Тема урока: «ЧИСЛА 1, 2, 3, 4. ЦИФРА 4»
Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 4 и его графической записью – цифрой 4; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующей цифрой; учить писать цифру 4; формировать умение составлять и читать равенства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. — Ребята, какой сегодня день недели?Какой он по счету?
— А вчера какой день недели был? Какой он посчету?
— Назовите третий день недели.
2. Счет предметов.
1. Реши задачку и запиши в тетрадку.
— Ребята, давайте запишем с помощью цифр решение задачки.
На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3) (1+2=3)
На полянке у дубка
Крот увидел два грибка,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (3) (2+1=3)
Карандаш один у Маши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (2) (1+1=2)
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите-ка мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? (1) (3-2=1)
III. Новый материал.
1.Составление равенств. Образование числа 4.
— Ребята, а теперь вы составьте рассказ по картинке.
Медвежонок собрал сначала 3 ягодки, а потом еще одну. Сколько ягодок стало?
– Как ваш рассказ можно записать при помощи цифр и знаков?
(3 + 1. )
– Сколько ягодок стало? (Стало 4 ягодки.)
– Как записать, что стало 4 ягодки? (При помощи цифры 4.)
– Но для того, чтобы записать ответ на поставленный вопрос и закончить запись равенства, необходимо научиться писать цифру 4.
III. Анализ образца и письмо цифры 4.
Учитель вывешивает увеличенный образец цифры 4.
– Что вам напоминает цифра 4?
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
Г. Виеру
Учащиеся анализируют цифру, затем «прописывают» её в воздухе, обводят по точечным контурам, а потом пишут с а м о с т о я т е л ь н о.(т.с.11)
Вот любимая зарядка,
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо всем свободно встать
И спокойно подышать.
IV. Формирование умения соотносить число и цифру.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть в учебнике рисунок 2 (с. 28, часть 1).
– Запишите в тетради цифрами:
сколько морковок;
сколько птичек;
сколько рыбок.
– Каких предметов на рисунке столько же, сколько морковок; столько же, сколько птичек; столько же, сколько рыбок?
V. Пропедевтика темы «Задача». Чтение равенств.
Далее учащиеся рассматривают рисунок 2 в учебнике (с. 31, часть 1), составляют краткие рассказы и соотносят рисунки с записанными рядом равенствами. В ходе работы ученики выясняют, что одно равенство (3 – 1 = 2) – «лишнее». Учитель может предложить учащимся самим придумать рассказ к этому равенству.
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
VI. Сравнение чисел. Пропедевтика темы «Равенства. Неравенства».
Учитель может использовать задание 1 учебника (с. 31, часть 1) или наборное полотно и счётный материал.
– Что больше: 1 или 2?
– На сколько?
– Что меньше: 3 или 4?
– На сколько?
– Что больше: 4 или 2?
– На сколько?
– Что меньше: 1 или 3?
– На сколько? И т. д.
VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
— Ребята, у медвежонка случилась беда. Он, когда собирал малину, зацепился за веточку и порвал свои штанишки. И теперь не может найти нужной формы заплатку. Давайте ему поможем.
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Программное содержание:
1. Познакомить детей с числом и цифрой 4.
2. Познакомить детей с образованием числа 4.
3. Закрепить обобщающее понятие по лексической теме «Посуда».
4. Развитие мышления через отгадывание загадки.
5. Продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.
6. Развивать тактильное восприятие через узнавание на ощупь количества предметов.
7. Развивать двигательную координацию через упражнения с четками, пальчиковую гимнастику.
8. Продолжать укреплять мышцы пальцев руки через массаж с массажными кольцами.
9. Продолжать развивать графомоторные умения через штриховку, обводку по пунктирным линиям и рисованием кругов.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Кукольный театр: «Три медведя и маша», кукольная посудка, чашки-заготовки, цифры, счетные палочки, карандаши, четки, мягкие мешочки (на плотный картон нашить пуговицы, разное количество, сверху надеть мешочки из ткани), массажные кольца (су-джок).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Давайте поздороваемся:
(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, перекрестные движения – пожимают друг другу руки).
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую.
(Сиротюк)
2. Устный счет.
2.1. -Проходите за столы.
Возьмите четки в кулачки, посчитаем до пяти.
Все вместе: 1,2,3…
2.2. «Мешочки».
У вас на столах лежат мягкие конверты. Возьмите их, и нашупывая пальчиками определите количество пуговиц.
Сколько пуговиц у Виолетты? И т.д.
Молодцы все справились.
3. Счет до 4-х, число и цифра 4.
3.1. – У нас сегодня гости. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна.
Правильно Медведь.
Как вы догадались, что медведь?
Давайте пройдем, сядем на подушки и посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?
Один, два, три. Три медведя.
Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей?
(напоить чаем)
Возьмем чашки и расставим вместе с детьми.
Сколько поставим чашек для медведей?
Что можно сказать о количестве чашек и гостей?
Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.
— посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.
Пригласим Машу к столу.
Сколько теперь слало гостей? Посчитаем – 4.
Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)
Как сделать поровну?
Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.
3.2. Цифра 4.
Когда есть четыре предмета пишут цифру «4». (показ большой цифры).
А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:
Уронила Маша стул в квартире,
Стал похож он на …четыре!
4. Закрепление образа цифры 4.
Михайло Потапыч и Марья Ивановна задали Мишутке и Маше задания, а они не могут с ними справиться. Давайте им поможем.
Они принесли их с собой в конверте.
Посмотрим, что там.
Вывешивается образец «Стул».
Что это?
Возьмите цветные листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.
(справа – две палочки, слева — уголок).
А если вы аккуратно перевернете листок с палочками, у вас получится цифра …4
Молодцы, все справились с заданием.
5. Нахождение цифры 4 среди других цифр.
(Работа на карточках).
Найдите все цифры 4 и обведите в кружок, красным карандашом.
Молодцы и с этим заданием справились.
6. «Укрась чашечки».
Чтобы чашки были красивыми надо их украсить.
Задания разные для детей: дорисовать кружочки по пунктирным линиям, дорисовать половинки, заштриховать зеленым карандашом.
Сколько кружочков получилось у Димы?
У Данила?…
Покажите друг другу, какие чашечки у вас получились.
7. Массаж.
Чтобы пальчики отдохнули, давайте сделаем массаж. Встанем в кружок, возьмем массажные кольца.
(на каждый пальчик одеваем кольцо в соответствии со строчками стихотворения).
Толстый пальчик и большой, вдоль по улице пошел.
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний рядышком бежал.
Безымянный топал рядом и корзиночку держал.
А мизинчик младший братец, на печи весь день лежал, никуда не побежал.
(на обеих руках).
8. «Магазин».
Михайло Потапович и Марья Ивановна попросили Машу и Мишутку сходить за покупками. Им нужно помочь.
Возьмите деньги.
Вот возьми Виолетта и купи столько вилок. (показ монеты-карточки с цифрой).
Сколько купишь вилок?
Сколько купила вилок?…..
Как назвать все эти покупки одним словом?
Посуда.
Чего больше: ложек или вилок?
Чего меньше: чайников или кружек?
Чего больше: кружек или тарелок?
Сколько тарелок? (3)
Сколько чашек? (4)
Как сделать поровну? (Добавить тарелку)
Что можно сказать про тарелки и чашки? Их поровну.
9. Итог
Молодцы. Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.
Вспомним, как вы помогали им.
С какой цифрой познакомились?
Давайте пригласим Машу и Мишутку к нам на занятия, чтобы они вместе с нами учились и сами справлялись с заданиями, которые им задает Михайло Потапович и Марья Ивановна -Попрощаемся с гостями.
Цели и задачи:
Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
Расширять представление о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом, закрепить умение находить прямоугольник среди множества других фигур.
Развивать умение определять пространственное направление от себя: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
Формировать умение изображать с помощью мимики свои чувства.
Воспитывать у детей заботливое отношение к окружающим, формировать знания об этикете.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: Куклы: Мальвина, Буратино; 4 тарелочки, 4 чашки, открытка, конверт; 4 цветочка, 4 бантика, макет почтового ящика, таблица с геометрическими фигурами, ортопедические дорожки, пакет с подарками и цветы для Мальвины, конфеты..
Раздаточный материал: двухполосные карточки, бантики и цветочки (по 4 шт. для каждого ребёнка), цветные карандаши, лоток, прописи.
Оборудование: музыкальный центр, ДВД плейер, диски с записью музыки.
Ход занятия:
(Приветствие гостей)
1.Игровая ситуация «Накройте на стол вместе с Мальвиной»
Мальвина:
-Из какой сказки я к вам пришла?
-Кто её написал?
-Сегодня на занятии мы научимся сравнивать числа 3 и 4, узнаем какое из них число больше, а какое меньше, считать до 4, а после занятия я вас приглашаю на день рождения.
-Давайте вместе накроем на стол.
Мальвина ставит на стол 3 тарелочки: «Сколько тарелочек?»
-Поставьте столько же чашек. Сколько чашек? Сколько тарелочек? Что можно сказать о количестве чашек и тарелочек?
Мальвина ставит ещё одну тарелочку и считает: «Как получили четыре тарелочки? Сколько у нас чашек? Четыре тарелочки и три чашки — сравните, что больше. Три чашки и четыре тарелочки – сравните, что меньше.
Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре,
Как сделать так, чтобы тарелочек и чашек стало поровну?
Дети обговаривают два варианта уравнивания. Воспитатель предлагает сделать так, чтобы тарелочек и чашек стало по4. дети добавляют 1 чашку, считают чашки, уточняют, сколько их стало, и как получилось 4 чашки (к трём чашкам добавили ещё одну чашку).
Мальвина хвалит детей и убегает готовиться ко дню рождения
2. Работа с раздаточным материалом. Игровая ситуация «Поможем Буратино».
(Раздаётся стук). Приходит Буратино:
-Привет друзья, а кто же я? Ребята, давайте подарим Мальвине бантики и цветы. Помогите мне их посчитать (наглядный материал на доске)
Воспитатель:
-Расположите на верхней полоске карточки: три цветочка, на нижней – четыре бантика.
-Предлагает посчитать цветы и бантики.
Буратино:
-Сколько цветов? Сколько бантиков? Четыре бантика и три цветочка — сравните, что больше. Три цветочка и четыре бантика — сравните, что меньше.
Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше:три или четыре?
Сделайте так, чтобы цветов и бантиков стало поровну
Воспитатель уточняет способы уравнивания предметов.
3.Психогимнастика
Воспитатель предлагает послать Мальвине поздравительную открытку.
Дети идут по следам, заранее разложенным по дорожкам (под музыку). Неожиданно встречается ручеёк. Обговорить с детьми, какие чувства испытывает человек от неожиданности? Изобразите удивление. Перепрыгивают ручеёк. А теперь какое чувство испытывает человек? Изобразите радость. Подходят к почтовому ящику.
4.Работа с геометрическим материалом
Уточняем, на какую геометрическую фигуру похожа открытка (на квадрат). Вместе с Буратино считаем стороны и углы у открытки (квадрата)
Потом предлагается сравнить стороны открытки (квадрата) со сторонами конверта (прямоугольника). Буратино показывает, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны. Воспитатель предлагает повторить свойства квадрата и прямоугольника.
— Дети под музыку возвращаются и садятся за столы.
5. Работа в прописи.
Игра «Поможем Буратино найти и сосчитать прямоугольники».
(Буратино шепчет на ухо воспитателю),
Воспитатель:
-Ребята, давайте поможем Буратино исправить ошибку.
(На доске таблица с геометрическими фигурами, на которой вместе с прямоугольниками раскрашен квадрат). Дети помогают найти ошибку.
Затем находят прямоугольники в прописи и раскрашивают их.
-Самопроверка.
Дети сверяют задание на доске и воспитатель предлагает нарисовать зелёный кружок в нижнем правом углу тем детям, кто сделал также как на доске.
-Буратино благодарит детей за помощь и зовёт с собой на день рождения к
Мальвине.
6.Дидактическая игра «Где звенит колокольчик»
У нас осталось немного времени, давайте научим играть Буратино в игру «Где звенит колокольчик». (Дети встают в круг и закрывают глаза. Буратино подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху, или внизу). Ребёнок называет направление, где звенел колокольчик.
7. Итог
Выходит Мальвина. Дети поздравляют её с днём рождения и вручают ей цветы и подарок. Мальвина благодарит ребят.
Воспитатель:
Ребята, давайте расскажем Мальвине, чему мы научились на занятии
Дети:
(Мы научились сравнивать числа 3 и 4 , узнали какое из них больше, а какое число меньше, считали до четырёх)
Мальвина хвалит детей, говорит, что она за них очень рада.
Предлагает угостить гостей конфетами «Золотой ключик», потом приглашает детей пойти в группу и попить чай со сладостями.
Орлова Нонна
Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 28th Апрель, 2016
Вы находитесь:
Математика.
Тема: Число 4. Цифра 4
Цели:
1) Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4, учить считать до 4,
формировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.
2) Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
3) Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: картинка зимы, игрушка белочка, корзинка; изображения 4 грибов, 4 шишек, наборное полотно.
Раздаточный материал: касса цифр, счётные палочки, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход занятия:
I Орг.момент
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-- Кто меня видит – хлопните.
--Кто меня слышит – топните.
--Кто готов со мной работать – поднимите руку.
II Повторение
Ребята, посмотрите на картинку. Какое время года изображено? (Правильно, зима).
Зимой не растут грибы и ягоды, вся земля покрыта снегом. Многие лесные звери, чтобы переждать зиму, заранее приготовили себе припасы. Давайте посмотрим, что же на зиму, приготовила себе белочка.
Педагог ставит на стол игрушку белочки и корзинку, в которой находятся предметные изображения грибов и шишек. В верхний ряд наборного полотна выставляет 3 шишки, а в нижний 2 грибочка.
Что это? А что это?
Сколько грибов? А шишек? (Дети считают. Находят нужные цифры в кассе цифр).
Чего больше? Чего меньше? (Используется приём приложения).
Что надо сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? (Решают добавить ещё один гриб).
Сколько стало грибов? Как получилось 3?
Сколько теперь шишек и грибов? (3 и 3 – поровну).
III Изучение нового . Знакомство с числом и цифрой 4
Образование числа 4.
Учитель из корзинки достаёт ещё один гриб и выставляет его на наборное полотно.
Больше или меньше стало грибов?
Сколько стало грибов? Учитель считает, выделяя интонацией «четыре» и делая обобщающий жест. Дети вместе с учителем ещё раз считают грибочки.
На доске появляется запись: 3 + 1 = 4
Как получилось число 4? (К трём прибавили один).
Аналогичная работа проводится с использованием шишек.
А теперь поровну ли грибов и шишек?
Давайте сложим все грибы и шишки в корзинку. Они белочке зимой очень пригодятся.
2) Знакомство с цифрой 4.
Посмотрите, как обозначается число. На что похожа эта цифра?
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул. (Г.Виеру)
Изобразим цифру 4 руками. (Даётся инструкция и образец).
Сколько ножек у стула?
Сколько лапок у белочки?
IV работа в азбуке тетради.
Задание №1
- Посмотрите на картинку.
Посчитайте сколько кружек желтого цвета на столе? (1).
Приклейте цифру 1 и наклейку с одной точкой.
Сколько ложек на столе? (3).
Приклейте цифру 3 и наклейку с тремя точками.
Сколько кружек синего цвета на столе? (2).
Приклейте цифру 2 и наклейку с двумя точками.
Посчитайте сколько конфет на столе? (4).
Приклейте цифру 4 и наклейку с четырьмя точками.
Посчитайте сколько яблок на столе? (5).
Приклейте цифру 5 и наклейку с пятью точками.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнутся, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире. Глазками поморгать.
Друг на друга посмотреть и на место тихо сесть.
Задание №2
Ребята посмотрите на задание под номером 2.
Какие геометрические фигуры изображены? (Шар, куб и цилиндр).
Назовите, а какие предметы у нас напоминают шар? (Елочная игрушка, шарик).
А какие предметы нам напоминают куб? (коробка, ящик).
А какие предметы напоминают цилиндр? (катушка ниток, полено).
Разукрасьте только те предметы, которые больше напоминают геометрическую фигуру.
Задание №3.
Ребята, отгадайте загадки и подумайте к какой группе они относятся.
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник
)
Загадки про первую группу предметов.
Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.
(Панама)
Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)
Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это?
(Гусь)
Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)
Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)
Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).
Правильно. Молодцы!
IV Физминутка
Изображение цифр 1, 2, 3, 4.
V Закрепление
1) Повторим хором по порядку: 1, 2, 3, 4
2) Обведём цифру пальчиком в воздухе, покажем носом, как Буратино, ногой на полу.
3) В тетрадях пропишем цифру 4
5) Раскрасить только те фигуры, в которых написана цифра 4.
VI Итог занятия
Понравились вам задания?
С каким числом познакомились, какую цифру учились писать?
Молодцы, ребята!