Тема: Весна. Изменения в природе.
Программное содержание:
Предварительная работа: разучивание стихотворения «К нам весна шагает» И. Токмаковой, наблюдения на прогулках, рассматривание картин и иллюстраций о весне.
Оборудование:
Цветы – мать-и-мачеха, одуванчик, сон-трава, первоцвет, фиалка;
Животные – медведь, лиса, заяц, волк, белка;
Птицы – скворец, кукушка, аист, ласточка, грач, журавль;
Методические приемы: вопросы, рассматривание картинок, просмотр презентации, игры, чтение стихов, сюрпризный момент, изобразительная деятельность
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей животных и птиц.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию «Времена года» (о весне). Затем один из детей читает стихотворение-загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь со снежной встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
— Как вы догадались, что это весна? О каких приметах говорится в стихотворении? Какие приметы весны вы заметили в отрывке видеофильма? А какое время года сейчас? Почему вы так думаете?
— Наступила весна. Давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?
— Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май). Какой сейчас месяц?
— Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете? (Дети подходят к столу, берут по очереди картинки, на которых изображены разные периоды весны, называют их и объясняют, почему они так думают).
— В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).
Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.
— Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок». (На столе лежат картинки разных весенних цветов изображением вниз. Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок. Составляют о нем 2-3 предложения).
(Объяснить детям названия цветов – первоцвет, мать-и-мачеха). Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.
Физкультминутка:
Наши первые цветы распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши первые цветы закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
(Выполняют движения согласно тексту.)
— Но не только цветы появляются весной. Посмотрите, кто это? (Вос-ль открывает салфетку – под ней насекомые (игрушки)). Детям задаются вопросы:
(Дети рассматривают насекомых и рассказывают о них).
Сюрпризный момент: появляется воспитатель в костюме «Весны», приносит подарки (карточки с изображением силуэта бабочки, который нужно раскрасить). Дети раскрашивают изображения бабочек, благодарят Весну. После того как дети раскрасят бабочек, кто-нибудь из детей рассказывает для Весны стихотворение «К нам весна шагает»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова.
Весна благодарит детей и прощается с ними.
Итог: когда мы пойдем на прогулку, то постараемся найти все приметы весны на участке.
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие по весне».
Павлова Галина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Малыш» Смоленская областьДети……..(скворечник).
Воспитатель:
Кто живёт в скворечнике?
Дети……(скворцы)
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит скворечник.
Дети…….(прямоугольник, треугольник, круг).
3.На лесной проталине
Вырос цветик маленький
Прячется в валежник
Беленький.
Дети:…(подснежник)
Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552 Город Москва Капитанская Елена Александровна
Цель:
Задачи:
Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна» , совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.
Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна» .
Материалы и оборудование: фланелеграф, мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев.
Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, физ. минутка.
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно. И сегодня я буду весной. Я долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.
(На флонелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны) .
Воспитатель: Какая весна?
Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.
Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово» , только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом) .
Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)
Воспитатель: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?
Назовите первый месяц весны? Третий месяц?
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?
В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней) .
Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают) .
Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их. (На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать- и -мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница) . Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.
Дети: - Да, мы знаем.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.
Воспитатель: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.
Физминутка:
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер
И направо и налево
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули (руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И на место снова сели.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая картинка у меня, давайте составим рассказ. (составляют рассказ) .
Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.
Воспитатель: Молодцы, а кто знает стихи о весне, цветах, птицах. (дети читают стихи)
1 ребенок:
Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -
Вдруг растают лепестки!..
2 ребенок:
Воробей взъерошил
Пёрышки-
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.
3 ребенок:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
4 ребенок:
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.
5 ребенок:
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.
Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.
Березу одели листочками.
Играли с мячом (называли весенние признаки) .
Читали стихи.
Составили рассказ о весне.
Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо всем.
Программное содержание :
Материал:
Ход занятия
Воспитатель : Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда в группе нашей станет веселей и светлей.
Обращается внимание, что Весна прислала видеописьмо. Предлагается послушать.
Весна . «Дорогие, дети! Волшебница Зима не хочет уступать мне место, спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне. Помогите выбраться, тогда оживет, проснется природа и наступит Весна».
Воспитатель . Ну, что дети, поможем Весне? А как вы думаете, что будет, если не наступит Весна?
Дети. Солнце не будет греть, не растает снег, ручейков не будет, цветам нечего будет пить, не проснутся насекомые, не прилетят птицы, не расцветут цветы.
Воспитатель . Тогда нам пора отправиться в путешествие, чтобы помочь Весне. На чем отправимся?
Дети . На автобусе
Дети рисуют на доске маркером.
1 ребёнок. Прямоугольник я рисую 1, 2, 3, и много линий посмотри.
2 ребёнок. Вот ещё полуовалы - вместе мы нарисовали.
3 ребёнок. И снизу несколько кружков. Ещё рисунок не готов.
В центре линию проводим.
4 ребёнок. Соединяем и вперёд. Автобус в путешествие зовёт.
Воспитатель. Автобус готов, а сейчас:
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
На автобусе помчимся,
На поляне очутимся.
Воспитатель. Вот мы в лесу. Посмотрите, солнышко не светит, сосулек нет, птицы не поют, цветы не распустились. Здесь нет Весны. Посмотрите на экран. Зима спрятала Весну среди других времен года, давайте присядем и внимательно рассмотрим поры года.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Сколько их? На каждой картинке стоит цифра. Найдите картинку, на которой изображена Весна и назовите цифру. Почему вы так думаете? (зима, лето, осень) Посмотрите на следующие картинки. Найдите здесь Весну и назовите цифру. Почему вы думаете, что это Весна? Весна и Зима очень похожи, их можно перепутать. Давайте расскажем про это и поиграем.
Зимой снег белый, а весной…
Зимой дни холодные, а весной…
Зимой дни короткие, а весной…
Зимой солнце теплое, а весной…
Зимой небо серое, а весной…
Зимой ветер холодный, а весной…
Зимой прохладно, а весной…
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы можете отличить Весну от Зимы. Послушайте звуки Весны и отгадайте, что это? (Запись звуков природы: пение птиц, журчание ручейков, звон капели).
Ребята, слышите, кто-то идёт.
Волк . Солнце в небе ни к чему,
Что за радость не пойму,
Ночь охота для меня,
А посплю при свете дня.
Дети. Здравствуй, Волк. Мы слышали, что ты не любишь солнце.
Волк. Зачем оно мне. Оно мне только мешает.
Воспитатель. Дети, объясните, почему без солнца плохо? (не наступит Весна)
Дети. Без луж, без капели, без сосулек, без ручейков и т.д.
Волк. Да, я не знал, что солнце такой помощник у Весны. Смотрите, что я нашел, когда по лесу бродил (показывает палочки)
Воспитатель. Дети на что они похожи?
Дети. На лучики.
Воспитатель. Давайте с ними поиграем.
Под музыку дети ударяют палочками, бегают по кругу, выкладывают солнышко.
Воспитатель. Посмотрите, у нас получилось солнышко, оно улыбается нам (на экране появляется солнышко). Посмотрите на экран, что вы видите? (Солнышко). Придумайте, как можно больше слов про солнышко.
Дети. Весеннее, ясное, теплое, ласковое, нежное.
Воспитатель. Давайте ощутим ее прикосновение.
Массаж.
Светит яркое весеннее солнышко
И ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный.
По утрам ещё иногда пощипывает мороз.
А все-таки солнышко светит сильнее.
Воспитатель. Спасибо тебе, Волк, за солнышко. До свидания. Мы пойдём дальше искать Весну.
Медведь. Все тропинки исходил
Из ручья воды попил
Где малина, вкусный мед
Мишка толком не поймёт
Воспитатель. Здравствуй, медведь, что ты ищешь?
Медведь. Здравствуйте, дети. Я проснулся. Думал, Весна наступила, а её нет.
Воспитатель. Мы тоже ищем Весну. Хотим ей помочь, Зима её заколдовала, спрятала в лесу. Какой у тебя красивый бочонок!
Медведь . Вот нашел в лесу. Думал, что там мёд, а там какие-то листочки.
Воспитатель. Зима спрятала листочки. Давай же их развесим на деревья. Только они волшебные. Возьмите по 2 листочка. Прежде, чем их повесить, соедините 2 картинки и составьте предложение с этими предметами. Начинать предложение нужно со слов - Весной…
Воспитатель. Дети, что нового появилось на экране? (Деревья и листочки).
Воспитатель . Спасибо тебе, Медведь, за листики. До свидания! (Медведь уходит).
Воспитатель. Листочки на деревьях появились. Ребята, можно сказать, что Весна пришла?
Дети. Нет
Воспитатель. Почему? (Нет насекомых, цветов, птиц)
(Входит зайчик).
Зайчик. Шубка старая на мне,
Не доволен я совсем,
Солнца нет и вокруг
Не зелёный лес и луг.
Дети. Здравствуй, заяц. И ты грустишь без Весны. Мы хотим помочь ей. Ты не встречал Весну?
Зайчик. Чтобы помочь Весне, нужно вернуть птиц в лес.
Воспитатель. Чтобы вернуть птиц, надо вспомнить, какие из них возвращаются из тёплых краёв. Называть будем по очереди и при этом складывать гармошкой вот эти листочки, только очень аккуратно, они нам ещё пригодятся, (дети сидят за столами и складывают листочки цветной бумаги «гармошкой») Молодцы, много птиц вы знаете, а на что похожа гармошка?
Воспитатель. А ещё гармошка похожа на крылья птиц. Давайте сделаем птиц и развесим их на деревьях. Я думаю, что они порадуют Весну. Спасибо тебе, Зайчик, за совет. До свидания. Мы пойдём дальше.
Лисы . Я лисичка хороша,
И поет моя душа,
По лесной тропинке шла,
Себе ленточку нашла.
Дети. Здравствуй, Лиса. Какие яркие у тебя листочки.
Лиса. Я по лесу ходила, цветочки искала, цветы не нашла. Посмотрите, сколько весёлых ярких красок-лучиков собрала. Наверное, их весна оставила.
Воспитатель. Ребята, что Весной голубого цвета? Что зелёного? и т.д. Правильно, у Весны много разных ярких красок. Но чтобы появились цветы, Лисичка, нам нужен дождик.
(дети на ткани имитируют капли дождя)
Стало солнце пригревать,
Стали капельки стучать!
Капля - раз, капля - два,
Капли медленно сперва
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом
Побежали ручейки
Их, попробуй, догони
Воспитатель. Посмотрите, насекомые усики показали, значит, они проснулись и цветы распустились. Посмотри, Лисичка, сколько цветов на поляне. Дождь прошел и на экране появились первые цветочки. (На экране распускаются цветы, воспроизводятся звуки весенней природы). Ребята, какая замечательная весенняя картина у нас получилась. Давайте не будем рвать, они ещё только распустились. А тебе, Лисичка, дети сделают цветочки из ярких ленточек и подарят.
Дети стягивают ленточки, которые превращаются в цветы
Лисичка. Спасибо, ребята. Весну надо позвать. Её всегда звали в гости. Скажите такие волшебные слова:
Весна-красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Весна. Здравствуйте, дети! Я - Весна, к вам в гости пришла. Спасибо, что помогли мне, расколдовали, заставили Зиму уступить мне место. Вы уже знаете, что мой главный помощник - солнышко. Чтобы оно засияло ярко, вытяните лучики и скажите, что вы желаете весной.
Весна. Посмотрите, как ярко засветило солнышко - оно прислало нам своих солнечных зайчиков! Какие они теплые, ласковые. Давайте с ними поиграем. Выходите на полянку.
Дети одевают на пальчики колечки «солнечные зайчики»
Зрительная гимнастика .
Солнечный мой зайчик.
Прыгни на ладошку,
Солнечный мой зайчик,
Маленький, как крошка!
Прыг на носик,
На плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать!
Вот наш заинька устал
Прыг на стену, ускакал
Весна. Ребята, животные тоже готовятся к встрече с Весной. Мы сейчас с вами превратимся в животных, а в каких - сейчас узнаете. Возьмите картинки, подуйте на полосочки бумаги и каждый увидит, в кого он превратится.
Дети дуют на полоски бумаги, открывается картинка животного.
Весна: У меня есть волшебные рукавички, они помогут вам превратиться в животных. Давайте присядем и их наденем. А сейчас лесные звери, расскажите, какие изменения происходят весной у вас.
Весна раздает перчатки, изображающие животных. Дети по очереди от имени своего животного рассказывают.
Весна. Как готовится к встрече с Весной лиса?
Ребенок 1. Я - Лиса. Я начинаю обновлять свою нору, готовлюсь к появлению лисят. Мне нужно найти безопасное место.
Ребенок 2. Я - Волк. Весной в нашем логове рождаются волчата. Целый день бегаю, добываю им пищу и т.д.
Весна. Спасибо, звери. Снимите рукавички и в детей превратитесь. Ребята, мне пора - у меня ещё много дел. На прощание дарю вам цветы, они ещё не распустились, но когда вы придете в группу, они от тепла проснутся, расправят свои лепестки. До свидания!
Воспитатель.
Хорошо в лесу весной, но нам пора домой.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
На автобусе помчимся,
И в группе очутимся.
Воспитатель. Вот мы и в группе. Опустите цветы в воду. Посмотрите, какие замечательные цветы подарила нам Весна.
Е. Шарич, О. Гирявец
Конспект открытого занятия в старшей
группе по теме: «Весна».
Задачи :
Образовательные: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: 1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия. 2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями. 3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, такая, потому что.
Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников. 2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, ледоход, половодье, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: фланелеграф с макетом березки и листочки, ноутбук для показа примет весны, мультимедийный проектор.
Ход занятия.
Воспитатель: – Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. А сейчас отгадайте загадку:
Дел у меня не мало -
Я раскрываю почки, В зеленые листочкиДеревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня …
Дети: – Весна.
Воспитатель: – Правильно, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и
снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Какая она?
Посмотрите, какую березку я принесла с собой, но она стоит без листиков.
За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький
листочек, а вы будете «одевать» нашу березку, и мы посмотрим какой она
(На фланелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку за каждый правильно названный признак весны).
Дети: – Веселая, красная, добрая, солнечная… и т.д.
Воспитатель: – Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой.
Значит, вы знаете много слов о весне.
Воспитатель: – Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы
скажете что увидели.
(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)
Дети: – Оживает природа и насекомые.
– Медведь просыпается в берлоге.
– Прилетают птицы.
– Птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.
– Появляются первые цветы.
– Текут бурливые ручейки.
Воспитатель: – А почему весну называют красной?
Дети: – Потому что она красивая и все ей рады.
Воспитатель: – Кто назовет мне весенние месяцы? Как называется первый месяц весны?
– Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему? Март-капельник, протальник. Апрель-водолей, березень. Май – травень, цветень.Воспитатель: – А сейчас посмотрите на экран.
(Показываются слайды по каждому месяцу с весенними приметами)
Воспитатель: – Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.
Ф и з м и н у т к а. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел Шевельнулся, потянулся – Взвился вверх и полетел. (Повторить 2 раза )
Воспитатель: – А давайте сейчас немного поиграем. Посмотрите на экран.
(Показываются слайды с играми и весенними загадками)
Воспитатель:- Молодцы! О каком времени года мы сегодня разговаривали? Что нового вы узнали?
Воспитатель:- Наше занятие окончено, до свидания.