Компенсация за детский сад – это социальная гарантия федерального уровня. Размер и порядок выплаты установлен законом «Об образовании», а поскольку полученные средства являются доходом – еще и НК РФ. Региональным законодательством могут быть учреждены льготы тем, чьи дети из-за отсутствия мест не попали в дошкольные учреждения.
Посещение дошкольного учреждения ребенком подлежит оплате родителями или опекунами. Исключение – бесплатное пребывание в государственных и муниципальных детсадах льготных категорий детей:
В родительскую плату включена стоимость присмотра и ухода за ребенком. Расходы на образовательные мероприятия и содержание детсада как имущественного комплекса в нее не входят. Они производятся из средств государственного или муниципального бюджета.
Законным представителям детей, оплачивающим предоставляемые дошкольным учреждением услуги, правительство субъектов РФ обязано выплачивать компенсации. Их минимальный размер установлен на федеральном уровне и зависит от:
Правом получить установленную льготу в 2019 году обладает тот из родителей и законных представителей, кто вносит родительскую плату. Обращение за ее предоставлением оформляется в порядке, установленном муниципальными властями. Они же финансируют расходы на эти мероприятий.
2018 год ознаменовался внесением изменений в НК РФ, которые вступят в силу с 01.01.2019. С возвращенной родителям суммы перестанет взиматься 13% НДФЛ. Подсчитаем сэкономленное. Если размер оплаты за детсад – 1500 р., а ребенок у родителей второй, сумма компенсации – 750 р., НДФЛ – 97 р. 50 коп. Однако для многих сыграет роль пп.4 п.1 ст.218 Налогового кодекса. В соответствии с ним при установлении предельного размера дохода (280 000 р.), в пределах которого возможен налоговый вычет, выплаты, освобожденные от уплаты НДФЛ, не учитываются.
Для многих семей остро стоит проблема устройства ребенка в дошкольное учреждение. В связи с отсутствием мест и очередями, матерям приходится «засиживаться» в декретных отпусках. Такая ситуация не только наносит урон семейному бюджету, но и прямо противоречит ст.43 Конституции, гарантировавшей общедоступность дошкольного образования.
В 1992 году были инициированы изменения в ФЗ №273 о введении компенсаций за непредоставление места в детсаду. Но законопроект не нашел поддержки. Это не мешает проявлять инициативу муниципальным властям. Региональные правила находятся в ракурсе ст.31 ФЗ «Об образовании», установившей, что дошкольное образование на подведомственной территории находится в ведении субъекта РФ. Унифицированной практики, в соответствии с которой производится компенсация за детский сад, нет.
Для получения денег в 2019 году необходимо обратиться к органу соцобеспечения (иногда – местного самоуправления) с заявлением и пакетом подтверждающих документов:
Также нужно предоставить копии этих документов. Перечень примерный и может меняться в зависимости от региона и учреждения.
В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.
Находится со своим ребенком в первые годы жизни, следить за его здоровьем и развитием, а также присутствовать при первых шагах очень важно, однако далеко не всегда есть возможность у женщины быть домохозяйкой. Нужны деньги, чтобы обеспечить семью, а декретный отпуск выдается лишь на ограниченное количество времени. В таких случаях возникает острая необходимость направить чадо в детский садик, но мест на всех не хватает. Это вызывает массу неудобств и довольно затратное. Именно по такой причине практикуется компенсация за садик после 1.5, благодаря чему можно хоть как-то справиться с сложившейся ситуацией.
При достижении ребенком возраста в полтора года возникает переломный момент: пособие по уходу не выплачивается, а мать просто вынуждена искать работу, чтобы обеспечить семью. Ребенка в таком случае необходимо куда-то определить. Конечно, хорошо, если можно оставлять на бабушек и дедушек, но реальность зачастую совсем иная. Выходом становится дошкольное учреждение.
Тут стоит учитывать и то, что по указу номер 599 в приоритете именно дети от 3 лет. Основные средства направлены именно на реализацию права на обучение с этого момента. Подобное отношение вызывает массу проблем для устройства детей более младшего возраста. Однако, этот же указ не устраняет полностью и проблему детей от 3 лет, из-за чего компенсация за садик после 1.5 лет предусмотрена вплоть до 6 лет.
На самом деле, хоть выплаты и практикуются, но соответствующий закон принят так и не был. Конечно, его выдвигали несколько раз, а именно в 1992 и даже совсем недавно в 2012 году. Но поддержки он не получил.
По этой причине полностью весь процесс ложится на плечи местных муниципалитетов. Каждый регион самостоятельно определяет, какого размера будет компенсация за детский садик после 1,5 лет, какова будет сумма выплаты, а также до какого возраста они будут производиться.
Как уже писалось выше, данная инициатива не контролируется законодательно, из-за чего условия могут существенно меняться:
Также стоит отметить, что заранее тяжело понять, какого размера компенсация будет предоставлена. Она может колебаться, в зависимости от различных причин, например, увеличение из-за количества детей указано выше. Также не стоит забывать и о финансовой ситуации в самом регионе.
Немаловажным является и доход семейства, так как главная цель программы помочь именно малоимущим, а не тем, кто и без всякой помощи может запросто оставаться в декретном отпуске.
Компенсация за детский садик после 1.5 лет будет получена при обращении в орган соцобеспечения, однако потребуется предоставить определенные документы:
Сама по себе компенсация хоть и будет довольно ощутимой и весомой, но не сможет полностью покрыть убытки из-за непредоставления мест в детском садике. Однако такой вид помощи будет вовсе не лишним и поможет справиться со сложным периодом. Стоит отметить, что дополнительно помогут и другие льготы, например, молочная кухня, благодаря чему воспитать ребенка будет проще даже без детского садика.
Дефицит дошкольных учреждений в России привел к тому, что очередь в детский сад становится привычным явлением в большинстве регионов страны. Обращаясь к Конституции, в статье 43 гарантирующей доступность дошкольного образования, граждане вправе требовать от государства не только предоставления мест, но и возмещения материальных затрат при их отсутствии. Действующий сегодня ФЗ «Об образовании» выносит регулирование этой нормы на уровень субъектов РФ. Отсюда и серьезные различия как в размерах компенсации за детский сад, так и в самих положениях, кому полагается такая выплата.
Законодательные акты, принимаемые на уровне регионов, содержат положения о размерах выплат для родителей, не сумевших устроить ребенка в детсад. Критериями, влияющими на величину сумм, становятся:
В разных регионах утвержденный размер компенсации за детский сад в 2016 году варьируется в пределах 3–6 тыс. руб., а в столице подобные выплаты и вовсе не предусмотрены.
Согласно российскому законодательству посещение ребенком детского дошкольного учреждения должно оплачиваться его родителями (плата включает лишь уход и присмотр за детьми, тогда как содержание учреждения, приобретение инвентаря, и пр. субсидирует государство). От платы освобождаются сироты, дети-инвалиды и малыши, лишенные родительского попечения. При этом власти предоставляют компенсацию родительской платы за детский сад, помогающую уменьшить финансовое бремя. Она рассчитывается в процентах от величины платы и регулируется критерием очередности ребенка в семье. В результате компенсация за родительскую плату в детском саду применительно ко всем регионам страны составляет:
Важное уточнение: вышеуказанные положения касаются государственных дошкольных образований, а значит, плата за частный детский сад не компенсируется.
Для тех, кто планирует воспользоваться правом на компенсацию за детский сад в 2016 году, необходимо знать, что с 1 января в отношении данной выплаты отменен 13% НДФЛ. Прежде он взимался с родителей, получивших выплату, которая формально является доходом физического лица. Кроме того, все в большем числе регионов внедряется электронная очередь на запись ребенка в детсад. Подобная система полностью прозрачна, не имеет коррупционной составляющей и доступна каждому, кто обратился в отдел образования администрации своего города с соответствующим заявлением.
В 2016 году возможность на получение компенсации выплат за обучение ребенка в детском саду имели все родители и законные опекуны малыша. Возврат средств оплаты за детский сад составляет и в 2018 году: 20% за одного ребенка, 50% в случае двух детей и 70% за троих детей (и больше). Однако с 1 января закон данной сфере претерпел определенные изменения, о которых необходимо знать. Получить часть денег обратно теперь могут не все.
Право на возврат части средств от оплаты имеют родители, получающие доход, не более 150% от прожиточного минимума (установленная государством минимальная сумма для проживания), примерно 14 000 руб. Таким образом, совокупный доход семьи (к примеру, 4 человека, два взрослых и два малыша) не должен превышать сумму в 58 000 рублей. Это наиболее значимое изменение по сравнению с 2016 годом. Стоит учесть, что в зависимости от региона, сумма может меняться.
Также с 1 января 2017 года, операции по возврату платы за детский сад были приостановлены в связи с новыми изменениями. Исключением являются лица, которые помимо обратной выплаты получали каждый месяц детское пособие.
Изменения начисления компенсации платы за детский сад вступают в силу с 1 января 2017 года. Кому полагается возврат средств, потраченных на питание детей? Какой процент? Куда подавать документы на возврат денег?
Родитель или попечитель может обратиться в органы, отвечающие за эту область деятельности – соц. защиты или МФЦ (Многофункциональный центр) с требованием о компенсации. Необходимо предоставить документационный набор, в который нужно добавить данные о финансовом положении семьи и ее доходах.
Список данных, которые нужно предоставить:
В случае подачи документов до указанной даты, начисление процента возврата за оплату детского сада будет начинаться с того момента, когда процедура выплат была приостановлена, то есть с 1 января. При подаче обращения позже указанной даты, деньги начнут начисляться непосредственно с того момента, когда было сделано обращение. Сумма возврата за оплаты питание в детском саду будет выплачиваться на протяжении года (12 месяцев). По истечении данного промежутка времени, документы необходимо обновить.
Не стоит забывать, что органы самоуправления на местном уровне вправе устанавливать дополнительные льготы. Исходя из этого, в разных регионах страны общий доход семьи и ряд других информативных данных может незначительно отличаться. По этой причине необходимо обращаться в структуры, отвечающие за данную сферу деятельности. Сотрудники учреждений проконсультируют обратившихся и ответят на вопросы касательно данной темы.
Возврат денег за оплату детского сада в 2018 году претерпел ряд изменений, но в целом процедура осталась прежней. Для льготных категорий изменений не произошло. Льготниками являются: дети военнослужащих, работники детского сада, инвалиды, ликвидаторы ЧАЭС.