"я не могу разговаривать с ребенком, пока он не родился". Воспитание до рождения. Как общаться с ребёнком во время беременности

12.08.2019

Появление ребенка - огромное радостное событие в жизни каждой матери. Чувство материнства, светлое, трепетное, радостное и одновременно тревожное, наполняет жизнь любой женщины новым смыслом: ведь малыш целых девять месяцев был связан с матерью буквально душой и телом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться за девять месяцев до его рождения, то есть практически с первых недель беременности.

По этому поводу существует такая притча, которая говорит о том, как к мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. И родители задали мудрецу вопрос: «Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец ответил: вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней. Подразумевая как раз то, что воспитание - это процесс, который начинается не с «сознательного» возраста малыша, а даже до его рождения. Если бы мы прислушивались к совету этого мудреца, то не восклицали бы с досадой в момент, когда наш малыш нас не слушается: «Откуда все это взялось, почему он такой?»

Безусловно, мы как бы привыкли к тому, что в отношении детей у нас есть средства воспитания: есть кнут и пряник, и есть объект воспитания. Но как же мы можем говорить об объекте, если малыш еще не родился? Но сегодня врачи посредством ультразвукового обследования уже могут наблюдать за каждым движением малыша: дети зевают, хватают что-то руками, сосут пальчики, потягиваются, моргают, корчат рожицы. Словом делают все именно так, как делают после появления на свет. Вот он - наш объект воспитания.

Да и средств воспитания вам сегодня психологи и медики предложат немало.

Первое - это физический контакт. Существует метод установления связи с внутриутробным малышом через прикосновения к брюшной стенки матери. Это метод называется гаптономия, он позволяет глубокий контакт между матерью или отцом и ребенком, и заключается в легком массаже брюшной стенки, поглаживании животика.

Второй метод - это музыка. Она давно признана средством общения, которое несет в себе определенную информацию. Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функционально связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это прежде всего относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период - это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Очень важное средство общения - это разговор с младенцем. Разговор формирует восприятие голоса матери, формирование голоса отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходит общение, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Были опять же примеры, когда мама, не зная об этой связи, занималась английским языком, просто хотела выучить. И когда малыш уже активно стал разговаривать, он вдруг начинал говорить английскими фразами.
И сначала мама была в шоке: откуда, что это такое. А потом выяснилось, что те фразы, которые мама заучивала наизусть и часто повторяла на английском языке, он действительно запоминал, и потом они просто всплывали у него из подсознания.

Очень важное средство в воспитании - это питание , которое оказывает очень большое влияние на здоровье будущего ребенка. Питание несбалансированное, недостаток важнейших пищевых ингредиентов, изобилие шлаков тормозят развитие и образование нейронов. Вот уже могут исчезнуть и возможные таланты, и вместо высокого интеллекта может сформироваться посредственность. Поэтому нужно побольше употреблять витаминов, фруктов и овощей. Исключить все острые продукты с перцем, с чесноком. И не забывать, что стиль питания мамы формирует у ребенка вкус к определенным продуктам, к национальным блюдам, даже к ритму приема пищи.

Эмоциональный фон беременной женщины - это мощный фактор воздействия на развивающийся организм. Он конструирует будущие эмоциональные реакции человека, переживаемые мамой. Чувства страха, гнева, агрессии, зависти и горя сопровождаются выбросами в кровь соответствующих медиаторов, то есть биологически активных веществ, под влиянием которых происходит учащение или урежение сердцебиения,
деятельности кишечника, спазмов сосудов, подъем артериального давления; через плаценту и пуповину эти вещества попадают к ребенку и вызывают в его организме те же изменения, что и в материнском. И происходит не только повторение мимики матери, но и переживание ее настроения.

После 20-22 недель у ребенка могут фиксироваться те же лицевые эмоции, что и у мамы. Если мама плачет, то и у ребенка гримасы плача. Если же маленький человечек в течение всего дородового периода находился под воздействием отрицательных эмоций, то они пронизывая каждую его клетку, формируют эгоистичного, агрессивного и нередко со значительными психическими отклонениями человека. И в противоположной ситуации оказывается ребенок, когда мама счастлива, часто улыбается, умеет радоваться жизни, видеть ее положительные стороны. В этом случае в крови обоих преобладают медиаторы радости, младенец запоминает ощущение счастья и будет уметь находить его в жизни.

Вокруг нас, конечно же, достаточно не приглядных моментов: есть и горе и разочарование и обиды, но любовь мамы к своему ребенку, способно предотвратить эти негативные барьеры. И беременная женщина обязана быть счастливой. Приятная обязанность, не правда ли?
Светлана Шуклина

Женщина воспринимает своего ребенка как полноценного любимого человека и члена семьи не после родов, а с самого начала беременности. Ни для кого ни секрет, что будущие мамы зачастую общаются со своими малышами, поют им песенки, гладят животик. К этому можно относиться скептически, так как вопрос общения с ребенком до рождения еще окончательно не изучен, но многие специалисты пришли к выводу о том, что все эти действия очень важны. Это установление первого контакта, первое общение между родителями и крохой, а также своего рода воспитание.
Будущим родителям следует разобраться в этом вопросе.

Развитие органов чувств ребенка в утробе

Ребенок, еще находясь в животе у мамы, обладает качествами, которыми наделены взрослые люди:

  • примерно с 18 дня от зачатия у малыша начинается сердцебиение;
  • с 10 недели он уже может чувствовать боль, тепло, прикосновения;
  • в диапазоне малыш начинает показывать свой характер, он может проявлять эмоции, например, злиться, радоваться, а также он различает звуки, реагирует на свет;
  • на 6 месяце ребенок начинает ощущать вкус, начинает осознавать положение своего тела;
  • к последнему месяцу беременности у крохи уже развито обоняние.

Малыш, конечно, слышит не так как все люди, ведь околоплодная жидкость приглушает все звуки. Но он уже может различить интонацию, тембр, еще до рождения он узнает голос своей мамы.

Стоит помнить, что кроха полностью ощущает эмоции мамы, ее настроение. Каждый стресс и переживание он чувствует вместе с матерью. Потому так важно стараться избегать стрессовых ситуаций и наслаждаться положительными впечатлениями.

Значение общения с ребенком до рождения

На протяжении 9 месяцев беременности и сама будущая мама, и папа свыкаются со своей новой ролью. Чем больше родители будут общаться с крохой до рождения, тем проще им станет справляться с родительскими обязанностями. Для чего общаться с малышом еще до рождения? Можно обозначить несколько ответов на этот вопрос.

1. Чтобы научиться безусловной любви
Родители, общаясь с малышом до рождения, учатся взаимодействовать с ним, даже не видя своего маленького собеседника. Они любят его несмотря ни на что, еще даже не зная, как он будет выглядеть, как будет учиться в школе, какую профессию выберет. Родителям, которые наладили контакт с крохой во время беременности, научились без всяких условий любить его, будет легче понимать его и общаться после рождения.

2. Чтобы дать понять малышу, что его любят

Каждый человек желает осознавать, что его кто-то любит, что он кому-то нужен, это дает уверенность, помогает переживать тяжелые ситуации, стрессы. Для ребенка также важно осознавать, что его любят.

3. Чтобы подготовить себя к родам
Будущая мама, у которой налажен контакт с малышом, ждет его рождения с нетерпением. Все положительные эмоции, которые переживает женщина при общении, благотворно сказываются на ее состоянии. Такие беременные позитивно настроены и воспринимают роды в первую очередь не как болезненный процесс, а как . Эндорфины (гормоны, которые еще называют гормонами счастья) являются естественным обезболивающим, что имеет большое значение в родах.

4. Чтобы подарить крохе положительные эмоции
Малыш познает мир через мамины эмоции и восприятие. Общаясь с ним в хорошем настроении, женщина дарит возможность познакомиться с еще незнакомым миром и полюбить его. Ребенку, который еще в утробе «осознал», что мир не враждебен, легче адаптироваться после рождения.

5. Для начала обучения крохи
Некоторые исследователи придерживаются мнения, что первые шаги в обучении крохи можно сделать еще во время беременности. Разработаны методики обучения ребенка основам математики, алфавиту, иностранным языкам еще в утробе. Эффективность их пока не доказана.

Общение папы с ребенком до рождения

Конечно, общаться с малышом может не только мама. Кроха способен воспринимать папу или других людей, с которыми у родителей близкие отношения, например, своих старших братьев или сестер. Большое значение имеет общение с папой.

Женщина в течение 9 месяцев и во время родов имеет неразрывную связь с малышом. Потому каждая мама после рождения может интуитивно понять его. Папам сложнее адаптироваться к своей новой роли, потому что им не дано пережить те ощущения, которые свойственны женщинам.

Если папа начнет регулярно общаться с малышом до рождения, то он быстрее свыкнется с ролью отца и у него привязанность к крохе разовьется еще до родов. Контакт с папой играет такую же важную роль для ребенка, как и с мамой, ведь осознание отцовской любви тоже необходимо.

Способы общения с ребенком до рождения

Иногда родители сразу не могут сориентироваться, как общаться с малышом во время беременности. На самом деле существуют несколько способов, которые помогут наладить контакт и научиться понимать друг друга, но всегда можно фантазировать, выдумывая новое.

1. Просто разговаривать.

И мама, и папа могут просто разговаривать. Мама может в течение дня комментировать свои действия, делиться своими впечатлениями от увиденного или услышанного. Папа тоже может просто побеседовать с крохой, наклонившись к животику жены. Конечно, ребенок еще не понимает каждое слово, сказанное родителями, но он уже хорошо улавливает интонацию и распознает голоса.

2. Петь песни и слушать музыку

Когда мама напевает любимые песни, то ее эмоции и чувства усиливаются и это передается малышу. Это отличный способ взаимодействия. Напевать можно любые мелодии. Перед сном не лишним будет . После рождения ребенок также хорошо будет реагировать на них. А при прослушивании музыки начинают закладываться первые музыкальные предпочтения, ведь у каждого малыша свой характер, а значит вкусы разные. По мнению некоторых ученых классические произведения и народная музыка способны создать функциональную связь между полушариями мозга малыша, укрепляют его нейроны, что благоприятно сказывается на его развитии.

3. Поглаживание животика

Все мамы гладят свой животик и это правильно. Это один из способов общения с ребенком. Многие женщины отмечают, что малыш реагирует на поглаживания, будто отвечает на них. Таким же способом может общаться и папа. Малышу нравятся прикосновения близких людей. Благодаря им он чувствует любовь и заботу. Также отец может целовать животик, можно разрисовывать его специальными красками (они не принесут вреда).

Каждая семейная пара может найти свой метод общения с ребенком. При тесном взаимодействии семьям удается наладить стойкую связь и понимать сигналы малыша. По одной из методик альтернативной медицины, именуемой гаптономия, общаться с крохой нужно в одно и то же время ежедневно. Через время малыш сам будет выходить на связь в привычные часы.

Общение с ребенком во время беременности и после родов (видео)

На самом деле родителям нужно прислушиваться исключительно к себе и малышу. Общение с ребенком во время беременности – это приятное и интересное занятие. Оно способствует установлению связи не только между родителями и крохой, но и существенно сближает супругов.

Пока ребенок находится в материнской утробе, развиваются не только его системы и органы. Во время беременности происходит активное эмоциональное развитие плода: с определенного этапа он способен чувствовать, обретает собственное сознание, чувствительность к происходящему с матерью и даже может гримасничать, таким образом отвечая на внешнее воздействие.

Психическое развитие плода во время беременности

Наука идет вперед семимильными шагами. Еще каких-то сто лет назад известнейший психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что психическая жизнь человека начинается после рождения. С большими оговорками он соглашался с мнением о появлении эмоций у плода во время родов. Но если бы нашелся такой смельчак, который высказал бы догадку о существовании эмоций у плода во внутриутробной жизни, его подняли бы на смех, обвинили в невежестве и посчитали бы душевнобольным. А сейчас уже никого не удивишь этим сообщением. Мало того, в психологии существует отдельное направление - перинатальная психология, изучающая чувства, эмоции, развитие сознания у человека еще до его рождения. В этом вопросе наука на много тысяч лет отстала от простых неграмотных женщин, которые своим материнским инстинктом уже тогда чувствовали: «он все понимает».

В настоящее время благодаря современным методам наблюдения за плодом достоверно известно, что развивающийся в утробе ребенок наделен собственным сознанием. На определенном этапе психического развития, плод способен чувствовать и отвечать на внешние воздействия определенными реакциями. Уже в 8-9 недель появляется и развивается кожная чувствительность, и эмбрион ощущает тепло амниотической жидкости и воздействие ее волн на тельце. На 4-м месяце плод уже имеет вкусовую чувствительность, отвечая на горький вкус околоплодных вод гримасой недовольства и урежением глотания. Но стоит маме выпить чайку с большим куском торта, как малютка начинает глотать и причмокивать от удовольствия.

На 16-й неделе беременности у плода появляется реакция на звуки. Различать звуки по-настоящему он научится только после 24-й недели, когда закончится формирование органов слуха, но сейчас он воспринимает звуковые вибрации через кожу. Младенец не только слышит звуки, он еще и запоминает те из них, которые неоднократно повторяются. Новорожденный, которому едва исполнилось 3-4 часа, успокаивается, как только услышит материнский голос, а частота сердцебиений у него замедляется. Ведь голос мамы - один из немногих знакомых и утешительных звуков в новом для него мире. Успокаивающим действием обладают на новорожденных привычный стук материнского сердца, и даже урчание кишечника - именно на этом звуковом фоне прошла вся его предыдущая жизнь.

Для эмоционального развития плода очень важно в этот период познакомить ребенка с голосом отца. Он слышит голос папы извне, когда происходит общение родителей между собой, но этого недостаточно. Плод должен воспринимать звуки отцовского голоса, обращенные непосредственно к нему и подкрепленные поглаживаниями, постукиваниями, поцелуями маминого живота. Так налаживается психическая связь ребенка с отцом и между всеми членами семьи.

К концу второго триместра глаза у ребенка полностью сформированы, но пока не налажена их связь с головным мозгом, о настоящем зрении не может идти и речи, но чувствительность к свету уже имеется: при попадании на живот яркого света плод активно двигается в поисках укромного местечка и зажмуривает глаза. Они откроются только на 27-й неделе, когда ребенок сможет различать черный, белый и серый цвета, отличит день от ночи и увидит смутные очертания своих рук и пуповины.

Во втором триместре устанавливается и крепнет эмоциональная связь между матерью и ребенком: каждая эмоция, переживаемая мамой, через соответствующий гормон передается плоду, и он своим поведением сообщает ей о своей радости или недовольстве. Особенности поведения плода, отражающие его отношения с матерью, можно наблюдать с помощью аппарата УЗИ. На основе этих наблюдений смонтированы фильмы, демонстрирующие насыщенную событиями внутриутробную жизнь и реакцию плода на изменения, происходящие в организме матери. Психологическая связь матери и ребенка настолько высока, что негативные эмоции, страх и гнев матери вызывают у плода судорожные движения, учащение пульса, редкие «дыхательные» движения. Психологический стресс, на фоне которого протекает беременность, повышает уровень кортизола в крови матери и плода, формируя плацентарную недостаточность и условия для развития гипоксии плода. Такие дети растут беспокойными, тревожными, требуют наблюдения психоневролога и длительной реабилитации.

Для позитивного эмоционального развития плода очень важно во время беременности сохранять хорошее настроение, радостное мироощущение, пребывать в ладу с собой и в гармонии с окружающим миром. Но вряд ли найдется на всем белом свете та счастливица, которая всю беременность только и делала, что улыбалась и радовалась жизни. Скорее такое поведение свойственно душевнобольным, нежели нормальным людям. Беременность не окружает женщину защитным панцирем, а, напротив, делает ее более чувствительной к невзгодам и несправедливости повседневной жизни. Поэтому обиды, огорчения, перепады настроения неизбежны на этом длинном и нелегком пути, а ваш жизненный опыт становится жизненным опытом вашего дитя. Главное, вы должны себе внушить, что самая важная для вас задача - выносить и родить здорового ребенка, обеспечить ему отличное психическое развитие, и все горести и неприятности, вместе взятые, не стоят того, чтобы «зацикливаться» на них и жертвовать здоровьем, не родившегося еще малыша. Отодвиньте их от себя подальше и вспомните мудрую Скарлетт, которая перед сном отгоняла мысли о неприятном: «А об этом я подумаю завтра». Вы же подумаете обо всем после родов, а еще лучше забыть о неприятностях вообще или до окончания периода лактации. Если же вам пришлось понервничать, испытать сильные негативные эмоции, постарайтесь успокоиться и извиниться перед ребенком за доставленное ему беспокойство.

Ни у кого не вызывает сомнения способность еще не родившегося ребенка чувствовать и реагировать на ту информацию об окружающем мире, которая становится ему доступна. Пребывая в материнской утробе, он на протяжении многих месяцев готовится выйти в новый для себя мир. Лучшее, что может сделать мать для эмоционального и психического развития ребенка, - это желать его всей душой, чтобы он смог чувствовать ее любовь и ожидание первой встречи. Старайтесь вести спокойный образ жизни, читать добрые книги, слушать спокойную мелодичную музыку, наслаждаться видами природы. Избегайте просмотра триллеров, «ужастиков» и телепередач, смакующих жестокие события и красочно описывающих действия очередного кровавого маньяка. Исследования показывают, что эти эпизоды вызывают беспокойство ребенка: он начинает активно двигаться, а частота сердечных сокращений у него ускоряется.

Когда нужно начинать разговаривать с плодом во время беременности?

Перинатальные психологи утверждают, что умственное развитие ребенка следует начинать уже в материнской утробе. Помните байку о том, как мать спросила у мудреца, когда надо начинать воспитывать новорожденного, и получила ответ: «Ты опоздала на 9 месяцев»? Многие родители опаздывать не хотят и применяют различные методики стимуляции психологического и умственного развития еще до рождения малыша. Эти занятия не только способствуют развитию способностей малыша, но и обогащают общение родителей с ребенком, а также сообщают ему положительные эмоции и вырабатывают уверенность в том, что он любимый, единственный и долгожданный. А эта уверенность необходима малышу при попадании из уютного мирка материнской утробы в холодный, пугающий и незнакомый мир.

Нужно ли разговаривать с плодом и когда начинать это делать? Нужно – однозначно, причем буквально с первых дней беременности.

Возьмите за правило ежедневные беседы с малышом. Нужно начинать разговаривать с плодом и когда вам весело, и когда вам грустно. Рассказывайте ему о своем самочувствии и настроении, о погоде за окном и планах на выходные, о покупках и визитах к родителям. Не забывайте сообщить, что ваши родители с нетерпением и радостью ждут внука (внучку) и уже мешками покупают игрушки. Многие женщины не сразу могут преодолеть психологический барьер, препятствующий общению с плодом. Они не знают, как разговаривать с плодом, чувствуют скованность и неготовность к такому разговору, скорее напоминающему монолог. А некоторые даже посмеиваются над такими советами: «Что я, ненормальная, что ли, с животом разговаривать?» Это свидетельствует о психологической неготовности женщины стать матерью. Общение с малышом необходимо не только ребенку, но и маме для установления более полной и крепкой связи с ним. Не беспокойтесь, у вас получится. Надо только преодолеть смущение и сделать первый шаг, вернее, произнести первое слово. Сначала сделайте это мысленно, обратившись к нему с какими-нибудь ласковыми словами, например: «Привет, мой маленький! Как ты там? Это я, твоя мама!» А потом произнесите эти слова вслух и убедитесь, что это не так уж и трудно. Еще несколько попыток - и наладится активный диалог: словесный с вашей стороны и двигательный со стороны плода.

Разговаривать плодом время беременности должен и отец ребенка. Пусть он тоже расскажет вам обоим, что интересного произошло с ним за день, а малышу поведает о том, как вы вместе будете играть, гулять, совершать путешествия по окрестностям. Неважно, о чем будут эти беседы, главное, дать ребенку почувствовать себя важным членом вашей маленькой семьи. Вскоре вы заметите, что малыш принимает активное участие в беседе, постукивая кулачком или пяточкой в том самом месте, где поглаживаете животик вы. Наблюдения за плодом во время УЗИ показывают, что его голова движется вслед за рукой отца, поглаживающего живот.

Влияние музыки и книг на плод во время беременности

Исследования доказали, что влияние музыки на плод время беременности очень велико. Он любит слушать произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна, народные песни и эстрадные хиты с запоминающейся мелодией. А как влияет на плод «тяжелая» музыка, наподобие рока? На такие звуки ребенок отвечает беспокойством, усиливающимся при приближении к источнику исполнения. Самой лучшей музыкой для него является пение матери, способствующее (по утверждениям психологов) развитию верхних конечностей и мелких движений кисти. Если поет отец (бас, баритон), то ускоряется развитие нижних конечностей, и в дальнейшем ребенок рано начинает ходить. Еще лучше действует на психомоторное развитие ребенка совместное пение матери и отца. Под воздействием такого дуэта дети вырастают спокойными и уравновешенными. Не испытывайте смущения по поводу отсутствия музыкального слуха и несовершенства голоса, пойте любимые песни, отдавая предпочтение детскому репертуару с простыми и запоминающимися мелодиями: про зайчиков и курочек, пр
о медвежонка и собачку, про козочку и лошадку. Обязательно пойте колыбельные песенки. Доказано, что ребенок запоминает часто повторяемые песенки, после рождения узнает их и быстро успокаивается. Да вы и сами сможете в этом убедиться. Выберите какую-нибудь мелодию или песню и давайте малышу прослушивать ее через наушники, приложенные к животу. Через несколько дней после рождения включите эту музыку и по изменившемуся поведению малыша увидите, что он узнал ее.

Еще древние целители хорошо знали, что не только у но-ворожденного, но и у еще не родившегося ребенка имеется сознание, но только сейчас медицинская техника по-зволила изучить тайную жизнь младенца в животе у матери. Вы-яснилось, что младенец может чувствовать и понимать свои чувства, проявлять ощущения и эмоции на гораздо более ранних стадиях внутриутробного развития, чем считалось еще не так давно.

Как показывают исследования, к шестой неделе эмбрион уже может двигаться, брыкается, когда слышит звук голоса матери или отца, которые что-либо говорят ему, наклоняясь к животу.

Существует множество различных программ образо-вания нерожденного ребенка. Разработаны даже специаль-ные пояса для беременных, куда вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Общение с ребенком во время беременности, таким образом, подразумевается не только как психологический акт, но и как акт образовательно-развивающий, способный оказать существенное влияние на его интеллектуальную сферу впоследствии.

Психологи глубоко убеждены в том, что если и нельзя пока считать полностью доказанным, что специальные пренатальные за-нятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери с ребен-ком. Общение с ребенком во время беременности имеет существенные положительные результаты: такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Современные специалисты в области педиатрии настоятельно советуют уделять особое внимание общению с ребенком во время беременности, даже если вам кажется, что это не столь важно. Диалог матери и ребенка на самом деле происходит все время: это неосознаваемые вами обмен чувствами и ощущениями. И если будущая мать, ежедневно сосредоточи-ваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, тренирует свое воображение, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку и не-жность, то она создает глубочайшие взаимоотношения с ним ребенком, устанавливает с ним особые узы любви и взаимопонимания.

Имеется колоссальное количество доказательств того, что эмоциональная жизнь матери сильно влияет на плод. Эмоции беременной женщины в форме химических элементов и гормонов посылаются к ребенку че-рез ее кровь: через плаценту в кро-вообращение плода. Беременная женщина должна понять тот факт, что плод - это активная личность. Именно ребенок гарантирует успех эндокринной системы в процессе беременности и вызывает многочисленные изме-нения в физиологии материнского организма. Именно он решает, как ему лучше лежать и каким образом выходить на свет.

Найдите хотя бы пять минут в день, чтобы поговорить со своим ребенком, сосредоточиться на его чувствах, понять его ощущения, и тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет при-носить вам глубокое удовлетворение и радость. В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения (а исследования показали, что новорожден-ный резко пугается и плачет, услышав чужой мужской го-лос), он должен класть руку на живот жены каждый день и что-то говорить малышу. Изу-чая новорожденных, чьи папы благоразумно заранее учи-лись любить своего малыша и разговаривали с ним до рож-дения, исследователи были изумлены, убедившись, что «не-разумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже хорошо знакомого им заранее, и не плакали, а улыбались.

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде.
А плод, он что - растет, развивается, шевелится…

С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не "чистым листом" - это тоже давно известно.

Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: "С кем там еще общаться?", другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос "С кем там общаться?" достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века. Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 - 11 недель - время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему "не нравится" - он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где "тихоня" слыша громкие звуки, пугается, более активный - может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и "запоминает" отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат - это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается - общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: "Я твой папа!". Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения - это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы - не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.
Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим - более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь "потанцевать" и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами - у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению.

Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется - пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается - малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие - не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу - когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.
С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? "Друг сердечный", "сердцем чувствую", "сердечная связь"… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук - наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?
Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка - это урок длиной в 9 месяцев - урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться - мальчик или девочка, каким будет этот ребенок - талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок - частичка нас обоих - мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность - это ожидание - таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.