Развитие речи в средней группе зима. Занятие по развитию речи на тему «Зима. Конспект занятия по развитию речи в средней группе

01.03.2019

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: «Зимушка-зима»

Программное содержание :

Познавательное развитие : Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы. Закреплять знания о зимующих птицах

Речевое развитие : Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных слов. Закрепить умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов. Составлять предложение, распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу(игра «Доскажи словечко»). Упражнять детей в произнесении звука с и в подборе слов, начинающихся на этот звук.

Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

Безопасность: Закрепить правила поведения и безопасности на улице в зимний период

Здоровье : Развивать мелкую моторику рук; упражнять в длительном, плавном выдохе.

Художественно-эстетическое развитие . Рисование: Упражнять в рисовании снеговиков.

Физическая культура : Учить соотносить движения со словами текста.

Оборудование:

Волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы; альбомные листы и фломастеры.

Ход занятия

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима) .

А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом)

Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Ребенок читает стихотворение о зиме

Зима

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает,ложится..

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы

И зима настала.

И. Суриков

Ребята, зима (какая?) – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из вас любит зиму? Почему? (можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Зимой на улице тепло или холодно?(холодно). Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.

Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем …(брюки, штаны, теплые джинсы),потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите, пошел снежок!

Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки

Потягивания – руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ходьба на месте, колени высоко поднимать

Прыжки на месте

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте

Дети садятся

А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте назовем их! (Выставляются по очереди иллюстрации называемых воспитателем «помощников»)

А вот и первая ее подружка – сосулька .

Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот и отвечает.

Дидактическая игра «Подберите признаки » (до кого дотронется палочка, тот и отвечает) .

Сосулька (какая?) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

- А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Мы с тобой снежок лепили:

Круглый, сладкий, и совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -

Дидактическая игра «Что бывает круглым» (дети называют круглые предметы)

Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем. Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно ласково сказать?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Снеговик – снеговичок

Снежинка-снежиночка

Лед – ледок

Ветер-ветерок

Елка-елочка

Дерево- деревце

Мороз-морозец

Шапка-шапочка

Шуба-шубка

Зима-зимушка

- А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет друзей; может, на день рождение не получила подарок) .

Давайте ее развеселим.

Как же ее развеселить? Давайте расскажем стихотворение о снежинке.

Ребенок читает стихотворение

Белая, узорная, звездочка-малютка

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покрутилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Ребята, какая снежинка?

(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной.

А может, с ней поиграть (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать) .

Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.

- А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.(корзинка со снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт

(сосулька)

2. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

3. Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось

(снег)

4. Без рук рисует, без зубов кусает

(мороз)

5 Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зима)

7 Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали

(снежинки)

Снеговику скучно одному, давайте, нарисуем ему друзей.

Нарисуй снеговика

Дети делятся на две команды встают друг за другом. Задача команд – нарисовать снеговика. Каждый игрок рисует одну деталь.

Нарисованных снеговиков размещают рядом со снеговиком-помощником.

Воспитатель Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок, сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с ). Произнесем еще раз вместе – сснежок, сссоссулька, сснежинка, сснеговик. А в каких зимних словах тоже есть звук с? (снегирь, сугроб, синица, снегурочка, снегопад, санки).

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию: Ребята, посмотрите, Зима прислала нам письмо, но она все напутала, чтобы проверить нас, все ли мы о ней знаем. (Игра «Бывает – не бывает»)

Письмо:

Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на лодках по реке, купаются в море и загорают. Зимой птицам легко добыть себе корм. Люди ходят без шапок и варежек.Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!( Дети исправляют неточности в тексте).

Ребята, молодцы. Зимушке-зиме очень понравились ваши ответы и она прислала вам свои подарки - сосульки, но только съедобные и сладкие. Угощайтесь.(детям раздаются сосульки «Чупа-чупс»).

1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).

2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).

3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Путешествие в зимний лес» (формирование грамматического строя речи).

4. Тема: «Дикие животные» (формирование грамматического строя речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия занятий по развитию речи детей

в средней группе детского сада

1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).

2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).

3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Путешествие в зимний лес» (формирование грамматического строя речи).

4. Тема: «Дикие животные» (формирование грамматического строя речи).

Тема: «Описание зимней одежды».

Программное содержание.

Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение. Расширять словарный запас за счет образования относительных прилагательных,

Умения согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе, названий частей знакомых предметов.

Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.

Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.

Развивающая среда: предметные картинки с изображением зимней одежды, силуэтные картинки, предметы зимней одежды, куклы Таня и Ваня, снежки, снежинки.

Ход занятия.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Снег на крыши лег.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это зима?

(потому что все покрыто снегом и на речке лед).

А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замерзнуть? (надевают теплую одежду)

Массаж рук и ног (согласование речи с движениями).

Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку)

Варежки (от пальцев к запястью)

И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх).

Шубку теплую наденем (имитация движений)

И пойдем гулять скорее.

Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.

Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.

Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, валенки.

Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.

Наши куклы Таня и Ваня собираются на прогулку, а мы будем им помогать. Какие вещи им надеть, чтобы они не замерзли? (Рейтузы, кофточку, шапку, шарф, шубу, куртку, варежки, валенки)

Из набора одежды для кукол дети выбирают необходимые вещи и кладут перед куклами. Воспитатель спрашивает: « Что это? (куртка, пуховик) Какого цвета? Куртка какая? (теплая, зимняя, меховая) Что есть у куртки и пуховика? (капюшон, рукава, карманы, кнопки) Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы ветер не задувал под одежду) Про что скажем пушистый, меховой, мягкий? и т.д.

Физкультминутка.

«Игра в снежки»

На полу рассыпаны «снежки» из поролона или ваты.

Много снега намело Дети врассыпную ходят по группе.

Белою зимою,

Будем мы в снежки играть

Во дворе с тобою.

Лепим, лепим мы снежки, Поднимают «снежок» и «лепят» его,

В ручках их катаем, перекладывая из руки в руку.

А потом прицелимся - Поднимают снежок вверх.

Метко их бросаем. На последнем слове бросают.

Дети поднимают снежки с пола и

Бросают друг в друга.

Упражнение «Летят снежинки» (выработка длительного, плавного выдоха)

Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на снежинки.

Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?

Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т.д.

Игра “Дорисуй” - закрепление новых слов.

Воспитатель. У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их. Художник забыл нарисовать кое-какие детали. Дорисуйте их.

Тема: «Зимние забавы».

Программное содержание . Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов-миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Учить детей отгадывать загадки, подбирать сравнительные обороты к отгадке, выполнять творческое задание педагога.

Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивающая среда: картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети лепят снеговика, дети играют в снежки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с зимним пейзажем, ответить на вопросы:

Какое время года на картине?

По какому признак вы догадались, что это зима? (Снег).

Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).

Назовите снег ласково. (Снежок).

Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Сугроб).

А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).

Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).

Какой праздник бывает зимой? (Новый год).

А вам нравится этот праздник? Чем? (Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т.д.)

За что вы еще любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима – самое интересное и веселое из всех времен года.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки:

Мальчик катается на лыжах;

Девочка катается на коньках;

Дети лепят снеговика;

Дети играют в снежки.

Примерные вопросы:

Кого видим на картине?

Что делает этот персонаж?

Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки)?

В чем одеты дети? Почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?

Затем воспитатель предлагает детям составить короткие рассказы по каждой из картинок.

Образец рассказа

На картине изображен мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего

это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в легкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться.

Физкультминутка.

«Зимние забавы».

Лыжи надеваем мы Дети идут друг за другом ,

И идем кататься. Подражая движениям лыжников .

Посмотри-ка, как на них

Можно быстро мчаться.

Санки с горки ледяной Разбиваются на пары. Один ребенок

Быстро мчатся сами. Встает впереди, другой сзади. Дети

Впереди большой сугроб - берутся за руки и бегут друг за другом .

Бах! – застряли сани. Останавливаются и приседают .

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Старик-шутник на улице стоять не велит,

За нос домой тянет. (Дед Мороз)

Одеяло белое не руками сделано.-

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенку поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло –

Скользко, весело, светло. (Лед)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

Но для ребят всех лучше я! (Ёлка новогодняя)

Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду,

Только не карандашами,

А блестящими … (Коньками)

Вышли дети погулять.

Стали дети снег катать.

Угольки, морковка, ком –

Стало всё … (Снеговиком)

Дети отгадывают загадки, воспитатель вместе с ними анализирует их ответы: почему они считают так, а не иначе.

Воспитатель дает детям творческие задания при отгадывании загадок: с чем сравнивается варежка, лед, снег, лыжи и т.д.

Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (согласование речи с движениями)

Мы лепили снежный ком Имитация движений

Ушки сделали потом показ Показать ушки

И как раз вместо глаз Указательными пальцами касаться

Угольки нашлись у нас . уголки глаз

Зайчик вышел, как живой! Поджать руки к груди, кисти опущены

Он с хвостом и головой! Показать хвост, потом обе руки

Положить на голову

За усы не тяни – Погрозить пальцем

Из соломинки они!

Длинные, блестящие Развести руки от носа в стороны

Точно настоящие! Покачать головой

Воспитатель. Послушайте слова: ссснег, ссснежинка, ссснежок, ссснеговик. Какой звук слышится в этих словах? Какие еще есть слова со звуком с? (Снегурочка, сосулька, санки, снегирь, синичка.) Звук с есть в слове лес. Лес, лес…ной, лес…ок, лес…ник, старичок-лес…овичок.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

И ознакомлению с художественной литературой

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Программное содержание. Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

Учить детей выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.

Учить детей конструировать фразы по речевому образцу. Учить обосновывать свое желание. Воспитывать в ребенке чувство ответственности за свои поступки.

Развивающая среда: картина с изображением зимнего пейзажа, Дед Мороз – игрушка.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям картину с изображением зимнего пейзажа и предлагает им отправиться в зимний лес на воображаемую прогулку.

Как тихо вокруг… Постаралась волшебница-зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников .

Заснул лес. Не слышно пения птиц, только иногда осыплется снег с еловой лапы – это белка хлопочет, достает свои зимние запасы да лакомится ими, да зайчишка выскочит из-за куста и оставит свои запутанные следы на снегу, удирая от плутовки лисы да от голодного волка.

Вот следы зайчишки – передние лапки маленькие, задние большие. А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы поживиться.

А вот следы лисицы. Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки-полевки и разрыла ее. Наверное, ей удалось пообедать.

А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Спит медведь сладко. Но никто не решается его потревожить…

Вопросы воспитателя:

Кого вы встретили в зимнем лесу? (ответы детей).

Какие следы у зайца?

Почему задние лапы у него длиннее?

Как заяц запутывает следы?

Зачем лисица разрыла снег?

Как выглядит снаружи медвежья берлога?

Почему над ней поднимается пар?

Лексико-грамматическое упражнения «Побери признаки», «Подбери действия».

Снег – идет, падает, кружится, летит, скрипит…

Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…

Снег – белый, пушистый, мягкий, чистый…

Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…

Воспитатель предлагает детям пофантазировать, загадать желание или высказать свое пожелание: «Что бы тебе хотелось получить в подарок от Деда Мороза?» ответы детей по образцу воспитателя.

Речевой образец: «Мне бы очень хотелось получить в подарок от Деда Мороза…». Учить обосновывать свое желание: хватит ли у Дедушки денег на очень дорогой подарок, заслужил ли ребенок этот подарок, как он себя вел, чем помогал маме и т.д.

Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку»

Мы повесили игрушки Хлопают в ладоши.

От подставки Опускают руки вниз ,

До макушки: поднимают их вверх .

Шарики цветные, Соединяют пальцы рук, показывая шарик.

Рыбки золотые , Прижимают ладошки друг к другу

И покачивают ими.

Золотые петушки , Приставляют прижатые друг к другу

Ладони к голове («гребень петуха»).

Разноцветные флажки Поднимают руки и размахивают ладошками

Громко хлопнула хлопушка - Разводят руки в стороны.

Бах! Хлопают в ладоши.

Зазвенели все игрушки - Встряхивают кистями рук.

Ах-ах! Прижимают ладони к щекам и

Покачивают головой.

Тема: «Дикие животные».

Программное содержание : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам.

Упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под . Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

Развивающая среда : ребенок в костюме Буратино, запись песни «Буратино», опорные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей, игрушки - зайчата, медвежата, лисята, волчата, бельчата, игра «Что делает мишка?», картинки жилья животных, магнитная доска.

Ход занятия:

Приветствие гостей «Улыбка»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.

Буратино. Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?

1 задание: «Отгадай загадку»

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

Какие у зайца уши? (Длинные уши)

Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

У зайца мягкая теплая шкурка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

Какие у белки уши? (Короткие уши)

Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

Шкурка у белки теплая, мягкая.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под волчий вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

Какой хвост? (Короткий хвост)

Я, сознаюсь виновата:

Я хитра и плутовата

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (Лиса)

Какие уши у лисы? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Какие уши у волка? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный хвост)

Вос-ль: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)

Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)

2 задание: «Кто где спрятался?»

Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна; кто где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).

Физминутка: «Буратино»

Вос-ль: Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте с ним вместе.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

3 задание «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.

Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

Игра «Зайка» (с движениями )

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

5 задание «Что делает мишка?»

Детям раздаются карточки, где медведь выполняет разные действия. (Дети называют действия: медведь – идет, сидит и т.д.)

Вос-ль: Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему выполнить задания) А мы справились с заданиями? (Справились)

А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.

Буратино . Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.

Воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть в игру «Похвалялись звери ».

Просит каждого подумать, кем он хочет быть: белочкой, зайцем, волком, медведем или лисой. Приглашает к себе ребенка, и игра начинается.

Я – медведь, - говорит воспитатель.

А я – волк, - отвечает ребенок.

У меня шуба коричневая.

А у меня серая.

У меня уши круглые.

А у меня острые.


Конспект НОД в средней группе по развитию речи по тему «Зимушка-зима»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

Расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме.

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию, отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов;

Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

Развивать воображение, мышление и зрительное внимание, память

Развивать общую моторику.

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: конверт, картина, снежинки, макет дерева, Совунья, сосулька, снежный комок из ваты, обезьянка Чича.

Ход занятия.

В.: Сегодня я пришла в детский сад раньше всех вас ребята и меня уже поджидала наша обезьянка Чича. Она мне рассказала, что ей приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу сон Чичи, а вы помогите разгадать его.

В.: Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Укутывает деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие белые завалы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? Кто приснился Чичи? (Зима ) .

В.: А точно это зима ? А может, это осень? (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом, покрывает реки льдом) .

В.: Спасибо, что помогли Чиче и мне разобраться в этом сне. А почему Чича не смогла сама разгадать свой сон? (не видела зимы, жила в Африке)

В.: Да, обезьянки живут в Африке и не знают ничего о зиме. Расскажем Чиче о зиме?

В.: Чича и вы ребята, послушайте стихотворение:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Стали дни короче солнце светит мало, вот пришли морозы и зима настала.

В.: О каких зимних приметах говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

В.: Действительно, зимой и солнышко светит мало, и морозно, и быстро темнеет, но всё же зима – замечательное время года.

В.: Смотрите, наша Совунья приготовила для нас письмо. Какой большой конверт! Что же в нём может лежать?

В.: Посмотрите, что это такое? (картина)

Рассматривание картины

В.: Кто нарисован на этой картине? (На картине нарисованы дети)

В.: Где дети находятся? (Дети вышли на прогулку)

В.: Какое время года на картине? (На картине время года –зима)

В.: Почему вы так думаете? (везде лежит снег)

В.: Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мокрый)

В.: Что делает мальчик? (Мальчик держит лопату, лепил снеговика)

В.: С кем пришёл мальчик на прогулку? (Мальчик пришёл с мамой)

В.: Что делает мама? (Помогает мальчику)

В.: Как она помогает? (Закрепляет метлу у снеговика)

В.: А что есть у девочка в синей курточке? (У девочки в синей курточке есть санки)

В.: Молодцы, внимательно все рассмотрели!

Физкультурная минутка:

Здравствуй зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый, (встаем, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки (имитируем движение лыжников и конькобежцев)

И на елке огоньки!!! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Дидактическая игра «Подберите признаки»

В.: А в конверте, ещё что то лежит. Отгадаете загадку и узнаете.

Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз. (сосулька)

В.: Сосулька какая? (длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая)

В.: С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые...(снежинки )

В.: Снежинки какая? (красивая, легкая, резная, пушистая, белая, блестящая, холодная, нежная)

В.: Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок;
Не успеешь отклониться –
Полетит в тебя? (снежок)

В.: Снежок какой? (круглый, белый, холодный)

В.: Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть наше дерево от холода снежными словами. Я вам буду читать стихотворение, а вы помогайте, добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать наше дерево. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок –все снижается… (снежок).

Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

(воспитатель читает стих-ие и вместе с детьми вывешивает на дерево снежинки)

В.: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали дерево.

(Дети повторяют еще раз слова, а воспитатель переворачивает снежинки на дереве, на них изображены снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снег).

В.: снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снег. Что мы можем сказать о этих словах? (звучат одинаково)

В.: А как ещё можно сказать о таких словах? (слова-родственники)

В.: От какого слова получились у нас эти слова-родственники? (слова снег )

В.: Ребята, мы все рассказали Чиче о зиме? Какая у нас получилась зима? (холодная, долгая, морозная, снежная, красивая, ветреная).

В.: А вам понравилась рассказывать Чиче о зиме? Как вы думаете, она сможет рассказать о зиме другим обезьянкам из далёкой и жаркой Африке? А вы ребята, расскажите о зиме, если вас попросят?

В.: Посмотрите, по моему обезьянка стала замерзать, после снежных слов. Надо бы погреться. Ребята, в какие игры мы любим играть зимой, чтобы не замёрзнуть (кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков, играть в снежки)

В.: Предлагаю поиграть в снежки и развеселить Чичу.

Подвижная игра «Мы с тобой…»

(раздать детям листы белой бумаги, проговаривая слова дети делают комочки)

– Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

«Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий»

Дети играют в снежки.

В.: Посмотрите, обезьянка развеселилась.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

Конспект НОД по развитию речи

в средней группе

на тему «Зимушка-зима»

Выполнила: Мухина А.С.

Непосредственно образовательная деятельность

в средней группе по речевому развитию на тему: «Зимушка-зима»

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

Предварительная работа

Методы

Словесные:

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»; стихотворение «Зимняя прогулка»

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

Практические:

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка» -

Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»

Физкультминутка «Снежки»

Ход НОД:

Музыкальный фрагмент из мультфильма «Трое из Простаквашина»

Они к этому занятию неделю готовились

Ничего себе, вашу Анжелику Сергеевну и детей

Там и тут показывают

До чего техника дошла!

Приветствие

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется,

Доброе утро!

Аудиозапись волшебное превращение. Сундучок на столе

Здесь какой-то сундучок!? А на нем письмо? Интересно вам узнать, что это за письмо? Тогда давайте присаживайтесь на стулья, а я вам прочитаю!

«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок откроется и вы найдете в нем мои подарки.

Загадка

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)

Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? Из-за чего на реках лед?

Ребята, как вы думаете, зима - это красивое время года? А что в ней красивого?

Давайте опишем разными словами, какая бывает зима? До кого зимушка-зима дотронется, тот и отвечает. (Снежная, холодная, морозная, ветреная, волшебная, серебристая, веселая…)

Аудиозапись волшебное превращение.

Сундучок открывается

Что за волшебство?

И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?!

Ребята, но вы сначала отгадайте, какой подарок будет первым?

Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …….. (снежинки)

Картинка снежинка

Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая…. Здорово!

Давайте, с вами превратимся в снежинок! Полетели, полетели….

Аудиозапись - летят снежинки

А сейчас с вами поиграем! Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете её мне с ласковым словом, изображая его.

Зима-зимушка

Снежинка-снежиночка

Снеговик-снеговичок

Горка-горочка

Елка-елочка

Санки-саночки

Подарок-подарочек

Снег-снежок

Умницы! Вижу, что вы любите зиму!

А теперь снежинки тихо-тихо присели на стульчики.

Скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление природы? (снегопад)

Ребята, скажите, снег какой? (белый, холодный, рыхлый, мягкий…..)

Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Что это за явление?

(метель, вьюга)

Артикуляционная гимнастика

Покажите, как завывает вьюга!

Игровое упражнение: «Вьюга»

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

Как у вас здорово получилось показать вьюгу!

Ребята, давайте посмотрим, какой подарок для нас приготовила зимушка-зима!

«Холодный, кругленький комок

Как зовут его? (снежок)

Посмотрите, какой снежок? (холодный, белый, ледяной…)

Сравнение снежка на руке и варежках.

Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

А если надеть варежки, снежок растает? Ответы детей.

Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло.

Умники и умницы!

Давайте, с вами немного отдохнем.

Физминутка «Снежки»

Раз, два, три, четыре дети шагают вместе

Мы с тобой снежок слепили руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий грозят пальчиком

Раз - подбросим прыжки вверх

Два - подбросим приседают

Три - уроним наклон

И сломаем …. Топаем

Присаживайтесь на стульчики.

Давайте, еще заглянем в сундучок.

Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз - два уголька:

Палки - руки вставим ловко

Лепим мы ….. снеговика

Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание.

Я вам буду зачитывать предложение, а вы должны их продолжить. Готовы?

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Утром все белым-бело, потому что снег идет.

Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что холодно зимой.

Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что он белый.

Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что темно на улице.

Умницы и умники!

Вам понравилась играть? Давайте еще поиграем со снеговиком!? Вставайте в круг.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Снеговик вам будет говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово о зиме, и топать ногами, если слово не относится к зиме.

Будьте внимательны! Готовы?! Тогда вперед!

Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, варежки, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, а давайте для зимушки-зимы сделаем сюрприз. Вспомним и расскажем стихотворение. А помогут нам в этом картинки.

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Какие вы молодцы!

Ребята, а какие подарки получили от зимы? А какие вам подарки понравились?

вы сегодня молодцы, хорошо работали на занятии. Василиса и Миша отвечали полными предложениями, Костя вспомнил много красивых слов о зиме, Саша выразительно рассказал стихотворение.

Давайте скажем Зимушке-зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки.

Зимушка - зима до свидания, до новых встреч!

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

воспитателя Мухиной А.С.

Вашему вниманию было представлено непосредственно образовательная деятельность в средней группе по речевому развитию на тему: «Зимушка-зима», которое было разработано в соответствии ФГОС.

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.
  2. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

На занятии старалось поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся у знания детей.

Была проведена предварительная работа с воспитанниками:

Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период; малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».

Для достижения поставленных цели и задачи были применены следующие методы:

Словесные:

художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало - я белым одеялом…», о снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный кругленький комок. ..», снеговике «Три шара, ведро, морковка…»;

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»;

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

использование подарков от зимы - снежинка, снежок, снеговик

Игровой момент - сундучок - подарок с письмом от Зимушки- зимы

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка» - упражняет детей в образовании уменьшительно -ласкательной форме существительных.

Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы» - способствует развитию речевое дыхание, силы голоса.

Физкультминутка «Снежки»

Дидактическая игра «Закончи предложение» - способствует развитию грамматической стороны речи.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Стихотворение «Зимняя прогулка» - способствует развитию связной монологической речи по средствам мнемотехники.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность - освоение детьми выбранной темы. Данные методы старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов, были отобраны следующие: образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям. Старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов.

Принципы:

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

Рефлексия

Средства: подарки, подведение итогов.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Цель:

расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме.

Задачи:

Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно).

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие,

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в занятии.

Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку.

Предварительная работа : экскурсия в парк, рассматривание снежинок, иллюстраций о зиме. Чтение: Артюховой Н. «Белый дед», Е.Чарушин «Кто чем занят зимой?», А. Фет «Чудная картина», А. Пушкин «Зимний вечер».

Развивающая среда: Иллюстрации зимних пейзажей, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, мультимедийное оборудование, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки.

Ход образовательной деятельности

Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это утро? (Ответы детей).

Сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть в кружок и взяться за руки. Давайте поприветствуем друг друга, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит рядом со мной, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.

Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку другу. Какое у вас настроение?

Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадки:

Наступили холода, Перестал медведь реветь:

Обернулась в лед вода, В спячку впал в бору медведь,

Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает,

Обернулся зайкой белым, Когда это бывает?

(Зима)

Кто-то к дому подходил Что за звездочка такая,

И нигде не наследил! На пальто и на платке-

Но забавные картины Вся сквозная, вырезная,

Появились на окне: А возьмешь - вода в руке?,

Пьют медведи чай с малиной, (Снежинка)

Едут зайцы на коне, Во дворе катали ком,

Кто же он, что ночь не спал Шляпа старая на нем,

И на окнах рисовал? Нос приделали и вмиг

(Мороз) Получился…(снеговик)

На экране мультимедийного оборудования появляются слайды с изображением зимних пейзажей.

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

Какой день зимой?

Какая ночь?

Давайте перечислим зимние месяцы.

Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте еще одну загадку:

«С неба все скользят пушинки, серебристые (снежинки)».

Дыхательное у пражнение «Снежинки» (подбор прилагательного к заданному слову).

Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая»).

Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки улетели от нас. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Как красиво они закружились в танце (Упражнение повторяется 3-5 раз)

А если падает много снежинок - что происходит снегопад.

«Беседа по картинкам»

В какое время года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображены зимние явления природы?(Иней, метель, снегопад, гололед, мороз)

- . Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная .)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что вы любите зиму? Свои высказывания начнём со слов:

Я люблю зиму, потому что…..

Какая у нас получилась Зима? Просто чудесное время года!

Словесная игра с мячом: «Назови ласково»

Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы говорите о нем ласково.

Снег-снежок лед-ледок

Мороз-морозец зима-зимушка

Ветер-ветерок гора-горка

Санки-саночки холод-холодок

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

1, 2, 3, 4, 5

(Загибают пальчики.)

Мы во двор пошли гулять

(Идут по столу средним и указательным пальцами)

Бабу снежную лепили.

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(«Крошат хлебушек».)

С горки мы потом катались,

(Ведут ладошками по одной и по другой руке.)

А ещё в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой.

Руки под щёчку.)

«Дополни предложение»

Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)

На полянку, на лужок все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)

Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей )

Эксперимент со снегом:

А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

1. Снег - это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый, липкий, сырой, тяжёлый ) Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (в тёплую - хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду - отдельными снежинками. Оони сухие, не слипаются друг с другом) . Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

Подвижная игра «Мы с тобой…»

– Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий

Раз – подбросим

Два – поймали,

Три – уроним,

Ой – сломали!

Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном, на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Вот и отдохнули, замёрзли, наверное? Давайте встанем и погреемся.

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.

Рисование (зубной пастой).

Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал. Ребята посмотрите внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!