Философский камень все. Философский камень – существует ли он

04.05.2019

Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Гермес Трисмегист - полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом (чуть ли ни с «Топосом»).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах,
а также на так называемой "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам.
К сожалению, все наставления утеряны. Также большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. Место зарытия книг не найдено до сих пор. До нас дошли лишь сильно искаженные переводы.

Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.

Собственно, философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков. Главное, что делало этот камень таким желанным – это его легендарная способность превращать любой металл в золото. Вот как выглядит
этот камень. Если вы видите на этом месте пустоту,
значит это не ваш камень. Ищите свой!

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.

Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но, в это время Англии, в принципе, негде было достать
так много золота, причём такого великолепного качества. А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота, скорее всего, было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был намного
меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Что еще можно сказать о камне? В принципе, это порошок, принимающий различные оттенки во время приготовления в соответствии со степенью своего совершенства, но в сущности этот порошок имеющий два основных цвета: белый и красный.

Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами:
1)Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют.
2)Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни.
3)Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.
Все эти три пункта, покажутся многим басней, но с которыми согласны все алхимики. В сущности, стоит только вдуматься в эти свойства, чтобы понять,
что во всех трех случаях действует усиление жизненной деятельности.

Следовательно, Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества. Вот почему алхимики называют свой
камень лекарством трех царств.

Рецепт получения философского камня представленный ниже принадлежит
(по преданию) испанскому мыслителю Раймонду Луллию (ок.1235 – 1315гг.)
и повторен английским алхимиком XV столетия Дж.Рипли в
«Книге двенадцати врат».

АЛХИМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
«Возьми философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ (РАСШИФРОВКА) АЛХИМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Французский химик XIX века Жан-Батист Андре Дюма толкует алхимические термины так. Философская ртуть - это свинец. Прокаливая его, получаем желтую окись свинца. Этот зеленый лев при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва-красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом - винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар - нечистый ацетат свинца. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма),
затем горючая вода - пригорелоуксусный спирт (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или черный дракон. Это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает таять и превращается в желтую окись свинца: черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва. Его можно опять перевести в свинцовый сахар и повторить все вновь.

Попробуйте сами повторить процесс. Если у Вас уникальная аура,
тогда все получится.

Философский камень - это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота с простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.

Что такое философский камень?

Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:

  • ребис;
  • философский эликсир мудрецов;
  • эликсир вечности;
  • тинктура красноцветная;
  • пятый элемент природы.

Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень - это реактив особенного свойства - с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.

Философский камень - свойства

Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:

  • дарит бессмертие (вечность бытия);
  • позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
  • наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
  • открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).

Алхимик Николас Фламель - это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.


Из чего состоит философский камень?

В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:

  • философская сера;
  • философская ртуть;
  • раствор серебра.

Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.

Существует ли философский камень на самом деле?

Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо ученый искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьезно, поэтому создание ребиса - еще одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные ученые и историки.

Для чего алхимики пытались найти философский камень?

Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Ученые преследовали одну цель - дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис - равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.

Где находится философский камень?

Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.

Философский Камень и принципы алхимии
Какова же была теоретическая база алхимических опытов? В основе всей алхимической системы лежали две теории: теория строения металлов и теория порождения металлов. Металлы, по мнению алхимиков, состояли из различных веществ, и в каждом из них обязательно содержались сера и ртуть. Сочетаясь в различных пропорциях, эти вещества образовывали золото, серебро, медь и т.д. Предполагалось, что в золоте доля ртути велика, а доля серы – мала; в меди же, например, оба эти ингредиента содержались примерно в равных количествах. Олово представляло собой несовершенную смесь из малого количества "загрязненной" ртути и значительной доли серы, и так далее.
Все эти умозаключения изложил в VIII веке арабский алхимик Гебер. Он же заявил, что, согласно древним адептам, путем известных операций можно изменять состав металлов и тем самым преображать один металл в другой. Эта теория порождения металлов формулировалась в средневековых алхимических трактатах довольно четко. Процесс, происходящий в алхимическом сосуде, уподоблялся процессу порождения животных и растений. Так, чтобы произвести на свет тот или иной металл, необходимо было приобрести его семя.

Такого понятия, как неорганическое вещество, для адепта алхимии не существовало: с его точки зрения, каждое вещество было живым. Жизнь веществ находилась под тайным влиянием звезд – безмолвных мастеров, неторопливо ведущих металлы к совершенству. Несовершенное вещество мало-помалу преображается и в конце концов становится золотом. Отдельные герметисты, которым удалось постичь символ змеи, кусающей свой хвост, утверждали, что природа работает безостановочно и что идеальная субстанция претерпевает новые трансформации, возвращаясь к состоянию неблагородного металла. Цикл изменений вечно повторяется.

Однако все это были лишь гипотезы, и для подтверждения их необходимо было провести успешную трансмутацию. Начиная с XII века алхимики стали утверждать, что для трансмутации необходим некий агент-реактив. Этот агент называли по-разному: философским камнем, философской пудрой, великим эликсиром, квинтэссенцией и т.д. Соприкасаясь с жидкими металлами, философский камень должен был превращать их в золото. Описания этой чудотворной субстанции у разных авторов различны. Парацельс характеризует ее как твердую и темно-красную; Беригард Пизанский говорит, что она окрашена в маковый цвет; Раймунд Луллий уподобляет ее окраску цвету карбункула; Гельвеций уверяет, что держал ее в руках и что она была ярко-желтого цвета. Все эти противоречия примиряет арабский алхимик Халид (вернее, автор, писавший под таким псевдонимом): "Этот камень объединяет в себе все цвета. Он белый, красный, желтый, небесно-голубой и зеленый". Так было достигнуто соглашение между всеми философами.

История магии и оккультизма

Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов - золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, который смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.

Как возникла идея философского камня

В начале развития алхимии как науки ее последователи предполагали, что чудодейственная субстанция, обладающая способностью превращать олово и медь в золото - это камень (отсюда и название). Однако со временем мнение поменялось, и средневековые ученые начали работать над созданием порошка либо жидкого эликсира.

Эмблема философского камня

Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть.

Ненапрасный труд алхимиков

Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия.


Алхимик в поисках философского камня (Джозеф Райт, 1771 год)

В постоянных попытках получить долгожданный результат в виде чудодейственного эликсира, в процессе трудных поисков, ученые Средневековья сделали массу важных открытий:

Получили азотную, серную и уксусную кислоту;

Создали спирт;

Получили новые соли;

Составили первую в мире систему химических элементов;

Алхимики открыли новые вещества - сурьму и мышьяк;

Ученым стали известны цинк и висмут, а также неметаллы сера и углерод.

Знаменитые алхимики

Великие умы неустанно трудились над созданием философского камня. Вот лишь некоторые известные прогрессивные ученые-алхимики, внесшие свой вклад в развитие науки:

  1. Альберт Великий - изучал минералы, увлекался философией, ставил опыты по неорганической химии, значительно опережавшие свое время. Автор знаменитого трактата «Об алхимии». Ученый верил, что философский камень можно получить, если использовать правильные компоненты.
  2. Арнольдо де Вилланова - блестящий ум того времени, проводивший смелые лекции в Парижском университете. Современники верили, что ученому удалось открыть философский камень.
  3. Раймонд Луллий - его называют величайшим алхимиком всех времен. Утверждал, что сумел произвести трансмутацию неблагородных металлов в вожделенное золото.
  4. Парацельс - знаменитый алхимик и врач, создавший новые лекарства, изучавший магию. Много лет жизни потратил на поиск философского камня, которым хотел лечить людей.
  5. Николя Фламель - сказочно разбогатевший простой ремесленник, утверждавший, что разгадал тайну философского камня.

Николя Фламель

Факты об алхимии

Алхимия много сделала для развития науки, однако постепенно превратилась в тормоз на пути научных исследований и постепенно пришла в упадок. И все же остались люди, которые посвящают время этому старому учению, а некоторые даже пытаются приготовить в домашних условиях философский камень.

Прежде чем попытаться это сделать, разберемся в теории создания такого материала. Древние алхимики предполагали, что известные металлы попросту произрастают в земле, постепенно созревая. В представлении средневековых ученых, активное участие в этом процессе принимала сера. При этом «дозревшим» металлом считалось золото, а «недозревшим» - железо.

Как получить философский камень

Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре - белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла.

Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах.

Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один - «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.

Нет ничего более загадочного для западного оккультизма и алхимии, чем тайна философского камня. Что он такое – вожделенная цель искателей истины или награда для авантюристов, жаждущих бесконечного богатства? Глубокий метафизический символ или реальный предмет? Почему так много людей мечтало найти философский камень?

Философский камень, как источник бессмертия

В первую очередь, многие стремились найти философский камень потому, что верили, что он способен даровать им вечную молодость и бессмертие. При этом под самим философским камнем понималось то некое вещество, которое нужно было употреблять вовнутрь, подобно пилюле, то некое подобие «магнита», притягивающего омолаживающие энергии для своего обладателя. Легенд и вариантов существовало множество, но все они сводились к одному – тот, кто будет владеть философским камнем, познает вечность.

Божественная суть философского камня

Не менее распространенное представление о философском камне включало в себя веру в то, что в нем «сокрыто все, что содержат и могут сотворить Бог и Вечность, а также небеса, и звезды, и элементы. Никогда в вечности не было ничего лучшего и более драгоценного, чем он». Подобные комментарии указывали на «универсальность» этого предмета, наделяющего своего обладателя всеми божественными качествами - от мудрости до сверхспособностей, но главное – магическое умение преобразовывать вокруг себя мир.

Природа философского камня

Согласно некоторым источникам, это вещество имеет животную, растительную и минеральную природу, другие утверждают, что даже сам философский камень обладает телом, душой и духом и «вырастает» из плоти и крови, из огня и воды. Некоторые адепты были склонны считать, что это все символические описания. Например, во внутренней даосской алхимии очень часто употребляются символы «огня» и «воды» для описание тонких энергетических процессов внутри человеческого организма, приводящих к полной трансмутации его тела и духа. И, конечно же, были и те, кто утверждал, что данные описания хоть и аллегории, но указывают на вполне конкретные физические явления.

Философский камень и алхимия

Каким бы глубоким смыслом не наделялся феномен философского камня, но он всегда рассматривался в концепции алхимии – науки о трансмутации минералов. И тут мы отмечаем две распространенные идеи. Приверженцы первой утверждали, что философский камень – это некий природный элемент, позволяющий видоизменять все остальные элементы природы, то есть нечто вроде «волшебного катализатора». Адепты второго взгляда на философский камень верили, что его нужно получить с помощью слияния и преображения различных химических материалов.

Интересно отметить, что к первой идее больше склонялись люди авантюрного характера, а ко второй - те, кто обладал более научным и системным взглядом на мир. Поэтому не удивительно, что со временем победила именно вторая идея, собрав большее количество приверженцев, многие из которых внесли немалый вклад в формирование химии.

Философский камень и духовное совершенство

Существовало еще одно представление о философском камне, воспринимавшее его как символ духовного совершенства, как нечто, что получает человек благодаря тому, что трансформирует свою грубую природу (ртуть) в духовную (золото). Приверженцы этого направления называли свой путь обретения философского камня «внутренней алхимией». Она была распространена не только на западе, но и востоке, например в даосских психофизических практиках.

Философский камень и мировое равновесие

Рядом с концепцией философского камня как символа духовной трансформации, стоит также идея о том, что философский камень есть олицетворение идеального и абсолютного равновесия между различными силами природы, в частности между мужскими и женскими энергиями. Иными словами философский камень является союзом философских серы и ртути, олицетворяющих собой женский (пассивный) и мужской (активный) принцип, которые адепт должен был привести к равновесию как на уровне своей личности, так и во внешнем мире. Это также рассматривалось как некий алхимический процесс слияния «огня» и «воды» для получения «пара» - божественного духа.

Тайны тайн о философском камне

Те, кому действительно удалось найти философский камень, понимали, что передать сведения о нем всем людям было бы опрометчивым шагом, поэтому они старались держать свои секреты в тайне, тщательно зашифровывая рецепты нахождения Философского камня сложной символикой, понятной только избранным. Так, в одном из трактатов известного алхимика Арнольда из Виллановы мы читаем: «Дважды свяжи раба и трижды заточи его в темницу. Затем оберни его слоем белейшего льна. А в том случае, если он будет непокорен, брось его обратно в темницу. На третью ночь заточения дай ему белую жену, что бы он оплодотворил ее и тогда она породит на свет тридцать сыновей, которые превзойдут своего родителя».

Встречаются и более лаконичные описания - «Из мужчины и женщины создай круг, потом квадрат, затем треугольник и, наконец, снова круг. В результате ты получишь Философский Камень, таким, каков он есть».

Известные люди и философский камень

Многие уважаемые люди своего времени утверждали, что видели философский камень. Так, например, Ян Баптист ван Гельмонт, чей авторитет не вызывает сомнения, в одном из своих трудов писал: «Я несколько раз видел и держал в руках философский камень. Цветом он подобен порошку шафрана, но тяжелый и блестящий, точь-в-точь как истолченное в порошок стекло».

С философским камнем имел дело и Гельвеций, который, кстати сказать, поначалу скептически относился к алхимии, но потом изменил свое мнение. Легенды утверждают, что однажды ему была передана часть философского камня, с помощью которого он сумел превратить свинец в чистое золото.

© Алексей Корнеев