотыми нитями спереди и сзади располагается симметрично, между ними - черный шнур.

    Из двойного золотого шнура плетем узел-шахматку. Прилепляем к верхней части накосника.

    Шнур-шахматка плетется из трех нитей по схеме:

    У взятого мной за основу исторического образца отсутствуют ленты для завязки, но в том же ГИМе есть образец с лентами.

    Прикрепляем сложенную пополам клетчатую ленту (полосатой не было), 2 метра. Концы получаются по 1 метру.
    Накосник готов.