Анкеты для обучающихся и родителей. Анкета для родителей начальной школы

30.05.2019

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Фамилия, имя, отчество ребёнка ____________________________________________

2.Фамилия, имя, отчество, год рождения родителей (законных представителей):

МАТЬ ____________

ОТЕЦ ____________________________________________________________________

3.Место работы, должность родителей (законных представителей):

ОТЕЦ ____________________________________________________________________

4.Адрес регистрации:

5.Адрес проживания (фактический):

РЕБЕНОК _____________________________________________________________________________

МАТЬ _________________________________________________________________________________

ОТЕЦ ____________________________________________________________________

6.Жилищные условия (частный дом, квартира, удобства, благоустройство):

__________________________________________________________________________

7.Состав семьи (перечислить всех членов семьи ребенка):

__________________________________________________________________________ 8.Материальное положение (обеспеченные/малообеспеченные) ___________________

9.Структура семьи (полная/неполная, гражданский брак, родители в разводе,

мать-одиночка, многодетная, приёмная, опекаемая и т.д.):

__________________________________________________________________________ 10.Здоровье ребёнка (по возможности, перечислить заболевания, если имеются):

__________________________________________________________________________

11.Увлечения, интересы:

РЕБЕНОК _____________________________________________________________________________

МАТЬ _________________________________________________________________________________

ОТЕЦ _________________________________________________________________________________

12.Планы по выбору профессии ребёнка (углубленное изучение предметов): __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

13.Кто из членов семь оказывает наибольшее влияние на ребенка __________________

14.Дорога в школу (самостоятельно до школы/обратно (согласен/несогласен): 15.Обработка персональных данных (согласен/несогласен) _______________________

Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители, просим вас оценить каждое из положений анкеты, выбрав одно из утверждений: да, нет, трудно сказать.

Вопросы

трудно сказать

Уровнем преподавания

Организацией школьного быта

Питанием в школе

Состоянием школьных помещений

Оформлением классов

Материально-техническим обеспечением школы

Отношениями между школьниками в классе

Вашими отношениями с педагогами и администрацией

Отношением вашего ребенка с педагогами

Отношением вашего ребенка к школе в целом

2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов.

3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

5. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в городе»?

6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?

7. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы сделать лучше?


Анкета «Отношение родителей к школе»

Родителям предлагается в быстром темпе закончить фразы:

В школе, где учится мой ребенок, мне нравится …

В школе, где учится мой ребенок, меня беспокоит …

Когда я затрудняюсь принять правильное решение в вопросах воспитания, я …

Мне хотелось бы побеседовать с учителем о …

Меня беспокоит в моем ребенке …

Если бы я был на месте учителя, то …

Сопоставление ответов на эти вопросы дает возможность лучше понять условия семейного воспитания, более обоснованно, предметно подготовить рекомендации, советы родителям.


Анкета для родителей «Совместная работа со школой»

1. Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытые уроки, посещение семей учителями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции, другие формы работы?

2. Какие формы работы вас затрудняют?

3. Каких форм взаимодействия нет в вашем классе?

4. Какие формы взаимодействия вы хотели бы ввести в практику?

5. Встречаете ли вы трудности в воспитании детей и какие?

6. Какие пути их разрешения возможны?

7. Готовы ли вы к совместной работе для преодоления этих трудностей?


Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»

1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.

2. Профессии обоих родителей.

3. Образование родителей.

4. Возраст обоих родителей.

5. Возраст существования семьи.

6. С кем чаще ребёнок проводит время.

7. Полная или неполная семья.

8. Как складываются отношения, если семья не полная.

9. Количественный состав членов семьи.

10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.

11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).

12. Интересы, увлечения семьи.

13. Хобби членов семьи.

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»

1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку?

2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?

3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?

4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему?

5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)?

6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?

7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?

8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?

9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?

10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?


Анкета для обучающихся «Взаимоотношения в семье»

  1. Кто больше внимания уделяет тебе в семье?
  2. Кому ты рассказываешь о своей школьной жизни, о прожитом дне?
  3. Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?
  4. Мама для тебя просто мама или ещё подруга?
  5. Наказывают ли тебя дома? Как?
  6. Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?

Анкета для родителей «Взаимоотношения в семье»

1. Кто занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?

2. Ваши мнения по вопросам воспитания в Вашей семье совпадают или же они разные?

3. В чём Вы испытываете трудности?

4. Как Вы стараетесь разрешить эти трудности?

6. В каком вопросе Вы нуждаетесь в помощи?


Анкета для родителей «Выяснение характера семейного уклада»

1. Выполняют ли ваши дети постоянный режим дня

(Да, нет, не всегда, иногда)

2. Согласованы ли у Вас в семье требования взрослых к детям? (Да, нет, не всегда, иногда)

3. Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления? (Хвалю, даю деньги, не замечаю, иногда замечаю, обращаю внимание на хорошее)

4. Знаете ли Вы друзей своих детей?

(да, нет, не всех)

5. Чем занимаются Ваши дети в свободное от уроков время? Подчеркните (помогают по дому, смотрят телевизор, читают, не знаю, гуляют на улице, смотрят кино)

6. Знаете ли Вы интересы своих детей?

(Да, нет, не все, не интересуюсь, нет времени интересоваться)

7. Имеют ли ваши дети постоянные обязанности по дому?

(Да, нет, не всегда, не все)

8. Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми?

Подчеркните (ровные, спокойные, требовательные, не терпящие возражения)


Анкета «Выявление уровня правовой культуры родителей»

(нужное подчеркните)

1. Участвуют ли ваши дети в решении семейных вопросов? (Да, нет, не считаем нужным, мы сами способны все решить)

2. Бывают ли случаи, когда вы не знаете, где находится ваш ребенок?

(Нет, иногда, нет времени следить за ним)

3. Какие действия Ваших детей Вы относите к нарушениям законодательства?

(Уход из дома, пропуск уроков, нецензурная брань, курение, выпивка, драка, оскорбление друзей и старших, угон транспорта, нарушение правил дорожного движения, порча зеленых насаждений, государственного имущества)

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность детей?

(10, 15, 17, 14, 12, 16, 18 лет, не знаю)

5. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок курит, выпивает, сквернословит, непочтительно относится к старшим?

(Побеседую с ним о вредности; объясню, к чему это приведет; ничего; отругаю; посоветуюсь с классным руководителем; побью; накажу; не пущу в кино; не дам денег на карманные расходы)

6. Применяете ли вы дома телесные наказания по отношению к своим детям (да, нет, иногда, считаю их вредными, крайне редко)


Анкета для обучающихся «Стили общения в семье»

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются убедить, уговорить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) не обращают на тебя внимания;

д) могут ударить;

е) пытаются объяснить, что ты не прав;

ж) другое ___________________________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей,

г) когда ты чего-то просишь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое ___________________________________.

4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________;

Или наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________.

5. При тяжёлых провинностях, какой вид наказания выбирает

мать:_______________________ отец: _______________________

6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме: _______________

________________________________________________________


Анкета для родителей «Стили общения в семье»

1.Когда ребёнок вас не слушается, вы обычно:

а) кричите на него;

б) разговариваете, уговариваете;

в) не реагируете на его оправдания, молчите;

г) можете избить;

д) пытаетесь объяснить, что он не прав;

е) другое (что именно)______________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своём ребёнке?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребёнка:

а) стремление воспитать;

б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребёнка;

в) ссора с супругом (супругой);

г) когда он чего-то требует, просит;

д) когда огорчает;

е) желание убедить его в своей точке зрения;

ж) не могу объяснить;

з) другое (что именно)______________________.

4. Появлялось ли у вас желание избить ребёнка, выгнать его из дома, запереть в комнате (подчеркните)?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г) трудно сказать;

д) другое (что именно)______________________.

5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжёлых провинностях ребёнка? _____________________________________________________

6. Когда вы сами были ребёнком и не слушались родителей, они чаще:

а) кричали;

б) пытались убедить, уговорить;

в) молчали;

г) били;

д) пугали избиением;

е) другое ___________________________________.

7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме: ___________________

___________________________________________________________


Анкета для родителей « Роль поощрений и наказаний в семье»

1. Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребенка.

2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

3. Какое влияние оказывает поощрение на воспитание у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?

4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ребенка?

5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?

6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребенка на него?


Анкета для родителей «Поощрения и наказания в семье»

1. Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?

А. Да.

Б. Нет.

В. Не думал (а) над этой проблемой.

2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?

А. Как к необходимому и значимому атрибуту семейного воспитания.

Б. Как к родительской обязанности.

В. Не задумывался (ась) над этим.

3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?

А. Как к обязательному атрибуту семейного воспитания.

Б. Как к одному из важных элементов семейной культуры.

В. Как к необходимому атрибуту семейного воспитания.

4. Наказывали ли вас в вашей семье?

А. Да, регулярно.

Б. Иногда, если этого заслуживал (заслуживала).

В. Почти никогда.

5. Как вы поощряете своего ребёнка?

А. Материально.

Б. Морально.

В. Сочетаю различные формы поощрения.

6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?

А. Покупка вещей.

Б. Покупка игрушек.

В. Покупка вещей и предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка.

Г. Словесные формы поощрения.

Д. Телесные формы поощрения ребёнка (объятие, поцелуй и т. д.)

7. Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?

А. Физическое наказание.

Б. Исключение общения с ребёнком.

В. Лишение ребёнка чего-то.

8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?

А. Потерей контакта с ребёнком.

Б. Уходом из дома.

В. Агрессией и жестокостью по отношению к родным и чужим людям.

Г. Изменением нравственной сферы личности ребёнка.

Анкета для обучающихся «Наказания и поощрения в семье»

− Как часто тебя наказывают?

− Кто чаще всего тебя наказывает?

− Что может послужить поводом для наказания?

− Боишься ли ты наказаний?

− Что ты предпринимаешь, чтобы избежать наказания?

− Как часто тебя поощряют?

− Как тебя поощряют?

− Что может послужить поводом для поощрения?

− Кто из родителей тебя поощряет чаще?

− Ждёшь ли ты поощрения?


Анкета для родителей «Воспитание в семье»

1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Личный пример; требование, убеждение, наказание, поощрение.)

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да; нет; никогда.)

3. Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (Похвала; одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом; покупка ребенку новой книги или игрушки.)

4. Наказываете ли вы своего ребенка физически? (Да, нет, иногда.)

5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? (Да, нет, не всегда.)

6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда.)

7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда.)

Уважаете ли вы ребенка как личность? (Да, нет.)


Анкета для родителей «Воспитательная активность в семье»

  1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком?

(В течение дня, в течение недели, в совместной работе, беседах, кино, разговорах, на прогулке.)

2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.

3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка?

4. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

5. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их решаете?


Анкета для обучающихся «Искусство жить с родителями»

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

2. Говорят ли с вами родители по душам? Советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли вашей учебой?

4. Знаете ли вы друзей ваших родителей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?

7. Есть ли у вас общие с ними дела и увлечения?

8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

9. В детские праздники вы предпочитаете оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?

10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли вы с родителями телепередачи, фильмы?

12. Бываете ли вместе с родителями в кино, театре?

13. Участвуете ли вместе с родителями в прогулках, походах?


Анкета для родителей «Искусство жить с детьми»

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей своего ребенка?

5. Бывают ли друзья ваших детей у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. Детские праздники дети предпочитают проводить с вами или без вас?

11. Обсуждают ли дети с вами прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, музеях, кино?

14. Бываете ли вы с детьми на прогулках, в походах?

15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми или без детей?


Анкета для родителей «Как вы общаетесь с ребёнком?»

1. Что вы понимаете под словом «трудный ребенок»?

2. Как вы понимаете, почему ребенок становится трудным?

3. Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

4. Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?

5.Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?



Анкета для родителей «Изучение семьи ученика»

1. Ф. И. О. родителей.

2. Образование: высшее, среднее, начальное.

3. Возраст.

4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра?

5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери? (Нет времени, не хватает образования, педагогических знаний, считаете, что воспитанием должна заниматься школа.)

6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, на природе, никуда не ходите?

7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, дому, творческим объединениям?

8. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы считаете:

а) положительными

б) отрицательными

9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны: воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины?

10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?

11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?

12. Как и с кем проводит он свое свободное время?


Анкета для родителей «Как Вы воспитываете своего ребёнка»

  1. Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?

(Да, не очень, плохо.)

  1. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

(Круглые сутки, 5–6 часов в сутки, 1–2 часа в день.)

  1. Когда вы были с детьми в театре?

(Полгода назад, 3 месяца назад, в этом месяце.)

4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу и дополнительную литературу к урокам? (Да, иногда, никогда.)

5. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

(Всегда, иногда, никогда.)

5. Как вы поощряете своего ребенка?

(Радуетесь вместе с ним его успеху, просто хвалите, покупаете дорогую вещь, игрушку.)

6. Как вы наказываете своего ребенка?

(Делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним; не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер; применяете физическую силу, не разрешаете гулять.)

7. Проводите ли вы семейные советы по воспитанию?

(Действуете согласованно, обращаетесь к посторонней помощи: соседям, классному руководителю, друзьям; каждый воспитывает по-своему.)

8. Видит ли ребенок ваши разногласия в семье?

(Нет; иногда; да.)

9. Учите ли вы своего ребенка уважать людей?

(Да; иногда; не затрагиваем этот вопрос.)


Анкетный опрос родителей на первом родительском собрании. Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.

1. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) Хорошей организации быта.

б) Радости общения.

в) Покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

а) Здоровье детей.

б) Хорошая учеба.

в) Трудовое участие детей в жизни семьи.

г) Настроение детей и причины его изменений.

3. Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным человеком.

б) Встретить любовь.

в) Иметь много друзей.

г) Реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) Да.

б) Нет

в) Не знаю.

7. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) Радость общения.

б) Возможность быть самим собой.

В) Мучение и пытка.

Анкета родителей для начала учебного года 5-8 класса

ФИО ребёнка___________________________________________________________

1) Выверка учётных данных.

Полные фамилия, имя отчество родителей или ответственных лиц (пример: мама и бабушка)

Мобильные телефоны родителей

Mail родителей (если есть)

Адрес проживания ребёнка по паспорту (с индексом)

Адрес проживания ребёнка фактический (с индексом)

2) Собираетесь ли жить в спальном корпусе, если да, то по каким дням.

3) Какая дополнительная помощь вам необходима от школы (индивидуальные занятия, предоставление индивидуального графика, дополнительная информация о пробных вступительных экзаменах в ВУЗы, помощь в профориентации и выборе ВУЗа и т.д.) На обратной стороне листа.

4) Какие просьбы, пожелания и претензии у вас есть к: выпускающим отделениям, кафедрам, учителям-предметникам, классным руководителем, администрации, психологов школы. На обратной стороне листа

5) На какие проблемы вашего ребёнка необходимо обратить внимание классным руководителям и учителям (включая здоровье)

6) Есть ли у вашего ребёнка проблемы в общении с одноклассниками.

Анкетирование проводится в начале учебного года.

Цель: обратить внимание на пробелы в воспитании их детей и наметить пути ликвидации недостатков.

1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком (подчеркните):

Все свободное время;

От случая к случаю;

Не общаюсь вообще.

В каких формах: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов, совместная работа по хозяйству, чтение книг, поездки за город и т.п. (подчеркните).

2. Как проводит свободное время ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):

Предпочитает находиться в компании друзей;

Избегает общения со сверстниками;

Затрудняюсь ответить.

3. Нравится ли вашему ребенку общаться с вами, находиться дома?

4. Чем увлекается ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):

Спорт, чтение художественной литературы, коллекционирование, уход за домашними животными, музыка, рисование и др.

5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания своего ребенка (подчеркните):

6. Наблюдали ли вы случаи проявления жестокости вашим ребенком по отношению к сверстникам, младшим ребятам, животным?

7. Что преобладает в характере вашего ребенка (подчеркните):

Стремление к лидерству, властность;

Скептицизм, упрямство, негативизм;

Уступчивость, кротость, пассивность;

Доверчивость, конформность, зависимость;

Несамостоятельность;

Отзывчивость, бескорыстие, жертвенность.

8. Отношение вашего ребенка к школе (подчеркните):

Положительное;

Отрицательное;

Безразличное.

9.Что вам не нравится в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе?

6. Каким бы вы хотели видеть обучение в нашей школе?

Тест для родителей

Цель: выявить стиль воспитания ребенка в семье.

1. ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается:

а) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка;

б) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный день его шалости могут ему дорого обойтись, - 0;

в) вообще не обращаете на него внимания, пусть все делает сам – 5.

2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны:

а) вы разговариваете с их родителями – 2 очка;

б) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5;

в) объясняете своему ребенку, в чем состоят его недостатки его друзей, что они для него плохой пример, - 0.

3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать:

а) вы ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать – 0 очков;

б) отказываетесь играть с ним. Пока он будет так болезненно воспринимать поражение, - 3;

в) умышленно создаете такую ситуацию, при которой ребенок научился бы проигрывать, - 5.

4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он не хочет идти спать:

а) вы объясняете, как важен сон – 3 очка;

б) позволяете, чтобы ребенок ложился, когда захочет, но утром заставляете вовремя – 5 очков;

в) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного – 0 очков.

5. Детских телепередач ребенку уже недостаточно, он хочет смотреть телевизор целый день:

а) после детской программы ребенок ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он уснул, - 1 очко;

б) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, - 2 очка;

в) выбираете для него некоторые передачи – 3 очка;

г) определяете, сколько часов ребенок может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть, - 5 очков.

6. ваш ребенок достаточно дерзок, за словом в карман не полезет:

а) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это строго осудят – 5 очков;

б) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков;

в) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его, - 3 очка.

7. Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками):

а) оставляете все, как есть, - 3 очка;

б) пытаетесь пересечь детскую влюбленность, если она появляется, - 0 очков;

в) по-деловому объясняете. Что такое любовь, и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, - 5 очков.

8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним:

а) учите его давать сдачи – 5 очков;

б) разговариваете с родителями этих детей – 3 очка;

в) делаете так, чтобы ваш ребенок избегал контактов с такими детьми, - 0 очков.

9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку):

а) вы в присутствии младшего ребенка призываете его к благоразумию – 5 очков;

б) уделяете сыну (дочери) больше внимания, независимо от того, что он (она) старше – 3 очка;

в) вообще не вмешиваетесь – 1 очко.

10. ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей:

а) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение – 0 очков.

б) стремитесь оказать ему больше внимания, чем до сих пор, - 5 очков.

в) запрещаете ему смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства, - 2 очка.

Результативность

От 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению.

От 19 до 35 очков. Подготовка вашего ребенка к самостоятельной жизни недостаточна. Вы слишком слабо развиваете в нем самостоятельность мышления, уверенность в себе. Хотя вы не хотите, чтобы ваш ребенок слепо вас слушался, не исключено, что он не сможет в достаточной мере выработать собственные взгляды.

От 35 до 50 очков. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором царят доброта и справедливость, ценится инициатива, а эгоизм осуждается. В мире, где уважают ум, независимое мышление, откровенность, собственное мнение.


Похожая информация.


Простой, но эффективный способ опроса родительской общественности образовательного учреждения касательно ключевых вопросов жизнедеятельности школы и осуществления образовательного процесса:

  • реализации образовательного минимума согласно программам;
  • внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • школьной воспитательной работы;
  • оптимизации и улучшения условий осуществления учебно-воспитательной деятельности.

Поскольку традиционных форм общения с законными представителями и родителями детей, которое осуществляется в рамках индивидуальных бесед, родительских собраний, мастер-классов и родительских конференций, бывает недостаточно для сбора информации относительно тех или иных образовательно-организационных вопросов, в школе используют анкетирование. Каждая анкета для родителей в школе - способ узнать больше об учащихся, их семьях, интересах, образовательных потребностях, лояльности семей в вопросах сотрудничества и взаимодействия со школой и прочем. Ввиду стабильной нехватки времени на обсуждение ключевых вопросов на родительских собраниях и аналогичных мероприятиях, педработники могут узнать мнение родителей школьников по широкому кругу вопросов.

Анкетирование незаменимо в том случае, когда у педагога, школьного психолога или представителя администрации нет времени на общение с членами семей учащихся, а реализация или модернизация образовательного процесса может осуществляться только на основании мнения родительского сообщества. В этом случае мамам и папам на родительском собрании или дома предлагают заполнить одну из многочисленных анкет, разработанных социальными педагогами, психологами или классными руководителями.

Темы анкет для родителей в школе могут быть самыми разными, но независимо от этого отвечать на них нужно честно и лаконично, поскольку данные не передаются третьим лицам и используются исключительно для улучшения учебно-воспитательного процесса, адаптации детей в школе и условий в образовательном учреждении. Педагогам важно понять мнение родителей относительно поднятых в опросниках вопросов, а потому ответы не влияют на взаимоотношения с педколлективом или отношение учителей к учащемуся. Поскольку чаще всего анкетирование служит этапом подготовки к родительскому собранию, бланки опроса мамы и папы получают приблизительно за неделю до мероприятия (альтернативой бумажным опросникам могут быть современные онлайн-анкеты), и только небольшие мини-анкеты могут быть заполнены непосредственно на встрече.

Регулярные опросы позволяют получать объективную оценку работы школы, отслеживать тенденции, проблемы, оперативно реагировать на них. Задачи анкетирования:

  • совершенствование работы образовательного учреждения (исследования - иллюстративный материал для публичного доклада, основа для составления тематики общешкольных родительских собраний и педагогических советов);
  • решение актуальных вопросов обучения и воспитания;
  • сбор информации личного характера для планирования работы с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • уточнение степени удовлетворенности участников образовательных отношений организацией учебно-воспитательного процесса;
  • выяснение характера внутрисемейных отношений, психологической характеристики учащихся, психолого-педагогической компетентности родителей.

Правильно составленные анкеты обеспечивают оперативность сбора информации, анонимность участников опроса (если не предусмотрено обратное), минимум трудозатрат и максимальный охват аудитории респондентов.

Разновидности и структура анкет для родителей в школе

Педагоги редко составляют авторские опросники, чаще они используют шаблонные, разработанные другими специалистами, методистами или администрацией. Шаблонные образцы анкеты для родителей в школе общедоступны для скачивания на всех методических ресурсах, но они могут не отвечать региональным или социальным условиям, оснащению образовательного учреждения, индивидуальным особенностям учащихся, специфике реализации учебно-воспитательного процесса. В результате родители, заполняющие опросники, не считают себя нужными честно отвечать на вопросы, не соответствующие школьной действительности.

Выделяют тематические и социальные анкеты. Как правило, каждая из них состоит из трех больших блоков:

  1. Вводная часть. В ней кратко перечисляются цели опроса, поясняются задачи анкетирования, правила заполнения документа (может быть пункт касательно гарантии анонимности или сохранения персональных данных без передачи их третьим лицам).
  2. Основная часть. Вопросы по теме, оформленных в доступной и понятной форме.
  3. Социально-демографическая часть (паспортные данные). Акцент на социальном положении и ключевых биографических данных респондентов-родителей.
  4. Благодарность за сотрудничество и участие в анкетировании.

Правила составления анкет для родителей школьников

Признаки хорошей анкеты Содержание
Наличие приветствия и короткого вступления. «Канва» позволяет раскрыть цель и задачи исследования, вызвать благоприятный настрой респондентов. В эпиграфе к анкете могут использоваться цитаты известных педагогов, значимые факты, которые должным образом мотивируют участников опроса на свободное и честное выражение мысли, подчеркнут важность мнения родительской общественности.
Единство тематики. Социологи не рекомендуют сочетать в одном бланке вопросы, затрагивающие различные аспекты школьной жизни ввиду сложности получения достоверного мнения родителей по интересующей проблеме и оценки родительской компетентности. При этом важно учитывать культурный и педагогический опыт респондентов, влияющий на специфику вопросов.

Отказ от сложных формулировок и терминологии.
  • Вопросы должны быть емкими и содержательными, лишенными двойственного смысла.
  • Анкеты должны содержать минимум специальных терминов - это позволяет избежать отказа от заполнения, вызванного непониманием или неправильной трактовкой отдельных слов.
  • Предусмотрена возможность указания расширенного ответа. По каждому вопросу должно быть представлено несколько вариантов ответов, в том числе пункт «Затрудняюсь ответить» или «Свой вариант» (при необходимости - с расшифровкой).
  • Следует оставить поля, дающие возможность высказать свое мнение в свободной форме («Как вы считаете…», «Каковы ваши пожелания по поводу…»). Такое организационное решение способствует получению наиболее полной информации от респондентов.
Соблюдение логики построения вопросов и предлагаемых на них ответов

В предлагаемых вариантах ответов на закрытые вопросы важно помнить, что согласно данным экспериментальных исследований:

  • первые варианты ответов (подсказок) респонденты выбирают чаще других независимо от их правильности, потому следует наиболее вероятные варианты ставить после наименее вероятных;
  • длинные подсказки выбирают реже коротких, поскольку прочтение и осознание смысла требует больше времени, поэтому все варианты ответов должны быть приблизительно равными по длине;
  • респонденты склонны выбирать более абстрактные варианты ответов, потому все подсказки должны быть на одном уровне конкретности.

Желательно обобщающие вопросы ставить после частных,

Запрещено объединять в одной фразе сразу несколько идей и размещать варианты ответов на разных страницах опросника, чтобы респонденты могли визуально оценивать все предлагаемые варианты.

Нежелательно отрицательные и положительные подсказки ответов печатать блоками друг за другом: они должны быть тщательно перемешаны, чтобы участники анкетирования не воспользовались навязываемой логикой предложенных ответов.

Обеспечение логической структуры документа. Все вопросы бланка должны быть взаимосвязаны: каждый последующий пункт вытекает из предыдущего. Соблюдение логической цепочки упрощает процесс заполнения, стимулирует респондентов к наиболее полному выражению мнения. Сперва должны размещаться простые вопросы, которые сменяются более сложными (не оценочными), затем еще более трудными (мотивационными), а после кульминации сложности - более простыми событийными или фактологическими. При этом важно, чтобы смысловые блоки вопросов были примерно одинаковыми по размеру и структуре (чтобы число мотивационных вопросов соответствовало количеству фактологических). В случае перевеса того или иного блока анкетируемые могут бессознательно снижать оценки или уровень внимательности при заполнении более/менее объемных блоков анкет.

Вопросы анкет для родителей в школе

Разновидности вопросов в анкетах зависят от задачи опросника, коммуникативной ситуации и целей исследования. Несмотря на то, что в школе традиционно используются онлайн-анкеты и бумажные бланки, тип анкетирования определяется тематикой и особенностями постановки вопросов. Различают следующие тип опросов:

  1. Открытые вопросы без вариантов ответов, которые актуальны для определения области исследования, контролирования проблем, выявления тенденций. Респонденты в свободной форме отвечают на поставленные вопросы без подсказки, которой могли бы служить варианты ответов. Однако именно это в значительной мере затрудняет анализ данных и обработку результатов опроса. Поскольку такие вопросы в анкетах требуют значительного времени, они никогда не используются на родительских собраниях, а только в бланках, предназначенных для домашнего заполнения. Различные матрицы и шкалы являются разновидностью открытых вопросов, в которых опрашиваемым необходимо свой ответ выразить в виде оценки. В начальной школе тематические и социальные анкеты для родителей с вопросами открытого типа практически не используются: они остаются прерогативой среднего и старшего звена.
  2. Закрытые вопросы с вариантами ответов, которые заведомо ограничивают респондентов, но при этом сокращают время на заполнение анкет, упрощают интерпретацию и анализ ответов, сопоставление данных. В подобных вопросах могут быть предложены развернутые варианты ответов или только два-три («да», «нет», «возможно»). Иногда для получения более точной выборки допустимо использование промежуточных форм ответа («скорее да», «скорее нет», «иногда», «допустимо», «возможно»).
  3. Смешанные формы или вопросы полузакрытого типа. В таких анкетах предусмотрена возможность выбора наиболее подходящего варианта ответа или указания собственного мнения. Дополнительные комментарии и замечания вносят в конце списка ответов или в отдельный блок после каждого вопроса. Обработка таких бланков занимает больше времени, но позволяет получить более достоверные данные. В анкете должно быть предоставлено достаточно места для развернутых ответов на открытые вопросы, в противном случае такой вариант опроса окажется малоэффективным.

Учителя вправе комбинировать разные типы вопросов в одной анкете, чтобы получить наиболее полную информацию по интересующей теме, но все равно чаще других используются опросники закрытого типа при условии, что в них соблюдаются главные принципы построения анкеты.

Чтобы получить максимум актуальной информации, при составлении анкет для родителей используются следующие группы вопросов:

  • Контактные . Первые вопросы анкеты мотивируют на участие в опросе, готовят респондентов. Именно поэтому первыми всегда бывают простые и понятные, так называемые контактные вопросы, которые являются максимально широкими в охвате аудитории, касаются сведений событийного характера, интересов или проблем, облегчая взаимодействие. По ответам на контактные вопросы можно судить о добросовестности и честности респондентов, их отношении к анкетированию.
  • Буферные . Поскольку крайне редко опросники посвящаются одной теме или вопросу, чтобы сгладить переход между ними, смягчить взаимовлияние вопросов используются буферные вопросы (или преамбулы к ним), делающие опрос симметричным.
  • Контрольные вопросы, как правило, идут после основных, позволяя оценить тщательность заполнения опросника и искренность респондента. Так, если опрашиваемый на основной вопрос отвечает утвердительно, а на контрольный - отрицательно, результаты исследования могут оказаться под сомнением.
  • Чтобы подготовить опрашиваемых к самым важным вопросам, используются более простые, которые выстраивают в последовательности от простых к сложным, реализуя тем самым эффект воронки (при этом в середине опроса размещают наиболее трудные и важные вопросы, которые носят деликатный или тенденциозный характер). Используя такой прием, у респондентов вырабатывается уверенность в своих силах, стремление отвечать полно, свободно и честно. По правилу воронки, эти вопросы являются кульминацией опроса, после чего наблюдается усталость и спад интереса у респондентов, а потому завершают бланки традиционно простыми заданиями.
  • Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую педагогов часть опрашиваемых от других респондентов. Так, чтобы изучить взаимоотношения в неполных семьях, в анкету вносят вопросы о составе семьи, по результатам ответа на которые составляют дополнительные опросники.

Ввиду того, что некоторые педагоги допускают банальные ошибки при составлении опросников, а родители не обладают достаточной юридической, психологической и педагогической грамотностью, общественная критика содержания анкет для родителей в начальной школе , к сожалению, чрезвычайно велика.

Одним из самых ярких примеров является анкетирование с целью предотвращения насилия в семье, составления его социального паспорта или психологического портрета школьника. Родительская общественность с осуждением восприняла вопросы, относящиеся к тайне личной жизни членов семьи и семейной тайне, нарушению конституционных прав личности ребенка и членов его семьи. Особый резонанс вызвали ювенальные технологии, которые начали внедрять комитеты образования для оценки положения дел в семьях учащихся. Родители опасаются, что любой неудачный или «неправильный» ответ в таком опроснике можно представить в качестве доказательства в делах о социально-бытовом насилии, домашнем насилии родителей над детьми, а актуальные критерии «неблагополучности» семьи вызывают не меньшую критику. Юристы утверждают, что администрация школы не вправе требовать от родителей данные о материальной обеспеченности семьи, жилищных условиях и образовании мам и пап, как минимум потому, что обновленный порядок межведомственного взаимодействия может привести к передаче личных и паспортных данных недобросовестным работникам или третьим лицам.

Внедрение антисемейных и ювенальных технологий, навязывание кураторства при отсутствии массовых жалоб со стороны населения будет лишь продолжаться, потому важно, что любое анкетирование, которое нарушает конституционные права граждан, требует решительных действий. В этом случае родители обращаются в районные или городские официально зарегистрированные родительские организации, пишут соответствующие заявления на имя директора школы, а при бездействии последнего - в районную (городскую) прокуратуру. Как правило, до судебного разбирательства подобные дела не доводят, прекращая незаконное анкетирование.

Поэтому школьной администрации и авторам анкет для родителей важно помнить, что обработка и передача данных, согласно Конституции РФ и ФЗ «О персональных данных» возможно только с согласия респондента, которое последний может в любой момент отозвать, если уже предоставил соответствующую информацию. В свете этого мамы и папы учащихся могут отказаться от заполнения любых видов опросников, поскольку типовая форма анкет, включая анкеты для родителей по питанию в школе , по вопросам безопасности, социального паспорта семьи и класса, не предусмотрена никакими локальными нормативными и подзаконными актами.

Анкеты в начальной школе

Для детей школьная жизнь начинается 1 сентября, но родители первоклашек погружаются в нее на этапе оформления заявления и заполнения соответствующих опросников. Педагогу важно познакомиться не только с детьми, которые будут учиться во вверенном ему классе, но и коллективом родителей. Анкета для родителей «Скоро в школу» используется в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников для выяснения педагогической компетентности родителей, в том числе подготовки и адаптации детей к школе, эффективности семейного воспитания, психопрофилактики школьной дезадаптации ребенка. Как правило, анкеты «Мы - родители первоклассника» и «Мой ребенок - первоклассник» заполняют в течение первой недели обучения или на первом родительском собрании в сентябре. С их помощью классный руководитель:

  • выясняет уровень компетенции родителей относительно особенностей работы образовательного учреждения, важных вопросов организации учебно-воспитательного процесса;
  • уточняет или собирает информацию об обучающихся, их психофизиологических особенностях, физическом и психологическом здоровье, взаимоотношениях с семьей и прочем, необходимую для заполнения социального паспорта семьи, обращения к дефектологам или логопедам;
  • узнает, посещал ли ребенок дошкольные образовательные учреждения, творческие кружки и спортивные секции, что позволяет сделать выводы и степени адаптированности в детском коллективе;
  • систематизируют данные относительно увлечений и интересов детей, которые важны для организации внеурочной деятельности.

Виды анкет для родителей учащихся в начальной школе также могут определяться тематикой и социальным запросом (необходимостью решения актуальных организационных или образовательных проблем). Прежде чем предлагать анкету для родителей в школе в 1 классе , следует предотвратить возможное недовольство и настороженность, пояснив значение и важность опросника.

Анкетирование родителей первоклассников актуально в первую очередь для того, чтобы выяснить, не нужна ли ему помощь специалистов, повышенное внимание и особый подход, каким потенциалом обладает ребенок, готовы ли мамы и папы содействовать и помогать работе школы. Контактные данные родителей и адрес фактического проживания первоклашек важен педагогу не в целях любопытства, а для безопасности детей, чтобы в случае чрезвычайной ситуации он знал, как оперативно выйти на связь с членами семей учащихся.

Но именно поэтому некоторые с опаской отвечают на вопросы относительно занятости, материального обеспечения, образования, а классному руководителю необходимо предельно толерантно и корректно составить анкету или выбрать оптимальный шаблон бланка.

___________________________________________________________________

Примеры анкет для родителей в начальной школе

Анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе» может выдаваться на любом этапе реализации программного минимума с целью оценки эффективности работы школы, преподавательского состава, определения уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

Опросник «Здоровье вашего ребенка» позволяет педагогу начальной школы получить информацию о психофизическом состоянии ученического контингента, которая может быть использована в ходе организации учебно-воспитательного процесса, для сравнения с данными педагогического мониторинга.

Анкета «Способности ваших детей» позволяет учителю собрать комплексные данные, иллюстрирующие оценку способностей и талантов ребенка родителями, которая часто бывает необъективной. Самостоятельный подсчет балов мамами и папами способствует получению «второго» мнения, а данные могут использоваться при организации внеурочной деятельности.

Также широко практикуется использование анкетирования в ходе мониторинга необходимости включения в программный минимум новых предметов, курсов, а также оценки результатов обновления списка обязательных предметов.

Так, итоги введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», вызвавшей неоднозначные отзывы со стороны родительской общественности, могут быть оценены посредством тематической анкеты.

Педагогам важно не забывать, что отношение родителей учащихся начальных классов к анкетированию определяется актуальностью тем, которым посвящены анкеты. Письменные опросы, способствующие пониманию «острых» проблем - особенностей процесса адаптации детей к учебному процессу, организации внеклассной деятельности, личными взаимоотношениям между участниками воспитательно-образовательного процесса - неизменно вызывают повышенную заинтересованность. Также мамы и папы с удовольствием заполняют бланки, содержание которых влияет на организацию или обеспечение учебной деятельности.

Анкеты для родителей учащихся средней и основной школы

Родители пятиклассников, вынужденные знакомиться с новыми учителями и классным руководителем, а потому вынуждены участвовать в многочисленных опросах. В средней и основной школе анкетирование родителей затрагивает более важные темы, включая профориентацию, адаптацию в новых образовательных условиях, безопасность, психофизиологические особенности детей, возможности построения плодотворного взаимодействия с семьями, формирования благоприятных условий для воспитания и обучения детей и прочее. Помимо анкеты для родителей по безопасности в школе , мамы и папы традиционно заполняют:

  1. Опросники касательно данных родителей.
  2. Анкеты с вопросами об учащихся.

Через некоторое время после начала обучения родителям предлагают заполнить еще одну анкету («Адаптация пятиклассников»), которая поможет отследить, насколько дети адаптировались в новых условиях, чтобы на основании результатов опроса педагог-психолог и классный руководитель могли дать рекомендации мамам и папам.

На последующих годах обучения педагоги чаще всего используют анкетирование «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в школе», которое помогает оценить качество оказания образовательных услуг с точки зрения субъектов образовательных отношений, получающих образовательные услуги, и внести необходимые коррективы по их улучшению в течение учебного года.

Психологические анкеты для родителей в школе являются инструментом сбора и обработки психолого-педагогической информации, средство обратной связи с семьями учащихся. Вопросы анкет поднимают позитивные суждения или исследования, касающиеся интереса к школе, эмоциональных переживаний ребенка, возникающих в связи со школьными ситуациями, особенностей организации учебной деятельности дома, общего психофизического состояния школьника и др.

В 9 и 11 классе возрастает роль профориентации, выбора дальнейшего жизненного пути, потому школьные психологи и классруки предлагают родителям ответить на вопросы исследований «Моя роль в выборе профессии ребенка», «Каким я вижу своего ребенка в будущем», «Подготовка ребенка к труду». При этом нерационально использовать прозападные опросники определения у школьников симптомов дезадаптивного и девиантного поведения, которые достаточно сложны для заполнения и обработки данных, достаточно разработать авторские анкеты для родителей в школе или воспользоваться любым шаблоном, который станет источником качественной информации.