Уже умеет самостоятельно сидеть без опоры, садиться из вертикального положения, вставать возле опоры, ползать на четвереньках, делать шаги возле опоры. Дети в этом возрасте еще не умеют ходить без поддержки, но они уже почувствовали всю прелесть вертикального положения и потому уверенно требуют мамины руки для опоры. Вертикальное положение для ребенка – это возможность исследовать не только поверхность пола, но и того, что находится выше. Когда малыши начинают ходить, даже с поддержкой они непременно часто падают. Не стоит сильно бояться этого, все заложено природой, и эти падения по большей части безопасны. Но не испытав их, малыш не получит должного опыта для самостоятельной ходьбы. Для того чтобы малыш меньше падал и не получил травму, обязательно подготовьте свою квартиру или дом к этому периоду.
Убирайте регулярно все с пола. Кроха играл на полу, а затем попросился походить, уберите все с пола . Ведь перецепиться и упасть может не только он, но и тот, кто его водит, а это еще опаснее. Ведь взрослый может своим весом накрыть малыша. Все опасные, дорогие, легко ломающиеся и бьющиеся, предметы уберите повыше или спрячьте в антресоли, высокие шкафы, ведь кроха может теперь и до них добраться. Если в доме маленький ребенок разбил дорогую вазу, виноваты родители, которые не позаботились о том, чтобы убрать эту вазу. Малыш еще несмышлен и не понимает, что предмет ценный и брать его нельзя, его цель – исследовать все, что попадает в его поле зрения и под руку.
Задача гимнастики и массажа в 9 месяцев – это укрепить тело ребенка , подготовить его к самостоятельной ходьбе, разнообразить движения малыша.
1. Скользящий шаг . Ребенок находится в положении лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, выполняйте попеременные скользящие движения ступнями по полу, сгибая и разгибая при этом ножки малыша.
2. Подъем ног . Если раньше ножки поднимали ребенку вы, то теперь просите его самостоятельно поднять ноги. Держите на весу палочку или игрушку и попросите кроху коснуться ножками этого предмета.
3. Скрещивание и разведение рук . Привычное упражнение усложним тем, что дадим в руки малышу кольца, а выполнять его можно не из положения, лежа, а из положения сидя.
4. Бокс . Выполняйте упражнение, вложив ребенку в ручки кольца, можно выполнить из положения, лежа, сидя и стоя.
5. Наклоны туловища . Исходное положение ребенка, стоя, взрослый фиксирует его одной рукой, обхватывая кроху за живот, а второй фиксирует выпрямленные колени. Теперь попросите малыша наклониться и достать палочку или игрушку. Выполните несколько таких наклонов (2-3).
6. Массаж спины по обычной схеме. Прочитать ее можно . Пункт 5.
7. Массаж живота по обычной схеме. Прочитать ее можно . Пункт 7.
8. Теперь усложним упражнение «парение» . Сядьте на стул, положите кроху себе на колени животом так, чтобы фиксировать рукой его ноги и ягодицы, плечи и грудь ребенка при этом провисают. На пол положите игрушку. Теперь попросите малыша наклониться вперед, чтобы достать игрушку и поднять свое тело в исходное положение, прогнуть спину.
9. Мостик . Вы сидите на стуле, кроха лежит у вас на коленях на спине, вы фиксируете положение его ног и бедер, плечи, голова и грудь ребенка провисают, попросите его прогнуться как бы в мостик и достать рукой до предмета, находящегося ниже или на полу, а затем вернуться в прежнее положение. Это упражнение прекрасно укрепляет мышцы спины и живота.
10. Ползание на четвереньках . Даже если кроха уже не ползает, а ходит вдоль опоры, не забывайте, что это прекрасное упражнение для укрепления всех групп мышц. Поэтому просите малыша поползать. Можно выполнять это вместе с ним наперегонки. Можно устроить для малыша преграды в виде тоннеля или кольца, через которые нужно проползать.
11. Вставание с опорой из положения, сидя – 3-4 раза.
12. Ходьба с поддержкой .
В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.
Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.
Продолжительность массажа и гимнастики должна составлять около 30 минут.
. Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
. Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции.
. Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему, в ласковой форме, можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др.
Приемы массажа и гимнастические упражнения должны постепенно усложняться. Но, обязательно, с учетом индивидуальных и физических особенностей малыша. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
. Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.
. Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка.
Возьмите в руки голень ребенка так, чтобы большой палец Вашей руки находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Выпрямите левую ногу ребенка и слегка ее встряхните. Затем снова ее согните так, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (см. рис.). Повторите это и с правой ногой.
Повтор 6 раз каждой ногой.
Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого.
Повтор 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног.
Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд — деревянную палочку.
Приподнимите палочку на высоту прямых ног ребенка и предложите ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней (см. рис.). Повтор 7 раз.
Исходное положение: сидя или стоя.
Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с Вашей помощью поочередно сгибает и разгибает руки.
Повтор 6 раз (по 3 раза каждой рукой).
И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук.
Вложите в ладони ребенка большие пальцы рук и осторожно сожмите кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за Ваши пальцы.
Осторожно разведите руки ребенка в стороны и плавно поднимите их вверх. Затем вытяните руки вперед и осторожно опустить.
Теперь повторите эти движения в обратной последовательности.
Повтор 6 раз.
Исходное положение: стоя спиной к Вам.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног.
Правой рукой придерживайте колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левой - под его животиком.
Положите любимую игрушку ребенка у его ног. Затем попросите ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук.
Следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми (см. рис.).
Повтор 3 раза.
В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, пусть он выполнит это задание самостоятельно по Вашей просьбе.
Повтор 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.
И. п.: лёжа на животе, ногами к Вам..
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка и осторожно сожмите их в кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднимите руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка рефлекторно будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться Вам в живот.
Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (см. рис.). Можно усложнить упражнение, используя кольца.
Повтор 2 раза.
Исходное положение: лежа на животе.
. Начните массаж с нескольких поглаживаний.
. Затем приступите к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев.
. Выполнив растирание, вернитесь к поглаживанию.
. Перейдите к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть.
. Опять погладьте.
. Пощипайте ягодицы и длинных мышцы спины.
. И снова погладьте.
Повтор по 3 раза.
Исходное положение: лежа на спине.
. В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний.
. Затем перейдите к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота.
. Осторожно разотрите животик кончиками пальцев.
. И снова погладьте.
. Пощипайте вокруг пупка,
. Завершите массаж несколькими поглаживающими движениями.
Повтор по 3 раза.
Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук.
Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.
Исходное положение: лежа на животе.
. Положите ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками (как на рис.).
Ноги малыша при этом необходимо придерживать.
. Затем переложите ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положите игрушку на пол и попросите малыша достать ее или дотронуться до нее руками.
Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.
Исходное положение: стоя на твердой поверхности.
Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.
Дайте ребенку в руки кольца, слегка потяните за них вниз, в результате чего малыш должен присесть.
Затем подержите ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помогите ему подняться.
Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять.
Повтор 2 раза.
Просто позвольте ребенку побольше ползать, за игрушкой или просто так.
Ходьба с поддержкой за руки
Исходное положение: стоя на полу.
Для выполнения упражнения возьмите ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.
1. «Бокс» в положении сидя или стоя.
2. Сгибание и разгибание ног одновременно и попеременно - ребенок выполняет сам или с помощью взрослого.
3. Поворот со спины на живот В 9-12 месяцев ребенок должен поворачиваться самостоятельно по просьбе взрослого;
4 Массаж спины и ягодиц Поглаживание - 2-3 раза, растирание подушечками пальцев и пиление, поглаживание - 2-3 раза, разминание длинных мышц спины, щипцеобразное разминание или боль|ими пальцами, разминание ягодичных мышц - 5-6 раз, поглаживание - 2-3 раза, поколачивание или похлопывание ягодиц.
5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение (см IV комплекс), упражнение выполняется с вложенными в кисти ребенка кольцами.
6. Наклоны. И. п. - ребенок стоит к вам спиной. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени (чтобы ноги не сгибались), ладонь правой руки кладите на живот для поддержки туловища. Четко попросите малыша поднять заранее положенную игрушку, побуждая его наклониться не приседая. Затем выпрямиться - 2-3 раза, для тех деток, которые могут стоять без опоры.
7. Массаж живота.
8. Самостоятельное поднимание прямых ног. И. п. ребенок лежит на спине. Держите палочку или игрушку на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги». Если ребенок плохо выполняет это упражнение, т. е. ноги гнутся, живот не втянут, то можно прикоснуться палочкой к стопам ребенка и, побуждая его удержать игрушку, выпрямлять ноги до прямого угла - 3-4 раза, в спокойном темпе.
9. Присаживание за согнутые руки. Усложните, вложив в руки ребенка кольца.
10. Приседания. И. п. - ребенок стоит на ногах. Возьмите ребенка за руки и побуждайте присесть на корточки, разводя его колени в стороны, а затем встать, приговаривая:«Сядь», «Встань». Проследите, чтобы стопы малыша полностью стояли на плоскости. При вставании поднимите его руки вверх, пусть он поднимется на носки 4-6 раз.
11. Присаживание при поддержке за одну руку. После 10 месяцев ребенок должен сам присаживаться. Для этого придержите его колени своей рукой, не
давая им сгибаться, другой держите игрушку и попросите его сесть, взять игрушку. Если ребенок хорошо выполняет упражнение, то достаточно одного раза. Если же он помогает себе, опираясь на руки, то повторите движения с опорой на локоть другой руки;
12. Круговые движения руками. Это упражнение делайте в медленном темпе под счет, затем попросите ребенка сделать его самостоятельно.
13. Ходьба на четвереньках. Если ребенок достаточно хорошо ползает, попросите его проползти под невысоким столиком или табуреткой.
14 Обучение ходьбе Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе, поддерживая его под мышки, и походите так немного.
В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.
Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.
Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разгибает руки. При этом можно вести 2-тактный счет и каждое движение ребенка сопровождать просчитыванием: раз — два, раз — два и т. д. Данное упражнение нужно повторить 6 раз (по 3 раза каждой рукой).
Исходное положение: стоя на полу.
Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.
Во втором полугодии жизни дети становятся активными, некоторые - даже неугомонными. Им все интересно, они хотят двигаться, перемещаться, менять положение тела. Карапуз постигает новые умения стремительно. Помочь ему можно общеукрепляющей зарядкой, гимнастикой, которой включает в себя комплекс упражнений для определенного возраста.
В этом материале мы подробно поговорим о том, как сделать гимнастику с ребенком от 7 до 10 месяцев.
Гимнастика для малыша не должна быть обременительной, а физическая нагрузка непомерной. А потому, планируя комплекс упражнений, обязательно нужно учитывать особенности характера, состояние здоровья вашего малыша, степень его готовности к освоению того или иного двигательного навыка.
В 7 месяцев, если сынок или дочка еще не сидит, можно добавить упражнения для укрепления спины, живота, рук и шеи. Если ребенок уверено стоит на четвереньках, можно добавить ему упражнения, которые будут стимулировать ползание.
В 10 месяцев можно переходить к упражнениям на укрепление ножек, ведь скоро малышу предстоит сделать свои первые шаги, а отдельные детки уже пытаются их делать. Обязательно учитывайте уже имеющиеся навыки карапуза, чтобы строить на их основе новый комплекс занятий.
Понятно, что упражнения типа «Велосипед» и «Лягушка», которые приводили вашего ребенка в восторг в 3-4 месяца, сейчас вряд ли будут восприниматься им с удовольствием, поскольку спокойно лежать во втором полугодии в период бодрствования согласится далеко не каждый малыш.
Используйте желание ребенка двигаться, насыщайте программу гимнастического занятия упражнениями активными, которые требуют участия самого ребенка во всем происходящем.
Большинство деток в 8-9 месяцев хорошо знакомы со своим телом, знают, где находятся ручки, где - ножки, прекрасно понимают простые знакомые фразы, а потому гимнастику для ребенка нужно делать максимально понятной и простой.
Упражнения для ползания, сидения, стояния, ходьбы должны сопровождаться веселыми и добродушными комментариями мамы, это даст ребенку ощущение игры, заинтересует его, он с удовольствием будет проделывать забавные и полезные приемы.
Если у карапуза есть патологии опорно-двигательной системы, неврологические заболевания, другие врожденные или приобретенные недуги, важно добавлять новые упражнения с разрешения специалиста ЛФК или лечащего врача, поскольку таким деткам нужна совершенно определенная нагрузка на конкретные группы мышц в зависимости от диагноза.
Гимнастика, как уже говорилось, поможет вашему малышу активнее осваивать новые двигательные навыки, подготовит его мышечную и костную ткани к постоянно возрастающим нагрузкам, к стоянию, первым самостоятельным шагам. Гимнастика развивает речь, фантазию, частично удовлетворяет потребности ребенка в эмоциональном и тактильном контакте с мамой.
У детей, которые регулярно делают зарядку, улучшается кровообращение, совершенствуется координация движений и вестибулярный аппарат. Такие дети реже болеют, крепче спят и не испытывают, как правило, проблем с аппетитом.
В комплекс гимнастики включайте упражнения, которые вы, возможно, делали с малюткой в более нежном возрасте, при условии, что малыш не возражает против них. Если упражнения не надоели, достаточно будет просто добавить к комплексу новые приемы, соответствующие возрасту карапуза.
Таким детям нужно способствовать в ползании и сидении. Перечислим несколько эффективных упражнений для стимулирования этих навыков.
Полезны покачивания на мяче, попытки достать игрушку, лежа на фитболе животом с обязательной поддержкой родителей за ножки.
"Тачка"
На фитболе
Добавляйте в комплекс детей этого возраста упражнения на укрепление стоп, голени. Готовьте ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. Также можно добавить упражнения в положении сидя. Вот несколько интересных приемов.
Дети этого возраста отлично относятся к активным упражнениям под ритмичную музыку, некоторые даже начинают приседать или покачиваться в такт. Пользуйтесь этим во время ваших занятий.
Подробнее о гимнастике для детей 7-8 месяцев вы узнаете из следующего видео.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма