Как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: рекомендации педагогов и родителей, маленькие хитрости. Почему не всем детям легко дается быстрое чтение? Упражнения для тренировки беглого чтения

04.08.2019
20.04.2017 в 10:02

Давайте сделаем осознанный и осмысленный выбор.

Вы сможете привить такую любовь к чтению, которую вряд ли удастся учителю, если у вас в доме регулярно читают и обсуждают прочитанное.

Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами.

Здесь же в классе обычно 30-35 человек, урок длится 30 минут, т.е. меньше минуты на ученика.

Предлагаем вам обсудить данный вопрос и взвесить все за и против домашнего обучения чтению, а также узнать секреты и избежать ошибок.

А читаете ли вы на ночь своему ребенку? Простой вопрос, а ведь именно эта привычка позволяет привить любовь к чтению уже с младшего возраста. Какие лучше выбрать , подробно разберем с названиями и названиями сказок.

Плюсы и минусы чтения сказок на ночь размещены , а также различные аспекты данной методики обучения.

Отличный союзник в играх — это любой материал который есть дома. Давайте разберем и применять для обучения чтению.

И может так случится, что ребенок будет не успевать, тогда учитель вам скажет, занимайтесь дома, т.к. ребенок не читает.

Технику чтения проверят, чтобы определить сколько слов в минуту он читает. И требования вполне конкретные и измеримые 1 класс — 30 слов в минуту, 2 — 36, 4 — 100 до 120.

Отсюда сами выбирайте учить или нет ребенка читать дома, но помните, нельзя привить ребенку любовь к чтению, если вы сами не читаете.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!

Давайте разберем, как научить ребенка дошкольника читать быстро, правильно и легко по слогам, а также читать бегло целые слова в домашних условиях.

Когда можно начинать учить ребенка читать?

  1. Ребенок четко и правильно выговаривает буквы, и слова без ошибок и чисто, т.е. без дефектов.
  2. Когда он уже знает несколько букв. Вы начали их изучать тогда, когда он к ним проявил интерес сам, а не в 3 или 2 года, когда подруга сказала, что они уже учат буквы.
  3. Когда он их с легкостью узнает в любом варианте написания.
  4. Он их не путает и четко отличает О от А и К от Ж.
  5. С радостью лепит их, рисует или играет с ними.
  6. Учить буквы исключительно начиная с гласных и передвигаясь затем на изучение согласных.
  7. Будьте внимательны произнося буквы, звуки. Произносите согласные без гласных призвуков.

Видео уроки о том, как правильно подготовиться к обучению родителям:

Важные скрытые трудности

Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление.
Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше.

Играйте тогда, когда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании.

  • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто весящие таблицы произносят не М а МЕ, не Р, а РЕ.
  • ребенок не понимает как их соединять;
  • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
  • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.

Что с этим кошмаром делать, а главное как?

  1. Начать разбирать, что ребенок не понимает.
  2. Читать исключительно по 2-3 буквы, росчитка (таблица слогов) — это лучший помощник. Она есть на нашем сайте, а еще ее можно приобрести в варианте книги.
  3. Заниматься не более 15 минут в день, в игре и с радостью.
  4. Хвалить за малейшие успехи.
  5. Показывать малышу, зачем ему этот навык. Например, попросить прочитать название магазина, улицы и т.п.
  6. Критиковать используя схему КПК — комплимент, программа, комплимент. Какой ты молодец все правильно прочитал, чуть ошибся, но потом справился, я тобой горжусь!
  7. Двигаться от простого к сложному, до тех пор, пока ребенок не станет с легкостью читать слоги по 2-3 буквы, к чтению слов нельзя переходить!
  8. Перечень игр в какие надо играть буквами, чтобы ребенок понял, что это легко и просто.

Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

Плюсы:


Минусы:

  • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
  • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

Зачем вам все это знать?

Чтобы избежать ошибок и отказаться от идеи ребенку самостоятельно обучаться по говорящим книгам, телефонам или букварикам, в этих случаях минусов в разы больше.

Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях быстро и в игровой форме?

Самый быстрый метод всегда имеет массу минусов и среди них, то, что ребенок начинает также быстро это все забывать.

Поэтому начните уже сегодня, ведь найти 15 минут в день сможет даже очень занятая мама или папа. Учится будет ребенок в игровой форме на много легче и без принуждения и слез.

Всегда любое занятие начинайте со слов: А давай поиграем в игру…

Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

  • какие буквы спрятались на картинке;
  • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
  • слепить букву из пластилина, глины, теста;
  • сложить из мозаики выученные буквы;
  • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М — мама, а П буква — папа, а еще у них есть Д — доченька и С — сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие…)
  • играем в буквенное лото;
  • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
  • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
  • из большого слова складываем маленькие слова;
  • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху — Ухо, Тор — Рот.
  • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.

Видео посвящено обучению чтению в игре:

Для мальчиков


Можно встретить такую формулировку: как научить ребенка — мальчика балбеса читать в 6 лет в домашних условиях?

Приклеивать к ребенку ярлыки — это в корне не верно, поэтому давайте его назовем шустряк или увлеченный чем-либо кроме чтения.

Задача — увлечь его, спросите что ему интересно?

Не сдавайтесь сразу, сводя все к тому, что кроме компьютера и планшета ему ничего не интересно. Присмотритесь в какие игры он играет, что особенно увлекает и что он готов делать с утра до вечера.

В мультфильме про Лунтика была серия, где маленького жучка на речку вели и на поляну, а он просто хотел рисовать. Спросите и вы вашего ребенка.

Сделайте список тем:

  1. Игры.
  2. Мультики.
  3. Герои любимые (роботы, динозавры, машины).
  4. Секции куда ребенок ходит, например, дзюдо, футбол, плавание.
  5. Космос или другая интересующая.
  6. Истории или легенды про воинов.

И все делайте с использование каких-либо смежных с этим тем.

Например, слова берем связанные с темой любимых героев сказок или мультфильмов, а также это может быть про космос. Тогда и ребенок начнет играть в близкие и увлекающие его игры, а не читать, вообще чтение становится вспомогательным инструментов.

Например, интересующемуся ребенку космосом, дарят энциклопедию или книгу про него, тогда даже просто разглядывая картинки он захочет узнать что там написано.

Давай вместе!

Самая волшебная фраза творящая чудеса. Не ждите, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Предложите ему вместе почитать и посмотреть картинки, все что вы делаете вместе очень скоро он сможет делать сам, без вашей помощи.

Видео по реализации совета давай вместе:
Найдите в различных вариантах раccкраски с любимыми героями, где подписаны слова печатными буквами и пробуйте читать, останавливаясь на самом интересном месте.

Как это может выглядеть для мальчика?

Увлечение: рыбалка.

Пишем слова связанные с рыбалкой для чтения и загадок: рыбалка, рыба, рыбак, удочка, река, море, река, окунь, рак, наживка, червь, поплавок, крючок, поклевка, клев, снасть.

Книги про рыбалку для детей: берем в библиотеке либо приобретаем в магазине.

Готовим ребусы из написанных выше слов + переставление букв.

Скороговорки и поговорки про рыбалку:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • На зорьке не встал - рыбалку потерял.
  • Кто удить не ленится, у того рыба ловится.
  • К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет.
  • Болтуна видать по слову, рыбака - по улову.
  • Говори об ухе, когда рыба в руке.
  • Заядлого рыбака поутру не толкают в бока.
  • Рыбачил до вечера, а поужинать нечего.
  • И в рыболовстве везение - это труд и терпение.

Также может коллекционировать советы или рекомендации и наблюдения.

Для девочки

Для девочки пример: увлечения феями Винкс и домашними грызунами.
Ищем журнал про феи Винкс или энциклопедию про грызунов, библиотека для книг или магазин, но есть и дополнительный вариант - это интернет, рекомендуем выбрать качественные статьи и распечатать читая с дочкой.

Подбор слов: Имена Фей, колдовство, фея, волшебство, подруга, крылья, летать, природа, яркое солнце, пламя дракона, волны, технологии, музыка.
Загадываем ребусы и слова.
Играем в слова, проговариваем слово, она называет его по буквам.

Рассказываем про героя, его надо угадать и выложить его имя из палочек или спичек, возможны любые палочки, например, для демакияжа или счетные палочки.

Сложить из букв имена фей Винкс либо любимых принцесс.

Читаем по слогам

Давайте разберем как быстро и хорошо научить ребенка читать по слогам?
Когда вы уже с ребенком одолели гласные и начали изучать согласные, то самое время начинать обучение читать по слогам.
Чтобы максимально облегчить процесс обучения родителям, предлагаем вам сделать вариант таблицы расчитки на русском и розчитка на украинском.


Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв.

Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных.

Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз.

Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам!

Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе!

Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко:


Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец!
Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

Как складывать?

Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх.

1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.

2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.

Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся.

Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно.

В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв.
Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

Как правильно читать по слогам?

Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги.

Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо - Р -ЭР, В - ВЕ, Б-Бе и т.п.

И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А.

В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

А что же делать?

Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

Какой самый быстрый способ обучения чтению?

Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.

  1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
  2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
  3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
  4. Видео том, что такое тарабарский язык:

  5. Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
  6. Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
  7. Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.

Вариант игры с носком в видео:


Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально.

Меняя тематику под увлечения малыша.

Если вам трудно придумать или реализовать какую-либо игру, рекомендуем не огорчаться. Сайт сайт предлагает вам подробно расписанные от материалов до реализации.

Выбираем пазлы для ребенка правильно, чтобы избежать ошибок, прочтите статью .

Составляем план игр для детей легко и грамотно, а также учитываем секретные аспекты, помогающие ребенку развиваться и не уставать по ссылке .

Какую книгу выбрать для обучения?

  1. С крупными буквами и красочными картинками.
  2. Буквы появляются по одной, а изучив 2-3 уже идут в слогах.
  3. Разные варианты чтения слогов, например, МА — АМ, МО — ОМ.
  4. Помните о времени 15 минут — это максимальное количество для занятия.

Видео от логопеда по обучению чтению:

Когда ребенок начал читать, успокаиваться и бросать обучение будет большой ошибкой, т.к. требования есть по скорости и это не только проверка техники чтения.

Чем медленнее ваш ребенок читает, тем больше времени ему потребуется на выполнение домашних заданий и извлечение информации из уже прочитанного.

Не случайно требования к скорости чтения растет: 1 класс — это 20 слов в минуту, 2-40, но читать с удовольствием ребенок может при скорости от 60 слов в минуту.

Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения


Когда ребенок освоил буквы, спокойно их узнает, теперь только настало время заниматься скоростью чтения. Прежде чем начать работать с ней, зафиксируйте сколько слов в минуту ваш ребенок сейчас читает — это поможет отслеживать прогресс.

Отводите на эти занятия не более 15 минут в день, чтобы он не успевал уставать и придумайте мотивирующие моменты, которые будут фиксировать его прогресс и развитие.

Например: таблица, где ребенок пишет с какой скоростью он читал и указывает день, такой мини дневник, если скорость растет, то он получает подарок — это игра с родителями или история от них, поход вместе в зоопарк или покататься на роликах, лыжах, коньках, погулять в парке, поиграть в боулинг или другие игры.

Мотивация в виде денег или подарков, может привести к обратному эффекту.

Выбирайте тексты в соответствие с возрастом ребенка, крайне важно.

Вы можете сделать в игровой форме метод которым вы будете учиться быстрому чтению, для этого напишите на карточках названия и давайте ребенку выбирать, каким методом вы будете сегодня читать.

Упражнения:

  1. Лист бумаги прикладываем к тексту так, чтобы все непрочитанные строки были закрыты. По мере чтения с помощью шторки открываем все следующие строки, но важно двигаться чуть быстрее, чем ребенок читает.
  2. Лист бумаги прикладываем к верхней части строки и закрываем слова, чуть быстрее, чем ребенок читает.
  3. Зашумленные тексты, когда в текст вставлены слова не относящиеся к нему. Легко в готовый текст внести в ворде и распечатать.
  4. Вершки — корешки. Закрываем нижнюю часть строки с помощью линейки или вырезанной полоски, закладки. Аналогично сделать с верхней частью.
  5. Разрезать по форме решетки текст и раздвинуть в стороны. Сделать это просто если текст — это картинка, тогда просто ставить пустые полосы.
  6. Решетка или рамочка. Из бумаги вырезаем по форме решетку с довольно широкими вырезанными столбцами, где тонкие полосы оставленные из бумаги будут прикрывать куски текста. Размер ее равняется размеру листа бумаги — 29*27 см. Ширина тоненького столбца — 0,5 см, широкий столбец -2-3 см, накладываем на текст и читаем.
    Когда данный метод будет освоен, сделайте полоски более широкими — 2-3 см, пусть их на листе будет 2-3 шт.
  7. Мудрые деревья — пирамида. Когда текст расположен в форме трапеции, расширяясь от средины к краям.

Видео с примерами упражнений для быстрого чтения: Урок в видео формате занятия с медленно читающим ребенком:

Физические упражнения

Уделяйте такой физической зарядке 5 -10 минут ежедневно и вы заметите, насколько быстрее стал работать ваш мозг. Такая гимнастика помогает работать 2м полушариям синхронно, что позволяет мозгу работать в состоянии сверх эффективности.

  1. Я ученик.
  2. Ухо — нос или Винни -Пух и пятачок.
  3. Винни-пух.
  4. Капитанская.
  5. Вижу цель, не вижу препятствий.
  6. Я победитель.
  7. Усложняем, когда уже все стало получаться: добавляем хлопки, маршируем, шевелим ступнями ног.

Таблицы Шульте

Видео научит вас пользоваться таблицами правильно и расширять угол зрения:

Где взять еще больше материалов обучающих быстрому чтению?

  1. Татьяна Джало — именно для деток от простого обучения к быстрому чтению у нее есть прекрасный курс.
  2. Книги, видеоролики Андреева.
  3. Игры он-лайн в интернете с таблицами Шульте и не только, но какое время ребенок будет проводить за компьютером, телефоном или планшетом решать вам.
  4. В интернете масса статей посвященных быстрому чтению.

Важно понимать, что скорочтение — это навык, которому рекомендовано обучать в возрасте старше 10 лет, быстрое же чтение с помощью игр, упражнений начинаем тренировать в 6-7 лет.

Что такое техника чтения?

Чтобы разобраться в вопросах беглого чтения или быстрого, давайте разберем что же это такое по определению? Проверяют технику чтения в классе, параллельно с началом чтения ребенка включается секундомер, когда минута окончится, ученика останавливают и считают количество прочитанных слов. Какие слова считают, а какие нет? Проверяют ли понимание ребенком текста? Если ребенок не верно прочитал слово, будет ли оно учтено? На самом деле техника чтения складывается из нескольких навыков:

  1. Способы чтения (по буквам, слогам или целыми словами);
  2. Темп чтения, скорость с какой будет прочитан новый текст за 1 минуту.
  3. Осознанность. Когда прочитанное ребенок понимает и сможет ответить на вопросы.
  4. Выразительность, а вот этот навык стоит обсудить с вашим учителем отдельно. Так как для беглого чтения, паузы минимальны, в отличие от обычной проверки. И если вы требуете от ребенка быстро читать, то вполне логично, чтобы весь процесс чтения был быстрым.

Ускоряем технику чтения с 40 до 74 за 10 занятий во втором классе

Видео с готовым подбором игр для ускорения чтения с 40 до 74 за 10 занятий:

Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!

Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!

Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей - в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.


Чтение – очень важный процесс в познавательной деятельности. Умение ребёнка хорошо читать – основа его успехов в школе. И дело не только в отметках за школьные предметы, но и в интеллектуальном развитии вообще.

Чем лучше ребёнок читает, чем с большим рвением он это делает, тем успешнее будет проходить его развитие, тем выше будет его самооценка.



Общее представление о технике чтения

Чтение – это процесс, в котором выделяются 2 стороны: смысловая и техническая. Под смысловой подразумевается понимание содержания текста, а под технической – быстрое, правильное, выразительное чтение.

Техника чтения регулярно проверяется в начальной школе, а также в 5 и 6 классе. Учащимся даётся незнакомый текст, который они должны читать в течение одной минуты. Затем учитель подсчитывает количество слов и задает ребенку 1-2 вопроса на понимание прочитанного.



В проверке техники чтения учитываются:

  • скорость;
  • осознание прочитанного;
  • отсутствие пропусков и ошибок в произношении слов;
  • наличие смыслового ударения, пауз.


Стандартные показатели скорости чтения школьников (в минуту):

  • 1 класс – 30-40 слов;
  • 2 класс – 40-60 слов;
  • 3 класс – 60-80 слов;
  • 4 класс – 90-120 слов.

Чтобы повысить технику чтения, ребёнок должен плавно, постепенно переходить от медленного слогового чтения к чтению целых слов. К концу начальной школы это должно быть сделано, иначе в среднем звене школьнику будет очень трудно усваивать большие объёмы материала.

Стоит заметить, что многих детей, особенно в 1 классе, пугает сам процесс публичной проверки техники чтения. Отсюда могут возникнуть ошибки, этим же порой можно объяснить и низкую скорость. Поэтому, возможно, стоит ещё раз проверить ребёнка дома. Если результат повысится, то же произойдёт и с самооценкой маленького чтеца.


Почему важна скорость?

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.


Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Чтобы усвоить материал, а не просто ознакомиться с ним, прочитать нужно 2, а то и 3 раза, что увеличивает время до 2-3 часов в день. Прибавим время, которое нужно уделить письменным заданиям.


Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки , либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается память и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее.

Причины неудач

  • Неразвитая память. Это не патология для дошкольника, поэтому не пугайтесь. Бывает так, что ребенок, читая в строчке, к примеру, пятое слово, забывает первое. Из-за этого мысль теряется, малыш не понимает, о чём говорится в тексте, от этого теряется и интерес.
  • Если попадаются сложные слова, ребёнок запинается и прочитывает их медленно. Причиной этого может также послужить плохая работа органов речи.
  • Низкая концентрация внимания. Малыш легко отвлекается на различные внешние факторы, а также на свои собственные мысли, и интерес к чтению рассеивается.
  • Угол зрения. Часто бывает так, что ребёнок видит не всё слово целиком, а лишь несколько его букв. От этого чтение замедляется.
  • Возвращение к прочитанному. Нередко глаза юного чтеца возвращаются к предыдущему слову или предложению, он повторно их перечитывает.
  • Неподходящая литература. Тексты нужно подбирать в соответствии с предпочтениями и возрастом ребёнка.



Часто обучению препятствует неуверенность малыша в себе, страх ошибиться. Или же ему попросту скучно во время чтения, неинтересен текст.

Реальный взгляд на способности ребёнка

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он в данный момент сделать не может. Обучение чтению должно протекать спокойно, без нервов, с большой долей терпения со стороны родителей.

Если заставлять своё чадо корпеть над книжками против его воли, а потом ещё и ругаться, когда он не сможет порядочно выдавить из себя хотя бы несколько предложений, результат положительным не будет.

В первую очередь, родителю нужно смириться с тем, что его ребёнок не обладает суперспособностями, он не вундеркинд, а обычный малыш, которому нужна помощь и понимание.



Процесс чтения нужно превратить в увлекательное занятие, смотивировать обучающегося, не забывать его хвалить, и ни в коем случае не раздражаться.

Помощь родителей

Чтобы помочь своему малышу, достаточно придерживаться нескольких правил:

  • Интересные тексты. Не засыпайте начинающего чтеца скучной литературой, пусть даже и познавательного характера. Чтобы он не бросил чтение, оно должно его увлекать. Подбирайте книги в соответствии с его пристрастиями.
  • Игры. Процесс чтения можно превратить в игру разными способами. Подробнее о них чуть ниже. Также можно устраивать домашние конкурсы на лучшего чтеца.
  • Читайте с ребёнком регулярно 30 минут в день.
  • Личный пример. Трудно привить кому-то любовь к книгам, если сам их не любит. Покажите на собственном примере, что это интересно и познавательно.
  • Терпение. Не давите, не торопите, проявляйте сдержанность и понимание.



  • Положительная мотивация. Стоит больше говорить о том, чего ребёнок добьётся в будущем, если научится хорошо читать. Если же постоянно твердить, что он вырастет неучем при условии, что не будет читать, как положено, результат будет хуже.
  • Индивидуальность обучения. Как говорится, нельзя всех стричь под одну гребёнку. Метод, применимый к одному школьнику, может не подойти для другого. То же касается и темпа обучения. Для каждого он выбирается подходящий, что невозможно сделать в школе, поэтому так важно заниматься чтением дома.



Обучение

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс. Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений.

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.



  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и читайте с ним по слогам, например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д.), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.



«Мама приготовила очень вкусный обед» – ребёнок выбирает карточку со словом «мама».

  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает память .
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.



Как научить ребёнка быстро и правильно читать в 6-7 лет?

Обучать первоклассника скорочтению можно, используя более сложные упражнения:

  • Чтение – жизненно важный навык. Вы должны убедить в этом своё чадо. Оставляйте ему записки с поручениями, просьбами, пожеланиями. Устраивайте иногда мини-квест: пусть по указателям и инструкциям ищет подарок.
  • Параллельное чтение. Берем два одинаковых текста (для мамы и ребёнка). Мама читает вслух, меняя то интонацию, то темп, а ребёнок следит за чтением. Можно остановиться и попросить ребёнка продолжить, или прочитать последнее озвученное предложение, или найти какое-то имя. Задания могут варьироваться.
  • Скороговорки. Обязательно развивайте артикуляционный аппарат.
  • Слова, отличающиеся одной буквой. Берёте пары слов, к примеру, кот – код, тесто – место и т. д. Ребёнок должен объяснить, чем слова отличаются внешне, и объяснить смысл каждого.
  • Чтение на скорость. Засекаете минуту, после прочтения считаете количество слов. Затем просите ребенка снова прочитать тот же отрывок с упором на то, что во второй раз у него получится лучше. И действительно получится. Так он с каждым разом будет читать всё быстрее.
  • Чтение про себя. Вслух читаешь всегда медленнее, поэтому давайте ребенку иногда задание прочитать про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Развитие поля зрения. В таблице, к примеру, 5x5 в каждой ячейке напишите букву или слог. Пусть учащийся прочитывает их справа налево и наоборот, сверху вниз, по диагонали. Дайте задание найти определенную букву или слог, составить слово, как в филворде, только на простейшем уровне.
  • Чтение с жужжанием. Ребенок читает текст про себя, а вслух жужжит, как пчела. Это упражнение направлено на увеличение концентрации внимания.



Упражнения для детей 8-ми лет

Для развития беглого чтения у второклассника увеличиваем нагрузку, усложняем задания:

  • Игра «Слова из слов». Напишите длинное слово, например, «своенравный», и попросите составить из него несколько маленьких.
  • Предложения, требующие корректировки. Напишите набор слов, похожий на предложение, а ребенок расставит все слова по местам: «Ребята пошли речку купаться на».
  • Развитие антиципации. Возьмите текст, где слова идут с пропущенными буквами. По мере чтения ребенок вставляет недостающие элементы.
  • Чтение «По вершкам и корешкам». Берем линейку, закрываем нижнюю часть строчки и даём ребенку прочитать вершки. Когда это задание будет хорошо отработано, можно перейти к корешкам.


Сейчас принято, что начинать полноценное школьное образование необходимо в 6-7 лет. К этому времени малыш должен научиться читать и писать.

Дошкольник этого возраста уже самостоятельный, умеет многое и почти все понимает. Когда нужно учить ребенка читать по слогам, чтобы он был готов к занятиям в школе?

Важно: Все дети разные по развитию, мышлению и самостоятельности. Одни малыши начинают читать по слогам в 5 лет, а у других это получается и в 4 года.

Родители должны помогать развитию малыша: покупать раскраски, красочные книжки и включать со зверятами, игрушками и природой.

Но психологические особенности развития малышей указывают на то, что дети могут легко научиться читать и в 3 года. Конечно, ребенок в три года ещё совсем крошечка, но именно этот возраст считается кризисным в его развитии.

Важно: Малыши в трехлетнем возрасте активно познают мир, хорошо разговаривают и поэтому они впитывают в себя информацию, как губка. В три года происходит формирование логического мышления и обобщенного ощущения пространства.



Сначала малыш должен выучить буквы. Потом ему нужно объяснить, что гласные и согласные буквы читаются по-разному: одни тянутся или поются, а другие «обрываются».

Важно: Без этого правила ребенок не поймет, как ему нужно читать слоги.

Совет: Проговаривайте слоги вместе с крохой, соединяя в несложные слова: ма-ма, па-па, мо-ло-ко. Потом переходите к более сложным словам: кош-ка, реп-ка.

Повесьте в детской комнате яркий плакат с картинками и буквами. Малышу будет легче запомнить слова, если он увидит их наглядно.

Важно: Благодаря такому приему вы сможете активизировать пассивную память. Эти тренировки позволят подсознательно запоминать слоги и слова.



Быстро ребенок может бегать и прыгать, то есть играть. Поэтому он легко научится читать играючи.

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги



Любой маме или папе кажется, что они не смогут самостоятельно научить своего малыша читать. Родители думают, что этим должны заниматься педагоги, у которых есть опыт преподавания. Но это не так, обучить ребенка читать по слогам дома просто.

  • Если у малыша есть старший брат или сестра, покажите на их примере, как хорошо уметь читать самостоятельно
  • Пусть ребенок сам в магазине игрушек выберет кубики с буквами, магнитную азбуку или красочный плакат с картинками и слогами
  • Занимайтесь с ребенком именно столько времени, сколько ему интересно. Когда желание пропадает, не заставляйте его. Отложите чтение на пару дней и потом снова продолжите
  • Не бойтесь малыша хвалить. Ему захочется радовать родителей и он будет стараться с каждым разом читать все лучше и лучше



Немногие родители знают, что помощника в обучении чтению можно скачать в сети интернет. Существуют разные программы чтобы научить ребенка читать по слогам.

Каждая вкладка интерфейса такой программы — это уровни. Малыш должен их пройти и к окончанию всех уровней, он будет уверенно читать слоги и даже слова.

Важно: Программа имеет красочное оформление меню и подпунктов. Для ребенка она покажется игрой, а значит, ему будет увлекательно учиться.

Как научить ребенка читать по слогам, видео-уроки?



Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

Современные дети — продвинутые и очень развитые. Почти у каждого 3-4-х летнего малыша есть планшет с любимыми играми. Многим детям родители позволяют баловаться с их ноутбуком.

Ребенок будет с удовольствием смотреть красочные видеоролики, которые обучают чтению. Это интересно и увлекательно.

Видео: Учим слоги с паровозиком. Читаем слоги с малышами

Важно: Проговаривайте слоги вместе с ребенком, а через пару дней, он будет читать их самостоятельно.

Видео: Все серии подряд. Фиксики. Учимся читать по слогам. Surprise Egg Learn-A-Word! Урок 1-10.

Важно: Если ребенку ещё сложно произносить слог, называйте сначала буквы, а потом складывайте их в слог.

Видео: Учимся читать по слогам с домовенком Бу — развивающее видео

Важно: С веселым домовёнком намного легче учиться читать. Нажимайте «Паузу» на видео, если малыш не успевает повторять буквы или слоги.

Видео: Учимся читать по слогам со Свинкой Пеппой. Все серии.



Важно: Педагоги дошкольного образования определили такую истину: «Чтобы запомнить текст, его нужно прочитать 5 раз». Но маленького ребенка сложно заставить читать много раз одни и те же слова — это для него неинтересно.

Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:

  • Чтение слова задом наперед . Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
  • Читаем вверх ногами . Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
  • Читалка «Буксир» . Позовите на помощь старшего брата или сестру. Помощник будет читать слова чуть быстрее, а малыш следом повторять шепотом. Если кроха отстал и потерял строчку, тогда останавливаете чтение и начинаете сначала. Благодаря этому упражнению развивается артикуляция — быстрое чтение и проговаривание текста
  • Читалка «Половинки» . Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения

Важно: Если ребенок будет выполнять эти упражнения ежедневно, то уже через пару недель, он сможет хорошо читать даже сложные слова.

Игры, чтобы научить ребенка читать по слогам



Увлекательные игры с родителями, воспитателями, другими детьми и старшими братьями или сестрами помогают малышу хорошо и быстро освоить материал. С таким подходом кроха будет воспринимать чтение не как учебу, а как увлекательное времяпровождение.



  • «Прятки» . Найдите несложный текст с крупными буквами. Скажите малышу слово из 4-х букв и пусть он его найдет в тексте и покажет пальчиком. Если ребенок уже хорошо читает, тогда усложните задачу: пусть он найдет слово, а прочитает не его, а следующее
  • «Раскопки» . Нарисуйте таблицу с буквами. В ней малыш должен найти буквы, и сложить слово. Например, задание: здесь спряталось то, что ты сегодня пил — сок, молоко, какао
  • «Хороший певец» . Предложите ребенку не прочитать слово, а спеть, протягивая звуки. Так они легче запомнятся
  • «Кто, где и когда» . Необходимо, чтобы малыш не просто читал слова, но и понимал их смысл. Попросите его после прочтения рассказать о слове. Например: «заяц» — кто он, где живет, какой он

Важно: Вы можете самостоятельно придумать интересные упражнения для своего крохи, которые научат его быстро и легко читать.



Мамы, папы, дедушки и бабушки стараются ещё задолго до похода в школу, научить свое чадо читать. Но делать это надо разумно, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, а развивал свои навыки.

Совет: Начинайте обучать ребенка не раньше 3-х лет. Если вы будет заниматься чтением с более раннего возраста, то ребенок не станет успешнее других, он может потерять интерес к познанию нового.

Совет: Не хватайтесь за все методики обучения сразу. Выберете что-то одно и следуйте по этому пути.

Совет: Знакомство ребенка начинайте не с букв, а с звуков — не «мэ», а «м». Так ребенок быстрее поймет, как гласная дружится с согласной буквой.



Советы и отзывы родителей, как научить ребенка читать по слогам

Современные системы обучения детей диктуют свои правила. Если раньше первокласснику, пришедшему в школу первый раз, достаточно было опрятно выглядеть и иметь минимальные представления о правилах поведения в обществе, то сейчас требования к малышам ужесточились. Первоклассник не только должен уметь считать минимум до десяти, но и иметь неплохие навыки чтения. Несмотря на это, в начальных классах нередки случаи, когда техника чтения детей оставляет желать лучшего. Чаще всего проблемы касаются скорости чтения. Как же научить ребенка читать быстро?

Причины медленного чтения

Почему один ребенок читает медленно, а техника чтения другого выше всяких похвал? Причин медленного чтения может быть несколько:

Недостаточное развитие памяти и внимания;

Маленький словарный запас ребенка;

Сниженный объем оперативного поля зрения (случаи, когда малыш в силу каких-то причин не может взглядом охватить слово целиком);

Совершение глазами возвратных движений (когда ребенок прочитывает одно и то же слово по два раза);

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата;

Необходимость прочтения слишком сложных текстов, не соответствующих возрасту ребенка.

Чтобы , необходимо усвоить один момент. Без постоянной практики это невозможно! Чтобы малыш не только начал быстро читать, но и лучше понимал смысл прочитанного, необходима ежедневная практика в чтении.

Существует несколько базовых приемов для достижения желаемой скорости чтения:

Читая малышу книжку, периодически останавливайтесь и просите ребенка прочитать тот или иной эпизод самостоятельно. Лучше, если Вы остановитесь на самом интересном месте, сказав, что Вы устали и хотите, чтобы ребенок почитал Вам. После чтение того или иного эпизода попросите малыша кратко пересказать Вам прочитанный текст. Если в тексте есть непонятные слова, объясните их малышу. Постепенно Вы сможете научить ребенка читать быстро и хорошо понимать прочитанное.

2. Многократное чтение одного и того же текста

Предлагайте ребенку несколько раз прочитать самостоятельно один и тот же текст. Засекайте время и подсчитывайте количество прочитанных слов. Постепенно скорость чтения данного текста должна увеличиться, а впоследствии и скорость чтения других текстов тоже. В разных текстах всегда есть повторяющиеся слова. Но в этом упражнении есть одно «но»: не повторяйте процесс чтения одного и того же текста более 3 раз.

3. Тренировка «чтения по догадке»

«Чтение под догадке» - прием, которым пользуются при чтении взрослые. Его смысл заключается в том, чтобы читать только часть слова, восстанавливая вторую часть «по догадке» - в зависимости от контекста. За счет тренировки такого умения можно очень легко научить ребенка читать быстро.

Для тренировки «чтения по догадке» существуют специальные тексты с повторяющимися словами, словами, имеющими только один вариант толкования или со словами, смысл которых легко восстанавливается из контекста. Такие тексты нужны для предупреждения разного рода ошибок и неправильного восстановления слов «по догадке» самим ребенком.

4. Параллельное чтение

Суть этого приема в следующем. Вы читаете текст вслух, а ребенок водит пальчиком по строчкам, читая вслед за Вами. Постепенно необходимо наращивать темп чтения - тем самым, Вы сможете научить ребенка читать быстро .

5. Упражнение на поиск

Предложите найти ребенку в тексте какое-либо слово (Вы заранее должны убедиться, что оно там присутствует). Малыш должен найти это слово как можно быстрее! Такое упражнение развивает словесную память малыша и учит его видеть целостный образ слова – и, как следствие, таким образом, можно научить ребенка читать быстро.

По мере роста умений ребенка можно давать ему задание на поиск в тексте ответов на различные вопросы.

6. Упражнения на чтение буквосочетаний и букв

Если все Ваши попытки научить ребенка читать быстро упираются в трудности, которые он испытывает при чтении отдельных букв или словосочетаний – Вам необходимо предложить малышу специальные упражнения для ликвидации этих проблем. Такие упражнения можно найти в специальных пособиях или в Интернете. Суть их такова: чтение пар слов, отличающихся одной (проблемной) буквой, чтение слов с несколькими согласными подряд и т.д. Есть хорошее упражнение на чтение согласных: ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных подряд.

Обучение, оторванное от реальности, всегда утопично. Поэтому беглое чтение должно стать необходимо Вашему ребенку в повседневной жизни. Только так Вы сможете научить ребенка читать быстро!

Пишите ему записки с заданиями на день, подписывайте открытки, составляйте списки дел на выходные. И потом обязательно проверяйте выполнение всех заданий.

8. Просмотр диафильмов

Сейчас диафильмы, которыми наслаждались мы и наши родители в детстве, успешно заменили мультфильмы и компьютерные игры. Между тем, только диафильмы способствуют совершенствованию техники чтения Вашего ребенка и развитию его речи.

Медленная смена кадров в диафильме, недлинные подписи, написанные удобным для чтения шрифтом – все это поможет Вам научить ребенка читать быстро .

Кстати, чтение подписей под диафильмами способствует развитию навыков чтения даже у тех детей, у которых нет особого желания читать.

9. Чтение про себя

Учите ребенка читать про себя. Так восприятие и понимание текста происходят намного быстрее. Это очевидно: при чтении вслух ребенок должен сначала прочесть текст, осознать его, а затем лишь воспроизвести его в речи. При чтении про себя процесс упрощается – и скорость чтение увеличивается.

10. Развитие навыков различения гласных и согласных букв

Напишите в ряд несколько гласных букв (до десяти) и вставьте между ними одну согласную. Пусть малыш определит, какая буква лишняя.

11. Чтение с закладкой

Чтобы научить ребенка читать быстро, необходимо, во-первых, исключить все отвлекающие факторы. Для этого практикуется чтение с закладкой или линейкой. Этими предметами прикрывается нижеследующий текст и как бы подчеркивается необходимая для прочтения строчка.

12. Тренировка внимания

По команде «остановись» ребенок прерывает чтение и отрывает голову от книги, а по команде «начинай» он быстро ищет место на листе, где произошла остановка, и продолжает чтение.

Такое упражнение тренирует внимание и помогает научить ребенка читать быстро .

13. «Распутывание» предложений

Создайте несколько «запутанных» предложений, в которых изменен порядок слов. Например, предложение «Сегодня утром мы в первый раз пойдем в школу» может стать предложением «Раз в школу в первый утром пойдем мы сегодня». Малыш должен «распутать» предложение и поставить все слова в правильном порядке.

Не забывайте о систематичности занятий и позитивном настрое во время них. Почаще хвалите своего малыша, если он делает успехи, и подбадривайте, если у него что-то не получается. Только в этом случае Вы сможете успешно научить ребенка читать быстро!