Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:
— находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;
— понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;
— знать несколько профессий, названий деревьев, животных;
— показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;
— сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;
— понимать, где один предмет, а где много;
— аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;
— нанизывать бусины, пуговицы;
— определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;
— пересказывать содержание сказки;
— различать погодные явления, времена года, суток;
— называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;
— знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;
— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.
Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.
В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться, помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить. У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.
После каждой прогулки летом нужно обязательно помыть ноги, вечером ополоснуть ребенка под душем, и не реже раза в неделю купать более тщательно. Ребенку необходимо прививать нетерпимость к грязи и неряшливости. Он быстрее привыкнет к чистоплотности и аккуратности, если родители покажут это на своем примере. Его нужно приучить, чтобы все свои принадлежности по окончании гигиенических процедур нужно разложить по местам: мыло положить в мыльницу, зубную щетку промыть и поставить в стаканчик, полотенце повесить на крючок.
Взрослые должны следить за чистотой детских предметов гигиены: периодически мыть с мылом расческу, зубную щетку (щетку через 1,5-2 месяца меняют на новую), менять вовремя полотенца. Содержать в идеальной чистоте умывальник, ванну, зеркало. Стричь ногти ребенку лучше всего после купания, пока они мягкие. Они обычно у него тонкие и при обрезании образуют острые уголки. Чтобы он не поцарапался, острые края можно подпилить пилкой.
Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.
Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи. Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать. А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки.
Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш. Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание. Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.
Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.
В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.
Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.
Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.
Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.
Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.
Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры. Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.
В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют. Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.
Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог. А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.
Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал. Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».
Дети не только хотят это узнать, но и осознать, т.е. понять, почему происходит именно так. Иногда от этих «почему» у родителей идет кругом голова, особенно, кода один вопрос задается несколько раз и нужно все заново объяснять. Здесь главное проявить терпение и мудрость. Чтобы немного остановить напор вашего любознательного ребенка, можете у него спросить, а как он сам думает. Вы дадите ему возможность поразмышлять, послушаете его рассуждения, заодно получите несколько минут отдыха.
Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы. Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался.
Игра начинается словами ведущего:
- Саймон говорит: «Поднимите руки вверх!»
Ведущий при этом поднимает руки. Ребенок также должен повторить это движение. Далее по этой же модели отдаются любые команды, например, дотронься до кончиков пальцев, присядь и вытяни руки вперед, наклонись и т.д. Однако время от времени ведущий забывает сказать начало фразы «Саймон говорит» и тогда ребенок не должен выполнять команду. Игра развивает внимание и умение следовать инструкциям. Если у ребенка сразу не получается улавливать фразу, начните просто с набора команд. Дайте также попробовать ребенку побыть в роли ведущего.
Вырежьте два круга из картона и закрепите их на палочке (трубочке для сока, палочке для суши и т.п.) Играем так: на красный свет стоим, на зелёный - движемся к цели. Задача: пройти указанное расстояние ни разу не ошибившись. Игра не только развивает внимание, но и, что не менее важно, помогает усвоить правило перехода через дорогу.
На белом листочке нарисуйте любые значки и попросите ребенка заклеить их наклейками. Развивает мелкую моторику, усидчивость, внимание. В зависимости от тематики наклеек задание можно обыграть по-разному: покормить рыбок, посадить цветочки и т.п.
Сделать карточки с парными изображениями. Положить несколько пар картинок рубашкой вверх (начинать лучше с 4-6 карточек). Ребенок открывает любую понравившуюся ему картинку, смотрит и запоминает, что на ней нарисовано, и ищет точно такую же картинку. Одновременно могут быть открыты только 2 карточки, и если это пара - карточки остаются открытыми. В случае неудачи обе открытые карточки переворачиваются и пару нужно искать заново. Игра развивает зрительную память.
Игра для тренировки долгого дыхания. Для формирования правильной и красивой речи очень важно развивать у ребенка долгое дыхание. Для этого можно надувать мыльные пузыри, дуть на свечи, пытаться удержать в воздухе кусочки бумажных салфеток и, наконец, придумать игру с ватными шариками. Например, прохождение через лабиринт.
Теннис с воздушным шариком. Игра на развитие координации движения. Для ракеток используйте пластиковые тарелки на палочках.
В возрасте трех лет ребенок уже не только должен знать базовые цвета, но и уметь сортировать игрушки и другие предметы по цвету. Хорошо использовать для этой игры пластиковые мисочки из IKEA и игрушки от киндер-сюрпризов.
Попросите ребенка сделать дуршлагу прическу, просовывая в отверстия пушистую проволоку. Хорошая игра для развития мелкой моторики.
Игра для развития слуха, умения импровизировать с ритмом и просто для хорошего настроения. Сооружаем домашнюю ударную установку из подручных материалов. Вооружаемся барабанными палочками - для этих целей хорошо подойдут картонные трубочки от пищевой пленки или фольги - и весело шумим. Обращайте внимание ребенка на то, какие звуки воспроизводят разные предметы, как один и тот же предмет может давать несколько звуков в зависимости от места удара. Попробуйте простучать знакомые мелодии.
Зимнее занятие для ребенка на развитие наблюдательности. Расскажите про животных в зимнем лесу и продемонстрируйте на игрушках, что у разных зверей разные следы. Сделайте дорожку из следов какого-нибудь зверька и попросите ребенка угадать, кто пробежал. Инструкцию по приготовлению «зимнего» теста смотрите ниже.
Для теста:
Мука - 2,5 стакана
Соль - 0,5 стакана
Масло растительное - 0,5 стакана
Сода - 1 ст.л
Кипяток - 2 стакана
Смешайте ингредиенты и дайте тесту немного остыть. Если тесто будет прилипать к рукам, добавьте еще масла. Если будет слишком жирным, добавьте муки. Но будьте осторожны, если переборщить с мукой, тесто быстро затвердеет.
Возьмите любые маленькие сумочки, кармашки, баночки, коробочки. Спрячьте в них маленькую игрушку или любое другое «сокровище» и попросите ребенка отыскать его. Таким образом тренируем мелкую моторику и учимся бытовым навыкам «открывать» и «закрывать» разные штуковины. В следующий раз попросите ребенка, наоборот, спрятать сокровище.
В крышке коробки из-под обуви делаем три отверстия (одно над другим). Приклеиваем крышку к основанию коробки вертикально, берем большую упаковку фломастеров, делим их поровну, садимся по разные стороны нашей «почты» и начинаем играть. Первый игрок:
- Пришлите мне, пожалуйста, красный фломастер через верхнее окошко.
- Пришлите мне, пожалуйста, лиловый фломастер через среднее окошко.
И так далее. Задача: усвоить понятия «верхний», «нижний», «средний», а также оттенки базовых цветов.
Веселая игра по теме «Кто что ест?» Возьмите картинки животных или игрушечные фигурки. В мисочки разложите морковку, яблоки, орехи, банан, семечки, можно также налить молочка в блюдце. Попросите ребенка правильно расставить животных. Ну, а потом, загляните к каждому в гости))
Сбросьте в кучу обувь членов вашей семьи. Поставьте коробки или пластиковые корзины (по количеству человек) и дайте ребенку задание принести, к примеру, папин кроссовок. Потом скажите, в какую именно корзину нужно его положить. Затем попросите отыскать ему пару. В этой игре учим ребенка: во-первых, обращать внимание на детали (папин ботинок большой, мамин поменьше, мамина туфелька с каблучком), во-вторых, находить пару, в-третьих, слышать инструкцию и четко следовать ей, в-четвертых, раскладывать вещи по местам.
Игра во время пеших прогулок.
А Вы знаете, как превратить пешую прогулку с ребенком в увлекательную игру? Итак, чтобы дорога в сад, школу, магазин была веселой, будем шпионами. Начинайте игру так:
Вы: Я вижу кое-что синего цвета, чего ты не видишь!
Ребенок: Машина.
Ребенок: Урна.
Ребенок: Вывеска.
Меняемся ролями: теперь шпионит ребенок. Можно описывать загаданный объект не только с помощью цвета, а любым другим прилагательным - круглое, колючее, стеклянное и т.д. Игра отлично развивает наблюдательность и словарный запас!
В возрасте трех лет дети уже любят и могут воспроизводить сценарии любимых сказок. Героями сказок могут стать готовые игрушки из арсенала малыша или сделаные с маминой помошью, нарисованые, вырезаные, раскрашеные.
Игра на развитие тактильных ощущений для малышей. Возьмите упаковку воздушных шаров одного цвета и с помощью воронки наполните их самым разнообразным содержимым. Прекрасно подойдут рис, мука, сахар, мелкие макароны, семена тыквы и подсолнуха, чечевица и любая другая крупа. Делайте это вместе с ребенком, ему понравится помогать Вам в таком ответственном деле. К тому же он наверняка сможет запомнить какие-то новые слова.
Итак, сделайте по 2 шарика с наполнителем каждого вида и начинайте игру. Для начала попросите ребенка найти на ощупь 2 шарика с одинаковым содержимым, а затем попробуйте вместе определить, что находится внутри.
Творческие фантазии на кухне. Дети любят творчество, и дети любят сладости. Ну, а «сладкотворчество» - это радость вдвойне!
Вам понадобятся: белый шоколад, хлебные палочки или соломка, желатинки, драже, кондитерская посыпка. Растопите шоколад и выкладывайте конфетами свою картину. Готовый шедевр охлаждаем 10 минут в морозильнике. А дальше по желанию - ставим на видное место, дарим близкому человеку или дружно съедаем всей семьёй:)
Вечер - лучшее время для установления близости со своими детьми. Совместные игры и представления, чтение вслух и рукоделие, водные процедуры и воспоминания о собственном детстве - наверное, в каждой семье есть свои любимые занятия для этого времени суток.
Кроме сближающей роли вечер несёт в себя и другую задачу: помочь детскому организму успокоиться и приготовиться ко сну. Мы уже немного писали о вечерних занятиях и играх в статье «Детские спокойные игры перед сном - залог тихого вечера », однако все дети по природе любознательны, а значит, всё время хотят чего-нибудь нового.
Мы предлагаем вам 15 новых увлекательных идей совместных вечерних занятий, которые помогут вам раз и навсегда решить вопрос, чем занять детей вечером!
Чем занять вечером детей 1-3 лет
1. Ищем цвет! Разложите на полу листы разноцветной бумаги и попробуйте вместе с ребёнком собрать на каждый из них предмет такого же цвета. Например, на красный лист положите красный мячик, пару красных носков и красную машинку.
2. Лавандовая соль . Насыпьте немного обычной столовой соли (лучшего всего грубого помола) в герметичную упаковку, добавьте 5 капель эфирного масла лаванды и 2-3 капли пищевого красителя фиолетового цвета (по желанию). Тщательно всё потрясите, чтобы перемешать. Готовую соль высыпьте в противень с высокими бортиками и предложите ребёнку. Такая соль не только способствует расслаблению, но и развивает мелкую моторику, фантазию и усидчивость. Погружать в неё руки, копать пальцами и ложками, рисовать рисунку по ней пальцем или вилкой, делать отпечатки различных предметов - с лавандовой солью можно придумать миллион игр! Она держит форму гораздо лучше, чем крупы или песок, почти не рассыпается, а аромат лаванды будет иметь дополнительное расслабляющее действие.
Внимание : не использовать при наличии аллергии на лаванду!
3. Вечер «понарошку». Предложите уложить спать любимую куклу или машинку, тщательно соблюдая все этапы вечернего ритуала. Пусть ребёнок сначала накормит, затем искупает, и уложит игрушку в кроватку, потом расскажет сказку и споёт колыбельную. Лучше всего, если часть этих этапов вы будете делать вместе.
4. Игры с одеялом. Эта игра особенно подходит для тех детских одеял, которые имеют необычный рисунок или созданы из отдельных кусочков. Пусть изгибы и повороты рисунка на одеяле станут увлекательной дорогой для любимой игрушки или просто для маленьких пальчиков. Можно придумывать сказки о цветах на пододеяльнике, изучать геометрические фигуры по орнаментам или просто прятаться под одеялом.
5. Солёное тесто с ромашкой. Кто в детстве не делал фигурки из солёного теста? Мы предлагаем вам расширить эту идею и сделать такое тесто с отваром из цветов ромашки. Для этого заварите немного ромашки в 250 мл горячей воды. Когда вода немного остынет, процедите отвар и добавьте в него 2 стакана муки, 0,5 стакана соли и 2 столовые ложки растительного масла. Замесите тесто. Возможно, вам потребуется ещё немного муки. В результате получится мягкое, очень эластичное и ароматное тесто, с которым играть гораздо интереснее, чем с обычным пластилином.
Чем занять ребенка 3-6 лет вечером? Идеи занятий
1. Волшебные бутылочки. Наполните маленькие пластиковые бутылки различными мелкими предметами: необычными пуговицами, пёрышками ярких цветов, пушистыми шариками, ракушками, водой с блёстками, подкрашенным рисом. Тщательно закройте бутылочки крышками и дайте ребёнку. Наблюдение за тем, как пересыпаются и переливаются маленькие предметы, может стать почти медитативным, а концентрация внимания позволит уравновесить нервную систему и снять напряжение.
2. Нанизывание бусин. Для такого занятия подойдут деревянные и пластиковые бусины с крупными отверстиями. Нанизывать можно на вощёный шнурок, ленточку, шнурки от обуви или даже на длинную травинку. Такое занятие требует усидчивости и концентрации внимание, а результатом его станет чудесные бусы для мамы или новый поводок для игрушечной собаки.
3. Аудиосказки и колыбельные. Ещё один ответ, чем занять ребёнка вечером. Подберите аудио версии или спектакли лучших классических сказок и включите их незадолго до вечернего ритуала. А непосредственно перед сном спойте вместе несколько тихих спокойных мелодий или включите диск с колыбельными песнями в исполнении Натальи Фаустовой.
4. Домик из одеял. Выберите угол комнаты, в которой постройка такого домика не будет никому мешать. Пара одеял, несколько прищепок и верёвок, раскиданные подушки - и уютное гнёздышко для вечерних посиделок готово! В качестве дополнительной опоры можно использовать имеющуюся мебель, стулья или дверной косяк. Особенным успехом пользуется предложение поужинать и почитать перед сном прямо в домике!
5. Коробка юного исследователя. Такую коробку следует собирать заранее, в течение нескольких дней, и периодически обновлять её содержимое. Перья, камешки, засушенные цветы, семена растений, лоскутки тканей различной фактуры, рифлёная бумага и небольшая лупа с ручкой помогут занять ребёнка 3-4 лет. Детям постарше можно предложить набор простых инструментов и несколько вышедших из строя приборов, например, старую клавиатуру от компьютера, будильник или фонарик.
Занятия для младших школьников
1. Театр теней. При помощи стены и настольной лампы устройте театр теней. Не огорчайтесь, если в начале изображаемые ваши животные будут непохожи на настоящих. В этой игре главное - не точность, а настроение! Кроме теней можно опробовать и другие игры со светом, например, прозрачные разноцветные пластинки конструктора особенно интересно смотрятся при подсвечивании сзади
2. Ведение дневника. Психологи доказали, что ведение дневника с раннего школьного возраста развивает память, способность ясно излагать мысли, укрепляет эмпатию и позволяет вырасти более стрессоустойчивым человеком. Ежедневному записыванию своих мыслей, чувств и впечатлений способствует наличие под рукой красивого блокнота и удобной ручки.
3. Головоломки. Не знаете, чем занять детей вечером дома? Логические задачи и головоломки придут вам на помощь! Они не только развивают умение долго концентрироваться на одном предмете, но и способствуют целеустремлённости и навыку добиваться желаемого, несмотря на первоначальные трудности.
4. Рукоделие. Выбор подобных занятий полностью обусловлен интересами семьи и самого ребёнка. Это может быть вышивание, шитьё одежды для кукол, приготовление самого вкусного на свете печенья или изготовление свечей, конструирование робота из деталей от старого мотоцикла, создание радиоприёмника или табуретки из подручных средств - возможности для творчества действительно безграничны!
5. Настольные игры. Сейчас существует огромное количество семейных настольных игр на любой вкус. Некоторые из них развивают логическое мышление (стратегии), некоторые несут познавательную (викторины) или развлекательную функцию. В любом случае, какую бы игру вы не выбрали, хорошо проведённый вечер в кругу семьи вам гарантирован!
Надеемся, эти 15 увлекательных идей для детей различного возраста уже сегодня найдут своё применение в вашей семье! Лепите, играйте, пойте и слушайте, отгадывайте и записывайте, пусть каждый вечер будет наполнен новыми интересными занятиями, и вам больше никогда не придётся придумывать, чем занять ребёнка вечером.
Какие занятия и развлечения можно предложить детям в разные периоды их развития?
Что же остается делать мамочкам? Как им разнообразить досуг своих деток? Чем их занять хоть на несколько минут?
3-4 месяца — это период, когда малыш только-только научился держать голову и переворачиваться. Он уже может удерживать в руках погремушки и размахивать ими во все стороны.
Кругозор крохи также расширился — он может видеть на расстоянии одного метра. Это позволяет ему рассматривать мобиль над кроваткой и тянуться к нему рукой. Кроме того, малыш начинает понемногу разговаривать. Правда улюлюкание и агукание еще сложно назвать разговором, однако это одна из ступеней к столь долгожданному слову «мама».
Основными задачами этого периода являются подготовка к ползанию, сидению и разговору.
Можно поиграть с детем в «Козу-дерезу» или «Сороку-белобоку».
В 7-8 месяцев почти все малыши уже сидят и пытаются ползать. Этими умениями и стремлениями можно воспользоваться. Нужно продолжать игры с передвижением игрушек.
Процесс купания тоже можно превратить в веселое времяпрепровождение. Для этого, помимо уточек и дельфинчиков, можно использовать специальные наклейки для ванной, губку и все те же стаканчики.
Наклейки малыш может лепить на стены ванной, а затем так же радостно их отрывать.
Игра с губкой:
Стаканчики
К девяти месяцам многие малыши уже ползают и пытаются понемногу топать. Чтобы ускорить процесс хождения, нужно усовершенствовать ползание. Для этого можно сооружать для ребенка разнообразные преграды в виде подушек, себя, валиков или других подручных средств. Можно приобрести для него тоннель.
Не все малыши столь отважны, чтобы с первого раза самостоятельно полезть в тоннель. Для стимуляции отваги у ребенка, родителям порой приходится выступать в качестве примера и лезть в тоннель первыми.
Так как малыш в таком возрасте очень любит рвать и мять бумагу, можно предложить ему поиграть с туалетной бумагой. Помимо развития моторики, туалетная бумага провоцирует ребенка следить за бегущим рулоном и гнаться за ним. Такая игра может на длительное время увлечь кроху и освободить его маму.
В возрасте 9-10 месяцев малыши стараются во всем подражать своим родителям. Потому в этот период можно подарить крохе (в не зависимости от пола) его первую куклу. Ребенок будет отображать на кукле все те действия, которые мама проделывает с ним (кормить, целовать, гладить, расчесывать, укладывать спать). Для начала, конечно, маме придется показать крохе, как это делается.
Можно начать развивать у малыша ассоциативный ряд:
Сложная игра в прятки
Так как пластилин еще довольно опасен для детей такого возраста, можно попробовать его аналог — соленое тесто. Малыш может мять его в руках, прокалывать пальчиком, оставлять в тесте отпечаток своей ладошки или даже ступни. Конечно, все эти манипуляции должны происходить под строгим контролем родителей.
11-12 месяцев — пора для многих начинаний — речи, ходьбы, самостоятельной еды и гигиены.
Возраст 2-3 лет — это отличное время для творческих занятий с малышом. В ход могут идти уже все известные способы — мелки, пластилин, краски, карандаши и фломастеры. Сегодня в магазинах продаются специальные раскраски для малышей. Можно такие же картинки найти в интернете и просто их распечатать.
Желательно следить за детьми в момент их творчества, так как полотном для их творений могут стать обои, двери или пол.
В 2-3 года ребенок может подолгу играть с конструктором, выстраивая высокие башни и замки.
В возрасте 2-3 лет многие родители начинают водить своих малышей на разнообразные кружки — танцы, плавание, борьба, изучение иностранных языков. Маленький ребенок — как губка. Он очень быстро все впитывает и всему учится. Однако, стоит следить за состоянием своего крохи. Если малыш выглядит вялым и уставшим или не хочет ходить на занятия, лучше не заставлять его это делать.
Вообще, желательно ребенку проводить побольше времени на свежем воздухе. На улице, особенно в теплую пору года, крохе намного легче найти себе занятие. Это могут быть песочница, качели, детские игровые площадки, которые сегодня расположены практически в каждом дворе. Играя на свежем воздухе, малыш одновременно развлекается и закаляет свой организм.
В 4-5 лет ребенку очень трудно усидеть на одном месте. Можно предложить ему порисовать, полепить или сделать аппликацию. Аппликации можно делать с помощью покупных журналов, в которых нужно просто вырезать предметы и приклеить их в отведенные места.
Детки в 4-5 лет очень любознательны и их интересует все необычное. Можно выдать крохе лупу и дать возможность все под ней рассматривать. Очень поучительным и увлекательным в таком возрасте будет микроскоп.
Сегодня в продаже есть специальные детские микроскопы. Рассматривать в такой чудо-аппарат можно все, что угодно. Как правило, малыши очень удивляются увиденному, ведь привычные им предметы под микроскопом выглядят совершенно по-другому.
Девочек в 6-7 лет можно отдавать на те же танцы, гимнастику, в бассейн. Большой популярностью на сегодняшний день среди юных леди пользуются занятия большим теннисом. Каждая девчонка мечтает стать второй Марией Шараповой или Анной Курниковой.
Подводя итоги, стоит сказать, что как бы сильно не были заняты родители малышей, они всегда должны уделять время своим крохам. Ведь может случиться так, что, когда вы, наконец, выкроите время и захотите поиграть со своим малышом в мячик, ему это уже может быть неинтересным. Компьютер и планшет станут интересовать его намного больше, а вы так и не успеете насладиться его нескладными первыми движениями.
Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?
В 4 года ребенок овладевает многими новыми навыками
В форме игры можно переходить к изучению написания букв и цифр
Рассчитайте календарь прививок
Большинство детей в 4-4,5 года умеют:
В 4 года дети могут сделать самостоятельно простые аппликации
По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:
Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.
Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.
В 4 года вы без труда сможете найти кружки для физического развития ребенка
Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.
Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:
Пересказ истории покажет как психическое, так и речевое развитие малыша
Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.
Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.
Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.
Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.
К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.
Чаще давайте послушать ребенку его любимые песни
Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.
Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:
Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.
Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.
Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.
Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».
Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.
Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.
Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.
Попросите ребенка найти все цветочки на картинке и обвести их в кружок
Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:
Попросите ребенка найти пару одинаковых рисунков
Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.
Обыкновенные игры-ходилки с кубиком помогут ребенку быстро научиться считать
Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.
Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:
Хорошо проработайте "слабые" места в развитии ребенка
Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.
Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.
Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:
Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.
Программа развития является лишь ориентиром и должна быть адаптирована под потребности ребенка, его "слабые" места и наличие свободного времени родителей
Мы предлагаем такую приблизительную недельную программу развивающих занятий для 4-летнего ребенка:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Зарядка под музыку | Подвижные игры | Игра с мячом | Велосипед | Игра с фитболом | Зарядка по видео-уроку |
|
Познавательное развитие | Изучаем цвета | Находим лишний предмет | Изучаем домашних животных | Ищем отличия | Изучаем растения |
||
Сенсорное и музыкальное развитие | Изучаем запахи | Угадываем предметы на ощупь | Игра с сенсорным мешочком | Изучаем вкусы | Изучение музыкальных инструментов |
||
Мелкая моторика | Игра с водой | Пальчиковая гимнастика | Игра с бусинами | Игра с крупой | Игра с прищепками | Игра с песком |
|
Речевое развитие | Разучиваем стих | Слушаем аудио-сказку | Пересказывание сказки | Артикуляционная гимнастика | Изучаем буквы | Читаем с мамой | Отгадываем загадки |
Творческое развитие | Раскрашивание | Аппликация | Кукольный театр | Рисование | Поделки из природных материалов | Игры с конструктором |
Как воспитывать ребенка от 3х до 6 лет, смотрите в видео канала Воспитание. ТВ.
Занятия должны приносить удовольствие и ребенку, и родителям
Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня карапуза и уходу за малышом: