Интересные факты о молодежной политики. Современная молодежь. Фрустрации и страхи

14.03.2019

Факты из жизни каждого человека могут быть интересными и нестандартными. В жизни молодёжи, которую мы встречаем каждый день, есть множество вещей, о которых старшее поколение не догадывается или же не понимает. Это и есть те интересные факты, о которых стоит поговорить. Кто-то посчитает, что интересные факты из жизни молодежи можно назвать обыденными.

2 154622

Фотогалерея: Интересные факты из жизни молодежи

На самом деле, для их сверстников, сейчас, так и есть, а вот для других людей они действительно являются интересными фактами из жизни молодёжи. Что же происходит в жизни молодых людей? Что является для молодёжи ценностью? Какие интересные случаи и взгляды заставляют их поступать определённым образом? Какие факты и факторы влияют на их развитие и становление?

Говоря о жизни молодых людей, стоит остановиться на трёх таких понятиях, как секс, любовь и алкоголь. Многие считают, что для молодёжи эти понятия стали неправильными и потеряли ценность. Конечно же, многие факты это подтверждают. Определённая часть подростков перестала искать в жизни интересные стороны, глубину чувств, хобби и тому подобное. Многие из них приравнивают секс к любви, и никогда не забывают об алкоголе.

Но, на самом деле, далеко не вся молодёжь считает именно так. Например, давайте поговорим о сексе. Считается, что многие девушки начинают половые отношения в пятнадцать-шестнадцать лет. Конечно же, для старшего поколения это неприемлемо, но, стоит разобраться, почему именно так происходит. Конечно же, есть молоденькие дамочки, которые слишком много читают блоги и слушают глупеньких подружек, которые считают, что девственность - это проблема от которой необходимо избавиться. Вот они то и начинают заниматься сексом практически со всеми подряд, а затем страдают от этого. Но не стоит считать, что все юные девушки считают и поступают именно так. Есть те, кто относится к этому вопросу серьёзно, хотя и рассматривает его. Просто, современные подростки действительно взрослеют намного быстрее и раньше, нежели предыдущее поколение. Поэтому, их желания различаются. Девушкам становится неинтересно со сверстниками, поскольку мальчишки, в возрасте пятнадцати-семнадцати лет ещё остаются детьми. Они ищут парней, которые уже что-то смыслят в жизни и относятся к отношениям серьёзно. Поэтому и выбирают тех, кто старше на пять-шесть лет. Вот только проблема в том, что парни в этом возрасте желают иметь регулярный секс и девушкам приходится решать, готовы ли они на это пойти ради любимого человека. Интересным является то, что многие девушки решаются на этот шаг, только из-за любви к парню, являясь, на самом деле, к этому не готовыми. Поэтому, у них могут возникать различные проблемы в плане секса, появляются комплексы, а парни, не находя удовлетворения, просто начинают изменять. В этом случае, далеко не все юные девушки могут осознать то, что их вины в этом нет. Просто, молодым мужчинам не хватает опыта и терпения, чтобы дождаться нужного момента и всё сделать правильно.

И, исходя из этого, можно переходить ко второму вопросу - вопросу касающегося любви. Сейчас, многие девушки разочарованы в этом чувстве, поскольку мужчины перестали добиваться нас и вести себя как джентльмены. Интересно, что дамы сами в этом виноваты, хоть далеко и не все это признают. Лёгкодоступность - вот главная проблема современной молодёжи. Мужчины перестали ценить женщин и брать на себя за них ответственность. Им легче бросить девушку и найти другую, с которой у него будет секс, нежели ждать, пока она будет готова. Также, многие парни халатно относятся к абортам и считают это совершенно не своей проблемой.

Но, стоит отметить, что не все мужчины такие. Есть парни, и чаще всего такие встречаются среди тех, кому около двадцати лет, которые относятся к чувствам и отношениям совсем по-другому. Они считают, что любовь никогда нельзя строить только на физическом желании и готовы ждать любимую девушку столько, сколько необходимо.

Также, эта категория молодых людей ответственно относится к перспективе зачатия ребёнка и готовы взять ответственность на себя. Они понимают весь риск абортов и, чаще всего, относятся к этому крайне негативно. Сложно сказать, почему именно этот возраст является отличным от других. Скорее всего, эти дети рано почувствовали вкус взрослой жизни и к двадцати годам уже этим переболели, поняв, что важнее чувства и перспективы, нежели беспорядочный секс и алкоголь.

С алкоголем дело также обстоит достаточно интересно. Можно сказать, что к бутылке тянутся те, кто плохо учится в школе или же слишком хочет принадлежать к определённой суб-культуре. Такая молодежь уверенна, что без алкоголя вообще невозможно отдыхать. Также, есть те, кто жили такой жизнью в пятнадцать-семнадцать лет и теперь, достигнув двадцатилетнего возраста поняли, что лучше отдыхать в хороших заведениях и пить дорогое вино, нежели упиваться на скамейках портвейном не думая о завтрашнем дне. Также, есть пятнадцати-шестнадцатилетние ребята и девчонки, которые увлекаются хорошей литературой и науками, уже в этом возрасте знают, чего хотят и осознанно не желают наносить вред своему здоровью алкоголем и сигаретами. Кстати, ошибочно мнение, что такие дети являются изгоями и ботаниками. Многие из них, наоборот, имеют популярность и уважение не только сверстников, но и ребят постарше. Вообще, в нормальных кругах молодёжи сейчас модно не курить и не пить, а заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Поэтому, глядя на современную молодёжь, не стоит считать, что все они просто помешаны на сексе и алкоголе. На самом деле, и в шестнадцать лет, юные девушки умеют по-настоящему любить, но при этом всегда задумываться над серьёзностью вопросов о сексе и их последствиях. А также умеют принимать горе и разочарование в парнях стойко, не напиваясь и не пытаясь порезать вены. В то же время, не все парни думают только о сексе с кем попало. Есть те, кто влюбляется очень долго, всё взвешивая и определяясь, но потом любят на протяжении долгих лет и готовы понимать и поддерживать свою девушку во всех ситуациях. А не пить с друзьями каждый день, не задумываясь об учёбе, работе и будущем. Вот такая молодёжь и является самой интересной. И факт того, что она существует, немного удивляет, интересует и, несомненно, радует.

Современное представление о молодежи и молодости неразрывно связано с такими понятиями, как досуг, молодежной культуры, потребление. Социологи давным-давно заметили, что желания молодежи очень сильно разнятся от желаний взрослых. Если взрослые в большинстве своем ориентированы на приобретение стабильных вещей - недвижимости, машины, мебели, у них более развито накопление денег, то молодежь чаще всего ориентирована на сиюминутное удовольствие. Так вместе с новыми потребителями пришла и новая культура потребления - культура современной молодежи .

Появляются первые кассеты с записями любимых певцов, открываются дискотеки, мощно развивается поп-культура - первые группы, первые фанаты, первые тусовки. В конце XX в. молодость начинает все чаще использоваться как символ. Многие взрослые обращаются к интересам, традиционно считавшимся молодежными. Так, например, новый модный уклон современной молодежной культуры - адреналиновые удовольствия.

Молодость сама по себе связана с риском, испытаниями. Взрослые, испытывая в определенном смысле недостаток острых ощущений, начинают перенимать у молодых их стиль жизни. Реальные испытания могут подменяться искусственно созданными: прыжки с парашютом, экстремальные путешествия и т. д.

Современная молодежная культура стала стержнем многих модных течений: культура хиппи породила стиль «унисекс», панки повлияли на всеобщую моду на черный цвет, скинхеды - на модную прическу «благородная лысина» и т. д. Таких примеров можно привести множество. Молодежные культуры - это ценности, пристрастия, интересы, вкусы молодежи. Местом их публичного проявления стали кафе, дискотеки, массовые выступления. Родиной классических молодежных субкультур, как панки, скинхеды, рокеры и др. является Великобритания.

В настоящий момент добавилась еще одна особенность молодежи как социальной группы. Молодежь всюду одинаково существует в ситуации глобального информационного пространства, сетей Интернета и др. Все могут говорить со всеми. Сейчас любое культурное событие не может быть изолированным ни во времени, ни в пространстве. И в США, и на Таиланде, и в Сингапуре, и в России есть пользователи глобальных сетей, есть МТВ. Поэтому те молодые люди, которые хотят что-то знать из первых рук, могут удовлетворить свое желание в Ульяновске точно так же, как и в Нью-Йорке. Однако доступ к этим ресурсам не у всех одинаков. Это зависит и от дохода, и от уровня культуры, и от ситуации. Исследования показывают, что современные стили жизни молодежи во многом зависят от их нацеливания на карьеру, качественное образование, высокий уровень достижений, высокий социальный статус, то стиль его жизни будет значимо отличаться от тех молодых людей, которые ориентированы на молодость, как на период расслабления, развлечения, как на время, когда нужно «перебеситься» и попробовать от всех радостей жизни. Кто-то интересуется спортом, кто-то интересуется живописью. Кто-то ничем не интересуется в этом то и есть суть момента разделения современной молодежной культуры.


Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. В. Даль писал: «свобода - это воля». Хотя эти слова синонимичны, но их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.

Следующая жизненная ценность - осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Но большая часть молодежи это осознает.

Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Внутренняя духовная удовлетворенность тесно связана с сознанием человека. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Современная молодежь умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения. Человек должен уважать другого человека, несмотря на его материальное, физическое положение; не должен ставить себя выше или ниже тех или иных людей. Я думаю, что у современной молодежи с этим проблем нет.

Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения - вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.

Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться официантом, продавцом в киоске, промоутером, на любую оплачиваемую работу.

Еще одна ценность - патриотизм. Любовь к родной земле, уважение к государству, чувство долга перед родиной должны присутствовать в сознании современной молодежи. Они понимают, что земля, на которой они ходят, едят ее плоды, живут в тепле и уюте благодаря ее полезным ископаемым - это их вторая мать. Ведь не случайно говорят: «Родина - мать». Мы должны делать все для ее процветания и быть горды ею.

Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей.

Современная молодежь имеет ряд проблем, которые связаны с воспитанностью, толерантностью, отсутствием патриотизма, вежливостью, хорошими манерами поведения по отношению к своим сверстникам и взрослым людям, а также умением правильно и грамотно излагать свои мысли, сексуальная распущенность и аморальность, умением правильно и красиво одеваться (многие даже позабыли, что именно одежда, в первую очередь, бросается в глаза и создает первоначальное мнение о человеке) также, следует, не упускать из поля зрения, пассивное отношение молодежи к современной политике и к людям стоящим у власти. Современная молодежь, практически, не соблюдает нормы и правила хорошего поведения. Конечно же, каждый волен сам выбирать - следует ли ему соблюдать определенные требования или нет, но, на сегодняшний день - это является острой проблемой.

Есть несколько решений этих проблем:

Возрождение ранее созданного в 1811году Общества русской словесности, которое поможет развитию культуры, духовности, знанию родного языка, а также внесет бесценный вклад в формирование личности;

Введение в школах и ВУЗах обязательной учебной дисциплины «этимология русской словесности»;

Организация регулярных конференций, дебатов, встреч с интересными и разносторонними людьми, что поможет молодежи грамотно и красиво излагать свои мысли, а также культурно вести споры;

Мы - это не будущее, а настоящее, которое строит будущее! Чтобы, в очередной раз, не услышать из уст «будущее России - это армия невежд»,я призываю нашу молодежь к тому, чтобы они сознательно относились к своим поступкам и больше занимались самовоспитанием.

Е. М. Стешова

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Е. В. Смолокуров

доцент ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Сбербанк опубликовал результаты исследования молодежи, проведенное совместно с агентством Validata. Исследование проведено в конце 2016 года. Результатом исследования стал отчет о жизни современной молодежи, который помогает понимать потребителей здесь и сейчас, предлагая им актуальные услуги и коммуникацию.

Были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодёжью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии.

В презентации по итогам исследования приведено 30 фактов о современной молодежи.

30 фактов о современной молодежи

1. Современные молодые люди «родились с кнопкой на пальце». Для них онлайн - ведущее определение реальности, которое формирует тренды. «В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было», - приводят в банке комментарий взрослого респондента.

2. Молодые люди воспринимают краткую и наглядную информацию. Так, средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте - восемь секунд. Информация потребляется маленькими, «перекусочными», порциями, при этом иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст.

3. Еще одной тенденцией является отсутствие долгосрочных трендов. «Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду», - поясняют исследователи. Быстро меняется мода, отсутствуют постоянная лояльность брендам и стилям одежды, «обязательные списки» в музыке или кино.

4. Конфликт поколений смазан: родители выстраивают партнерские отношения с детьми, руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное», при этом и дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом, выяснили в Сбербанке.

5. Взрослые теперь не являются абсолютным авторитетом и сами признают, что дети превосходят их во многих навыках. Молодые люди не испытывают пиетета к старшим, общаются с ними свободно и на равных.

6. Родители же жалеют детей, стараются оказывать на них минимальное давление, взваливают на себя все бытовые обязанности - «гиперопекают», как формулируют это исследователи. В результате «поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни».

7. Для исследователей также очевидно, что представители молодого поколения не могут без социального взаимодействия: не любят и не могут быть одни, им надо постоянно быть на связи, а качества ценятся те, что помогают общаться.

8. Еще одна характерная черта поколения Z - уверенность каждого в собственной исключительности.

9. Но, вопреки такому самовосприятию, современные молодые похожи. Для них типично тотальное следование рекомендациям онлайн-СМИ, отсутствие ярко выраженных субкультур. «Поколение мейнстрима», - констатируют в Сбербанке.

10. Сами они не видят себя единым поколением (не замечают того, что их объединяет), а увлечения, музыка, кино не воспринимаются как маркеры для разграничения «свой - чужой».

11. Еще одним важным выводом исследования является то, что «модель постепенного движения к успеху повредилась». С одной стороны, история России последних лет показала, что все может пойти не так, как задумано. С другой - многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

12. Для поколения Z свойственно скорее тихое сопротивление, чем открытый бунт. Они не стремятся к разрушению и ценят спокойствие, стараются формально следовать правилам. Но поступают так, как считают правильным, не всегда ставя родителей в известность о своих решениях, следует из обзора.

13. Одной из тенденций поколения Z является отсутствие гендерного равенства (традиционный взгляд на взаимодействие полов и распределение ролей в семье: женщина - хозяйка и мать, мужчина - добытчик). Ожидаемый возраст вступления в брак и рождения детей - 25-27 лет.

14. Если говорить об установках и ценностях современной молодежи, то главная - это поиск своего пути.

15. Только в этом случае можно стать счастливым, а это главный запрос от жизни. Трудности означают, что путь неверный. Важно получение удовольствия от жизни (установка на гедонизм).

16. Собственно, счастье - это и есть успех, считает молодежь. Он измеряется разнообразием жизни и удовольствием от нее, а не богатством и статусом.

17. Среди юного поколения модно «самосовершенствование» и «саморазвитие», под которым понимаются любые увлечения.

18. Молодежь считает, что обязательно нужно пробовать разное: жизнь хороша, когда разнообразна.

19. Что касается работы, то она должна быть в радость и, конечно, приносить доход, но не отнимать много времени: «вкалывать» молодые люди не готовы. Слова «карьера» и «престижная работа» в ответах практически не звучат, констатирует «Сбер».

20. Также выяснилось, что молодое поколение совсем не рвется менять мир или человечество, а в первую очередь хочет сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких (установка на индивидуализм).

21. Еще один факт о молодежи - характерная для этого поколения страстная жажда признания, ожидание похвалы за любое действие во взрослой жизни. Целью является социальная популярность.

22. В том числе отмечается, что «модно быть умным».

23. Еще среди молодежи принято заявлять о любви к семье и родителям (в Сбербанке в этой связи говорят об апологии семейных ценностей). Удачная семейная жизнь воспринимается как признак состоятельности и является более важной целью, чем профессиональная реализация.

24. У представителей нового поколения присутствует страх разочаровать родителей.

25. Что еще страшит современных молодых, так это возможность сделать неправильный выбор, потенциальная необратимость этого выбора. «Идеальное будущее - это если я понял, что не ошибся с выбором», - формулирует один из респондентов.

26. Сама свобода выбора для них - не помощь, а затруднение. Родители с выбором не помогают, так как боятся упреков в будущем, при этом их путь не служит примером, а воспринимается как «рутина и однообразие».

27. По большому счету, нынешние молодые боятся «обычной» жизни без спонтанности, интенсивных переживаний и ярких впечатлений.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» . В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад» . В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про-исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла-дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со-знанием молодежи, приобретая универсальный харак-тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про-цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель-ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) - получение образования; в третью очередь (17%) - работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

Образование, профессия

Получить от жизни больше удовольствий

Деловая карьера

Мир (чтобы не было войны)

Действия ради будущего России

Идеалы, вера

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

Стабильность.

Свобода.

Уважение к старшим.

Бог (вера в Бога).

Патриотизм.

Долг и честь.

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Циничный прагматизм, культ карьеры.

Крах семьи.

Социальное иждивенчество.

Сексуальная распущенность.

Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

Коррупция.

Ксенофобия .

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Перечень явлений

Отрицательная оценка

Равнодушие

Положительная оценка

Нарушение общественного порядка

Национализм

Экстремизм

Незаконное обогащение

Иждивенчество

Равнодушие

Беспринципность

Потребительство

Подражание западному образу жизни

Праздный образ жизни

Приспособленчество

Карьеризм

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Список литературы

  1. С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
  2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
  3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
  4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
  5. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702 .
  6. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  7. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
  8. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  9. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  10. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

Молодежь представляет собой социальную группу, которая включает людей в возрасте от 16 до 30 лет. Молодежь - самостоятельный субъект, осуществляющий свой вклад в социальную динамику.

Современная молодежь значительно отличается от предшествующих поколений. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений своими идейными, культурными ориентациями, ценностными установками. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности представляют собой относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ. Ценности носят характер как традиционный, так и инновационный. Среди традиционных ценностей, на которые ориентируются молодые люди, - любовь, дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка, что определяется как коллективистские ценности.

Следует отметить то обстоятельство, что в современных условиях молодые люди не наследуют те ценностные установки, которые разделяют в большинстве своем их родители.

Молодежное сообщество характеризуется поиском своего места в жизни, воспринимает культуру общества как поле для самовыражения и самореализации, ищет в ней не столько нравственное, сколько развлекательно-релаксирующее содержание. Отсюда увлечение азартными играми, электронной техникой, зрелищными видами досуга, разного рода стимуляторами психической активности - лекарственными, химическими, пищевыми и т.п.

Этим же объясняется такой феномен современной культуры, как молодежная мода, которая имеет ярко выраженную сексуальную направленность, отличается отсутствием индивидуальности и изысканности. Подростки и юноши стремятся соответствовать пропагандируемым стандартам поведения - в одежде, прическах, манерах, привычках, образе и стиле жизни, выборе способов общения, видов занятости, в определении смысла жизни.

В связи с вышесказанным молодежную культуру можно рассматривать как субкультуру. Ее отличие от культуры всего общества состоит в том, что молодые люди имеют собственные ценности, нормы правила, обычаи, моду символы, интересы и потребности, установки и представления. При этом молодежь как социальная общность неоднородна. В ней присутствуют подгруппы людей высокообразованных и необразованных, имеющих высокий или низкий социальный статус, экономически состоятельных и несостоятельных, городских и сельских, работающих и неработающих, верующих и неверующих. Отсюда и различия в культурных традициях и поведенческих стратегиях представителей молодого поколения.

Характерно, что в настоящее время молодежная субкультура превращается в контркультуру, входит в противостояние с обществом своими идеалами, модой, искусством, языком. Многие социальные явления девиантной направленности связаны с молодым возрастом, и в том числе - деятельность преступных организованных сообществ, наркомания, токсикомания, игромания, проституция и т.п. Особого внимания заслуживает молодежный досуг, который для немалого числа социальных групп принимает все более бездуховную, безнравственную форму.

Потребительские ориентации отравляют душу молодых людей, вынуждают их соперничать друг с другом, приводят к подавлению в личности духовно-нравственного начала. Особого внимания заслуживает такая проблема, как развитие аморальных ориентаций молодых людей. Проституция, половая распущенность все меньше осуждаются молодежью, а в наиболее интеллектуальной молодежной среде - студенческой, все чаще встречаются факты использования нецензурной лексики, курения табака среди девушек, наркомании, пивного алкоголизма, пьянства, хулиганства, воровства, рэкета. Гуманизм как общечеловеческая ценность уходит все дальше, оставляя вместо себя такие нравственных проявления, как грубость, агрессия, равнодушие, соперничество, идолопоклонничество.

Неформальные движения молодежи представляют собой разновидность контркультуры, бросающей вызов обществу. Поскольку контркультура обозначает установки, противоречащие фундаментальным принципам данной культуры, неформальные молодежные движения получают статус альтернативных форм культуры, не контролируемых обществом.

Важно понимать то, что эти формы культуры возникают объективно, а значит их невозможно уничтожить, запретить, заменить чем-либо иным. Они вызваны неудовлетворенностью молодежи как маргинальной, переходной социальной группы своими условиями жизни и труда. Низкий уровень заработной платы у большинства начинающих профессиональную карьеру, еще более скромный размер студенческой стипендии, бедствующие молодые семьи, а более всего студенческие, - все это вместе и на почве резкого социального расслоения в обществе становится миной замедленного действия для социализации новых поколений россиян.

Неформальные движения молодежи - музыкальные, технические, правовые, спортивные, философско-мистические, экологические, патриотические, фашистские, расистские, творческие - выполняют определенные функции, которые не могут взять на себя другие социальные структуры. Среди них - функции самореализации, времяпрепровождения, компенсаторная, эвристическая. Особо следует выделить такие молодежные движения, которые ставят в центр всего общение, мир, любовь, взаимопонимание (кришнаиты, религиозные братства и секты), а также группы альтернативного творчества, объединяющие не признанных официальными кругами художников, писателей, артистов, музыкантов и т.д. Очевидно, что их деятельность не носила бы сомнительной направленности, если бы молодые люди могли легально получить все то, к чему они стремились и что искали в альтернативных объединениях среди социальных групп, существующих в правовом и социальном пространстве.

Исследования показывают, что современная российская молодежь ориентирована более на такие виды досуга, как посещение кинотеатров, мест развлечений - кафе, баров, ночных клубов, дискотек, культурно-развлекательных центров с шоу-программами, просмотр телепередач, прослушивание музыкальных записей или музыкальных радиоканалов, Популярные прежде чтение художественной литературы, прессы, физкультурные и спортивные занятия уступают в рейтинге развлекательным видам досуга. Модный в последние годы фитнес привлекает состоятельную часть молодежи, так как это весьма дорогостоящий вид спортивного досуга, хотя и несомненно прогрессивный, поскольку он совместим только со здоровым образом жизни.

Такие мощные каналы передачи культурной информации, как театр, консерватория, выставки, музеи, большей частью современной молодежи не востребованы. Интерес к ним проявляют в основном специалисты - настоящие или будущие, студенты вузов культуры и искусства, представители педагогической и других гуманитарных специальностей. Для остальных социальных групп молодежи учреждения, несущие высокую культуру, оказываются недоступными. Одна из внешних причин - дороговизна посещений не дотируемых государством учреждений, кроме того, сказывается и их территориальная удаленность: не каждый город имеет достаточное количество культурных объектов. Внутренние причины равнодушия к ним - отсутствие потребности в контакте с художественными ценностями. Поскольку сравнительно небольшое число детей и подростков посещают школы искусств (музыкальные, художественные, спортивные и иные) и столь же редко общеобразовательные школы занимаются творческим развитием своих учеников, у последних не формируется потребность в принятии тех или иных видов искусства, дети остаются вне воздействий классической инструментальной музыки, оперы, балета, театрального искусства, художественных живописных произведений, классической и современной российской и зарубежной литературы. Затрудняется процесс формирования эмоционально-чувственного отношения к жизни, к культуре, столь необходимого для социализации зрелой личности и самореализации молодежи.