Что такое страсть в отношениях. Что такое страсть между мужчиной и женщиной, каковы ее признаки? Почему возникает желание

25.04.2019

Психология

Безрассудно, нелепо, безумно, волшебно… Мы с юности мечтаем о такой всепоглощающей любви. Она способна в одно мгновение перевернуть всю жизнь, заставить расстаться с прошлым, осчастливить, захватить, ослепить. Нам кажется, что ради такого чувства мы были бы готовы на многие жертвы, ведь именно страсть, думаем мы, – главное мерило истинной глубины чувств. Но так рассуждают те, кто не испытал ее разрушающее действие на себе. Тот, кто попал под ее огонь, еще очень долго восстанавливал свою опустошенную душу, собирая себя по частям, заново строил жизнь, через мучения освобождаясь от наваждения. Сегодня мы попробуем разобраться, что такое страсть, может ли она перерасти в любовь или она и есть это чувство? Почему мы, несмотря на риск раствориться и пропасть в безумии влечения, все равно стремимся испытать эти безумные чувства? И можно ли противостоять силе страсти?

Страсть – сильное, стойкое, доминирующее над другими, положительно окрашенное чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Еще один смысл, в котором часто используется слово «страсть» – для обозначения высокой степени сексуального возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнеру. В этом смысле это чувство порой необдуманно отождествляют с любовью. Объясняет эксперт рубрики, психолог общественной приемной Татьяна Корецкая: «Главное отличие отношений, основанных на страсти, это то, что у партнеров удовлетворение своих желаний стоит на первом месте. Отсюда очень ярко проявляется эгоизм и преследование прежде всего своих целей. Страсти может поддаться каждый из нас, такова уж природа человека! Другое дело – придаваться страстям, и это уже вопрос этического характера и психологических особенностей и заболеваний».

Любовная химия
Уже известно, что часть причин возникновения наших страстей лежит в области биохимии нашего организма. Но, в отличие от животных, сексуальная активность которых регулируется непосредственно гормонами, мы принимаем решения, пользуясь разумом и логикой. Безусловно, «любовная химия» влияет на регуляцию полового поведения человека, но нельзя забывать об индивидуальном опыте, который имеет не меньшее значение. Врожденные и приобретенные факторы действуют совместно на сознательном и бессознательном уровнях, и однозначно определить, когда и какой из них берет верх над другим, невозможно. Поэтому наше сексуальное поведение нельзя рассматривать по формуле «стимул–реакция», в отрыве от смысла, который эти действия имеют для конкретного человека. У нас всегда есть выбор: поддаться страсти, разрешить ей овладеть собой или же задуматься о цене собственного порыва.
Психолог продолжает: «Наука не одну сотню лет бьется над загадкой, как возникает страсть, но точный ответ до сих пор неизвестен. Первое, что «цепляет» в объекте нашего влечения, это телесная симпатия. Второе – запах, вырабатываемый феромоном. Человек не располагает органом, определяющим феромон, но такой орган есть на стенке, разделяющей носовые пазухи. Поэтому один запах человека для нас выглядит как «свой», другой же наоборот отталкивает. Сама по себе страсть – это чувство, порождающее очень сильные эмоции из-за мощного выброса в кровь адреналина, нейротрофинов, которых так не хватает в нашей повседневной жизни. Поэтому нам так нравится испытывать влечение. Для человека это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю ощущений, ажиотажа, мотивации. Страсть действует, как наркотик».

Это ведет к одиночеству…
Страсть принято считать высшей формой любви. Парадоксально, но она, напротив, может помешать нам любить: когда мы одновременно хотим испытывать яркие любовные эмоции, но в то же время не привязываться ни к кому, желая оставаться независимыми и свободными. Эти противоположные желания объединяет одно – внутренний барьер, не позволяющий ни дать любовь, ни принять любовь другого. Такие крайности в итоге ведут к одиночеству.Бывает, что человек не принимает любовь из-за того, что мечты о страсти мешают ему найти и ценить тепло и заботу. Независимый, не желающий ни к кому привязываться человек, как ни странно, тоже является жертвой страсти: некогда отношения принесли ему боль и разочарования, и теперь пережитая страсть мешает ему испытать настоящую любовь.

Обесцененные ценности
Любить – значит пройти до конца весь опыт соединения одной человеческой жизни с другой. Страсть захватывает и бросает в совершенно иной мир, где обычные человеческие ценности не имеют никакой цены. «Как правило, отношения, построенные на страсти, долго не длятся, в отличие от союза, основанного на любви, где заложены свои, обоюдно-семейные ценности. И любовь, и страсть сходны в одном: они толкают человека на сильные, противоестественные в обычной жизни поступки. Но отношения, построенные на основе пылкой страсти, могут продлиться не дольше двух лет. Именно столько в человеческом организме сохраняется высокий уровень определенного вида протеинов–нейротрофинов. С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые безумные чувства постепенно исчезают», – резюмирует Татьяна Корецкая.Если мы не можем уклониться от страсти, когда она обрушивается на нас, можно постараться прожить, довести ее до того момента, когда она преобразуется в любовь. В самом начале отношений нередко главенствует именно страсть, но потом для нее надо найти определенное место: если же она заполняет отношения целиком, это приведет их к разрушению.
Возможен путь, когда сильные чувства человек направляет не только на возлюбленного, но использует их и в других делах, превращая свою страсть в дополнительную энергию. Если же вся страсть отдана только партнеру, это может привести к внутреннему опустошению.
Даже если вы попали под жернова страсти и она вас выжгла дотла, воспримите это как испытание, ставшее для вас уроком. Слишком сильная любовь – это своего рода перерождение, после которого, испытав всю боль и отчаяние, мы становимся сильнее.

Страсть всегда проявляется двояко: мы стремимся поглотить другого и отказываемся от самих себя. Как и безумие, страсть обезличивает того, кто ее испытывает. А раз другой отнимает у меня мою индивидуальность, то и я в отместку низвожу его до уровня объекта, вещи. Пока отношения длятся, страстно влюбленный прибегает к шантажу, чтобы добиться присутствия другого и его внимания. «Ты меня любишь?» – это всегда вопрос-прикрытие. Вопросительная форма скрывает повелительное наклонение: «Люби меня!»

Стремление обойтись без страстей носит имя «смерть». Любовь не всегда является болезнью, но в ней всегда присутствует нечто причиняющее боль, некий аффект. Ведь любить кого-то – значит дать ему и право причинять нам страдания. Ради чего нужно любить до безумия? В том-то и дело, что это ни для чего не нужно. Но это позволяет нам выйти за пределы собственной личности, вызывает желание терять – разум, время, самих себя.

СТРАСТЬ

СТРАСТЬ 1.

1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что-нибудь такое достигло до той степени, где уж перестает действовать рассудок?» Гончаров . «Давно ли народ твой игрушкой служил позорным страстям господина?» Некрасов . «Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям.» Тютчев .

|| к чему, с инф. и без доп. Сильное влечение к чему-нибудь, постоянная склонность. «В Маврушке ловкой зачем к пирожному припала страсть?» Пушкин . «Меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре.» Л.Толстой . «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть?» Крылов . «Мало-помалу новое занятие обращается у него в страсть.» Кокорев . «У ней (собаки) была такая страсть: что из мясного ни достанет, в минуту стянет.» Крылов .

2. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения. «Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.» Пушкин . «Наука страсти нежной, которую воспел Назон.» Пушкин . «Ты ему отдаешься со страстию.» А.Блок .

4. Страх, ужас, нечто страшное (прост.). - Развоевался так, что на поди. «Страсти, да и только! Посуду колотит.» А.Островский . «Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол.» А.Н.Толстой .

❖ До страсти (прост.) - крайне, очень. «Он до страсти любил карты.» А.Тургенев . «Любит до страсти свой низменный край.» Некрасов .

2.

СТРАСТЬ 2 , нареч. (прост.). Очень, крайне, весьма. «Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею.» Гончаров .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СТРАСТЬ" в других словарях:

    страсть - страсть, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    страсть - Страсть … Словарь синонимов русского языка

    Страсть многозначный термин: Страсть одно из чувств человека. Страсть в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсти музыкальное… … Википедия

    Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

    Жен. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. ·в·знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти ·св. мучеников. Страсти ради нищих и… … Толковый словарь Даля

    - [любовь] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? страсти, чему? страсти, (вижу) что? страсть, чем? страстью, о чём? о страсти; мн. что? страсти, (нет) чего? страстей, чему? страстям, (вижу) что? страсти, чем? страстями, о чём? о страстях 1 … Толковый словарь Дмитриева

    Страсть - Страсть ♦ Passion Личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию. Душа подчиняется телу, как говорили классики, т. е. той части себя, которая не… … Философский словарь Спонвиля

    1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той … Толковый словарь Ушакова

    СТРАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому н. 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что н. 3. Крайнее увлечение, пристрастие … Толковый словарь Ожегова

    См. горячность, любовь, очень пылать страстью... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… … Словарь синонимов

старец
  • свящ. Павел Гумеров
  • прп.
  • свт.
  • свящ. Сергий Дергалев
  • Исчисление страстей свщмч.
  • свящ. Сергий Дергалев
  • Александр Ткаченко
  • Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей дает начало последующей.
    Тщеславие и гордость таким же способом соединяются между собой; усиление первой из них дает начало другой, но рождаются, они не от шести предыдущих, а по истреблении их. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями.

    С церковнославянского слово страсти переводится как «страдания». В этом смысле мы говорим о «крестных страстях Иисуса Христа». Однако, его основное значение – греховные расположения и навыки человека, влекущие его к нарушению Божиих, нередко даже против воли и осознания греховности ситуации.

    «Страсть достойна порицания, как не естественное движение души», – учит св. . По словам святого , страсть есть возмущение против природы. Св. называет страсть недугом души, а св. Исайя Нитрийский болезненным состоянием душевных сил. Св. называет страсть движением энергии против природы.

    Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), деньги (страсть сребролюбия), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий. (уныние, печаль).

    Выделяя восемь основных страстей, христианские подвижники настаивают, что страстями являются именно душевные состояния, а не потребности тела. Даже разделяя телесные (чревоугодие, блуд) и душевные страсти, они видят причину каждой страсти не в жизни тела, а только в удалении человеческой души от Бога.

    Основанием страстей является самолюбие, всецело противоположное любви к Богу и ближнему. В сущности все страсти зарождаются от извращенной и чрезмерной любви к себе. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие. Эти страсти превратили часть ангелов в , поэтому заражение ими делает человека врагом Богу, открывает в его ум и сердце путь всем прочим страстям. Через страсти падшие духи воздействуют на поведение человека, стремясь сделать его рабом греховных навыков. Подчиняясь греховным страстям, человек сам уподобляется падшим духам, делается врагом Богу.

    Возникновению страсти предшествует искушение человека помыслом, содержащим греховный образ. Если во время искушения человек начинает услаждаться греховным образом, то это первый признак возникновения страсти. Поселяясь в душе, пристрастие к греховному образу превращается во внутренний греховный навык, который ведет к внешним греховным действиям.

    Для искоренения страсти человек должен искать помощи у Бога, Который дает человеку силы преодолеть страсть. Божественной помощью является Святого Духа, приносящая человеку духовное наслаждение, в сравнении c которым меркнут действия страсти. Для приобретения благодати человеку необходим молитвенный подвиг борьбы и противостояния греховным помыслам. В ответ на молитвенный подвиг человека посещает благодать, подающая подвижнику опытное познание Божественной .
    Наиболее совершенно страсти побеждаются очищением сердца путем усиленных молитв и подвигов. Надо развивать противоположные страстям . Например, если развить смирение, угаснет гордость, если будет господствовать радость, то не будет места печали.
    Исцеление от страстей требует зачастую многолетней борьбы. Один из великих подвижников говорит: «Мне потребовалось пятнадцать лет, чтобы победить гнев».

    Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы..
    прп.

    Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится.
    епископ Варнава

    Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. ()

    Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…
    Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
    преп.

    Любовь или все же страсть? Как отличить эти два понятия и разобраться в своих чувствах к другому человеку? Необходимо лишь прислушаться к себе и проанализировать эмоции, которые вы испытываете. Тогда вы точно не ошибетесь в свое оценке.

    Что такое любовь

    По мнению психологов, любовь состоит из трех составляющих:

    • Интимность заключается в близости и , чувстве партнерства. По мере того как пара сближается, интимность чувствуется сильнее. Правда, в обычной жизни она никак не проявляется, но в сложной кризисной ситуации именно интимность выражается сильнее всего.
    • Сексуальное влечение сильнее всего проявляется в самом начале отношений, когда люди только узнают друг друга. В долгом браке сексуальное влечение отходит на второй план.
    • Обязательства с годами только усиливают свое значение. Причем это верно как для долгих отношений, так и для краткосрочных.

    Если присутствуют все три компонента, любовь можно назвать идеальной. К ней стремятся все пары. Конечно, можно добиться таких идеальных взаимоотношений, но вот поддерживать их длительное время очень трудно. Такие чувства никогда не длятся долго. Разумеется, если пропадет одна из составляющих, отношения не прекратятся, просто идеальная любовь трансформируется в нечто другое.

    Признаки любви

    Как же распознать ? Просто понаблюдайте за собой и вы все поймете. Любящий человек все время хочет видеть предмет своих чувств, хочет быть к нему как можно ближе. У него возникает непреодолимое желание быть все время рядом. Влюбленные стремятся смотреть в глаза любимому человеку. Даже если влюбленный будет произносить речь перед огромной аудиторией, подсознательно он будет искать глаза любимого, чтобы заглянуть в них и понять, что испытывает он или она по поводу сказанного.

    Влюбленный человек стремится оказывать любимому знаки внимания, делать ему приятные вещи. Распознать испытывающего любовь человека можно по тому, с какой готовностью он оказывает вам услуги. Если человек влюблен, он с готовностью выполнит вашу просьбу, равнодушный же найдет тысячу причин отвертеться даже от самой легкой задачи.

    С течением времени, когда пара сближается и лучше узнает друг друга, можно заметить и более серьезные признаки любви. Один из первых – это близость. Любящие люди не надевают маску, они могут и посочувствовать, и порадоваться вместе с любимым. Испытывают влюбленные и ревность, без нее тоже никуда. Важно, чтобы она не переходила в маниакальную одержимость. Самое важное чувство в любви – это самопожертвование. Возможно, любящий человек и не засыпает вас ежедневными знаками внимания, подарками и комплиментами, но если он готов немедленно примчаться на помощь по одному вашему зову, будьте уверены – его любовь настоящая.

    Что такое страсть

    Острое желание обладать человеком, часто не взирая на общественные нормы и правила, принято называть страстью. Страсть сама по себе при этом становится смыслом жизни человека. Характерно, что человек хочет лишь обладать предметом своей страсти физически, а о нежности и заботе здесь речь не идет.

    В какой-то мере страсть является одной из составляющих чувства любви. Она входит в понятие сексуального влечения. Но сама по себе, без интимности и обязательств, страсть разрушает обоих людей.

    Признаки страсти

    Чувство страсти полностью основывается на физическом влечении и желании обладать. При этом человек не задумывается о реальном положении вещей. В его воображении предмет поклонения – это человек, без недостатков. Этим объясняется то, что чувство страсти очень быстро проходит, как только человек начинает осознавать, что его партнер очень далек от нарисованного в воображении идеала.

    Перечислим основные признаки страсти:

    • Человека интересует только внешность партнера.
    • Разговоры на любые темы не привлекают, интересует исключительно секс.
    • Человек не склонен разговаривать о своих реальных чувствах, все его мысли сосредоточены на собственных фантазиях.
    • Сразу после секса человек стремиться уйти, а не провести какое-то время вдвоем.
    • Ваш союз скорее напоминает отношения любовников, а не друзей.

    Страсть и любовь: как отличить

    Для начала определитесь, как вы или ваш партнер позиционируете себя в ваших отношениях. Для любви характерно желание дарить удовольствие партнеру. Если же человек испытывает лишь страсть, он сконцентрирован только на своих желаниях. Страсть основана лишь на физическом влечении и очень быстро улетучивается. Здесь не идет речь о взаимопонимании, родстве душ и взаимном уважении.

    Для страсти характерны сильные эмоции, человек в таком состоянии не может думать о чем-то другом, кроме предмета своего поклонения. Любовь же более осмысленное и спокойное чувство. Для любви характерен интерес к личности человека, а не только к его внешности. Страсть живет одним днем. Человек, подверженный страсти не задумывается о длительных отношениях и об их развитии. Он готов активно добиваться объекта своего желания, вопреки всем обстоятельствам.

    Любящий человек может испытывать удовольствие даже от простого общения и разговоров по телефону. Для страсти самое главное – это удовлетворение сексуальных потребностей.

    23-10-2012, 13:21

    Описание

    - это горячая преданность или пылкая привязанность к лицу противоположного пола, любовное чувство, сильная направленность ума, эмоций, чувств на желанный объект или жизненную цель; энергичный, интенсивный или возбужденный импульс, тяготеющий к физическому влечению. Это слово имеет много значений и оттенков. Половая страсть так связана с любовью, что ее часто и называют любовью. Эротическая страсть - это горящие угли под пятой любви.

    Страсть может существовать без любви, любовь может существовать без страсти . В первом случае отсутствуют нежность и чувство, есть только эгоистическое стремление к удовольствию и удовлетворению. Во втором случае отсутствуют теплота и пылкость, которые обычно сопутствуют полнокровной любви между полами. Элементарные биологические позывы у мужчин, которые мы объединяем термином «страсть», имеют технический термин «эструс» (период течки у животных, нереста у рыб). Человек называет это половым возбуждением, неистовством, даже страстью. Зоологи определяют эструс как «особый период сексуального влечения самки». То же существует и у самцов. Для большинства видов животных эструс, который происходит во время овуляции, является единственным периодом, когда самка реагирует на самца. Эмоциональная буря, имеющая своей кульминацией оргазм, является феноменом, корни которого уходят глубоко в механизм организма; здесь активно участвуют эндокринные железы и вся вегетативная нервная система.

    У животных эструс является периодическим состоянием и возникает благодаря гормонам, выделяемым яичниками и соответствующими эндокринными железами. Искусственный эструс может вызываться с помощью инъекции железистого экстракта, но это не приводит к овуляции.

    Наши знания о феномене эструса очень ограниченны. Можно было бы сказать, что период эструса (непреодолимого желания) у самок зависит от выделения гормона «эструс» яичниками. Но функционирование этого гормона пока необъяснимо. Почему он выделяется в одни периоды, а не в другие? Что временами разрушает нормальный ритм эструса? Что подавляет его? От каких внешних факторов он зависит?

    Вообще говоря, среди человеческих существ не проявляется поведение «эструс». У человека страсть можно вызвать почти в любое время и разными воздействиями. Или же ее почти невозможно вызвать. И то время как у низших самок млекопитающих половое желание ограничено периодами эструс, у женщин оно может быть вызвано многими способами почти в любое время. С помощью многих приемов и ментальных ассоциаций можно активизировать выделение гормона «эструс».

    Сексуальное желание - это естественная черта нормальных взрослых мужчин и женщин. Оно столь же прекрасно и невинно, как дыхание или биение сердца. В некоторых случаях сексуальная активность не просыпается до тех пор, пока человек не начнет фактически сексуального действия. Те, кто считает секс непристойным, лишь обманывают себя.

    Наблюдения показывают, что страсть может устранить половые извращения, которые имели место до ее появления. Сильные эмоции зачастую прекращают развращающую невоздержанность в беспорядочных сексуальных контактах. Для того, кто любит, существует лишь один любимый. Для многих очищающая сила нового чувства разрешает все эмоциональные проблемы. Те, кто стремится избавиться от страсти или снизить ее проявления, не правы. Слабая половая страсть приведет к прекращению любого вида живых существ . Самки предпочитают страстного самца пассивному и безразличному. Это можно отнести к большинству женщин, которые редко предпочитают партнера недостаточно страстного. Страсть, безусловно, имеет отношение к биологической полноценности, здоровью и целостности организма.

    У пчел, бабочек и среди других форм жизни, когда сексуальное влечение возникает лишь однажды в жизни, особенно у молодых животных, высшее проявление полового инстинкта, совершенно не практикуемого до того акта совокупления, может быть осуществлено, надо полагать, лишь когда соитие практически принудительно.

    Если бы полового инстинкта не было, человечество не могло бы размножаться, не было бы ни деторождения, ни воспитания детей. Существование инстинкта служит мудрой цели. Хотя сексуальное влечение, кажется, становится все менее настоятельным по мере того, как мы поднимаемся по эволюционной лестнице жизни, исключая патологические случаи; страсть никогда не бывает у человека принудительной, по она всегда контролируема. Однако нельзя отвергать столь важную биологическую потребность, ибо это грозит расплатой. Одно дело - подвергать страсть разумному контролю, а совсем другое - отказать ей во всех проявлениях.

    Физиологические различия между мужчиной и женщиной предполагают и определенные психологические различия между ними. Мужчина в большинстве случаев более легко возбуждается в сексуальном отношении и стремится к немедленному удовлетворению своего же-лания;женщина, как правило, возбуждается не так легко и менее готова к тому, чтобы тотчас броситься удовлетворять свое сексуальное желание. Ежедневно мужчина возбуждается по разным поводам тысячи раз, хотя в его сознании эта активность не ощущается и проявляется в качестве сексуального влечения лишь в конце рабочего дня, после возвращения домой. Путешествия часто вызывают сексуальное возбуждение у непривычных к путешествиям; однако путешествие может иметь и обратный эффект. Умственные, эмоциональные, физические и пищевые воздействия оказывают влияние на половой импульс, подавляя или возбуждая его.

    Характер, уровень и объем повседневного жизненного опыта увеличивают или уменьшают сексуальное желание. Частота возникновения сексуального желания , его интенсивность являются результатом определенных факторов, как-то: состояние здоровья, болезнь, разлука, напряжение и так далее. Обычно сексуальное желание находится в прямой зависимости от общего состояния организма. Наблюдается заметное временное возрастание сексуального желания, когда муж и жена разлучены на несколько дней или недель. Хотя в обществе, по крайней мере цивилизованном, мужчины, как правило, более страстны, чем женщины, и гораздо легче возбудимы; бывает, что женщина столь же страстна, как и средний мужчина, а подчас и превосходит его. Но женщины обычно более способны подавлять страсть, нежели мужчины.

    Тело женщины можно возбудить против ее желания. Эгоистичный мужчина, обладающий сильным сексуальным влечением, искусный в своих физических подходах, может из-за своей неспособности оценить эмоциональные и психические потребности своей жены сделать супружескую жизнь исключительно несчастной. Коитус должен быть чувственным контактом, а не просто физическим актом.

    Человек обладает сексуальностью и должен быть ее хозяином, если не хочет, чтобы хозяином была она. Известно, что сексуальное напряжение можно увеличить с помощью соответствующей фантазии или тактильного возбуждения до такой степени, что непреодолимость сексуального желания ощущается как бескомпромиссная реальность. При достаточном возбуждении-принуждении оно действительно может стать непреодолимым, ибо, будучи вовлеченным в бури страсти, трудно преодолеть и проконтролировать ее. Тот, кто таким образом возбуждает свое сексуальное «я» и доводит себя до состояния высокого напряжения, требующего исхода, часто становится пленником своей сексуальной страсти, которая кажется вышедшей из-под контроля, и не учитывает, что своими собственными предыдущими действиями и дал всему этому ход.

    Мужчины чаще всего виновны в том, что позволяют страсти проявляться без ухаживаний; и даже там, где непредубежденный наблюдатель считал бы женщину главной причиной волнений, рано или поздно вина тем не менее ложится на мужчину. Возможно, женщина простодушно явилась тем динамитом, который разрушил его самоконтроль. Любимые и жены часто бывают виноваты в том, что вызывают срочные желания в своих возлюбленных и мужьях , отказываясь их удовлетворить. Они делают это с помощью тонкой, изощренной эротической техники, которая позволяет женщинам достичь максимального предварительного удовольствия без потери господства над ситуацией. Есть женщины, которые практикуют приятное эротическое возбуждение - ласки и нежности, но отказываются доводить их до естественной кульминации. Они извращены, хотя и не любят признавать это.

    Хотя, как многие утверждают, сексуальная страсть является наиболее непреодолимой, ее часто сдерживают, ей препятствуют. Из всех страстей ей всего труднее дать свободное нормальное проявление. И мы знаем, что в моменты наивысшего сексуального возбуждения сила личной самостоятельности человека почти полностью утрачивается. Этот момент наивысшего удовлетворения сравним с интоксикацией. Однако многие мужчины и женщины преувеличивают роль сексуального удовольствия в жизни и практикуют настоящую религию наслаждений. Жажда наслаждений является краеугольным камнем их чувства самоуважения, и они хватаются за возможность любого удовольствия, независимо от того, какой ценой для своего и чужого здоровья оно обходится. Такие люди склонны рассматривать лишение удовольствий как личное оскорбление и требовать наивысших удовольствий, будто это является их священными правами.

    Чтобы оправдать разнузданное сексуальное поведение, оскорбляющее здравый смысл и социальные чувства окружающих, такие искатели наслаждений исповедуют веру в превосходство инстинктов над другими проявлениями человеческой природы.

    Вера в неодолимость сексуального желания, требующего немедленного удовлетворения, лишь сознательный камуфляж для безответственных и, следовательно, безнравственных сексуальных действий.

    Малодушный человек, сознавая свою неспособность решить какие-то жизненные проблемы, часто склонен считать себя жертвой страсти. Его (или ее) сексуальная жизнь, похоже, состоит из разных случайных связей, либо мастурбации, или из того и другого. Чисто сексуальному единению часто не хватает чувства любви, это акт стремительного (как при изнасиловании) обладания, за которым часто наступает отвращение к партнеру. Возможен даже сексуальный союз с партнером, который при других видах общения - духовном, психологическом, интеллектуальном - вызывает полное неприятие. Однако это не доказывает непреодолимости чувства страсти, хотя и может восприниматься как свидетельство ее неспецифичности.

    Извращенные страсти часто неконтролируемы. Извращение может возникнуть по ряду причин, до которых трудно докопаться. В подобных случаях лекции на моральную тему удручающе неэффективны, поскольку, как заметил Г. Лессинг, «порочные страсти извращают конституцию ума столь же сильно, сколь они подрывают конституцию тела... Злые силы ведут жертвы с завязанными глазами на свои алтари». В таких случаях необходимы гигиенические методы.

    Представление о том, что сексуальное желание сотворяет роковую драму из каждой любовной связи, участники которой якобы являются беспомощными марионетками, балансирующими па проводе неодолимой страсти, противоречит реальному положению вещей. Однако эта идея может оказать заметное влияние на неопытную молодежь, если она воспримет ее без критической оценки. Эта в корне ложная идея опасно культивируется мужчинами и женщинами, которые ищут оправдания своей безответственности в сексуальном поведении.

    Мы ответственны за проявления наших страстей , и нам следует хорошо подумать о последствиях прежде, чем дать страстям волю. Ответственность человека не кончается с возникновением страсти, напротив, именно в этот момент необходимость в ответственности является наивысшей. Не тот праведен, кто не подвергался искусу, а тот, кто умеет этот искус преодолевать.

    Нежелательная для женщины возможность забеременеть является испытанием ответственности мужчины в половых отношениях. Лишь эгоистичный, жадный на удовольствия партнер позволит себе в момент сексуального объятия игнорировать последствия полового акта. В этих отношениях ответственность мужчин необходима, иначе неизбежен хаос.

    Человек, который контролирует свои страсти (но не тот, кто отрекается от них), сдерживает каждый импульс, обуздывает свою энергию и владеет быстротечным желанием, готовит себя к тому ужасному взрыву своих эмоций и страстей, благодаря которым он надеется в один прекрасный день вырваться за пределы самого себя, за пределы того, что является случайным и распадающимся, к полному проявлению своих сил в истинном союзе с другим.

    Никаких особых усилий не надо предпринимать для того, чтобы подавлять естественную страсть ; просто ее следует контролировать в высших интересах человека и общества. Теологически-догматическое представление о том, будто половые инстинкты и желания являются злом и должны удаляться из человеческой жизни, наносит большой вред. Попытка ликвидировать расцвет страсти приведет к снижению стандарта жизни, что завершится организованной проституцией. Полное удовлетворение чувства страсти достигается лишь в полноценном и подлинном союзе двух. Усилия, направленные на то, чтобы изгнать естественные желания, приведут лишь к их возврату в форме чрезмерных навязчивых идеи, действии и даже превратных тенденций.