Занятие образование чисел 4 и 5. Группа: средняя группа. Дидактический наглядный материал

12.04.2019

Тема урока: «ЧИСЛА 1, 2, 3, 4. ЦИФРА 4»

Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 4 и его графической записью – цифрой 4; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующей цифрой; учить писать цифру 4; формировать умение составлять и читать равенства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1. — Ребята, какой сегодня день недели?Какой он по счету?

— А вчера какой день недели был? Какой он посчету?

— Назовите третий день недели.

2. Счет предметов.

1. Реши задачку и запиши в тетрадку.

Ребята, давайте запишем с помощью цифр решение задачки.

На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3) (1+2=3)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов? (3) (2+1=3)

Карандаш один у Маши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (2) (1+1=2)

Три голубя белых на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите-ка мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей? (1) (3-2=1)

III. Новый материал.

1.Составление равенств. Образование числа 4.

Ребята, а теперь вы составьте рассказ по картинке.

Медвежонок собрал сначала 3 ягодки, а потом еще одну. Сколько ягодок стало?

Как ваш рассказ можно записать при помощи цифр и знаков?

(3 + 1. )

Сколько ягодок стало? (Стало 4 ягодки.)

Как записать, что стало 4 ягодки? (При помощи цифры 4.)

Но для того, чтобы записать ответ на поставленный вопрос и закончить запись равенства, необходимо научиться писать цифру 4.

III. Анализ образца и письмо цифры 4.

Учитель вывешивает увеличенный образец цифры 4.

Что вам напоминает цифра 4?

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Г. Виеру

Учащиеся анализируют цифру, затем «прописывают» её в воздухе, обводят по точечным контурам, а потом пишут с а м о с т о я т е л ь н о.(т.с.11)

Вот любимая зарядка,

Выполняем по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо всем свободно встать

И спокойно подышать.

IV. Формирование умения соотносить число и цифру.

Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть в учебнике рисунок 2 (с. 28, часть 1).

Запишите в тетради цифрами:

сколько морковок;

сколько птичек;

сколько рыбок.

Каких предметов на рисунке столько же, сколько морковок; столько же, сколько птичек; столько же, сколько рыбок?

V. Пропедевтика темы «Задача». Чтение равенств.

Далее учащиеся рассматривают рисунок 2 в учебнике (с. 31, часть 1), составляют краткие рассказы и соотносят рисунки с записанными рядом равенствами. В ходе работы ученики выясняют, что одно равенство (3 – 1 = 2) – «лишнее». Учитель может предложить учащимся самим придумать рассказ к этому равенству.

Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

VI. Сравнение чисел. Пропедевтика темы «Равенства. Неравенства».

Учитель может использовать задание 1 учебника (с. 31, часть 1) или наборное полотно и счётный материал.

Что больше: 1 или 2?

На сколько?

Что меньше: 3 или 4?

На сколько?

Что больше: 4 или 2?

На сколько?

Что меньше: 1 или 3?

На сколько? И т. д.

VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.

— Ребята, у медвежонка случилась беда. Он, когда собирал малину, зацепился за веточку и порвал свои штанишки. И теперь не может найти нужной формы заплатку. Давайте ему поможем.

VIII. Итог урока.

Чему учились сегодня на уроке?

Программное содержание:

1. Познакомить детей с числом и цифрой 4.

2. Познакомить детей с образованием числа 4.

3. Закрепить обобщающее понятие по лексической теме «Посуда».

4. Развитие мышления через отгадывание загадки.

5. Продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.

6. Развивать тактильное восприятие через узнавание на ощупь количества предметов.

7. Развивать двигательную координацию через упражнения с четками, пальчиковую гимнастику.

8. Продолжать укреплять мышцы пальцев руки через массаж с массажными кольцами.

9. Продолжать развивать графомоторные умения через штриховку, обводку по пунктирным линиям и рисованием кругов.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Кукольный театр: «Три медведя и маша», кукольная посудка, чашки-заготовки, цифры, счетные палочки, карандаши, четки, мягкие мешочки (на плотный картон нашить пуговицы, разное количество, сверху надеть мешочки из ткани), массажные кольца (су-джок).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Давайте поздороваемся:

(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, перекрестные движения – пожимают друг другу руки).

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую.

(Сиротюк)

2. Устный счет.

2.1. -Проходите за столы.

Возьмите четки в кулачки, посчитаем до пяти.

Все вместе: 1,2,3…

2.2. «Мешочки».

У вас на столах лежат мягкие конверты. Возьмите их, и нашупывая пальчиками определите количество пуговиц.

Сколько пуговиц у Виолетты? И т.д.

Молодцы все справились.

3. Счет до 4-х, число и цифра 4.

3.1. – У нас сегодня гости. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна.

Правильно Медведь.

Как вы догадались, что медведь?

Давайте пройдем, сядем на подушки и посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?

Один, два, три. Три медведя.

Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей?

(напоить чаем)

Возьмем чашки и расставим вместе с детьми.

Сколько поставим чашек для медведей?

Что можно сказать о количестве чашек и гостей?

Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.

— посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.

Пригласим Машу к столу.

Сколько теперь слало гостей? Посчитаем – 4.

Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)

Как сделать поровну?

Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.

3.2. Цифра 4.

Когда есть четыре предмета пишут цифру «4». (показ большой цифры).

А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:

Уронила Маша стул в квартире,

Стал похож он на …четыре!

4. Закрепление образа цифры 4.

Михайло Потапыч и Марья Ивановна задали Мишутке и Маше задания, а они не могут с ними справиться. Давайте им поможем.

Они принесли их с собой в конверте.

Посмотрим, что там.

Вывешивается образец «Стул».

Что это?

Возьмите цветные листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.

(справа – две палочки, слева — уголок).

А если вы аккуратно перевернете листок с палочками, у вас получится цифра …4

Молодцы, все справились с заданием.

5. Нахождение цифры 4 среди других цифр.

(Работа на карточках).

Найдите все цифры 4 и обведите в кружок, красным карандашом.

Молодцы и с этим заданием справились.

6. «Укрась чашечки».

Чтобы чашки были красивыми надо их украсить.

Задания разные для детей: дорисовать кружочки по пунктирным линиям, дорисовать половинки, заштриховать зеленым карандашом.

Сколько кружочков получилось у Димы?

У Данила?…

Покажите друг другу, какие чашечки у вас получились.

7. Массаж.

Чтобы пальчики отдохнули, давайте сделаем массаж. Встанем в кружок, возьмем массажные кольца.

(на каждый пальчик одеваем кольцо в соответствии со строчками стихотворения).

Толстый пальчик и большой, вдоль по улице пошел.

Указательный с порога, указал ему дорогу.

Средний рядышком бежал.

Безымянный топал рядом и корзиночку держал.

А мизинчик младший братец, на печи весь день лежал, никуда не побежал.

(на обеих руках).

8. «Магазин».

Михайло Потапович и Марья Ивановна попросили Машу и Мишутку сходить за покупками. Им нужно помочь.

Возьмите деньги.

Вот возьми Виолетта и купи столько вилок. (показ монеты-карточки с цифрой).

Сколько купишь вилок?

Сколько купила вилок?…..

Как назвать все эти покупки одним словом?

Посуда.

Чего больше: ложек или вилок?

Чего меньше: чайников или кружек?

Чего больше: кружек или тарелок?

Сколько тарелок? (3)

Сколько чашек? (4)

Как сделать поровну? (Добавить тарелку)

Что можно сказать про тарелки и чашки? Их поровну.

9. Итог

Молодцы. Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.

Вспомним, как вы помогали им.

С какой цифрой познакомились?

Давайте пригласим Машу и Мишутку к нам на занятия, чтобы они вместе с нами учились и сами справлялись с заданиями, которые им задает Михайло Потапович и Марья Ивановна -Попрощаемся с гостями.

Цели и задачи:
Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
Расширять представление о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом, закрепить умение находить прямоугольник среди множества других фигур.
Развивать умение определять пространственное направление от себя: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
Формировать умение изображать с помощью мимики свои чувства.
Воспитывать у детей заботливое отношение к окружающим, формировать знания об этикете.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: Куклы: Мальвина, Буратино; 4 тарелочки, 4 чашки, открытка, конверт; 4 цветочка, 4 бантика, макет почтового ящика, таблица с геометрическими фигурами, ортопедические дорожки, пакет с подарками и цветы для Мальвины, конфеты..
Раздаточный материал: двухполосные карточки, бантики и цветочки (по 4 шт. для каждого ребёнка), цветные карандаши, лоток, прописи.
Оборудование: музыкальный центр, ДВД плейер, диски с записью музыки.

Ход занятия:
(Приветствие гостей)
1.Игровая ситуация «Накройте на стол вместе с Мальвиной»
Мальвина:
-Из какой сказки я к вам пришла?
-Кто её написал?
-Сегодня на занятии мы научимся сравнивать числа 3 и 4, узнаем какое из них число больше, а какое меньше, считать до 4, а после занятия я вас приглашаю на день рождения.
-Давайте вместе накроем на стол.
Мальвина ставит на стол 3 тарелочки: «Сколько тарелочек?»
-Поставьте столько же чашек. Сколько чашек? Сколько тарелочек? Что можно сказать о количестве чашек и тарелочек?
Мальвина ставит ещё одну тарелочку и считает: «Как получили четыре тарелочки? Сколько у нас чашек? Четыре тарелочки и три чашки — сравните, что больше. Три чашки и четыре тарелочки – сравните, что меньше.
Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре,
Как сделать так, чтобы тарелочек и чашек стало поровну?
Дети обговаривают два варианта уравнивания. Воспитатель предлагает сделать так, чтобы тарелочек и чашек стало по4. дети добавляют 1 чашку, считают чашки, уточняют, сколько их стало, и как получилось 4 чашки (к трём чашкам добавили ещё одну чашку).
Мальвина хвалит детей и убегает готовиться ко дню рождения
2. Работа с раздаточным материалом. Игровая ситуация «Поможем Буратино».
(Раздаётся стук). Приходит Буратино:
-Привет друзья, а кто же я? Ребята, давайте подарим Мальвине бантики и цветы. Помогите мне их посчитать (наглядный материал на доске)
Воспитатель:
-Расположите на верхней полоске карточки: три цветочка, на нижней – четыре бантика.
-Предлагает посчитать цветы и бантики.
Буратино:
-Сколько цветов? Сколько бантиков? Четыре бантика и три цветочка — сравните, что больше. Три цветочка и четыре бантика — сравните, что меньше.
Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше:три или четыре?
Сделайте так, чтобы цветов и бантиков стало поровну
Воспитатель уточняет способы уравнивания предметов.
3.Психогимнастика
Воспитатель предлагает послать Мальвине поздравительную открытку.
Дети идут по следам, заранее разложенным по дорожкам (под музыку). Неожиданно встречается ручеёк. Обговорить с детьми, какие чувства испытывает человек от неожиданности? Изобразите удивление. Перепрыгивают ручеёк. А теперь какое чувство испытывает человек? Изобразите радость. Подходят к почтовому ящику.
4.Работа с геометрическим материалом
Уточняем, на какую геометрическую фигуру похожа открытка (на квадрат). Вместе с Буратино считаем стороны и углы у открытки (квадрата)
Потом предлагается сравнить стороны открытки (квадрата) со сторонами конверта (прямоугольника). Буратино показывает, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны. Воспитатель предлагает повторить свойства квадрата и прямоугольника.
— Дети под музыку возвращаются и садятся за столы.
5. Работа в прописи.
Игра «Поможем Буратино найти и сосчитать прямоугольники».
(Буратино шепчет на ухо воспитателю),
Воспитатель:
-Ребята, давайте поможем Буратино исправить ошибку.
(На доске таблица с геометрическими фигурами, на которой вместе с прямоугольниками раскрашен квадрат). Дети помогают найти ошибку.
Затем находят прямоугольники в прописи и раскрашивают их.
-Самопроверка.
Дети сверяют задание на доске и воспитатель предлагает нарисовать зелёный кружок в нижнем правом углу тем детям, кто сделал также как на доске.
-Буратино благодарит детей за помощь и зовёт с собой на день рождения к
Мальвине.
6.Дидактическая игра «Где звенит колокольчик»
У нас осталось немного времени, давайте научим играть Буратино в игру «Где звенит колокольчик». (Дети встают в круг и закрывают глаза. Буратино подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху, или внизу). Ребёнок называет направление, где звенел колокольчик.
7. Итог
Выходит Мальвина. Дети поздравляют её с днём рождения и вручают ей цветы и подарок. Мальвина благодарит ребят.
Воспитатель:
Ребята, давайте расскажем Мальвине, чему мы научились на занятии
Дети:
(Мы научились сравнивать числа 3 и 4 , узнали какое из них больше, а какое число меньше, считали до четырёх)
Мальвина хвалит детей, говорит, что она за них очень рада.
Предлагает угостить гостей конфетами «Золотой ключик», потом приглашает детей пойти в группу и попить чай со сладостями.

Орлова Нонна

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 28th Апрель, 2016
Вы находитесь:

Математика.

Тема: Число 4. Цифра 4

Цели:

1) Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4, учить считать до 4,

формировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.

2) Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

3) Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: картинка зимы, игрушка белочка, корзинка; изображения 4 грибов, 4 шишек, наборное полотно.

Раздаточный материал: касса цифр, счётные палочки, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

I Орг.момент

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-- Кто меня видит – хлопните.
--Кто меня слышит – топните.
--Кто готов со мной работать – поднимите руку.

II Повторение

Ребята, посмотрите на картинку. Какое время года изображено? (Правильно, зима).

Зимой не растут грибы и ягоды, вся земля покрыта снегом. Многие лесные звери, чтобы переждать зиму, заранее приготовили себе припасы. Давайте посмотрим, что же на зиму, приготовила себе белочка.

Педагог ставит на стол игрушку белочки и корзинку, в которой находятся предметные изображения грибов и шишек. В верхний ряд наборного полотна выставляет 3 шишки, а в нижний 2 грибочка.

Что это? А что это?

Сколько грибов? А шишек? (Дети считают. Находят нужные цифры в кассе цифр).

Чего больше? Чего меньше? (Используется приём приложения).

Что надо сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? (Решают добавить ещё один гриб).

Сколько стало грибов? Как получилось 3?

Сколько теперь шишек и грибов? (3 и 3 – поровну).

III Изучение нового . Знакомство с числом и цифрой 4

    Образование числа 4.

Учитель из корзинки достаёт ещё один гриб и выставляет его на наборное полотно.

Больше или меньше стало грибов?

Сколько стало грибов? Учитель считает, выделяя интонацией «четыре» и делая обобщающий жест. Дети вместе с учителем ещё раз считают грибочки.

На доске появляется запись: 3 + 1 = 4

Как получилось число 4? (К трём прибавили один).

Аналогичная работа проводится с использованием шишек.

А теперь поровну ли грибов и шишек?

Давайте сложим все грибы и шишки в корзинку. Они белочке зимой очень пригодятся.

2) Знакомство с цифрой 4.

Посмотрите, как обозначается число. На что похожа эта цифра?

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул. (Г.Виеру)

Изобразим цифру 4 руками. (Даётся инструкция и образец).

Сколько ножек у стула?

Сколько лапок у белочки?

IV работа в азбуке тетради.

Задание №1

- Посмотрите на картинку.

Посчитайте сколько кружек желтого цвета на столе? (1).

Приклейте цифру 1 и наклейку с одной точкой.

Сколько ложек на столе? (3).

Приклейте цифру 3 и наклейку с тремя точками.

Сколько кружек синего цвета на столе? (2).

Приклейте цифру 2 и наклейку с двумя точками.

Посчитайте сколько конфет на столе? (4).

Приклейте цифру 4 и наклейку с четырьмя точками.

Посчитайте сколько яблок на столе? (5).

Приклейте цифру 5 и наклейку с пятью точками.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире. Глазками поморгать.

Друг на друга посмотреть и на место тихо сесть.

Задание №2

Ребята посмотрите на задание под номером 2.

Какие геометрические фигуры изображены? (Шар, куб и цилиндр).

Назовите, а какие предметы у нас напоминают шар? (Елочная игрушка, шарик).

А какие предметы нам напоминают куб? (коробка, ящик).

А какие предметы напоминают цилиндр? (катушка ниток, полено).

Разукрасьте только те предметы, которые больше напоминают геометрическую фигуру.

Задание №3.

Ребята, отгадайте загадки и подумайте к какой группе они относятся.

На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник )

Загадки про первую группу предметов.

Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.
(Панама)

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это?
(Гусь)

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Правильно. Молодцы!

IV Физминутка

Изображение цифр 1, 2, 3, 4.

V Закрепление

1) Повторим хором по порядку: 1, 2, 3, 4

2) Обведём цифру пальчиком в воздухе, покажем носом, как Буратино, ногой на полу.

3) В тетрадях пропишем цифру 4

5) Раскрасить только те фигуры, в которых написана цифра 4.

VI Итог занятия

Понравились вам задания?

С каким числом познакомились, какую цифру учились писать?

Молодцы, ребята!