Как и чем развлечь ребенка в дороге. Как развлечь ребенка в дороге? Долго оставлять ребенка с планшетом наедине не стоит

10.04.2019

Не только здоровье зависит от правильного питания. Оказывается, даже здоровые блюда могут стать ядом, если добавить к ним приправу из медикаментов. Прочти и запомни, какие комбинации еды и лекарств опасны для твоего организма.

1. Лайм и лекарство от кашля
Ты, возможно, слышал, что нельзя пить грейпфрутовый сок во время приема статинов — средств, понижающих содержание холестерина в организме. Такая же история и с лаймом и помело. Эти фрукты блокируют выработку фермента, перерабатывающего статины и другие препараты, как, например, лекарство от кашля декстрометорфан. В результате препарат накапливается в крови, что может привести к нежелательным побочным эффектам. В случае сочетания цитрусовых с декстрометорфаном могут появиться галлюцинации и сонливость, а со статинами — серьезные повреждения мышц. Эффект от этих фруктов держится держится чуть более суток, значит, принимать их и лекарства следует с интервалом в 24 часа минимум.

2. Молочные продукты и антибиотики.
Некоторые антибиотики, такие как ципрофлоксацин, соединяются в желудке с кальцием, железом и другими минералами, попавшими туда в составе выпитого молока. Это приводит к тому, что антибиотик плохо усваивается и, соответственно, резко снижается эффективность его борьбы с инфекциями. Когда покупаешь новое лекарство от астмы или от простуды, то сперва спроси, входит ли это лекарство в группу так называемых тетрациклинов или фторхинолов. Если входит, то постарайся избегать молока, йогуртов и сыров в течение 2 часов до и после приема лекарств. А если ты принимаешь еще и мультивитаминные или минеральные комплексы, то уточни это время у фармацевта, так как они могут иметь сходный эффект.

3. Копчености и антидепрессанты.
Внимательно прочитай, что написано на этикетке твоих «веселеньких» таблеток. Если там содержатся ингибиторы моноаминоксидазы (МАО), то прием их вместе с продуктами, богатыми аминокислотой тирамин, приведет к опасному для здоровья всплеску артериального давления. К сожалению, список продуктов, содержащих эту аминокислоту, не ограничивается только шашлыком и копченым лососем. Туда также входит красное вино, кислая капуста, хот доги, старые сыры и разливное или домашнее пиво. Однако не стоит раньше времени паниковать! Консервы или бутылочное пиво, вероятно, не повредят вам. Сегодня ингибиторы моноаминоксидазы стремительно вымещаются антидепрессантами нового поколения, которые не имеют подобных побочных эффектов.

4. Яблочный сок и лекарства от аллергии.
Осторожно! Если в преддверии жарких летних дней ты принимаешь лекарство от сенной лихорадки, то ни в коем случае не употребляй вместе с ним яблочный, апельсиновый или грейпфрутовый сок, не выждав 4 часа после приема таблеток. Эти соки тормозят пептид, который транспортирует лекарство из кишечника в кровь. В результате эффективность препарата снижается на 70 процентов, что сделает его прием практически бессмысленным, а твой насморк и чихание безостановочным. Исключи эти соки, если ты принимаешь «Аллегра» от сенной лихорадки, а также при употреблении антибиотика ципрофлоксацина, средства для лечения щитовидной железы синтроид или средства от аллергии и астмы.

5. Корица кассия и варфарин.
Люди, которые уже давно принимают разжижающий кровь препарат варфарин, знают, что во время его приема очень важен витамин К. Так что ни в коем случае не стоит отказываться от потребления таких продуктов, как брокколи или листовая зелень. В них содержится большое количество витамина К, который играет ключевую роль в свертывании крови, и его понижение скверно скажется на ее плотности. Но здесь возникает другая проблема. Корица кассия (дешёвая корица из Китая, Вьетнама и Индонезии, которая часто продается как «индонезийская корица») содержит вещество кумарин, которое, как и препарат Варфарин, разжижает кровь. Прием обоих этих веществ может вызвать серьезное повреждение печени. Если ты принимаешь варфарин, но при этом не можешь жить без чашечки ароматного кофе с корицей, то переходи на высококачественный, цейлонский сорт корицы.

6. Алкоголь и парацетамол.
Твой организм использует один и тот же фермент для расщепления алкоголя и парацетамола. Поэтому постарайся сделать 6-часовой перерыв между употреблением этих субстанций. Помни, что серьезные последствия проявятся не сразу, а со временем: Так что, если ты ежедневно выпиваешь, то лучше вообще отказаться от приема тайленола. Ежедневное их сочетание приведет к патологиям почек и печени. Например, помощник президента Джорджа Буша-старшего Антонио Бенеди выпивал по 3-4 бокала вина в день. В 1993 году он простудился и в течение 4 дней принял 10 таблеток парацетамола. Этой лечебной дозы хватило, чтобы он попал в реанимацию, а затем — на пересадку печени.

ЕДА ПЛЮС ТАБЛЕТКИ: КОГДА ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ?

Некоторые продукты образуют с лекарствами опасную для жизни "гремучую смесь", утверждают ученые. Например, грейпфрутовый сок делает препараты смертельно опасными. Какие еще продукты не дружат с лекарствами и как избежать опасных сочетаний?

Чемпионом по несговорчивости с лекарствами является грейпфрутовый сок, - рассказывает Константин Спахов, кандидат медицинских наук, врач-гастроэнтеролог. - Американцы в обязательном порядке тестируют все новые лекарства на совместимость с ним. Ведь этот освежающий напиток, который нравится очень многим, иногда может приводить клетальным исходам.

Грейпфрутовый сок вызывает передозировку сердечных лекарств

Большую известность в медицинском мире приобрела трагическая история мужчины, погибшего от передозировки липримара, популярного средства для снижения холестерина. Но виновато в этом оказалось не лекарство… До этого пациент лечился препаратом много лет и без проблем. Проблемы начались, когда мужчина пристрастился к свежевыжатому грейпфрутовому соку и выпивал его ежедневно по 2-3 стакана. В итоге он скончался от тяжелейшей почечной недостаточности. Почки умершего были забиты белком, который образуется при распаде мышечной ткани,- так протекает типичная передозировка липримара и других подобных лекарств для снижения холестерина.

Грейпфрутовый сок резко увеличивает всасывание многих лекарств из кишечника, и часть препарата, которая раньше проходила сквозь пищеварительный тракт транзитом, усваивалась - лекарство накапливалось, и в итоге все закончилось печально. Грейпфрутовый сок может вызвать передозировку лекарств для лечения болезней сердца и гипертонии, антибиотиков, гормонов и многих-многих других препаратов.

Молоко ослабляет действие антибиотиков

Есть продукты, которые ведут себя противоположным образом, препятствуя усвоению лекарств и делая их прием или бессмысленным, или не очень эффективным, - продолжает Константин Спахов. - Хороший врач, прописывая антибиотики, всегда предупредит пациента, что их нельзя сочетать ни с какими молочными продуктами. Кальций, содержащийся в них, связывает значительную часть лекарства, в результате оно проходит через пищеварительный тракт насквозь, не всасываясь.

Антибиотики - одни из самых конфликтных препаратов, многие из них не "любят" не только молочное, но и кислое - фрукты, соки, газировки, сухое вино илюбые блюда, сделанные суксусом. Но еще конфликтнее антидепрессанты. Они не "переваривают" алкоголь, особенно красное вино, молочные продукты, сыры (в первую очередь сблагородной плесенью), говядину, рыбу, сосиски ит. д.(см. таблицу). Снимая депрессию лекарствами и принимая эти продукты, вы рискуете получить серьезный гипертонический криз.

Об опасности коктейлей из вина и лекарств, действующих на психику, догадываются многие. Но мало кто знает, что гораздо опаснее сочетание выпивки с обычным обезболивающим парацетамолом. Более того, многие пытаются ослабить им похмельную головную боль. Делать этого нельзя. Многие за это поплатились своей печенью и отправились в мир иной. Самой известной жертвой стал 37-летний Антонио Бенеди, помощник президента Джорджа Буша-старшего. Он не был алкоголиком, но имел ежедневную привычку выпивать 3-4 бокала благородного вина. Заболев в 1993 году простудой, он в течение 4 дней принял 10 таблеток парацетамола. Это лечебная доза, но ее оказалось достаточно, чтобы у него "отвалилась" печень. Ему спасли жизнь, успев сделать экстренную пересадку печени. А вот десяткам других больных не успели.

Самые опасные сочетания продуктов и лекарств

продукты

лекарства

Молоко и молочные продукты

Уменьшают всасывание таких антибиотиков, как тетрациклины (метациклин, доксициклин и т.д.) и хинолоны (ципрофлоксацин, левофлоксацин, ломефлоксацин и т.д.) Так же они действуют на препараты железа и противогрибковый флуконазол. При сочетании с большинством антидепрессантов вызывают гипертонические кризы.

Кофе (а иногда чай и газированные напитки с кофеином - колы)

Усиливают действие теофиллина (расширение бронхов) и инсулина, вызывая эффект их передозировки при нормальных дозах. Ослабляют действие антибиотиков пенициллинового ряда и эритромицина. Препятствуют усвоению железа из препаратов. Ослабляют эффекты галоперидола и других антипсихотических средств.

Кислые фрукты или соки, газировки, вино и сиропы, маринады, блюда с уксусом

Ослабляют действие популярнейших антибиотиков пенициллинового ряда и эритромицина.

Молоко, молочные продукты, творог, сыр, авокады, бананы, бобы, вино, икра, шоколад, кофе, рыба, печень, изюм, красные сливы, салями, колбасные изделия, консервы, изделия из сои, шпинат, помидоры, экстракты дрожжей

При сочетании со многими антидепрессантами и популярнейшим противоязвенным препаратом циметидин могут вызывать тяжелые гипертонические кризы.

Эфир передачи от 20.03.2011

Мы даже не догадываемся о том, что когда мы принимаем препараты , мы можем употреблять продукты, которые блокируют действие лекарств , а к тому же могут и навредить нам. Сегодня мы расскажем, какие сочетания продуктов и препаратов угрожают вашему здоровью.
Первое лекарство - парацетамол. Многие употребляют его, чтобы защитить себя от гриппа Что нельзя сочетать с парацетамолом ?

Самое угрожающее сочетание -алкоголь .Это любой алкогольный напиток, даже пиво . Парацетамол обладает высокой токсичностью, в дозах выше 10 граммов он может убивать печень сам. Это объясняется тем, что при всасывании парацетамола образуются вещества, которые могут разрушать печень. Фермент , который отвечает за это - цитохром 460. Алкоголь приводит к повышенному влиянию цитохрома. Сочетая алкоголь с парацетамолом, вы повышаете действие препарата. Это сочетание убивает вашу печень.
Если вы пьете парацетамол, вы должны забыть об алкоголе!

Препараты, которые снижают холестерин - статины . С чем статины сочетать противопоказано?
Статины нельзя употреблять с грейпфрутом и его соком. Грейпфрут содержит вещество - фурокумарин . Фурокумарины останавливают действие препаратов, в результате они оседают в организме. Если вы пьете статины, откажитесь от употребления грейпфрута и грейпфрутового сока на 2 часа до и после приёма препарата.

Еще одни лекарства - мочегонные , гипотиазид, к примеру. С чем их нельзя употреблять?
Мочегонные лекарства нельзя совмещать с лакрицей или солодкой. Лакрица довольно распространена в нашей жизни. Корень солодки содержится в конфетах , в заменителях сахара, в пивных пенообразователях, квасе и других безалкогольных напитках. Также во многих отхаркивающих лекарствах тоже есть лакрица .

Такое сочетание опасно тем, что натрий задерживается в организме, а с ним и большой объем воды, т.е. мочегонные препараты никак не помогают. Также когда натрий задерживается, возникает недостаток калия, и у человека возникает гипокалиемия . В начальной стадии - это усталость, всевозможные боли в ногах, а в худшем случае - это миопатия , которая трудно излечима.

Миопатия - это поражение мышц, это может быть и сердечная мышца . Если вы принимаете мочегонные лекарства, то употребление солодки и продуктов, в которых она есть, воспрещается! Такое сочетание может способствовать тому, что жидкость в организме будет задерживаться, артериальное давление будет повышенным, сердце будет находиться под угрозой, оно может остановиться от нехватки калия .

Опасные сочетание продуктов и лекарств

Опасное сочетание грейпфрутового сока и лекарств.

Какие продукты образуют с лекарствами опасную для жизни смесь? Скакими продуктами опасно сочетать антибиотики, антидепрессанты и парацетомол? Когда нельзя пить соки? С какими лекарствами составляет опасное для жизни сочетание грейпфрутовый сок?

Чемпионом по несговорчивости с лекарствами является грейпфрутовый сок .

Большую известность в медицинском мире приобрела трагическая история мужчины, погибшего от передозировки липримара, популярного средства для снижения холестерина.

Но виновато в этом оказалось не лекарство. До этого пациент лечился этим препаратом много лет. Проблемы начались, когда он пристрастился к свежевыжатому грейпфрутовому соку и выпивал его ежедневно по 2-3 стакана. В итоге он скончался от тяжелой почечной недостаточности.

Грейпфрутовый сок резко увеличивает всасывание многих лекарств из кишечника, и часть препарата, которая раньше проходила сквозь пищеварительный тракт транзитом, не усваивалась, начинает усваиваться и накапливаться.

Грейпфрутовый сок может вызвать передозировку лекарств для лечения болезней сердца и гипертонии, антибиотиков, гормонов и многих других препаратов.

Антибиотики

Антибиотики нельзя сочетать ни с какими молочными продуктами. Кальций, содержащийся в них, связывает значительную часть лекарств, в результате оно проходит сквозь пищеварительный тракт, не всасываясь.

Многие из антибиотиков не «любят» не только молочное, но и кислое - фрукты, соки, газировки, сухое вино и любые блюда, приготовленные с уксусом.

Антидипрессанты

Антидепрессанты не «переваривают» алкоголь, особенно красное вино, молочные продукты, сыры, говядину, рыбу, сосиски, бобы, шоколад, кофе, печень, помидоры, икру, консервы, сою, бананы. Снимая депрессию лекарствами и принимая эти продукты, вы рискуете получить серьезный гипертонический криз.

Парацетамол

Очень опасно сочетание выпивки с парацетамолом. Категорически нельзя пытаться ослабить им похмельную головную боль. Многие за это поплатились своей печенью и отправились в мир иной.

Кроме того, многие фирмы выпускают это лекарство и модификации на его основе под различными названиями: эффералган, фервекс, колдрекс, тера-флю и т.д. Парацетамол содержится в большинстве обезболивающих и противогриппозных средств. Люди думают, что это разные препараты, делают смесь, а в итоге - передозировка парацетамола. В Европе и Америке он занимает первое место по количеству летальных исходов.

Когда нельзя пить соки?

Яблочный, сливовый, грейпфрутовый и лимонный соки нельзя пить при язвенной болезни желудка и воспалительных процессах в кишечнике.

Морковный сок противопоказан при гастрите с повышенной кислотностью, обострении язвенной болезни желудка, при колитах, поносах.

Сок черешни раздражает почки, поэтому при воспалительных процессах его пить не рекомендуется.

При сахарном диабете сок из дыни, банана, персика, алычи, груши , моркови и других сладких фруктов употребляют с осторожностью и только после консультаций с врачом.

Соки из кислых фруктов не рекомендуется при болезнях печени и желчного пузыря.

Сок из дыни у некоторых людей может вызвать крапивницу, кожный зуд

Будьте внимательны к себе!

Знаете ли вы о том, что грейпфрутовый сок и другие цитрусовые напитки/лимонады на их основе в сочетании с отдельными лекарствами – несовместимы! Даже самый качественный медицинский препарат в тандеме с продуктами, содержащими в себе экстракты грейпфрута или с некоторыми цитрусовыми, может вести себя нестабильно. Медики едины во мнении – вероятность риска в таких случаях очень высока! Если же исключить употребление цитрусовых при приеме лекарств данной группы, то проблем не возникнет. О том, какие именно лекарства, в том числе и средства по борьбе с импотенцией, не стоит употреблять с грейпфрутовым соком – узнаете далее!

Почему вреден грейпфрут с лекарствами?

В большинстве цитрусовых, содержится фермент фуранокумарин (в грейпфруте наибольшая концентрация). Он долго и тяжело ращепляется печенью, если в этот момент принять лекарства, то печень с ними не справится и они огромными дозами поступают в кровь. Это все равно что принять 3 таблетки вместо одной, какой будет эффект? Смотря какие таблетки.. Но эффект может быть и абсолютно противоположенным, вместо дозы вы получите 20% от нее.

Недавние результаты исследований ученых по этому поводу были опубликованы в «Журнале Канадской медицинской ассоциации» («Canadian Medical Association Journal»). Для отдельной группы лекарств одна-две дольки или 50 грамм сока грейпфрута могут привести к передозировке! Концентрация лекарственного препарата в организме может увеличиться до 200%!

Одним словом, несовместимость грейпфрута и других цитрусовых с лекарствами доказана, к нашему сожалению и с лекарствами против импотенции также .

Какие именно препараты и с чем несовместимы?

Среди препаратов, которые попадают в «черный список» несовместимых с грейпфрутосодержащими продуктами, значатся такие средства для лечения эректильной дисфункции: силденафил, варденафил, тадалафил. С каждым годом этот список увеличивается. Например, за последние 4 с половиной года перечень лекарств, которые нельзя принимать вместе с грейпфрутом, вырос с 17 до 50 позиций.

Когда наступает взаимодействие?

Взаимодействие цитрусовых и мед. препаратов может произойти, если фрукт или цитрусовые соки употребить за несколько часов до приема таблеток, или даже спустя 3-5 часов после приема таблеток! В отдельных случаях взаимодействие может наступить даже тогда, когда препараты принимаются спустя 12 часов после употребления грейпфрута.

Таким образом, если вы любите грейпфруты, помело, лимоны и другие цитрусовые, будьте крайне осторожными при приеме некоторых лекарств! Специалисты рекомендуют ограничить потребление соков и фруктов в период принятия таблеток.

Список несовместимых с грейпфрутом лекарств:

Препараты по лечению эректильной дисфункции:

силденафил, варденафил, тадалафил.

Антибиотики:

эритромицин, галофантрин, маравирок, рилпивирин.

Иммунодепрессанты:

циклоспорин, сиролимус, такролимус.

Уринарные препараты:

солифенацин, силодозин, тамсулозин.

Противоопухолевые:

дазатиниб, эрлотиниб, эверолимус, нилотиниб, лапатиниб, -пазопаниб.

Кардиопрепараты:

амиодарон, апиксабан, дронедарон, эплеренон, фелодипин, ривароксабан, тикагрелор.

Болеутоляющие:

алфентанил, фентанил, кетамин, оксикодон.

Статины:

аторвастатин, ловастатин, симвастатин.

Антидепресанты:

луразидон, пимозид, зипрасидон.

Гастроинтестинальные лекарства:

Вам предстоит длительная поездка на автомобиле с маленьким ребенком?

Тогда вам нужно к ней основательно подготовиться. Ведь детки – такие непоседы, им требуется постоянное движение и смена видов деятельности.

Как же сделать поездку увлекательной для ребенка и спокойной для родителей?!

Поделюсь с вами своим опытом, так как мы недавно вернулись из путешествия по просторам Амурской области.

Начну с того, что путешествие должно быть комфортным и безопасным для ребенка . Поэтому малыш должен ехать в специальном автомобильном кресле пристегнутый ремнями безопасности.

Да, это дополнительное ограничение его свободы, но как показала практика, его можно смягчить, если заранее продумать план развлечения ребенка в поездке.

Что взять с собой в дорогу?

Я приготовила два отдельных пакета. В одном – все для развлечения ребенка, в другом подручные вещи.

Итак. Под рукой у мамы обязательно должны быть:

  1. Влажные салфетки и платочки.
  2. Детская вода (мы использовали бутылочки Фрутоняни и Агуши, с них удобно пить не проливая).
  3. Пакет для мусора
  4. Сменная одежда

Обязательно возьмите с собой в машину горшок (или подгузники, если малыш еще не приучен к горшку).

Позаботьтесь и о питании или перекусе . Для перекуса выбирайте то, что любит ваш ребенок. Это могут быть фрукты (нас выручали бананы), сушки, сухофрукты.

И не забудьте про аптечку.

Ее состав лучше обсудить со своим врачом. У нас в аптечке была зеленка, бинт, смекта, отривин (капли в нос), виферон (свечи), нурофен (свечи), градусник, пластырь, мазь «Спасатель», мазь «Бепантен», супрастин.

Чем развлечь ребенка в дороге?

Дорога нам предстояла длинная (7-8 часов), а автомобильное кресло значительно ограничивает движения ребенка, поэтому я заранее планировала, чем же я буду занимать дочурку (1,5 года) все это время.

Передо мной стояла задача обеспечить веселую и интересную поездку, используя малогабаритные, но «долгоиграющие» игрушки.

И вот на чем остановился мой выбор:

  • новые книги
  • магнитная доска для рисования
  • наклейки (объемные и обыкновенные)
  • маленький блокнот
  • пластиковая баночка с разными мелочами
  • ручка, несколько восковых мелков
  • картонные карточки из магнитной азбуки с рисунками.

Наибольшей популярностью пользовались наклейки . И неудивительно, ведь с ними можно придумать столько игр!

Анюта отдала предпочтение объемным наклейкам. Их можно переклеивать много раз с место на место.

Вот как мы играли наклейками:

1. Переклеивали с упаковки на упаковку (главное, чтобы поверхность была гладкой).

2. Перемещали наклейки с ног на руки себе и маме. Туда-обратно множество раз.

3. Мама прятала наклейку в кулак, а дочурка искала и угадывала ее местонахождение.

4. Устроили кукольный театр одного актера по сказке «Колобок». Я приклеивала себе круглую наклейку-смайлик на палец – получался колобок, который пел забавные песенки.

Удивительно, но такая незатейливая с виду игра очень меня выручала.

Простые наклейки мы приклеивали в маленький блокнотик, по одной на страничку. У нас получилась мини-книжка.

А когда надоело – приклеивали их на ноги, закрывали салфеткой и искали.

На втором месте по популярности у нас была магнитная доска . Я рисовала Анютке разных зверей, по ее заказу. Сама она тоже рисовала змею, собачку и маму.

Книги я выбирала очень тщательно, так чтобы их можно было использовать в развивающих целях.

Над дорогой плывут облака, светит солнце, цветущие луга наполнены теплом и благоуханием. Вы едете в машине и всей семьей поете песни…. Не важно, отправились вы на море или в деревню к бабушке - внутри всегда ощущается трепет и восторг! Ведь путешествия любят и взрослые, и дети.

Однако, прежде чем окунуться в долгожданный соленый плен и припасть к кустам спелой малины, нужно преодолеть энное количество километров. Хорошо, если пункт назначения рядом. А ведь иногда приходится проводить в машине много часов или даже не один день. Из этой статьи вы узнаете о некоторых организационных моментах поездки и самое главное - чем занять ребенка в дороге на машине, чтобы ваше путешествие было приятным, комфортным и интересным.

Плюсы длительной поездки на машине с ребенком

Безусловно, автопутешествие длиною в сутки и более - дело утомительное, но при должной организации вполне реальное и даже приятное.

  • Во-первых, это очень интересно: за сутки вы преодолеете несколько регионов и природных зон, а, значит, увидите и узнаете много нового!
  • Во-вторых, во время дальней поездки на машине с ребенком вы проведете день и ночь все вместе в маленьком замкнутом пространстве. И это будет замечательный семейный тренинг. Все члены вашей семьи откроют друг в друге много нового, вы станете дружнее и ближе.
  • В-третьих, автопутешествие сэкономит вам приличную сумму денег, если сравнить с тратами на железнодорожные или авиабилеты.

Итак, поехали!

На бытовой организации поездки подробно останавливаться не будем, так как, к счастью, заправками и пунктами питания наши дороги обеспечены неплохо. Если не хотите ночевать в машине или в палатке, этот вопрос тоже легко решается мотельчиками и гостиницами вдоль трассы.

А вот чем занять ребенка в дороге на машине - это пункт нужно продумать особенно тщательно. Конечно, часть пути дети будут спать. Лучше выехать пораньше, например, в четыре утра, чтобы ночной сон продолжился в машине. Тогда вы сможете эффективнее использовать светлую часть суток. Позаботьтесь о комфортном сне для детей. Если они еще маленькие и путешествуют в автокресле, выбирайте кресла с возможностью организации лежачего положения. Лучше потратить силы на поиски удачного кресла, чем мучить ребенка «сидячим сном» с запрокинутой сползающей головой. Для деток постарше рекомендую запастись подушечками или пледами, чтобы можно было удобно пристроить голову.

Чем занять детей в поездке на машине: выбираем занятия и игры по возрасту

Залог удачного автопутешествия с ребенком - частая смена деятельности. Родителям стоит внимательно следить за состоянием маленьких пассажиров. Как только вы видите, что ребенок начинает уставать от своего занятия, предлагайте другое.

Дети от рождения до двух лет

Малыши в дороге много спят, и это облегчает вашу задачу. Однако, усыпить их мирно бывает довольно сложно, особенно, если вы заботливые и законопослушные родители и перевозите ребенка в автолюльке. Возьмите соки, бутылочку и приноровитесь так давать грудь, чтобы ребенок смог уснуть, и его не пришлось туда-сюда постоянно перекладывать и будить. Возьмите любимые игрушки малыша, но только те, что легко чистятся - они будут летать по салону, а потом непременно попадут в рот.

Итак, теперь поговорим о том, чем занять маленьких детей в поездке на машине? Отлично развлекут малышей:

  • шнуровки, слингобусы
  • подвесные дуги
  • пальчиковый или кукольный театр
  • музыкальные игрушки/книжки (не переусердствуйте, берегите психику водителя)
  • пальчиковые игры (счет, загибание пальчиков, сорока и т.д.)
  • игры с песенками
  • планшеты для рисования

Дети от трех до пяти лет

В этом возрасте дети особенно любознательны. А длительная поездка на машине с ребенком предоставляет много возможностей для изучения окружающего мира. Поэтому представьте себя на сутки экскурсоводом и рассказывайте-объясняйте все, что видите вокруг: куда и почему плывут облака, откуда едут грузовики, как растет пшеница, как коровы находят дорогу домой и т.д.

Возьмите в дорогу:

  • книжки с интересными иллюстрациями (желательно одну-две новые книжки) и любимые книжки
  • куклу с одеждой, машинки (они отлично ездят по окнам)
  • зверюшек для ролевых игр
  • музыкальные инструменты для семейного оркестрика
  • рамки-вкладыши
  • раскраски и альбом с карандашами / магнитную доску для рисования
  • мемори-карточки
  • говорящий алфавит

Для разнообразия можно предложить детям отгадывать загадки, слова по описанию. Будет здорово придумать сказку о вашем путешествии. С детками от двух с половиной до четырех лет можно играть в цвета - вы либо просто вспоминаете предметы определенного цвета, либо ищите их за окном, спрашивая ребенка: “ Что ты видишь белое, зеленое…? ”

Чем занять детей шести-восьми лет в поездке на машине

Дети такого возраста - отличные попутчики! Они уже не такие капризные. И с ними можно с обоюдным удовольствием обсудить все, что вы увидите за окном, а также дела на работе, в саду, школе, во дворе. К тому же доверительная семейная обстановка - отличная возможность, чтобы вложить в душу ребенка какие-то важные философские мысли.

А что же из развлечений подойдет ребенку такого возраста?

  • Карандаши и бумага
  • Журналы со сканвордами и головоломками
  • Кубик-рубик и аналоги
  • Не слишком мелкие конструкторы, трансформеры - то, чем можно занять пальчики, когда после разговора или чтения захочется «поковыряться»

С детьми пяти-восьми лет можно играть в слова, города и цвета, задавая приемлемую для вашего ребенка сложность. Игра заключается в следующем: первый участник называет слово, а второй должен вспомнить другое, начинающееся на последнюю букву из слова первого участника. Пример: дом-мандарин-нос-собака и т.д.

Также хорошо идут загадки. Если только учите ребенка считать, можно составлять по буквам слова, писать короткие записочки. Во время поездки можно освоить и закрепить элементарный устный счет ㅡ так вы сделаете путешествие не только интересным, но и полезным. Если ваша машина вмещает вас вместе с детьми на заднем сидении, здесь открывается огромный спектр карточных игр, например, мемори и прочих. Можете заняться тренировкой интуиции (причем даже с детьми младшего возраста). Представляйте и держите в своем уме какой-то предмет, а дети пусть угадывают. Играйте в игру «в какой руке шарик?». Закрывайте глаза и отгадывайте, сколько пальцев показывает ваш партнер по игре.

Подростки решают сами

А вот чем занять взрослого ребенка в дороге на машине ― об этом можно особо не беспокоиться. Это уже вполне самостоятельные люди, поэтому поддержите в них эту самостоятельность и дайте возможность без вашей помощи собраться в поездку. Пусть сами выбирают, чем будут заниматься: плеер, книги, блокноты для записей, головоломки, задачники, настольные игры, которые можно приспособить в машине. Но будьте внимательной мамой - припасите и для взрослеющего ребенка сюрприз: новую игру, журнал или книгу.

Остановки в пути и общение с природой

Конечно, во время дальних поездок на машине с ребенком любого возраста очень важно - делать остановки и выходить из автомобиля. Даже, если вы потратите на остановки дополнительно два-три часа, поездка кардинально преобразится и обогатится впечатлениями.

Дайте детям побегать по полям, подойти к ручейкам, искупаться в озерах, даже просто обойти несколько кругов вокруг машины. Если же на улице льет дождь или бушует вьюга, остановитесь, чтобы малыши могли свободно полазить по машине. Разрешите ребенку посидеть за рулем в стоящей на обочине машине, посигналить, представить себя водителем.

Отдельным приключением можно назвать пикник. Даже, если вы не взяли с собой ничего горячего и планируете обедать в кафе, запаситесь фруктами и чаем с печеньем для пикника. Это и отдых, дающий прилив сил, и разминка.

Возьмите компас, лупу и бинокль. Вы сможете понаблюдать за природой, научить детей определять стороны света и в естественных условиях докажите, что солнце встает на востоке и заходит на западе. Если есть время, разведите огонь. Даже, если любое мероприятие займет полчаса вашего дорожного времени, для детей это время может стать источником силы на всю дорогу.

Чем еще можно заняться во время длительной поездки на машине с ребенком? Конечно же, фотографией! Старайтесь запечатлеть как можно больше моментов и интересных вещей вокруг вас. Фото с летнего путешествия будут согревать и радовать вас весь год. А если по возвращении вы сможете с детьми написать историю своих приключений, то можно издать настоящую книгу. Надеюсь, что теперь дальняя поездка на машине с ребенком любого возраста принесет вам много положительных эмоций и впечатлений. Счастливого пути!

Екатерина Федотова ,сказочница, мама трех озорных мальчишек

Путешествие в автомобиле или на самолете ограничивает маленькому непоседе возможность двигаться; и поскольку «действовать» - естественное состояние малыша, то ему бывает так трудно усидеть в ограниченном пространстве, да еще «смирно». Взрослым приходится быть особенно изобретательными, занимая ум ребенка, когда его тело пристегнуто ремнями безопасности. Поэтому для того, чтобы развлечь малыша, возьмите с собой в дорогу сумку, положите в нее несколько маленьких игрушек, куклу, одевающуюся на пальцы, игрушечный самолет, стеклянную призму (которая предназначена для детей постарше) и кассетный плейер с записями нескольких сказок или песен.

Чтобы содержимое сумки вызвало интерес ребенка, положите в нее и необычную игрушку - «волшебную» грифельную доску, маленькую доску для мела или несколько игрушечных персонажей из сказок. А для детей постарше придумайте простые «волшебные» фокусы. Дети часто испытывают голод во время длительных поездок в автомашине. Чтобы они перестали хныкать и капризничать, предложите им еду, которая есть под рукой. Правда, лучше будет если вместо привычных леденцов вы возьмете с собой пакетики изюма, сыра, крекеров и сухих завтраков.

Путешествие в автомобиле (в автобусе, на корабле, в поезде, на самолете) представляет прекрасную возможность для наблюдения за окружающим миром. Предложите детям описать подетально все, что они видят, особенно то, что легко можно пропустить: цвет облаков, птиц, сидящих на столбах, длину тени в зимний день. Придумывайте истории о людях, едущих в других машинах, или о пешеходах. Если вам стало неинтересно наблюдать за тем, что происходит снаружи, займите ребенка играми. Советы, предложенные здесь, - это то, с чего можно начать. Постарайтесь придумать и другие занятия, и, если ребенку будет интересно, дорога покажется более короткой.

Запиши рассказ на пленку.

Возьмите с собой в машину магнитофон и пустую кассету, тогда в пути ваш ребенок сможет записать на пленку свой «радиорассказ». А чтобы обеспечить творческий процесс, сначала подскажите место, где может происходить действие, - лес или берег моря. Потом помогите выбрать героев рассказа. Можно начать так: «Однажды, гуляя в лесу, я увидела огромного, большого и пушистого…», а дальше пусть ребенок продолжит сам. При этом не забудьте вовремя включить магнитофон. Когда малыш закончит свою историю, выключите магнитофон и задайте ему вопросы к тому, о чем он уже рассказал. Пусть время от времени рассказчик перематывает пленку и слушает ее сначала. Если в машине несколько детей, они могут создавать одну общую сказку по очереди. Каждому из них надо выделить для рассказа определенное время, но так, чтобы ожидание не стало утомительным.

Продолжайте рассказ в течение нескольких путешествий, или каждый раз можно придумывать новый. Некоторым детям нравится сам процесс - записывать истории на пленку, но потом они теряют к ним интерес. Другие с удовольствием не раз слушают свои сказки перед сном или в какое-нибудь другое подходящее время.

Эта затея семьи Шлессингер может понравиться всем, независимо от возраста. Вам удастся рассмешить своих пассажиров всего лишь одной простой надписью «Помашите рукой, если вы знамениты». Лучше ее написать огромными буквами на картонке или на большом листе бумаги. Пусть дети держат плакат в окне и забавляются тем, как реагируют на него окружающие.

Первая Буква.

Во время долгой поездки можно поиграть в «первую букву». Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя. Подскажите ему несколько примеров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спросить ее: «Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а…» Или: «Под капотом автомобиля есть предмет на букву „М", который заставляет машину двигаться. Это…». Спросите ее: «Кто управляет поездом? Что ты добавляешь в сухие завтраки?» Когда иссякнет запас слов на «М», можно перейти к любой другой букве.

Приметы времени.

Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картины», когда вы проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, и какими - вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.

Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.

Сложные слова.

Слова - это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, на грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их сложными словами: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов; нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это может быть и станция, и трубка, и служба; если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам. При этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомни какой-нибудь случай.

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, как праздновали день рождения или как ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вместе с Крейгом и Тоддом в поезд». Вы добавляете: «А тетя Джейн приготовила французские тосты», и еще ваш сын вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Что делать, когда плохое настроение.

Если ваш ребенок хочет рассказать о каком-то неприятном случае, выслушайте его до конца, а потом спросите, как ему следовало поступить, чтобы не случилось этой неприятности.

Вспоминайте события, которые произошли совсем недавно. Не стоит углубляться в далекое прошлое, за исключением, конечно, какого-то особенного случая. Не корите ребенка за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены - когда-нибудь он четко будет помнить то, о чем вы совершенно позабыли.

Угадай мою песню.

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Быстрая зарисовка.

Предложите вашему ребенку стать художником: пусть он нарисует несколько картинок, изображающих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и карандаш. Если предстоит долгая поездка, приготовьте несколько цветных карандашей, фломастеров или мелков. Неплохо было бы держать в багажнике не только запасное колесо, но и блокнот с коробкой цветных карандашей, если, конечно, вашего ребенка не тошнит в машине.

Совет путешественника.

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать - поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на своем рисунке, расспросите его о каждой из них. Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке? Однако, когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом - машины, на третьем - люди, на четвертом - деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте!

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что потом, дома, вы подробно рассмотрите их.

Хор в автомобиле.

Поскольку вы едете в собственной «колеснице», вы можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, то «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль - прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова. Напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам.

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских песен или ваших любимых народных песен и подпевайте им. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я.

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так. Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации можно детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь» читать как лирическое стихотворение, или как страшную историю, или как политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом, или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию.

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Бонни, у которой есть толстая, пушистая кошка по кличке Далила, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Далилы-кошечки
Полоски хороши,
Живут в полосках блошечки.
Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть их.

Печальный вид.

Выгляните в окно и посмотрите на окружающий мир критическим взглядом. Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заметит нечто, портящее красоту пейзажа, или вредное для здоровья, объявляйте: «Загрязнение» - и объясняйте, что именно. Это может быть замусоренная улица, удушающие выхлопные газы грузовика, дымящая фабрика. Обсудите причину загрязнения. Сравните степень загрязненности в районах, через которые вы проезжаете.

Если вы горите желанием помочь природе, неплохо было бы, путешествуя на машине, время от времени делать небольшие остановки, чтобы очистить от мусора хотя бы те места, которые показались вам особенно привлекательными.

Систематика.

Предложите всем сидящим в машине наблюдать из окна за объектами одного вида. Это могут быть собаки, деревья, цветы, дорожные знаки, грузовики, учреждения и т.д.

Всякий раз, когда кто-нибудь из вас замечает объект этого вида, он называет и показывает его. Каждый пытается определить его отличительные особенности. Если вы выбрали собак, необходимо установить, какой она породы - пудель, колли или дворняжка. Если это здания, то назовите их назначение - библиотека, почта, больница или школа.

Лучше всего в эту игру играть с детьми старшего возраста, но не менее интересна она и для взрослых. Особенно удобно в нее играть, когда машина движется медленно. Конечно, вам не очень-то захочется разбираться в породах собак или читать надписи на зданиях, если идущая впереди машина постоянно тормозит перед вами.

Чтобы внести разнообразие, можно написать название выбранного объекта на бумаге в верхней части листка, и пусть ваш ребенок нарисует внизу картинку. Предложите ему делать отметки о каждом виде объекта, который вы увидите. Потом можно выбрать другие предметы для наблюдения и нарисовать новую картинку. К концу поездки вы будете знать не только количество, но и многое другое о том, что вам встретилось в пути.

И все эти путешествия останутся в семейной памяти как «поездка с коровами» или «путешествие по церквам».

Эхо.

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук.

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры - «дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку». Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

Совет путешественника.

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию. Например, «я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку-жирафа и т.д».

«Т»-слова.

По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.

Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше - рисовать предметы, которые они видели.

Попробуйте начать игру с буквы «Т» и внимательно следите из окна за транспортом, такси, тракторами, телефоном, трубами, трассами, троллейбусами, трамваями. Школьник может заметить также: трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.

Начните с поиска десяти слов на букву «Т» и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.

Сочини стишок.

Начните с простого односложного слова, такого, как, например, «кот» и по очереди добавляйте существительные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попытайтесь сочинить четверостишие, приблизительно такое:

Не кусай меня пчела,
Расскажи мне, как дела.
На прощанье сделай круг
И лети на пестрый луг.

Затем посмотрите, что получится с вашим стихотворением, если скомбинировать те же слова в другом порядке:

Прожужжала мне пчела:
«Хороши мои дела:
Я кусаться не хочу,
Лучше к лугу полечу».

Если даже вы не уверены в поэтическом даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрослые с их большим запасом слов пишут иногда такие глупости.

Угадай, что это.

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое». Затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении». Третья подсказка: «К нему прикасается водитель». Затем: «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости. Задавайте такие загадки друг другу по очереди.

Счет в дороге.

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до по только так: «Вас показывали по телевидению в прошлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т.д.

По традиции можно задать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно продолжить игру. Для этого «известная личность» должна дать вам три подсказки, и вы задаете еще двадцать вопросов. Можно придумать и любые другие правила.

Номерной знак.

В любой стране дети играют с надписями на номерных знаках автомобилей. Вот варианты этих игр:

Дуплеты и триплеты - ищите буквы и цифры, которые повторяются на знаке;

Государства - посмотрите, сколько номерных знаков различных государств вы сможете обнаружить;

Необычные номерные знаки - ищите знаки с интересным сочетанием букв, выберите из них самые забавные и попытайтесь понять, что они означают;

21 - ищите номера, сумма цифр которых равна двадцати одному или любому другому числу, которое вы при думаете;

Алфавит - находя буквы на номерных знаках, называйте их в алфавитном порядке.

Как мы слышим Буквы.

Пока младшие дети играют в номерные знаки, вы можете с помощью другого упражнения развивать у старших способность различать буквы на слух. Для этого кто-то из вас называет слово, а другой должен назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например; слон, носорог, гиена, аист. Играйте по кругу против часовой стрелки. Предложите детям назвать 5 слов за 60 секунд или 10 слов за 2 минуты. Затем проверьте себя - получится ли это у вас быстрее.

Путешествие «куда-нибудь».

Вообразите, что вместо работы или магазина вы вместе с ребенком отправляетесь «куда-нибудь». Решите, куда бы вы хотели отправиться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать. Упакуйте воображаемый багаж для путешествия «куда-нибудь» и представьте, какие развлечения вас там ждут. Вместе придумайте подробности путешествия и что вы там увидите.

Совет путешественнику.

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации вашего внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2-3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Кассета со сказкой.

Поездка в автомашине предоставляет счастливую возможность общения с ребенком, однако бывают моменты, когда ситуация на дороге требует всего вашего внимания. Ребенку трудно усидеть спокойно, пока вы сосредоточенно ведете машину. В такие моменты дайте ему плейер с наушниками. Пусть он слушает записи, которые вы сделали, купили или взяли в фонотеке. Но позднее обязательно найдите время, чтобы поговорить о том, что он слушал.

Пицца в машине.

Если вы собираетесь, приехав домой, пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть; скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, то поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и как получить сушеные приправы.

Забота о меню.

Поберегите ваши вкусовые рецепторы. Не готовьте в воображении пиццу в тот день, когда вы собираетесь подать на обед рыбу с пюре.

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца, и приготовьте настоящую пиццу дома, и, конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая с ним о том, что вы обсуждали в машине.

Слова по алфавиту.

Выберите какой-либо вид предметов, одушевленных или неодушевленных, - это могут быть животные, знакомые люди, предметы одежды или места, куда можно пойти. Затем назовите слова из выбранной категории в алфавитном порядке, например: антилопа, баран, волк, гиена… Маленьким детям можно подсказать. Смысл игры заключается не только в том, чтобы развлечься, но и выучить буквы, звуки, слова.

Если в машине есть дети постарше, вы можете играть в эту игру двумя командами. Вначале младший называет антилопу, затем старший назовет других животных на «А», например, акула или аллигатор. Взрослый тоже может играть или помочь каждому из детей. Если не удается быстро найти слово, не задерживайтесь, продолжайте дальше, не заставляя детей скучать.

Домашнее задание.

Когда вы вернетесь домой, выберите какой-нибудь предмет или животное, о котором не знает ваш малыш, и почитайте о нем в книжке. Вам тоже будет интересно.

Сладкие Бусы.

Полка универсама предлагает больше, чем просто пищу. Это богатый материал для разных занимательных поделок. Например, купите сухой завтрак «Колечки». Из этих вкусных кружочков могут получиться отличные бусы и браслеты. Привяжите конец нитки к столу, и пусть ваш ребенок, соединив потом концы нитки, сделает из этих кружочков длинные бусы. Затем положите бусы в пластиковый пакет до следующей поездки в машине. А тогда наденьте их ребенку на шею, и пусть он грызет их, когда захочет.

Направления.

Если ваш ребенок пытается выучить, где право, а где лево, помогите ему, посвятив пять минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку скажет вам повернуть влево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает влево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Пространственные отношения.

Когда ваш ребенок станет чуть старше и уже будет знать, где правая, а где левая сторона, вы можете использовать машину, чтобы помочь ему развить чувство дистанции. Для этого вы проезжаете четверть километра, полкилометра, километр, а затем называете расстояние - 250м, 500м и 1000м, то есть то, которое вы проехали.

Кто увидит первым.

Пусть дети придумают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе». Если вы пересекаете железную дорогу - поднять обе ноги, а если увидите собаку - залаять. Смысл в том, что каждый раз надо первым верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы.

В часы пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Отправляясь в путь, возьмите фломастер, а лучше два, разных цветов, и нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы - улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом - три на одной руке и две на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.