Чем взрослый человек отличается от ребенка? Чем отличается ребенок от взрослого? Это должен знать каждый родитель

06.05.2019

Взрослый человек: на урок или с урока?

(вместо введения)

Уроки для взрослых… Что означает соединение этих несоединимых, на первый взгляд, слов? Урок - понятие традиционно школьное. Оно ассоциируется с годами ученичества, классом, партами. Для взрослого слово "уроки" приобретает совсем иное звучание, иной смысл. Это выводы, которые он извлекает из важнейших эпизодов собственной жизни. Подобные уроки всегда неповторимы, и потому - уникальны. Название книги следует воспринимать как метафору, позволяющую перенести свойство одного явления на другое. Здесь не будет назиданий и готовых «рецептов» для взрослых. Это не сборник цитат или известных истин, а попытка осмыслить новые нетрадиционные формы образования взрослых.

Что такое образование взрослых?

Хотя термин «образование взрослых» уже "прижился" и в отечественной, и в зарубежной (adulteducation) научно-методической литературе, тем не менее, на наш взгляд, он иногда вводит людей в заблуждение. Дело в том, что, следуя давно устоявшемуся ведомственному подходу в социальных вопросах, мы привыкли все, что называется "образование", относить в сферу полномочий Министерства образования, а все, что касается "культуры" - в Министерство культуры и так далее. Вместе с тем, такой "узко специализированный" подход к проблеме духовного, интеллектуального и творческого развития человека часто мешает нам взглянут на проблему комплексно и распыляет и без того скудные средства, выделяемые на эти цели.

Итак, когда мы говорим "образование взрослых", мы имеем в виду все сферы целенаправленного развития взрослого человека. Этим занимается и образование (дополнительные курсы, кружки, системы повышения квалификации),и культура (клубы, хоры, кружки ремесел, библиотеки), и службы занятости (переобучения и переквалификация), и неправительственные организации (гражданское воспитание, работа с женщинами, молодежью, инвалидами), и любой руководитель любой организации (семинары, планерки, рабочие собрания). То есть, любая работа, связанная с расширением знаний, умений, навыков и качеств взрослого человека, является образованием взрослых.

Образование взрослых, как любой социальный институт отвечает запросам общества. Вместе с тем оно составляет обособленную часть системы образования, призванную удовлетворять ожидания и потребности различных групп взрослых людей: занятых в сфере профессионального труда и безработных, изменивших в силу обстоятельств привычный образ жизни и инвалидов, лиц "третьего возраста" и т.д. Статистика говорит о растущем уровне образования людей. Вечерние школы, дающие общее среднее образование, перестали быть школами для взрослых и фактически превратились в «подростковые». Одновременно возрастает роль институтов постдипломного образования, центров повышения квалификации и переподготовки. Можно полагать, что запросы рынка и изменяющиеся потребности населения будут и в дальнейшем повышать роль и значение этого звена непрерывного образования. Его развитие обусловлено также особенностями социально - демографической ситуации: ростом численности лиц "третьего возраста", для которых образование выступает важнейшим средством борьбы с одиночеством.

Образование взрослых относительно автономно. Ему противопоказана жесткая регламентация (централизация, унификация, контроль) "сверху". Всякая попытка управления местными инициативами неизбежно обедняет возможности образовательных учреждений и ведет к свертыванию их деятельности.

Образование - это не просто занятия с преподавателем, это многосторонний процесс приобретения знаний и нравственных ценностей. В настоящее время ЮНЕСКО официально признает три формы образования:

  • Формальное (formal) , то есть проходящее в специальных образовательных учреждениях и заканчивающееся выдачей общепризнанного свидетельства или диплома - оно включает и обычную систему профессионального образования, и различного рода курсы переподготовки и повышения квалификации.
  • Неформальное (non- formal) , которое может проходить в любом месте и не обязательно ведет к выдаче диплома. Сюда можно отнести различного рода клубы, кружки, лектории, секции. Этим-то образованием, собственно говоря, и занимаются организации и учреждения культуры. Сразу скажем, что в развитых странах система неформального образования стоит на одном уровне с формальной, а зачастую и выше ее по значимости, потому что именно в ней человек находит оптимальные условия для творческого развития своей личности.
  • Информальное (informal) , то есть неорганизованное и часто не имеющее целенаправленного характера приобретение информации через любые источники (библиотеки, средства массовой информации, общение с друзьями, посещение театра, музеев или выставок).

В последние десятилетия во всем мире стали активно пропагандировать идею непрерывного образования. Сейчас страны Европейского Союза обсуждают один из своих основополагающих документов - "Меморандум непрерывного образования", который должен заложить фундамент для "учения длиною в жизнь" (lifelonglearning) как неотъемлемого права каждого гражданина Европы.

Почему же именно в наше время эта проблема приобрела особую актуальность?

Во-первых, это связано с объективной потребностью постоянно осваивать новые технологии, неудержимо навязываемые нам научно-техническим прогрессом . Если еще вчера компьютер, особенно, в сельской местности, был чем-то вроде ракеты, о которой все знали, но видели только по телевизору, то сегодня практически в каждой организации он становится столь же привычным, как и калькулятор. Вслед за ним к нам приходит электронная почта, Интернет, новые бухгалтерские программы, и если мы не будем готовы их принять и признать, очень скоро мы окажемся на обочине не только профессиональной, но и общественной жизни.

Второй фактор - это усложнение социальной среды , а именно, необходимость все время делать осознанный выбор. Если раньше нас совершенно не волновало, какой сорт колбасы покупать, за какого кандидата голосовать, в какой банк вкладывать свои деньги и в какую школу отдать ребенка - выбора просто не было, то сейчас от многообразия рекламных предложений и предвыборных плакатов порой голова идет кругом. И чем более информирован и образован будет человек, тем более осознанно он будет делать свой выбор, основывая его не на яркости рекламы и красивости фраз, а на собственных убеждениях и знаниях.

Третья предпосылка необходимости постоянного образования, особенно, неформального образования - это новые нравственно-этические требования , предъявляемые современным обществом. В период изменения устоявшихся нравственно-психологических норм значительно повышается роль нравственности в общественной жизни, заметно усиливается внимание общества к проблемам воспитания патриотизма, борьбы с социальными пороками, соблюдения законов, уважения прав и выполнения обязанностей граждан, укрепления семьи, развития здорового образа жизни, сохранения окружающей среды и т.д. Отсюда острая постановка проблем воспитания, гражданского образования не только подрастающих поколений, но и взрослых людей.

В этом же ряду стоит и проблема удовлетворения все возрастающих потребностей отдельного человека в развитии своей собственной личности, то есть обучение взрослых в целях самосовершенствования и самореализации. то есть реализация способностей человека становиться всем, чем он захочет, достигать своих целей, проявлять свою общечеловеческую и личностную сущность. Конечно, не всегда еще условия нашей жизни позволяют нам достичь этой верхней ступеньки, но будем надеяться, что именно к этому все же движется наше общество.

Кого мы называем взрослым?

Часто считают, что взрослые - это люди, которым уже далеко за 30, а то и вовсе пенсионеры. Взрослым можно назвать любого человека, получившего среднее образование и начавшего самостоятельно зарабатывать деньги. То есть эта категория охватывает и работающую молодежь, и людей среднего возраста, и стариков, которых все чаще называют представителями "третьего возраста".

Организация ЮНЕСКО, давно и серьезно занимаясь особенностями обучения взрослого человека, сформулировала главный принцип образования взрослых, выведенный ими в результате многочисленных исследований - «Для взрослого обучение должно быть веселым!» (Adult learning must be fun.). Что это означает?

Психологи выделили пять основных особенностей, отличающих взрослого учащегося, от ученика или студента :

  1. Взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает.
  2. Взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию.
  3. Его мотивация к учению заключается в совершенно прагматическом подходе - он стремится с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечение и т.д.).
  4. В отличие от ученика или студента он стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учебы.
  5. Его восприятие неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом его мозг стремится "заблокировать" любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией (даже если это просто чувство голода, неудобное сидение или недостаток свежего воздуха).

Основные правила работы с группой взрослых людей называют андрагогической моделью обучения. Термин "андрагогика " (от греческого andros - "взрослый человек") появился в противовес педагогике (pais - "ребенок") для обозначения науки, изучающей закономерности обучения взрослого человека.

Ключевым звеном между содержанием образования и личностью выступают методы (способы, приемы и операции), с помощью которых знания становятся достоянием взрослого человека. Они задают общую направленность процессу обучения.

Объективно возрастающая роль образовательного процесса в развитии личности, ее способности управлять собой, самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию, побуждают пересматривать подобное представление о методах обучения взрослых. В соответствии со сложившимися в современной педагогической литературе подходами речь идет о технологиях образования как системе способов, принципов и применяемых в обучении и адекватных особенностям позиции взрослых.

Если обдумывать особенности конкретной технологии (или метода работы), учитывая особенности взрослого человека, то, видимо, следует задать себе следующие вопросы:

  • будет ли у участников возможность самостоятельного поиска решения?
  • насколько близки процессы обучения к реальной жизненной ситуации, поведению человека, где он сам принимает решения и эмоционально переживает результат?
  • будет ли участников возможность общения с другими участниками? какие могут возникнуть отношения в процессе обучения? что предпринять, чтобы они были связаны с положительными эмоциями?
  • будут ли в процессе обучения поддерживаться чувство собственного достоинства, самоуважение, опора на достижения, жизненный и профессиональный опыт, партнерские начала?

Сам характер вопросов говорит об особой роли того, кто работает со взрослыми. Эффективность их деятельности прямо зависит от способности учесть отмеченные выше особенности образовательного процесса и на этой основе выстроить "тактику взаимодействия". Позицию преподавателя можно определить как содействие самоопределению и самореализации обучающегося взрослого. Следовательно, преподавание, как профессиональное занятие, сталкивается в новой ситуации с решительными изменениями: не столько (и не столько!) передача знаний, сколько приобщение взрослых к путям и методам, позволяющим использовать собственные резервы для решения профессиональных и иных жизненно важных проблем.

Где учиться андрагогической компетентности ?

Необходимость повышения андрагогической компетентности начинает осознаваться обществом на наших глазах: создаются соответствующие кафедры, разрабатываются образовательные программы, готовятся пособия, организуются специализированные курсы, проводятся конференции. Но, к сожалению, о создании системы андрагогической подготовки в нашей стране пока говорить рано.

Анализ зарубежного и отечественного опыта разработки и использования методов образования взрослых позволяет выделить те из них, которые в наибольшей степени обогащают их мотивацию учебной деятельности, содействуют развитию профессиональной компетентности. Они предусматривают вариативность форм учебной деятельности, использование разнообразных форм организации групповой работы, динамическую смену видов деятельности.

В последнее десятилетие разработка и практическое использование новых обучающих технологий образования взрослых идут быстро и интенсивно. Поскольку андрагогика как наука об образовании взрослых еще только складывается, а система профессиональной подготовки андрагогов отсутствует, важно определить условия, содействующие поиску эффективных способов работы со взрослой аудиторией.

Одна из наиболее распространенных форм обучения взрослых - семинар, который понимается как короткий учебный курс, посвященный какой-либо теме или проблеме.

Насколько нам известно, общепринятой классификации семинара как формы профессионального обучения нет. Даже если вынести за скобки все занятия, называемые семинаром, из сферы культуры, искусства, разного рода молодежные встречи, очевидно, что одним словом - «семинар» - называют образовательные мероприятия, совершенно разные и по форме, и по целям.

Наверняка, предложенная ниже классификации несовершенна, и можно искать другие способы описания семинара как формы организации занятий для взрослых. Для нас интересно то, что делает семинар наиболее популярной формой обучения взрослых, что объединяет все разнообразие тематики и целей. Во время обучения на семинаре предполагается активность и личная заинтересованность слушателей, их способность наряду с организаторами «привносить» нечто существенное в содержание курса; участниками в семинарской группе всегда рождаются идеи и создается нечто новое - продукт, проект, вещь. Участие в семинаре далеко не всегда означает решение проблемы, чаще всего, участник получает своеобразный заряд, импульс, который помогает сориентироваться, определить приоритеты, наметить новые задачи и вместе с единомышленниками обсудить пути их решения.

вид семинара цель например:
Профессиональный новые знания, информация, обмен опытом «Правовые знания», «Новое в составлении годового отчета» (для бухгалтеров)

«корпоративный»

анализ текущей ситуации, выработка новых подходов к деятельности «Планирование сотрудничества» (для партнерских организаций, участвующих в одном проекте)
«мастер-класс» все этапы создания какого-либо продукта (в том числе и нематериального) «Уровневая подготовка специалиста-андрагога». Разработка модульной программы

экспериментальный

знакомство с каким-либо методом работы и освоение его на практике, оценка «Использование психодрамы для работы с трудными подростками»

Примером такого обучения может быть цикл семинаров, объединенных общей темой «Профессиональное мастерство андрагога ». Участники семинара работают в качестве преподавателей в системе профессиональной подготовки и переподготовки различных категорий взрослого населения (безработных, инвалидов, военнослужащих, заключенных, пожилых людей) в учреждениях образования взрослых Санкт-Петербурга. Большинство участников семинара пытаются использовать инновационный опыт в области технологий обучения взрослых и говорят о необходимости анализа собственного опыта и опыта коллег, о более глубоком осмыслении теории обучения взрослых и социально-психологических особенностей взрослых учащихся.

Цели семинаров:

  • развитие уровня профессиональной культуры андрагога, овладение андрагогом целостной профессиональной деятельностью;
  • развитие и обогащение опыта практической деятельности;
  • овладение теорией и практикой применения современных технологий обучения взрослых;
  • анализ андрагогических условий эффективного использования современных технологий обучения взрослых.

Цикл семинаров включил изучение четырех технологий:

  • групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций;
  • деловых игр;
  • творческих мастерских;
  • модульного обучения.

Предложенные технологии универсальны и могут быть использованы как в дополнительном профессиональном, так и в общекультурном образовании взрослых. Основой каждой из них является работа в «малой группе», в рамках которой возможно активное взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса.

При организации обучающих семинаров были учтены следующие факторы:

  1. Профессионально значимые потребности обучающихся, опыт и особенности их профессиональной деятельности.
  2. Потребность в развитии базовой теоретической подготовки участников семинара.
  3. Возможность обогатить профессиональную культуру преподавателя.

Организаторы полагали, что семинар эффективен в той мере, в какой создает атмосферу доверия, открытого общения и взаимопонимания участников; позволяет осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемой проблеме; создает условия для активной практической и интеллектуальной деятельности; обеспечивает возможность проанализировать результаты совместной деятельности.

В связи с этим каждый семинар включал следующие этапы:

  • знакомство участников; упражнения на «разогрев» для создания непринужденной и творческой атмосферы;
  • сообщение целей, выявление потребностей и ожиданий участников;
  • теоретическое введение в обсуждаемый метод;
  • организация практической работы;
  • подведение итогов.

Семинары проходили в течение целого рабочего дня. Такая продолжительность является оптимальной для погружения участников в теоретическое и практическое осмысление изучаемой проблемы. Важно то, что каждый из семинаров делится на два больших этапа. На первом этапе участники на практике знакомятся с методикой и технологией обучения взрослых в режиме «реального времени». Становясь, таким образом, на позиции взрослого слушателя во время «проигрывания» метода, они могут ощутить на себе и по достоинству оценить его преимущества и недостатки. Обсуждение «испытанной» технологии происходит на втором этапе, когда участники семинара снова «становятся» коллегами-андрагогами. Если в первой части в роли ведущего выступает сторонник метода, тот, кто успешно применяет его на практике, то на втором обязательно должен быть другой ведущий, «нейтральный» модератор, который при помощи активных методов направляет дискуссию. Он способствует тому, чтобы обсуждение носило конструктивный характер и ни одна идея не была утрачена. Во время обсуждения тот, кто представляет метод, может получить обратную связь, осмыслить ценность метода, а также риски и опасности, которые с ним связаны.

В практике проведения обучающих семинаров для взрослых сегодня существует довольно большой набор необходимых методик и приемов. Продумывая программу семинаров, его руководители тщательно отбирали те из них, которые позволяют наиболее успешно решить намеченные задачи.

Первый этап — начало работы и знакомство участников семинара .

Методики, используемые на этом важном этапе работы, не только помогают создать необходимую атмосферу открытости и сотрудничества, но и способствуют успешному поиску новых знаний и эффективности совместной творческой работы. Чаще всего на данном этапе использовался метод представления участников семинара по кругу. Им предлагалось представить краткую информацию о себе: имя, область деятельности. Иногда использовались и другие методики, например: «Расскажи о себе», «Расскажи о партнере».

Методика «Расскажи о себе» — это не только простое представление себя, но и ответы на неожиданные вопросы. Например: «Ваше самое большое достижение в прошлом году?» Обычно это сразу вызывало интерес, позволяло раскрепоститься и создавало атмосферу непринужденности, открытости.

Методика «Расскажи о партнере» предполагает предварительное знакомство в парах с использованием определенного плана: имя, работа, самая большая последняя удача, отношение к изучаемой проблеме. На этой основе каждый представляет своего партнера группе. Поскольку такая форма знакомства занимает достаточно много времени, выступления регламентировались: пять минут на знакомство и 30 секунд на рассказ. Это создает дополнительный «спортивный азарт».

Важно, чтобы на этом этапе были представлены все участники семинара, включая преподавателя, модератора, менеджера и др.

Второй этап — работа по овладению теоретической основой изучаемой проблемы.

На этом этапе в центре внимания участников — анализ изучаемого вопроса, презентация теоретических основ предлагаемой технологии. На эту часть работы отводилось 20-30 минут. Для более глубокого восприятия информации использовались наглядные и другие раздаточные текстовые материалы. Преподаватель, с опорой на них, делал обзор наиболее трудных и значимых теоретических проблем, ориентируя обучающихся на самостоятельное осмысление теоретического материала. Жанр, в котором шла работа, лишь условно можно назвать лекцией, так как в ней присутствовали элементы свободной беседы.

Третий этап — практическая работа. Знакомство участников семинара с практическими основами изучаемой технологии.

На этом этапе работы использовались активные методы обучения, которые позволяли участникам семинара, прежде всего, более глубоко проникнуть в изучаемую технологию, сначала «почувствовать», а затем объяснить ее роль и смысл «самим себе». Работа проходила в малых группах. Выработанные в них решения выражали позицию всей группы, поэтому участникам требовалось время, чтобы найти подходящий термин, верное слово. В процессе обоснования решения участники группового обсуждения опирались на" те знания, которые были получены ранее. Содержание задания для группы и выработка решения определялись преподавателем в зависимости от изучаемой проблемы. Например, если на семинаре изучалась тема «Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций», то обучающиеся должны были понять значение и возможности «конкретной» ситуации», ознакомиться с требованиями к их разработке. В связи с этой задачей каждая группа получала текст с описанием двух ситуаций и заданием:

1. Ознакомиться с ситуациями.

2. Определить круг проблем, заключенных в описанных ситуациях.

3. Установить взаимосвязь между ситуациями (оценить сходство, различия, типизацию).

4. Предложить решение обнаруженных проблем.

Группы работают в разных аудиториях. После выполнения задания они вновь собираются вместе и предлагают свои решения, а затем они обсуждаются другими участниками семинара.

В завершении преподаватель проводит анализ предложенных решений, избегая их оценки, но выделяя значимые положения.

Четвертый этап — рефлексия, осмысление приобретенного опыта.

Этот этап является, пожалуй, самым важным, так как именно здесь осуществляется активное осмысление не только теории или чужого опыта, но и возможности его использования в собственной деятельности. Важной задачей на этом этапе становится анализ позитивных эффектов изучаемой технологии, рисков и опасностей, выявление ограничений. На этом этапе работа также осуществлялась в малых группах и завершалась общей дискуссией, обсуждением различных точек зрения.

На этапе рефлексии эффективно работают такие методики, как «Метаплан», «Карта сознания» и др.

В итоге участники самостоятельно выявляют условия, при которых применение данной технологии может быть эффективным. Выводы, сделанные на данном этапе работы, представляют существенное теоретическое обобщение, дополнение к теоретическому введению, сделанному в начале семинара.

Завершающий этап. Подводя итог, руководитель семинара предлагает каждому коротко сформулировать в одной фразе свои впечатления. Эти высказывания являются не только оценкой работы, но и определяют содержание и логику последующих семинаров.

Издание, которое читатель держит в руках, довольно необычно. Каждый из соавторов, принимавших участие в его подготовке, независимо от статуса и профессиональной принадлежности, образования и возраста, считает себя андрагогом, а потому находится в постоянном поиске интересных приемов, методов работы, которые позволяют работу со взрослыми сделать более эффективной, привлекательной, полезной. Понятно, что многое из того, что используется в практике их работы, почерпнуто из лучшего зарубежного опыта, творчески переосмыслено, адаптировано к нашим условиям и особенностям учреждений образования взрослых, в которых они работают.

Каждый из участников семинара - не только профессионал, но и яркая личность, которую отличают неповторимый стиль, манера, способы подачи материала. На наш взгляд, это нашло отражение и в данном пособии, в которое вошли представленные участниками технологии и их обсуждение в кругу единомышленников.

Идея собрать «под одной крышей» различные технологии образования, описанные практиками-андрагогами, и обсуждение этих технологий позволяет, на наш взгляд, «расширить» круг участников Круглого стола, привлечь новых активных сторонников образования взрослых, заинтересованных в том, чтобы новые современные технологии внедрялись в практику обучения взрослых.

Демографический состав трудовых ресурсов постоянно меняется, а вместе с тем значительно усиливается конкуренция за рабочее место, теперь организации требуют гораздо большего от своих сотрудников. Именно потому, умение эффективно обучать взрослых набирает все большей популярности. Процесс развития и обучения персонала не может быть пассивным и статичным, а наоборот, должен быть активным и изменчивым. Цель обучения взрослых - рост профессионализма, а также постоянное совершенствование всей организации.

На сегодняшний день проводиться большое количество масштабных дискуссий относительно подобного обучения и его важной роли в организационной стратегии. Однако, для того, чтобы подготовить эффективный конструктивный план, необходимо ответить на один, казалось бы, несложный вопрос – что мы об этом всем знаем?

Учеба, практика, активность

Обучение взрослых подразумевает то, что человек принимает участие в разнообразных программах развития и обучения. По всей видимости, развитие и рост академического предложения является продуктом профессиональных и социальных факторов, требующих особой производительности в различных сферах экспертного знания. Принимая во внимание быстрые темпы развития соответствующих технологий, а также различия между культурными нормами поколений, необходимость обучения взрослых становится просто очевидной.

Наилучшим образом обучение взрослых, как профессию характеризирует факт все более частого приема на работу руководством компаний специалистов в этой сфере. Они имеют все необходимое (знание, мастерство) для того, чтобы передавать свои знания соответственно с определенными поведенческими целями.

Обучение взрослых, как прикладная дисциплина активно развивается, что обусловлено появлением новых отделов и филиалов различных организаций. А это, безусловно, требует внедрения и распространения необходимых базовых практик.

Как сфера деятельности, обучение взрослых – это учебные и тренинговые сессии, которые рассчитаны на взрослых учащихся, а также то, с какой целью и как они обучаются. Термин «андрагогика» наиболее точно отображает учебную и образовательную активность взрослых. Задания андрагогики - разработка учебных стратегий для эффективного обучения взрослых, а также изучение процессов, напрямую связанных с тем, как взрослые учатся, и что движет ними. Важную роль в обучении взрослых играет взаимодействие между преподавателем и учащимися, а также уровень учебной активности. Обучение взрослых помогает удовлетворить потребности сотрудников, потому ему необходимо уделять достаточно внимания, внося в число приоритетов.

Желание взрослых учиться

Очень редко дети в школах самостоятельно ищут возможность учиться. Безусловно, они перенимают что-то у преподавателей, которые еще и объясняют, что необходимо выучить. Относительно взрослых дело обстоит иначе. Несмотря на то, что для взрослых обучаться необходимо под давлением общества, культурного влияния или же по требованию руководителей, все же в процессе учебы у них самих возникает интерес к обучению. По мнению Малколма Ноулз (Malcolm Knowles), основное отличие обучения взрослых и детей кроется в том, что первые склонны к самостоятельности. Естественно, мало кто из взрослых становится фанатом обучения автоматически, но, в целом, желание учиться им присуще.

Каждый взрослый имеет свои индивидуальные цели для учебы. Представьте, что специалист по обучению Боб занимается разработкой учебной программы, которую готовится представить потенциальным участникам. Он четко понимает, для чего необходима та или иная форма учебной активности, по какой причине люди придут к нему на занятия, и как будет проходить проверка. Задав поведенческие цели, он все это должен учитывать, но ведь у обучаемых взрослых свои представления о целях. И для них важно – пригодиться ли подобная учеба в работе? Для чего им это нужно? А преподавателю, как специалисту, необходимо иметь ответы на все эти вопросы. Причем они должны быть адекватными и осмысленными.

Каждый взрослый желает, чтобы обучение пригодилось ему в практической деятельности. У детей все по-другому – записав в тетрадь задание, выполнив его дома и удачно сдав тестирование, они выбрасывают с головы полученные знания, освобождая место для новой информации. Естественно, дети даже не задумываются о том, нужны ли им эти знания в будущей жизни или нет. Как же это происходит у взрослых? В отличие от ребенка, взрослый человек всегда выбирает сам, чему необходимо учиться. Да, иногда ему нужно учиться, выполняя чьи–то требования, но и в этой ситуации человек самостоятельно выбирают делать это по-настоящему или просто создавать видимость. Потому специалисту по обучению необходимо всегда указывать на важность полученных знаний для практической деятельности. А важным может быть только то, что действительно полезно.

Взрослые люди, в отличие от детей, уже имеют определенный жизненный опыт. К примеру, услышав поучение отца, как необходимо переходить через дорогу, ребенок запомнит это на всю жизнь. Или в ответ на инструкции мамы, как правильно тратить деньги, девочка кивает и полностью соглашается с ней. Это происходит по той причине, что дети никогда раньше не выполняли подобных действий, потому слова родителей, учитывая их богатый опыт, становятся для малышей авторитетными. У взрослых все обстоит совершенно по-другому. Ведь каждый из них прекрасно знает, как тратить деньги, он видел аварии и потому, наверняка, понимает, как правильно переходить дорогу. Все слова взрослые воспринимают через призму собственных знаний, о чем должен всегда помнить специалист по их обучению.

Существует такое понятие, как «личный учебный стиль», которое определяет, каким образом человек может обучаться наиболее эффективно. Стили бывают разные - визуальный, аудиальный, кинестетический, потому преподаватель просто обязан учитывать их в работе с людьми. Соответственно к различным стилям учащихся и методы работы необходимо выбирать разные, искренне заботясь о потребностях учеников. Неспособность учитывать различия между стилями может погубить даже отличную инициативу учащегося, сделав занятия скучными и неинтересными. Для эффективной работы специалист должен начать с правильного определения своего стиля, что является неотъемлемой частью его образования.

Убеждения, намерения, действия

Сам специалист по обучению является началом ответственного подхода к обучению взрослых. Слепое следование плану или обещание хорошо работать еще не является ответственностью. Ответственность представляет собой те обязательства, которые имеет преподаватель перед взрослыми учениками. В своей работе ему необходимо учитывать их особые потребности и антипатии. Проделывая всю подготовку, специалисту необходимо создать максимальные возможности для осмысленного и полезного обучения. Он должен четко понимать, что берет на себя большую ответственность, потому обязан всеми способами пробуждать интерес своих взрослых учеников. Настоящий специалист должен искренне стремиться к этому и понимать значение 3 необходимых элементов своих обязательств, таких как: убеждения, намерения и действия.

Наиболее стабильным, но наименее гибким аспектом специалиста по обучению являются убеждения, которые основаны на теориях обучения и отображают философию, которой он придерживается. Они отвечают на такие вопросы:

  • Каким образом определить, на что необходимо обратить наибольшее количество внимания? И почему на это, а не на что-либо другое?
  • Мое мнение об обучении взрослых? Наиболее важные для меня аспекты в обучении?
  • Каковы признаки качественного обучения?

Именно убеждения движут специалистом, и во многом определяет его подход к обучаемым взрослым. Некоторых людей убеждения побуждают к помощи бедным и обездоленным, а специалиста убеждения обязывают делать процесс обучения еще более полезным и увлекательным.

Намерения отображают цель, обязанности, а также решимость для их выполнения – относительно контента, учащихся и личных идеалов. Намерения отвечают на такие вопросы:

  • К каким достижениям я стремлюсь?
  • В чем заключаются образовательные цели организации?
  • В чем заключается моя роль в учебном процессе?

Крайне важно для лидеров обучения отличать цели от намерений. Цели отображают конечный результат, а намерения – направление движения специалиста. Намерений можно придерживаться в различной степени, а существование целей не зависит от личного отношения специалиста. В основе целей лежат поведенческие изменения, а намерения построены на ценностях специалиста и на его ответственности.

Действия представляют собой техники и рутины, которые используются для привлечения интереса учащихся. Другими словами - обучение в движении. Действия дают ответ на следующие вопросы:

  • Какие именно рутины я использую для того, чтобы начать и завершить процесс учебы?
  • Какие способы используются мной для привлечения внимания аудитории?
  • Какие техники я применяю в учебных программах?

Взрослые люди очень активны в обучении. Зачастую они требуют различной стимуляции, чего можно достигнуть, смещая фокус попеременно на различные сферы, а также, чередуя между собой те или иные учебные техники и виды активности. Учебная активность взрослых просто обязана быть разнообразной, для того, чтобы не разочаровать их и завладеть вниманием.

Для обучения взрослых также применима теория айсберга. Здесь вершиной айсберга, мелким, но очень важным элементом, который лучше всего виден учащимся, являются действия. Однако основную часть любого обучения составляют убеждения и намерения специалиста. В том случае, если действия, убеждения и намерения специалиста согласованы между собой, то у действий, которые и составляют обучение взрослых, будет гораздо больше шансов для успеха.

На сегодняшний день трудовые ресурсы переживают огромные изменения, меняются траектория движения и ожидания. Теперь люди существенно отличаются друг от друга. Именно по этой причине от специалистов обучения взрослых ожидают гораздо большего. Парадигмы, которых придерживаются компании, становятся другими – а это значит, что специалисты обязаны переосмыслить свою работу. Скорее всего, дискуссии, которые связаны с обучением взрослых и его влиянием на результативность бизнеса будут и в будущем, однако их характер будет совершенно иным. Обучение взрослых будет успешным до тех пор, пока специалисты будут следовать базовой системе ценностей. А мы всегда должны быть готовыми остановиться, сделать шаг назад и задать себе вопрос – что же мы знаем о подобном обучении?

  • Обучение, Развитие, Управление талантами

Экология сознания: Психология. Складывается ощущение, что эта пространство отношений и взаимодействия невозможно без существования какой- либо роли.

Каждая роль не хороша и не плоха

Вcтупая во взаимоотношения, сложнее всего принять тот факт, что, находясь в них, мы представляем собой совсем другое Я, чем до вступления в них.

Как легендарно заявил Кролик из мультфильма про Винни Пуха, когда последний на вопрос «Кто там?» ответил просто «Я!»

«Что значит “я”? “Я” бывают разные!»

Применительно к теме взаимоотношений это особенно актуально. Очень непросто осознать, что, оказавшись лицом к лицу даже с давно знакомым и близким человеком, мы ощущаем огромную обусловленность и начинаем вести себя определенным образом. При этом меняется не только наше поведение, но и то, как мы ощущаем себя, как мыслим, во что верим и даже кем себя представляем.

Известно высказывание английских джентльменов «Если я это сделаю, то я буду не я»- во взаимоотношениях подобное происходит постоянно.

Приведем гипотетический пример. Серьезный топ-менеджер исполняет роль настоящего босса или даже порой тирана в офисе. К нему не подступиться и на прием нужно записываться за две недели минимум. Но вот рабочий день закончен, занавес падает, и он возвращается домой, где превращается в маленького мальчика, исполняющего каждую прихоть своей супруги-мамы (или просто мамы). Где же остались все его грозные возгласы, взгляды и другие атрибуты власти? Видели бы его в этот момент подчиненные…

Или еще пример. Секретарша этого топ-менеджера, про которого шла речь выше, в течение рабочего дня является примером исполнительности, открытости, веселости и, как ребенок, смотрит в рот руководителю, ожидая нового указания. Но, придя домой, она оказывается в один момент настоящим лидером, «гоняющим» в прямом смысле всю семью от сына до мужа.

Кто я во взаимоотношениях?

Попадая в пространство взаимоотношений, мы меняемся. Складывается ощущение, что эта система взаимодействия невозможна без существования роли. Нельзя вступить во взаимоотношения, не заняв в них какую-то вполне определенную роль. Далее в статье рассмотрим то, какие бывают роли в системе отношений по трем шкалам:

1.Шкала лидерства

2.Шкала эго-состояний

3.Шкала ориентированности

1.Шкала лидерства: Лидер-Последователь

Взаимоотношения – это система, в которой всегда есть элемент, который ею управляет. Однако, этот элемент не имеет смысла без других, которые за ним в результате следуют. Не существует лидера без последователей.

Каждая роль не хороша и не плоха, в том числе применительно и к взаимоотношениям. У каждого своя предрасположенность. Кто-то чувствует в себе потенциал, чтобы управлять взаимоотношениями, и постоянно задает себе вопрос «Какой я хочу видеть свою жизнь в этих отношениях?» И он действительно справляется с ролью лидера, определяя и оказывая влияние развитие системы, в том время, как другой комфортно чувствует себя в роли последователя, с удовольствием воплощая в жизнь пожелания другого.

Итак, первый вопрос, который стоит себе задать, это: «Кто я – лидер (Л) или последователь (П) во взаимоотношениях?»

2.Шкала эго-состояний: Родитель-Дитя-Взрослый

Удивительно то, что взаимоотношения порой сами собой «включают» в нас различные состояния, которые Э.Берн определил как эго-состояния. Кто-то чувствует себя ребенком (Дитя), другие занимают назидающую роль Родителя, а есть те, кто сохраняет позицию логики и здравого смысла (Взрослый).

Здесь так же не существует оценок «хорошо-плохо». Все эго-состояния присутствуют в каждом из нас . Вопрос в том, какое из них для нас наиболее комфортно и привычно, когда мы во взаимоотношениях. Более того, с течением времени мы можем «включать» в себе все перечисленные состояния. Но система отношений с другим человеком будет устойчива чаще всего для какого-то одного.

Второй вопрос, который будет нелишним себе задать: «Мне больше всего комфортнее во взаимоотношениях быть Родителем (Р), Дитя (Д) или Взрослым (В)?»

3.Шкала ориентированности: Я-Мир

Наиболее простой способ определить, на кого мы ориентированы, это проследить за своими высказываниями. Если мы чаще всего «я»-каем, говоря про свои взаимоотношения «я хочу», «я знаю», «я буду», то наша ориентация направлена внутрь себя. Соответственно, чем больше мы используем «ты», «он», «она» или «мы», тем чаще мы ориентируемся на внешний мир в отношениях.

Тогда третьим вопросом, который следует себе задать, будет: « Ориентируюсь ли я на себя (Я) или на других (М - мир) во взаимоотношениях?»

Учитывая, что вопросов было всего три, то могут получиться следующие варианты:

ЛРЯ (Лидер, Родитель, Я-ориентация).

Человек занимает абсолютно авторитетную позицию во взаимоотношениях. Он убежден в своей правоте на 100% и не любит, когда другие не следуют курсу, который он, основываясь на своем богатом опыте, определил. Ценит здравый смысл в любой ситуации, эмоции проявляет крайне редко.

ЛРМ (Лидер, Родитель, Мир-ориентация).

ЛДЯ (Лидер, Дитя, Я-ориентация) .

Этот человек знает, чего хочет, как сам, так и от другого. Однако его эмоциональность может часто служить причиной ссор и конфликтов. Он умеет быть разным, но нередко проявляет капризность, не получая того, чего хочет от другого.

ЛДМ (Лидер, Дитя, Мир-ориентация).

Очень заботлив, эмоционален, способен многое прощать и терпеть. Несмотря на внешнюю стойкость, внутренне весьма раним и нуждается в поддержке, о которой не всегда может попросить, так как часто забывает о себе.

ЛВЯ (Лидер, Взрослый, Я-ориентация).

Он логичен, спокоен и знает, для чего ему вообще отношения. Хотя иногда может казаться, что он совершенно спокойно может жить и без отношений. Но это лишь внешнее впечатление, он мудр, уравновешен, сдержан, редко идет на риск, но порой не против добавить иррациональности в свою жизнь.

ЛВМ (Лидер, Взрослый, Мир-ориентация).

Он обладает огромным жизненным опытом и мудростью. Для него отношения – это глубочайший союз сердец и душ. Он не выносит игр в отношениях и постоянно переполнен идеями, как сделать этот союз еще глубже и радостнее. С трудом прощает нечестность, так как сам полностью честен перед собой и другими.

ПРЯ (Последователь, Родитель, Я-ориентация).

Этот человек с трепетом относится к любым традициям, особенно к семейным. Он четко знает и следует всем нормам, правилам и морали в отношениях. Надежность, уверенность, консервативность – это его сущность.

ПРМ (Последователь, Родитель, Мир-ориентация).

У этого варианта также сильно влияние традиций и норм, но, в отличие от предыдущего, он способен порой проявить гибкость. Нередко жизнь ставит перед ним сложный выбор между принципами и личным счастьем.

ПДЯ (Последователь, Дитя, Я-ориентация).

В отношениях нередко занимает детскую позицию, отказываясь от ответственности. Зачастую может проявлять обиду, капризничать и устраивать сцены, не получая желаемого. Ярко выраженная эмоциональность.

ПДМ (Последователь, Дитя, Мир-ориентация).

Этот вариант принимает правила игры другой стороны в отношениях и способен максимально гибко подстраиваться к ней. Способен многое терпеть, прощать и идти на жертвы ради любви и личного счастья.

ПВЯ (Последователь, Взрослый, Я-ориентация).

Этот человек очень хорошо знает себя, что хочет получить и что способен дать в отношениях. Он не питает иллюзий насчет своей умеренной эмоциональности. Честен перед самим собой и партнером. Знает, что ему нужно для счастья в отношениях и в чем-то здесь достаточно аскетичен.

ПВМ (Последователь, Взрослый, Мир-ориентация).

В отношениях имеет значительный опыт и превосходно умеет договариваться. В целом гармоничен, спокоен, ценит стабильность. В его системе жизненных ценностей семья занимает весьма высокое место. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Процессом подготовки подростка к становлению взрослым называют взрослением. Этот этап жизни считается одним из самых важных для каждого человека.

Взросление

Стоит отметить, что взросление является процессом прогрессивного изменения, который происходит с течением времени. И этот процесс не зависит от неожиданных социальных изменений и личных желаний человека. Если рассматривать процесс взросления с физиологической точки зрения, то этот процесс необратим и прогрессивен.

В возрасте 15-16 лет мальчики и девочки становятся юношами и девушками. Во многом это обусловлено яркими физиологическими изменениями : активное физическое развитие, половое созревание и сексуальное влечение. Но лишь одна из частей многогранного процесса взросления. Юноши и девушки в таком возрасте не могут полноценно выступать в роли взрослого человека, они лишь учатся понимать жизнь и вести себя естественно в мире взрослых. Но главное то, что они осознают, что скоро превратятся во взрослых людей.

Сложности вхождения в мир взрослых

Когда подросток готовится к вхождению во взрослый мир, он испытывает множество противоречий и сталкивается со многими сложностями. Прежде всего, подобные сложности связаны с многочисленными нормами , правилами и ценностями , которые сопровождают взрослого развитого человека.

Тогда подростку приходится искать наиболее адекватную форму общения, так как его контакты со внешним миром значительно расширяются и трансформируются. В первую очередь, это связано с окончанием школы, поступлением в высшее учебное заведение или колледж, со сменой круга общения. Подростки ощущают нормативность взрослых и пытаются разобраться с теми правилами, которые присущи миру взрослых.

Это - сложный и неоднозначный процесс, ведь многое зависит от того, в какой среде рос человек и какие у него отношения с членами семьи и со сверстниками. Но именно в этот период у подростка, готовящегося стать взрослым, формируется индивидуальный стиль социализации , который помогает ему адаптироваться в мире взрослых.

Также сложность состоит в том, что сам период подросткового возраста приносит человеку много открытий и новых представлений о жизни и о ценностях. Но если подростковый период проходил тяжело и был связан с повышенным напряжением, то и процесс вхождения во взрослую жизнь может оказаться весьма непростым.

Отличие взрослых от подростков

Чем же подросток отличается от взрослого человека? На первый взгляд, отличий не так уж много, подросток, как и взрослый, обладает определенными физиологическими потребностями, обладает сознанием, интересами и ценностями. Но все же восприятие жизни подростка и восприятие взрослого значительно отличаются друг от друга.

Зачастую подростки не могут разобраться в себе и определить свои внутренние проблемы, им приходится принимать свою природу, тогда как взрослый человек уже прошел этот жизненный этап. Это касается и личных интересов, целей по жизни и круга общения. Здесь главное отличие заключается в том, что подростки хотят думать, что они знают жизнь, а взрослые уже активное ее познают.

Подросток склонен к переменчивому настроению, неустойчивости и неумению выбирать правильные жизненные ориентиры. Взрослый же человек поступает более рационально, у него у же есть сформированная система ценностей и определенные принципы, которым он добровольно согласен следовать.

Сторонники эзотерических теорий утверждают, будто до одного года ребенок помнит, кем он был в прошлой жизни, но потом, обучаясь разговорной речи, забывает об этом. До трех лет дети не умеют врать и притворяться, до пяти говорят то, что думают, до девяти не понимают «черного юмора».

2 100068

Фотогалерея: Некоторые отличия детей от взрослых

Мы тоже когда-то были такими, но потом повзрослели и загнали «внутреннего ребенка» далеко вглубь души. А зря. В этой статье мы собрали небольшую коллекцию некоторых отличий детей от взрослых, а также семь безусловных поводов взять пример с самых маленьких.


Мир вверх тормашками

По законам оптической физики на моментальном «снимке», сделанном сетчаткой глаза, окружающий мир отображается вверх ногами. Именно таким поначалу видит его новорожденный, однако по мере развития мозг вносит коррективы: «изображение» с сетчатки, закодированное в виде нервных импульсов, поступает в кору полушарий мозга, и именно там формируется окончательное «фото» (в соответствии с личным опытом младенца). А он очень скоро соображает, что мама не может прогуливаться по потолку! С определением цветовой гаммы тоже пока сложно: палочки (отвечающие за черно-белое зрение) и колбочки (за цветное) у крохи работают вовсю, но для него смотреть — не значит видеть. Искусству фокусировать взгляд и следить за объектом еще надо научиться! На начальном этапе младенец избирательно отмечает только некоторые цвета окружающей действительности: черный и белый, после 3-6 месяцев учится видеть предметы желто-зеленой гаммы. Некоторые отличия детей от взрослых подразумевают в себе детскую боязнь попробовать что-то новое.


Вундеркинд — с пеленок

Оказывается, мозг малыша — не чистый лист, а настоящий кладезь информации! К примеру, сенсорные и лингвистические способности у него просто феноменальные. Канадские исследователи обнаружили, что младенцы могут найти отличия у предметов, похожих друг на друга как две капли воды (конечно, по мнению взрослых). А еще новорожденные отлично разбираются в языках — скажем, легко отличают английский от французского. Секрет — в повышенной визуальной чувствительности крохи: он улавливает взглядом малейшие изменения мимики и в буквальном смысле читает по губам! Кроме того, грудничок запросто узнает сказку и песенку, услышанную еще до рождения. Ведь практически все дети рождаются с абсолютным слухом. Американские ученые, исследуя восьмимесячных малышей, заметили, что испытуемые определяют даже самые незначительные изменения в музыкальной фразе и имеют некоторые отличия детей от взрослых. Предполагается, что способность точно узнавать тон и высоту звука помогает детям учиться разговаривать. И, увы, исчезает со временем — примерно к году. Но не у всех — у народов, говорящих на тональных языках (вьетнамском, китайском), она сохраняется.


Чудо прикосновений

В тактильном контакте нуждаются все — сеть нейронов, чувствительных к прикосновениям, проходит под кожей человека: уловив знакомый сигнал, мы реагируем на поглаживания улыбкой или иными дружественными знаками. Но то, что для взрослого просто приятно и желательно, для малыша буквально необходимо! Исследователи отмечают, что дети, которые получают от родителей прикосновения не только в момент бытовых контактов (когда их кормят, моют или одевают), но и просто так (когда их целуют, обнимают, носят на руках), растут здоровыми и отличаются более развитым интеллектом. Ведь некоторыми отличиями детей от взрослых принято принимать взрослую сдержанность и детскую трепетность.


«Детское» время

Американские ученые недавно подтвердили предположение о том, что ощущение времени у всех людей разное и напрямую зависит от возраста — чем мы старше, тем быстрее бегут стрелки на внутренних часах. Оказалось, за некоторые отличия детей от взрослых и их точность отвечает вещество допамин (чем его больше, тем быстрее тикают часики), и с возрастом его выработка увеличивается. Если попросить ребенка мысленно отмерить отрезок времени в 3 минуты, он опоздает на 5-10 секунд (а для 60-летнего человека те же три минуты пройдут за минуту и 40 секунд). Теперь понятно, почему в детстве искренне считаешь: каникулы — это маленькая жизнь. Еще одна особенность детского восприятия времени — зависимость его от интенсивности потребностей малыша (голод, усталость или необходимость посетить туалет отсрочек не терпят — даже несколько минут ожидания кажутся вечностью). Ребенок живет по принципу «хочу — дай», в отличие от взрослых «надо» и «полезно».


Купите мне собаку!

Это на самом деле важно! Немецкие психологи обнаружили: счастливые владельцы хвостатых друзей отличаются более взвешенным поведением и даже добиваются больших успехов в учебе! В чем секрет? Возможно, в чувстве ответственности, которое развивает общение с собакой (питомца надо регулярно выгуливать, кормить). А может, в том, что ребенок понимает язык братьев наших меньших? Исследователи отмечают, что дети лучше различают эмоциональный настрой животных (это подтвердили эксперименты с шестимесячными крохами) — связано это с более чувствительным восприятием мира ребенком.


Центр Вселенной

Восприятие себя как «пупа земли» для малыша вполне естественно. Через призму эгоцентризма ребенок воспринимает весь окружающий мир: мама — только для удовлетворения его потребностей (поэтому ее отлучка из дома — что-то недопустимое), рождение брата или сестры — измена (ведь это соперник). Такое инфантильное отношение к действительности характерно примерно до двухлетнего возраста (если оно сохраняется дольше — очевидно, его поощряют... родители своим воспитанием). В таком возрасте некоторые отличия детей от взрослых преждевременны.


Кричишь? Не слышу!

В отличие от взрослого, который, общаясь, опирается на словесный смысл сказанного, ребенок реагирует, прежде всего, на настроение и эмоции (даже если взрослый не; отмечает особой эмоциональной! окрашенности своей речи). Малыш расшифровывает их, анализируя интонацию, мимику, жестикуляцию и так далее. Гневная маска на лице родителя, громкий голос и сжатые пальцы могут либо «заразить» ребенка негативными эмоциями (тревога и страх), либо просто пройти мимо. Как и смысл ваших слов. Нервная система, избегая перегрузки, тормозит психические процессы — маленькие дети могут не слышать слов, которые способны причинить им боль.


Ужасно интересно все то, что неизвестно...

Но только до поры до времени. По мнению японских ученых, уже с трех лет мозг ребенка, прежде подобный машине, механически заглатывающей все, что ей предлагают, начинает фильтровать информацию. Отдавая преимущество той, которая ему действительно интересна! Привлечь внимание маленького интеллектуала уже не так просто. Поэтому важно предлагать знания в форме игры, или нарочно ошибаться (например, читая знакомую книгу) — он должен почувствовать себя знатоком!


Доходить до самой сути

Дети знают: лучший способ узнать, как «это» работает — разобрать его до винтика. Особенно если речь идет не о плазменном телевизоре, а о нерешенных проблемах. Разложите наболевший вопрос по полочкам — и все получится!

Не приносить «работу» домой: все проблемы оставлять за порогом дома, ведь это место для отдыха и приятного общения.

Задавать вопросы: не стыдно не знать — стыдно не спрашивать. Любопытство — одно из средств познания мира, и не стоит его подавлять. Удивительно, сколько новой информации и замечательных идей — буквально под рукой!

Слушать и слышать: с собеседником, который внимает (а не просто пережидает чужой монолог) можно решить даже самые сложные вопросы. Берегите таких слушателей и сами старайтесь им соответствовать.

Смеяться чаще: дети еще не знают, что смех нормализует давление, вырабатывает гормоны удовольствия, заряжает энергией и располагает к себе людей. Они смеются просто так.

Попробуйте!

Дружить по-настоящему: без намеков на выгоду или личный комфорт.

Больше двигаться: наше тело предназначено для этого! Дети не говорят «фитнес», для них это игра: бегать, прыгать, ловить мяч. Такой простой спорт — не только польза, но и масса удовольствия!