В какой группе вводится сюжетная лепка. Лепка как вид детской деятельности. Понятие о лепке, специфика (особенности) лепки в детском саду, виды лепки. Сюжетная лепка в дошкольном возрасте

24.02.2019

Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»

Подготовила и провела

воспитатель

Цель:

· Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека.

· Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.

· Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи.

Материал к занятию : Магнитофон, записи на диске: «Барбарики» - «Песенка о доброте». Волшебство «Сказочная мелодия», костюм феи и волшебная палочка, волшебная шкатулка с угощениями для детей, мольберт, фланелеграф, цветок с пятью лепестками, белая салфетка, сияющий цветок, журнальный столик.

Ход занятия

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями. Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнцу красному… .

Дети: Привет

В: Небу ясному…

Д: Привет.

В: Люди взрослые и малыши…

Д: Вам привет от всей души.

В: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Возьмемся мы все за руки, закроем глаза и передадим друг другу свою доброту, что живет в нашем сердце. Почувствуйте как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись и тихонечко сели на стульчике. Ребята послушайте одну песенку, и скажите мне о чем в ней поется. (Включается запись «Барбарики» - «Что такое доброта» один куплет) .

Д: В песенке поется о доброте.

В: Давайте все вместе с вами скажем слово «Доброта». Удивительное, волшебное слово. А как вы понимаете что такое доброта?

Ответы детей:

В: Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Д: О человеке, о поступках.

В: Добрый человек, а значит он еще какой?

Д: Внимательный, отзывчивый, всем помогает, вежливый .

В: А если человек не добрый, он какой?

Д: Злой, жадный, грубый, всех обижает.

В: Ребята в хотите побывать в волшебной стране, я тоже хочу. А для того что бы туда попасть нужно всем тихонько встать, повернуться в одну сторону, потом в другую и присесть, закрыв глаза. (Дети выполняют).

Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». (В это время воспитатель быстро одевает накидку, корону и берет в руки волшебную палочку). И говорит: 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать. Вот мы с вами и оказались в волшебной стране, как вы думаете кто я? (Ответы детей) Я фея, а вы мои помощники, мы сегодня должны быть добрыми, вежливыми.

Ребята у меня была красивая шкатулочка, я ее приготовила для вас, но злая колдунья перехватила ее и спрятала. Вы хотите еще найти шкатулочку и узнать что в ней? Злая колдунья приготовила для вас задание, если выполните шкатулочка будет у нас. Ну что будем делать? (Ответы детей)

Посмотрите, (воспитатель открывает занавес на мольберте и дети видят цветок). Давайте с вами посчитаем сколько здесь цветков? 1, 2, 3, 4 (индивидуальные и хоровые ответы) Кто мне назовет какого цвета лепестки (красный, оранжевый, синий, фиолетовый). Ребята под каждым лепестком злая колдунья приготовила задание. Никита подай мне, пожалуйста, красный лепесток:

1 задание игра: Замени добрыми словами».

Злой – добрый

Не вежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – подарить, отдать

Поругать – похвалить

Обидеть – защитить

Грустный – веселый

Сломать – починить

Неряшливый – аккуратный

Молодцы мои помощники с заданием справились. Арина подай мне пожалуйста оранжевый лепесток.

Следующее задание – «Назови ласковое слово». Все встали возле своих стульчиков, я буду называть слова, например солнце, а вы должны сказать солнышко

Птица – птичка

Дерево – деревце

Сказка – сказочка

Заяц – зайчик

Лиса – лисичка

Яблоко – яблочко

Рука – ручка

Кольцо – колечко

Стол – столик

Кошка – кошечка

Собака – собачка

Мама – мамочка

Трава – травка

Ребята вам понравились ласковые слова, да, ласковые слова душу согревают.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».

Настя подай мне, пожалуйста, синий лепесток. Ребята отгадайте загадку

Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

Всех излечит исцелит…

Добрый доктор Айболит.

Ребята мы с вами такую сказку читали, вспомните, кто написал эту сказку? Правильно, это детский писатель он очень любил детей и написал очень много сказок, а одна из его сказок «Айболит». Скажите мне ребята Доктор Айболит он каким был? Почему его называли добрым? А когда в Африке заболели животные, доктор Айболит что решил? Да, он немедленно отправился в путь, но путь был не близким, кто помогал в пути Айболиту? Правильно, мохнатые волки, кит и орлы. Как вы думаете вылечил ли зверей Айболит. Да, потому что он добрый и лечит всех зверей. В сказках всегда добро побеждает зло. София подай мне пожалуйста фиолетовый лепесток.

Игра: «доскажи словечко»

Растает даже ледяная глыба, от слово теплого: спасибо.

Когда поругает за шалости нужно сказать… .извините пожалуйста.

Ребенок умный и развитый при встрече говорит… .здравствуйте.

С этим заданием вы тоже справились, молодцы.

Вот ребята мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, посмотрите от наших с вами добрых дел от вежливых и ласковых слов у меня на ладошке появился цветок – доброты. Посмотрите он светится. (Фея незаметно включает его) Дети рассматривают. Я его ребята вам дарю, 1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять.

Фея достает из под салфетки шкатулочку. Вот ребята эта волшебная шкатулочка. (Открывают и смотрят). Давайте я ее поставлю рядом с волшебным цветком, а нам опять надо стать ребятами и вернуться из волшебной страны в группу. (Колдовство, волшебная мелодия) 1, 2, 3, 4, 5 Можно глазки открывать.

Ну вот мы снова оказались в группе.

Анализ: Вам занятие понравилось? О чем мы сегодня с вами говорили? Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Вы сегодня были все активными, выполнили все задания, молодцы.

Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Малова Вера Васильевна

Средняя группа

Средняя группа

Задачи воспитания. Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них; воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года; дружно и слаженно заниматься общей работой, чувствовать успешность совместного труда; продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках; продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней; расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода. Таковы основные направления нравственного воспитания дошкольников этой возрастной группы в единении с эстетическими и познавательными задачами.

Занятие 1. Травушка-муравушка

Цель. Беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд».

Занятие 2. Заскочил козлик в огород

Цель. Воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла».

Занятие 3. Веселые гости

Цель. Учить понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок».

Занятие 4. Хозяйкины помощники

Цель. Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку.

Занятие 5. В гостях у матрешек

Цель. Напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей». Совместное чаепитие.

Занятие 6. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат

Цель. Знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь».

Занятие 7. Гость на гость – хозяйке радость

Цель. Развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».

Занятие 8. Мишуткина сказка.

Цель. Напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.

Занятие 9. Три медведя будут рады

Цель. Учить исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком. Роспись бумажной тарелочки – учить пользоваться квачиками разного размера.

Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил

Цель. Учить отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.

Занятие 11. Нынче ярмарка у нас!

Цель. Отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров.

Занятие 12. Курица-красавица

Цель. Беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари.

Занятие 13. Одеяло для медведя

Цель. Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Учить получать радость от бескорыстной помощи.

Занятие 14. Про зайца

Цель. Обобщение известного детям фольклора о зайце. Учить детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение.

Занятие 15. Аннушкины песенки

Цель. Продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской.

Занятие 16. Зима-проказница

Цель. На основе текстов К. Ушинского и сказки «Проказы Старухи-Зимы» провести беседу о русской зиме, обратить внимание детей на то, как живут в эту трудную пору люди и животные. Напомнить о необходимости заботиться о птицах и домашних животных, жалеть их. Знакомство со сказкой «Берестяная коробочка» и подвижной игрой «Два Мороза».

Занятие 17. Как Мороз в деревню ходил

Цель. Помочь детям почувствовать поэзию русской народной сказки «Как Мороз в деревню ходил». Напомнить о наступающем Рождестве и деревенских обычаях его празднования. Знакомство со сказкой «Как волк лису обманул».

Занятие 18. Веселый праздник – Рождество

Цель. Продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями. Знакомство с рождественской сказкой и игрой «Снежок».

Занятие 19. Перепутки ради шутки

Цель. В игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

Занятие 20. Скалка, помоги испечь пироги

Цель. Познакомить детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.

Занятие 21. Привередница

Цель. Поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель».

Занятие 22. Платок – посередочке цветок

Цель. Познакомить детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие художественного вкуса.

Занятие 23. Не в свои сани не садись

Цель. Рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».

Занятие 24. Тень-тень-потетень, веселимся целый день

Цель. Весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.

Занятие 25. Приди, весна, с радостью

Цель. Всем вместе порадоваться приходу весны. Назвать новые загадки, заклички, песни, «величание», игры. Рассказать народное поверье о том, что птица кулик замыкает зиму.

Занятие 26. Весна зиму поборола

Цель. Учить замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. Коллективная работа «Солнышко» – обучение слаженно и дружно трудиться.

Занятие 27. Медвежонок проснулся

Цель. Познакомить с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге.

Занятие 28. Помоги нам, Петя, разбудить медведя

Цель. Познакомить с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке.

Занятие 29. Хочешь есть калачи – не лежи на печи

Цель. Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками.

Занятие 30. Выше города плетень

Цель. Учить мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры.

Занятие 31. Кораблик

Цель. Учить проявлять заботу о попавших в беду. Познакомить со сказкой «Чувилюшка» и инсценировкой по мотивам народной сказки «Кораблик», поиграть в знакомые народные игры.

Занятие 32. Пасхальная забава

Цель. Знакомство с пасхальными обычаями и играми. Изготовление двупланного панно. Учить дружно работать и играть.

Занятие 33. Жар-птица с березой не сравнится

Цель. Воспитывать любовь к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как светец, лучина, банный веник.

Занятие 34. Дождик вымочит, а солнышко высушит

Цель. Знакомство с фольклором о природных явлениях. Учить заботиться о деревце. Выразительно и эмоционально рассказывая «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке», добиваться осуждения детьми зла и стремления к торжеству добра.

Занятие 35. Сказка своими руками

Цель. Продолжение темы любви к родной природе. Совместное со взрослыми рисование квачиками на тему сказки «Волшебное блюдечко».

Занятие 36. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!

Цель. Занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них.

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Из книги Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург автора Недошивин Вячеслав Михайлович

52. «КОРОЛЬ ПОЭТОВ» (Адрес третий: Средняя Подьяческая ул., 5, кв. 13) У Северянина было четыре больших любви, а малых – без числа. Женщины любили его, как тонко заметил один знакомый поэта, «за умение драпировать» их. Раздеть барышню, написал, – дело нехитрое, а вот украсить,

Из книги Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников автора Малова Вера Васильевна

Вторая младшая группа Задачи воспитания. Нравственное развитие дошкольника осуществляется в неразрывной связи с эстетическими и познавательными задачами.Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Старшая группа Задачи воспитания. Детей старшей группы привлекают к радостной встрече православных праздников и подготовке к ним, к разглядыванию икон и иллюстраций на темы Священной истории.Совершенствуется нравственное воспитание детей этого возраста:

Из книги Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. автора Рашид Ахмед

Вторая младшая группа Занятие 1. Давайте знакомитьсяХ о з я й к а. Здравствуйте, здравствуйте, детушки-малолетушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в избушку, я в ней хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про каждого потешку скажу (ходит около детей,

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Средняя группа Занятие 1. Травушка-муравушкаХ о з я й к а. Здравствуйте, ребятушки! Смотрите, сколько возле моей избушки травки выросло! (Заранее приготовленная травка: ромашка безъязычковая, клевер красный, пижма, ноготки, мята, горец птичий – разложена на полу.) Я по улице

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Старшая группа Занятие 1. Красное летечко, дай грибов в берестечкоХ о з я й к а. Здравствуйте, детушки-малолетушки! Пришло время нам с вами снова встретиться в моей избушке, в светлой горнице. Лето – оно как птица: пролетело, промелькнуло – и нет его. Ушло, да не забудется:

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Подготовительная к школе группа Занятие 1. Иван Купала – чудес немалоХ о з я й к а. Вспомнилось мне сегодня лето красное – доброе, щедрое, зеленое, цветущее. Много летом работы: и в поле, и в огороде, но и праздники летом есть. Об одном из них – интересном, загадочном – я вам и

Из книги Арийский миф в современном мире автора Шнирельман Виктор Александрович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 27. Средняя Азия – часть исламского мира В центре Евразии лежит еще один обширный исламский регион, который принято называть Средней Азией. На севере он ограничен южными границами России, а на юге – горами Копетдага и горной системой Гиндукуша, северными границами

Цели: дать детям знания о семье и членах семьи, о том, что в семье все должны любить, заботиться и помогать друг другу; воспитывать и прививать чувства привязанности, нежности, доброты, уважения и понимания к членам своей семьи.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий детей, рассказы ребят о своих родных, выставка рисунков детей о семье, отгадывание загадок про семью.
Материалы и оборудование: Разноцветные цветы с изображением: лиц мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; цветные карандаши, клей, цветы из цветной бумаги (по 5 на каждого), бумага для рисования на каждого ребенка, авторские стихи педагогов.

Ход занятия

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кажется у нас гость. Кто это? Давайте посмотрим кто там. Да это же знаменитый клоун Клепа.

Входит клоун Клепа и поет:
«Ля- ля- ля- ля, ля -ля –ля- ля
Пришел я в гости к вам друзья!
Я очень встрече с Вами рад,
Несу я радость для ребят!
Здравствуйте детишки-девчонки и мальчишки!
Скажите мне мои друзья, куда попал сегодня я?»
(Лашевская Е.В.)

Дети: В детский сад.
Клепа: А что такое детский сад?
Воспитатель: А ребята тебе сейчас расскажут:
Что такое детский сад?
Это дом для всех ребят.
Это радость, это смех.
Это сто друзей для всех!

Клепа: А я хочу загадать вам загадку. Послушайте:
«Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку —
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать».

Дети: Пальчики.
Воспитатель: Какие вы молодцы. А как же вы догадались, что это пальчики?
Дети: (Дети дают ответы) .
Воспитатель: А как вы думаете, что такое теплушки, в которые прячуться наши пальчики?
Дети: (Ответы детей) .
Воспитатель: Ребятки, а вы любите играть с пальчиками?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поиграем.Повторяйте за мной:
«Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья».

Дети повторяют за воспитателем.

Клепа: Какая хорошая игра. А кто мне скажет о чем она?
Дети: О семье.
Воспитатель: И у каждого из нас тоже есть семья.
Клепа: У каждого ребенка, скажу вам честно я,
Дорогое самое — конечно же семья!

Ребята, посмотрите у меня на доске появилась ладошка (открывает магнитную доску, с заранее приготовленными атрибутами) . Покажите мне самый маленький пальчик.

Дети показывают.

Воспитатель: А у вас в семье кто самый маленький? Как близкие любят вас называть?

Дети дают разные варианты ответов.

Воспитатель: А теперь найдем на доске цветок, с изображением ребенка, и приложим его к нашему пальчику.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
«Мама — четыре буквы, но что же за ними стоит?
Нежность, забота, ласка, тепло ее мягких рук.
И если вдруг плохо станет — мама спасет тебя!
Так давайте помнить об этом и любить ее всегда!»
(Лашевская Е.В.)

Воспитатель: Как вы думаете о ком я вам прочитала?
Дети: О маме.
Воспитатель: Ребята, а у вас какие мамы?

Дети высказываются.

Воспитатель: А вы любите помогать маме? Расскажите.
Дети: (Дети рассказывают).
Воспитатель:
А теперь найдем цветок, с изображением мамы.
Воспитатель: Хотите послушать следующее стихотворение?
«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».

Воспитатель: Что можно сказать об этом папе?
Дети: Он умный, деловой, трудолюбивый, смелый, всегда готов помочь.
Воспитатель: Давайте похвалим своего папу? Папа самый….
Дети: (Дети произносят ласковые слова, находят цветок, обозначающий папу) .
Воспитатель: А сейчас пришла пора немного подвигаться. Давайте встанем и немного поиграем. (Дети подражают действиям воспитателя, читающего стихотворение про бабушку).
«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони-
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивают кулачком ладони и шагают на месте)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу и нюхают ладошки)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Гладят свои волосы)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к груди и совершают движение отталкивания от нее, как будто что то выбрасывают)
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!»
(Хлопают в ладоши)

Воспитатель: А что умеет делать ваша бабушка?
Дети: (Ребята высказываются).
Воспитатель:
А давайте мы похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!..»
Дети: (Дети произносят добрые слова о бабушке, находят цветок с изображением бабушки).
Воспитатель:
Ребята, у нас остался один пальчик — большой. Как вы думаете кого мы забыли?
Дети: Дедушку.
Воспитатель: Да дедушку. Молодцы.
Воспитатель: Кто хочет рассказать нам о своем дедушке? Чем вы любите заниматься с дедушкой?

Дети рассказывают, находят последний лепесток.

Клепа: Друзья мои! Посмотрите, что это у нас с получилось? Да это же красивый букет — наша семья. Все уже наверное знают, но я еще раз вам напомню о том что в семье нужно жить дружно, любить, уважать, заботиться и помогать друг другу.

Ребята, а вы любите цветы? А ваши родные? Давайте мы свами для них сделаем подарок-красивые букеты.

Клепа: А пока вы делаете свои букеты, я спою вам свою песню про семью.

Дети выполняют работу(обводят кисть руки и приклеивают к пальцам цветы).

Клепа поет:
1. «Хорошо, когда семья — дружная, большая.
Это счастье для ребят, каждый это знает!
2. Береги семью свою, будь за всех в ответе.
Не давай в обиду их, никому на свете!
3. Собираться всей семьей, все мы любим дружно.
Уважать, любить родных, детям очень нужно!»
(Ганатовская М.М.)

Воспитатель: Какая замечательная песенка, Вам понравилась? Давайте скажем Клепе спасибо.

Дети: Спасибо!

Клепа: Ребятки! Я очень рад, что ваши «ручки-семейки» дружно трудились, ваши пальчики помогали друг другу и букеты получились очень красивые! Что ж, пришла пора нам прощаться, я надеюсь, что вы обязательно будете добрыми и внимательными к своим близким. Пока! До свидания!

Дети: До свидания!

Клепа уходит.

Занятие окончено.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №84 «СНЕГУРОЧКА» ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ

ВЫПОЛНИЛА: КЛЕМАШЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА №84 «СНЕГУРОЧКА» Г. УЛАН-УДЭ МАРТ 2017

Цель:

  • Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность) навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
  • Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Материалы:

Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с улыбкой.

Воспитатель:

Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети:

Воспитатель:

Небу ясному...

Дети:

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши...

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый» ?

Ответы детей:

О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.

Воспитатель:

Добрый человек добрый, значит он еще какой?

Дети:

Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель:

А если человек недобрый, он какой?

Дети:

Злой, грубый, жадный.

Воспитатель:

Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети:

Воспитатель:

Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.

Ответы детей.

Воспитатель:

Легко ли быть добрым? (ответы детей) . А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?

Дети рассказывают:

Добрым быть совсем непросто

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет

И от холода согреет

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель:

Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Дети рассказывают:

Я слабым помогать готов

Попавшим вдруг в беду.

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда

Жалею я других,

Ошибки всем прощу всегда,

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Воспитатель:

Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой белья.

Физкультминутка «Мы белье полощем сами»

Дружно помогаем маме -

Мы белье полощем сами

Раз, два, три, четыре,

Натянулись, наклонились

Хорошо мы потрудились.

Воспитатель:

Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?

Дети:

Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.

Воспитатель:

Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал) .

Воспитатель:

Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети:

Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

Воспитатель:

Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети:

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель:

Ребята, а за что нужно извиняться?

Дети:

За плохой поступок, за обидные грубые слова.

Воспитатель:

Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.

Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру «Мы с тобой одна семья» .

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Потрогай нос соседа справа,

Потрогай нос соседа слева,

Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Поцелуй соседа справа,

Поцелуй соседа слева,

Мы с тобой друзья!

Итог занятия:

Воспитатель:

Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»

Библиотека
материалов

Скульптура - один из видов изобразительного искусства.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированностъ движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки! для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, радостное детское творчество.

Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых.

Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чут ок, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Также лепка в детском саду имеет особое содержание.

Виды лепки в детском саду:

предметная;

сюжетная;

декоративная.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

Первая младшая группа. В первой младшей группе обучение в начале года,когда дети еще не привыкли к занятием,их объединяют в группы по 5-6 человек.

Воспитатель садится рядом с детьми и медленно,размеренно показывает и объясняет необходимые действие с глиной.Если есть дети которые отказываются заниматься с глиной,нужно дать её потрогать,помять показать как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их в общий ком.

Первые занятие по лепке проводятся 5-8 мин с каждой подгруппой.После ознакомления с материалом (глиной,пластилином),можно приступить к фронтальным занятием со всей группой. На данном этапе применяется информационно- рецептивный метод. Дети вызываются на подражание.на повторение формообразующих движений. Большое значение имеет не только показ но и объяснение, воспитатель поясняет детям каждое свое действие.(Положу кусок глины на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю между ладонями – вперед и назад – получится столбик). Часть занятий можно проводить в виде демонстрации воспитателем процесса изображения знакомых детям предметов (Детям интересно наблюдать как из куска глины в руках воспитателя получается цыплёнок).

Воспитатель лепит не более 2-3 предметов,чтоб детям не надоело наблюдать.Такое занятие проводится со всей группой и заканчивается чтением потешки или пением песенки. Обязательным условием при обучение детей данного возраста является введение игровых приемов и обыгрывание тех предметов,которые будут лепить дети. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер.Важным моментом в проведении занятия является оценка деятельности детей. Надо рассказать детям как они работали,дать положительную оценку (повалить всех детей).

Вторая младшая группа. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различение и лепке шара,цилиндра,диска,ориентировке в их величине,составлению из них несложных фигур.

Основное место отводится информационно- рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер.

На занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их, малыши сидят лицом к воспитателю,а он берет ком глины и производит необходимые движения «Беру кусок глины (пластилина) – кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед, назад.Вот какой получился столбик. Показ и объяснение способов изображения должны занимать на занятии не более 3-4 мин. Обучение детей этого возраста должно предусматривать детскую самостоятельность. Поэтому когда дети знакомы с приемами лепки, им не следует показывать еще раз. Хороший результат от занятия может быть достигнут если детей воспитатель сумеет заинтересовать обыграть занятие. Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения.

Старшая группа. При обучении в этой группе детей с первых этапов используется натура,что для детей ещё очень сложно,потому что ему все время нужно сравнивать с ней свое изделия. На занятии натура надо рассмотреть.Воспитатель определяет пропорции и движением руки подчеркивает формы предмета,затем задает детям вопросы направляющие на выявление характерных особенностей формы и на её решение.

Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется,так как дети с ними уже знакомы.Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами,читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации,а также скульптуру малой формы, народные игрушки и муляжи и.т.д.

Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создает воспитатель например детям говорят что после занятия вылепленную посуду они могут использовать для игры.

Большое значения для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуют в виде беседы.Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению,то воспитатель предлагает рассказать,что изображено,хорошо ли передана форма,какими способами лепили. Подготовительная группа. В подготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу.

Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и умений.Решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов.Для этого воспитатель с детьми наблюдают и рассматривают предметы,отмечая в них красоту и пластику формы характерные свойственные данному предмету черты.

Иногда проводит целенаправленные наблюдения задает вопросы направляющие внимание детей на то характерное,что поможет передать предмету (животному) более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах,где персонажи представлены в разных положениях.

При объяснении детям действие расчленяется на составные части,например во время лепки по стихотворению Л.Воронковой «Маша- растеряша» воспитатель говорит «Для того чтобы заглянуть под стол,Маша- растеряша встала на колени,руками оперлась о пол,нагнула голову и заглянула под стол». При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Важно чтобы у детей формировались живые действенные образы.

В подготовительной группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку.

Лепка в средней группе. Задачи по лепке. Продолжать развивать интерес детей к лепке;совершенствовать умение лепить из глины (пластилина,пластической массы).Закреплять приемы лепки,освоенные в предыдущих группах;учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара,вытягиванию отдельных частей из целого куска,прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка,клюв у птички).Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета фигурки.

Учить приемами вдавливания середины шара,цилиндра для получения полой формы.Познакомить с приемами использования стеки.Поощрять стремления украшать изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Во втором квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки состоящие из нескольких частей.Они лепят куклу девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Строение фигуры человека дети поймут быстрее,если начать с лепки снеговика. Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика,защипывать края диска – лепешки для создания более полной и формы. Дети пользуясь этими способами, вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.

В третьем квартале дети учатся лепить посуду.Учат детей заострять глину при лепке мелких частей,вдавливать её пальцами для получения полных предметов,загибая края у расплющенной формы во время лепки посуды,прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.Ручку у чашки дети могут сделать используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы,а также способом – примазыванием к вылепленному сосуду.

В летний период создается возможности для закрепления приобретенных детьми умений

Методика работы по лепке. Для успешного освоения программы детьми,воспитатель использует приемы активизирующие внимание ребят во время лепки. Также приемы расширяющие представления детей об окружающем.

В группе и на прогулке организуются рассматривание предметов и наблюдения явлений окружающей жизни, которые могут быть предложены ребятам для изображения на занятиях. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму,на пропорции и строение и только на те действия, которые они смогут изобразить. (например при наблюдении за птицей обращать внимание на овальное туловище птицы на круглую голову,плоский хвост и.т.д.).

На первых этапах обучения чтобы детям был понятен способ лепки,при анализе формы частей можно прибегать к сравнением с теми предметами форму которой дети знают хорошо.(например,при лепки куклы можно сказать,что руки у неё как столбики).

В средней группе нужно научить изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассматривании предметов нужно направлять внимание детей на такие особенности как (углубление у яблока,вытянутый черенок у кабачка и.т. д).

Очень действенным приемом обучения это обыгрывание темы и результата работы например всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке,называя её кормушкой.

Список литературы:

1.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. 344 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 4-е.,перераб.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-352с.

3.КомароваТ. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для уч –ся пед.уч-щ по спец. «Воспитание в дошк. учреждениях»/Т. С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.;Под ред. Т. С. Комаровой.- 2-е.,дораб.- М.: Просвещение,1985.-271с.ил.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Лепка как вид детской деятельности. Понятие о лепке, специфика (особенности) лепки в детском саду, виды лепки.

Скульптура - один из видов изобразительного искус­ства.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимо­связью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированностъ движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки! для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, радостное детское творчество.

Изобразительный период начинается у боль­шинства детей с трех лет, когда появляется образное мыш­ление. В этом возрасте ребенок осваивает основные при­емы лепки и у него начинают формироваться навыки ра­боты с пластическим материалом и изобразительные за­мыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрос­лых.

Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без тороп­ливости увидел, что происходит с пластическим материа­лом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти го­дам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляет­ся умение эстетически оценивать свои изображения. Толь­ко на основе этих умений ребенок начинает видеть неко­торые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иног­да каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются вопло­щать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Также лепка в детском саду имеет особое содержание.

Виды лепки в детском саду:

Предметная;

Сюжетная;

Декоративная.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

Методы обучения лепке во всех возрастных группах.

Первая младшая группа. В первой младшей группеобучение в начале года,когда дети еще не привыкли к занятием,их объединяют в группы по 5-6 человек.

Воспитатель садится рядом с детьми и медленно,размеренно показывает и объясняет необходимые действие с глиной.Если есть дети которые отказываются заниматьсяс глиной,нужно дать её потрогать,помять показать как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их в общий ком.

Первые занятие по лепке проводятся5-8 мин с каждой подгруппой.После ознакомления с материалом (глиной,пластилином),можно приступить к фронтальным занятием со всей группой. На данном этапе применяется информационно- рецептивный метод. Детивызываются на подражание.на повторение формообразующих движений. Большое значение имеет не только показ но и объяснение, воспитатель поясняет детям каждое свое действие.(Положу кусок глины на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю между ладонями – вперед и назад – получится столбик). Часть занятий можно проводить в виде демонстрации воспитателем процесса изображения знакомых детям предметов (Детям интересно наблюдать как из куска глины в руках воспитателя получается цыплёнок).

Воспитатель лепит не более 2-3 предметов,чтоб детям не надоело наблюдать.Такое занятие проводится со всей группой и заканчивается чтением потешки или пением песенки. Обязательнымусловием при обучение детей данного возраста является введениеигровых приемов и обыгрывание тех предметов,которые будут лепитьдети. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер.Важным моментом в проведении занятия является оценка деятельности детей. Надо рассказать детям как они работали,дать положительную оценку (повалить всех детей).

Вторая младшая группа. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характерасвязаны с дальнейшим обучением детей различение и лепке шара,цилиндра,диска,ориентировкев их величине,составлению из них несложных фигур.

Основное место отводится информационно- рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты,карандаши и другие знакомые предметы. Важно чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер.

На занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их, малыши сидят лицом к воспитателю,а он берет ком глины и производит необходимые движения «Беру кусок глины (пластилина) – кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед, назад.Вот какой получился столбик. Показ и объяснение способов изображения должны занимать на занятии не более 3-4 мин. Обучение детей этого возраста должно предусматривать детскую самостоятельность. Поэтомукогда дети знакомы с приемами лепки, им неследует показывать еще раз. Хороший результат от занятия может быть достигнут если детей воспитатель сумеет заинтересоватьобыграть занятие. Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения.

Старшая группа. При обучении в этой группе детей с первых этапов используется натура,что для детейещё очень сложно,потому что ему все время нужно сравнивать с ней свое изделия. На занятии натура надо рассмотреть.Воспитатель определяетпропорциии движениемрукиподчеркивает формы предмета,затем задает детям вопросы направляющие на выявление характерных особенностей формы и на её решение.

Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется,так как дети с ними уже знакомы.Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами,читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации,а также скульптуру малой формы, народные игрушки и муляжи и.т.д.

Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создает воспитательнапример детям говорят что после занятия вылепленную посуду они могут использовать для игры.

Большое значения для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуют в виде беседы.Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению,то воспитатель предлагает рассказать,что изображено,хорошо ли передана форма,какими способами лепили. Подготовительная группа. Вподготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может бытьпроведен по предложению воспитателя и позамыслу.

Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знанийи умений.Решение замыслов в лепке предполагает большой объемзрительных образов.Для этого воспитатель с детьми наблюдают и рассматривают предметы,отмечая в них красоту ипластику формы характерные свойственные данному предмету черты.

Иногда проводит целенаправленные наблюдения задает вопросы направляющие внимание детейна то характерное,что поможет передать предмету (животному) более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах,где персонажи представлены в разных положениях.

При объяснении детямдействие расчленяется на составные части,например во время лепки по стихотворению Л.Воронковой «Маша- растеряша» воспитатель говорит «Для того чтобы заглянуть под стол,Маша- растеряша встала на колени,руками оперлась о пол,нагнула голову и заглянула под стол». При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Важно чтобы у детей формировались живые действенные образы.

В подготовительной группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативуребенку.

Лепка в средней группе. Задачи по лепке. Продолжать развивать интерес детей к лепке;совершенствовать умение лепить из глины (пластилина,пластической массы).Закреплять приемы лепки,освоенные в предыдущих группах;учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара,вытягиванию отдельных частей из целого куска,прищипыванию мелких деталей(ушки у котенка,клюв у птички).Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета фигурки.

Учить приемами вдавливания середины шара,цилиндра для получения полой формы.Познакомить с приемами использования стеки.Поощрять стремления украшать изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Во второмквартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты),а также фигурки состоящие из нескольких частей.Они лепят куклу девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Строение фигуры человека дети поймут быстрее,если начать с лепки снеговика. Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика,защипывать края диска – лепешки для создания более полной и формы.Дети пользуясь этими способами, вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.

В третьем кварталедети учатся лепить посуду.Учат детей заострять глину при лепке мелких частей,вдавливать её пальцами для получения полных предметов,загибая краяу расплющенной формы во время лепки посуды,прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.Ручкуу чашки дети могут сделать используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы,а также способом – примазыванием к вылепленному сосуду.

В летний период создается возможности для закрепления приобретенных детьми умений

Методика работы по лепке. Для успешного освоения программы детьми,воспитатель использует приемы активизирующие внимание ребят во время лепки. Также приемы расширяющие представления детей об окружающем.

В группе и на прогулке организуются рассматривание предметов и наблюдения явлений окружающейжизни, которые могутбыть предложены ребятам для изображения на занятиях. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму,на пропорции и строение и только на те действия, которые они смогут изобразить. (например при наблюдении за птицей обращать внимание на овальное туловище птицы на круглую голову,плоский хвости.т.д.).

На первых этапах обучения чтобы детям был понятен способ лепки,при анализеформы частей можно прибегать к сравнением с теми предметами форму которой дети знают хорошо.(например,при лепки куклы можно сказать,что руки у неё как столбики).

В средней группе нужно научить изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассматриваниипредметов нужно направлять внимание детей на такие особенности как (углублениеу яблока,вытянутый черенок у кабачка и.т. д).

Очень действенным приемом обучения это обыгрывание темы и результата работы например всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке,называя её кормушкой.

Список литературы:

1.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999.344 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольногообразования /Под ред.Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 4-е.,перераб.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-352с.

3.КомароваТ. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для уч –ся пед.уч-щ по спец. «Воспитание в дошк. учреждениях»/Т. С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.;Под ред. Т. С. Комаровой.- 2-е.,дораб.- М.: Просвещение,1985.-271с.ил.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.