Зинаида григорьевна. Ленинские горки. Разлад с любимым мужеми попытки вернуть утраченное

25.09.2019


112 лет назад, 26 мая 1905 г. случилось событие, из-за которого историки спорят до сих пор: крупнейший российский промышленник и меценат Савва Морозов был найден в его гостиничном номере в Каннах с простреленной грудью. До сих пор нет ответа на вопрос, было ли это суицидом или убийством. О Морозове написаны сотни статей и книг, а вот о его семье известно гораздо меньше. Судьбы вдовы промышленника и его детей сложились не менее драматично, чем его собственная, что заставляло суеверных людей говорить о злом роке, преследовавшем эту семью.



Похороны Саввы Морозова состоялись 29 мая 1905 г. в Москве на Рогожском кладбище. В похоронной процессии участвовало около 15 тысяч человек – все, кроме той женщины, которую он в последние годы любил и в чьей причастности к его смерти многие не сомневались. На похоронах не было актрисы Марии Андреевой, сыгравшей роковую роль в жизни Морозова. Говорили, что из-за нее он даже хотел развестись с женой, на которой женился по большой любви.



Зинаиду Григорьевну Савва увел у собственного племянника. За Сергея Викуловича Морозова она вышла замуж в 17 лет, но брак оказался несчастливым. Савва Тимофеевич влюбился в нее с первого взгляда, из-за их романа разразился скандал: Морозовы были старообрядцами, и развод для них считался недопустимым. Но Зинаида Григорьевна презрела традиции, развелась с мужем и вышла замуж за Савву Морозова.



Вместе они прожили 19 лет, у них родилось четверо детей, и брак был счастливым до тех пор, пока промышленник не увлекся актрисой Марией Андреевой. Зинаида Григорьевна не могла простить ему ни этой любви, ни увлечения революционными идеями, ни финансирования большевиков. По Москве поползли слухи о сумасшествии Саввы Тимофеевича. В 1905 г. Морозовы отстранили Савву от управления компанией и отправили на курорт за границу. Супруга его сопровождала и находилась в соседнем помещении в тот роковой день, когда прозвучал выстрел. По ее свидетельству, она видела убегавшего из комнаты мужа человека.



После смерти Саввы Морозова вдова унаследовала его состояние, но распоряжаться им так же, как муж, не захотела. «Князь Павел Долгорукий сказал, что приехал ко мне по поручению партии, наговорил кучу любезностей о моём уме и прочем, и как им будет лестно, если я запишусь в их партию. Я поблагодарила князя за честь, которую мне сделали, но я, по своему свободомыслию, ни в какую партию не пойду, так как не люблю рамок, и потом, я – богатая женщина, и когда будут у меня просить на дела партии, мне будет трудно отвечать, что у меня денег нет, и, кроме того, я совсем не симпатизирую кадетам», – говорила вдова.





В 1907 г. она снова вышла замуж – за своего давнего поклонника, градоначальника Москвы, генерала Рейнбота. Впрочем, многие считали этот союз заключенным по расчету: генерал получил материальную стабильность, а вдова – дворянство и возможность быть принятой в высшем обществе. Их брак распался в 1916 г. по инициативе Зинаиды Григорьевны. Ее мужа обвинили в казнокрадстве, затем последовала скандальная отставка и долгий судебный процесс. Жена наняла лучших адвокатов, и Рейнбот был помилован, но отношения в семье испортились, и они расстались.



На самом деле с гибелью Саввы Морозова неприятности для его родных только начались. После революции практически все члены семьи пострадали. Морозова-Рейнбот избежала репрессий, но лишилась всех своих имений и была вынуждена доживать свой век на съемной даче в поселке Ильинском, распродавая личные вещи. Все ее имущество было национализировано. В ее загородной усадьбе в Горках позже поселился Ленин. В 1947 г. Зинаида Григорьевна скончалась в забвении и бедности, пережив многих из рода Морозовых. «Как все-таки со всеми нами жестоко распорядилась жизнь!» – сказала она незадолго до смерти.



К детям Саввы Морозова судьба тоже не была благосклонна. Старший сын Тимофей пытался заниматься расследованием обстоятельств гибели своего отца, но вскоре был арестован. В 1921 г. его приговорили к смертной казни и расстреляли (по другим сведениям – он погиб во время гражданской войны в 1919 г.). Младшего сына Савву отправили в ГУЛАГ, а затем выслали из страны (точных сведений о нем тоже не сохранилось).



Дочь Мария была признана душевнобольной и погибла при странных обстоятельствах в психиатрической лечебнице. Избежать трагической судьбы удалось только младшей дочери Елене – после революции она смогла выехать в Бразилию.



А версии по поводу гибели Саввы Морозова историки обсуждают до сих пор:

В 17 лет она вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова — племянника известного российского промышленника и мецената Саввы Морозова. Купеческая дочь Зинаида Зимина была красавицей и своего нового родственника, впервые повстречавшего её в день венчания, покорила без труда.

Сергей был старше супруги на 7 лет — красивый, статный, отзывчивый по характеру, но безалаберный, увлекающийся азартными играми, скачками и охотой. Его отношения с молодым дядей были добрыми, и молодые супруги приглашались на все праздники, проходившие на Никольской мануфактуре.

Однажды на одном из вечеров Зинаида появилась одна — муж предпочёл отправиться на охоту. Савва подошел к одинокой гостье и любезно проводил в зал. Так началось знакомство, а вскоре по Москве пошли слухи об их романе, до Марии Фёдоровны Морозовой, матери Саввы, они дошли тоже — она узнала о тайной переписке и встречах влюблённых.

Но никакие предостережения не отразились на отношениях — они крепли. Зинаиде в пору любовного влечения к родственнику мужа было 18 лет, она всё плакала и не знала, как поступить: решиться на развод или. «С Сергеем мы были друзьями. Он меня очень любил, но всегда говорил: «Я тебе не пара»».

Она тоже любила его как друга. Видя, как тяжело даётся ему расставание, очень его жалела. Однажды в разгар романа, когда супруги находились в Алупке, Савва, не выдержав разлуки, приехал в Крым на дачу в Мисхоре. Стояла осень 1886 года и в судьбах влюблённых назревали большие перемены.

Брак второй: вопреки морали

С января следующего года, когда брак Зинаиды и Сергея судом был расторгнут, встречи проходили регулярно и открыто. Семьи Морозовых и Зиминых были старообрядческими, незаконная связь и развод были восприняты родителями как позор.

Мария Фёдоровна однажды вызвала сына для серьёзного разговора, но, увидев его счастливые глаза, почувствовав убеждённость в своей правоте, не стала уговаривать расстаться с этой женщиной.

Слова сына её поразили: Савва признался, что они ждут ребёнка, и вопрос о свадьбе решён. Она состоялась 18 июня 1888 года — Савва и Зинаида вступили в законный брак по большой любви.

Молодая Морозова окружила себя учителями французского и английского и вскоре, благодаря своим природным способностям, стала достаточно образованной женщиной. Частые поездки с мужем за границу, пребывание на фешенебельных западноевропейских курортах и в лучших отелях столиц Европы «отшлифовали» её манеры.

Чувство юмора, эмоциональное восприятие жизни, уверенность в себе и смелость сказать любому правду в глаза делали её, по оценке современников, необыкновенной женщиной.

Первенца супруги назвали в честь деда, Тимофеем. Роды были тяжёлыми, за помощью пришлось обратиться к доктору В. Снегиреву. Молодой врач, испугавшись за состояние роженицы и 7-месячного новорожденного, назначил «сильную дезинфекцию», которая едва не стоила жизни молодой матери.

Началась послеродовая горячка, и вовремя вызванный профессор А. А. Остроумов определил отравление из-за введённой в организм большой дозы лекарства. В течение года после рождения сына она поправляла своё здоровье. Впрочем, годы спустя доктор Снегирёв попросит у Морозовой прощения — и получит его.

Они надолго останутся друзьями: когда заболеет дочь Маша, Зинаида Григорьевна в отчаянии телеграфирует на Кавказ, где у доктора Снегирёва была своя клиника, он всё бросит и приедет помочь «пережить ужас». Маша — весёлая попрыгунья и певунья, — второй ребёнок Морозовых, она родилась в 1890 году, а Елена — спустя шесть лет в марте.

Небольшой дом, в котором жила семья, стал тесен, и Савва купил участок земли с домом на Спиридоновке — барский особняк, принадлежащий Н. Т. Аксакову, брату известного поэта — эта старая дворянская усадьба в прошлые времена была олицетворением «приюта муз».

Вскоре на этом участке начинается строительство дома, поразившего москвичей своим великолепием и необычайностью архитектурных форм. В первопрестольной появился средневековый готический замок — подарок Саввы Морозова своей любимой жене.

Создатели дивного сооружения — выдающийся русский архитектор Фёдор Осипович Шехтель и художник Михаил Врубель. Громадный дом был построен за четыре года. На новоселье молодая обворожительная хозяйка устроила бал-концерт. На вечер собралось именитое купечество. Зинаида Григорьевна, «увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием».

Жизнь в богатом доме протекала счастливо, подрастали дети. Морозовы ежегодно отдыхали на даче в Мисхоре, часто ездили за границу. В год семья тратила на одежду, драгоценности, парфюмерию от 20000 до 30000 рублей. Большие суммы расходовались на книги, журналы, газеты, подарки детям, друзьям и экипажи.

Морозов беспрекословно оплачивал счета на туалеты жены, заказанные в Париже. В 1899 году за одно платье пришлось выплатить 3800 рублей, а на драгоценности к обнове ушло 8000 руб. Супруг поощрял увлечение жены разведением цветов, что обходилось ежегодно от 2000 до 4000 руб.

Сам Савва Тимофеевич в одежде предпочитал сдержанный, элегантный английский стиль, который также дорого обходился, а дома одевался просто. Морозов был постоянным клиентом фешенебельного магазина «А ля туалет» и торговой фирмы мужской одежды «Жюль Мейстер» в Леонтьевском переулке Москвы.

Зинаида тоже делала дорогие подарки супругу — заплатила 1000 рублей за лошадь, за породистую собаку — 200. Савву раздражало желание жены всюду продемонстрировать свои сногсшибательные туалеты и ослепительные драгоценности, — в роскоши она теряла чувство меры, он же вырос в семье, где богатство не афишировал.

Казалось, ничто не предвещало беды в уютном и просторном доме, всё обещало покой и счастье. Но в это время в жизни Саввы появилась женщина, с именем которой связана семейная драма, а, может, и его смерть. Имя роковой женщины — Мария Фёдоровна Андреева.

Она играла в Художественном театре в любительских спектаклях. Природа одарила актрису красотой, женственностью и пленительным обаянием. Она пользовалась популярностью у театральной публики. Увлечение Саввы переросло в любовь: никакие условности, препятствия не могли остановить его в желании быть рядом с ней. Морозов часто находился в театре, открыто сопровождал актрису на репетиции, бывал с ней в гостях в разных московских домах.

Наступил конец семейному счастью пары, создавшей свой союз по страстной любви. Зинаида Григорьевна, умная и гордая, разлад переживала тяжело. Она стала чаще появляться в обществе, блистая нарядами и драгоценностями, всегда улыбалась, ходила с высоко поднятой головой, надменная и недосягаемая.

За этим величием скрывались отчаяние и обида. Морозов понимал состояние жены, но захлестнувшее чувство оказалось сильнее сострадания и жалости к обманутой женщине. И встречи с любовницей продолжались.

К Андреевой он относился с благоговейной преданностью, выполнял любую её прихоть или просьбу, по свидетельству очевидцев, такое поведение иначе как преклонением не назовёшь. Любовь не принесла счастья Савве — актриса его никогда не любила, о чём открыто сообщала в любой компании.

Она отводила Морозову роль друга, позволяла ухаживать за собой — приятно было иметь около себя сильного и могущественного человека, умного, решительного и богатого.

Станиславский, задетый таким потребительским отношением актрисы, писал ей: «Отношения С. Т. к Вам — исключительные. Это те отношения, ради которых ломают жизнь, приносят себя в жертву, и Вы это знаете. Но знаете ли Вы, до какого святотатства Вы доходите?.. Вы хвастаетесь публично перед почти посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас Зинаида Григорьевна ищет Вашего влияния над мужем».

Великий Станиславский был не первый, кто открыто высказывал своё возмущение поведением актрисы, однако ей не было никакого дела до чужих мнений. В 1904 году Андреева стала членом РСДРП. Деньги на помощь политическим заключённым и ссыльным, а также на нужды партии, создание газет поступали по её просьбе от миллионера Морозова, а отказать он ни в чем не мог.

После знакомства актрисы с М. Горьким Морозов почувствовал полное равнодушие своей возлюбленной. Однако ни для кого не было секретом нешуточное увлечение Андреевой со стороны пролетарского поэта. Симпатии вскоре переросли в длительный роман.

Тяжело переживая потерю любимой, Савва делает попытку вернуться к жене, и она, ради детей, идёт ему навстречу. Между супругами вновь возникает близость, которой Морозов, будучи глубоко порядочным человеком, избегал последние годы. Младший сын Савва родился 25 июля 1906 года.

Но, несмотря на прощение и появление малыша, Зинаида Григорьевна не смогла вернуть утраченную любовь мужа. До конца своих дней она не простила Савву, в её воспоминаниях о прошлом ему отведено ничтожно мало места.

Брак третий: неудачная попытка забыть прошлое

Через два года после безвременной смерти Саввы З. Г. Морозова становится потомственной дворянкой, генеральшей Рейнбот. Вдова приняла ухаживания прошлого поклонника, бывавшего в доме Морозовых ещё при жизни Саввы и открыто выказывающего своё расположение к хозяйке дома.

Венчание проходило тайно в Тульской губернии, так как жених состоял в свите императора и не спросил «высочайшего согласия» на брак. Только после венчания Анатолий Александрович Рейнбот обратился с ходатайством к Николаю II о прощении и получил заверение, что «его поступок последствий иметь не будет».

Женой Рейнбота Зинаида Морозова стала в 38 лет. Вскоре она продала знаменитый дом на Спиридоновке и купила имение Горки со старинной усадьбой.

В память о Савве построила дом дешёвых квартир его имени в Пресненской части Москвы, а позднее — вместе со старшим сыном Тимофеем — завершила строительство большого Зимнего театра, фундамент которого заложил ещё покойный муж.

В годы первой мировой войны Зинаида Григорьевна организовала сбор средств раненым, материально помогала семьям погибших, а также студентам Московского университета, приюту для сирот.

Жизнь со вторым супругом не сложилась. В 1916 году она сама предложила ему покинуть дом и подала на развод.

Одиночество

Эту сильную женщину абсолютно не интересовало общественное мнение, не пугало одиночество — были дети, друзья.

«Я была счастлива в жизни своими друзьями, и я много видела к себе сердечности», — признавалась Зинаида Григорьевна в своих воспоминаниях.

Большие беды обрушиваются после революции — в 1918 году её выгоняют из имения в Горках, и она теряет всё, что имела. Но даже в то трудное время дама «из бывших» добилась удостоверения Комиссии по охране памятников искусства и старины, и старинную усадьбу признали национальным достоянием.

До 1924 года З. Морозова жила в Москве в Староконюшенном переулке, затем была выселена в сельцо Ильинское. В годы лишений она продавала всё, что оставалось от прошлой жизни, находила радость в разведении цветов, которые всегда приносили успокоение и счастье. Умиротворяло её и вязание — в последние годы жизни она вязала особенно много, несмотря на ослабшее зрение, — это занятие умиротворяло и успокаивало.

В 1947 году З. Морозовой не стало. Некогда знатную и богатую москвичку похоронили на кладбище в Быково, на котором впоследствии построили аэродром. Младший сын Морозовых, вернувшись из ссылки, взял горсть земли с уничтоженного сельского погоста и перенёс в Морозовскую усыпальницу на старообрядческом Рогожском кладбище столицы. Рядом с могилой первого любимого мужа.

.»Как всё-таки со всеми нами жестоко распорядилась жизнь!» — в минуту крайнего откровения вырывалась обида из уст гордой и много пережившей женщины.

Из четверых детей Морозовых ни у кого не сложилась судьба — их жизни ломались на глазах матери: старшего Тимофея расстреляли в 1921 году, дочь Мария закончила свои дни в психиатрической больнице, Елена уехала с мужем за границу и мучительно переживала в эмиграции разрыв с семьёй, младший сын Савва после смерти матери был арестован и выслан «на край земли».

Музей-заповедник Горки Ленинские находится в десяти километрах от Москвы рядом с городом Видное. Бывший когда-то объектом идеологического воспитания музей в наши дни превратился в многопрофильный культурный комплекс, в котором сейчас каждый из посетителей может выбрать наиболее интересующую его страницу нашей истории.

В большом пейзажном парке находятся сразу четыре музея: Музей Ленина, Усадьба Горки, Музей-квартира Ленина в Кремле и Музей крестьянского быта. Кроме того, парк и сам по себе хорош, а вход в него бесплатный.

У главного входа в парк высится монументальное здание Музея Ленина. Этот каменный колосс одиноко стоит буквально в чистом поле, превращая окружающий пейзаж в фантасмагорию.



Здание построил в 1987-м году архитектор Леонид Павлов. Вход в музей обозначен величественным портиком.





Сам архитектор называл его "мой Парфенон".

Надо отдать должное стильности интерьеров и тщательно продуманному оформлению экспозиции музея.




В самом музее представлены копии документов, отражающих историю первых лет существования Советского государства. Молодому поколению будет весьма полезно познакомиться с этими материалами, ну, а у представителей старшего поколения есть возможность вспомнить навязший в своё время в зубах институтский курс научного коммунизма.



На некотором удалении от могучего здания Музея Ленина проходит длинная аллея, бывшая некогда подъездной дорогой к усадьбе Горки.

От Музея Ленина до ворот усадьбы идти придётся минут 10 - 15.


Усадьба Горки, сменившая на своём веку множество владельцев, сформировалась в конце 18-го столетия. Именно тогда на высоком берегу речки Туровка появился парк, каменный дом и два симметричных флигеля. После реформы 1861-го года усадьба начала хиреть, потом перешла в купеческие руки и превратилась просто в летнюю дачу.


Часть парка была поделена на отдельные участки, на которых были выстроены дачные дома для сдачи в наём.



Неизвестно, что бы приключилось с усадьбой дальше, если бы в 1909-м году её не купила бы Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот (урождённая Зимина).

Зинаида Григорьевна, дама активная, целеустремлённая, честолюбивая и без предрассудков, сделала неплохую "карьеру". Совсем в юном возрасте дочь купца 2-й гильдии Зинаида Зимина вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова. Брак оказался неудачным, и Зинаида Григорьевна, презрев моральные устои общества, довольно скоро развелась с супругом и сразу же сочеталась новым браком с дядей своего бывшего мужа Саввой Тимофеевичем Морозовым, одним из богатейших промышленников России. Вместе супружеская пара прожила 19 лет. После загадочной смерти Саввы Тимофеевича Зинаида Морозова унаследовала огромные капиталы, но этого богатой вдове показалось недостаточно - захотелось ей, потомственной купчихе, стать "столбовою дворянкой". Через два года вдовства, в 1907-м году, немолодая уже по тем временам Зинаида Морозова выходит замуж за московского градоначальника Анатолия Анатольевича Рейнбота. (Не надо путать градоначальника с "мэром", должность градоначальника ближе всего к современной должности начальника городского УВД).

Брак был выгоден обеим сторонам: небогатый муж получал доступ к капиталам Морозовых, а жена - вожделенное дворянское звание. Для полного счастья не хватало одного - фамильного родового гнезда, и в 1909-м году Зинаида Григорьевна приобретает Горки.

Буквально через несколько месяцев после свадьбы Рейнбот был обвинён в казнокрадстве, и началось длившееся несколько лет судебное дело. Разгоревшийся скандал лишил Зинаиду Григорьевну возможности вести бурную светскую жизнь, и всю свою неуёмную энергию она направила на обустройство усадьбы.

В ходе строительных работ все усадебные постройки и парк были стилизованы под русский классицизм конца 18 - начала 19 столетий - видимо, очень уж Зинаиде Григорьевне хотелось почувствовать себя хозяйкой настоящего "дворянского гнезда". Большинство исследователей сходятся на том, что перестройкой усадьбы занимался Фёдор Шехтель, личный друг Морозовой, автор её знаменитого особняка на Спиридоновке, но в строительной документации, тем не менее, имя знаменитого московского зодчего нигде не фигурирует.

Прежде всего был перестроен главный дом. С фасада появился портик с шестью ионическими колоннами.


Со стороны парка дом украсила лоджия с колоннами тосканского ордера.


По торцам дома были пристроены зимний сад и застеклённая веранда.


Над окнами второго этажа были помещены барельефы с сюжетами из древнегреческой мифологии.

Оба флигеля были оформлены входными портиками и торцевыми полуротондами.


За южным флигелем был построен хозяйственный двор с конюшней, каретным сараем и водонапорной башней.



Бревенчатый верх каретного сарая надстроен в 1922-м году.


Надо сказать, что свой дом Зинаида Григорьевна обустроила с наивысшим, даже по нынешним меркам, комфортом. Там были все необходимые удобства: водопровод, ванная, центральное отопление, электричество и даже телефон. Это-то, кстати, и сыграло свою роль в столь необычной дальнейшей судьбе усадьбы.

В это же время идут работы по благоустройству парка. Перед домом разбивается небольшой, огороженный балюстрадой партер. Был расчищен находящийся на средней террасе склона, оставшийся от старой усадьбы пруд. Около него появился грот. Дорожки по обе стороны партера приводят к беседкам-ротондам.


От беседок две каменные лестницы спускаются к большому пруду, устроенному в русле речки Туровка.



Большой пруд с плотиной и дамбой был выкопан в начале 1910-х г. г.

К 1914-му году все работы по обустройству усадьбы Горки были закончены.

Надо сказать, что Зинаида Морозова-Рейнбот строила не просто загородный дом, она создавала настоящую усадьбу. При новой предприимчивой хозяйке были посажены обширные фруктовые сады, построены оранжереи и большая молочная ферма (их здания существуют и поныне). Словом, обустраивалась Зинаида Григорьевна в усадьбе основательно и надолго. Вот только жизнь наша - вещь непредсказуемая.

В 1918-м году в усадьбе Горки появились новые жильцы - Владимир Ильич Ульянов-Ленин, Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична Ульянова. Дом в Горках находился близко от Москвы, пребывал в отличнейшем состоянии, имел все удобства и, самое главное, телефон, а потому и был превращён в своего рода "дом отдыха".

В первый раз Ленин оказался в Горках в сентябре 1918-го года, ровно через месяц после ранения. И сама усадьба, и местность вокруг Ильичу понравились. Ленин попросил ничего в доме не трогать и не переделывать, и в течение последующих четырёх лет семья Ульяновых приезжала сюда как на дачу в выходные и в периоды отпусков. Лишь с мая 1923-го года и до своей кончины Ленин жил в Горках практически безвыездно.

Сначала из-за неисправности парового котла Ульяновы поселились в Северном флигеле усадьбы. Жилые комнаты во флигеле невелики и все оснащены печами. Разномастная мебель принесена, скорее всего, из Большого дома. В комнате Владимира Ильича стоят всего лишь кровать, письменные стол и шкаф.

Комната Крупской - больше, да и обставлена разнообразней.

Самая большая "жилплощадь" была у Марии Ильиничны.



Поначалу Ульяновы жили осенью и зимой во флигеле, а в Большой дом перебирались только летом. Крупская вспоминала: "Дом был хорошо отстроен, с террасами, с ванной, с электрическим освещением, богато обставлен... Мы привыкли жить в скромных квартирках, в дешёвеньких комнатах и дешёвых заграничных пансионах и не знали, куда сунуться в покоях Рейнбота... Лишь постепенно привыкли мы к этому дому".

Ну, в общем, привыкли и с 1921-го года жили уже постоянно в Большом доме. После смерти Ленина в Горках поселился его младший брат со своим семейством. В 1930-х было принято решение о создании в усадьбе музея, но выселить Дмитрия Ульянова так и не удалось. Дмитрий Ильич умер в Горках в 1943-м году, семью его всё-таки переселили, и в 1947-м году начались работы по музеефикации. Двумя годами позже музей-усадьба Горки Ленинские принял первых посетителей.

Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот после революции никуда не уехала, прожила в Советском Союзе ещё 30 лет и умерла в 1947-м году. Так что не смогла она попасть в свой дом, если уж и не хозяйкой, так хотя бы в качестве посетительницы музея.

Надо сказать, что в годы Советской власти вся мягкая мебель в доме была накрыта простенькими холщовыми чехлами. Маловероятно, что это было вызвано заботой о сохранности экспонатов. Скорей всего, сделано это было для того, чтобы во время идеологически выдержанной экскурсии посетители не отвлекались на "посторонние предметы". Да и как было показывать похожий на кокетливый дамский будуар рабочий кабинет вождя мирового пролетариата!

Ведь пришлось бы рассказывать, что свои работы "Пролетарская революция и ренегат Каутский" и "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" Ленин написал в окружении мещанских розочек.


Хотя напомним, что Ильич сам просил ничего в доме не трогать, видимо, его самого букетики-цветочки-финтифлюшки не смущали.

Так мебель и простояла под чехлами почти полвека. А когда в 1990-х чехлы сняли, сами музейные сотрудники так и ахнули, увидев, какие сокровища хранятся у них в музее. Вот так выглядит на старой фотографии, например, Восточный вестибюль.


А так эта комната выглядит сейчас.


И тут вдруг все осознали, что Горки - единственная в Подмосковье усадьба, сохранившаяся от и до в полной неприкосновенности!


Нам довелось побывать в Горках в середине 1990-х. Это было точно не лучшее для музея время: судьба самого комплекса висела на волоске, сотрудники, впрочем, как и подавляющее большинство населения страны, выглядели какими-то потерянными, но экскурсии по усадьбе по-прежнему водили. Вспоминая сейчас то время, очень хочется посочувствовать тем экскурсоводам, которые мужественно продолжали свою работу. Рассказывать о Ленине, то есть о том, что они знали назубок, в те времена считалось "неприличным", а про саму усадьбу они почти ничего не знали, о чём честно и сообщали посетителям. Сотрудники музея разводили руками и сокрушались, что они абсолютно ничего не знают о хранящихся в усадьбе картинах и мебели, что надо бы провести атрибуцию всех имеющихся в доме предметов интерьера, но где же взять такие огромные деньги. Сейчас, кажется, всё пришло в норму, за прошедшие годы сотрудники музея хорошо потрудились, собрав массу сведений об истории усадьбы, и теперь экспозиция Большого дома честно рассказывает обо всех его жильцах.

Внутренняя планировка старого усадебного дома при Зинаиде Морозовой была полностью изменена.

Из западного вестибюля выходит широкий коридор с колоннами.


Перспективу коридора замыкает окно, издали кажущееся картиной.

Окно находится в самом большом помещении дома - в зимнем саду.



Напомним, что эта боковая пристройка к дому появилась при реконструкции усадьбы в 1910-м году.

Видимо, зимний сад выполнял в своё время роль парадной гостиной.

Обставлен зимний сад с поистине купеческим размахом.





Стоящий здесь киноаппарат обязан своим появлением Ленину - любил Ильич на досуге кино посмотреть.

На первом же этаже дома находится и библиотека.


Книги для неё собирала Зинаида Морозова, но библиотекой с удовольствием пользовалась и вся семья Ульяновых.



Как мы уже говорили, не последнюю роль в выборе Горок в качестве резиденции Ленина сыграло наличие телефона.

Телефонная комната со старыми аппаратами сохранилась в неприкосновенности.



Неширокая лестница ведёт во второй этаж.

Кабинет Ленина (тот самый, с будуарной мебелью) мы уже показывали. А рядом - его спальня.

Столовая Зинаиды Морозовой практически не претерпела каких-либо изменений.



Большая комната в центре второго этажа в советское время имела вид траурного зала, именно в этой комнате стоял гроб Ленина.


В спальне Зинаиды Морозовой-Рейнбот внимание привлекает туалетный столик, целиком сделанный из майссенского фарфора.

В доме ещё при Морозовой были хорошо оборудованные ванная комната и бельевая.


Одна из комнат предназначалась для врачей, следивших за здоровьем Владимира Ильича.

О том, что в доме жил больной человек напоминают и инвалидные коляски.


Рассказывая о Горках нельзя не упомянуть ещё об одном ценнейшем музейном экспонате - раритетном автомобиле Роллс-Ройс, стоящем в каретном сарае.


Автомобиль для кремлёвского гаража был куплен в Англии в 1922-м году.

На петроградском Путиловском заводе автомобиль "усовершенствовали" , приспособив его для российской зимы.


На задние колёса надели гусеницы.


К передним колёсам приделали лыжи.


После смерти Ленина автомобиль не использовался, соответственно и не ремонтировался, так что все детали у Роллс-Ройса "родные".

В том же каретном сарае находятся и сани, использовавшиеся для зимних прогулок Владимира Ильича.

Каретный сарай находится в служебном корпусе усадьбы. От этого корпуса на юг, в сторону железнодорожной станции ведёт парковая аллея, получившая после смерти Ленина название "Траурная". По этой аллее 23 января 1924-го года гроб с телом Ленина был доставлен к поезду.

В самом начале "Траурной аллеи" стоит скульптурная группа С. Д. Меркурова "Похороны вождя".


В конце аллеи, недалеко от ворот парка, установлен перенесённый сюда из Кремля памятник Ленину.


За памятником находится дача, построенная в Горках ещё до того, как усадьбу купила Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот.


Сейчас в этом здании размещена перевезённая из Кремля экспозиция "Музей-квартира Ленина в Кремле".

В заключении рассказа о музейном комплексе "Горки Ленинские" хочется добавить, что посещение всех музеев экскурсионное, сеансов каждый день не слишком много, поэтому посетить за один день все экспозиции, к сожалению, вряд ли удастся. Так что стоит заранее расставить приоритеты и начинать с наиболее интересного или ещё незнакомого для вас объекта.

http://www.nashi-progulki.ru/ru/list/article.php?id=3343


Всего 101 фото

Всегда не знаешь поначалу, что следует раскрывать в теме подобного объемного материала (как в этом примере, об особняке Саввы Морозова) в первую очередь и на чем делать акценты - рассказать о хозяине особняка, о том, кто финансировал проект, его жизни, судьбе, об архитекторе особняка или историях и легендах Старой Москвы, связанных с ним. От этого впоследствии и будет зависеть впечатления моего читателя и, именно с таким оттенком будут рассматриваться фотографии этого особняка. Сам герой нашего исследования не просто «один из», - он выделяется и отличается от множества особняков Старой Москвы своим масштабным готическим архитектурным образом, им владел один из богатейших предпринимателей дореволюционной России - Савва Морозов, а архитектором особняка выступил один из моих самых любимых зодчих - Федор Шехтель. Ну и, кроме того, и наконец, «особняк Зинаиды Морозовой» рассматривается как один из наиболее главных претендентов на роль готического особняка Маргариты из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Напомню, что появившееся желание написать об особняке Маргариты всколыхнуло не только мои давние впечатления о бессмертном романе Мастера, но и неуемное стремление отразить образы претендентов на эту роль в визуальном фото ряде для образного их представления... Поразмышляв несколько дней и помучившись насчет этих самых акцентов, я решил просто начать писать об особняке Саввы Морозова, доверившись внутреннему чутью, творческому порыву и исходной документальной информации. Что из этого получилось - будет виднее читателю. Таким образом, я просто буду излагать тему, а вы будете просто читать!) На том мы и остановимся… перед тем как вы решите открыть кат…)

Как всегда, всё начинается и заканчивается там, где пребывает Любовь и исчезает вдруг (...или понемногу) без остатка!)

Савва Морозов - известнейший русский предприниматель, имевший звание мануфактур-советника, являлся потомственным почетным гражданином. Родившись в семье богатых промышленников-старообрядцев, будучи воспитан в строгости, он зачастую по отношению к себе бывал очень экономен. Биографы даже отмечают, что Савва Тимофеевич мог ходить в стоптанной обуви с заплатами, а из украшений в его кабинете был только бюст Ивана Грозного работы Антакольского…

В то же время по отношению к другим Савва Морозов мог быть очень щедрым. Так, его жена Зинаида Григорьевна, по имени которой и был назван этот особняк, а несколько лет спустя и любовница Мария Федоровна Андреева не знали ни в чем нужды, упивались роскошью и имели прямой доступ к капиталам Морозова для удовлетворения своих прихотей.
02.

Благотворительная деятельность считалась правилом для купцов и промышленников XIX в. Дед Морозова, бывший крепостной, не умевший читать, а также его отец, грамотный, но не имевший высшего образования, при этом очень умный и деятельный человек, вкладывали довольно большие средства в книгоиздание и меценатство. Будучи преемником своего успешного отца в деловой сфере, Савва повторил и превзошел его в деле накопления своего промышленного капитала.

Савва Тимофеевич Морозов зарекомендовал себя как филантроп. Он, в отличие от родителя, с большой заботой относился к рабочим своей мануфактуры, а те платили ему доверием. Он отменил наказания и штрафы, введенные отцом, обеспечил качественное медицинское обслуживание, первый из промышленников ввел пособия для беременных женщин, работавших на фабрике. Морозов жертвовал на строительство больниц, родильного приюта. Давал деньги на издание книг. Но в то же время не давал ни копейки на то, что считал лжеискусством. Огромную поддержку в период формирования, к примеру, он оказал МХАТу. В общей сложности на нужды театра он издержал около полумиллиона рублей - огромные по тем временам деньги.
03.

В личной жизни Морозов был человеком столь же страстным и руководствовался своим сердцем. Каким бы делом он ни занимался, - всегда вкладывал в него душу. Биографы упоминают о двух романах мануфактур-советника, первый из которых нашел продолжение в браке. Он влюбился в бывшую жену своего далекого родственника, Зинаиду Григорьевну (в девичестве Зимину) и, несмотря на неодобрение родителей и скандал, женился на ней. Была она из купеческого рода.
04.

Портрет Зинаиды Григорьевны Морозовой - первый год замужества. Париж. Свадебное путешествие. 1888 год.

По свидетельству современников, женщина очень умная, но своенравная, Зинаида Григорьевна любила роскошь и богатство. Савва ей ни в чем не отказывал и неоднократно получал замечания от окружения по поводу того, что у его супруги то шлейф длиннее, чем у царственных особ, то букет богаче...
05.

Зинаида Григорьевна Морозова (Зимина)

Салон госпожи Морозовой пользовался большой популярностью в столице, однако допускались туда лишь избранные. Супруг в подобных собраниях появлялся крайне редко. Именно для Зинаиды, из любви к ней, в 1893-1898 годах, Савва и предложил Шехтелю построить ему на Спиридоновке настоящий рыцарский замок - особняк “в готическом стиле” по образцу тех, что миллионер видел в Манчестере, где в юности учился текстильному делу. Шехтель взялся за дело с энтузиазмом - он сделал для проекта около шестисот чертежей. Его можно было понять - не всякому архитектору в тридцать четыре года попадается клиент, который поощряет самые безумные фантазии и не считает денег на их осуществление.
06.

Федор Шехтель
07.


Рисунок Шехтеля
08.


Фасад Дома С.Т. Морозова
09.


Дом С.Т. Морозова на Спиридоновке

В декоре особняка Шехтель получил разрешение заказчика на всё, что он сочтет необходимым. Здесь было все, что может только прийти в голову при словах “рыцарский замок”. Готические арки, башенки, резные деревянные панели, витраж, панно и скульптура работы Михаила Врубеля, мраморные полы, сделанные на заказ ткани со средневековыми орнаментами и старинные гобелены - эти роскошества будоражили воображение москвичей задолго до окончания стройки - о том, что еще “учудил” в своем новом доме Савва Морозов, сплетничал весь город. В Москве еще такого явления никто не видел - для Шехтеля эта постройка стала поворотным моментом в его творческой карьере.
10.

Интерьеры Дома С.Т. Морозова на Спиридоновке
11.


Скульптура Михаила Врубеля.
Фото В.М. Рудченко из книги В. Сутормина "По обе стороны Арбата или Три дома Маргариты"

Наконец в 1898 году чета Морозовых переехала в отстроенный особняк, и общество смогло воочию увидеть, как оно всё получилось. Карьера Шехтеля сложилась в одночасье - новые заказы посыпались один за другим, потому что помимо исключительной красоты декора дом отличался очень удобной планировкой - все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» - парадной лестницы. Шехтель расположил их, следуя логике жизненного цикла хозяев, а не привычному по старым усадьбам принципу симметрии. В конце XIX века это сочли смелым и удивительным новшеством.
12.


В проекте особняка Шехтель отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы. Архитектор придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем другим фасадам здания.
13.

При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М.А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне.
14.

Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.
15.


16.


17.


18.


19.

Правда, жизнь Морозовых в новом особняке протекала не слишком счастливо. В конечном итоге страсть Саввы к жене стала угасать, но светские приличия соблюдались, в том числе и ради четверых детей. К тому же, Савва был человеком нервным, с тяжелым характером… В этом доме Морозов какое-то время укрывал скрывавшегося революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция...
20.

В 1905 году Савва Морозов, в сопровождении жены и доктора Селивановского, выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 13 (26) мая он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Официальные власти Москвы проявили самое уважительное отношение к этому трагическому событию. А.А. Козлов, тогдашний генерал-губернатор, писал градоначальнику графу П.П. Шувалову: «Ввиду имеющихся у меня документов, прошу Ваше сиятельство распорядиться о выдаче удостоверения об отсутствии со стороны администрации препятствий преданию земле по христианскому обряду тела мануфактур-советника Саввы Тимофеевича Морозова». На похоронах Морозова Козлов, подойдя к Зинаиде Григорьевне, которую он хорошо знал и в доме которой бывал, выразил ей соболезнование и прямо сказал: «Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная».

Историк Ю.Г. Фельштинский подозревает в убийстве Морозова Л.Б. Красина (соратника Ленина). Именно эта версия развита в многосерийном художественном фильме «Савва Морозов» (РФ, 2007), в котором роль Красина сыграл Дмитрий Нагиев. Некоторые источники считают причастной к убийству любовницы Саввы Морозова - Марию Федоровну Андрееву, как агента экспроприатора Красина... Между прочим, Савва, зная об отношениях его любимой Марии Андреевой с его другом Горьким, не бросил возлюбленную, когда она попала в больницу - ухаживал за ней только он... После смерти Саввы Андреева судилась со вдовой покойного о наследстве, та проиграла, и деньги через Красина (Андреева так и написала - «отдать деньги Л.Б. Красину») ушли к Ленину...
21.

Мария Андреева

Однако, по воспоминаниям Максима Горького, сам Савва Тимофеевич ещё задолго до своей смерти говорил ему, что в его смерти заинтересованы черносотенцы, которые неоднократно присылали ему письма с угрозами из-за его участия в революции. Горький также указывал: «После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“»!

Похоронен Савва Морозов на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве.
22.

Впоследствии вдова Саввы Морозова заявила, что не хочет жить в доме с “привидением”. Особняк был выставлен на продажу.
23.

В 1909 году Дом Саввы Морозова на Спиридоновке приобрел другой шехтелевский поклонник - Михаил Рябушинский. Дом был им куплен за 870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой, который хотел жить рядом с братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.
24.


25.

Михаил Павлович Рябушинский

Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского. По его заказу в 1912 году Константин Богаевский для Большой гостиной создал три панно. Они назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле являлись продолжением цикла, выполненного Врубелем для Малой гостиной - «Утро», «Полдень» и «Вечер». Рябушинский прожил здесь недолго - в 1918 году уехал за границу, спасаясь от революции. При этом увез с собой всю обстановку, что возможно было увезти, вплоть до столового серебра. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым неподъемным деревянным шкафом… А морозовский “замок” поступил в государственную собственность.
26.

Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В газетных публикациях встречаются утверждения, что во время ремонтных работ в мае 1926 года нашли вышеуказанный люк и, в подвале, был обнаружен оставленный владельцем тайник, откуда извлекли «несколько старинных манускриптов, мраморный бюст Виктора Гюго работы Огюста Родена, более 40 живописных работ Брюллова, Тропинина, Репина, Бакста, Врубеля, Серова, Кустодиева и 80 акварелей русских и европейских мастеров XIX и начала XX веков...».

В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел, к тому времени многое из обстановки уже исчезло, но новый дом приёмов обустроили выписанной из музейных запасников мебелью, а осыпавшуюся позолоту - заштукатурили. Во времена работы А. А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приёмы западные страны.
27.

Была проведена масштабная реставрация, которая длилась около 10 лет. После её окончания в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий. Позднее они очень пригодились для проведения работ по реставрации дома после большого пожара, произошедшего 4 августа 1995 года.

Здесь в 1996 году проходила встреча «Большой восьмёрки». Сейчас это дом приёмов МИД России, и особняк закрыт для посещений, но в последние годы здание участвует в проведении Дня исторического наследия Москвы и Дня музеев, и в эти дни возможно посещение.

Давайте подробней в деталях рассмотрим Дом Саввы Морозова на Спиридоновке...

49.


50.

51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.

То самое трехстворчатое окно, из которого могла улететь на бал Маргарита...
64.


65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.

72.


73.


74.


75.


76.

Зинаида Морозова – Рейнбот: Вдова известного мецената, которую выгнал из дома сам Ленин

Судьба Зинаиды Григорьевны Морозовой-Рейнбот послужила бы сюжетом увлекательной мелодрамы. Сценаристам бы и придумывать ничего не пришлось. Ведь буквально любой факт из биографии этой женщины прекрасно ложится в канву «богатые тоже плачут», так любимую нашими соотечественниками.

С супругом своим, известнейшим меценатом Саввой Морозовым, Зинаида Григорьевна, а тогда юная 18-летняя Зина, познакомилась на собственной свадьбе. Правда, тогда она выходила замуж на внучатого племянника Саввы – Сергея Викуловича Морозова. И тут случилось то, чего случиться было не должно: Савва влюбился в невесту с первого взгляда. Уже после свадьбы он добивался и добился её расположения, а потом и любви. Скандал в добропорядочной семье старообрядцев! Но влюблённый Морозов пошёл даже против воли матери, организовал развод и на любимой женщине женился. И именно для своей Зинаиды Григорьевны построил в Москве дом на Спиридоньевке, ставший одним из лучших творений архитектора Шехтеля.

Кстати, роскошь Зинаида Морозова любила всегда. А ещё была она дамой расчётливой, умной и гостеприимной. Блистала на балах, встраивала приёмы и была при этом заботливой матерью для четверых своих детей и нежной, любящей супругой. У неё даже хватило терпения и мудрости пережить любовный роман супруга с актрисой Марией Андреевой. Время прошла, Андреева влюбилась в Горького, а её муженёк вернулся в семью.

Савва Морозов с детьми.

Но в 1905 году в Каннах случилась трагедия. Савва Морозов умер. И сегодня историки спорят, что это было – то ли меценат наложил на себя руки, то ли с ним покончили большевики, которым он, кстати, всегда помогал. Но сама Зинаида Григорьевна в самоубийство мужа не верила.

Итак, ей 35. Она вдова и у неё огромное состояние мужа. Зинаида Григорьевна вышла замуж на генерала Рейнбота, продала дом, подаренный мужем, и купила имение в Горках. В имении она всё обустроила на свой вкус и по последнему слову техники. Провела канализацию, водопровод, поставила унитаз и ванную из мейсоновского фарфора, провела телефонную связь и электричество. А ещё в доме были уникальные коллекции картин, фарфора и мебель из карельской берёзы.
Зинаида Григорьевна знала и революции и могла предвидеть, чем это всё закончится, но ехать в эмиграцию не захотела. Все её заводы, имущество и земля оказались национализированы, а её с 4 детьми (с мужем она к тому времени была в разводе) выселили в коммуналку – в 4 комнаты в Староконюшенном. А потом е с детьми и вовсе оставили 2 комнаты. А поскольку жить было ей не на что, Зинаида Григорьевна забрала детей и уехала в село Ильинское. Там распродавала вещи, и с этого жила.

А вот в Горках обосновались большевики. А точнее, там решили в имении Морозовой решили поселить больного Ленина. И решающую роль в этом сыграло наличие телефона – ведь «вождь мирового пролетариата» должен был находиться на постоянной связи со столицей.

Интерьер дома в Горках.

Ванная комната в Горках.