Проблема взаимоотношения поколений актуальна. Проблема взаимоотношения старшего и младшего поколения

12.07.2019
2013-01-03 83 911

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой. Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье. Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту. Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

Семья как источник непонимания

Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности. Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни. В сознании молодежи формируется ошибочное мнение о бесполезности людей преклонного возраста и вместо почета и уважения, старики получают негативное к ним отношение.

Как найти доверие и взаимопонимание

Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь. В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.

Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.

На чём основываются отношения между представителями разных поколений? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В. П. Крапивина.

Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, детский писатель знакомит нас с мальчиком по прозвищу Журка и его дедом Юрием Савельевым. Дед оставил Журке послание в книге «Три мушкетёра», зная, что этот роман внуку нравится. В этом послании дед делится с внуком своими детскими воспоминаниями, советует поступать по-своему, не оправдывая себя чужими правильными словами.

Прочитав это письмо, мальчик понял, тосковал дед в одиночестве, и почувствовал любовь дедушки к себе, о которой он не знал.

Позиция автора заключается в следующем: представители разных поколений строят свои отношения на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые, стремясь поддержать молодое поколение, дают ему мудрые советы. Общаясь с детьми, взрослые начинают вспоминать своё детство.

Я согласна с мнением автора. Несомненно, между старшим и младшим поколениями должна существовать тесная духовная связь, не прерывающаяся с годами. Крепкой дружбе и любви между родителями и детьми способствует взаимопонимание. Часто наставления взрослых предостерегают детей от ошибок. Старшие поколения, общаясь с младшими, погружаются в воспоминания о своём детстве, которые рождают в душе светлые чувства.

Чтобы доказать правильность наших рассуждений, обратимся к литературным аргументам. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полное взаимопонимание и преемственность поколений показаны на примере взаимоотношений между отцом и сыном Болконскими. Старый князь Николай Андреевич Болконский, попавший в опалу при императоре Павле Первом, живёт безвыездно в своём имении в Лысых Горах, ни минуты не сидит без дела, его день подчинён строгому распорядку, который он не нарушает даже в момент приезда сына. Он признаёт только две добродетели: деятельность и ум, а пороками считает праздность и суеверие. Одобряя решение сына идти на войну с Наполеоном, старый князь даёт ему напутствие вести себя достойно, но мог бы этого и не говорить. Как и отец, князь Андрей – человек чести, ответствен, деятелен, трудолюбив, свой личный успех видит в успехе общего дела.

Пример преемственности поколений мы можем найти и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ожидая своего сына на постоялом дворе, Николай Петрович Кирсанов погружается в сладостные воспоминания и мечты. Когда-то и он, закончив университет кандидатом, возвращался в родительский дом, а теперь это же происходит с его сыном Аркадием. Отец мечтает об общении с сыном, о том, что тот будет помогать ему в управлении имением. Так и происходит. Освободившись от влияния нигилиста Базарова, Аркадий становится хорошим хозяином, отцом семейства. Ниточка, связывающая поколения, не прерывается, а тянется дальше.

Мы пришли к выводу о том, что отношения между поколениями строятся на взаимопонимании, любви и дружбе, только в этом случае связь между младшими и старшими поколениями не прерывается, а общество развивается эволюционным путём, совершенствуясь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

52 604

Впервые в истории России, благодаря увеличению продолжительности жизни, встретились сразу шесть поколений. Так чем же мы отличаемся друг от друга? В каком поколении больше всего миллиардеров, а в каком мизантропов, как современные дети будут обмениваться информацией и создавать семьи и что нам делать, чтобы избежать конфликта поколений, рассказывает руководитель проекта «RuGenerations – Теория поколений в России» Евгения Шамис.

До 10-12 лет при схожих внешних условиях у каждого из нас формируются взгляды, приоритеты, установки, привычки, которые рождают похожесть людей одного поколения. Теория поколений позволяет понять поведение и спрогнозировать, как люди одной поколенческой группы будут реагировать в тех или иных ситуациях на какие-либо действия извне. Поколения цикличны, они завершают цикл примерно каждые 80 лет.

Эти периоды называются по временам года: весна, лето, осень, зима. Весна – период интенсивного роста, лето – стабильности и некоторой стагнации, осень – начало перемен, зима – время кризисов. Мы живем в период «зимы», но он сменится «весной» примерно к 2024 году. Теперь давайте разберемся, как формируются поколенческие ценности.

Как формируются ценности

Поколенческие ценности не меняются в течение всей жизни и формируются под влиянием следующих четырех факторов:

Первый – большие события, например Олимпиада-80 или Олимпийские игры в Сочи, полет человека в космос, теракты 11 сентября 2001 года. Эти события на слуху у всех детей не только двора, но и района, города, страны, мира.

Второй – посыл из окружающей среды: «выполнить пятилетку за четыре года», «голосуй или проиграешь», «поколение пепси», «кредит под проценты», «семейные ценности».

Третий фактор – воспитание. В семьях разных поколений делаются акценты на разных вещах и используются разные ключевые слова. Раньше детей учили «быть храбрыми», теперь учат «постоять за себя» и «быть лидером».

Конфликт поколений возникает из-за разницы совокупности этих факторов. Но найти компромисс в общении необходимо. Сегодня в России живут представители шести поколений.

Чтобы не запутаться в названиях поколений, познакомим вас с 10-летним Даниилом (на иллюстрации выше – справа). Он представитель нового поколения Z, которое пока формируется. Для примера мы использовали средний возраст представителей поколений. Дяде Даниила 30 лет, родителям – 40, бабушке и дедушке – 60, прадедушке – 80, а соседу-долгожителю, с которым Даниил часто общается, – 97 лет.

Отметим, что рожденные на границе поколений, с разницей +/- 3 года, так называемые Пограничники, обладают качествами сразу двух поколений.

Самые активные поколения, с которыми мы чаще всего сталкиваемся сегодня, – три последних: Даниил (Z), его дядя (Y) и родители Даниила (X). Рассмотрим их подробнее.

Поколение Х (1964–1984) . Самое многочисленное поколение. Отличные психологи. Умеют адаптироваться к любым ситуациям, находить язык с разными группами и аудиторией. Самые самостоятельные из всех поколений. Они с детства были предоставлены сами себе: родители всегда были на работе. Свободное время X (мама и папа Дани) поводили на улице. Поэтому все умели делать сами – приготовить, одеться, сделать уроки.

Ответственные, даже слишком. Не любят неоправданную похвалу в свой адрес, сами не щедры на нее. С детства приучены к мобильности и самостоятельности (кружки, секции, лагеря). Успех для них – стабильная работа, машина, дом (квартира), семья и состояние «солнца», как в детстве.

Поколение Z (2004–2024) правильнее назвать «домоседами». Дети этого поколения все время под присмотром, их практически никуда не отпускают одних. Еще их называют «поколением национальной безопасности», потому что именно ей уделяют особое внимание в школах, детских садах, дома. Из-за этого у поколения сложилось ощущение небезопасности в обществе.

Информация про Z предварительная, поскольку точно определить ценности поколения можно, лишь когда его представителям исполнится 18 лет. Но уже сейчас можно отметить, что материальные ценности для них не главное. А вот бережливое отношение к вещам, как к своим, так и к вещам организации, важно.

Они будут искать работу по душе. Им необходимо простое понятное счастье: создать семью, устроиться на хорошую работу. Любят родителей, выстраивают близкие отношения, им нравится заботиться, мечтают о собственной семье и детях. Быть умным – модно, поэтому Z много читают, изучают несколько языков и хотят быть развитыми в разных сферах. Хорошо держат внимание на уроках и лекциях.

Как же ведут себя три активных поколения X, Y, Z друг с другом и другими поколениями в различных областях жизни?

Отношение к информации о себе

Х – предпочитают закрывать личные данные и информацию о себе. Им неприятна мысль о том, что их прослушивают, читают и в любой момент их личное может стать достоянием общественности. Нервничают по поводу доступа к своим соцсетям и компьютерам, как и Беби-бумеры (бабушки и дедушки Дани).

Y – относятся к информации иначе. Считают важной частью жизни обмен информацией, а не ее защиту. У них высокая скорость обмена данными и, соответственно, больше доверия. При этом они беспокоятся о защите данных. Принцип следующий: «Я для тебя открыл или расшарил папку, а потом закрою. И ты когда-то для меня так сделаешь».

Z – спокойно доверяют пароли и ключи. Полная открытость информации. X (или родители Дани) трясутся над своими персональным данными: боятся, что телефоны вскроют, а фото и документы кто-то увидит. Вот высказывание одной из мам: «Сын говорит: «Мама, вот тебе пароль от моих соцсетей, только не читай мои переписки». И все! Она сказала: «Не буду», и он спокоен.

Отношение к деньгам

Соцсети

Z четко работают на рост аудитории своих страничек и видеоканалов, хотят создавать свои каналы, свою аудиторию.

Пример: У Дани свой видеоблог на YouTube и страничка «ВКонтакте». У его дяди – странички в Twitter, Facebook, «ВКонтакте» и Instagram и свой канал в Telegram. У родителей Дани есть только аккаунты в Facebook.

Семья

X (1964–1984), родители Дани поколение поздних браков. Они долго ищут пару, сомневаются, поэтому много разводов, но когда находят своих, остаются с ними до конца.

Y (1985–2003), дядя Дани раньше начинают вступать в брак, чем Х. По статистике у них много ранних браков, значит, они рано готовы к семейным отношениям.

Z (2004–2024) , Даня – достаточно высокие семейные ценности, в классическом понимании – одна семья на всю жизнь. Это везде пропагандируется, дети это видят и слышат.

Работа

Если вы работаете с Х, помните: одна из важнейших ценностей для них – профессионализм. Для профессионализма нужны глубокие знания по теме, владение закрытой информацией, последними данными и новостями. Знать – единственный способ выживания на улице, где X проводили большую часть времени. Там им нужно было защитить себя в одиночку и самим разруливать конфликты. Именно по этой причине Х – лучшие переговорщики. Они как ни одно другое поколение умеют находит общий язык с представителями разных социальных слоев и поколений.

Если идете на деловую встречу с Х, будьте готовы к наезду. Это один из поколенческих ритуалов проверки вашей способности выдержать давление и показать, свой вы или чужой. Научитесь выдерживать первые 15 минут, будьте спокойны, не тушуйтесь, держите удар. Переключение поведения X показывает, что вы прошли тест и стали «своим».

Они хвалят мало. Причин у этой особенности несколько: для Х не важна оценка успешности извне, они не нуждаются в ней, в их картине мира главный оценщик – они сами и значимые для них лица. X не особо интересует чужое мнение, и он не понимает, зачем его оценка может понадобиться другим. Вдобавок после улицы X подозрительно воспринимают комплименты как скрытый наезд. У них высокая внутренняя планка, они не хвалят просто так. Это относится и к сотрудникам, если босс X, и к детям. Родители считают, что хвалить детей просто так несправедливо – похвалу надо заслужить. Из-за этого X недодают похвалу Y.

Поколение Y на работе больше всего ценит психологический комфорт и свободу. Они – фрилансеры, предпочтут гибкий график другим плюсам. Считают, что регулярно менять работу в порядке вещей. Главное – формировать себя как специалист, а в каких компаниях – неважно. На рабочем месте предпочитают лидерство, а не руководство.

Они выросли в мире ярких красок и эмоций и не привыкли к монотонной, рутинной работе. В офисе они чувствуют себя неуютно. Именно поэтому все новые офисы продвинутых компаний такие яркие и необычные. В такой обстановке поколение Y чувствует себя в своей тарелке. Y трудно в конкурентной борьбе, в соцсетях кто-то выкладывает свои фото, и они постоянно сравнивают себя с другими: как у меня, лучше или хуже, и переживают.

Если для X работа – как поход на войну, где надо бросаться на амбразуру, совершать подвиги, то Y этого не понимает. Начальники X гиперответственны, поэтому им сложно принимать срывы дедлайнов от подчиненных-Y.

Пример: Родители Дани работают в крупных частных компаниях, похвала боссов для них не важна, им важнее получить признание своей работы в виде премии и оценки от значимых для них людей. Дядя Дани – журналист-фрилансер, пишет о путешествиях. Любит получать отзывы на свои статьи в соцсетях и переживает, когда начальник его не хвалит, это снижает его мотивацию. Сам Даня собирает деньги и переживает только о том, чтобы родители его не ругали.

Поколение Z пока слишком маленькие, они еще не работают, и мы не знаем точно их поведение в офисе и в команде, мотивации и карьерные цели.

Успех

Для поколения X успех – не только материальные, внешние атрибуты, но и внутреннее состояние: семья, друзья.

Для Y – желание приносить пользу.

Для Z карьерный успех в общем и целом неважен, им важнее простые удовольствия и счастье. Они не верят в светлое будущее, им вообще не хватает смыслов и мотивации для обогащения, карьеры. Единственный страх, который ими движет, – не оправдать надежд своих родителей.

В статистике миллиардеров и миллионеров поколенческая специфика прослеживается очень четко. Мы анализировали, из каких поколений больше всего вышло долларовых миллионеров. Изучали список Forbes – сотню и 400, в России и в мире. Так вот, больше всего финансово успешных людей среди Пограничников. Это те, кто родился на стыке поколений. Наше объяснение причины таких данных они изначально умеют взаимодействовать на языках нескольких поколений.

Еще одно поколение, среди которого много миллиардеров, – Беби-бумеры (бабушки и дедушки Дани). Они трудяги. Намерение быть финансово и материально успешными соответствует их ценностям, что они и воплощают в жизнь.

В целом в предпринимательство вообще идет не так много людей, а миллиардерами из них становится 1% населения. Что влияет на их появление? Определенная экосистема и среда. Нужно создавать условия для частного бизнеса, ролевые модели.

Нелюбовь к богатым – не поколенческая история, а ментальность.

Дружба

Дружба, как и любовь, не определяется поколенческими ценностями и от поколения не зависит. Это общечеловеческие понятия. Люди разных поколений могут быть одинаково успешны или совершать одни и те же ошибки. Дружба и любовь зависят от персональных мировоззренческих ценностей человека. А вот семейные сценарии и образы зависят от поколений. Любовь и дружба у каждого будет своя.

Гендерные роли

В разных поколениях гендерные роли выражены по-своему: сильнее или слабее.

Поколение Х принято подчеркивать женские и мужские гендерные роли. Это не значит, что женщины не будут стремиться стать руководителями. Просто если не выйдет, у них будут определенные ожидания – как выглядеть, как действовать, как кто должен себя вести.

Поколение Y – гендерные модели более смешанные. Посмотрите на продукцию, которую выпускают для этого поколения, – унисекс (парфюм, рубашка и «джинсы бойфренда»).

Поколение Z – здесь снова более жесткое разделение: женственные девочки и мужественные мальчики. Такое же деление товаров: игрушки и одежда мальчиков и девочек различаются даже по цвету (мальчишкам – синее, девочкам – розовое). Мальчики Z видят себя добытчиками и защитниками, девочки – мамами, заботливыми и нежными хозяйками. Поколение с детства к этому привыкнет и будет следовать такой модели во взрослом возрасте.

Общение между поколениями

Речь идет об эмпатии. Чтобы лучше понимать друг друга, нужно быть внимательнее друг к другу и больше общаться, разговаривать, слышать вторую сторону. Этого не хватает в обществе.

Как общаться...

...с Х – уважать их профессионализм, спрашивать мнение.

...с Y – их нужно хвалить, как и Z. А также создавать более позитивный мир.

...с Z – единственный способ взаимодействия: объяснять, обсуждать и приводить аргументы. Им нужен диалог и масса дополнительной информации, деталей.

...с Беби-бумерами (бабушками и дедушками Дани) нужно быть терпеливыми и выслушивать до конца. Впрочем, как и с Y (дядей Дани). Мы даже говорим с ними на разной скорости. Нужно не торопиться. Еще важно включать их в свою жизнь – личную и общественную. Для этого вместо дежурного «все нормально» регулярно рассказывайте им, что происходит. Как минимум просто будьте на связи.

Помните, что X (мамы Дани) – суперпроект Беби-бумеров, который они воспринимают как личный успех или неуспех. Для них важно, чтобы X состоялись, были успешными, поэтому так важна прозрачность и доверительность в отношениях с ними. Подключайте это поколение к своим делам, берите с собой, когда куда-то идете на выходные, для них это самое большое счастье. И советуйтесь.

Об эксперте

соавтор книги «Необыкновенный Икс» (Университет Синергия, 2016). Генеральный директор Sherpa S Pro. Основатель и координатор проекта «RuGenerations - Теория поколений в России». Сооснователь воркшопа «Инновации и кластеры: бизнес-возможности» (Бразилия). Советник вице-губернатора, министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александра Кобенко.

Иллюстрации: Нина Брусникина

Проблема “отцов” и “детей” существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах – все это приводит к конфликтам.
Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Проблема “отцов” и детей” остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
В трилогии Льва Николаевича Толстого “Детство. Отрочество. Юность” также затрагивается проблема “отцов” и “детей” Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах “Классы”, “Наталья Савишна”.
Проблема “отцов” и “детей” так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе “Телеграмма”. Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя – главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет – вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме “отцов” и “детей”. Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители – это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

(4 оценок, среднее: 4.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и,...
  2. Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными...
  3. Любовь – это прекрасное чувство, которое в жизни должен обязательно испытать каждый. Любовь дарит человеку счастье, свободу, гармонию. Проблема любви...
  4. Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека....

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Психология тесно связана с проблемой «отцов и детей», преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной.

Однако слово «поколение» многозначно. Оно обозначает:
1. генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка;
2. возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и тоже время и образующих определенный слой населения;
3. условный отрезок времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение;
4. современников-людей, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний.

В общем виде можно сказать, что чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями. Поэтому сложнее механизмы преемственности, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Взаимоотношения поколений никогда и нигде не могут быть абсолютно равными, симметричными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается и перевешивается влиянием сверстников и т. д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную, состоящую из супружеской пары и ее потомства. Отсюда - растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Раньше старый мог сказать юноше: «Ты должен слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен». Этим Мид объясняет и молодежную «контркультуру», и студенческие волнения в США.

Степень сходства и преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной морали, расхождения между родителями и детьми, старшими и младшими вообще, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирует консервативных отцов. С их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» от «чужих». Скажем в сфере музыкальных увлечений уже между 15-17-летними и 20-23-летними существуют большие различия; они ориентируются на разную музыку, а в других областях культуры их вкусы могут совпадать.

Современных подростков не без основания упрекают в том, что их эмоциональная раскованность иногда перерастает в нравственную распущенность.

Стиль детей, его цели, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения.

Из факторов социализации самым важным н влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростков оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств;напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти независимым.

Вместе с тем весьма важны социальный тон семейных взаимоотношений поколений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы на одном полюсе который стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувства своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я».

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям, поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие.

Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным эталоном поведения.

Однако, родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассника есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Но влияние родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают взаимодополнительными.

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Однако, взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано как оценивают школьники с 7 по 10 класс уровень понимания со стороны родителей, легкости общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу.

Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.

Понять скрытого человека можно только при условии уважения к нам нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Группу московских десятиклассников просили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники (И. С. Кон и В. А. Лосенков). После этого приглашенных в школу отцов и матерей также попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Подобный результат получил и французский психолог Р. Томе. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: «Что значит - оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он не самом деле». Даже добросовестно пытаясь стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно. А это серьезно затрудняет понимание детей: юношей и девушек.

В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрения доверительности общения со стороны старшеклассников, информационного содержания общения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 московских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов детей и родителей: родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и производственным трудом родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т. д.

Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85% невест и 80% женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи (с матерями соответственно - 35% и 63%). Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней юности темы - «этапы полового созревания» и «интимные отношения» - занимают последние места в разговорах с родителями.

Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше казеннее, регламентированнее становятся их взаимоотношения.

Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны.

В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Но в этой установке - источник постоянных конфликтов. И здесь особенно трудно приходится отцам. Конфликт поколений не случайно формулировался как столкновение отца и сына. Не касаясь психологической теории Эдипова комплекса, распространенность таких конфликтов можно объяснить, с одной стороны, социальными причинами (эмансипация от отцовской власти, борьба сына за право самостоятельно выбирать жизненный путь) , а с другой - психологическими (жесткость и инструментальность мужского характера, затрудняющие взаимопонимание и компромиссы).

Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных В. Д. Поповым уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» - дети, начиная с пятого класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки, последнее место - отцы. В некоторых семьях единственная форма общения отцов с детьми - совместный просмотр телепередач, после чего семья тихо отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В старом патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще невольно ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, и все остальное - благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети - появится автоматически. Возиться с детьми и разводить «нежности телячьи» - не мужское дело. Такова была господствующая установка, и, хотя, очень многие мужчины чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального тепла и интимности, это не воспринималось как социальная проблема.

Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т. д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую психологическую помощь.