Интерактивные формы сотрудничества с родителями в доу. «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями

02.03.2019

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла» , поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

  • единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями
  • использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи
  • индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива» :

  • это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность
  • процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения
  • диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач
  • каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег
  • исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения
  • формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств
  • формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы
  • участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее
  • участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться
  • показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность) , с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

  • обмен опытом
  • выработка общего мнения
  • формирование умений, навыков
  • создание условия для диалога
  • группового сплочения
  • изменения психологической атмосферы.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.) . Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.

Различают следующие формы дискуссии:

  • круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
  • симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
  • дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в окружающем нас мире[, Соловей С., Львова Т., Дубко Г. Дискуссия как форма работы с родителями]

Наталья Веселкова
Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что для успешной реализации Программы должна быть обеспечена «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей , охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность». Важнейшим способом реализации сотрудничества является их взаимодействие , в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса . Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ . Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Наш детский сад работает по программе «Радуга» (Т. И Гризик. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон/.-М.: Просвещение, 2011). По целевым установкам программы можно выделить три основных направления взаимодействия с семьями воспитанников :

*мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей, родительские кружки (клубы, мастер-классы и т. п. ;

*мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники, досуги, экскурсии, традиции («Встречи с интересными людьми » и т. п.);

*мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей . Сюда относятся выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике, дидактические альбомы («Моя семья» , «Домашние любимцы» и т. п., домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п.

В своей деятельности мы используем интерактивные формы сотрудничества с родителями , позволяющими вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. «Интерактивный » - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то , что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Применение интерактивных родителей . Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Так по первому направлению, предусмотренному программой «Радуга» , в нашем ДОУ мы организуем Дни открытых дверей, которые дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители , а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду , увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями . Родители , наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

Для эффективного сотрудничества с родителями , в своей деятельности мы используем такую форму работы , как мастер-класс, позволяющий обогатить практический опыт родителей , а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей . Так в нашей младшей группе мы провели мастер – классы : «Играем пальчиками – развиваем речь» , где родители познакомились с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка и с этапами её проведения.

В преддверии праздника «Масленица» был проведен мастер-класс «Тряпичная кукла – закрутка» . Дети совместно с родителями изготавливали самодельную куклу – закрутку, познакомились с различными видами тряпичных кукол – оберег.

Для привлечения родителей к совместному сотворчеству с детьми, мы провели мастер-класс «Новогодняя игрушка» , на котором познакомили родителей с различными технологиями изготовления новогодних игрушек, что позволило родителям организовать совместную деятельность с детьми дома.

Важное место в нашей работе с родителями занимают родительские собрания . Собрания всегда проходят в нетрадиционной форме с использованием компьютерных презентаций и интерактивных игр по темам , таких, как «Дом, который построим мы!» , «Вот и стали мы на год взрослее» .

По второму направлению для создания ситуации приятного совместного досуга мы организуем проведение праздников : «Осень в гости к нам пришла» , «Новогодняя сказка» , «Праздник весны» и мн. др. В результате - формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми , устанавливаются эмоциональные контакты.

Также в нашей группе проводится большая работа по проектной деятельности. В совместной работе с родителями и детьми созданы такие проекты, как : «Цветущий сад» , «Птицы – наши друзья» , «9 мая -День Победы» , «Удивительный мир магнитов» , «23 февраля – День защитника Отечества» , «Огород на подоконнике» и др.

Традиционным у нас стало проведение ежегодных акций : «Подари книгу детям» , «Помоги братьям нашим меньшим!» , «Бессмертный полк» и др. Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями , способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы.

Родители нашей группы стали незаменимыми участниками всех трудовых дел : начиная с ремонта, покраски и заканчивая уборкой территории, посадкой цветов и деревьев, созданием чудесных зимних городков на участке. И все это они делают вместе с детьми. В рамках таких трудовых дел у нас ежегодно проводится акция «Подари ребенку зимнюю сказку» . Это и трудовое воспитание , и бережное, заботливое отношение к природе, и уважение к труду взрослых, и любовь к своим детям.

Рассматривая третье направление, хотелось бы рассказать о совместной продуктивной деятельности родителей и детей . В нашей группе проводятся такие выставки, как : «Новогодняя игрушка нашей семьи» , «Домик для друзей» , «Дары осени» , «Моя любимая игрушка» , «Праздничная ёлка» и т. д. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы , которые вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.

Совместно с родителями выпущены фотогазеты «Мамы разные важны, мамы всякие важны» , «Чего не должно быть на дорогах» , «Мой папа-самый лучший» , «Есть такая профессия - Родине служить » и мн. др.

В своей работе с родителями мы применяем памятки в форме буклетов . Эта форма удобна тем что родители могут , получив буклет, не только прочитать имеющийся в нем материал, но и применить его на практике, поиграть со своими детьми в предложенные игры дома, на прогулке, в транспорте.

С начала 2015 года был создан групповой сайт в интернете , где мы – педагоги, выкладываем фотографии и видеофильмы с участием наших воспитанников , консультации для родителей , устраиваем конкурсы, предлагаем мастер – классы на разные темы. Преимущества этого сайта : родители могут следить за жизнью своих детей в группе, могут получать информацию в форме педагогических советов, за детьми не всегда приходят сами родители (в силу своей занятости, а через общение в интернете можно всё узнать о текущих событиях в группе, пообщавшись с педагогами и другими родителями . Родители , благодаря этому сайту, знают, как правильно организовать игровую деятельность детей в домашних условиях . На наш взгляд, без такой формы работы с родителями просто нельзя обойтись в XXI веке.

Показателями результативности работы с родителями стали следующие : увеличилось количество родителей , заинтересованных проблемами воспитания , о которых ранее не задумывались (на 25%) ; стали читать педагогическую литературу (на 50%) ; хотели бы принимать участие в жизни детского сада (на 55%) ; хотят получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме (на 35%, хотят получать информацию о воспитании своих детей на родительских конференциях (на 25%)

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов , привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей .

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сологуб Ульяна Витальевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад №38

г. Заполярный

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОО

Современные стандарты дошкольного образования регламентируют не только работу педагога с детьми, но и работу педагога с родителями, что подкреплено

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 3, 7.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.

Цель сотрудничества состоит в том, чтоб создать единое образовательное пространство «детский сад-семья».

Данная цель реализуется через следующие задачи:

– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

– объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Классические формы сотрудничества с современными родителями не приносят желаемого результата. Меняется общество, меняются запросы родителей, поэтому необходимо искать новые формы сотрудничества.

На наш взгляд, использование интерактивных методов в работе с родителями является самым эффективным способом взаимодействия с семьей.

Интерактивные формы работы с родителями - это методы, позволяющие внедрить в процесс эффективное общение, что предполагает вовлечение родителей в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Существуют условия организации интерактивных форм сотрудничества:

Позитивные отношения

Демократический стиль

Сотрудничество в процессе общения между собой

Опора на личный опыт родителей.

В своей работе мы используем следующие интерактивные формы сотрудничества :

Совместные занятия по физической культуре;

Совместная подготовка и проведение праздников и утренников;

Деловые игры;

Круглые столы;

Родительские собрания;

Субботники;

Детско – родительские тренинги;

Проектная деятельность;

Организация и проведение совместных выставок и конкурсов;

Интерактивные досуговые мероприятия;

Мастер – классы с участием родителей и др.

Особенно актуальны в наши дни интернет технологии, которые отвечают требованиям современной жизни.
Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте, которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.

Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющий установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые деляться опытом воспитания, давать советы, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.

На Странице Вк «Солнечный город», мы оперативно размещаем информацию о событиях в детском саду, фотографии с утренников, субботников и прочих мероприятиях, а также публикуем различные консультации и объявления.

Недавно у нас в саду прошел конкурс «Лучший снеговик». Дети с родителями и педагогами на участке детского сада лепили снеговиков и разместили фотографии Вк для онлайн – голосования. В итоге, голосовании приняли участие не только педагоги и родители нашего детского сада, а также жители Мурманска, Санкт – Петербурга, Москвы, Ярославля, Вологды, страны – Белоруссия, Казахстан, Украина. Победителем стал снеговик нашей группы, набравший ***** голосов.

Интерактивные досуговые мероприятия , в подготовке которых участвуют и воспитатели, и родители и дети – утренники, детско – родительские выставки которые проводятся в течении всего года по тематическому плану, тематические дни.

Этой осенью мы проводили выставку – дегустацию «Дары Осени», на которой были представлены овощные и фруктовые блюда, которые готовят у нас в саду и работы из овощей, сделанные руками родителей. Такие мероприятия мы, как правило, проводим вечером в пятницу, чтобы их смогли посетить как можно больше родителей. Выставка проводилась с 16 до 18 часов. Первые посетители появились в третьем часу, когда выставка еще только готовилась, последние уходили в восьмом часу. Выставку посетили не только родители воспитанников, но и их родственники, знакомые и сослуживцы. Мы получили много восторженных откликов, а самое главное, родители смогли убедиться, что в детском саду действительно вкусно готовят.

На родительские собрания, кроме обычной повестки дня, мы готовим практические показы специалистов, проводим экскурсию по детскому саду, готовим видеоподборку нашей ежедневной жизни – в группе, на прогулке, в музыкальном и физкультурном зале. Родители хотят знать, и имеют на это право, как живут их дети в детском саду.

Практико – ориентированный семинар. На таких семинарах, делятся своим опытом работы высококвалифицированные педагоги. Семинары мы проводим в форме воркшопов, на которых все желающие могут получить практические навыки игровых приемов в обучении детей. Гостями наших семинаров становятся не только педагоги и специалисты детских садов, но и родители наших воспитанников. воспитанников

Такие мероприятия способствуют формированию у педагогов и родителей потребности тесного взаимодействия в ДОО, совершенствуют качество работы дошкольного образования при взаимодействии с родителями. Где родителями становятся не только слушателями, но и непосредственно участниками.

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. Таким образом внедрение интерактивных форм работы с родителями способствует формированию доверительных отношений педагогов и родителей, развивает умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом.


Методическая копилка Семинар для педагогов

«Интерактивные формы взаимодействия с родителями ДОУ»

(15.02.2018)

Подготовила старший воспитатель

МБДОУ детский сад «Радуга»

Липицина Н.В.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В государственных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Интерактивные методы работы – это методы взаимодействия участников между собой, где происходит активизация познавательной деятельности участников, совместное решение значимых задач, способность взаимодействовать или находиться в состоянии диалога.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия; организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация (объединение усилий участников) и конкуренция (столкновение целей, интересов, позиций, мнений).

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

  • обмен опытом
  • выработка общего мнения
  • формирование умений, навыков
  • создание условия для диалога
  • группового сплочения
  • изменения психологической атмосферы.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Интерактивные формы сотрудничества с родителями , позволяет вовлечь их в процесс воспитания и обучения, развития и познания собственного ребенка.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

— это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых участник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

— процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

— диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

— каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение участников;

— исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

— формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

— формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

Формы организации

  1. Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
  2. Отличной и интересной формой взаимодействия с семьями является организация разнообразных фотовыставок . Такая совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени.
  3. Самая популярная и любимая родителями форма работы – досуговая — концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители более охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, причины трудностей во взаимоотношениях.

Беседа с педагогами : в какой роли находятся ваши родители при организации досугов, праздников, развлечений?

  1. Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Различают следующие формы дискуссии:

  • круглый стол — самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
  • симпозиум — обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
  • дебаты — обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.Начало формы

Конец формы

  1. Дни открытых дверей , дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители , а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду , увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями . Родители , наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
  2. Мастер-класс , позволяющий обогатить практический опыт родителей , а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей . Так в нашей младшей группе мы провели мастер – классы : Самым простым является привлечение к проектной деятельности. Например: «Играем пальчиками – развиваем речь» , где родители познакомились с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка и с этапами её проведения.
  3. Акции :

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями , способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы.

Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

Беседа с педагогами : какие акции можно провести с родителями?

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов нравственного и патриотического воспитания.

Таким образом , взаимодействие семьи и детского сада — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Пояснительная записка

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте . Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».

Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Задачи педагогической работы по пропаганде педагогических знаний среди родителей:

1. Изучить специальную литературу по проблеме воспитания педагогической культуры родителей.

2. Выделить формы работы педагога с родителями и методы активизации родителей с целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу и желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

3. Разработать систему форм и методов воспитания педагогической культуры родителей в ДОУ.

Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка. При этом опыт родителей полностью игнорируется.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act» - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет воспитатель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Самые активные формы работы - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.

Подготовка к применению интерактивных методов на родительском собрании

Для того, чтобы применение активных методов на родительском собрании было эффективным, постаралась учесть некоторые условия.

Обеспечила безопасность участников. Я не оценивала правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Решила не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению родителей, выразить им благодарность за участие.

Я попробовала заинтересовать родителей. Объяснила им, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации дошкольной жизни, применить полученные знания и т.п.

Организовала пространство. Изменила расстановку столов в группе (поставила их полукругом) .

Предупредила родителей заранее. Сообщила о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия (подготовила письменные приглашения и передать их родителям).

Выбрала оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия. Время это ограничилось 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, свои родительские собрания я провожу в нетрадиционной форме. Очень тщательно к ним готовлюсь, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подобрала музыку, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Например, родительское собрание «Развитие творчества у детей младшего дошкольного возраста» начинала с инсценировки короткой сценки, роли исполняли дети и воспитатель, приглашенные из другой группы. Подготовила слайд – шоу «Развитие творчества в детском саду», выставка детских работ, подготовила материалы для «Мастер – класса» родителей. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Родительское собрание

«Развитие творчества у детей»

Цель : Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Звучит спокойная музыка в зале, где будет проходить родительское собрание. Собрание начинается с инсценировки короткой сценки, роли исполняют дети и воспитатель.

Предварительная работа:

Оформление пригласительных билетов, аппликация «Красивая снежинка»

Подготовка слайд – шоу «Развитие творчества у детей в детском саду»

Выставка детских работ.

Приготовление материалов «Мастер – класса» и атрибутов для инсценировки.

Инсценировка:

Зал оформлен декорациями для сценки. На импровизированной сцене стоит стол, на котором подготовлено всё для занятия по рисованию (краски, кисти и т.д.). Появляется Лесовичок, он зовёт Арину и Роберта заниматься. Арина послушно садится за стол, а Роберт долго приходиться упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда все усаживаются, Лесовичок рассказывает детям историю, которая приключилась с Феей цветов.

Лесовичок: Сегодня, дети мы с вами будем рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается.

На большом листе Лесовичок рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Маша внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснил Лесовичок. Ваня же балуется, рассматривает краски, обмакивает кисть в краску и ставит кляксу, рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Лесовичок рассматривает оба рисунка, хвалит Машу и делает замечание Ване за выполненную работу.

Ход собрания

Воспитатель: Уважаемые родители! Эта маленькая инсценировка открывает наше собрание, тема которого – «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста». Давайте сейчас вместе вернёмся к Лесовичку, Арине и Роберту и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие способности.

музыкальная пауза

В наших шарах – вопросы. Если вам достался шар с вопросом, но вопрос не понравился или вы не можете на него ответить, вы можете передать его дальше по кругу.

(Родители высказывают свои мнения, делятся своими впечатлениями, задают вопросы). Что такое детское творчество? В чём оно может проявляться?

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребёнком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает у них положительные эмоции.

Как вы думаете, в каких видах деятельности может развиваться детское творчество детей? (Изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, конструктивной деятельности и т.д.).

Обратила внимание родителей на успехи детей в изобразительной деятельности (выставка рисунков, поделок, аппликации и т.д.).

Я предлагаю вам, уважаемые родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята.

Проводится мастер – класс «Опускаем руки в краску»

Предложила родителям нарисовать портрет своего ребёнка, используя нетрадиционную технику – рисование пальцами. По окончании работы оформила выставку рисунков родителей «Детки – конфетки»

Воспитатель: Известно, что дети необычно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и реагируют на новое, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их восхищает зрелище кукольного театра, они легко перевоплощаются в героев из прочитанных книг, спектаклей. Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребёнка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, самостоятельность, расширяется кругозор. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: Осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или из разных видов круп и т.д.

Предложила родителям отправиться в страну Вообразилию.

Провела игру «Перевоплощение»

Объяснила родителям, что для этого им предстоит перевоплотится, в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую нужно озвучить. Вот вы будете мама, вы – папа, вы – автосигнализация и т.д.

(Я рассказала, родители озвучили, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).

п. Майский, ул. Неизвестная. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост Гаи. Свисток милиционера. Слава богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…

А теперь давайте расскажем эту историю без слов. Итак, п. Майский,

ул. Неизвестная, летнее утро……

День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Игра даёт возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. Как говорил американский психолог Эрих Фромм: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества.

Проект решения:

Продолжать развивать творческие способности, у детей, использовав информацию на родительском собрании.

Оформить подбор игр для родителей на развитие творчества у детей.

Предоставить информацию для родителей чему должны, научится, дети к концу года.

Пополнять презентацию новыми сайдами и использовать её, как подарок семье при выпуске в школу

К собранию подготовила презентацию творческой деятельности детей в детском саду.

На собрании выразила благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

Спасибо, за участие,

За творческий подход,

Ваших славных работ

Детский сад с восторгом ждет!

Вы помощь оказать

Всегда нам рады,

И за участие во всем

Примите и от нас награду!

Родитель для ребенка

Во всем прекрасен.

И как ребенка воспитать

Родителю смысл ясен.

Ведь главное здесь

Творчество и труд.

Они вам личность

В будущем дадут.

Недавно организовала творческий кружок «Мы вместе» для младшей разновозрастной группы дошкольников, где дети совместно с родителями

с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Так же для достижения эффективности в работе с родителями еженедельно выпускаю газету « В гостях у «Аленки»», где родители не только видят отражение жизни их детей в детском саду, но и черпают советы и рекомендации по разным видам деятельности.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями не без использования интерактивных методов.

Приложение:

Фонограмма.

Фотогалерея: