Экологической тропы в детском саду. Функции экологической тропы. Бусы красные надев

14.05.2019

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда»

статья

Составила: воспитатель

Фоменко Лариса Александровна

Проект «Экологическая тропа в детском саду»

Актуальность.

Дошкольный период - чрезвыч айно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу . Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Цель :

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Задачи :

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Сроки реализации проекта : 1 месяц

Проблема : Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Этапы создания и оформления тропы :

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов : общая, которая будет находиться в экологической комнате , и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки .

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки .

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Механизм выполнения :

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего , среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Формы и методы работы на экологической тропинке :

экологические беседы ;

экологические экскурсии ;

Уроки доброты;

Уроки мышления;

экологические кружки ;

экологические конкурсы ;

КВН, викторина «Поле чудес» ;

экологические акции ;

Обсуждение и проигрывание ситуаций;

Трудовой десант;

Зелёный патруль;

Клуб исследователей природы;

Лаборатория юного эколога ;

Составление экологических карт ;

Ведение фенологических календарей природы;

Коллекционирование;

экологические выставки и экспозиции;

экологические праздники ;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

экологические сказки ;

экологические тренинги ;

Инсценировки, театрализации и т. д.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как :

1. «Грибок встреч»

Цель : показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.

2. «Царство удивительных пеньков» .

Цель : предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

3. «Птичий городок»

Цель : познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

(«Птичий столб» , поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)

4. Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель : развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

5. «Огород» .

(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Цель : вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

6. «Кустарники» .

Цель : развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

7. Спортивная площадка - «Тропа здоровья »

Цель : развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

8. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР» . (Луг) .

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые : пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Два больших камня стали прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука.

В экологическую тропу включен муравейник . Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему : прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.

В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Цель проекта:

Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними выбирает «хозяина тропинки», причем, в каждой группе свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Персонажи стоят вначале маршрута, приветствуют детей, периодически посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных представлениях. В начале пути по экологической тропе расположен план.

В состав экологической тропинки ДОУ № 80 входят следующие видовые точки:

Естественные:

Ель с гнездом диких голубей

Старые пни

Луговые травы

Лесные травы

Кленовая роща

Муравейники

Туевая роща

Березовая роща

Стилизованные и специально созданные объекты экологической тропы

Цветники

Альпийская горка

Скворечники

Кормушки для птиц

Этнический уголок

Детская метеостанция

Лесное озеро

Сельский двор

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Поляна насекомых

К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес

Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая. На тропинке размещено «Знаковое дерево», где прикреплены различные природоохранительные знаки и мудрая сова, держащая красную книгу природы:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей Курской местности (лес.луг, поляна, водоем, озеро). Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых, беспозвоночных животных, млекопитающих, с определенными растениями так как они связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания

В результате реализации проекта:

Значительно вырос уровень экологических знаний о природе Курского края,

Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

Перспектива развития экологического проекта:

1. Создание уголков природы разных климатических поясов.

2. Уголок «Замечательный сорняк».

3. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».

4. Максимальное использование игрового приема «Голубиная почта».

Елена Столярова

Экологическая тропа в МАДОУ №8 «Сказка»

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-

Лес, степи, горы. А человеку нужна

родина. И охранять природу значит

охранять родину»

М. М. Пришвин

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обы-чные прогулки с детьми для экологических занятий , трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников , игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки , для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

На прогулке я использую разнообразные игровые упражнения “Найди по описанию”, “Что где растет?”. Дети очень любят играть с игрушками, приводимыми в движение ветром (“Султанчики”, “Разноцветные листочки”, “Вертушки”) .

Важно помнить об интегрированном подходе : на тропинке с ребятами может заниматься воспитатель с физ. инструктором. Также идет интеграция областей : познавательное развитие с социально-коммуникативным и т. д. Свои впечатления после посещения экологической тропы дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

1. «Информационный центр» Используя различные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада родителей , встречает Мишка.


2. «Озеро с уточками» - искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, уточки) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

3 «Остановка птичья» формировать экологическую культуру детей ; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.



4. «Остановка для изучения погоды» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра) . При наблюдении за природными явлениями развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.


5. «Жизнь муравьев» углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.



6. «Остановка – лекарственные травы» создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений.


7. «Жители леса» - эта зона дает возможность для организации узнавания, формирования первоначального знания об обитателях леса.


8. «Лужайка с насекомыми» – эта зона для организации наблюдений за растениями и насекомыми их узнавания. Объекты для наблюдений : цветы -одуванчики, травы, насекомые.


9. «Красная ягодка» это территория, где посажена калина. Воспитывает трудолюбие и наблюдательность.


10. «Цветник» уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.



Оснащенная таким образом эколого -развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Самое главное в экологическом воспитании –его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа» Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках. ТОЧКА «СОСНА» Обращается внимание ребят на то, что сосна - хвойное дерево. Они.

Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.

Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

Проект «Экологическая тропа» (вторая младшая группа) Проект «Экологическая тропа» Продолжительность: месяц Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели Руководитель проекта: Линникова.

Введение

"Надо понять, чтобы полюбить;
полюбить, чтобы понять".
Сухомлинский В.А.

В нашей местности зима длится не один месяц, а почти полгода. В холода дети много времени проводят в помещениях. Мы создали экологическую тропинку внутри здания детского сада. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении.

Экологическая тропинка, созданная в нашем ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Что такое экологическая тропинка?

Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов. Рисунок 1

Организация экологической тропинки в здании детского сада.

Подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.

Составляется картосхема экологической тропинки для первого и второго этажей здания детского сада, но которой указываются все помещения и значками отмечаются точки экологической тропинки.

Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми сказочный герой – Садовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать "портрет" животного.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

Рисунок 2

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, попить чай из трав, послушать сказку, легенду и т.д.

После похода по тропе можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

  • экологически занятия;
  • экологические экскурсии;
  • экологические акции;
  • лаборатория юного эколога;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки;
  • экологические игры и др.

Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда разнообразием живых и неживых объектов.

Объектами нашей экологической тропы являются:

  • Флористические композиции
  • Планетарий
  • Центр воды и песка
  • Центр науки (лаборатория)
  • Коллекция птиц
  • Коллекция насекомых
  • Коллекция "Грибы"
  • Коллекция "Цветы Земли"
  • Улитки
  • Фитобар
  • Коллекция "Волшебный мир камней"
  • Коллекция "Чудо-дерево"
  • Мини-огороды на окнах
  • Галерея с репродукциями картин известных художников
  • Выставочный зал
  • Фонотека, видеотека
  • Зимний сад
  • Кактусарий
  • Экологическая комната
  • Изостудия
  • Коллекция "Мир бабочек
  • Альпийская горка в помещении

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Краткое описание точек – объектов экологической тропы в ДОУ.

Альпийская горка в помещении.

Детям рассказывают о том, что такое альпийская горка, можно рассмотреть и потрогать камни, рассказать об особенностях растений, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Рисунок 3

Флористические композиции, сухие букеты.

Созданы оригинальные композиции и картины из растений, сухоцветов. Дети знакомятся с растениями, способами их обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания и с тем, как их использует человек.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Планетарий.

Детей знакомят с солнечной системой, рассматривают отдельные планеты.

Рисунок 7

Рисунок 8

Центр воды и песка.

Демонстрируются отдельные свойства песка и воды, проводятся элементарные опыты, игры. Рассматривается карта нашего края, района с целью формирования представлений, где находится вода (реки, озёра) и песчаные почвы.

Рисунок 9

Рисунок 10

Центр науки - лаборатория.

Дети рассматривают массовый материал для экспериментирования, проводят краткие простые опыты, наблюдают за прорастанием растений, таянием снега и т.д., делают маленькие открытия.

Рисунок 11

Коллекция птиц.

Показываем разнообразие "птичьего" мира, знакомим с условиями их жизни, повадками.

Рисунок 12

Коллекция насекомых

Дети знакомятся с миром насекомых, с его многообразием. Узнают о роли насекомых в жизни растений, людей, животных.

Рисунок 13

Коллекция "Цветы Земли". <Рисунок 14,15,16>

Знакомит детей с цветами Земли – луговыми, садовыми, полевыми, комнатными, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, легенды и мифы о цветах.

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Улитки.

Рисунок 17

Фитобар.

Рисунок 18

Рисунок 19

Зимний сад.

Показывает разнообразие комнатных растений, животных (попугай, канарейка, хомячки, морские свинки, крысы, ёж, черепаха, тритоны) . Дети наблюдают за их поведением, узнают, что необходимо для ухода за обитателями и какие условия необходимы. Во время похода по тропинке здесь можно отдохнуть, поиграть.

Рисунок 20

Рисунок 21

Кактусарий.

Рассматривают разные виды кактусов, сравнивают их, обсуждают, где они растут, почему так выглядят (запасают воду ).

Рисунок 22

Экологическая комната. <Рисунок 23>

Знакомит детей с коллекцией плодов, семян, иллюстрациями животных, растений, географическими картами, макетами (уголок пустыни, саванны, морские обитатели, Север, муравейник и др. ).

Дети узнают об особенностях растительных и животных сообществ, о взаимосвязях растений и животных, о природных зонах. Знакомятся с экспонатами музея камней (природными и искусственными, декоративными и морскими (речными ).

Рисунок 23

Аквариум.

Проводятся наблюдения за рыбами, улитками, слушаются рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности к жизни в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.

Коллекция минералов, полезных ископаемых.

Показывают разнообразие полезных ископаемых, минералов. Рассматривают карту нашего богатого края и находят на ней значки, обозначающие месторождения.

Коллекция "Чудо-дерево".

Рассматривают на одном "дереве" листья, плоды с самых разных деревьев и кустарников нашей местности, слушают рассказ о каком-либо конкретном растении, узнают его в разные времена года, сравнивают.

Коллекция "Волшебный мир камней".

Дети знакомятся с происхождением камней – вулканом. Узнают о камнях- украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др.

О возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют.

Фонотека, видеотека.

Прослушиваются звуки природы, просматриваются видеофильмы о природе.

Краны с водой.

Обсуждается, откуда берётся вода в кране, какой путь она проходит пока попадает в помещения (здания), как она используется. Почему и как её нужно беречь (знаки нарисованы детьми).

Мини-огороды на окнах.

Знакомим детей с разными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что необходимо для роста растений. Наблюдаем за изменениями, ростом растений. Выращиваем зелень на корм для животных живого уголка, используем как декорации к спектаклям.

Рисунок 24

Галерея с картинами, иллюстрациями о природе.

Рассматривают картины, обращая внимание детей на то, что природа прекрасна в любое время года, как её видели разные авторы, как отобразили.

Выставочный зал.

Рассматривают экспонаты сезонных выставок (осенней, зимней, весенней), выполненные детьми, родителями из различного бросового и природного материала, рисунки детей о природе. Экскурсоводами выступают сами дети.

Изостудия.

Дети могут сделать зарисовки, рассмотреть картины художников. Вспомнить о свойствах глины, изготовить поделку из глины, познакомиться с изделиями мастеров гончарного дела.

Список литературы

  1. Баттерфилд М. Бабочка. – М.: Фламинго, 1998.
  2. Баттерфилд М. Цветок. – М.: Фламинго, 1998.
  3. Баттерфилд М. Птица. – М.: Фламинго, 1998.
  4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978.
  5. Зубкова Т., Аромштам М. В гостях у старого дерева. – М.: Чистые пруды, 2007.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академа, 1999.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. "Мозаика-синтез", 1999.
  8. Павлова Н.М. Загадки цветов. – Л.: Детская литература,1977.
  9. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование. // Вестник АсЭкО. – 1995. № 4(8).
  10. Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. – М.: Международный универститет,1995.
  11. Смирнова В.В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.
  12. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  13. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: Гном и Д, 2001.
  14. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  15. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  16. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? – М.: Гном и Д, 2001.

Токарева Ирина Михайловна

Актуальность

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

Л. Леонов

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропы.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. По данным Минобразования РФ, детские дошкольные учреждения (ДОУ) посещают более половины малышей России.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.

Планирование работы на экологической тропе, возможно, осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

    • оздоровительную;

      рекреационную;

      учебно-просветительскую.

Все эти функции позволяют отнести территории дошкольных образовательных учреждений в ведение Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». К сожалению, в существующей редакции Закона упоминание о ДОУ отсутствует. Но общими усилиями можно сделать каждый детский сад действительно цветущим садом.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (май-август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (август-сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Ожидаемые результаты

    создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

    повышение уровня знаний по экологии у детей;

    совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

    сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;

    • интерес к познанию живого;

    сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей;

    • стремление удовлетворить потребности живого организма;

      проявление гуманных чувств к живому.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Сроки реализации проекта: три года.

Участники, партнеры проекта: сотрудникиДОУ, дети от 4 до 7 лет и их родители.

Описание проекта

Принципы положенные в основу работы:

    принцип краеведения;

    принцип «позитивного центризма»;

    принцип природосообразности;

    принцип научности и доступности понятий;

    принцип «спирали»;

    принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

    формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

    использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

    создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному ». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

    природа – человеку

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

    человек – природе

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

    правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Помимо работы на экологической тропе в ДОУ также проводится работа с родителями по экологическому образованию вне детского сада.

Модель предметно-развивающей среды по
экологическому образованию вне ДОУ

Цветник

Экологическая тропа


Жужжащий мир

Вне ДОУ

Уголок нетронутого леса, луга


Огород овощных культур


Огород лекарственных трав


Формы и методы работы на экологической тропе:

    экологические беседы;

    экологические экскурсии;

    уроки доброты;

    уроки мышления;

    экологические кружки;

    экологические конкурсы;

    КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

    экологические акции;

    обсуждение и проигрывание ситуаций;

    трудовой десант;

    зелёный патруль;

    клуб исследователей природы;

    лаборатория юного эколога;

    составление экологических карт;

    ведение «Панорамы добрых дел»;

    ведение фенологических календарей природы;

    коллекционирование;

    экологические выставки и экспозиции;

    экологические музеи;

    день (неделя) экологического творчества;

    экологические праздники и фестивали;

    экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

    экологические сказки;

    экологические тренинги;

    инсценировки, театрализации и т. д.

    создание видеофильмов, презентаций, слайд-шоу.

Экологические наблюдения

Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Экологические экскурсии-экспедиции

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?»

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционирование

Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).

Коллекционировать можно всё что угодно: запахи, звуки, краски природ, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребёнка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Обсуждение и проигрывание ситуаций

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

    Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

    Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.

    Любовь

    Терпенье


    Этапы создания и оформления тропы

    Последовательность действий по созданию тропы может быть следующей:

      • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

        составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

        выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

        фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

        изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

    Заключение

    В данной работе рассматривается проблема формирования представлений о видовом многообразии растительного мира в процессе организации наблюдений объектов экологической тропы. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить, что проблема на сегодняшний день является актуальной. Некоторые авторы раскрывают особенности организации экологической тропы, но на современном этапе изучения этой проблемы недостаточно разработана методика её использования для формирования представлений о многообразии растительного мира удошкольников, поэтому необходимо специально организованная работа, направленная на создание педагогических условий, способствующих формированию представлений о многообразии растительного мира в процессе наблюдений объектов экологической тропы.

    В результате экспериментальной работы выяснилось, что у большинства детей (30%) не сформированы представления о видовом разнообразии растительного мира.

    Полученные результаты, в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о необходимости разработки эффективных педагогических условий, способствующих формированию представлений о многообразии растительного мира у детей в процессе наблюдений объектов экологической тропы.

    Первое педагогическое условие – содержание наблюдений будет доступно и будет включать представления о внешнем виде, строении, видовом разнообразии и потребностях растений.

    Второе условие – разработана система циклов наблюдений, включающая последовательное ознакомление с особенностями деревьев, кустарников и травянистых растений в процессе наблюдения на экологической тропе в разные сезоны.

    Формирующая работа проводилась в три этапа.

    Первый этап – вызвать интерес к объектам живой природы. Для реализации этой цели были отобраны наиболее интересные объекты растительного мира, составлена картосхема экологической тропы, организовывалось занятие с участием персонажа Боровичка – хозяина экологической тропы.

    На втором этапе проводились циклы наблюдения, направленные на углубление знаний о видовом многообразии растительного мира.

    На третьем этапе проводилось занятие, целью которого являлось закрепление и обобщение полученных представлений о многообразии растительного мира.

    Третье педагогическое условие – создана экологическая тропа на территории детского сада, которая обеспечит усвоение детьми знаний о разнообразии растений ближайшего окружения.

    Результаты констатирующего этапа исследования, направленного на выявления динамики сформированности представлений о видовом разнообразии растительного мира у детей в процессе наблюдений объектов экологической тропы, указывают на обоснованность и эффективность проведенной нами работы. Гипотеза исследования подтвердилась.

    Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.

    Практическое использование работы «Практико-ориентированный проект «Чудо природы» позволит вести работу по формированию у ребят дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу природы Красногорского района – маленькой частицы великой России.