Какие бывают свадебные обряды. Свадебные приметы и ритуалы для счастливой семейной жизни. Обряд православного венчания

24.07.2019

В наш век многие древние традиции свадебных церемоний оказались безвозвратно потерянными, а те, что еще остались, соблюдаются условно и в измененных вариантах. К счастью, сейчас молодежь проявляет больше интереса к собственным корням, и все больше пар хотят организовать в духе старинных русских традиций.

Зачем соблюдать традиции

Большинство современных свадеб играются по одному и тому же типичному сценарию. Молодожены стараются придерживаться основных традиций, часто не понимая их смысла. Неписаные правила проведения свадеб соблюдаются по привычке, чтобы не отстать от других.

А между тем свадебные обряды в русском народе сложились много веков назад. Каждое действие на свадьбе имело определенный смысл. Поэтому по возможности необходимо выполнять все традиции русской свадьбы. Такая свадьба в старинном духе обязательно получится веселой, четко организованной и насыщенной событиями. Кроме того, устроив в духе старинных обычаев, вы окажете уважение своим предкам, совершите небольшой гражданский подвиг и сможете ощутить связь со своими корнями.

Обычаи русской свадьбы

Целый комплекс обязательных ритуалов и обрядов использовался во время проведения русской свадьбы. Все они выполнялись в определенной последовательности и по сложившемуся сценарию. Каждое такое действие несло определенную нагрузку. К примеру, венчание представляло собой религиозное свершение брака, а первая ночь новобрачных становилась его физическим заключением.

Какие же обряды входили в традиционное свадебное торжество на Руси:

  • Сватовство по сути являлось переговорами семей будущих жениха и невесты. Этот пункт был обязательным. Раньше в брак вступали в очень молодом возрасте, поэтому всеми организационными вопросами занимались родители молодоженов. Из числа близких родственников или уважаемых людей выбирались сваты, которые должны были вести беседу и договариваться с родителями невесты, налаживая контакт между семьями.
  • Осыпание молодых зерном или, так называемый, «дождь изобилия» символизировал достаток в будущей семейной жизни. Раньше жениха и невесту осыпали рожью или овсом. Сейчас для этой цели используют рис. Иногда молодым под ноги бросают , чтобы их жизнь была полна любви и красоты.
  • Встреча молодых с караваем была призвана подарить молодым семейное счастье. Каравай специально пекли для свадебного торжества, украшали его разными узорами. Традиционно каравай украшался калиновой веточкой, которая была символом любви. Сам каравай пекли по особому рецепту с соблюдением множества ритуалов.

  • Выкуп и похищение невесты символизировали противоборство силам зла, пытающимся омрачить счастье будущей семьи. Во время выкупа жених должен был выполнить много заданий и пройти разные испытания, которые придумывали подружки невесты. Так он показывал свою силу и ловкость, стремление противостоять злым силам. В завершении жених мог надеть колечко на палец своей невесты и одарить ее поцелуем.

  • Передача очага - едва ли не самый трогательный обряд. Сейчас его проводят в завершении свадебного торжества. Матери новобрачных с зажженными свечами подходят к молодым и те зажигают от их свечей общую большую свечу, которая символизирует семейный очаг. Потом они танцуют последний танец, прощаясь с гостями. Очень красиво смотрится этот обряд в полумраке.

Свадебные традиции невесты

За несколько дней до даты свадебного торжества невеста проводила девичник. Это был своеобразный обряд прощания с девичеством и вступления в новую семейную жизнь. Во время этого мероприятия девушки дарили друг другу символические подарки, веселились и развлекались.

Важным обрядом, который соблюдается и в наши дни, считалось снятие фаты. В давние времена невесте расплетали косу и сплетали из волос две косы, которые потом укладывали вокруг головы и повязывали платком. Это означало, что девушка теперь замужняя.

Сейчас этот обряд проводят по-другому. В центре комнаты ставят стул и кладут на него подушечку. Невеста должна сесть на этот стул. Это означает, что теперь у молодой жены есть свое уютное местечко в жилище жениха. Снимает фату с невесты свекровь. Затем она повязывает невесту платком или нарядной шалью и говорит добрые пожелания. В заключении, невеста должна станцевать с незамужними подружками пронося над их головами фату. Примерять снятую фату нельзя – останешься в девках.

Еще один обряд для невесты связан с ее букетом. Сейчас невеста по традиции кидает свой букет незамужним подружкам, повернувшись к ним спиной. На традиционной русской свадьбе этот обряд осуществлялся иначе. Невеста с завязанными глазами выбирала из числа незамужних подруг будущую обладательницу букета, пока девушки водили вокруг нее хоровод.

Свадебные традиции жениха

Сейчас перед свадьбой жених устраивает для своих друзей веселый вечер. Это мероприятие обычно символизирует прощание с холостяцкой жизнью, отмечается с размахом, проводятся веселые мероприятия, розыгрыши и шутки. Друзья поздравляют жениха с предстоящей свадьбой.

Этот обычай, в отличие от девичника, появился не так давно. Раньше жених накануне свадебного торжества просто мылся в бане в одиночестве.

Подготовка букета для невесты являлась неотъемлемой обязанностью жениха. Он должен был самолично составить букет из цветов, которые придутся ему по вкусу и преподнести невесте вместе с обручальным кольцом после выкупа.

По аналогии, с передачей букета невесты не так давно появился обычай бросать в толпу неженатых гостей подвязку, снятую женихом с ножки невесты. Пойманная подвязка должна символизировать скорый удачный брак.

Свадьба – главный праздник в жизни любой семьи. К ней долго готовились, и с древних времен свадебные торжества сопровождают различные обычаи и обряды. Некоторые из них давно канули в лету, некоторые выполняют лишь декоративную функцию, а некоторые живы и по сей день. Более того, обмен культурными ценностями наложил свой отпечаток, и многие из современных обычаев заимствованы из других культур. В нашей статье мы расскажем про современные традиции на свадьбе, историю их появления и развития.

Знакомство родителей

Еще в древней Руси существовала традиция знакомить родителей жениха и невесты друг с другом. Иначе это можно было назвать сватовством. Жених с семьей приходили к родителям невесты просить руки их дочери. Накрывали богатый стол, и во время пира обсуждали детали свадьбы: когда она состоится, количество гостей, приданое невесты. В наше время такие встречи носят более будничный характер: шикарный стол никто не собирает, можно встретиться не только дома у невесты, но и в кафе или даже в парке. Но факт встречи остается неизменным.

Холостяцкие посиделки

Традиция прощания с холостой жизнью – мальчишник и девичник – пришла к нам из европейской и американской культур. Там это – целое событие, подчас не менее пышное, чем свадьба. Наши соотечественники активно переняли ее, и сегодня накануне свадьбы жених с товарищами отправляются в кафе или на спортивные соревнования, а невеста с подружками собираются на веселую прогулку с фотосессией или в СПА-салон.

Покрытие лица невесты фатой

Один из самых старых свадебных обрядов, имеющий древнюю историю. Всю голову и лицо невесты накрывали, чтобы защитить ее от сглаза и порчи. Белый цвет фаты символизирует чистоту и непорочность молодой девушки. Только муж вправе снять фату после свадебной церемонии, для этого существовал специальный обряд. Сегодня лицо фатой покрывают редко, при этом она представляет собой скорее тонкую вуаль, нежели плотную ткань. Лицо невесты уже не прячут, это скорее изысканный аксессуар. А вот традиция украшать голову фатой жива и по сею пору. Правда, насчет невинности в подробности стараются не вдаваться, поскольку многие молодожены до свадьбы успевают пожить гражданским браком и иногда даже родить детей. Да и цвет ее уже допускается не только белый. Тем не менее, фата – один из главных атрибутов и символов невесты.

Выкуп невесты

Ни одна русская свадьба не обходилась без выкупа невесты. Раньше у этого обычая было весьма практичное предназначение – заплатить родителям денег за дочь. Сегодня выкуп стал декоративным, направленным на развлечение гостей, их знакомство друг с другом и создание хорошего настроения. Некоторые еще устраивают денежные конкурсы, но и в этом случае сумма получается весьма символическая. Ее потом отдают подружкам на шоколадки или молодым на булавки. Недавно стало модно и вовсе обойтись без денежных конкурсов, в качестве штрафов заставляя жениха петь, плясать или признаваться невесте в любви на пяти иностранных языках.

Венчание

Именно венчание на Руси и являлось свадьбой. Без Божественного благословения брак не считался заключенным. Но годы советской власти сделали свое дело, и таинство венчания незаслуженно было забыто. Сегодня духовность постепенно возвращается в нашу жизнь, и все больше пар дают обет верности друг другу перед лицом Бога. После венчания всегда было принято осыпать молодоженов зерном в знак грядущего богатства. Эта традиция актуальна и по сей день, только к крупам теперь добавляют монетки, конфеты, лепестки роз и разноцветные блестящие конфетти для зрелищности. Осыпают молодых не только около церкви, но и после выкупа, перед входом в ресторан, на крыльце ЗАГСа.

Белое платье

Этой традиции немного лет. Она появилась во время правления Екатерины, а та, в свою очередь, позаимствовала ее у английской королевы. До этого традиционное платье русской невесты имело красный цвет и особый орнамент. Теперь белый цвет подвенечного наряда символизирует чистоту и невинность девушки.

Обмен кольцами

Старая традиция, пришедшая еще из Древнего Египта. Надетый на палец круг – символ бесконечности – должен принести паре бесконечную любовь и верность.

Каравай

Одна из старинных русских традиций, которая сохранилась в первозданном виде. После венчания и росписи родители жениха встречают молодых с хлебом и солью. Молодожены должны откусить или отломить как можно больший кусок, посолить и покормить друг друга.

Первый поцелуй

Поцелуй молодых, которые только что стали мужем и женой, имеет глубокий смысл. Он объединяет их души, делая из отдельных личностей единым целым. Совершенный прилюдно, поцелуй оповещает окружающих о новом статусе пары.

Похищение невесты

Эта традиция появилась еще у древних славян, и означала прощание с родным домом и переходом в новую семью. Обычно воровали невесту друзья жениха, а тот должен был найти суженую или заплатить выкуп.

Бросание букета и подвязки

Традиции относительно новые, пришедшие из европейских стран. Считается, что поймавшие букет или подвязку, в течение года тоже выйдут замуж (в случае подвязки – женятся).

Другие традиции

Расскажем про еще несколько интересных и необычных традиций.

Обычай вносить невесту в дом на руках – так девушка будет защищена от злых духов.

Бить посуду на счастье – греческая традиция. После того, как невеста сделает три глотка вина, она должна бросить бокал через плечо. Сегодня есть несколько вариантов этого обычая. Например, по форме и размеру осколков гадают, кто родится у пары первый – мальчик или девочка.

Свадебный торт – европейская традиция, которая вполне успешно прижилась в современной России.

Какие бы традиции и обычаи молодые не использовали на своей свадьбе – русские, европейские, традиции малых народов – главное, чтобы все решения были совместными, и в паре царило уважение и любовь.

Видео по теме статьи:

Ещё в далеком прошлом на русской земле каждое значимое событие сопровождалось каким-либо обрядом. Сохранилось это и по сегодняшний день.

Каждая свадьба проходит по традиционному сценарию, делая её ярким и запоминающимся праздником, который объединяет сердца влюбленных. А древние свадебные обряды адаптированы на современный лад.

Перед свадьбой

Символом прошедших дней стали смотрины и сватовство. Прошло то время, когда родители решали судьбу молодых, заранее выбирая жениха и невесту.

Теперь отдавая дань прошлому парни в торжественной обстановке предлагают руку и сердце понравившейся девушке, получая благословение от её родителей.

Ответным шагом со стороны родителей невесты являются смотрины. В далеком прошлом на них оценивалась состоятельность семьи жениха.

В настоящее время обсуждаются вопросы проведения свадебных мероприятий, будущие родственники знакомятся ближе.

А молодые люди проводят мальчишники и девичники, символически отмечая прощание с холостой жизнью. Парни и девушки отрываются по полной программе, чтобы войти в семейную жизнь на должном уровне.

В день проведения мероприятия

Перед бракосочетанием традиционно жених выкупает невесту. Если много лет тому назад родители новобрачной в буквальном смысле слова получали деньги и ценные подарки за невесту, то в соответствии с современными свадебными обрядами подруги молодой проверяют, насколько хорошо будущий муж знает свою невесту, а многочисленная родня устраивает ряд препятствий, не позволяя жениху забрать будущую жену.

Веселая традиция придает празднику кураж и развлекает многочисленных гостей, которые делают фото свадебного обряда.

Не утратило своей актуальности православное венчание, когда молодые дают клятву Богу о совместном преодолении жизненных препятствий.

По своему значению эта традиция самая важная и проводится обязательно в храме.

Русская православная церковь этот обряд проводит только с теми, кто имеет официальный документ о браке. Перед проведением обряда венчания требуется серьезная подготовка, она включает в себя разговор со священнослужителем, исповедь, причастие. Необходимо выдержать пост.

На ритуал требуется купить две свечи, которые так и называются свадебными, иконы и рушник, его кладут под ноги молодой семьи.

После скрепления узами брака и обмена обручальными кольцами, выполняются русские свадебные обряды, связанные с хлебом и солью.

Жених с невестой, откусывая от праздничного каравая выясняют, кто будет верховодить в семейной жизни. Откусывать необходимо без помощи рук.

Традиционно свадебный хлеб жертвуют в храм, чтобы жизнь молодых стала благополучной, обычно этим занимается мать жениха. В этот же момент родители благословляют молодую семью.

В банкетный зал, традиционно, жених вносит невесту на руках. Многочисленные гости их осыпают лепестками цветов и мелкими монетами.

Свадебные обряды в наше время регламентируют два варианта вручения подарков молодоженам:

  • европейский, когда гостей встречает молодая пара выслушивает слова поздравлений и принимает подарки;
  • традиционный российский, когда вручение ценностей сопровождается длинными речами, стихами и шутливыми представлениями.

Важно соблюдение традиционного порядка произнесения поздравительных речей: начинают родители молодых, продолжают ближайшие родственники, затем следуют друзья и знакомые.

Свидетели выполняют роль казначеев и следят за порядком на торжестве, ведь невесту могут выкрасть.

Старинный свадебные обряд снятия фаты преобразовался в подвязывание свекровью головы невесты нарядным платком, а молодые и незамужние девушки проходят под фатой кружась в красивом танце.

Но примерять её нельзя, это приведет к долгим поискам жениха.

Завершение мероприятия

По окончании торжества молодые зажигают свой семейный очаг. Матери жениха и невесты, которые уже стали мужем и женой, держат в руках свечи. От их огня молодожены воспламеняют свою, которая символизирует домашний очаг.

Банкет завершается последним танцем молодых, вальсирующих в кругу приглашенных, которые в руках держат зажженные свечи.

Через год молодожены отметят ситцевую свадьбу, завязывая узелки, а еще через половину века, отмечая золотой юбилей семейной жизни ещё один раз обменяются золотыми кольцами, вспоминая свадебные обряды и традиции.

Фото свадебных обрядов

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Сегодня обычаи и традиции на свадебном торжестве сильно изменились. Некоторые сложные обряды уже не выполняются, некоторые, новые для русских людей, пришли к нам с Запада. Суть осталась прежней: свадьба – одно из важнейших событий в жизни семьи и самое важное в жизни молодожёнов.

Несмотря на постоянную эволюцию, свадьба и сегодня имеет чёткую структуру:

  • предложение;
  • сватовство;
  • девичник;
  • мальчишник;
  • выкуп невесты;
  • регистрация;
  • венчание;
  • прогулка (фотосессия);
  • банкет;
  • первая ночь;
  • свадебное путешествие.

Давайте рассмотрим свадебные традиции, которые актуальны сейчас, и сравним их с теми, которые были у наших предков.

Традиционное знакомство с родителями

Раньше могло произойти ещё до знакомства жениха и невесты. Устроить его могла сваха, хотя допускалась инициатива и от самих молодых. Если знакомство проходило хорошо и будущие родственники нравились друг другу, то они обсуждали подробности свадьбы и решали финансовые вопросы, связанные с ней. Церемония эта традиционно проходила за праздничным столом.

Сегодня тоже принято поступать таким образом.

Традиция эта не только выжила, но и обросла новыми обрядами. К примеру, сейчас существует негласное правило, по которому кольца, туфли и платье для невесты приобретает жених или его родители, а сторона невесты отвечает за приданое – постель, посуду, полотенца. В этот же день родители могут обсудить и подарки на свадьбу – мебель и технику (чтобы не повторялись).


Есть и такие традиции, которые уходят прямо сейчас. Мнение о том, что жильём будущую семью обязан обеспечить жених становится условностью. Зато примета, что будущий муж должен увидеть свою суженую в подвенечном платье лишь в день свадьбы, по-прежнему жива. Невеста может сама купить наряд, а жених только оплатить его или вовсе не оплачивать.

Что касается туфлей, то сегодня с одной стороны, их должен купить жених, с другой стороны, до свадьбы нельзя дарить ни обувь, ни носки, иначе свадьбы может не быть (уйдёт). Изначально у русских считалось, что невеста должна сама накопить на туфли, тем самым продемонстрировав свою хозяйственность и бережливость.

Свадебные платья

Платья для свадьбы стали белыми всего 200 лет назад, по указу Екатерины. До этого замуж выходили в красном. Однако даже эта, казалось бы, основополагающая традиция, сегодня необязательна.

Современные невесты выбирают и пастельные тона, близкие к белому, и пышные бальные платья, в том числе красные, а на подиумах мелькают даже чёрные наряды для невест. Фата, согласно приметам – не только символизирует чистоту невесты и её непорочность, но и служит оберегом от злых чар. Поднять фату должен именно жених.


Согласно древним обрядам, особое ритуальное значение имело и завешивание невесты фатой. Это должен был сделать отец, в то время как невеста, даже если была рада свадьбе, обязана была убегать от него, сопротивляться и прятаться. После того, как фата была завешана, невеста уже не сопротивлялась, а принимала свою судьбу.

Обычаи перед свадьбой

За несколько дней до свадьбы жених и невеста устраивают вечера в честь прощания со своей холостой жизнью – мальчишник и девичник. Способов их проведения становится всё больше, а главное правило остаётся всё тем же: два этих праздника должны проходить отдельно.

Кража невесты

По-настоящему современные женихи невест в России давно уже не крадут. И у женихов её не крадут. Зато обряд выкупа сохранился. Задача жениха – заполучить невесту у родителей или подруг. Для этого ему придётся заплатить определённую цену, от символической до очень большой или проявить свои лучшие качества – хитрость, ловкость, силу и смекалку.


Венчание — древняя традиция

Традиция, которая возвращается. Венчаются молодожёны часто после свадьбы, иногда на первую годовщину, а иногда и сразу после регистрации. Всё чаще молодые пары стали заказывать выездную регистрацию в церковь. После венчания на Руси молодожёнов осыпали зерном.

Эта часть обряда сегодня ушла в ЗАГС. После официального бракосочетания молодожёнов осыпают лепестками роз, рисом, мелочью или конфетами – на любой вкус.


Обмен кольцами — многовековой обряд

Обмен кольцами – многовековой обряд, символ бесконечного счастья и любви. Для жениха и невесты кольца на их руках станут настоящим талисманом семейной жизни.


Подношение каравая

После регистрации и свадебной прогулки, молодожёны направляются в банкетный зал, где их встретят родители жениха с караваем и предложат откусить от него по кусочку.

Подносится каравай на длинном вышитом полотенце, которое является символом долгой супружеской жизни. Отведать хлеб да соль предлагает свекровь. По этой примете главным в доме будет тот, кто откусит больший кусок.

Выпускаем голубей

Молодожёны, вышедшие из ЗАГСА, выпускают в небо по голубю, у одного из которых на лапке голубая ленточка, у второго – розовая. Это своего рода гадание, кто же первым родится у пары – мальчик или девочка. Летящие рядом голуби предсказывают мир в семье, а отдалившиеся друг от друга, или направившиеся в разные стороны – разлад.

Букет и подвязка

Невеста бросает букет незамужним подругам. Этот букет предвещает свадьбу той, которая поймает. Тот же механизм и у бросания подвязки. В последнее время принято приносить свой букет домой, а бросать букет – дублёр, потому что со своим букетом можно отдать и своё счастье.

Битьё посуды

Кроме того, что посуда в принципе бьётся на счастье, есть у этого обряда и сокральный смысл. Когда бьются фужеры молодожёнов, их осколки перемешиваются между собой и становятся единым целым, тем самым обещая долгую совместную жизнь. А ещё на осколках бокалов можно гадать. Крупные предвещают рождения мальчика, мелкие – девочки.

Лучшая традиция

Жених вносит невесту в дом на руках. Древние славяне считали женщину, вышедшую замуж, новорожденной с духовной точки зрения. Обряды проводов её из дома были похожи на поминальные обряды, затем невеста меняла имя, а в новый дом её вносили на руках, как ребёнка, который «в дом не входил, а в доме оказался».

Какие бы ни были причины носить женщину на руках – это всегда красиво и приятно.

Свадебных обычаев очень много, семейные и народные вполне могут как уживаться вместе, так и противоречить друг другу: замки на мосту, Бутылки с шампанским, подаренные заранее на первую годовщину и на рождение первенца (хотя нельзя же заранее), подарки родителям и от родителей, символическое подметание пола и многое другое, включая свадебное путешествие.