Проект: «Мир домашних животных

06.08.2019

Тип проекта: информационно-практический, краткосрочный (1 день).

Целевая аудитория: дети 4-5 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность проекта: мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.

Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».

Цели проекта:

  1. Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
  2. Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
  3. Развитие интереса детей к окружающему миру.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать гуманное отношение к животным.
  2. Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
  3. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
  4. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  5. Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
  6. Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.

Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.

Продукты проекта:

  1. Изготовление альбома «Домашние животные».
  2. Создание в группе уголка «Друзья наши меньшие».
  3. Создание макета «Домик в деревне».

Таб. 1. Интеграция образовательных областей

Образовательная Организованная образовательная, самостоятельная деятельность детей
Познание - Просмотр презентации «Домашние животные».

Животные, проживающие в деревне и в городе.

Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта).

Беседа «Во что одеты животные?».

Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?».

Наблюдение за собакой на прогулке.

Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».

Работа с макетом «Домик в деревне».

Коммуникация - Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?».

Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».

Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».

Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.

Социализация - Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом».

Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.

Чтение художественной литературы - Рассматривание книг о животных.

Чтение стихов В.А.Степанов «Животный мир России».

Чтение русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран».

Чтение К.Ушинский «Спор животных», М.Пришвин «Жулька».

Выставка книг «Животные в сказках».

Загадывание загадок о домашних животных.

Чтение пословиц и поговорок о животных.

Художественное творчество - Лепка: «Кошки и собаки – наши друзья», оформление уголка группы «Наши верные друзья».

Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Совместный труд детей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне».

Музыка - Музыкальная игра «Угадай животное».

Разучивание песни «Цап-царап», муз. С.Гаврилова, сл. Р.Алдониной.

Труд - Беседа об уходе за домашними животными (как чистить клетку, кормить, необходимость ухода, независимо от своего настроения).

Дежурство в книжном уголке и уголке природы.

Здоровье - Беседа «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».

Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем мы отличаемся?» Игра «У зверей и у людей» (с мячом).

Беседы об умывании.

Бодрящая гимнастика после сна (комплекс дыхательных упражнений).

Безопасность - Беседа «Встреча с незнакомыми животными», «Позаботься о безопасности своего организма после помощи животным».
Физическая культура - Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).

Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».

Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».

Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».

Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами:

Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».

Библиотека для родителей: книги о природе, животных, статьи о воспитании доброты в детях.

Папка-передвижка «Дети и домашние животные».

Реализация проекта:

1. Утренний сбор. Мотивация выбора темы.

Цель: создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей, развитие речевой активности и мышления у детей.

Сообщение тематики проекта: «Мир домашних животных».

На одной из стен группы располагаются иллюстрации, изображающие различных животных. Воспитатель предлагает подойти детям к иллюстрациям и поиграть. Воспитатель называет животных, не предлагая никакой схемы ответа (ее устанавливают сами дети). Например: «Кошка»,- а в ответ: «Мяукает», или «Полосатая», или «Рыжая» и т.д.

После игр воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации с опорой на схему.

После, дети дежурят в уголке природы.

В заключение утреннего сбора проходит подвижная игра «Пастух и овцы».

2. Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята» .

Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей.

3. Гигиенические процедуры.

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки у детей.

Умывалочка: «Кто такая пушка» .

4. Завтрак.

Цель: настроить детей на принятие пищи; формировать знания о культуре поведения за столом.

Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: «сердитая кошка», «утиный клювик», «лошадка» .

Воспитатель: «Мы животных покормили, а теперь должны покушать сами». Повторение правил поведения за столом:

Ложкой–вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Кашу кушать надо нам!

Дети принимают пищу. После еды воспитатель всех хвалит.

5. Чтение художественной литературы. Стихи В.А. Степанова , с показом иллюстраций животных.

6. Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Айболит».

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Развивать творческое воображение.

7. Тематическое занятие. Проводилось в рамках методического пособия Т.И. Гризик «Познавательное развитие детей 4-5 лет» .

Оборудование: фигурки домашних животных (кошка, коза, собака, корова и т.д.), листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных, которые стоят на столе. Дети называют животных. Воспитатель: «А теперь поиграем, загадки отгадаем» (педагог загадывает загадки-описания, дети отгадывают (находят животных, показывают остальным) .

Дети берут фигурки животных и проходит дидактическая игра «Кто я и как я кричу?» (фото 5, дидактическая игра «Кто я и как я кричу?»)

Потом воспитатель проводит беседу-обсуждение, ставит проблемные вопросы:

Как мы бы жили без домашних животных,

Зачем человек приручил животных,

Живут в доме - значит домашние,

Зачем держать в доме животных,

Как ухаживать за домашними животными,

Какова роль домашних животных в жизни людей,

Учат ли животные и птицы своих детей,

Что мы можем дать домашним животным.

Проведение физкульт-минутки. Упражнения: «корова», «кошка».


Дети заселяют макет животными.


Воспитатель интересуется, почему они все собрались на дворе, а не ушли в лес? Потому, что эти животные живут с человеком, который заботиться о них. Их поэтому и называют – домашние животные.

Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Раздает листы бумаги и проводит игру – задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем». Работа продолжается в свободной деятельности. Готовые работы в дальнейшем выставляются в уголке «Мои верные друзья».

8. Подготовка к прогулке. Беседа «Во что одеты животные, а во что одевается человек?» Цель: совершенствовать умение быстро одеваться в определенной последовательности.

Работа в книжном уголке – выставка книг с иллюстрациями животных.

9. Прогулка. Цель: оздоровление и закаливание детей на свежем воздухе.

Подвижные игры: «Кролики». Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность .

«Наседка и цыплята». Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными и внимательными; приучать детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им .

После этого педагог организовывает самостоятельную деятельность детей на прогулке:

Игры с выносным материалом;

Катание на качелях, каруселях, «мыльные пузыри»;

Кормление птиц на участке.

10. Возвращение с прогулки, работа перед сном.

Воспитатель помогает детям раздеться.

Дети садятся за столы и проходит пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Козочка» . Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Утиный клювик», «Лошадка» .

11. Обед.

12. Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».

13. Бодрящая гимнастика после сна.

Дыхательная гимнастика. Цель: повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости и устойчивости организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы. Упражнения: «Петушок» , «Гуси летят» , «Насос» .

Закаливающие процедуры: ходьба босиком по массажной дорожке (изображаем кошку – пластические этюды).

14. Гигиенические процедуры.

15. Полдник.

16. Самостоятельная деятельность детей.

Лепка. «Кошки и собаки – наши верные друзья». Оформление в группе уголка «Друзья наши меньшие» (фигурки и рисунки детей).

Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи это следы?»

17. Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом».

18. Вечерняя прогулка.

Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться .

Дидактическая игра «У зверей и у людей» (с мячом). Сравнение человека и животного. Чем мы похожи и чем мы отличаемся?

19. Уход детей домой.

Воспитатель проводит беседы с родителями. Дети уходят домой, рассказывая родителям о том, с чем они познакомились сегодня в саду.

Подведение итогов.

В рамках проекта «Мир домашних животных» были созданы: макет «Домик в деревне», альбом «Домашние животные», дидактические игры, картотека загадок и пословиц о животных, уголок «Друзья наши меньшие».

Таким образом, ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмоционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Совместная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.

Список используемой литературы:

  1. Гризик Т.И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4-5 лет.
  2. Степанов В.А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.
  3. Синицына Е.Н. Умные загадки. – М., 1997.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
  5. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
  6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2007.
  7. Свирская Л.В. Утро радостных встреч. – М., 2010.
  8. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2010.
  9. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М., 2013.
  10. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие. – М., 2009.
  11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М.,1986.
  12. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград, 2009.
  13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.,2007.
  15. Интернет ресурсы. Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средних возрастных групп (4-5 лет). Автор: Сенченко О.В. – инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга», г. Подольск.
  16. Журнал «Дошкольное воспитание».

Проект «Домашние животные»

Участники: воспитанники старшей группы комбинируемой и компенсирующей направленности, педагоги группы, родители воспитанников.

Тип: познавательно-воспитательный.

Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя.

Пояснительная записка.

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу». Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребенка правильному общению с животными. Мягкости и не назойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.

Актуальность:

Дети с домашними животными сталкиваются с малых лет, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них, но очень важно научить детей бережному отношению к ним. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Цель: формировать представления детей о домашних животных; привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Задачи:

  • Расширить и обогатить знания детей о домашних животных, об условиях необходимых для их жизни и обитания.
  • Развивать речь, мышление, познавательный интерес, любознательность, воображение, творческие способности, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать доброе, бережное отношение к животному миру.
  • Активизировать совместную деятельность детей и родителей.

Этапы реализации проекта.

1 этап: Подготовительный:

  • Анализ предметной среды.
  • Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски и т.д.)
  • Подготовка детской литературы, дидактических и подвижных игр.
  • Изучение интернет – ресурсов
  • Создание презентаций о домашних животных.
  • Разработка сценариев мероприятий

2 этап: Основной:

Совместная деятельность педагогов с детьми.

Перспективное планирование по реализации проекта

Образовательная область

Основные цели и задачи

Тема

Социально – коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Сюжетно – дидактическая игра «Животноводы»

Цель: Развивать социальные навыки детей. Умение договариваться, сговариваться на игру, распределять роли, искать адекватные выходы из конфликтных ситуаций. Развивать умение создавать и изменять игровую среду в зависимости от замысла игры.

Формирование основ безопасности

Обсуждение ситуации «Что сначала, что потом»

Цель: Обсудить опасные ситуации и последствия после них.

Беседа «Правила поведения при общении с животными».

Цель: формировать умение действовать в опасной ситуации, навыки безопасного поведения; умение осознавать, что следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их, опасаться агрессивных действий с их стороны, и главное-необходимость ухаживать за ними.

Познавательное развитие

Ознакомление с миром природы

Беседа «Домашние животные».
Цель: уточнить знания о домашних животных; воспитывать любознательность.

Просмотр познавательных мультимедиа презентаций «Домашние животные»

Рассматривание энциклопедий «Домашние животные»

Цель: развитие познавательного интереса, любознательности.

Беседа «Животные – наши помощники» Цель: Прививать бережное отношение и любовь к домашним животным.

Тема: «Домашние животные».
Программное содержание. Закрепить названия домашних животных и их детенышей, знания об их назначении и пользе для человека. Развивать социальные навыки, умение отстаивать свое мнение. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность, уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.

Приобщение к социокультурным ценностям

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»

Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Речевое развитие

Развитие речи

Организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ.

Тема: Животные. Домашние животные. Согласование числительных один, одна с существительными в роде.
Программные задачи. Закрепить представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными
один, одна и подбирать существительные к этим числительным. Развивать словообразование названий детёнышей с суффиксами – онок, енок, ат, ят. Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Приобщение к художественной литературе

Чтение С.Г. Рогачев «Котенок».
Цель: формировать осознанное отношение к нормам морали, социально-нравственную сферу, воспитывать гуманные чувства.

Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: научить выделять и понимать юмор в произведениях писателей, сравнивать события рассказа с жизнью; повеселить детей; развить речь, память, воображение.

Чтение Нищева Н.В.

Сказка «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Цель: развитие слухового внимания, воспитание любви к домашним животным.

Отгадывание загадок о домашних животных с использованием ИКТ.

Цель: уметь внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретным животным, называть его и объяснять, как отгадывал загадку.

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность. Рисование.

Организованная образовательная деятельность.

Тема: «Усатый-полосатый».

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образ котенка.

Закреплять умение изображать животных, используя Навыки рисования кистью и красками (или восковыми мелками).

Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

Организованная образовательная деятельность.

Тема: «Кони на лугу».

Программное содержание. Учить детей создавать композицию на большом листе бумаги.

Учить рисовать лошадь, составляя изображение из составных частей: туловища-овала, выгнутой шеи с гривой, головы-овала, хвоста.

Развивать навыки рисования концом кисти и всем ворсом.

Изобразительная деятельность. Лепка.

Организованная образовательная деятельность.

Тема: «Козлик».

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибая его и разрезания стекой с двух концов(так лепятся ноги).Развивать эстетическое восприятие.

Конструктивно-модельная деятельность.

Строительная игра «Построим домик в деревне»

Цель: развить конструктивные навыки детей, смекалку, умение ориентироваться в пространстве, воображение.

Художественный труд.

Тема: «Ферма кота Матроскина»

Цель: Закреплять умения и навыки создавать в технике «оригами»: кошек, собак, свинок.

Музыкально-художественная деятельность.

Пение: «От носика до хвостика» Парцхаладзе.

Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова.

Музыкально-ритмическое упражнение «Кот – Царапка»

Цель: развивать чувство ритма, сочетать пение с движением и музыкой.

Слушание: «Голодная кошка и сытый кот» В. Солманова.

Цель: формировать умение внимательно слушать пьесу до конца, отвечать на вопросы по содержанию пьесы, упражнять в импровизации образов животных.

Физическое развитие

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Решение проблемных ситуаций «Завтракаем с Дружком».

Цель: развивать умение анализировать поступки.

Физическая культура

Утренняя гимнастика «Животные»

Цель: создать эмоционально положительный настрой; повысить активность.

Подвижные игры «Кот и мыши», «Лохматый пёс», «Овцы и волк», «Кролики»
Цель: учить чётко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; повышать двигательную активность.

Совместная деятельность педагогов с родителями:

  • Информация для родителей «Домашние животные в жизни ребенка».
  • Консультация для родителей «Почему детям необходим контакт с животными?»
  • Памятка для родителей «Если вы решили завести питомца».

Совместная деятельность родителей с детьми:

  • Беседы родителей с детьми о домашних животных.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Помощь детям в выставке рисунков.
  • Чтение художественной литературы дома.
  • Помощь в создании альбома.

3 этап: Итоговый:

Оформление альбома «Мои любимые домашние питомцы»

Выводы:

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, дети с удовольствием рассказывали о своих питомцах, делились информацией со сверстниками.

Полученные знания способствовали развитию у детей ответственности за того кого приручили.

Реализация этого проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ст-цы ТЕМИРГОЕВСКОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

« ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ »

Крупнова Татьяна Андреевна

Педагог дополнительного образования

    Актуальность проекта.

    Цель проекта.

    Задачи проекта.

    Сроки и этапы реализации.

    Проблема.

    Гипотеза.

    Аннотация проекта.

    Вопросы проекта.

    Дидактические материалы проекта.

    Описание проекта.

    Литература.

Актуальность проекта.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А.Сухомлинский)

В настоящее время в деревне, не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в доме и во дворе. Проект позволяет расширить представления детей о домашних животных (кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, хомяк, корова, теленок, индюк) и правилах ухода за ними.

Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.

Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: кошка мяукает у миски - голодная, затаилась - охотится.

Цель:

Обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных, проживающих в доме и во дворе, знакомить детей с домашними животными, их связью со средой обитания, осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.

Задачи проекта:

1. Формировать представление о домашних животных, их среде обитания, взаимодействия с человеком, приносимой пользе, расширить кругозор детей.

2. развивать свободное общение со взрослыми и детьми, эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках.

3. воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Сроки и этапы реализации проекта:

Познавательный проект «Домашние животные» является краткосрочным. Сроки: 1 неделя.

Этапы:

1 этап – подготовительный – Понедельник.

2 этап – практический (исследовательский) – Вторник.

3 этап – практический (творческий) – Среда, четверг.

4 этап – обобщающий – Пятница.

Проблема: Слабые знания детей о домашних животных, закреплять навыки построения простых не распространённых предложений.

Гипотеза: ребята, узнав о необходимости и пользе домашних животных, будут бережно к ним относиться.

Аннотация проекта.

Проект поможет расширить знания детей о домашних животных сельской местности. Дети научаться заботиться, беречь животных, живущих рядом с человеком.

Вопросы проекта:

Какие домашние животные живут в Краснодарском крае? Какую пользу приносят домашние животные? Как ухаживать за домашними животными в разные времена года?

Дидактические материалы проекта: рисунки домашних животных, фотографии, презентация «Мир домашних животных».

Мини-альбом: «Домашние животные»:

Лошадь. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе.Польза.

Корова. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе.Польза.

Осел. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе. Польза.

Коза. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе. Польза.

Баран. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе.Польза.

Свинья. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе.Польза.

Кролики. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе.Польза.

Собака. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе.Польза.

Кошка. Среда обитания и образ жизни. Проживание во дворе.Польза.

Презентация «Мир домашних животных».

Выставка рисунков о домашних животных.

Сборник стихов и загадок о домашних животных.

Светлана Кудряшова
Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект

«Домашние животные » .

Губаха, 2015 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта «Домашние животные » .

Тип Педагогический , информационный.

Целевая группа Дети I младшей группы, родители.

Участники Кудряшова С. В. – воспитатель

Никитина Н. А. – воспитатель

Докукина М. Н. – музыкальный руководитель

Масштаб Краткосрочный – 2 месяца

Основания для разработки. Проблема. Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка.

Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания.

Но не может быть добрым человек, который не любит животных , который никогда не проявил о них заботу.

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами , взрослые развивают в нем чуткость, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Учитывая данные факторы развития бережного отношения к домашним животным , мы выявили, что дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и

жилищах домашних животных . Дети не владеют обобщающим понятием - домашние животные .

Цель Формирование умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни животных (собака, кошка, корова, коза, гусь, курица, воспитывать любовь к животному миру .

Задачи Для детей

Образовательные задачи :

1. Формировать у детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову

2. Обогащать представления детей о животных , о характерных признаках домашних животных , образе жизни.

3. Учить называть детёнышей животных

животного от детёныша ;

4. Формировать умения согласовывать музыку с движением, перевоплощаться, имитировать внешние повадки животных .

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать вежливость в обращении с партнёрами по игре и танцу.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и ласковое отношение к животным .

Развивающие задачи :

1. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.

2. Закрепить умение детей сравнивать, находить сходство и различие домашних животных (Кошка – котёнок, собака – щенок, петушок, курочка – цыплёнок, корова – телёнок).

3. Закреплять умения вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, музыкой.

Для родителей

1. Содействовать повышению педагогической домашних животных

2. Привлекать родителей к обогащению содержания развивающей среды в группе по теме «Домашние животные » и формированию у детей интереса к самостоятельной деятельности в условиях развивающей предметно-пространственной среды.

Стратегия реализации проекта

I этап, подготовительный

В познавательном развитии

Подбор иллюстрированного материала по теме : «Домашние животные »

Подбор дидактических игр и пособий.

домашних животных . Обсуждение проекта с родителями , выяснение возможности средств, необходимых для реализации проекта , определение содержания деятельности всех участников проекта .

Анкетирование «Домашние животные в семье » (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Разработать памятку «Животные - наши друзья » . Кудряшова С. В.

Никитина Н. А.

Подготовка к игре - занятию «Курочка – Рябушка»

Подготовка к показу сказки – оперы «Цыплёнок»

Подбор картинок с изображением домашних животных для фланелеграфа .

Найти, соответствующие заданной теме, раскраски для детей в интернет - ресурсах.

Привлечь к изготовлению картинок с изображением домашних животных для книжки-самоделки.

Изготовление из бросового материала аппликации с изображением домашнего животного (в дальнейшем книжка – самоделка)

Подбор музыкального репертуара. Докукина М. Н. Март

В речевом развитии

Подборка дидактических игр и пособий.

Подбор художественной литературы (сказок, рассказов, стихов)

Анализ речевого развития.

Акция «Подари книгу детям» . Привлечь к созданию детской библиотеки «Наши верные друзья» Кудряшова С. В.

Никитина Н. А.

II этап, основной

С детьми С родителями Ответств. Сроки

В познавательном развитии

Беседы, рассматривание по иллюстрациям с изображением домашних животных

Оформление фото выставки : «Я и мои домашние питомцы »

Дидактическая игра :

«Чей малыш» ,

лото – «Домашние животные » .

Разрезные картинки.

Дидактическое пано :

«А у нас на дворе»

Составление макета «Скотный двор»

Игры – занятия по ознакомлению с окружающим «Домашние животные » , «Курочка – Рябушка»

Подготовить и принести фотографии к фотовыставке : «Я и мои домашние питомцы »

Привлечь к изготовлению макета «Скотный двор»

Консультации :

- «Любимое животное - игрушка вашего ребёнка» ,

- «Поиграйте с ребёнком дома »

Кудряшова С. В.

Никитина Н. А.

Март - апрель

В художественно – эстетическом развитии

Использование раскрасок.

Игры – занятия :

По лепке «Зёрнышки для курочки» , «миска для собачки» .

По конструированию «Загородка для домашних животных » , Дорожка для кошечки».

Предложить найти и распечатать раскраски детям с изображением домашних животных .

Предложить послушать музыкальные произведения :

«Курица» - клавесин Ж. Рано,

«Игра в лошадки» П. Чайковский

Прослушивание детских песенок, музыка с мамой Е. С. Железнова.

Кудряшова С. В.

Никитина Н. А.

Докукина М. Н.

Март - апрель

В речевом развитии

Показ сказки - оперы : «Цыплёнок»

Чтение сказок, потешек, отгадывание загадок

Прослушивание детских песенок, потешек в аудиозаписи.

Пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика

Артикулярная гимнастика

Изготовить костюмы к сказке «Цыплёнок»

Докукина М. Н

Март - апрель

III этап, заключительный

С детьми С родителями Ответств. Сроки

В познавательном развитии

Рассматривание альбома с фотографиями «Я и мои питомцы»

Рассматривание групповой книжки – самоделки «А у нас на дворе»

Анализ уровня представления детей о домашних животных . Никитина Н. А.

Кудряшова С. В. Апрель

В речевом развитии

Составление рассказов по страницам книжки-самоделки : «А у нас во дворе» , альбома с фотографиями : «Я и мои питомцы»

Анализ речевого развития детей. Открытый показ игры - занятия «Курочка – Рябушка»

Кудряшова С. В.

Никитина Н. А. Докукина М. Н.

В художественно – эстетическом развитии

«Цыплёнок» Открытый показ сказки - оперы «Цыплёнок» Кудряшова С. В.

Никитина Н. А. Докукина М. Н.

Ожидаемые результаты для детей :

Обогатили представления детей о животных , о характерных признаках домашних животных , образе жизни.

Научились называть детёнышей животных , замечать отличительные особенности взрослого

животного от детёныша . Дети научились выполнять движения под музыку. Развивали речь, мышление, любознательность, воображение, обогатили словарный запас.

Ожидаемые результаты для родителей :

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обогащения представлений детей о домашних животных , их характерных особенностях и образе жизни.

Показ сказки-оперы «Цыплёнок» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Показ игры - занятия «Курочка – Рябушка» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Ресурсная база проекта :

1. Программно – методические ресурсы :

Сборник статей «Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ» - Пермь 2007г.

Серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет»

Полная хрестоматия для дошкольников. С методическими подсказками для педагогов и родителей . Стр. 703.

Картушина М. Ю «Музыкальные сказки о зверятах» - Москва 2009г.

Петрова В. А. «Музыка – малышам» - Москва 2001г.

- «Музыкальные минутки для малышей» - выпуск 3 – Санкт – Петербург 2006г.

2. Материально – технические ресурсы :

Интернет - ресурсы (картинки с изображением домашних животных и их детёнышей , раскраски для малышей (собачка, кошка, курочка, петушок, цыплёнок, корова, телёнок)

Книжка - самоделка «А у нас на дворе»

- Альбом с фотографиями : «Я и мои питомцы»

-Дидактическая игра : «Чей малыш?»

- Дидактическое лото : «Домашние животные »

Разрезные картинки с изображением домашних животных .

Возможные риски :

1. Родители не активно участвуют в педагогическом процессе .

2. Развивающая предметно – пространственная среда не достаточно способствуют формированию представлений детей о домашних животных .

Способы преодоления рисков :

1. Использование активных форм в участии родителей в педагогическом процессе (анкетирование, мастер – класс по изготовлению аппликации из бросового материала, беседы.)

2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды за счёт воспитателей и участие родителей в изготовлении альбомов и в фото выставки.

Результаты внедрения проекта :

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод.

Тема проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности.

Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родитель . Родители приняли активное участие в проектной деятельности .

Дальнейшее развитие проекта :

1. Спланировать новый проект для дальнейшей работы : «Дикие животные »

2. Пополнять групповую библиотеку новыми книгами.

3. Продолжать работу с бросовым материалом, изготовлять аппликации на тему : «Дикие животные »

4. Пополнять развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для родителей

Уважаемые родители просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью получения информации о домашних животных , живущих в ваших семьях.

1. Есть ли у Вас дома домашние животные ?___

2. Если нет, то почему?___

3. Принимают ли участие в уходе за домашними животными дома ваши дети ?___

4. Нравится ли им заниматься этим?___

5. Каких животных вы предпочитаете держать у себя дома ?___

6. Подкармливаете ли Вы бездомных животных на улице ?___

7. Можете ли Вы взять домой бездомное животное с улицы ?___

Макет «Скотный двор»

Книжка - самоделка «А у нас на дворе»

Альбом с фотографиями : «Я и мои питомцы»

Дидактическое пано : «А у нас на дворе»

Фотоотчёт

Игра – занятие «Курочка – Рябушка»

Фотоотчёт

Сказка – опера «Цыплёнок»

воспитатели ГБОУ "Школа №283" СП № 4 г. Москва

Городское бюджетное образовательное учреждение города Москвы «ШКОЛА № 283» Структурное подразделение № 4

ВИД ПРОЕКТА: Детско – родительский, краткосрочный

ГРУППА: Старшая группа № 12

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: февраль 2016

Участники проекта: дети старшей группы № 12, родители воспитанников, воспитатели Куркова Г.В., Орлова И.С.

Итоговые мероприятия: Оформление мини-музея «Наши домашние питомцы»

Фотогазета «Наши питомцы»

Детско-родительские презентации о домашних питомцах.

Досуг «Животные рядом с нами» .

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное
  • Художественно-эстетическое
  • Физическое

Актуальность

Трудно представить нашу жизнь без собак, кошек, хомяков, черепах, попугаев, рыбок, словом, без домашних питомцев. Мы привыкли к четвероногим друзьям. Они живут рядом, отдают нам свою привязанность, тепло, ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме – важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми.

Верно отметил Чак Паланик: «Человечность определяется не потому, как мы общаемся с людьми, а по тому, как ведем себя с животными» .

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Привлечь внимание детей к миру домашних питомцев, учить систематизировать получаемую информацию, отражая личное отношение, способствовать позитивному развитию детско-родительских отношений.

ЗАДАЧИ:

  1. Уточнить, расширить представления детей о домашних питомцах, их внешнем виде, разнообразии, образе жизни, особенностях поведения, питании, содержании, роли и пользе в жизни человека, учить применять их.
  2. Воспитывать гуманное отношение к животным.
  3. Развивать речь, обогащать словарный запас, наблюдательность, любознательность, умение видеть

красоту животного мира, творческие способности, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.

4. Учить соблюдать правила безопасного поведения при общении с животными, формировать осознанное и ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.

5. Обогащать опыт отражения знаний, впечатлений в различных видах деятельности (игровой, трудовой, художественно-эстетической и др.) .

Реализация проекта велась поэтапно

I этап – подготовительный

1. Сформулированы проблемные вопросы, их изучение и обсуждение: («Что хотим узнать?» )

Зачем нужны домашние питомцы?

Почему собаки кусаются?

Зачем человек приручил животных?

Почему у животных разные хвосты?

Почему у кошки на лапках мягкие подушечки?

Как ухаживать за домашними питомцами?

2. Учебные вопросы:

Каких животных можно держать дома?

Какова роль домашних питомцев в жизни людей?

Что мы можем дать домашним питомцам?

3. Сформулированы интересующие вопросы

(интервьюирование детей см. приложение)

4. Разработка плана и содержание мероприятий:

Подборка художественной литературы, произведений фольклора:

«Первая охота» В. Бианки, «Кошка, гулявшая сама по себе» Р. Киплинг, «Кто сказал «мяу» ?» В. Сутеев, «Про кошку» В. Приходько, «Котенок» В. Берестов, «Спор животных» К. Ушинский, «Щенок» И. Логерев.

Сказки: «Кот – серый лоб, козел да баран» , «Кот, петух и лиса» .

Потешки: «Наши уточки с утра» , «Кошкин дом» .

Считалки: «Кто как считает?» М. Карем, «Шла коза по мостику» .

Загадки о домашних питомцах.

Подборка игр на тему «Домашние питомцы» :

Дидактические игры: «Я знаю 5 названий домашних питомцев» , «Кто у кого?» , «Кто чем питается?» , «Чего не хватает?» , «Закончи предложение» .

Пазлы: «Кошки» , «Собаки» , «Детеныши» .

Подвижные игры: «Мыши и кот» , «Кто сказал «мяу» ?», «Мышеловка» .

Конструктивные игры: «Будка для собаки» .

Образные упражнения: «Кто я, угадай?» .

Подборка пособий и игрового материала (фигурки животных, иллюстрации, наборы открыток и др.) .

Определение источников информации (энциклопедии, справочники, познавательная литература) .

Работа с родителями:

Адресное объявление о начале проекта (См. приложение) .

Мини-анкета «Есть ли в семье домашние животные? Какие?»

(См. приложение)

Цель: выяснить, сколько семей в группе имеет домашних животных, какие наиболее популярные в семьях, отношение детей к животным.

II этап – основной

Рассматривание детьми открыток, картинок, энциклопедического материала «В мире кошек» , «Четвероногий друг» , «Домашние животные» .

Чтение с детьми художественной литературы, фольклора

Организация сюжетно-ролевой игры «Семья» (сюжет «На приеме у ветеринара» ) .

Проведение дидактических игр «Кто чем питается?» , «Кто у кого?»

Физминутки «Кошка» , «Котик» Образные игры – упражнения «Угадай, кто я?» Подвижные игры «Мыши и кот» , «Щенок»

Образовательная деятельность

Беседы с детьми: «Домашние питомцы» .

Цель: обогатить знания детей о домашних питомцах, их образе жизни, роли в жизни людей.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» .

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к домашним питомцам, чувство ответственности.

«Правила безопасности» .

Цель: учить детей правилам собственной безопасности при обращении с Животными.

«Они такие разные…» .Цель: пополнить знания детей о домашних животных на примере кошки и собаки (их содержание, уход, разнообразие пород) .

«Наш друг – собака» .Цель: рассказать детям о роли собак в жизни человека.

«Мой ласковый и нежный зверь» .Цель: расширить знания детей о кошках, развивать познавательный интерес.

Рассказы детей из личного опыта на тему . Цель: обобщить знания детей о домашних питомцах, активизировать словарный запас.

«Разгадай загадку и найди отгадку» . Отгадывание загадок о домашних животных.

Работа в творческой мастерской. - Оригами «Кошка» , «Собака» , «Рыбка» .Цель: учить детей передавать конструктивным способом домашних, питомцев, развивать фантазию, эстетический вкус.

Рисование «Усатый –полосатый» .

Цель: учить детей передавать образ литературного героя.

Работа с родителями - Совместное творчество с детьми «Мой домашний четвероногий друг» . - Консультации «Четвероногие терапевты» , «Мама, а я хочу собачку!» , - «Если ребенок проявляет жестокость к животным» .

III этап - заключительный

Оформление мини-музея в группе «Наши домашние питомцы» .

Цель: обогатить знания детей о домашних питомцах, их роли в жизни людей, показать детям, родителям свои работы за весь период реализации проекта.

Презентация мини-музея «Наши домашние питомцы» для родителей.

Цель: укрепление детско-родительских отношений.

Выпуск фотогазеты «Домашние питомцы» .Цель: показать и рассказать товарищам и родителям о своих домашних питомцах, воспитывать любовь к животным. - Выставка детских работ «Мой четвероногий друг» .

Досуг «Животные рядом с нами» .Цель: закрепление знаний о домашних питомцах, активное привлечениеродителей к жизни группы.Создание семейных детско-родительских проектов «Наши питомцы» .

Презентация проекта «Наши домашние питомцы» . Цель: обобщение опыта работы по данной теме.

Предполагаемый результат В результате проекта «Наши домашние питомцы» у детей обогатятся и пополнятся знания о домашних питомцах, их значении в жизни человека.Родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения кживотным. Проект будет способствовать укреплению детско-родительскихотношений.

Данный проект открыл детям и родителям удивительный мир домашних животных. Он способствовал размышлению о взаимоотношениях людей и животных, помог ответить на вопросы «Какое место в нашей жизни занимают домашние питомцы?» , «Что они приносят в нашу жизнь?» , «Что мы можем им дать?» .

Проект пополнил знания детей об особенностях домашних питомцев, их роли в жизни человека, подчеркнул необходимость гуманного отношения к животным.

Проект помог узнать, сколько семей в группе имеет домашних животных (13 семей из 15) , какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях (кошки-6 семей) , что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо.

Созданный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из разных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение.

Таким образом, благодаря проделанной работе, у детей развился устойчивый интерес к домашним питомцам, закрепились и улучшились их знания по данной теме, отметилось активное включение родителей в педагогический процесс, позитивные детско-родительские отношения.

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004.
  2. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2008.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003.
  4. Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006.
  5. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. Дошкольное образование, № 6, 2008.
  6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М., 2002.7. Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. № 5, 2007.

Приложения

Дорогие мамы и папы!

Наши дети решили начать новый проект «Домашние питомцы» и узнать как можно больше о кошках, собаках, других домашних животных.

Для этого у нас в группе есть книга «Домашние животные» , пазлы «Кошки» , «Собаки» , фигурки животных.

Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о наших любимцах, их повадках, играх, пользе:

  • Энциклопедии,
  • Картинки из журналов и сами журналы,
  • Фотографии домашних животных,
  • Мелкие игрушки животных,
  • Баночки, коробочки кормов животных и прочие мелочи,
  • Поделки, рисунки.

Мы надеемся на вас!