Застенчивый ребенок: что делать родителям? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью? Что делать, если ребенок стесняется

18.10.2019

Дети - радость и гордость родителей. Но с возрастом их непосредственность и общительность могут постепенно перейти в застенчивость и стеснительность. Необходимо разобраться, в чем может быть причина такого перехода.

Взрослые осознанно или неосознанно сравнивают поведение своего ребенка с поведением других детей. Заметив, что чужой ребенок смело общается со сверстниками и взрослыми, родители часто задаются вопросом: как помочь своему избавиться от стеснительности?

Для анализа причин детской стеснительности, прежде всего, нужно разбираться в психологии. Один из подходов для анализа и решения проблем - системно-векторная психология Юлия Бурлана . Она рассматривает и разделяет все желания ребенка по векторам. В данном случае рассматривается зрительный вектор.

1. Дети, у которых развит зрительный вектор, ищут связь с окружающим миром, они настроены на общение, для них важно получать эмоциональный отклик.

Отрицательной чертой «зрительных» детей может быть страх (например, страх перед пустой комнатой - страх одиночества). Для них страх преувеличен по сравнению с детьми другого векторного типа, он приобретает дополнительную эмоциональную окраску. Если для ребенка с другим вектором страх является причиной эмпатии, которая позволяет психологически расти, то для «зрительника» чувство страха не переходит в его анализ. Он зацикливается на нем, страх приобретает большие размеры и может повлечь за собой стеснительность.

Зачастую «дети-зрительники» легко обучаемы, сообразительны, добры, но из-за страха становятся замкнутыми. Испытав его один раз, ребенок со зрительным вектором перестает открывать свои чувства окружающим, замыкается в себе.

Взрослым иногда кажется, что большинство детей не проявляет стеснительности. Но это зависит от того, что эти дети не относятся по-своему психотипу к «зрительникам». Они не настолько зависят от эмоционального ответа окружающих, поэтому могут проявлять свои желания без оглядки: одобрят их или нет.

Если родители замечают увеличение стеснительности у ребенка (в любом возрасте: как в садике, так и в школе), то можно предположить, что имела место травма зрительного вектора. Такие травмы могут нанести насмешки, грубость, неуместные шутки, клички. Зачастую подобную агрессию проявляют сверстники, но бывает, что взрослые, сами того не подозревая, делают какое-либо замечание, которое, с точки зрения «ребенка-зрительника», указывает на его несовершенство. Иногда этими взрослыми могут быть даже родители.

2. Эмоциональная травма у ребенка со зрительным вектором может произойти от контактов с людьми с оральным вектором . Человеку с оральным вектором характерно присваивать другим ярлыки, придумывать клички. В связи с психологическими особенностями часто «оральники» выбирают себе для эмоциональной разрядки «зрительников». Для борьбы с этой ситуацией не поможет метод осуждения ребенка с оральным вектором, нужно психологически развивать, «закалять» и развивать «ребенка-зрительника».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

3. Также нужно учитывать, что легко перепутать стеснительность «зрительника» и робость детей с анальным вектором - это еще один психотип. Им присущи неуверенность в своих силах, преувеличение трудностей, страх порицания.

Как бороться со стеснительностью?


Обычно зрительный страх ребенка при взрослении переходит в другие качества: сострадание, сочувствие, доброту. «Взрослый-зрительник» остро чувствует эмоции другого человека и сопереживает ему . Большинство талантливых людей (врачей, писателей, актеров) можно отнести к «зрительникам». Для них очень важны любовь и общение, это наполняет его вектор и позволяет эмоционально развиваться.

Стеснительность ребенка - это показатель, что ребенок не развивается . Это может привести к тому, что и, повзрослев, он будет испытывать те же страхи. Это помешает ему контактировать с другими людьми.

При первых признаках родителям необходимо приложить максимум усилий для преодоления страхов ребенка. Не стоит пользоваться известным всем способом «клин клином». Если ребенок боится отвечать у доски, не нужно заставлять его это делать чаще в надежде, что он переборет свой страх. Если боится общаться с ровесниками, не нужно навязывать ему новых знакомых. Такая позиция может только усугубить страхи ребенка.

Насильственные способы преодоления страха не помогут «ребенку-зрительнику». Он может зациклиться на них, вред от этого будет расти в геометрической прогрессии. В подобном случае стоит обратить внимание на способы замещения страхов. Если страх «за себя» трансформировать в страх «за других», то зрительный вектор может переключиться со страха на сострадание.

Не стоит пытаться поговорить с «ребенком-зрительником» по душам, пытаться уговорить его преодолеть свой страх. Чем больше акцентируют внимание на нем, тем больше он растет. Лучше постараться переключить внимание ребенка на других людей, показать, что им нужно его сопереживание и понимание. Ребенку необходимо читать литературу, показывать примеры из жизни, дать понять, что другие существа (растения, животные, люди) нуждаются в его внимании. Если он будет чувствовать, что своими действиями, своей добротой может помочь кому-либо, его страх «за себя» будет вытесняться страхом «за других». Психологически дети со зрительным вектором устроены так, что не могут совмещать два этих чувства. Научившись видеть страдания других, проявлять сочувствие, «зрительник» уже не сможет зацикливаться на своем страхе , поэтому ему уже не будут грозить стеснительность и в дальнейшем социофобия.

9 4

Дома ваш малыш, кажется, никогда не замолкает и все свои действия сопровождает болтовней. Но стоит ему оказаться в новой обстановке, например, на площадке, где много незнакомых детей, – и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и отказывается выходить.

Многие родители думают, что не так уж плохо иметь застенчивого ребенка. Небольшая стеснительность едва ли помешает ребенку, но в более выраженном варианте она отрицательно сказывается на его желании , сужает круг общения и даже может плохо влиять на успеваемость в начальной школе.

Бернардо Кардуччи, врач и автор книг о застенчивости, утверждает, что некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики, чтобы справиться со своей стеснительностью. Есть и еще одно пугающее последствие «нелеченой» скованности, – такие дети становятся легкой добычей хулиганов среди ровесников.

Как отличить обычную осторожность от болезненной замкнутости в раннем возрасте?

Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?

Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.

В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.

Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны и – частые соседи стеснительности.

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии. Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

Александра Козлова

Оценки и мнение окружающих очень сильно влияют на самооценку подростка. Поэтому, важно, чтобы учителей, наставников, знакомых и т.п. способствовали поднятию самооценки подростка в его собственных глазах и глазах окружающих.

Поощряйте контакт взглядом

Зрительный контакт, контакт взглядом – важнейшая часть установления доверительного общения, говорят психологи. Неуверенный в себе человек обычно избегает смотреть в глаза собеседнику, поэтому поощряйте в общении с вами контакт взглядом. Поначалу, если подростку сложно установить контакт глаз, можно смотреть на переносицу.

Научите ребенка вступать в разговор и его заканчивать

Подросток боится начать разговор с незнакомым человеком, сказать что-то не так, чтобы не быть отвергнутым или осмеянным. Помогите ребенку отработать эти навыки в безопасной обстановке, попробуйте привести примеры ситуаций, как можно начать разговор, что спросить, предложите варианты возможных тем беседы. Также научите ребенка, как правильно заканчивать разговор. Все эти навыки можно отработать в телефонном разговоре с доброжелательным собеседником, попутчиком в транспорте и т.п. Получив успешный опыт общения, подросток сможет уже самостоятельно перенести его и применять в общении со сверстниками.

Отрабатывайте поведение в те или иных ситуациях

Помогите подростку избавиться от страха тех или иных ситуаций, разыграв их по ролям. Вы можете разыграть пример знакомства с новым учеником в классе, ситуацию в гостях, на дне рождения друга. Можете несколько раз поменяться ролями, пока ребенок не начнет чувствовать себя увереннее и будет готов применить свои навыки в реальном общении.

Тренировка навыков в общении с младшими детьми

Как правило, в общении с более младшими детьми, застенчивые подростки себя гораздо увереннее. Приветствуйте такое общение для непродолжительных игр с детьми ваших знакомых, двоюродным братом или сестрой и т.п.

Создавайте условия для игр в паре со сверстниками

Создайте условия, чтобы подросток мог пригласить кого-то одного из сверстников в гости, или для совместной подготовки домашнего задания и т.п. Постарайтесь свести внешнее, в том числе и собственное вмешательство к минимуму, также лучше отказаться от телевизора, компьютерных игр. Общение «с глазу на глаз» с со сверстником, которому подросток наиболее доверяет, позволяет застенчивому подростку чувствовать себя увереннее и станет первым шагом к настоящей дружбе и полному преодолению своей застенчивости.

Застенчивые дети могут быть очень способными, одаренными. Они любят рисовать, пишут стихи, легко осваивают компьютерную технику. Но их таланты, даже ярко выраженные, не раскрываются в полной мере из-за комплекса неуверенности в себе, из-за трудностей, которые они испытывают при общении со сверстниками и взрослыми. Вот и получается, что они уступают другим, возможно, менее способным, но более активным детям

Способов справиться с застенчивостью разработано немало. Мы отобрали лишь несколько. Что поможет именно вашему ребенку, сказать трудно. Но одно очевидно: начинать надо как можно раньше, пока застенчивость не стала устойчивой чертой характера и поведения.

1. Если между родителями и детьми нет душевного контакта, старшие слишком требовательны к ребенку или, наоборот, сверх меры опекают его, то вырастают либо агрессивные дети, протестующие против такого положения, либо покорные и робкие. Чаще всего робкие дети воспитываются в семьях, где мать властная, требовательная. Поэтому начинать надо с атмосферы в доме.

2. Не навешивайте на ребенка ярлык «стеснительный». Не называйте его тихоней. Не говорите соседям и гостям в присутствии ребенка, который прячется у вас за юбкой или за шкафом: «Он у нас боится чужих». Таким абазом вы как бы закладываете программу его дальнейшего поведения. Не разрешайте другим людям подсмеиваться над вашим ребенком и стыдить его за робость.

3. Укрепляйте веру ребенка в себя («У тебя все получится», «Ты хорошо подготовлен»). 3а неудачи поменьше ругайте. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Главная задача - сформировать у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

4. Дайте маленькому ребенку время привыкнуть к новой обстановке и людям. Смелые дети сразу включаются в игры, робким надо время, чтобы освоиться. Искусственно не торопите сближение детей. Сегодня не стал играть с незнакомыми детьми - завтра или через неделю включится в игру. Поощряйте совместные игры. В них ребенок учится контактировать с другими, отстаивать свои позиции.

5. Ходите с ребенком в гости и приглашайте к себе взрослых друзей и детей. Застенчивым детям, особенно девочкам, нравится опекать младших детей, играть с ними. Это помогает им чувствовать себя увереннее.

6. Интересуйтесь, как складываются у ребенка отношения с учителями и одноклассниками. Если у родителей налажен контакт с ребенком, он расскажет им сам о трудностях, с которыми сталкивается. Но, возможно, предпочтет не вмешивать в свои проблемы. Застенчивые дети, как правило, еще и скрытные. Так, мама Лены узнала, что группа мальчишек устроила травлю дочки, не от нее, а от матери ее одноклассницы, которой та рассказывает все, что происходит в школе.

7. Заранее обсуждайте ситуации, в которых ребенок может почувствовать себя неуверенно. С малышом можно разыгрывать сценки, где он помогает робкой зверюшке стать храброй. Если школьнику предстоит выступление на утреннике, хорошо отрепетируйте стихи, посоветуйте выбрать «самого доброго» зрителя и выступать как бы для него одного.

8. Робкие дети могут встречаться в семьях, где один из родителей тоже робкий. Расскажите ребенку о том, что вы тоже были застенчивы. Поделитесь воспоминаниями, что вы чувствовали при этом и как избавились от робости. Это помогает наладить контакт, стать ближе. Обсуждайте, как обратиться к незнакомому человеку с вопросом, просьбой, как познакомиться и продолжить знакомство. Можно использовать простенькие «домашние заготовки» на такие случаи. Взрослые знают, что лучший экспромт - это хорошо подготовленный. Скажите об этом ребенку. Застенчивому человеку особенно нужны «экспромты», подходящие на все случаи жизни. Подготовьте их вместе с ребенком. Подскажите, что, имея в запасе несколько коротеньких интересных историй, легко решить вопрос, о чем поговорить.

9. В преодолении застенчивости помогут советы психотерапевта и психолога В. Леви, которые он дает в книге «Искусство быть другим». В книге Т. Шишовой «Застенчивый невидимка» содержатся игры, рассчитанные на понижение тревожности детей 5-14 лет.

10. Если вы чувствуете, что ничего не получается, ребенок пытается избегать людей, обратитесь к детскому психологу. Знайте, что такая проблема не только у вашего ребенка. Профессионал может индивидуально поработать с ребенком или посоветовать, например, походить на тренинги, где в группах в непринужденной обстановке эти проблемы обсуждаются и даются конкретные советы, как повысить свою самооценку, научиться свободно общаться.

Симптомы застенчивости у детей разного возраста. Главные причины возникновения и современные способы решения данной проблемы. Роль родителей в развитии и лечении синдрома. Советы ребенку по избавлению от застенчивости.

Содержание статьи:

Застенчивость у ребенка - это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.

Причины развития застенчивости у детей


Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

  • Генетическая предрасположенность . На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.
  • Природные факторы . Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.
  • Социальная среда . В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.
  • Нарушение адаптации . Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции - к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.
  • Соматическая патология . Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.
  • Неправильное воспитание . Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Основные симптомы застенчивости у ребенка


Необходимо начать с того, что застенчивый ребенок действительно страдает. Ведь это состояние руководит им во всех жизненных ситуациях. Он не может чувствовать себя комфортно нигде и ни с кем. Постоянное ощущение неуверенности и трусости преследует каждый день. К сожалению, многие родители, пытаясь помочь, только усугубляют ситуацию. Ведь первым делом они решают отстранить ребенка от принятия решений и делают это самостоятельно. Как результат на него сваливается ещё больше неполноценности и неуверенности.

Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков. Среди них:

Обратите внимание! Очень часто перечисленные признаки не считают тревожными и принимают за капризы ребенка, наказывая его за это. В результате такого обращения ещё больше угнетается состояние малыша.

Как бороться с застенчивостью у ребенка

Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость - это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.


Мама и папа - это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

  • Не ругать . Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.
  • Интересоваться личной жизнью . Дети в современном мире - это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.
  • Уметь слушать . Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.
  • Поддерживать . Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.
  • Стать примером . Дети - это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.
  • Поощрять . На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.


И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

  1. Быть уверенным . Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.
  2. Улыбаться . Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.
  3. Смотреть в глаза . Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.
  4. Активно вести диалог . Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.
  5. Посещать разные мероприятия . Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.
  6. Поиск хобби . Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.
  7. Бороться со страхами . Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.
  8. Принять застенчивость . Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.
  9. Воспользоваться помощью . Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.
  10. Заняться спортом . В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.
Как преодолеть застенчивость у детей - смотрите на видео:


Застенчивость у ребенка - это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми - самый главный и полезный совет в данном случае.