Просмотры: 1 172
Чтобы идти в ногу со временем, необходимо быстро адаптироваться, а чтобы самому творить историю – развиваться нужно в два раза быстрее.
Перефразированные слова Королевы из книги «Алиса в Зазеркалье» как нельзя точнее описали отношения человек-информация в XXI веке.
Все чаще можно услышать о скорочтении, позволяющем прочитывать по книге в день, тем самым увеличивая собственную продуктивность. В этой статье поговорим о том, как научиться быстро читать .
Документально зафиксировано, что скорость чтения прототипа главного героя фильма «Человек дождя» — знаменитого Ким Пика — была 10 000 слов в минуту. Своеобразный природный сбой, а именно врожденный порок головного мозга, позволил развиться столь феноменальным способностям, однако, существуют методики для освоения подобной техники.
Навык скорочтения известен давно, в разное время им обладали многие знаменитые политики и писатели: Т. Рузвельт, Дж. Кеннеди, А. Пушкин, М. Горький, В. Ленин. Все они знали, как научиться быстро читать.
Скорость чтения среднестатистического взрослого человека — 150-300 слов в минуту. Процесс таков: происходит фокусировка взгляда на группе слов, затем скачкообразным движением перемещается на следующую группу, через несколько подобных скачков взгляд замирает для осмысления прочитанного. Такие движения называются саккадами и отнимают в среднем 0,5 секунды.
Скорочтение – это способность быстрого прочтения текста при использовании особых техник, повышающих скорость в 3-10 раз.
Вопрос как быстро научиться читать в наше время крайне популярный и обсуждаемый. Есть как сторонники, так и критики. Практически любая перечисленная здесь методика связана с отсеиванием лишней информации, а не с увеличением скорости прочтения. Это приводит к поверхностному чтению, за что крайне резко критикуется учеными.
Скорочтение эффективно для деловой и технической литературы, целью которых является получение информации и данных и не требуется погружение в текст.
Художественная литература воздействует на воображение читателя, его чувства, что делает скорочтение неэффективной методикой, ведь исчезает эффект «проживания» материала, остается лишь техника.
При освоении скорочтения стоит осознавать, что все техники имеют свои плюсы и минусы, «проглатывая» по книге в день можно потеряться в разнообразии, но подобный навык точно не будет лишним.
Чтение - это важнейший процесс обработки и восприятия графической информации, обучение которому начинается с раннего возраста.
От качества овладения этим навыком во многом определяется дальнейший успех человека в учебе, в творчестве и даже в житейских вопросах. Мы рассмотрим не только то, как научиться быстро читать, но и как улавливать важнейшую информацию в тексте. От последнего напрямую зависит качество и скорость будущей интеллектуальной работы.
Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?
Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией - тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.
Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.
Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).
Мы живем в информационный век, в котором скорость овладения новыми знаниями играет решающую роль. Человек, умеющий быстро воспринять большой объем информации:
Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:
В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения - научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится...
Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:
Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.
В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.
О важности красивой и быстрой речи вслух знали еще древние греки. Философы и мыслители, которыми славилась Древняя Греция, отлично владели ораторскими навыками. Именно поэтому их ценные мысли и идеи легко воспринимали простые люди.
Важно ли современному человеку уметь быстро и без запинок читать вслух? Ответ будет определенно положительным.
И это касается не только актеров, филологов и научных работников. Даже обычному экономисту этот навык пригодится в жизни. Хотя бы потому, что по окончании вуза каждый студент защищает диплом перед многочисленной публикой. А в дальнейшей работе умение быстро и красиво говорить может стать решающим навыком: нередко от хорошо произнесенной речи зависит продвижение индивида по карьерной лестнице.
Теперь вы знаете, почему так важен этот навык. Далее мы расскажем, как можно быстро читать вслух.
Учиться этому лучше всего у компетентного преподавателя. Впрочем, самостоятельного образования тоже никто не отменял. Если вы избрали второй путь, вашими помощниками станут:
Итак, что же означает это интересное двухкоренное слово? Скорочтение - это способность человека быстро прочитывать текст и ориентироваться в нем на 100 %. Звучит, конечно, сильно… и не слишком правдоподобно для обыкновенного человека, помнящего, сколько времени уходило в школе на изучение сложного параграфа по истории. Конечно, если индивид оказывался любознательным, он непременно хорошо знал материал. Но на качественное изучение 10-15 страниц текста иногда уходил не один час времени…
Мы же попробуем убедить читателя в том, что вдумчиво прочесть книгу за один день вполне реально. Во всяком случае, истории известны личности, способные это сделать. Кто же эти удивительные люди?
Список можно продолжать еще довольно долго... Что же способствует таким феноменальным результатам в скорочтении? Два аспекта - преданность человека идее (это касается политиков. Ленин - самый яркий пример) и природное желание создавать что-то новое (это относится к творческим людям).
Мы все же пишем статью не про выдающихся людей, а про то, как научиться быстро читать простому человеку. Далее будут представлены научные методики.
Интеллект следует развивать смолоду, то есть во время активного роста человека. В этот период мозг ребенка готов к усвоению новой информации на 100 %. А в дальнейшей жизни все приобретенные в школе навыки (в том числе и умение быстро читать) будут играть уже сформировавшемуся человеку на руку.
В предыдущих разделах мы рассмотрели, как научиться быстро читать взрослым людям. Далее мы расскажем о методиках скорочтения для детей. А именно о том, как очень быстро читать.
Сначала поговорим о не очень приятном (но довольно распространенном в наше время аспекте) - о причинах медленного чтения в детском возрасте. Потом - о том, как научить школьника быстро читать.
Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.
Для этого родителю потребуются:
Засекаете время до начала чтения (например, 1 минуту). По истечении указанного времени останавливаете свое увлеченное чадо и пересчитываете все прочитанные слова.
Далее повторяете эту операцию по второму кругу и так далее. Если все идет правильно, то с каждым новым разом прочитанный отрывок текста будет становиться больше. Это говорит о том, что скорость чтения ребенка растет.
Данный раздел отвечает на вопрос о том, как научиться очень быстро читать.
Как было сказано ранее, в чтении важна не только скорость, но и качество восприятия новой информации. Отлично, если привычку осмысленного чтения человек приобретает с детства.
Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.
Быстро читать и осмыслять прочитанное - это путь в блестящее будущее для ребенка. На чтении базируются все процессы познания в самой школе и, тем более, после нее. Уровень успеваемости напрямую связан со скоростью чтения у ребенка.
Техника быстрого чтения имеет свои методики, постичь которые можно через специальные упражнения. Чтение - это комплексный процесс работы психики, он включает в себя осмысление прочитанного и техническую правильность, выразительность и быстроту.
Не зря в начальных классах так много внимания педагоги уделяют проверкам скорости чтения и отсутствию искажений. Каждый год в младших классах проходят тесты по скорочтению. Вот примерные нормы, которых желательно придерживаться:
Эти норма несколько варьируются в зависимости от стандартов самого учебного заведения. Но самое время учить ребенка осваивать скоростное чтение - именно младшая школа. Потому что навык воспринимать информацию, запоминать ее, когда мышление еще не зациклено какими-либо табу - лучшее время, чтобы научиться скоростному чтению. Малыша еще не удивляет, что сказочные животные говорят, а в лесу живут драконы. Для ребенка естественным процессом является придумывание нереальных персонажей, соединение их воедино логически, с точки зрения взрослых, невозможными способами.
При попытках научать ребенка читать быстро, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Техника быстрого чтения предусматривает некоторые правила, нарушая их, теряется уровень скорости поглощения информации, который априори должен быть высоким.
Однако, есть исключение - если регрессия возникает в результате переосмысления или возникновения новых идей, то это называется - рецепция и является оправданным действием.
Но, поскольку, цель методики быстрого чтения - развитие скорочтения у детей, то осмысление ранее прочитанного текста лучше проводить после того, как прочтен был весь текст. Иначе, ненужные возвратные движения взгляда считаются недостатком, приводящим к медленному чтению. Освобождение от регрессии повышает скорость чтения в двое или трое.
Кроме перечисленного, восприятию информации при скоростном чтении мешает проблема непонимания смысла текста ребенком. Понимание психологи трактуют как связь между предметом и уже имеющимся багажом знаний. При запоминании текста нужно сначала его лучше понять.
Первое важное правило, как научиться скорочтению - ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту. В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.
Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.
Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:
ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ
Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот - отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:
«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».
Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.
Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.
Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения - . Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.
Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:
Ничего сложного нет в таких тренировках, главное - это ежедневная практика. В процессе занятий обязательно делайте простую гимнастику для глаз ребенка:
Дети мыслят совсем иначе, нежели взрослые. Дети не столько думают, как воспринимают, впитывают. В их восприятии всё очень связано, все образы, действия, чувства - всё неразрывно связано. Дети могут восхищаться, увидев обыкновенный камень. Их восприятие гораздо ярче, чем у взрослого индивидуума.
Что есть память - это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек помнит то, что его особенно тронуло. Именно поэтому мы помним, как пахла папина борода в нашем детстве, но не вспомним формулу бензоата натрия из программы системы образования. Потому что это были неживые воспоминания. Как же развить память у малыша, чтобы его учеба была успешной?
У детей во время обучения скорочтению возникает такая проблема: ребенок читает предложение, прочитав слов 6-7, забывает, с чего начал читать. Для этого развивайте его образное мышление. Ребенок запомнит куда больше слов, если воспринимает их картинками, событиями. Прекрасный метод добиться этого - научиться представлять происходящее на экране внутреннего виденья, словно это мультфильм или кино. Такими «видео» нужно сопровождать в уме прочитываемый материал, тогда не составит труда «перемотать пленку» и вспомнить смысл того, что написано ранее.
Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:
Попросите ребенка описать, что за ассоциации возникают в его мыслях, когда он слышит слова (называйте сначала хорошо ему знакомые слова): груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее. Когда ребенок хорошо поймет задание и начнет с ним легко справляться, то усложните его - пусть малыш слушает незнакомые слов и попытается провести аналогии с ними.
Еще одно упражнение: наберите целый набор из пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочки разных материалов, бумагу и так далее. Говорите ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет с этим словом.
Полезно играть в «оживление». Пусть ребенок возьмет любой предмет и оживит его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Пусть малыш сочинит целый рассказ об этом предмете и кем он стал, когда ожил.
Очень важно чтобы процесс быстрого чтения не стал механическим повторением слов, смысл которых непонятен ребенку. Необходимо не только быстро прочесть произведение, но и понять и прочувствовать его. Это и есть полноценный процесс чтения.
Что собой представляет скорочтение для детей? Как известно, уже в младшей школе малыши довольно много читают и даже сдают тесты на проверку техники чтения. Многие детишки, которые читают медленно, очень скоро начинают отставать от своих одноклассников не только на уроках языка и литературы, но также по другим предметам, требующим от детей работы с учебником. Именно поэтому почти все родители задумываются над тем, как научить ребенка быстро читать. Чтобы помочь Вам в этом вопросе, мы изучили мнения многих экспертов и собрали их для Вас в виде полезных советов.
Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой. Дети, которые хорошо читают, обычно с легкостью запоминают материал и пересказывают даже довольно сложные тексты. Кроме того, педагоги уже давно выявили прямую зависимость скорости чтения детей и их успеваемости в средней и старшей школе. Если ученик читает медленно и неохотно, он просто не может совладать со всем тем потоком информации, который ему предлагают в рамках общеобразовательной программы. Так насколько же быстро должен читать ребенок? И на самом ли деле он должен спешить? Оптимальным для учеников средней школы считается чтение со скоростью разговорной речи. Это приблизительно 120-150 слов в минуту. Только так ребенок будет полностью понимать все, о чем читает. Его артикуляционный аппарат будет работать легко и спокойно, и, следовательно, информация будет полностью усваиваться. Не нужно подгонять школьника, пытаясь усовершенствовать его технику чтения. Упреки в этом деле лишние. Намного более эффективными в данном случае будут специальные упражнения, о которых мы с Вами поговорим.
Начинать бороться за хорошую скорость чтения нужно уже с первого класса. По утверждению большинства педагогов из различных школ - , - именно в возрасте 5-7 лет мозг ребенка обладает всеми возможностями для максимального познания и совершенствования. Лишь немногие методики развития малышей, среди которых , начинают обучать детей чтению немного позже. Но все педагоги сходятся в том, что и чтение не должно проходить в насильственной форме. Родители должны учитывать особенности темперамента ребенка и не усаживать его за книгу, если он этого не хочет. Нужно искать подход, применяя различные . Так, например, вместо страницы из книги детишкам можно показывать картинки с фразами. Пусть ребенок лучше сосредоточится на одной яркой карточке с интересной надписью, чем будет без всякого интереса читать длинный текст из книги. Чем чаще Вы будете показывать малышу подобные картинки, и чем больше слов будет мелькать у него перед глазами, тем быстрее он выйдет на хорошую технику чтения. И не нужно пытаться научить ребенка автоматически складывать слоги в слова. Ровная техника скорочтения без всякого внимания к смыслу прочитанного ничего не даст. Вместо этого нужно научить ребенка чувствовать каждое слово, его глубинный корень и смысл.
Задумываясь о том, как научиться быстро читать, Вы должны подумать и о том, а сможете ли Вы нормально воспринимать прочитанное? Это относится и к детям, и к взрослым. Многие люди разных возрастов испытывают серьезную проблему с запоминанием прочитанного. И никакая скорость чтения в минуту им не помогает. Поэтому в раннем возрасте, когда у родителей еще есть возможность помочь ребенку с и, нужно этим активно заниматься, используя различные , мышления и . На Bambino Story мы уделяем много внимания теме развития детей младшего возраста. Обязательно ознакомьтесь с советами наших экспертов, и как можно раньше начинайте заниматься с ребенком развитием речи и . В таком случае у Вашего малыша, скорее всего, не будет проблем с чтением.
Когда ребенок идет в школу и начинает активно использовать свои навыки в чтении, родители обязательно должны продолжать развитие скорочтения, чтобы довести его до совершенства. Мы подготовили для Вас несколько эффективных упражнений для того, чтобы улучшить восприятие ребенком текста.
1. Анаграммы
Приготовьте карточки с несложными словами, в которых будут перемешаны несколько букв. Пусть ребенок попытается их разгадать. Поначалу старайтесь сохранять очередность слогов, перемешивая между собой лишь согласные буквы. Далее усложняйте задание, в зависимости от способностей малыша. В идеале в конце ребенок должен без проблем прочитывать небольшой текст, в котором все слова перемешаны.
2. Ищем слово
Напишите на карточке линию из печатных букв, в которой будет расположено одно короткое слово. Задание ребенка: пробежать глазками по буквам и как можно быстрее найти спрятавшееся слово. При этом Вы можете задать ему тему или даже загадать соответствующую загадку.
3. Находим лишнее
На карточке должно быть написано 3-5 слов с перемешанными внутри буквами, которые относятся к одной логической группе. Одно из слов должно отличаться по смыслу (ЛОКАЖ, НЖО, ВАКИЛ и ВЛОК) или по строению (СЕЛ, СДА, ОКТ, ОХЭ – 1 и 2 слога). Данное задание тренирует не только чтение, но и логику.
Также для родителей будет важно знать, что методика скорочтения у малышей зависит и от того, насколько правильно они изначально будут учиться читать. Так, например, многие родители допускают ошибку, начиная учить с ребенком не звуки (а, м, б, п), а буквы (а, эм, бэ, пэ). В результате малыши не могут сообразить, как объединять все это в слоги. На этапе слогов, также ошибочно, родители просят детишек читать все отрывисто, делая паузы. На самом деле надо просить ребенка тянуть каждый звук, пока он не сообразит, как сказать следующий (кккооотт, лллееевв). Чтобы не делать этих и других ошибок, нужно проконсультироваться у педагога либо самостоятельно найти соответствующие методические рекомендации. Надеемся, что наши советы окажутся для Вас полезными, и желаем Вам удачи в занятиях с Вашим чадом!
Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.
Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро, узнаете из нашей статьи.
Из этой статьи вы узнаете
Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно:
Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.
Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.
Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции. Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.
Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.
Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:
Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное условие быстрого темпа чтения.
Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.
Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.
Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания. Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.
Тренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.
Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.
Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.
Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.
Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.
Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.
По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.
Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.
Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:
Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу. Например, такую:
С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.
Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально.
Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.
Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.
Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.
Включает в себя следующие упражнения:
Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились. Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.
Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.
Для уроков лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки быстрочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением.
Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.
Лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.
Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.
Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.
Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.
Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать. Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.
Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.
Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.
Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.
Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.
Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.
А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен.
Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:
Смысл игры: школьник находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.
Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.
Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.
Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника — исправить неточность.
Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.
Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова в поле с буквами. Выглядит это так:
Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.
И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.
Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».
Мячик по дорожке скачет,
Не догнать нам быстрый мячик.
Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.
Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:
Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.
Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:
Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.
Подготовьте для ученика специальную закладку. Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.
Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.
Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.
Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.
Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.
Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.
Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.
Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.
В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.
Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.
Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.
После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.
Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.
Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.
Используйте такое поле:
Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.
Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:
Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.
Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.
Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.
Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.
Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.
Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.
Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:
Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.
Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.
Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса.
Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:
Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.
Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.
Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.
Это комплект пособий. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.
Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво