Экологическое занятие для средней группы. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект занятия в средней группе по экологии

03.05.2019

Программное содержание (задачи):

— образовательные — расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

— развивающие — развивать воображение, образное восприятие, творчество;

— воспитательные – формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность».

Методы и приёмы:

1) игровой;

2) наглядный;

3) словесный.

Оборудование и материалы: цветная бумага, клей, кисточки, ножницы.

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Деревья », «Грибы» и «Ягоды»; разучивание пословиц и поговорок о природе; рисование «Волшебное дерево».

Воспитатель : — Ребята, сегодня к нам в группу заглянул Старичок-лесовичок. Ему очень интересно, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста, Лесовичку. (ответы детей). Посмотрите, какие из деревьев вы знаете?

Дети смотрят изображения разных деревьев, называют их.

Воспитатель : — Правильно, все деревья угадали! А теперь попробуйте разгадать мою загадку: «Весной – расцветают, осенью – опадают» (листья).

Дидактическая игра «Какой листик?»

Воспитатель : — А что еще растет в лесу? Ну конечно, ягоды и грибы. Послушайте загадки Старичка-лесовичка и попробуйте их разгадать:

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (боровик)

Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …( волнушки)

Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат — для малых ежат. ( лисички)

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый …( мухомор)

Воспитатель: — Ребята, мы должны оберегать лес. Скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу? (ответы детей).

Давайте скажем, как нужно вести себя на природе: не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья; после разведения костра, обязательно его потушить; не разорять гнезда птиц.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Дидактическая игра «Из чего состоит дерево?»

Воспитатель предлагает детям назвать части дерева и показать их на картинке.

Воспитатель: — Дети, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы о нашей природе? (ответы детей).

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Много леса — не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.

Лес – наше богатство.

Рощи да леса – всему свету краса.

Растение – земли украшение.

Воспитатель: — На нашем занятии мы узнали много нового о деревьях и о лесе; как люди должны вести себя на природе. Не забывайте, что нужно беречь природу.

— Давайте сделаем подарочек Старичку-лесовичку, чтобы он помнил о нас. Предлагаю вам всем вместе сделать коллективную работу «Деревья в нашем лесу».

Коллективная работа (аппликация) — «Деревья в нашем лесу».

Воспитатель: — Спасибо тебе, Старичок-лесовичок, за твой рассказ про деревья, лес. А чтобы ты никогда не забывал нас, мы хотим подарить тебе наш «лес». До свидания, приходи к нам еще!

Цели : Познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи:

1. Образовательные:

— формировать и систематизировать знания детей о воде, о её назначении, для чего ее используют;

—формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов;

— обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

2. Развивающие:

— развивать познавательную активность,

— самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать;

— развивать двигательную активность детей.

3. Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к воде;

— воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстниками;

— воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, блюдца, лед, чайник с водой, соль, сахар, ложечки, краски, кисти; карточки с изображением свойств воды, макет куклы Капелька из картона, трафареты капелек, обручи.

Предварительная работа : беседы о воде, просмотр мультфильмов «приключение Капитошки», чтение художественной литературы, чтение стихов, загадок, потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.

Ход занятия:

Звучит запись природного шума воды (журчание ручейка).

Воспитатель: Ребята, послушайте, что это за звуки? (Ответы детей)

Действительно, это журчит ручей и сегодня речь пойдет о воде. И сегодня к нам в гости кто-то пришел. (Внесение макета капельки).

Дети, кто это? (дети - «Капелька»). Давайте поздороваемся с ней.

Дети приветствуют «Капельку».

Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капелька?

Капелька шепчет воспитателю, что она пришла в гости к детям для того, чтобы позвать их в путешествие.

Воспитатель: Ребята, Капелька, приглашает нас всех в путешествие.

Дети, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе?

Задание : «Определить, где находиться вода в группе и приклеить капельку» (дети берут капельки, вырезанные по трафарету, отмечают, где в группе расходуется вода: краны, батареи, цветы, чайник и т.д.).

Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть в природе? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. (Ответы детей).

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Пруд, озеро, море, океан, лужа, речка, ручеек, болото.

Значит, капелька - это частичка чего? Воды.

Вода есть на земле и под землёй. На земле - это реки, озера, ручьи, моря и океаны. Под землей тоже есть вода. В некоторых местах она пробивается сквозь землю, тогда получается родник.

Воспитатель: А Кому нужна вода? (Ответы детей)

Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Скажите, пожалуйста, а что же умеет делать вода?

(Дети подбирают глаголы - бежит, журчит, льется, течет, стоит, бурлит, капает, бушует)

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Молодцы!

Ребята, вода бывает разной.

Стих про воду:

Она и в озере, она и в лужице

Она снежинкой над нами кружится

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит.

Физкультминутка: «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи - на один меньше чем детей. Это тучки. Все дети капельки. Пока звучит музыка дети свободно перемещаются по группе, как только музыка остановилась каждая капелька должна занять любую тучку. Капелька которой не хватило тучки испарилась.

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте мы вместе с Капелькой теперь проведем опыты.

1. Опыт "Вода - жидкость"

Возьмите стаканчики с водой и вылейте немного на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся, растекается по блюдцу.

Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку?

Вывод: Вода жидкая и может течь, поэтому ее называют жидкостью. (Из проведенного опыта узнают о свойстве воды, как жидкости. Вода не имеет своей формы, она принимает форму того предмета, в которую её наливают: квадратный бассейн, круглая чашка, плоское блюдце и т.д.).

2. Опыт "Вода - лед"

Воспитатель: Но вода не всегда бывает жидкой. Дети, закройте, пожалуйста, глаза (По руке каждого ребенка проводится кусочком льда).

Что вы почувствовали? (Холод).

Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? (Чем-то мокрым, холодным, льдом).

Возьмите по кусочку льда, какой он на ощупь? (Твердый, ледяной, холодный). Капелька, собери лёд в ведро и давайте поставим его рядом с батареей, понаблюдаем, что с ним произойдет? Теперь возьмите салфеточки и протрите руки.

Вывод:

Лед начинает таять, превращаться в воду.

3. Опыт "Вода - пар"

Воспитатель: Вот чайник, в нем вода. Теперь я включу чайник, а вода будет нагреваться. Посмотрите, что это идет из носика чайника? (Ответы детей).

Правильно, пар. Пар - это жидкость? Почему нет? (Ответы детей).

Пар - это газ. Вода нагрелась, капельки превратились в пар и стали подниматься вверх.

4. Опыт "Вода не пахнет"

Воспитатель: Ребята, давайте понюхаем воду и скажем, чем она пахнет. (Ответы детей).

Да, вода не имеет запаха. Но если в нее добавить, например, сок любого фрукта, то вы почувствуете, как у воды появился приятный аромат.

Вывод: У воды нет запаха.

5. Опыт "Вода безвкусна"

Воспитатель: Итак, мы выяснили, что вода не имеет запаха. А имеет ли вкус? (Воспитатель предлагает детям размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.)

Что произошло с сахаром и солью? (Ответы детей). (После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.)

Что изменилось, дети? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

Вывод: Вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

6. Опыт "Вода безцветна"

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какого же цвета наша вода? (Ответы детей). У воды нет цвета, но ее можно окрасить. Давайте станем волшебниками и окрасим воду в разные цвета. Перед вами краски, кисти, стаканчики. (Воспитатель, показывает «фокус» с окрашиванием воды краской, предлагает детям попробовать это сделать самостоятельно.)

Вывод: Вода бесцветна, но она окрашивается в разные цвета с помощью разных красителей.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, давайте теперь вспомним все,что вы узнали сегодня интересного о воде. Вода бывает:

Жидкая, твердая, газообразная;

Прозрачная, бесцветная;

Не имеет формы;

Не имеет запаха, вкуса;

Окрашивается.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в царство воды.

Капелька:

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Просто волшебница - чудо вода.

Берегите ее, дети!

Капелька прощается. Дети помогают воспитателю убраться в группе после опытов.

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра - начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог : дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

Комплексное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в страну насекомых»

Выполнила:

Котова Наталья Александровна

воспитатель МБДОУ №22,

с.Бошняково

Адрес: ул.Рабочая 8

с.Бошняково

Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи: Образовательные: Уточнять знания о насекомых (название, особенности внешнего вида и их образа жизни) Познакомить с нетрадиционным способом рисования – с помощью ватных палочек

Развивающие: Развивать внимание, мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Материал: Картинки с изображением насекомых, разрезные карточки, игрушки – аналоги, гуашь, ватные палочки, схема-модель насекомого, нарисованная модель поляны.

Планируемые результаты: Дети научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Организационный момент: Здравствуйте дети, я Фея Природы приглашаю вас в мою волшебную страну. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путешествие (дети проходят через волшебную дверь)

Фея Природы сообщает, что злая Стужа заколдовала всех жителей этой страны, сделала их невидимыми. А расколдовать её друзей, смогут только добрые дети.

Фея. - Дети вы мне поможете? Тогда садитесь и попробуйте отгадать загадки.

1.Шевелились у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать их хотел

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

2. У неё 4 крыла

Тело тонкое, словно стрела

И большие, большие глаза

Называют её … (стрекоза)

3.Сок цветов душистый пьёт

Дарит нам и воск и мёд

Людям всем она мила

А зовут её …. (пчела)

4.Летит пищит

Ножки длинные тащит

Случай не упустит

Сядет и укусит (комар)

5.Он работник настоящий

Очень, очень работящий

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей)

6.Всех жучков она милея

Спинка алая у ней

А на ней кружочки – чёрненькие точки (божья коровка)

7.На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

Загадки о насекомых (После угадывания, выставляется картинка с изображением насекомого)

Молодцы ребята! С первым заданием вы справились. А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муху, пчелу, кузнечика, муравья?

Дети: (Насекомые)

Фея. А кто такие насекомые вы знаете? (это самые маленькие существа на нашей планете)

Давайте посмотрим на модель – схему насекомого.

Из каких частей оно состоит (голова, усики, 4 крылышка, 6 лапок, туловище)

Пальчиковая гимнастика. «Насекомые»

Быстро пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем: (по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

А это кто же тут пищит?

Ой, сюда комар летит (прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой (грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой. (маршируем на месте)

Фея. А теперь посмотрите на магнитную доску

(где выставляются различные части тела насекомых, по которым дети должны угадать, кто там спрятан)

Дидактическое упражнение: «Угадай насекомое»

Фея. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

Д. игра: «Сравни – насекомое »

(на магнитной доске выставляются картинки, мухи и пчелы)

Фея. Кто это? (муха и пчела)

Из чего состоит их тело? (голова, 6 лапок, крылья, туловище, усики). Они очень похожи.

А чем они отличаются? (муха чёрная, а пчёлка с жёлтыми полосками и мохнатое брюшко)

Кто приносит пользу человеку, а кто вред? (Пчёлка - пользу, она даёт мёд, а муха- вред, она является разносчиком различных болезней)

Физ. минутка: «Стрекоза»

«Вот летит стрекоза, как горошины глаза,

А сама как вертолёт, влево, вправо, назад, вперёд»

Фея. Дети посмотрите, вот здесь злая Стужа перемешала все карточки, вам нужно правильно составить их.

Игра: «Сложи - картинку» (картинка насекомого, разрезанная на 4 части)

Фея. Молодцы дети. А теперь подойдите ко мне (показывает коробочку)

Фея. Ребята, вот здесь лежат насекомые, которых спрятала и заморозила злая Стужа. Нам нужно их отогреть (положить каждому игрушку – аналог)

Игра на развитие диафрагмального дыхания (набрать побольше воздуха в рот не надувая щёк, округлить свои губы и вытянуть вперёд, подуть на насекомое, не прерывая своего дыхания).

Потом дети уносят насекомых на полянку.

Фея. Смотрите, сколько на нашей полянке насекомых! А кого здесь не хватает? (Бабочки)

Давайте с вами их сделаем. Проходите к столам садитесь и будем рисовать с помощью ватных палочек (разрисовывают палочками крылышки бабочки,

(затем несут их на полянку сушить свои крылышки)

Фея. Ребята, большое вам спасибо. Я очень рада, что вы спасли моих друзей

Посмотрите как они радуются.

Вы добрые, заботливые дети. Я думаю, что вы никогда не будете обижать насекомых, а увидев на улице, просто понаблюдаете за ними. (Угощает детей). А теперь вам пора возвращаться домой.

Занятие по формированию элементарных экологических представлений для детей средней группы "Путешествие в осень"


Описание работы : Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям. Рассчитан на детей 3 – 5 лет.
Цель :
- Помочь увидеть многоцветие осени,
- Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись,
- Учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке
Задачи:
- Расширять представления детей об осенних изменениях в природе;
- Учить детей называть приметы осени;
- Развивать у детей речевую активность;
- Тренировать в отгадывании загадок.
- Учить рисовать осенние листья в технике по мокрому листу;
Материал: дорожки (узкая и широкая), картины осени, картина лужайки, цветик-семицветик, краски акварельные, кисти, баночки для воды, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми входят в зал украшенный осенними листьями
Воспитатель:
Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную полную тайн. А кого мы пойдём искать вы узнаете если отгадаете загадку:
Приходи!- её мы просим
В золотом наряде...(осень)
Воспитатель:
Правильно, мы пойдём искать Осень. Ну, отправляемся в путь. Смотрите, всё замечайте и ничего не пропускайте! Идём в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки. (Дети и воспитатель идут по дорожке). Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
"Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дороге,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок-прыг по дорожке,
А большие ноги идут по дороге."
Воспитатель: "Послушные у нас ножки. А куда же мы идём? "
Дети: «Идём искать Осень.»
Воспитатель: "У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени. Я вам буду загадывать загадки, а вы их отгадывайте.
" Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад-
Это просто...(листопад)"


"В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошёл- оставил их,
Средних, маленьких, больших. (лужи)


"Ветер тучу позовёт,

Туча по небу плывёт.
И поверх садов о рощь
Моросит холодный...(дождь)


"Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится" (ветер)


"В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт,
Будет дождь,
Мы взяли...(зонт)


Опустели наш грядки,
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, ещё рожай,
Мы собрали...(урожай)


Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке- бархат синий,
Что это такое?.. .(иней)


Воспитатель: Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти. Ребята, посмотрите, мы с вами попали на лужайку, где много цветов.


(воспитатель находит цветик- семицветик)
Воспитатель: "А это что за странный цветок, разный каждый лепесток?"
Цветок : Я необычный цветок. Я цветик-семицветик. Каждый лепесток у меня особенный. Найдите у меня цвета осени.
Дети называют осенние цвета: желтый, красный, оранжевый, зелёный.
Цветок : «Ребята, а вы хотите попасть в гости к Осени?»
Дети: «Да, хотим.»
Цветок : Тогда скажите заклинание, но быстро-быстро, иначе не подействует.
(Дети произносят скороговорку)
"Осень просекой прошла,
Свои краски разлила."
(демонстрируется слайд осень)


Воспитатель читает стихотворение:
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Воспитатель:

" Вот как много у осени работы! Все листики надо позолотить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень? А как рисовала?
В этом ей помогла волшебная кисточка и музыка. Кисточка сама под музыку плясала с листика на листик и все позолотила. А где живёт мелодия?
(Дети слушают...и в это время демонстрируются слайды как осень рисует на листьях)

Воспитатель:
Устала осень, уснула. А мимо ветер пролетел, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на этот пролил красную краску. Ребята, давайте его попросим чтобы он больше не шалил.
Дети говорят : "Ветер, ветер не шали,
Краски взял, так положи!"
Воспитатель:
Не хочет вернуть ветер краски. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному. Дети давайте с вами потанцуем под музыку, изображая листики.
Под фонограмму П. И.Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года" дети танцуют.
Воспитатель цитирует:
Листья дубовые, листья кленовые,
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Воспитатель:
Но вот полил сильный дождь. Упали капли воды на листья, и потекла краска, смешались все цвета.

Ой, какая красота!


Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь листик был простой, а теперь он золотой. Как переливаются краски. Деревья надели золотой наряд.
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница всё вокруг украсила,
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
Всё вокруг искрится,
Всё переливается.
Как же это чудо в природе называется?
Дети хором: Осень!


Воспитатель:
Дети, а сейчас мы будем маленькими художниками, передадим красоту осени в своих рисунках. Подойдите к столам и посмотрите что вам осень приготовила: листики, краски, кисти, стаканчики с водой. Помните, как рисовала осень? Наши листья смачиваем водой, затем набираем нужную краску и лёгкими движениями наносим на лист. (Дети рисуют под музыку.)
После выполнения работы воспитатель предлагает детям полюбоваться своими листочками и подводит итог занятия.