Конспект открытого занятия по сенсорному развитию в старшей группе по теме: «Страна игр-Сенсорика»
Цель: обогащение сенсорного опыта, создание игровых условий для развития интеллектуальных способностей.Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте мои друзья, всех вас рада видеть я!Жители этой страны хотят нам помочь узнать, что находится в сундуке-ощущений и дают подсказку (показывает карточку зеленого цвета), значит в сундуке предмет зеленого цвета, запомним.
- Спасибо, жителям, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь.
(Звучит музыка, самолет летит дальше).
- Как же называется этот город, давайте угадаем?
(загадываю загадки о геометрических фигурах, показ презентации (слайд 16-20)
1.Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -
Ответ: Треугольник
2.Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Ответ: Круг
3.Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня
Ответ: Квадрат
4.Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Ответ: Прямоугольник
(Воспитатель загадывает последнюю загадку)
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие
Ответ: Фигуры
Воспитатель:
-Догадались, как город называется?
Дети:
Город «Фигур»
Воспитатель:
-Молодцы!
Игра «Узнай и сосчитай»
(слайд 21 – 25)
Игра «Художник».
Каждому ребенку предлагается взять 2 одинаковых карандаша и нарисовать 2 руками одновременно любую геометрическую фигуру. Затем предлагает вновь двумя руками дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет.
- Благодаря этой игре мы смогли узнать, что в сундуке находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А наш самолет нас опять зовёт вперед! (звучит музыка)
Летим дальше!
Город «Поваров».
- Смотрите, кто нас встречает?
Дети:
(слайд 26)
Воспитатель:
- У поваров развиты хорошо обоняние и вкус.
Игра «Вкус»
Детям предлагаю 2 баночки
(сахар, соль).
Задание: «Угадаем какой вкус?»: попробуем соленый, сладкий вкусы.
Игра «Мешочки»
Показываю детям мешочки с запахами лекарственных трав. И предлагаю понюхать мешочек, определить, чем наполнен мешочек и найти изображение этого наполнителя на картинке (показ слайдов 27-30)
- Повар подсказывает нам, что в «сундуке - ощущений» находится сладкий предмет. (демонстрирует рисунок на презентации). Теперь уже пора догадаться. Ребята, что же находится в нашем «сундуке - ощущений»?
-Правильно, яблоко!
- Молодцы!!!
(Повар раздает все яблоки).
Прощаемся с поваром и благодарим его за угощение.
Воспитатель:
Сейчас пора вернуться в детский сад. Садимся по удобнее, летим.
Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Рефлексия.
Вам понравилось? Что больше заполнилось в нашем путешествии?
Дети:
Цель: объединение опыта и знаний для развития и обучения детей в семье, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира.
Программные задачи:
Методические приемы: ритуал приветствия и прощания, сюрпризный момент, расслабляющее упражнение, пальчиковая гимнастика, помощь, похвала, повторение словарных слов, индивидуальное проговаривание.
Материалы и оборудование: большие круг и квадрат; 2 домика из картона; круг и квадрат с лицами (грустный, веселый); корзина с маленькими мячами; круги и квадраты по числу детей для наклеивания на домики; два мольберта; клей.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Моя
крошечка».
2. Пальчиковая гимнастика «Кто в кулачке?».
3. Основная часть. Сказка.
4. «Расслабляющее упражнение».
5. Игра «Большой – маленький».
6. «Релаксационно-игровые упражнения».
7. Ритуал прощания.
Использованная литература:
1. «Праздники и развлечения для малышей» М.
Картушина
.
2. «Мы рисуем, танцуем и поем» И.Каплунова,
И.Новоскольцева
.
3. «Программа воспитания и обучения в детском
саду» М. А. Васильева
М. 2004.
4. «Изобразительная деятельность в дет.саду
раннего возраста» И. А. Лыкова
М. 2007.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психолог: Здравствуйте, дорогие мои малыши, здравствуйте, мамы и папы! Я очень рада видеть вас сегодня у себя на занятии. В этом зале, кроме меня, вас ждут игрушки, мячи, кубики и множество других интересных вещей, которым не терпится поиграть с вами. Но, прежде чем играть, нам всем нужно поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Тогда внимательно смотрите и повторяйте.
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Моя крошечка»
Родитель:
Дай ладошечку, моя крошечка. (ребенок подает ладошечку родителю)
Я поглажу тебя по ладошечке. (родитель поглаживает ребенка по ладошке)
На ладошечку, моя крошечка. (родитель подает ладошку ребенку)
Ты погладь меня по ладошечке (ребенок поглаживает родителя по ладошечке)
2. Пальчиковая гимнастика «Кто в кулачке?»
Психолог раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку и родителям несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Если ребенок не справляется, родитель помогает ему убрать большой палец в кулак. Затем читает четверостишие и вместе выполняют движения:
«Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец)
3. Основная часть. Сказка
Психолог:
Дети, сегодня мы с вами
отправимся в удивительное путешествие, на
необыкновенный остров. Это не простой остров, а
сказочный. На этом острове живут разные
геометрические фигуры. У каждого из них, как и у
вас, есть имена. Зовут эти фигуры так:
"кружок" и "квадрат". Все эти фигуры
живут в своих домиках.
– Но чтобы попасть на этот остров, нам надо
преодолеть некоторые препятствия. Готовы к
путешествию? (Да!)
– Тогда отправляемся в путь. Перед нами ручей,
нам надо по мостику перейти через него
(Упражнение на равновесие: на полу перекладины из брусьев, дети идут по ним).
– Ура! Первое испытание пройдено. Ребята, я вижу
дальше дорога идёт по обрыву. Смотрите, не
соскользните, идите строго по следам (Упражнение
на координацию движения: дети идут по следам,
руки в стороны).
– Дети, вот мы и добрались до сказочного острова.
Давайте поближе познакомимся с его жителями.
Посмотрите, в первом домике нас встречает фигура …..(психолог
спрашивает у детей)
"квадрат" (психолог
показывает на фланелеграфе квадрат ).
– Правильно – это квадрат. Во втором домике нас
встречает фигура...(психолог спрашивает у
детей)
"круг" (психолог
показывает на фланелеграфе круг ).
– А что это они у нас какие-то грустные? Как
вы, дети, думаете почему они грустные? Может
взрослые подскажут, почему они грустные? Как вы
думаете, уважаемые взрослые? Что надо сделать,
чтобы им стало весело? (ответы детей…..
«Поселить к ним друзей»)
– У вас на столах разложены пособия для
наклеивания кругов и квадратов на домики.
Родители (мамы и папы) помогают своим деткам это
сделать.
– Намазываем клеем маленький кружочек и
наклеиваем его на домик, где живет круг.
– Намазываем клеем маленький квадрат и
наклеиваем его на домик, где живет квадрат.
(Во время упражнения поменять расположение ртов, сделать их улыбающимися).
– Посмотрите, как фигурам стало весело,
когда у них появилось много друзей!!!
– Посмотрите в какую разноцветную одежду
одеты круг и квадрат.
– Как хорошо когда много друзей!!!
4. «Расслабляющее упражнение»
Психолог:
Ребята! Круг и квадрат хотят
вас отблагодарить, за то что вы подарили им
столько много друзей. Посмотрите, что они
передали вам (достаем корзину с маленькими
мячами).
– Что это, ребята? (Мячики)
– Правильно! А на какую фигуру они похожи? (На
круг)
.
– Молодцы! И все они очень хотят с вами поиграть. (Раздаем
по 1 мячу каждой паре родитель-ребенок).
(Родители и дети сидят напротив друг друга. По предложению психолога родители прокатывают мячик по ногам и рукам ребенка. При этом действия сопровождаются речевкой.)
Тише, мяч, не торопись.
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись
И обратно возвратись.
– Устали наши мамы (папы). Давайте погладим им ручки. Давайте погладим им ножки.
5. Игра «Большой – маленький»
Психолог: Молодцы! А теперь возьмемся за руки и сделаем «солнышко». (Дети вместе с родителями встают в круг, взявшись за руки ).
У нас мячик большой,
Вот такой, вот такой (делают большой круг).
А теперь он маленький,
Вот такой, вот такой (делают маленький круг).
И веселый, озорной,
Вот какой, вот какой (все улыбаются друг другу).
6. «Релаксационно-игровые упражнения»
Психолог: А сейчас мы разделимся на пары, и будем играть в "Ладушки".
(Цель – развитие межполушарных взаимодействий.)
Напомните детям потешку:
Ладушки, ладушки! Что ели? – Кашку.
Где были? – У бабушки. Что пили? – Бражку.
Пусть ребята сядут напротив родителей, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
Психолог: У вас здорово получается. А вы помните потешку "Сорока-ворона"?
(Цель – снятие эмоционального напряжения.)
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила.
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Дети сидят в парах с родителями, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Психолог: Замечательно!
7. Ритуал прощания
Психолог: Дорогие мои малыши, Уважаемые мамы и папы! Наше занятие подошло к концу. Я очень рада была видеть вас сегодня у себя на занятии. А сейчас, дорогие участники, я хочу научить вас, как мы с вами будем прощаться.
Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой. (Все топают ногой)
Посмотрели, улыбнулись. (Смотрят друг на друга и улыбаются)
До свидания всем сказали. (Все машут рукой)
Отправляемся домой.
Закреплять знание у детей цвета и формы.Развивать воображение, память,образное мышление.Воспитывать любознательность,расширять опыт оринтировки в окружающем,обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные»
Технологическая карта первой младшей группы
Бірінші кіші топтың технологиялық картасы
Technological map of the first junior group
Сквозная тема «Моя семья»- Под тема: «Моя улица»
Дата:
Воспитатель:
Образовательная область. Білім беру саласы. Educational area: «познание,коммуникация.»«Сенсорика»
Тема. Тақырыбы. Theme: «Солнечный круг»
Цель: Мақсаты. Aim: Ознакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.Закреплять знание у детей цвета и формы. Развивать воображение, память,образное мышление.Воспитывать любознательность,расширять опыт оринтировки в окружающем,обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные»
Оснащение. Жабдықталуы Resources: Обручи
Полиязычие : Көптілділік.Multilingualism : солнце – кун- sun
Этапы деятельности Қызметтер кезеңдері Stages of activity | Действия педагога Мұғалімнің іс – әрекеті Teacher’s activities | Деятельность детей Балалардың іс- әрекеті Children’s activity |
Мотивационно – побудительный Мотивациялық – қозғаушылық Motivational and incentive stage | Прошу встать детей в круг. Внутри лежит обруч. На что похож круг. | Дети встают в круг. Замечают, что круг похож на солнышко. И что внутри лежит обруч. |
Организационно – поисковый Ізденушілік – ұйымдастырушылық Organizational and exploratory stage | Предлагает обручу сделать лучики. Вот мы какие лучики. Давайте поиграем в карусель. Спрашивает, на какую фигуру похоже солнышко. На столе разложены предметы. Спрашивает, на какие фигуры похожи предметы. Уточняет у детей цвет, размер, фигуру. Физминутка. Три медведя шли домой Папа был большой – большой. Мама чуть поменьше ростом. Ну, а сын – малютка просто. Очень маленьким он был, С погремушками ходил. Предлагает сложить из счётных палочек квадрат и треугольник большой и маленький. Предлагаю сравнить 2 шнурка. По Полиязычие: солнце – кун- sun Индивидуальная работа: Игра «Достань из мешочка». | Дети правой рукой, берутся за обруч, левую вытягивают в сторону. Кружатся, взявшись за обруч. Вспоминают, что солнышко похоже на круг. Дети называют геометрические фигуры: на круг, квадрат, треугольник. Дети сопровождают слова движениями, соответствующими тексту. Выкладывают фигуру квадрата и треугольника. Для большой фигуры надо больше палочек. Сравнивают (короче, длиннее), и выкладывают круг. Повторяют за воспитателем слова солнце – кун- sun Мирон,Инкар,Арлан Достают на ощупь из мешочка фигуру, похожую на фигуру которую показал воспитатель. |
Рефлексивно – корригирующий Рефлексивті – түзетушілік Reflective and corrective stage | Читает стихи о фигурах. | Слушают стихи. Анализирует: фигуры, цвет, размер. |
Ожидаемый результат: Күтілетін нәтиже . The expected result :
Воспроизводят. Ұғынады . Reproduce : разные цвета и предметы.
Понимают.Т үсінеді . Understand : геометрические фигур: квадрат, круг, треугольник.
Применяют. Қолданады . Apply : подбор предмета в соответствии с геометрической фигурой и цветом.
Занятие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста "Сказочный островок»
Цель: объединение опыта и знаний для развития и обучения детей в семье, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира.
Программные задачи:
Обучающие:
Учить детей различать понятия «много», «один», понимать вопрос «сколько», при ответе пользоваться словами «много», «один»;
Закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету;
Закрепить знание детей о геометрических фигурах – круг, квадрат;
Закрепить знание основных цветов – красный, синий, зеленый, желтый, умение соотносить по цвету.
Развивающие:
Развивать память, мышление, активный словарный запас;
Развивать эмоциональную сферу ребенка;
Способствовать развитию доброжелательного отношения к родителям, детям, сверстникам и ко всем окружающим.
Воспитательные:
Воспитывать уверенность в себе, активность;
Воспитывать чувство единства, сплоченности, учить действовать согласованно;
Воспитывать аккуратность.
Методические приемы:
ритуал приветствия и прощания, сюрпризный момент, расслабляющее упражнение, пальчиковая гимнастика, помощь, похвала, повторение словарных слов, индивидуальное проговаривание.
Материалы и оборудование: большие круг и квадрат; 2 домика из картона; круг и квадрат с лицами (грустный, веселый); корзина с маленькими мячами; круги и квадраты по числу детей для наклеивания на домики; два мольберта; клей.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Моя крошечка».
2. Пальчиковая гимнастика «Кто в кулачке?».
3. Основная часть. Сказка.
4. «Расслабляющее упражнение».
5. Игра «Большой – маленький».
6. «Релаксационно-игровые упражнения».
7. Ритуал прощания.
Использованная литература:
1. «Праздники и развлечения для малышей» М. Картушина.
2. «Мы рисуем, танцуем и поем» И.Каплунова, И.Новоскольцева.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева М. 2004.
4. «Изобразительная деятельность в дет.саду раннего возраста» И. А. Лыкова М. 2007.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог : Здравствуйте, дорогие мои малыши, здравствуйте, мамы и папы! Я очень рада видеть вас сегодня у себя на занятии. В этом зале, кроме меня, вас ждут игрушки, мячи, кубики и множество других интересных вещей, которым не терпится поиграть с вами. Но, прежде чем играть, нам всем нужно поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Тогда внимательно смотрите и повторяйте.
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Моя крошечка»
Родитель:
Дай ладошечку, моя крошечка. (ребенок подает ладошечку родителю)
Я поглажу тебя по ладошечке. (родитель поглаживает ребенка по ладошке)
На ладошечку, моя крошечка. (родитель подает ладошку ребенку)
Ты погладь меня по ладошечке (ребенок поглаживает родителя по ладошечке)
2. Пальчиковая гимнастика «Кто в кулачке?»
Педагог раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку и родителям несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Если ребенок не справляется, родитель помогает ему убрать большой палец в кулак. Затем читает четверостишие и вместе выполняют движения:
«Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец)
3. Основная часть. Сказка
Педагог
: Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, на необыкновенный остров. Это не простой остров, а сказочный. На этом острове живут разные геометрические фигуры. У каждого из них, как и у вас, есть имена. Зовут эти фигуры так: "кружок" и "квадрат". Все эти фигуры живут в своих домиках.
– Но чтобы попасть на этот остров, нам надо преодолеть некоторые препятствия. Готовы к путешествию?(Да!)
– Тогда отправляемся в путь. Перед нами ручей, нам надо по мостику перейти через него
(Упражнение на равновесие: на полу перекладины из брусьев, дети идут по ним).
– Ура! Первое испытание пройдено. Ребята, я вижу дальше дорога идёт по обрыву. Смотрите, не соскользните, идите строго по следам (Упражнение на координацию движения: дети идут по следам, руки в стороны).
– Дети, вот мы и добрались до сказочного острова. Давайте поближе познакомимся с его жителями. Посмотрите, в первом домике нас встречает фигура …..(психолог спрашивает у детей) "квадрат"(психолог показывает на фланелеграфе квадрат).
– Правильно – это квадрат. Во втором домике нас встречает фигура...(психолог спрашивает у детей) "круг" (психолог показывает на фланелеграфе круг).
– А что это они у нас какие-то грустные? Как вы, дети, думаете почему они грустные? Может взрослые подскажут, почему они грустные? Как вы думаете, уважаемые взрослые? Что надо сделать, чтобы им стало весело? (ответы детей….. «Поселить к ним друзей»)
– У вас на столах разложены пособия для наклеивания кругов и квадратов на домики. Родители (мамы и папы) помогают своим деткам это сделать.
– Намазываем клеем маленький кружочек и наклеиваем его на домик, где живет круг.
– Намазываем клеем маленький квадрат и наклеиваем его на домик, где живет квадрат.
(Во время упражнения поменять расположение ртов, сделать их улыбающимися).
– Посмотрите, как фигурам стало весело, когда у них появилось много друзей!!!
– Посмотрите в какую разноцветную одежду одеты круг и квадрат.
Сколько у круга друзей? (Много)
Сколько красных кружочков? (Один)
Сколько зеленых кружочков? (Много)
Сколько синих кружочков? (Один)
Сколько друзей у квадрата? (Много)
Сколько желтых квадратов? (Один)
Сколько синих квадратов? (Много)
– Как хорошо когда много друзей!!!
4. «Расслабляющее упражнение»
Педагог:
Ребята! Круг и квадрат хотят вас отблагодарить, за то что вы подарили им столько много друзей. Посмотрите, что они передали вам (достаем корзину с маленькими мячами).
– Что это, ребята? (Мячики)
– Правильно! А на какую фигуру они похожи? (На круг).
– Молодцы! И все они очень хотят с вами поиграть. (Раздаем по 1 мячу каждой паре родитель-ребенок).
(Родители и дети сидят напротив друг друга. По предложению психолога родители прокатывают мячик по ногам и рукам ребенка. При этом действия сопровождаются речевкой.)
Тише, мяч, не торопись.
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись
И обратно возвратись.
– Устали наши мамы (папы). Давайте погладим им ручки. Давайте погладим им ножки.
5. Игра «Большой – маленький»
Педагог: Молодцы! А теперь возьмемся за руки и сделаем «солнышко». (Дети вместе с родителями встают в круг, взявшись за руки).
У нас мячик большой,
Вот такой, вот такой (делают большой круг).
А теперь он маленький,
Вот такой, вот такой (делают маленький круг).
И веселый, озорной,
Вот какой, вот какой (все улыбаются друг другу).
6. «Релаксационно-игровые упражнения»
Педагог: А сейчас мы разделимся на пары, и будем играть в "Ладушки".
(Цель – развитие межполушарных взаимодействий.)
Напомните детям потешку:
Ладушки, ладушки! Что ели? – Кашку.
Где были? – У бабушки. Что пили? – Бражку.
Пусть ребята сядут напротив родителей, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
Педагог: У вас здорово получается. А вы помните потешку "Сорока-ворона"?
(Цель – снятие эмоционального напряжения.)
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила.
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Дети сидят в парах с родителями, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки. Замечательно!
7. Ритуал прощания
Педагог: Дорогие мои малыши, Уважаемые мамы и папы! Наше занятие подошло к концу. Я очень рада была видеть вас сегодня у себя на занятии. А сейчас, дорогие участники, я хочу научить вас, как мы с вами будем прощаться.
Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой. (Все топают ногой)
Посмотрели, улыбнулись. (Смотрят друг на друга и улыбаются)
До свидания всем сказали. (Все машут
Сенсорное развитие - важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.
Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения. Рассмотрим основные цели и задачи занятий по развитию восприятия для каждой группы в детском саду.
Первую младшую группу составляют дети от 2 до 3 лет. Главная задача воспитателя при работе в этой возрастной категории в направлении сенсорного развития - совершенствование восприятия малышей, анализ и практическое применение одного или нескольких органов чувств в деятельности, обследование предметов по их первичным свойствам.
Развитие навыков восприятия окружающего мира начинается у детей с первых недель жизни. Даже если родители до детского сада не занимались с ребёнком в рамках этого направления, это не значит, что он не может использовать свои органы чувств для исследования объектов действительности.
Воспитатели учат детей:
https://youtube.com/watch?v=rj8q38r4RlU Video can’t be loaded: Занятие по сенсорике 1 мл.гр.mp4 (https://youtube.com/watch?v=rj8q38r4RlU)
Со второй младшей группы и далее начинается процесс систематизации, закрепления и углубления уже полученных ранее основных навыков и умений в области сенсорного развития. Дети продолжают знакомиться с объектами действительности, но используют сразу несколько органов чувств и новые методы обследования предметов, успешно совмещая их для более быстрого достижения результата. Если ранее изучаемые вещи классифицировались только по одному признаку, то теперь ребёнок должен соотнести их сразу по нескольким.
Знакомство детей с музыкальными инструментами позволит задействовать несколько форм восприятия, включая слуховое
Среднюю группу детского сада составляют дети от 4 до 5 лет. В таком возрасте у них развиты все органы чувств в достаточной степени для того, чтобы в полной мере использовать их в познавательной деятельности. Ребёнок 4–5 лет стремится получать знания преимущественно в процессе игры, что обязательно должен учитывать воспитатель.
В средней группе детям предлагается уже самостоятельно анализировать предметы, используя ранее изученные и нестандартные, неизвестные методы, фиксировать полученные знания в речи. В рамках такого вида деятельности формируются и самостоятельность, нестандартное мышление, умение находить решения даже в трудных ситуациях.
Воспитатель передаёт опыт об окружающем мире - общественно определённые (эталонные) признаки и свойства конкретных предметов. Оценивается их:
В старшей группе значительно расширяются изучаемые свойства действительности. Дети оценивают теперь не только цвет, размер, форму, вес, но и расположение в пространстве, количество сторон и рёбер (при исследовании геометрических фигур), высоту звуков (при работе с музыкальными инструментами), возможную опасность и т. д.
Значительно расширяются знания о цветах. Теперь они делятся на хроматические (красный, жёлтый, синий и получаемые при их соединении в разных пропорциях) и ахроматические (белый, чёрный, серый). Воспитатель должен активно заниматься с детьми смешиванием оттенков, изучением спектра и их расположения в нём. Дошкольники учатся правильно называть более сложные оттенки, классифицировать их по теплоте, насыщенности и другим признакам.
Воспитатель должен доступно объяснить, что в ахроматических цветах нет цветового тона. Иными словами, белый и чёрный цвета - любой цвет при максимальном повышении или понижении насыщенности соответственно. К примеру, максимально яркий красный - белый, а максимально тёмный - чёрный. Серый же цвет можно назвать промежуточным между двумя основными ахроматическими.
В старшей группе особое внимание уделяют совершенствованию глазомера.
Главной задачей для этой возрастной категории является подготовка к образовательному процессу уже в рамках школьной программы. Дети учатся концентрироваться на небольших, но важных деталях, к примеру, вчитываться в текст или вслушиваться в речь для выделения главной мысли.
Совершенствуется мелкая моторика, глазомер. Закрепляются знания о цветах и спектре. Дети учатся соотносить специфичные оттенки по предметному признаку (морковный, салатовый и т. д.).
Проанализировав цели сенсорного развития для каждой группы, можно сделать следующие выводы:
Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя - максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.
Деятельность для сенсорного развития может быть:
Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры
Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.
Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.
Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.
При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности
Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала - моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.
Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант - предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).
Рассмотрим несколько примеров мотивирующего начала для сенсорных занятий на разные темы.
Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.
Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».
Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес
Цель этого занятия - создание положительного эмоционального настоя, снятие напряжения, развитие мышления, внимания и т. д. И для такого урока отличным мотивирующим началом может стать игра «Комплименты».
Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.
Это занятие способствует раскрепощению детей, разрушению патологических стереотипов о страхе и тревожности, развитию координации и мелкой моторики. В качестве мотивирующего начала можно прочитать детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх». В этом рассказе речь идёт о том, что довольно часто мы сами придумываем себе страхи, которым нет места в реальной жизни. Воспитатель после прочтения может предложить детям познакомиться со страхами поближе, избавиться от них.
Этот алгоритм состоит из трёх этапов:
Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:
По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.
Творческий этап предполагает:
На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.
Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов
Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.
Игры для сенсорного развития разделены на несколько тем: величина, форма, цвет, развитие мелкой моторики и т. д.
К играм на развитие представления о величине предметов для первой и второй младших групп можно отнести:
Для средней группы подойдут следующие игры:
К старшей группе дети должны полностью усвоить такую характеристику предмета, как величина. Для этого возраста рекомендуются такие игры, как:
Для развития умения определять форму предмета часто в сенсорных занятиях для младшей группы используются следующие игры:
В средней группе задания уже значительно усложняются:
Для младшей группы (первой и второй) подойдут следующие дидактические материалы:
Часто применяются следующие игры для закрепления у детей средней группы представлений о цветах:
Для старшей группы подойдут:
Для развития мелкой моторики используются следующие игры:
Обратите внимание: чем старше ребёнок, тем меньше должны быть предметы, с которыми он работает при развитии мелкой моторики.
https://youtube.com/watch?v=idGKB3dT9ps Video can’t be loaded: Фронтальное занятие по сенсорному воспитанию (https://youtube.com/watch?v=idGKB3dT9ps)
Открытое занятие - особый тип урока, который предполагает присутствие родителей, педагогов и других лиц. К его целям можно отнести:
Требования, предъявляемые к открытому занятию по сенсорике, состоят в следующем:
Рассмотрим несколько интересных конспектов занятий по сенсорике: