Игры со счетными палочками для детей-дошкольников. Играем и учимся со счетными палочками

27.04.2019

Всем известно, что пальчиковые игры стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют знания и опыт многих поколений, а также исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

У ребенка первого года жизни непроизвольные движения, поэтому пальчиковые игры для детей до года содержат приемы массажа и лечебной физкультуры.

К двум годам движения ребенка постепенно становятся произвольными, целенаправленными. Поэтому для детей от 1 года до 2 лет игры можно усложнять и предлагать активную позицию ребенка, например, малыш может массировать свои пальчики самостоятельно.

Предлагаю игру для детей от полутора до двух лет

Для игры понадобится пустая пластиковая бутылка из-под воды с узким горлышком и цветные счетные палочки. Счетные палочки можно заменить тонкими макаронами, соломкой, трубочками для коктейля, цветными счетными палочками Кюизенера.

Сначала дайте ребенку рассмотреть палочки. Сначала их должно быть немного (от 5 до 10 штук). Потом дайте пустую бутылку. Скорее всего, ребенок сам поймет, что с этим делать и начнет складывать в бутылку палочки. Если нет, то скажите: «Давай положим (спрячем) палочки (соломку) в бутылку». Покажите, как опускать палочки (соломку) в бутылку. Объясняйте свои действия. Когда все палочки окажутся в бутылке, предложите ребенку потрясти ее и послушать звук. Похвалите малыша: «Какой (ая) ты молодец, все палочки собрал (а) (спрятал (а), опустил (а)) в бутылку». Теперь предложите ребенку достать их: «Давай достанем палочки из бутылки». Возможно малыш сам поймет, что надо бутылку перевернуть, чтобы они высыпались, но как правило, многие детки засовывают в бутылку пальцы и пытаются достать самостоятельно:).

Эта игра очень нравится деткам данного возраста. Позже можно усложнять игру: использовать бутылку с более узким горлышком, называть цвета палочек и предлагать ребенку опустить в бутылку все желтые (красные, синие, зеленые) палочки, увеличить количество палочек, заменить палочки фасолью или другими более мелкими вещами.

Важно! Если вы используете для игры мелкие вещи (фасоль, крупы, бусинки, пуговицы и др.), не оставляйте малыша играть без присмотра. Опускать палочки в бутылку нужно так, чтобы в игре были задействованы две руки (сначала малыш складывает левой рукой, высыпает, а после складывает правой рукой). Хорошо, когда у малыша задействованы две руки одновременно (бутылка стоит на полу, а малыш берет палочки обеими руками и складывает то левой, то правой рукой. Не забывайте, что ребенок еще маленький, и если у него не получаются какие-то движения, помогите ему, чтобы он запомнил как надо и дальше мог сам повторить.

Моему сыночку год и девять месяцев. Он любит играть в эту игру. Мне не пришлось говорить, что нужно сделать с палочками, когда я дала ему пустую пластиковую бутылку и цветные счетные палочки. Малыш сразу стал опускать палочки в бутылку. Потом я предложила потрясти бутылку и достать палочки. Было смешно наблюдать, как сынок пытается достать палочки из бутылки руками. После я показала ему, что можно достать намного быстрее, перевернув бутылку. Теперь он играет в эту игру самостоятельно.

Татьяна Лукьяненко
Развивающие игры с палочками Кюизенера

Одной из универсальных технологий является технология Х. Кюизенера , бельгийского математика, палочки Кюизенера . Это пособие также называют цветными числами.

Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в предматематической подготовке, но находят своё применения и в другом – эксперементировании (в качестве объекта эксперементирования или средства измерения, в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек, в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя)

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число , выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см. Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.

В “семейство красных” входят числа, кратные двум;

“семейство синих” – числа, кратные трём;

“семейство жёлтых” – числа, кратные пяти;

кубик белого цвета – семейство белых (единица) ;

палочка чёрного цвета – семейство чёрных (семь) .

С математической точки зрения палочки Кюизенера это множество , на котором легко обнаруживаются отношения и порядка. Цвет и величина,моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий.

Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа.

Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет)

Палочки вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками или палочками , создавая различные конфигурации, решают головоломки, выкладывают узоры по образцу и представлению. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками , дети открывают некоторые отношения : одинаковость длины палочек одного цвета , одинаковость сечения всех палочек .

Игры с палочками на первом этапе .

Младший возраст :

1 Выложи палочки на столе , перемешай их. Покажи красную, синюю и т. д.

2 Возьми в правую руку столько палочек , сколько можешь удержать, назови цвет каждой палочки .

3Выбери палочки одного цвета и построй заборчик для утёнка.

4 Возьми синюю и красную палочку , сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд для петушка из других палочек .

Средний возраст :

1 Возьми одну палочку в правую руку , а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) . Подровняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка ? Короткая?

2 Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины . Открой глаза. Какого они цвета?

3 Выбери 2 палочки одного цвета . Какие они по длине?

4 Построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так , чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу . Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно , из 2 жёлтых палочек – дверь . Какой формы окно, дверь?

Второй этап. Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет)

Каждая палочка обозначается числом . Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится кодировать игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира.

С помощью “чисел в цвете” детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше - меньше”, “больше – меньше на…”, научить детей делить целое на части, познакомить с составом числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как “левее”, “правее”, “между”, “длиннее”, “короче”,”между”, “каждый”, и др.

Игры с палочками на втором этапе .

Старший возраст

Ознакомление с “цветными числами”

Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек . Каждая палочка обозначает число .

Найдите в наборе самую короткую палочку . Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка ? Почему?

У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2) Как получить число 2 (к 1 прибавить 1)

Как получить палочку 2 ? палочке 1 положите палочку 1 )

Найдите в наборе такую палочку , которая по длине будет как 2 палочки 1 . Какого цвета эта палочка ? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка ? Почему?

Состав числа из двух меньших.

Состав числа 7.

Найдите в наборе палочку 7 . Какого она цвета?

Найдите в наборе 2 таких палочки , чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7 . Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты)

Составление числового домика.

Подведение итога – из каких чисел состоит число 7?

(7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется ….

7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется ….)

Решение примеров на основе состава числа.

1 Д/и “Угадай палочку”

Ведущий задумывает любую палочку из набора , играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке , кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её числовое значение.

2 Д/и “Поезд”

Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки . Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку?

3 Найди палочку жёлтого цвета . Какое это число? (5) Найди в наборе две такие палочки , которые вместе по длине будут такие же, как 5. Из каких чисел состоит число 5? Убери 4, что осталось? Сколько будет, если из5 вычесть 4? Составь пример.

4 Измерь длину карандаша розовой палочкой , этот же карандаш измерь жёлтой палочкой . Почему ответы получились разные?

Для всех возрастных норм можно использовать конструирование из палочек по образцу и представлению.

Публикации по теме:

Очень интересны и занимательны для детей дидактические игры со счетными цветными палочками. Т Дети упражняются в составлении геометрических.

Цель: развивает познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения. Развитие мыслительных умений; сравнивать, анализировать,.

Конспект занятия по математике с цветными счетными палочками Кюизенера в подготовительной группе Задачи НОД: 1. Учить соотносить цвет и число, и число и цвет. 2. Развитие речи, памяти, внимания. 3. Учить умению сравнивать, различать.

С давних пор счётные палочки становятся настоящими «выручалочками» для детей, постигающих основы математики. На страницах этого раздела мы собрали для Вас множество интересных и занимательных игр со счётными палочками; занятий по конструированию, сенсорике; системы упражнений с палочками для развития мышления и речи.

Способствуйте развитию мелкой моторики, смекалки и сообразительности; закреплению первоначальных знаний геометрических фигур и арифметического счёта. Счётные палочки – самый доступный и многофункциональный дидактический материал!

Играем со счётными палочками и развиваемся.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 138 .
Все разделы | Палочки счетные, цветные. Игры с палочками

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию «Цветные палочки» в первой младшей группе Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в 1 младшей группе на тему «Цветные палочки » Описание материала : Предлагаю вам конспект образовательной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 лет) по сенсорному развитию на тему «Цветные палочки » . Данный...

H3] Самое важное новообразование дошкольника - воображение. Подготовка ребенка к школе часто ассоциируется с обучением счёту и чтению, однако знающие педагоги чётко знают, что это заблуждение. Если у вашего малыша достаточно развито и сформировано воображение, то можете...

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками - Игры со счетными палочками с детьми дошкольного возраста

Публикация «Игры со счетными палочками с детьми дошкольного...» Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Пособие со счетными палочки для дошколят. Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из...


Цели: Воспитание творчески активной личности; развитие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путём вовлечения в театральную деятельность. Задачи: Развитие речи младших дошкольников, пополнение и обогащение словарного запаса...

Консультация для родителей и педагогов «Дидактические игры по математике с цветными счетными палочками на развитие логики» Дидактические игры по математике с цветными счетными палочками: на развитие логики(консультация и мастер - класс для педагогов и родителей) Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с...

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками - Мастер класс «Счётные палочки для детей»

Уважаемые коллеги, хочу загадать вам загадку: « Это математическое пособие состоит из палочек, имеющих разный цвет и разную длину. Используя его можно решать целый ряд задач: формирование у дошкольников умения различать цвет и величину, умение моделировать число на основе счёта...

Театральная деятельность в средней группе «Как игрушки выкладывали узор из счетных палочек» Театральная деятельность в средней группе "Как игрушки выкладывали узор из счетных палочек" Цель: развитие способностей каждого ребенка. Задачи: Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Развивать у детей способность в...

Методическое пособие для детского сада: «Выложи из счётных палочек»

Дидактическая игра со счётными палочками для детей 3 - 7 лет

Дидактическая игра со счётными палочками для детей дошкольного возраста

Автор: Верхотурова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, МБОУ Дубининская ООШ № 13, Красноярский край, Шарыповский район, село Дубинино
Описание: работа предназначена детям дошкольного возраста, будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности.
Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, любящим родителям.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
Образовательные:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Материал: счётные палочки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, волшебная шкатулка.
"Воспитатель дошколят, воспитай самого себя, дети учатся подражая" Макаренко.
Ход игры:
I.Интрига.
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: Шкатулочка.
Воспитатель: Как вы думаете. Что в ней лежит?
Дети: Бусы, колечки, нитки, пуговицы.
Воспитатель: А вот и не угадали, в шкатулке лежат предметы, они тонкие, разноцветные, длинные, твёрдые, их можно считать, теперь догадались, что там?
Дети: Карандаши, веточки, счётные палочки.
Воспитатель: Да, в шкатулке лежат счётные палочки, как вы думаете, зачем они нам понадобились, что мы с ними будем делать?
Дети: Играть, считать.
Воспитатель: Правильно, мы будем их не только считать, но и выкладывать из них рисунки.
II. Проведение игры.
Воспитатель: У меня картинки, скажите, что на них изображено.
Дети называют картинки.
Воспитатель: Выложите рисунок из счётных палочек, правильно подбирая по цвету, брать палочки надо по одной из коробочки.
Дети выполняют задание. Дети 3-5 лет палочки накладывают прямо на рисунок, дети 6-7 лет смотрят на картинку и выкладывают самостоятельно. Можно предложить придумать свой рисунок. Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его, спрашивает сколько палочек понадобилось и предлагает выложить другую картинку. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи.
III. Итог игры.


Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали?
Дети: Выкладывали из палочек узор, рисовали палочками, считали палочки, подбирали палочки по цвету, называли картинки.
Воспитатель: Вам понравилось играть с палочками?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы молодцы, все быстро справились с заданием, выложили красивые рисунки.
1.Солнышко.


2.Грузовик.


3.Кораблик.


4.Ваза.


5.Девочка.


6.Ёлочка.


7.Рыбка.


7.Две ёлочки.


9.Звезда.


10.Ёжик.


11.Самолёт.


12.Паровоз.


13.Флажки.


14.Божья коровка.


15.Мальчик.


16.Домик с деревом.


17.Телевизор.


18.Стрекоза летит к цветку.


19.Ракета.


20.Конфета.


Моторику мы развиваем,
Счётными палочками играем.
Закрепляем мы цвета,
Занятие-просто красота.

В этой статье предлагаются занятия с палочками Кюизенера, в ходе которых, ребенок знакомится с такими характеристиками палочек как: цвет, длина, числовое значение, и учится различать их по этим свойствам.

Если вы уже знакомы с занятиями с блоками Дьенеша, то заметите, что многие игры аналогичны, что облегчает вам проведение занятия с ребенком.

Знакомство с палочками Кюизенера. Свойства палочек и их сравнение

Игра “Найди меня”

Цель игры - знакомство с палочками Кюизенера:

  • перечисли цвета всех палочек;
  • найди все палочки красного цвета (желтого, синего, и т.д.);
  • найди палочку не красного цвета;
  • найди все палочки такой же длины;
  • отбери по одной палочке разных цветов;
  • найди самую короткую палочку и назови ее цвет (самую длинную);
  • сравнить по длине две выбранные палочки;
  • выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, синяя, красная, синяя;
  • найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

Для того, чтобы помочь ребенку сделать вывод о том, что палочки одинакового цвета - одинаковы и по длине, обратите внимание ребенка:

- «Белая палочка короче всех остальных»;

- «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных»;

Выбрав две палочки, спросите «Эти палочки одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Что - разное?»

Игра “Угадайка”

Спрячьте одну палочку. Предложите ребенку угадать палочку какого цвета вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта палочка длиннее желтой?”, “Эта палочка короче черной?”.

Количественное сравнение

Игра “Где больше?”

Перед ребенком выкладывается два ряда палочек - в одном 4 палочки, в другом - 5. Ребенок определяет в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить еще одну).

Дополнительные задания:

  • добавьте или уберите одну палочку, палочек стало больше (меньше)?
  • покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек;
  • положи столько же палочек сколько у меня;

Пространственная ориентация

Игра “Слева-справа ”

Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее положи красную, справа - голубую, снизу желтую, сверху - оранжевую» - и т.д.

Игра “Составь картинку”

Предложите ребенку составить из палочек какое-нибудь изображение:

  • елочку, дорожку, забор, домик;
  • геометрические фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник, и т.д.;
  • построить лестницу;
  • составить узоры

Соотношение числа и цвета

Чтобы ребенок научился соотносить цвет и число, в каждой игре закрепляйте за каждой палочкой определенное число: “возьми палочку белого цвета - это палочка 1”, “розовая палочка - это палочка 2”, “голубая палочка - это палочка -3” и т.

Для того, чтобы ребенок осознал, что каждая следующая палочка отличается от предыдущей на единицу, предложите ему следующую игру:

Игра “Числовая лесенка”

Предложите ребенку взять палочку “1” и положить перед собой. Затем палочку “2” (розовая) положить под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую положить палочку “3” (голубая).

Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую ступеньку и вместе с вами считает: “Один, два, три”, пальчик при этом “шагает” по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой к нижней голубой). Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх (от голубой к белой палочке).- ребенок ставит пальчик на нижнюю ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая.

Постепенно количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается количественный и порядковый счет.

Когда ребенок освоит цвета палочек и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить числовую лесенку от любого числа . Например, нашли палочку, обозначающую число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа “5” (вверх и вниз).

  • сравнить два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое больше. Проверьте ответ с помощью палочки “1”. Поясните, что если рядом с желтой палочкой (палочка “5”) положить белую (палочка 1), то получится палочка “6”.

Ребенок начнет осознавать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проводите проверку этого утверждения с помощью палочки “1”, переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке, проговаривая при этом: «К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три» и т. д.

Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с палочками Кюизенера, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.

Занятия с палочками Кюизенера для детей постарше смотрите