Число рождения для мужчины. Хронология лунных дней

25.03.2019

В период существования Советского союза, которое длилось не одно десятилетие, сменилось несколько политических и экономических режимов. Поэтому экономика СССР может рассматриваться поэтапно, в зависимости от правителя и конкретного времени.

Этапы экономического развития СССР

  • Экономика 20-30-х годов;
  • Довоенная экономика СССР;
  • Экономика СССР во время Войны;
  • Экономика СССР в послевоенное время:
  • после войны;
  • Экономика СССР в период хрущевской оттепели;
  • Экономика СССР в период брежневского застоя;
  • Экономика СССР в период Перестройки.

Рассматривая состояние развития экономической сферы последовательно, необходимо остановиться на каждом её этапе в отдельности. Каждый раздел экономики СССР в истории содержит в себе особенности, которые характерны для определённого правителя и времени.

Экономика 20-30-х годов

  1. В это время возникла , которая представляет собой целую систему организационных действий. Основные усилия направлялись против разрастания кризиса, и поэтому политические деятели принимали меры, чтобы стабилизировать ситуацию:
  • Свобода производителям. Для них предоставлялись все условия, чтобы спокойно наладить производственные процессы. К этому направлению можно отнести подъём сельского хозяйства, увеличение объёмов производства и сбыта. Налоги в этом время были ниже, чем обычно.
  • Помощь крестьянству. В 1922 году наблюдается усиление помощи крестьянам, поэтому для них новая экономическая политика (нэп) была прогрессивной. После выплаты налога государству, который в это время сократился на 10%, у крестьянина оставались свободные денежные средства, которыми он распоряжался на своё усмотрение.
  • Возникновение свободной торговли, возможность безденежного обмена продуктами.
  • Поддержание статуса Государственного банка, который работал по принципу хозяйственного расчёта и получал доходы за счёт кредитования хозяйствования (производства, торговли или сельского хозяйства).
  • Становление государственной валюты.

Необходимо отметить, что нэп входила в жизнь советского человека постепенно, и также успевала проявить себя в различных сферах и отраслях народного хозяйства. В результате столкновения с многочисленными недовольствами эта политика прошла через ряд кризисных моментов. Ведь происходило непропорциональное развитие отраслей в народном хозяйстве страны, и решение проблем исключительно старыми методами представлялось очень трудным. Также возрастала напряжённость и между слоями населения, поэтому нужно было искать выход из ситуации.

Для того чтобы возобновить промышленность в стране, был выдвинут план, который составлялся по пятилеткам и должен был выполняться безоговорочно. Ставились задачи в виде ежегодного увеличения капитала, а также увеличения производства на 30%. В это время верх взяла Сталинская модель развития экономики, при которой сельские хозяйства объединялись в коллективы, и это делалось с той целью, чтобы вывести страну на новый уровень развития.

После нескольких попыток проведения пятилеток, они вошли в план развития промышленных предприятий, и привели к серьёзным экономическим результатам, но несмотря на это, уровень потребления людей оставался низким. К преимуществам развития экономики в этот период можно отнести следующие:

  • многие люди получили образование и смогли устроиться на работу;
  • русский народ повысил свой статус и уровень состоятельности.

В целом данный этап представляет собой краткосрочный скачок в индустриальное общество из аграрного, а также появление перемен.

Довоенная экономика СССР

Перелом в экономике, произошедший в 20-е годы, создал базу для строительства социализма, основными характеристиками которого являются государственное производство, отсутствие частной собственности. Основной задачей такой экономики являлась индустриализация.

Верх взяли принципы директивности, помимо этого снизились темпы развития. В это же время начались разрабатываться новые модели техники, появился такой пункт, как показатели.

В 1932 ввели систему прописки и наличия паспортов. Запретили увольнять рабочих, проводились многочисленные меры касательно трудовой дисциплины. Так, этот этап характеризуется скачком в развитии экономической сферы.

Экономика СССР в период Войны

СССР по объёму производства в довоенное время уступал Германии, поэтому первые полгода войны для страны были самыми тяжёлыми. Так, за короткий период вся экономическая система была переведена на производство военной техники. Правительством принимались планы поквартально на 1941 год, при этом система трудоустройства изменилась коренным образом. Так, рабочий день для взрослого человека составлял 11 часов при шестидневке, и впоследствии на работу принимали даже подростков 14 лет. 1 июля 1941 года на предприятиях были созданы отделы, которые могли улучшить экономическую ситуацию. В это время было принято много некомпетентных решений, а также допущено много ошибок, и можно рассмотреть показатели на протяжении военного времени. Ежегодно наиболее важные показатели ухудшались в своём значении.

В это время создавались не самые благоприятные условия для развития аграрной сферы, весь урожай отдавался государству, сбор зерновых культур в 1942 году сократился по сравнению с 1940 г. в 3 раза. Основная цель предприятий была прокормить армию и создать условия для предстоящей победы. Так, СССР характеризуется следующими моментами:

  • Перевод производства за короткий период в военную сферу;
  • Тоталитарный режим, который оказал двоякое влияние на развитие и становление военной экономики СССР;
  • Необходимость в развитии экономики.

Экономика СССР в послевоенное время

Восстановление экономики в послевоенное время

В это время экономическая ситуация в СССР была ужасающей и нестабильной. Русская армия утратила много человек, а также многие предприятия были разгромлены и остановлены в своём производстве. С духом победы советским людям приходилось в очередной раз совершать прорыв за короткое время и восстанавливать экономику.

Так, произошёл очередной скачок экономики в послевоенное время, который был вызван рядом факторов:

  • репарации от Германии суммой в 4,3 миллиарда долларов;
  • труд военнопленных из Германии;
  • создание СЭВ (совет экономической взаимопомощи) в 1949 году.

Также сыграли свою роль и внутренние факторы – это принудительные займы, мобилизация экономики и обмен товарами.

Согласно данным, которые имеются, послевоенный план на перспективу в целом был выполнен, а по некоторым отраслям наблюдалось даже перевыполнение плана. Однако в в 1946 году значительно превысили вложения, которые были сделаны до войны, и сумма вложений стала больше в 2-3 раза. В послевоенное время на территории СССР практически не оставалось районов, в которых не осуществлялось бы строительство промышленных предприятий или жилых зданий.

На протяжении четвёртой пятилетки произошло восстановление текстильной промышленности, а также пищевой, швейной и трикотажной. Однако объём производства их продукции по сравнению с 1940 годом увеличился лишь на 17%. Предметы потребления также имели некоторые отставания и низкие темпы роста, поскольку сельское хозяйство восстанавливалось медленными темпами. На такой ситуации очень сильно сказались потери в аграрной области, а также сыграла свою роль и недостаточно эффективная программа развития сельского хозяйства.

Для того чтобы повысить отдачу сельскохозяйственной отрасли, Сталиным был принят грандиозный план по преобразованию природы, которое предусматривало создание лесных полос для задержания влаги и другие мероприятия. Однако в результате таких преобразований был нарушен экологический баланс. За послевоенный период население страны возросло на 30-40 миллионов человек, поэтому остро вставала проблема продовольствия.

В 1974 году образовался Государственный комитет, который предполагал снабжение хозяйства оборудованием.

Экономика СССР в период хрущевской оттепели

Второй период экономики СССР характеризуется окончанием сталинского периода и приходом к власти Хрущёва. Хрущевская оттепель внесла изменения, они и положили фундамент для дальнейшего развития. Одной из основных задач нового правительства стало принятие решения продовольственной проблемы, а также вывод сельского хозяйства на новый уровень развития.

Экономика находилась на очень низком уровне, и тому способствовал ряд причин:

  • приоритетом для правительства на тот момент выступали политические предпосылки;
  • министерства имели разногласия;
  • финансирование было недостаточным;
  • наблюдались недостатки в работе колхозов и совхозов.

В этот период преобладали административные методы хозяйствования, а следовательно – колхозы и совхозы не были самостоятельными. В 1953 году прошла реформа, которая, к сожалению, затронула далеко не все отрасли развития экономики, поэтому носила временный характер. Хрущёв также выдвинул предложение о том, чтобы перегнать Америку в области посева определённых культур, и данное предложение носило непродуманный и очень резкий характер. В 1958 году было принято решение о том, чтобы ликвидировать МТС, и такой подход к делу привёл к тому, что долги колхозов перед банками существенно возросли. Многие рабочие не хотели отправляться в колхозы, а хотели жить в других местах, поэтому данная отрасль потеряла множество работников. В 1963 году погодные условия выдались не самые лучшие, и был собран слабый урожай.

Основным недостатком проводимых реформ являлся тот, что они носили непоследовательный характер. По плану объём производства должен был иметь темп роста 70%, и фактически получилось 10%.

Изменения подобного рода происходили не только в сельскохозяйственном секторе, но и в области промышленности. Внимание стало уделяться техническому уровню производства, а также и энергетической базе. В это время скачки в своём развитии совершили такие сферы, как атомная и космическая промышленность, а также химическая промышленность.

Экономика СССР в период Брежневского застоя

Брежневский застой – ещё один этап в экономике СССР. Поскольку предыдущий период Хрущевской оттепели принёс в экономическую составляющую советского союза немало изменений, то в этот период экономика не нуждалась в проведении колоссальных мероприятий, и всё, что было необходимо – это поддержать и наладить существующий уровень развития. Этот период характеризуется стабильностью и ростом благосостояния граждан и обладает двояким значением. С одной стороны, это стабильность и строительство большого количества домов, а с другой – это отсутствие роста. В это время в советском союзе осваивался космос, росла , появлялось всё больше людей с высшим образованием, которые становились талантливыми учёными, врачами.

В этот период аграрная сфера находилась далеко не в лучшем состоянии, поскольку рост остановился, и необходимо было провести ряд реформ для стабилизации состояния.

Экономика СССР в период перестройки

В целом перестройка представляет собой переход к рыночным отношениям. Перестройка предполагает коренное изменение существующего строя и создание нового. В первой половине данного этапа изменений практически не происходило, однако, потом начали налаживаться отношения с западом, появляется так называемое новое мышление, а также рассматривается частное как способ улучшения экономической ситуации.

Перестройка сыграла важную роль в развитии экономики СССР, и вывела страны, входящие в состав Советского Союза, на новый уровень развития.

Так, экономика СССР время от времени терпела колоссальные изменения и переживала падения и взлёты. И можно с уверенностью сказать, что экономика СССР имела высокие темпы развития и вывела все страны на новый уровень развития.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Постепенно трудности в развитии советской экономики нарастали. В годы девятой пятилетки объем продукции промышленности возрос только на 43 %, а сельского хозяйства – на 13 %. В десятой пятилетке тенденция падения роста производства продолжилась. Промышленная продукция в 1976–1980 гг. увеличилась на 24 %, сельскохозяйственная – всего на 9 %. Нерешенные вопросы продолжали препятствовать развитию экономики и в одиннадцатой, последней «догорбачевской» пятилетке. В ходе нее прирост промышленного производства составил 20 %, при этом впервые в советской истории после начала индустриализации прирост производства предметов потребления стал устойчиво обгонять производство средств производства. Выпуск сельскохозяйственной продукции за это же время удалось увеличить только на 6 %. Пока, по сравнению с США и другими западными странами СССР все еще продолжал развиваться опережающими темпами: если в 1960 г. национальный доход СССР составил 58 % от уровня США, то в 1980 г. – уже 67 %. И это притом, что СССР развивался с опорой исключительно на свои собственные ресурсы и помогал многим зарубежным странам, тогда как благополучие США зиждилось на неэквивалентном обмене с другими, прежде всего развивающимися государствами. И все же, если проводить сравнение с темпами довоенного развития самого СССР, в советской системе хозяйствования в 1970-е годы налицо были опасные кризисные тенденции, успевшие проявиться даже на бытовом уровне.

Так, вызванный хозяйственной реформой 1965 г. рост оптовых цен очень быстро привел к росту цен розничных, что сразу же отразилось на кошельках потребителей. Из номенклатуры производимой продукции быстро исчезали дешевые товары, падало качество производимой для населения продукции. Кроме того, получив права самостоятельно распоряжаться полученной прибылью, предприятия утратили стимул вкладывать средства в развитие производства. Полученные дополнительные средства шли на непроизводственные расходы. Прямым следствием реформы становилось увеличение фондов потребления в ущерб фондам накопления, что выразилось, помимо всего прочего, в необоснованном росте заработной платы: уже в 1968 г. – центральном для реализации планов восьмой пятилетки и осуществления хозяйственной реформы – темпы роста заработной платы по всем промышленным отраслям стали обгонять темпы роста производительности труда. Новая практика серьезно расшатывала торгово-платежный баланс, усиливала дефицит. При этом в первую очередь улучшение материального снабжения и рост денежных выплат коснулись директоров, мастеров, инженерно-технических служащих. Современники событий справедливо возмущались – «рядовой рабочий от реформы почти ничего не получил»…

Какое-то время проблемы советской экономики не были слишком заметны благодаря росту мировых цен на нефть и газ. В эти годы в СССР идет бурное освоение новых месторождений природных ресурсов, прокладываются тысячи километров газо– и трубопроводов, складывается единый Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Пользуясь выгодной рыночной конъюнктурой, советское руководство постоянно наращивало продажу природных ресурсов за рубеж. Доля поставок нефти за рубеж в 1960-е годы достигала 11 %, а в начале 1980-х годы – уже около 38 % от всего экспорта. Торговля нефтью и другими невосполнимыми ресурсами давала колоссальные прибыли – за 1970-е и начало 1980-х годов было получено около 180 млрд инвалютных руб. Однако эти средства часто тратились впустую, шли на закупку ширпотреба и другие непроизводственные нужды, а не на развитие науки и передовых технологий. Такая политика помогала «латать дыры», как-то стабилизировать внутриполитическую ситуацию, предотвратить возникновение острых социальных конфликтов, но сулила серьезные издержки в перспективе.

Еще одним очевидным следствием реформ становится развитие в СССР «теневой экономики». Интересный анализ этого явления содержится в исследовании итальянского историка Дж. Боффа. Он отмечает, что, несмотря на стремление Сталина к огосударствлению всего и вся, в экономике всегда оставалось место для частной инициативы. Теневая экономика существовала и в годы нэпа, и потом, в ходе «сталинских пятилеток». Заметное оживление теневой экономики приходится на период войны с фашистской Германией. Но дело было, как подчеркивает итальянский историк, в масштабах. При Брежневе и Косыгине масштабы экономики, ушедшей «в тень» становятся сопоставимы с легальной. Дельцы теневой экономики, т. н. «цеховики», налаживали производство и сбыт многих товаров народного потребления, предметов роскоши. Процветала спекуляция, приписки, хищения.

Нельзя утверждать, что советское руководство ничего не делало для преодоления кризисных процессов. Вопреки утверждению некоторых зарубежных и отечественных авторов, что неудача «косыгинской реформы» заставила советское руководство совсем отказаться от каких-либо преобразований в экономике, реформаторские настроения были довольно широко распространены в правящей партии и в 1970-е годы. На рубеже 1970-1980-х годов было предпринято несколько попыток новых широкомасштабных реформ. Первая из них, стартовавшая в 1979 г., была направлена на усиление плановых начал в экономике. Суть очередной экономической реформы была изложена в совместном Постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 12 июля 1979 г. Постановление ориентировало народное хозяйство на повышение качества планирования, вводился новый основной показатель эффективности работы предприятий. Вместо прибыли им становилась так называемая «чистая продукция», на изготовление которой предприятие затрачивало собственные материалы, энергию и трудовые ресурсы. Одновременно начали реанимировать моральные стимулы к труду, заговорили об их приоритете над материальными. Большее внимание вновь начали уделять социалистическому соревнованию. В обиход вошли такие лозунги, как пресловутое выражение «экономика должна быть экономной». В 1982 г. реформирование затронуло аграрный сектор. «Продовольственная программа», принятая в этом году стала последним вступившим в жизнь грандиозным экономическим проектом развития советской экономики. Ее выполнение сулило существенный рост сельскохозяйственного производства, улучшения продовольственного снабжения населения. Однако все реформаторские импульсы утопали в бумаготворчестве, волоките, аппаратной неразберихе. В полном объеме проявились и другие пороки системы управления страной, когда руководящие кадры подбирались не по деловым качествам, а исходя из других принципов: землячества, родства и т. д., что, в отличие от прежних лет, означало серьезное сокращение притока на руководящие посты выдвиженцев из социальных низов и молодежи.

В целом показатели развития советской экономики в 1965–1982 гг. свидетельствуют, что страной был сделан шаг вперед. Показатели по важнейшим видам продукции, таким, как производство электроэнергии, добыча нефти и газа, выплавка чугуна и стали, производство автомобилей и тракторов увеличились почти вдвое. Общий объем промышленного производства за указанный период вырос примерно в 3 раза, сельского хозяйства (несмотря на все существовавшие здесь объективные и субъективные трудности) – почти в 1,5 раза. В 2,7 раза возрос объем капиталовложений. Национальный доход увеличился 2,5 раза. Проводившиеся в те годы независимые исследования ООН прогнозировали опережающий рост валового национального продукта (ВНП) СССР по сравнению с ведущими западными державами. Аналогичные оценки содержались и в прежде строго засекреченных, ставших известными только в самое последнее время исследованиях, проводившихся ЦРУ. Аналитики американской разведки предупреждали лидеров «свободного мира», что интеллектуальный и производственный потенциал Советского Союза может позволить ему в обозримом будущем сравняться с США по основным экономическим показателям. Приведенные данные демонстрируют несостоятельность бытующего сегодня клише о будто бы поразившем советскую экономику развале. Хотя отдельные тревожные тенденции в ней и наблюдались, о чем выше уже говорилось, они поразили лишь периферийные зоны советской экономической модели и при наличии политической воли поддавались лечению.

2. Экономика в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

Экономическое развитие СССР в 70-е – первой половине 80-х годов определялось планами трех пятилеток – 9-й (1971–1975 гг.), 10-й (1976–1980 гг.), 11-й (1981–1985 гг.). Оно шло в условиях резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества, ограничения экономической власти республик и местных Советов.

Промышленность. Пятилетние планы социально-экономического развития составлялись с учетом того, что экономика Союза ССР превратилась к 70-м годам в единый народнохозяйственный комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных республик составляло неразрывное целое. В этом видели главную экономическую гарантию нерушимости Советского Союза и дружбы народов СССР. Укрепление экономического могущества союзного государства было делом всех республик и велось в интересах всех республик, независимо от того, где создавались промышленные объекты.

Поэтому упор в промышленном развитии был сделан не на выравнивание уровней экономического развития республик, что было характерно для прежних десятилетий, а на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). На территории СССР, прежде всего Российской Федерации, таких комплексов было развернуто около 50. Особое внимание руководство страны уделило созданию и развертыванию Западно-Сибирского нефтегазового ТПК. Усилиями всех республик Западная Сибирь (Тюменская область) стала в 1970-е годы главной топливной базой страны. Созданные в первой трети XX века топливные базы Донбасс и Кузбасс были отодвинуты на второй план, что вскоре привело к накоплению острых проблем в угольной промышленности и жизнедеятельности шахтеров.

В 1969 г. ЦК КПСС и Совмин Союза ССР приняли специальное постановление об ускоренном развитии в Западной Сибири нефте– и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности. Сибирская нефть до начала 80-х годов была относительно дешевой (самофонтанирующей), а мировые цены на нефть в 70-е годы были высокими. Это стимулировало не только добычу ценного энергетического сырья, но и продажу его за границу во всевозрастающих объемах.

В конце 70-х – начале 80-х годов был построен крупнейший газопровод Уренгой – Помары – Ужгород (Западная Сибирь – Западная Европа). Он усилил роль СССР в топливном балансе Европы. С 1970 по 1985 г. экспорт нефти и нефтепродуктов вырос на 74 % (со 111,4 млн. т. до 193,5 млн. т. в год), а экспорт газа за соответствующие годы – в 20 раз (с 3,3 млрд. м 3 до 68,7 млрд. м 3 в год). По подсчетам исследователей, только экспорт нефти за период с 1976 по 1985 г. принес казне 107,6 млрд. долл. Несмотря на очевидную выгоду, подобная экономическая политика таила угрозу превращения страны в сырьевой придаток потребляющих стран.

За 1970-е годы добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз, прирост составил 10 таких нефтеносных районов, как Бакинский, главный в 30-е годы. Добыча газа выросла в 16 раз. Вкладывать деньги и труд народа в добычу энергетического сырья стало выгоднее, чем в наукоёмкие отрасли. Продукцию этих отраслей предпочитали покупать на Западе за «нефтедоллары» (доходы от экспорта сырья). В 1970-1980-е годы нефть и газ заменили зерно и лес – главные статьи экспорта 1930-х годов. Около 40 % вырученных от продажи валютных средств ушло на военные нужды, примерно столько же – на закупку продовольствия и товаров ширпотреба.

В 1970-е – начале 1980-х годов было создано два ТПК по добыче угля открытым способом. В Казахстане Павлодарско-Экибастузский, в Красноярском крае Канско-Ачинский (КАТЭК) топливно-энергетические комплексы стали давать самый дешевый уголь страны.

Восток страны превратился в строительную площадку, во много раз мощнее, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. Саяно-Шушенская ГЭС стала энергетическим ядром Саянского ТПК по обработке цветных металлов.

В 1974 г. в целях комплексного и ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока возобновили прерванное Великой Отечественной войной строительство Байкало-Амурской магистрали («стройки века»), протяженностью более 3 тысяч километров. Первая очередь БАМа была сдана в эксплуатацию в 1984 г. Магистраль связала Восточную Сибирь с Дальним Востоком.

В 1970-е годы началось строительство крупнейшего в Средней Азии Южно-Таджикского агропромышленного ТПК, сердцем которого стала вышедшая в 1979 г. на проектную мощность Нурекская ГЭС. Нурекское водохранилище создало условия для орошения земель трех среднеазиатских республик – Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.

В 70-е годы был построен самый большой в СССР автозавод – Камский завод по производству большегрузных автомобилей (Татария). Он представлял собой комплекс заводов, для обслуживания которого построили город Набережные Челны с населением более 250 тысяч человек. Создание КамАЗа стало крупнейшим в СССР и за рубежом опытом капитального строительства. В 1976 г. с конвейера завода сошли первые автомобили.

Курс на строительство территориально-производственных комплексов был курсом на экстенсивное развитие страны. В производство вовлекались новые территории, предприятия, рабочие руки. Руководство страны пыталось максимально и в сжатые сроки использовать естественные преимущества СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами. При этом благосостояние населения росло гораздо меньшими темпами, чем мощь государства. Промышленность работала прежде всего на собственные потребности («самоедская экономика») и оборону.

Крупными достижениями военной сферы экономики были многозарядные (кассетные) разделяющиеся боеголовки для стратегических ракет, автоматические лунные станции «Луноход-1» (ноябрь 1970 г. – октябрь 1971 г.), «Луноход-2» (январь-май 1973 г.), орбитальные космические станции (ОКС) «Салют» (1971–1986 гг.), «Алмаз» (1973–1977 гг.). В первой половине 80-х годов была создана и подготовлена к запуску ОКС «Мир» (1986–2001 гг.).

Реализация новой космической программы сопровождалась первыми жертвами среди советских космонавтов. В 1967 г., накануне 50-летия Октября, гибелью космонавта В. М. Комарова закончился полет космического корабля «Союз-1». В 1971 г. погибли три космонавта, пилотировавшие корабль «Союз-11», – Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев.

Основные конкуренты СССР по военному и экономическому соревнованию – развитые капиталистические страны – еще в 60-е годы сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоёмких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс, – электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т. п. На этих направлениях они стали наращивать свое преимущество перед СССР.

Руководство СССР понимало, что выиграть экономическую схватку и доказать превосходство социально-экономического строя можно лишь переведя народное хозяйство страны на преимущественно интенсивный путь развития. Эта задача в качестве основной ставилась на XXIV (1971 г.), XXV (1976 г.), XXVI (1981 г.) съездах КПСС. Однако она не была решена. Удерживать страну в числе промышленных лидеров мира руководство Союза ССР стремилось путем относительного усиления эксплуатации трудящихся и безудержной эксплуатации природной среды.

Тем не менее эксперименты по совершенствованию управления народным хозяйством для стимулирования научно-технического прогресса проводились. В 1970-е – начале 1980-х годов создавались производственные и научно-производственные объединения (ПО и НПО) в качестве основных звеньев экономики ряда отраслей. К началу 80-х годов их было около 3 тысяч. Они способствовали концентрации производства и управления. К 1982 г. процесс их создания был остановлен, т. к. натолкнулся на ведомственные барьеры и территориальные границы. Министерства стремились включать в объединения только свои предприятия. В результате был взят курс на создание в приказном порядке государственно-производственных объединений (ГПО). Это было сделано в интересах управленческого аппарата, но не предприятий. В период перестройки формально распущенные ГПО продолжили существование под вывеской «ассоциаций».

Последняя попытка переломить ситуацию и выйти на интенсивный путь развития была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление по совершенствованию управления народным хозяйством и повышению эффективности производства. Управление, в отличие от реформы 1965 г., сводилось к усилению государственного планирования, а рычаг эффективности был найден – ив этом суть постановления – в чистой продукции. Отныне не произведенная и не реализованная, а чистая продукция должна была стать основным показателем эффективности производства. К чистой продукции относился вклад конкретного предприятия в товар, который создавался усилиями ряда предприятий.

Постановление 1979 г. рассматривалось как продолжение курса экономической реформы 1965 г. Однако в последующие годы не был подготовлен ни один рабочий документ по претворению постановления в жизнь.

К этому времени стало явным «затухание» темпов социально-экономического развития СССР. Убеждение главного идеолога партии, секретаря ЦК М. А. Суслова, высказанное в 1961 г. на XXII съезде КПСС, что «развитие СССР будет идти фантастическими темпами», оправдывалось только в сфере военного производства 1960-х – 70-х годов.

Государственный эффект от реформы 1965 г. исчерпался к середине 70-х годов. Роковую роль в ее удушении сыграла изданная в годы 9-й пятилетки инструкция Министерства финансов СССР о платежах за производственные фонды. Согласно ей, предприятия должны были платить не за фактически используемые, а за плановые фонды. Если же в течение года они избавлялись от ненужного оборудования, то все равно платили за него налог до следующей ревизии. А в новом году не могли использовать прибыль, так как она автоматически уходила в государственный бюджет.

Инструкция, субъективно направленная на эффективное использование производственных фондов, на деле привела к обратному результату. Фондовооруженность в расчете на одного работника не снизилась, а возросла, фондоотдача не увеличилась, а снизилась. Система налога спровоцировала падение производительности труда, которую В. И. Ленин считал «самым важным, самым главным» для победы нового общественного строя.

«Уродливым детищем» реформы 1965 г. в 70-е годы стала теневая экономика. Развитие параллельного государственному производства и обмена вначале было вынужденной реакцией хозяйственников на растущий диктат союзных и республиканских министерств и ведомств, общая численность которых к середине 80-х годов достигла 900, а количество показателей, по которым они контролировали работу предприятий, выросло с 5 (1965 г.) до 1500 (1985 г.). «Подпольные» цеха с использованием неучтенных машин и оборудования помогали хозяйственникам выполнять и перевыполнять производственные планы, удовлетворять потребительский спрос населения, не избалованного официальным сектором экономики. Этим поддерживался престиж не только хозяйственников, но и партийно-государственного руководства.

Однако к концу 70-х годов теневая экономика превратилась в самостоятельный экономический фактор, а «теневики» – в серьезную социальную силу. Эта сила держалась не только на больших деньгах, но и на неофициальной поддержке высоких покровителей из среды областного, краевого, республиканского и союзного руководства. К началу 80-х годов «теневики» контролировали до четверти национального дохода СССР. Подпольные миллиарды стали неисчерпаемым источником коррупции, подкупа должностных лиц всех уровней. Теневая экономика стала материальной базой социального расслоения общества, а впоследствии социально-экономического и политического переворота.

Сельское хозяйство. В аграрной области главным направлением стала агропромышленная интеграция, т. е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживали (промышленность, транспорт, торговля, строительство в той их части, что связана с селом). Эту интеграцию назвали «второй коллективизацией». Эксперименты начала 70-х годов в Молдавии, Грузии и Эстонии определили главную форму интеграции – РАПО, районные агропромышленные объединения.

Апогеем агропромышленной интеграции стал созданный в 1985 г. по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева Госагропром СССР. Объединив 5 министерств, он до 1989 г. был монопольным органом управления агропромышленным комплексом СССР, самым большим и неэффективным в стране.

Вторым направлением аграрной политики стало освоение «второй целины» – Нечерноземья. В 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». В нем была намечена 15-летняя (до 1990 г.) программа социально-экономического развития 29 областей и республик Центральной России, где происходило бегство молодежи из деревень в город. Реализация программы сопровождалась массовой ликвидацией «неперспективных» и обустройством «перспективных» деревень. К началу 80-х годов ученые разработали программу ликвидации 200 тысяч «неперспективных деревень». Ее реализации помешало обострение продовольственной проблемы в СССР.

Третьим направлением аграрной политики был курс на интенсификацию сельского производства, повышение урожайности полей путем их мелиорации, осушения болотистых и орошения засушливых земель. В 70-80-е годы были построены крупные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский каналы, Краснодарское водохранилище, Куйбышевская, Саратовская, Комсомольская, Большая Волгоградская оросительные системы и др. Основные работы по мелиорации планировало, вело и оплачивало за счет госбюджета Министерство водного хозяйства. В начале 80-х годов Минводхоз разработал для себя грандиозный многомиллиардный проект переброски части вод северных рек на юг: сибирских – в Среднюю Азию, европейских – в Каспий через Волгу. В середине 80-х годов этот проект был сорван усилиями общественности, прежде всего русскими писателями, назвавшими Минводхоз и министра Васильева главными губителями земли русской.

Четвертым, самым трудным направлением аграрной политики стал курс на решение продовольственной проблемы, несмотря на то что существование самой проблемы партийным руководством отрицалось. В 1982 г. курс воплотился в принятие майским пленумом ЦК КПСС Продовольственной программы. Она рассматривалась как важнейшая внутриполитическая задача 80-х годов и предполагала к 1990 г. одновременно достичь трех целей: укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства, преобразовать социально-культурный облик села, выйти на «рациональные нормы» обеспечения населения продуктами питания. Эти нормы отличались от «научно обоснованных норм питания», предусмотренных партийной программой 1961 г., своими меньшими размерами.

В решении продовольственного вопроса в 1982 г. впервые была официально признана большая роль личного подсобного хозяйства. На майском пленуме ЦК руководитель партии и глава государства Л. И. Брежнев призвал «повернуться лицом к личному хозяйству».

Итоги социально экономического развития. К середине 80-х годов значительно вырос экономический потенциал СССР и благосостояние народа. За 15 лет (1971–1985 гг.) национальный доход страны увеличился в 2,5 раза, объем промышленного производства – в 3 раза, сельскохозяйственного – на 30 %. Было построено около 4200 крупных промышленных предприятий, 32 млн. квартир общей площадью 1620 млн. кв. м 2 , на 60 % выросла средняя зарплата рабочих и служащих (со 122 руб. в 1970 г. до 190 руб. в 1985 г.), реальные доходы населения – на 90 %.

Однако главной особенностью социально-экономического развития 1970-х – середины 1980-х годов стало резкое и общее падение темпов роста. За 15 лет темпы роста национального дохода и промышленного производства упали в 2,5 раза, сельскохозяйственного производства – в 3,5 раза, реальных доходов населения – в 3 раза. Темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), экономика подошла к предкризисному рубежу. XI пятилетка не была выполнена ни по одному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.

С конца 1982 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов попытался исправить положение в экономике ужесточением трудовой дисциплины и широкомасштабной борьбой с «теневиками». Еще будучи председателем КГБ СССР, Андропов стал инициатором ряда судебных дел и закрытого письма ЦК КПСС партийным организациям страны о борьбе с хищениями социалистической собственности (октябрь 1981 г.). В письме речь шла о хищениях в крупных размерах во всех областях народного хозяйства – в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, на транспорте, о спекуляции и взятках, о проникновении в аппарат «разложившихся лиц».

Андропов превратил борьбу с хищениями в настоящую войну с «теневиками» и их покровителями. Из судебных дел начала 80-х годов в истории страны самым крупным стало «дело «Океан» – об экономических преступлениях в системе Министерства рыбного хозяйства СССР. К следствию было привлечено около 12 тысяч человек. Многие ответственные работники, не дожидаясь ареста и сохраняя честь семьи, кончали жизнь самоубийством. Министр А. А. Ишков был отправлен на пенсию. За ним в октябре 1980 г. последовал и Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, лично курировавший управление внешних сношений Минрыбхоза, которое организовало вывоз «левой» продукции, а также драгоценных камней и металлов за рубеж. Главой правительства стал Н. А. Тихонов.

В номенклатурных кругах начались разговоры об угрозе «нового 1937 года». Однако если в 1937 году репрессировали преимущественно по идейно-политическим причинам, то в начале 80-х годов по экономическим. Андропов не просто наводил порядок. Он боролся за социалистическую законность, за соблюдение Конституции СССР, запрещавшей частное предпринимательство. Выиграв несколько битв, он тем не менее проиграл войну с преступностью. «Дела», начатые новым генсеком, не были доведены до конца: ни «океанское», ни «ростовское», ни «московское», ни «хлопковое» и т. д.

Неизлечимая болезнь стала причиной недолгого пребывания Ю. В. Андропова у власти. Он умер в феврале 1984 г., успев активно поработать на посту Генерального секретаря менее года, с ноября 1982 г. до августа 1983 г. С его уходом определились две крайние точки зрения на теневую экономику. Одни считали ее «криминальной нишей» реальной экономики и настаивали на продолжении беспощадной борьбы с нею, другие – образцом высокоэффективного хозяйствования, скованного узами политической системы и уголовного законодательства.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Экономика в 1965–1970 гг. 24–26 марта 1965 г. пленум ЦК КПСС обсудил неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Л. И. Брежнев. Это было его первое выступление на партийном пленуме в качестве Первого секретаря ЦК. Он отметил

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 18. Международные отношения в 1970 – 1980-х гг. Окончание «холодной войны» Предпосылки разрядки международной напряжённости. К началу 1970-х гг. сложились условия для ослабления противостояния сверхдержав. СССР и США достигли уровня ядерных потенциалов, способных уничтожить

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 14. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. В первой половине XIX в. Россия оставалась страной аграрной. Ее сельское хозяйство основывалось на крепостнических принципах. Крепостничество оказывало решающее влияние на экономику в целом.Экономическое

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

Раздел 4 В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине

автора

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 13 СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-X - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-X ГГ. § 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Консервативный политический курс. К власти снова пришло коллективное руководство. Первым секретарем ЦК стал Брежнев, председателем правительства - Косыгин, председателем

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

2. ГДР в 1970-1980-е гг.: «эра Хонеккера» Социально-экономическая политика Отставка Ульбрихта и избрание первым секретарем ЦК СЕПГ Эриха Хонеккера означали не только кадровую перестановку в руководстве, но и определенное изменение курса социально-экономической политики. На

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 13. КНДР В 1970-1980-Х ГОДАХ: «БОРЬБА ЗА ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА». КНДР ПЕРЕД КОМПЛЕКСОМ ПРОБЛЕМ История Северной Кореи последней четверти XX столетия описана в отечественной исторической литературе, пожалуй, наименее подробно. Выше уже упоминался ряд

Из книги Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны автора Мухин Михаил Юрьевич

Глава 15 Персонал авиапромышленности во второй половине 1941 - первой половине 1943 г Кадровая проблема в первые месяцы войны. Уже в первые дни войны режим работы на авиапредприятиях подвергся значительному уплотнению. В соответствии с указом Президиума ВС СССР от 26 июня

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

33. В чем состоит социально-экономический и политический кризис в странах Восточной Европы 1970-1980-х гг.? Во второй половине ХХ в. в странах Восточной Европы сохранялись относительно стабильные темпы роста промышленного производства. Постоянно росли производство

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Ближневосточная политика СССР 1970–1980-х гг Такую же помощь СССР оказывал на Ближнем Востоке противостоявшим Израилю арабским странам, в первую очередь Египту. В 1967 и 1973 гг. вспыхнули арабо-израильские войны, первая из которых закончилась поражением Египта, а вторая не

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Китай в 1970-1980-x годах Еще в середине 1970-х годов Китай являлся не только одной из самых отсталых и бедных, но также одной из самых закрытых для внешнего мира стран Азии. Основу промышленности Китая составляли к началу 1980-х годов несколько сот крупных предприятий, построенных

Из книги Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно автора Любавский Матвей Кузьмич

XV. Областная автономия в Литовско-Русском государстве во второй половине XV и первой половине XVI в. Участие областей в назначении местной администрации. Областные сеймы и их деятельность распорядительная, законодательная и судебная; участие в решении вопросов внешней

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 18. Международные отношения в 1970-1980-х гг. Окончание «холодной войны» Предпосылки разрядки международной напряжённостиК началу 1970-х гг. сложились условия для ослабления противостояния сверхдержав. СССР и США достигли уровня ядерных потенциалов, способных уничтожить

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Вопрос был решен на пленуме ЦК партии, подготовленном ближайшими соратниками в глубокой тайне от лидера. Номенклатурные верхи не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. От Н.С.Хрущева отвернулся и народ. Ему была непонятна и чужда неустанная борьба Хрущева за «светлое будущее» при непрерывном ухудшении текущей жизни.

В том же месяце руководящие посты были перераспределены. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н.Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР оставался до конца 1965 г. А.И.Микоян (затем его сменил Н.В.Подгорный). Руководство дало клятву никогда больше не нарушать «ленинские принципы» коллективности руководства и не допускать впредь совмещения в одном лице должности руководителя партии и главы правительства, как это было при Сталине и Хрущеве.

Реформа 1965 г.

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию общества с,села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. - мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 г.».

Мартовский пленум наметил следующие меры по сельскому хозяйству: повысить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, установить твердый план государственных закупок на 6 лет (1965-1970 гг.); ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу сельскохозяйственной продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производство сельскохозяйственной техники; «рекомендовать» колхозам разработать новый Примерный Устав сельскохозяйственной артели.

Стабильный долговременный пан, хорошие цены, госкредиты, «притупление» борьбы с личным подсобным хозяйством - все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.

Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетать единое госпланирование с местной инициативой (встречным планированием). Предполагалось, что реформа управления приведет к возвращению не прежних министерств-диктаторов, а созданию новых - партнеров и советчиков предприятий в условиях полного хозрасчета. В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Были упразднены советы народного хозяйства.

Реформа предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, до пяти. Основными показателями должны были стать: объем реализованной продукции (а не валовой, т.е. произведенной); рентабельность производства; размер прибыли. Для экономического стимулирования на предприятиях за счет прибыли государство разрешило создавать поощрительные фонды. Их можно было направлять на развитие производства, на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство. Решение жилищного вопроса отныне частично перелагалось с одного плеча (общегосударственного) на другое (ведомственное).

В ноябре 1969 г. в Москве состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Примерный Устав колхозов взамен Устава 1935 г. Новый Устав сохранял право на ограниченное ЛПХ, намечал перевод колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение.

Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1966-1970). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые «Жигули». Сельскохозяйственное производство выросло на 21%.

Однако в 1970-е гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял. Рыночные механизмы управления производством были задавлены командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь, уже в который раз, отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало административное давление на предприятия министерств и главков. Вместо пяти плановых показателей их стало к середине 1980-х гг. более тысячи. Министерства перетянули в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлением. Даже сам инициатор реформы, глава правительства А.Н.Косыгин, потерял инициативу и интерес к ней. Наконец, события в ЧССР в 1968-1969 гг. усилили в советском руководстве консервативное крыло. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

Промышленность

Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик,и местных советов. Оно определялось планами трех пятилеток - 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами - XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.).

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности.

Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующей), цены на нефть на мировом рынке в 1970-е гг. были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз.

В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча - было развернуто строительство трех ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане - Павлодарско-Экибастузский ТПК; в Красноярском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Сая-но-Шушенской ГЭС развернулся Саянский ТПК по обработке цветных металлов.

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны. Строительство более чем трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территории затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.

Курс на строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны пыталось максимально использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами - использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.

Вместе с тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для Советского государства. Его основные конкуренты по экономическому соревнованию на мировой арене - развитые капиталистические страны - еще в 1960-е гг. сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс - электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв от СССР.

Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведя экономику СССР на преимущественно интенсивный путь развития. Эту задачу в качестве главной ставили на XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не была решена ни в 1970-е, ни в 1980-е гг. Попытки добиться ускорения социально-экономического развития через интенсификацию экономики всякий раз срывались.

Последняя крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства. Был проведен ряд экспериментов по совершенствованию управления экономикой. В целях концентрации производства и управления создавались производственные и научно-производственные объединения. Ряд отраслей переводился на хозрасчет.

Сельское хозяйство

В области сельского хозяйства в 1970-е - первой половине 1980-х гг. упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают - промышленностью, транспортом, торговлей, строительством (в той их части, что связана с селом). Агро-пром рассматривался как главное направление сращивания двух форм собственности - государственной и кооперативно-колхозной. В 1985 г. по инициативе М.С.Горбачева был создан Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал единым органом управления огромного агропромышленного комплекса СССР.

В 1970-е гг. широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». Принять документ заставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревень центральной России. Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет, т.е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.

Еще одно явление больно ударило по селу европейской части Союза - массовая ликвидация «неперспективных деревень». На 1970-е гг. приходится расцвет этого курса, который корнями уходит в борьбу с хуторской системой конца 1930-х гг. Социологи в союзе с чиновниками агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников. Лишь «перспективные деревни» смогут быть социально обустроены. В конце 1970-х гг. разработали проект ликвидации 200 тысяч таких деревень.

В 1970-е - начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности. Построили грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и др. каналы. В начале 1980-х гг. были разработаны проекты переброски части северных рек на юг: сибирских - в Среднюю Азию, европейских - в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике общественности проект отложили.

Наконец, событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.

Итоги экономического развития

Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.). За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.

В итоге ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. В США производительность труда в промышленности в два раза, а в сельском хозяйстве в пять раз превышала соответствующие показатели в СССР.

В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной политики СССР.

Постепенно трудности в развитии советской экономики нарастали. В годы девятой пятилетки объем продукции промышленности возрос только на 43%, а сельского хозяйства -- на 13%. В десятой тенденция падения роста производства продолжилась. Промышленная продукция в 1976--1980 гг. увеличилась на 24%, сельскохозяйственная -- всего на 9%. Нерешенные вопросы продолжали препятствовать развитию экономики и в одиннадцатой, последней «догорбачевской» пятилетке. В ходе нее прирост промышленного производства составил 20%, при этом впервые в советской истории после начала индустриализации прирост производства предметов потребления стал устойчиво обгонять производство средств производства. Выпуск сельскохозяйственной продукции за это же время удалось увеличить только на 6%. Пока, по сравнению с США и другими западными странами СССР все еще продолжал развиваться опережающими темпами: если в 1960 г. национальный доход СССР составил 58% от уровня США, то в 1980 г. -- уже 67%. И это притом, что СССР развивался с опорой исключительно на свои собственные ресурсы и помогал многим зарубежным странам, тогда как благополучие США зиждилось на неэквивалентном обмене с другими, прежде всего развивающимися государствами. И все же, если проводить сравнение с темпами довоенного развития самого СССР, в советской системе хозяйствования в 1970-е гг. налицо были опасные кризисные тенденции, успевшие проявиться даже на бытовом уровне.

Так, вызванный хозяйственной реформой 1965 г. рост оптовых цен очень быстро привел к росту цен розничных, что сразу же отразилось на кошельках потребителей. Из номенклатуры производимой продукции быстро исчезали дешевые товары, падало качество производимой для населения продукции. Кроме того, получив права самостоятельно распоряжаться полученной прибылью, предприятия утратили стимул вкладывать средства в развитие производства.

Какое-то время проблемы советской экономики не были слишком заметны благодаря росту мировых цен на нефть и газ. В эти годы в СССР идет бурное освоение новых месторождений природных ресурсов, прокладываются тысячи километров газо- и трубопроводов, складывается единый Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Пользуясь выгодной рыночной конъюнктурой, советское руководство постоянно наращивало продажу природных ресурсов за рубеж. Доля поставок нефти за рубеж в 1960-е гг. достигала 11%, а в начале 1980-х гг. -- уже около 38% от всего экспорта. Торговля нефтью и другими невосполнимыми ресурсами давала колоссальные прибыли -- за 1970-е и начало 1980-х гг. было получено около 180 млрд. инвалютных руб. Однако эти средства часто тратились впустую, шли на закупку ширпотреба и другие непроизводственные нужды.

Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системы хозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношений столкнулось с непредвиденными противоречиями и трудностями, ограничениями и издержками. В первую очередь приходится отметить, что положительный эффект от хозяйственных нововведений получился краткосрочным, не затронув все необходимые пласты сложившегося общественно-экономического устройства. Это нашло подтверждение в неумолимом снижении динамического потенциала советской экономики (затухании темпов), а также в неуклонном снижении эффективности производства, что выступало еще более тревожным фактом. Реформируемая экономика СССР, столкнувшись с новой для себя ситуацией -- проблемой ограничения ресурсов -- так и не смогла обеспечить переход от преимущественно экстенсивных к преимущественно интенсивным факторам хозяйственного развития.

Следует учитывать и внешнее влияние на реформационные процессы в СССР. Пражская весна (1968) показала, что экономическое оживление и рост благосостояния далеко не гарантируют политической стабильности в обществе. При определенных условиях на их базе возникают требования политических перемен. К такому развороту событий, как показала реальная жизнь, правящий слой советского общества не был готов.

Появились и другие факторы, значение которых со временем могло возрастать. И здесь на первое место надо поставить втягивание нашей страны в гонку вооружений, которая выкачивала из экономики огромные ресурсы, тормозя одновременно рыночное движение народного хозяйства. На военные нужды в СССР, по оценкам, использовалось до 15-20% ВНП (в США--5-10%). Если в США чрезмерная военная нагрузка на экономику привела к замедлению роста производительности труда и ослаблению ее конкурентных позиций на мировых рынках, то для СССР последствия оказались несравнимо более тяжелыми. Во всяком случае, гонка вооружений послужила причиной замедления уровня жизни населения, он был как минимум в полтора раза меньше, чем мог быть с учетом экономического потенциала страны и имеющихся у нее ресурсов.

Хронология

1951-1955 гг. -- пятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР

1953 г., сентябрь -- постановление Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР»

1954г. -- пуск в СССР первой в мире атомной электростанции

1957 г., май -- перестройка управления в промышленности по территориальному признаку (создание совнархозов)

1958г. -- ликвидация МТС

1959-1965 гг. -- семилетний план развития народного хозяйства СССР

1963г. - начало массовых закупок хлеба за границей

1963г. - программа химизации земледелия

1965 г., март - постановление Пленума ЦК КПСС «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР»

1965 г., сентябрь - постановление Пленума ЦК КПСС «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

1966 - 1970 гг. - восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР