Здравствуйте, Ксения. Дочери 10 лет, после развода живем вдвоем. Что делать : вырывает листы из тетрадей, сама ставит себе в дневник хорошие оценки, не говорит о дополнительный занятиях, не записывает все домашние задания, очень ленива, одну и ту же просьбу ей приходится повторять по 3–5 раз и не всегда с результатом. И при этом очень ласковая, веселая и активная во всем что не касается домашних дел и учебы. Как себя вести, как построить разговор, если уже казалось бы все объяснила ей, не бью, только временным лишением каких-либо удовольствий, как то: запрет в просмотре телевизора, запрет на прогулки, отказ в покупке новых наклеек, поездки на отдых и т. д..
Я много работаю, общаться столько сколько бы хотелось не получается, очень хочется добиться от ребенка понимания и помощи, а на деле только слова о том как она меня любит и полное отсутствие действий это подтверждающих. В чем моя ошибка? Что я делаю неправильно? Как научить ее брать на себя ответственность за свои поступки и думать о последствиях того, что она делает?
Спасибо. С уважением, Наталья.
Ксения Швецова , психолог
Здравствуйте, Наталья!
Прежде всего, нужно разобраться, почему Ваша , понять мотивы обмана. Вот некоторые причины, почему ребенок начинает врать:
Если Вы хотите научить ребенка быть честным, то надо быть готовыми выслушать от него подчас и горькую правду, а не только «приятную». Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос честным, нельзя позволять ему говорить неправду о своих чувствах, будь они положительными, отрицательными или же смешанными. Наши реакции на выражаемые им чувства помогают ему понять, действительно ли честность - лучшая политика.
Как ложь передает правду. Если детей наказывают за правду, они лгут из чувства самозащиты. Иногда они фантазируют, выдумывают что-то невероятное, чего им не хватает в повседневной жизни, в реальности. Детская ложь передает нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы сделать. Чуткому слушателю ложь поведает то, что она, казалось бы, призвана скрыть. Правильная реакция на ложь должна выражать понимание, а не отрицание истинного ее значения. Чтобы помочь ребенку провести границу между желаемым и действительным, надо использовать информацию, заключенную во лжи. Если мы узнаем, что дочь завалила контрольную по арифметике, не стоит спрашивать ее: «Ну, как прошла контрольная? Ах, хорошо? На этот раз ты меня не обманешь! Я говорила с учительницей и знаю, что ты написала работу очень плохо». Вместо этого нужно прямо сказать ребенку: «Учительница сказала мне, что ты завалила контрольную по арифметике. Я волнуюсь и думаю, как бы тебе помочь».
Короче говоря, мы не должны провоцировать так называемую «ложь ради защиты», а также расставлять детям ловушки. Если ребенок все же лжет, не надо устраивать истерику или читать нотации. Нужно отвечать словом и делом, реалистически отражающими положение вещей. Ребенок должен понять, что лгать родителям нет необходимости.
Ложь действительно имеет множество смыслов и значений. Ложь во спасение. Ложь, как способ манипуляции. Ложь, ради самой лжи, «для красного словца». Чем старше ребенок, тем более изощренно он использует ложь. Вначале почти неосознанно, потом вполне осознанно и расчетливо. И как только ложь становится инструментом для достижения цели ребенка пора призывать к ответу. Здесь заканчивается детство и начинается взрослая ответственность за свои слова.
Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание, не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть.
Прежде чем гневно пресекать обман и выводить врунишку на чистую воду постарайтесь понять мотивы его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает другая сторона. Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, но не человек! Никогда нельзя спекулировать такими понятиями, как люблю - не люблю. «Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!» Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь матери или отца.
Большая часть детской лжи проистекает из желания доказать значимым людям: «Я хороший». Школьник, совравший о потере дневника боится не только гнева родителей, но и обвинения в никчемности. «Вот я в твоем возрасте был отличником!» - кричит дедушка. А ребенок чувствует свою вину! И ложь здесь оказывается просто способом психологической защиты.
Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману - признание и исправление своих ошибок.
Не хотите, чтобы ребенок врал? Станьте честными сами!
Если родители хотят научить ребенка говорить правду, то они сами в первую очередь должны:
Если Вы вдруг обнаружили, что ребенок соврал Вам, не стоит тут же кричать, ругаться на ребенка. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Ведь если на ребенка начать кричать, то, скорее всего можно добиться противоположного: он еще больше начнет обманывать, лишь бы только избежать Вашего порицания и наказания. В случае обмана, не делайте вид, что Вы поверили, а спокойно объясните, что Ваш ребенок сочиняет, и это очевидно. Фантазии ваших детей еще не являются обманом как таковым. Ведь дети сами по себе рождаются на этот свет чистыми, как белый лист бумаги. Кляксы и кривой наклон букв зависит от Вас. Если Вы видите, что ребенок начал ложь использовать во благо себе, то есть с корыстной целью, Вам стоит призадуматься. Значит, существует пробел в Ваших взаимоотношениях с ребенком. Проанализируйте ситуацию и постарайтесь выяснить причины появления лжи. Просто так ребенок не будет лгать, вынуждают его к этому сложившиеся обстоятельства. И если родитель не впадет в «гневные ругательства», а с пониманием и нежностью отнесется к ребенку, положительный результат будет очевиден.
Полностью обман нельзя искоренить, можно просто объяснить ребенку: «что такое хорошо и что такое плохо». В таком случае очень важен пример самих родителей. Поэтому, прежде чем попросить ребенка ответить на телефонный звонок фразой - «мамы нет дома», подумайте о последствиях. Не забывайте чаще общаться с детьми на эту тему. Рассказывайте им разные истории о себе, своих родителях и задавайте вопросы. По ответам будет видно, как ребенок поступит в подобной ситуации. Так же помогите детям выучить «вежливую ложь». Именно, когда не надо говорить «правду в глаза». Например, вашему ребенку дарят подарок. Ему не нравится вещь, и он говорит: «я не хотел такую игрушку», тем самым, обижая подарившего. В такой ситуации стоит сказать спасибо, а эмоции придержать.
Понять причину лжи и проанализировать её. Подумать, как можно изменить ситуацию и что нужно изменить в себе (родителям, ребенку), чтобы решить эту проблему.
Детская ложь. Нам, взрослым, она кажется такой бесхитростной и наивной. Но причины того, что ребёнок начинает лгать родителям, безобидными или незначимыми назвать никак нельзя. Ваш малыш фантазирует и выдаёт эти фантазии за действительность? Или он говорит неправду, пытаясь скрыть некоторые свои действия и поступки от вашего бдительного внимания? Как отучить ребёнка врать? Не спешите обличать карапуза и наказывать. Ведь, если подойти к проблеме с точки зрения психологов, то, скорее, воспитательную работу нужно проводить, сначала, с самими родителями. Чтобы они ошибочно не начали бороться со следствием, коим, по сути своей, ложь и является. Но попытались разобраться в причинах, побуждающих детей прибегать к столь непопулярному способу выхода из некомфортных для них ситуаций.
Дети врут родителям потому, что им в их мире почему-то становится не комфортно
И что такое детская ложь для родителей?
Как бы печально для вас это ни звучало, но то, что малыш начал вам врать, говорит о кризисе доверия в ваших отношениях. И искать пути выхода из этого кризиса нужно именно вам, родителям, как более опытным, уравновешенным, авторитетным.
Дети врут, когда они перестают доверять своим близким
Не спешите обличать малыша во лжи и ругать его за . Попытайтесь понять, почему у крохи возникла необходимость сказать вам неправду. Ведь, зачастую, причины детской лжи совсем не те, которые видимы вам при поверхностном рассмотрении.
Единого рецепта решения этой проблемы вы не найдёте. У каждого он будет свой. В зависимости от проблем взаимопонимания, которые встали между вами и вашим ребёнком.
Кризис доверия между родителями и детьми возникает тогда, когда старшим поколением выбирается неправильная модель взаимоотношений и не совсем верная тактика воспитания своих чад.
Малыш не станет вам врать, если его жизнь течёт спокойно и размеренно, если у него всё в порядке. И не стоит думать, что он позволяет себе говорить вам неправду, потому, что карапуз вас не любит и не уважает.
Попытайтесь понять, что стоит за его ложью на самом деле. Какую именно свою потребность кроха пытается удовлетворить таким образом. Это и будет ответом на вопрос: «Как отучить ребёнка врать?».
Дети врут, когда боятся наказания и порицания
Любой родитель старается дать своему малышу всё самое лучшее, пытается передать ему свой опыт и свою жизненную мудрость, вкладывает в любимую «кровиночку» частичку своей души. Но что-то, при всём при том, мамы-папы, всё же, делают не так. Интересно, что бы это могло быть?
Каковы причины того, что, рано или поздно, наши дети начинают говорить нам неправду?
А, может, ваш малыш не лжёт, а просто фантазирует? Тогда нужно направить эту его особенность в нужное русло
Ну как, у вас получилось по характеру лжи ребёнка определить её основные причины? Если да, то половину пути к искоренению этой привычки у малыша вы уже прошли.
Теперь главное – сделать правильные выводы и старательно провести работу над собственными ошибками в .
Часто бывает так, что ребёнок ещё совсем маленький, но он уже успел столкнуться с вашим неодобрением.
И, боясь в очередной раз увидеть его в ваших глазах, боясь потерять вашу любовь, он, совершив что-то, что, как уверен кроха, повлечёт за собой это самое неодобрение, как спасение, как защиту, использует ложь. Как не допустить, чтобы ложь, какими бы ни были её причины, не вошла в привычку, не стала нормой для малыша?
Если ребёнок будет верить в ваше доброе к нему отношение, он не побоится признаться вам в своём проступке
Как поступать родителям в подобных обстоятельствах?
Конечно, одной подобной беседы не всегда бывает достаточно, чтобы полностью восстановить доверие.
Подрастая, ребёнок пытается оградить от посторонних своё личное пространство. И это ему нужно позволить сделать. В пределах разумного, конечно
Когда дети достигают подросткового возраста, очень часто причина их вранья заключается в желании создать для себя личное пространство, независимую от взрослых территорию, где хозяином будет только сам ребёнок.
И ваша задача - эту территорию своему тинейджеру предоставить. В разумных пределах, конечно. Но чтобы дать ребёнку реально почувствовать, что он перешёл на новую ступень взросления.
Папа-мама это понимают. И готовы строить с ним отношения на новом уровне. Но большая самостоятельность – это не синоним вседозволенности. Поэтому здесь важно чётко очертить рамки самостоятельности подростка на данном возрастном этапе.
И ещё важнее, чтобы с этими рамками согласился сам ребёнок. Дискутируйте и будьте готовы к компромиссам. Можете даже заключить договор в письменном виде. Соглашение двух сторон, когда осязаемо, имеет большую силу.
Если подросток уверен, что родители его любят, что действуют только в интересах его благополучия, что всегда готовы выслушать, понять и простить, врать он не будет даже в случае нарушения каких-то договорённостей.
Мама и папа, создайте в семье доверительные отношения, станьте не только наставниками, но друзьями для своего ребёнка, и причин говорить вам неправду у него, просто-напросто, не будет!
И никогда не забывайте о личном примере. Насколько искренни, честны и открыты вы сами, настолько ваши дети эти качества от вас и переймут. Создайте атмосферу согласия и гармонии в своей семье. И тогда маленькие её члены не будут искать спасения от невзгод и одиночества во лжи…
Маленькие дети, общаясь со своими сверстниками и со взрослыми, очень любят рассказывать выдуманные истории, которые они выдают за реальность. Таким образом, человек в раннем возрасте развивает воображение, фантазию. Но порой подобные рассказы тревожат родителей, ведь со временем взрослые начинают понимать, что невинные выдумки их чада постепенно становятся чем-то большим, перерастая в обычное вранье.
Разумеется, мало кто из родителей будет смотреть на подобное явление спокойно. Для того чтобы их чадо не превратилось в патологического вруна, взрослые пытаются отучить его от подобной привычки. Что сделать для этого? Выяснить причины обмана и изменить собственный подход к воспитанию.
Психологи убеждены, что в некоторой степени склонность к обману является нормальным этапом развития ребенка. Все то, что младенец чувствует, слышит и видит в самые первые годы своей жизни, для него непонятно и ново. Малыш вынужден обрабатывать большие объемы информации и пользоваться ею каждый день. И если взрослый человек понимает, что является правдой, а что выдумка, то ребенку еще предстоит научиться делать это.
Логическое мышление крохи только формируется. Именно поэтому он искренне верит тем сказкам, которые рассказывают ему взрослые. Если же что-то становится для малыша непонятным, то он начинает подключать воображение. В некоторые моменты фантазии и реальность начинают переплетаться между собой. Это и является основной причиной того, что родители слышат от своего чада вранье. Однако при этом ребенок искренне убежден в том, что говорит только правду.
Но иногда дети начинают привирать осознанно. Происходит это, как правило, в тех случаях, когда родители запрещают им что-либо. В таком случае малыш начинает искать пути для того, чтобы добиться желаемого. Самым очевидным способом для этого становится его хитрость. Именно поэтому дети и начинают врать осознанно, манипулируя при этом взрослыми.
Порой истоки такого поведения скрываются в неуверенности в себе или же в стремлении повысить собственную самооценку. Иногда ложь позволяет избежать наказания, и ребенок, осознав это, продолжает врать по любому поводу.
Детский обман может скрывать в себе довольно глубокие психологические проблемы. Именно поэтому родителям следует тщательно разбираться в каждой ситуации. Современная психология выделила ряд предпосылок, которые побуждают детей врать. Рассмотрим основные из них подробнее.
Ребенок начинает постоянно врать из-за боязни наказания за свои поступки. Подобное поведение характерно для тех семей, где родители чрезмерно строги и предъявляют к своим детям завышенные требования.
Если ребенок врет, что делать? Для решения проблемы психологи рекомендуют родителям сохранять спокойствие в отношениях со своим чадом. Взрослые должны наказывать врунишек не слишком строго и лишь за серьезные проступки. Если кричать на ребенка за малейшую провинность, пугать его поркой, постоянно лишать просмотра телевизора и сладостей, то он начнет бояться своих родителей. Строго и часто наказывая малыша, взрослые провоцируют у него появление желания избежать этого любым способом. Принимать нужное решение психологи рекомендуют исходя из сложившейся ситуации. Так, если ребенок разбил чашку, то пусть уберет осколки, если сломал игрушку, то пусть попытается ее починить, если получил плохую оценку в школе, то пусть больше занимается и исправляет ее. Подобные условия станут для маленького человека наиболее справедливыми. Они не оскорбят его достоинства, из-за чего у него сама собой отпадет потребность во вранье. В противном случае, став постарше, дети постоянно будут выгораживать себя, перекладывая вину на других. Это затруднит им поиск друзей и приведет к проблемам общения со сверстниками.
Порой дети начинают рассказывать о том, что наделены сверхспособностями в виде невероятной силы, ловкости, ума, выносливости и смелости или же утверждать, что у них есть необычная и очень дорогая игрушка или старший брат - знаменитый спортсмен. Разумеется, для взрослых является очевидным тот факт, что дитя выдает желаемое за действительное.
Если ребенок врет, что делать? Как отнестись к подобному родителям? Психологи утверждают, что подобный обман является тревожным сигналом. Конечно, если такие рассказы можно услышать редко, то волноваться не стоит. Их можно считать детской фантазией. Однако в тех случаях, когда невероятные истории повторяются регулярно, то, скорее всего, ребенка гложет неуверенность, и он таким образом пытается завоевать авторитет среди своих сверстников. Вполне возможно, что в детском коллективе он чувствует себя плохо.
Ребенок врет родителям? Что делать в этой ситуации? Скорее всего, вымышленные рассказы являются способом заинтересовать близких людей. Следовательно, ребенку не хватает внимания, ласки, тепла, понимания и поддержки родителей. Что делать, чтобы избавиться от постоянного обмана? Для этого достаточно дать малышу почувствовать, что его действительно любят, уделив ему больше внимания и стремясь развивать его способности. Психологи рекомендуют родителям читать вместе со своим ребенком детские энциклопедии и книги, больше общаться и гулять. Стоит отвести свое чадо в спортивную секцию или в какой-либо кружок. Там под руководством профессионалов ребенок начнет развивать свои способности, обретет уверенность в себе, и затем сможет рассказывать уже о реальных достижениях.
Подобное поведение, как правило, встречается у школьников. Достигнув подросткового возраста, они стремятся избежать родительского давления и контроля. Например, мама желает, чтобы ее дочь была музыкантом, а девочке нравится рисовать. Или мальчишка мечтает о радиокружке, а папа хочет, чтобы он стал переводчиком. В то время, когда родителей нет дома, такие дети конструируют и рисуют, а после рассказывают, что они занимались английским или музыкой. Порой врет и ребенок со средними способностями, родители которого желают видеть в нем отличника. Такой школьник постоянно оправдывается, говоря о необъективности учителей.
Что делать, если ребенок врет из-за того, что не исполняет желаний родителей? Взрослым нужно понять, что они, скорее всего, мечтают о том, чтобы их дети делали то, что когда-то не получилось у них самих. А может, подобные ожидания противоречат интересам и задаткам ребенка? К тому же нужно понимать, что сын или дочка не смогут добиться успехов в нелюбимом деле. Для того чтобы исправить ситуацию, психологи рекомендуют давать возможность детям идти своим путем. В этом случае обмана в семье станет намного меньше.
Все люди порой совершают ошибки. Но если ребенок поступил плохо и при этом старается оправдаться, находя тысячи причин и обвиняя при этом других, то родителям стоит серьезно разобраться в ситуации.
Что делать, если ребенок врет? По советам психолога, при подобной проблеме родителям необходимо поддержать свое чадо. Для того чтобы искоренить детскую ложь, произнесенную в качестве самооправдания, понадобится постоянно обсуждать с малышом все то, что происходит с ним в жизни. Если ребенок из-за гордости не желает признавать себя виноватым, то с ним понадобится поговорить, причем сделать это дружелюбно и мягко. Родители должны объяснить своему чаду, что не перестанут его любить, даже если он первый полез в драку или отобрал игрушку у сверстника. Увидев, что взрослые поддерживают его в любой ситуации, ребенок начнет им больше доверять.
В подростковом возрасте некоторые дети считают, что родителям не стоит много знать об их жизни. Именно поэтому они не стремятся рассказывать о своих друзьях и поступках. Подросток умалчивает о том, с кем общается, а также где гуляет. Нередко родители оправдывают такое поведение, когда их чадо грубит, скрытничает и постепенно отдаляется от семьи, переходным возрастом.
Если ребенок начинает врать, что делать родителям в этом случае? Для того чтобы обрести взаимопонимание с дочерью или сыном, понадобится завоевать их доверие. При этом взрослые не должны чрезмерно опекать свое чадо или стремиться повлиять на него агрессивным способом. В этом случае у подростка еще сильнее проявится желание получить самостоятельность и выйти из-под контроля.
Психологи отмечают, что первые навыки незамысловатого и легкого обмана ребенок применяет, начиная с полугода своей жизни. Как правило, это смех или плач, используемые для привлечения внимания взрослых.
С возрастом обман начинает приобретать более изощренные формы. Чем это можно объяснить? Дело в том, что в каждом возрасте возникают свои определенные трудности при формировании детского характера. Учесть это должны родители, которые задались целью отучить свое чадо от постоянной лжи и обмана. Первый шаг к достижению поставленной цели - это, разумеется, устранение причин, которые провоцируют вранье. Далее рекомендуется воспользоваться советами педагогов-психологов, предлагающих методики воспитания в соответствии с возрастом ребенка.
Порой детки в этом возрасте начинают все чаще и чаще придумывать нелепые оправдания своим неблаговидным поступкам. Если таким образом четырехлетний ребенок врет, что делать? По советам психологов, родителям не стоит наказывать малыша за это. Прежде всего, своему чаду необходимо объяснить следующее: то, что он говорит, является нелепостью. Ребенок должен знать, что это нехорошо и глупо. Но и родители, постоянно слыша от него все новые сказки, должны задуматься о том, что, может, малышу просто не хватает взрослых?
Что делать, если ребенок постоянно врет в четыре года? Достаточно действенным средством для детей такого возраста станет чтение сказок на ночь. Помимо этого, психологи рекомендуют родителям водить ребенка на кукольные представления.
В этом возрасте основная причина детской лжи заключается в страхе жестокого наказания. Если пятилетний ребенок врет, что делать? Советы родителям таких деток касаются пересмотра своих методов воспитания. Вполне возможно, что их стоит сменить на более дружелюбные, лояльные и демократичные. Взрослые должны избавить дошкольника от страха наказания. Этим они устранят и сам его мотив, провоцирующий обман. Родителям нужно чаще хвалить свое чадо и реже ставить в качестве наказания в угол. Когда ребенок почувствует любовь родителей, он будет больше доверять им.
В этом возрасте дети более всего начинают подражать взрослым. Первоклассник уже имеет по поводу поведения родителей. Если же взрослые в присутствии ребенка обманывают друг друга, то им после не стоит удивляться, что их чадо говорит неправду.
Если в 6-7 лет ребенок врет, что делать? Для устранения подобной проблемы родителям следует подавать своему чаду собственный пример поведения, где нет недомолвок, лжи, обмана и увертываний. Ребенку, живущему в искренней и доверительной атмосфере, лгать будет незачем.
Дети в этом возрасте и старше способны лгать весьма убедительно. Начиная с 8 лет у ребенка появляется большая самостоятельность, он начинает стремиться к свободе. А если родители продолжают чрезмерно опекать свое чадо, то он начнет активно избегать контроля над своей личной жизнью.
Порой причина обмана в этом возрасте - боязнь ребенка, что он не будет соответствовать тому идеалу, который создан взрослыми, рассердит их плохими оценками в школе или своим поведением. Если в 8 лет ребенок врет, что делать? В этом случае психологи рекомендуют родителям обратить внимание на атмосферу в доме. Вероятнее всего, их сын или дочка неуютно чувствуют себя среди близких, не интересующихся мнением маленького человека и не доверяющих ему.
Психологи утверждают, что дети не будут обманывать родителей в том случае, если будут знать, что семья в любой ситуации примет их сторону и поддержит, что бы с ними ни случилось. Если ребенок будет уверен в том, что наказывать его если и будут, то только справедливо, то ему незачем будет врать. Для создания доверительной атмосферы родители должны интересоваться делами своего чада и рассказывать ему о событиях своего дня.
Что делать, если ребенок врет, несмотря на все предпринятые попытки? В этом случае психологи рекомендуют рассказать ему о тех последствиях, которые может принести с собой обман. Ведь вранье только на какое-то время решит проблему, а после будет легко обнаружено. Лгунишку рекомендуется также спросить о том, желает ли он сам быть обманутым. При этом взрослые должны дать понять ребенку, что его постоянное вранье приведет к потере авторитета у окружающих.
Все перечисленные выше причины обмана влияют на поведение детей, вступающих в подростковый возраст. Однако, помимо этого, у такого ребенка вплоть до начала периода юношества возникает еще один повод скрывать правду. Именно с 9 лет дети начинают создавать личную территорию, и у них возникает желание выйти за пределы тех границ, которые установлены для них взрослыми. Следствием этого является и изменение поведения подростков. Они становятся неуправляемыми и непослушными.
Как поступать родителям в этом случае? Главное, что советуют психологи, это сохранять спокойствие. И не позволять себе раздражаться на детей, ведь им также в этом возрастном периоде очень сложно. Мамам и папам рекомендуется проводить со своим чадом как можно больше времени и доверять им самостоятельное выполнение важных дел. Для того чтобы улучшить детское поведение, желательно следить за тем, чтобы сын или дочка соблюдали режим дня, семейные традиции и общепринятые правила быта.
Каковы причины того, что ребенок в этом возрасте обманывает родителей? Говорить неправду его порой вынуждает агрессивное поведение близких ему людей. Так, в некоторых семьях за какой-либо проступок к ребенку применяют физическое наказание. За не вынесенный мусор, несвоевременно убранную кровать или не собранный портфель агрессивные родители могут дать своему чаду пощечину или оплеуху. Именно страх расправы и вынуждает школьника скрывать правду.
Что делать? Ребенок врет в 10 лет! Порой подросток начинает врать из-за развода родителей. Ведь расставание с отцом является сильнейшей травмой, которая в первую очередь наносится именно детям. И если в 2 года малыш еще не осознает происходящее, то 10-летний подросток уже сильно переживает семейную драму. К тому же мамы нередко срывают свое зло на детях, обвиняя их в случившемся.
Если ребенок врет в 10 лет, что делать? Родителям в этом случае следует проанализировать собственное поведение. Вполне возможно, что они хотят видеть своего ребенка в роли победителя спортивных соревнований или олимпиад. По утверждению психологов, дети боятся разочаровать родных и поэтому начинают им лгать. Если обман будет раскрыт, то вина тут же перекладывается подростком на соседа по парте.
Если ребенок врет в 11 лет, что делать? Родителям также стоит пересмотреть свое поведение. Ведь нередко дети обманывают, видя ложь членов их семьи.
Если в 10-12 лет ребенок врет, что делать, для того чтобы приучить его говорить правду? Порой подобное явление становится следствием чрезмерной опеки. Ложь при этом является для ребенка средством борьбы за свои права. Пересмотрите свое поведение - и ситуация будет исправлена.
Человек способен на противоправный поступок в любом возрасте. Но когда откровенные и доброжелательные малыши вдруг что-то крадут, это очень сильно огорчает родителей.
Нередко бывает так, что ребенок ворует деньги и врет. Что делать в этом случае? Родители должны провести со своим чадом беседу, чтобы исключить материальную выгоду. Как правило, ребенок объяснить свой поступок не может. И если провинившегося наказать, не выяснив причины, то в 13-14 лет ситуация может обостриться. Ребенок начнет регулярно воровать деньги. Что же должны предпринять родители, чтобы не допустить этого? Прежде всего, задуматься о своих отношениях к своему чаду. Негативно повлиять на ребенка мог и развод, а также холод или вражда в семье. Для того чтобы устранить причину воровства денег, взрослым необходимо начать с себя - улучшить атмосферу в доме, меньше кричать и проявлять как можно больше любви к своему чаду.
Детская ложь.
Ложь – это раздвоение человека. И как всякое раздвоение – неприятно и приносит человеку страдание. Раздвоение вносит тревогу, ослабляет физические силы, пагубно действует на нервную систему. Лживость – не первоначальное состояние человека, естественный человек правдив, мир лжи и выдумки ему неизвестен. Так и детям, как существам непосредственным – ложь чужда и неприятна. Первобытные люди и дети поддаются обману чрезвычайно легко. При этом «дикари» учатся лгать от цивилизованных людей, дети – от взрослых.
Ложь – это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла. Ложь – это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды: 4 года – время, когда ребенок пробует лгать и 5-6 лет – это уже активные детишки, которые лгут, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно.
В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, что не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому. Так ребенок плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра.
Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу между миром внутренним и внешним они различаю плохо, поэтому дети часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность.
Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства. Более ловкими и искусными во лжи дети делаются под действием страха – именно страх заставляет детей лгать. Ребенок – слабое существо, он боится всего: темноты, грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий и прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи.
Нигде так не лгут, как в семье, где родители строги, где наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть особый вид лжи – подлаживание , когда распознают слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что – Рассказывая немыслимые истории и наблюдая, какое впечатление они производят на окружающих, дети учатся отличать правду от вымысла либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах – это уже ложь политическая, а политика – наука многоумная.
Высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для того притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль, для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет.
Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней. Обман захватывает их так, что они его не осознают.
Бессознательная ложь пройдет сама. Для этого надо, чтобы ребенок развивался. Рассказы ребенка, склонного к бессознательной лжи, надо проверять, и, если они невероятны, показать, в чем ошибка (создать перед ребенком ту картину, которую он рисует себе иначе, чем следует).
При борьбе с сознательной ложью надо обратить внимание ребенка на то неудовольствие, которое причиняет ложь, внося смятение в его душу. Стараться, чтобы неприятное чувство, сидящее в его совести, не угасало, сохраняло свою остроту – это сможет предохранить в будущем от скверных поступков.
Надо быть осторожным, когда ребенок еще не солгал, но близок ко лжи, когда он хитрит. Хитрость бывает, остроумна, красива, что вызывает смех родителей, но она ведет ко лжи. Жить без запретов ребенку нельзя, но надо позаботится, чтобы запрещалось как можно меньше. Слишком легко запретить, сказав ребенку «нельзя», но надо прежде подумать, легко ли это «нельзя» исполнить.
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя. Как средство против лживости важным является воспитание нравственного мужества. Мы живем в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать.
Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
Много ли в нашем окружении людей, которые ни разу в жизни не солгали? Наверное, таких людей практически нет. Но если человек солгал однажды, это не значит, что он будет лгать постоянно. Истоки лжи самые различные. Отношение к детской лжи также различное. Однако следует помнить, что если ребенок начинает лгать постоянно, то потом ему очень сложно остановиться. Сначала нас забавляет детская ложь, а потом начинает огорчать. Давайте разберемся в истоках этого явления.
Что приводит детей к тому, что они начинают лгать? Это значит, что у ребенка живой, любознательный ум. И необходимо эту замечательную способность развивать и поощрять, можно и пофантазировать вместе с ребенком. Общение с ребенком поможет лучше понять его желания фантазировать, приблизить нас к ребенку.
Мы взрослые, привыкли осуждать лгунов. Однако для ребенка границы между правдой и ложью не столь явные. Он настолько же верит в свой вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду. Порой маленькие дети при помощи лжи «лакируют» действительность, силой фантазии восполняя то, чего им недостает в реальности. Так у ребенка может появиться невидимый для взрослых друг, который везде его сопровождает. Ребенок с легкостью выходит за границы реальности, создавая себе друга, с которым можно играть, о котором можно заботиться, с которым можно разделить ответственность за поступки, вызывающие недовольство у родителей. Пространство фантазии является для ребенка тем спасательным местом, где он может получить то, в чем остро нуждается и что недоступно для него в обычной жизни. Маленьким детям свойственно магическое мышление, законы реальности для них неочевидны, а научиться отделять воображаемое от действительности им еще предстоит. Пока же они мечтают. Фантазирование для ребенка – это и способ взаимодействия с реальностью, и возможность защищаться от нее.
Даже когда малыши отрицают очевидное, они делают это искренне. И столь же искренне готовы обидеться, если вы им не верите. Взрослея, дети начинают использовать ложь более сознательно и уже испытывают неловкость и стыд, обманывая нас. Тем не менее они не прекращают рассказывать всякие небылицы, иногда чтобы сделать нам приятное, а порой – не желая огорчать нас. Если малыш, вернувшись из сада, расскажет вам, что побил приятеля или плевался за обедом, вы наверняка будете не довольны, ребенку это прекрасно известно. Поэтому наиболее очевидным для него будет попотчевать вас историями, далекими от не всегда приглядной действительности. Он не стремится вас обмануть, он лишь не хочет вас разочаровывать, желая оправдать ваши ожидания.
Если ребенок начал лгать, он будет стоять на своем и без малейших колебаний отрицать очевидное. Особенно если пытается избежать выговора или наказания. Любимый довод – «это не я!». Бесполезно пытаться доказать малышу, что это не мог быть никто другой – он не сдастся. В некоторых случаях ребенок прибегает ко лжи, чтобы скрыть реальные факты, которых он стыдится или которые для него слишком болезненные. Это может быть какое-то неблагополучие в семье: шаткое финансовое положение, отсутствие одного из родителей, их алкоголизм.
Очень часто цель лжи – заинтересовать собой людей. Посредством лжи ребенок зачастую пытается сказать нам правду, что его тревожит. Наша задача – понять, что ему мешает сказать об этом по-другому. Зачастую переживания ребенка настолько глубоки, что не поддаются осознанию, он может поведать о них только с помощью лжи. По сути, это не выдумки, а некий миф, с помощью которого ребенок пытается справиться с ситуацией и негативными чувствами, которые она вызывает. Например, ребенок у которого недавно появилась маленькая сестренка, рассказывал в саду о том, как тяжела его жизнь. Ведь ему приходиться заботиться о своей сестре, подолгу укачивать ее, вставать по ночам. Воспитательница попыталась выяснить у родителей, зачем они поставили ребенка в такие тяжелые условия. Родители были крайне удивлены – ничего подобного в семье никогда не происходило. С появлением младшей сестренки мальчик почувствовал себя заброшенным и испытывал сильную ревность. Поэтому, чтобы привлечь к себе внимание родителей и воспитательницы, он выдал себя за ребенка, обремененного непосильными заботами. Ребенок идентифицировался с девочкой и, воображая, как он заботится о ней, попытался восполнить то, чего ему не хватало и вызывало зависть. Его родителям удалось помочь ему, уверить, что они любят его так же.
Виды и признаки лжи
Ложь-игра
У детского писателя Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В рассказе этом двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море – океан они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Один даже на Луну летал. А другому, когда он переплывал океан, акула откусила голову, так он выплыл на берег и домой пошел. Без головы. А что? Разве без головы ходить нельзя? А потом у него новая голова выросла…
Если «ложь» вашего ребенка заключается в сочинении подобных историй – успокойтесь. Это не имеет никакого отношения к нечестности. Просто у ребенка богатое воображение и, очень возможно, творческие задатки. Попробуйте не ругать его, а сочинять вместе с ним. Может быть, получится интересно. А не умеете сочинять – учитесь у ребенка.
Ложь-манипуляция
Ложь – манипуляция, как правило, ложь ради самоутверждения. Ее порой бывает трудно отличить от лжи – игры. На первый взгляд, разницы никакой. И в том, и в другом случае ребенок сочиняет небылицы о себе своих необыкновенных способностях и достижениях. Но ложь – игра, как всякая игра, бескорыстна. Ее смысл и цель – в самой игре. Если же ребенок лжет ради самоутверждения, его цель – привлечь к себе внимание, удивить, испугать, то есть манипулировать чувствами других людей, сверстников или взрослых. Здесь годится все: и исполненные гордости рассказы о богатых и знаменитых родителях, и, наоборот, жалобы на горькую сиротскую долю. Лишь бы стать центром внимания окружающих – пусть на короткое время. Хрестоматийный пример лжи ради самоутверждения – известная сказка о мальчике-пастушке, который развлекался тем, что пугал односельчан, крича: «Волки! Волки!». Помните, чем закончилась эта сказка? На стадо и в самом деле напали волки, но никто не пришел на помощь пастушку, потому что ему уже никто не верил. Та же опасность подстерегает лгунишку, готового на все ради самоутверждения. Он может растерять всех друзей, утратив их доверие.
Ложь из страха
Это очень частая разновидность детской лжи. Ребенок говорит неправду, потому что боится наказания или унижения. Каких только небылиц не приходилось выслушивать взрослым в ответ на вопросы «Почему ты не…» (убрал за собой игрушки, выучил уроки… дополнить этот список каждый родитель может самостоятельно). «Причины» бывают самые разнообразные – от банальной головной боли до приземления летающей тарелки с инопланетянами в соседнем дворе. И все это для того, чтобы избежать наказания, выговоров, упреков.
В книге Пола Экмана «Психология лжи» ложь определяется как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого. Он выделяет три основных вида лжи:
Существуют также виды детской лжи по Ст. Холл:
«Если внимательно приглядеться к лжецу, то всегда можно заметить кое-какие недочёты в его поведении. Проблема состоит в том, что мы верим в то, во что хотим верить, и это убивает нашу бдительность. Для распознавания лжи нужно сохранять хладнокровие и откинуть эмоции.
Среди признаков лжи можно выделить:
Маленький ребенок плохо различает границу между реальностью и выдумкой. На этом, собственно, строятся все детские игры. Силой воображения ребенок может превратить стул в коня, щепочку в куклу, а комнату – палка в непролазную лесную чащу или болото. В ответ на грозный вопрос: «Чья работа, кто разбросал игрушки?» вы вполне можете услышать историю про неряху – медведя и т.д. Ловить на лжи бесполезно, бессмысленно и даже вредно. Потому что очень может быть: малыш не врет, а и в самом деле верит в то, что рядом с ним, вот здесь, только что находились эти существа.
Детская фантазия не имеет границ, а мы, взрослые, часто путаем выдумку и обман. Мы говорим малышу «так не бывает», загоняя его воображение в узкие рамки наших взрослых представлений. Отличие обмана от выдумки в том, что выдумка – бескорыстна .
При несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности у ребенка честности, как качества личности, у него может развиваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил. Нравственное развитие ребенка определяется:
Ребенок с хорошо развитым воображением, естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории – как небылицы, так и очень реалистические «случаи». А поскольку игра для дошкольника – самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.
Особенности и причины детской лжи
Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная "ложь", является ею на самом деле. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду. Но гораздо чаще ребенок может привирать совершенно "бескорыстно". Почему так происходит? Малыш, таким образом, может просто реализовывать свою склонность к фантазированию.
Поначалу дети совсем не различают сказку и быль. Детская фантазия одушевляет животных и предметы, наделяет реальность чертами сказки, и наоборот. Поэтому с точки зрения ребенка, иногда ситуация может выглядеть парадоксально: сначала родители описывают чьи-то волшебные приключения, заставляя малыша активно сопереживать происходящему, а через некоторое время заявляют, что "это просто сказка, и ничего подобного на самом деле не бывает". А ребенку хочется верить в то, что любимые персонажи живые и реальные. Он верит, что и к нему в гости может прилететь Питер Пен, хочет попасть в любимый мультик и т.п. Не имея возможности это сделать в реальности, малыш может прибегнуть к помощи своей фантазии и придумать целый мир, в котором он будет действовать как герой волшебной сказки.
Ребенок с хорошо развитым воображением естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории – как небылицы, так и очень реалистичные "случаи". А поскольку игра для дошкольника – самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.
Среди причин детской лжи можно выделить:
Если же ребенок 7 лет продолжает хронически лгать, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобиться помощь детского психолога. Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:
Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им усвоить, что ложь выгодна.
Фромм выделяет следующие причины детской лжи:
Социальные корни детской лжи
Ложь произошла от дьявола, поэтому его и называют «отцом лжи». Он склонил первых людей к непослушанию Бога, прельстя их лживыми словами: «будете, как боги». И поэтому обман производит огромное опустошение в душе человека, в его личной жизни и жизни общественной. Он ослабляет волю, рождает недоверие к людям, усиливает эгоизм и трусость, а это чаще всего порождает гордыню.
Ложь у детей имеет не индивидуальные, а социальные корни. В нашей жизни ложь – вполне закономерное явление, форма борьбы за существование, защитное приспособление. В детской душе имеют место процессы, которые совсем не являются, в своей сущности, ложью, но которые, под влиянием социальных условий, становятся настоящей ложью. Эти процессы, сами по себе, могли бы развиваться и в таком направлении, что они никак не могли бы стать ложью, если бы тот социальный резонанс, который они порождают, не превращал их в ложь и не закреплял их в этом свойстве. Ложь у детей создается на социально – психической основе и имеет прежде всего социальную функцию .
Считается, что до наступления первого кризиса взросления (в возрасте 1-1,5 лет) никаких обманов и манипуляций по отношению к родителям ребенок совершать не может. Все его потребности и желания продиктованы нуждой. Если он плачет и зовет маму, значит, ему необходимо ее присутствие. Даже если он сыт, ему тепло и сухо и, казалось бы, причин для беспокойства нет, возможно, малышу просто не хватает внимания. Интересно, что до 2 лет ребенок считает мать как бы продолжением самого себя. Он захотел – мама сделала. Да и как может быть иначе, если все потребности ребенка – в еде, тепле, смене обстановки, в телесных контактах удовлетворяются матерью или при ее активном участии. Таким образом, до 2-х лет малыш полностью и физически, и психологически зависит от матери. При этом она должна стараться "распознавать" его желания и намерения, и по возможности, выполнить их.
Ближе к 2-3-м годам ситуация начинает меняться. Нормально развитый ребенок начинает стремиться к самостоятельности, к психологическому отделению от матери. И выражается это, прежде всего, в упрямстве, стремлении настоять на своем, подчинить родителей своей воле. Вот здесь-то и появляются первые попытки манипулирования, когда ребенок, доступным для него образом, вынуждает родителей исполнить свое желание. Малыш может биться в истерике, агрессивно вести себя, быть совершенно неуправляемым, лишь бы получить желаемое. Это сложный период для родителей. Ведь, несмотря на детские капризы и истерики, взрослые должны приучить ребенка к правилам и умению соотносить свои желания с желаниями других людей. Кризис можно считать преодоленным тогда, когда маленький упрямец смиряется с тем, что какие-то из его "заявок" и потребностей удовлетворены не будут. Он начинает понимать, что есть границы дозволенного и пределы его возможностей добиться желаемого. Но эти пределы и границы еще не изучены им в полной мере. И ребенок снова и снова занимается исследованием этих границ, испытывая родителей "на прочность". При этом он впервые может прибегнуть к простейшему обману. И, если оставить пока в стороне этическую составляющую этого поступка, то мы увидим, что он имеет все-таки позитивное значение для дальнейшего развития психики малыша.
В детской психологии существует такое понятие, как «синдром стеклянного сосуда» , когда до определенного возраста ребенок убежден, что все его желания и потребности известны родителям просто по факту. Т.е. ребенок чувствует себя прозрачным, насквозь "стеклянным сосудом", с ясными всем намерениями, мыслями и планами. Вот почему маленькие дети обижаются на родителей, если они их "не понимают". Так, если мама не сразу догадалась, что именно просит у нее малыш своим агуканьем и криками, и переспрашивает: "Что ты хочешь?", ребенок может мысленно ответить: "Ты сама знаешь" и упрямо ждать, пока мама сама догадается. И вот наступает момент в жизни маленького человечка, когда он совершает "великое открытие": "Мама может и не догадаться о моих намерениях и желаниях, я могу скрыть их!" Т.е., малыш перестает чувствовать себя "стеклянным сосудом". Это открытие увеличивает степень его свободы и расширяет представления о собственных возможностях! Вот почему детские эксперименты в этой области – фактически обман своих родителей – становятся для него важнейшей игрой, в которую он играет снова и снова. А игры для ребенка, как известно, главный способ познания реальности, способ научиться уживаться с другими людьми. Чем важнее для малыша какой-то жизненный опыт, тем вероятнее он будет снова и снова воспроизводить его в своей игре. Именно поэтому то, что выглядит как "совершенствование лжи", может быть просто игрой, испытанием своих возможностей, ну, и, разумеется, исследованием возможностей родителей: распознают ли они ложь, отличат ее от правды? Поэтому перерастание синдрома «стеклянного сосуда» становится очень важным этапом развития. Малыш освобождается от психологического контроля родителей, становится более независимым. Правда, распорядиться этим достоянием он может по-разному. Сначала "сказки" для мамы и "выдумки" для папы чаще всего являются просто игрой, т.е. носят вполне безобидный характер. Дети обманывают как бы "понарошку", чаще всего не зная и не осознавая, что тем самым обижают родителей и нарушают некие этические нормы. Но в некоторых случаях обман родителей может стать постоянным способом самоутверждения. А это уже признак разлада и потери взаимопонимания в отношениях детей и родителей. В этом случае ребенку важно помочь найти более подходящий способ поддержания своей самооценки. И если родители не справляются с этой задачей, то можно обратиться за решением проблемы к специалисту, детскому психологу. Таким образом, погрузившись в исследования младенческой психологии, мы выяснили, что первые попытки осознанного обмана /манипулирования родителями ребенок начинает совершать где-то в возрасте 2-х лет (конечно, этот возраст условен, возможны значительные индивидуальные "отклонения"). К этому времени его психика созревает настолько, что он оказывается в состоянии планировать свои действия и самостоятельно их осуществлять. Не считаясь при этом с тем, как к этому отнесутся взрослые. Ребенок еще просто не знает, что поступает дурно, поскольку пока не может сам оценить свои поступки. Все это стоит учитывать родителям. Прежде чем спрашивать с малыша, почему он "плохо себя ведет", родителям надо объяснить ему "что такое хорошо и что такое плохо". И не просто сказать об этом раз или два, а добиться того, чтобы ребенок хорошо это усвоил и научился действовать по правилам. Вот почему родителям надо быть готовыми к тому, что эта учеба растянется надолго. И это нормально. Терпение и строгость в подходе родителей должны уравновешивать друг друга. А для этого родителям стоит хорошо понимать особенности детской лжи.
Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существуют также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду:
В книге И. Вагина описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения. В книге приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец и с помощью которых он может быть разоблачен:
а) слова: «иногда стоит прислушиваться к оговоркам человека. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов может быть, не простой ошибкой речи. Это обуславливается тем, что при лжи человек волнуется (чаще всего) и слегка теряет бдительность. По средствам этого правда может вырваться наружу. Когда человек сознательно лжёт у него часто, в построенных им фразах, присутствуют междометия, лишние слоги, слова,… например: « Ну… ну я это… м-мне мне… нравится т-твоя новая стрижка!»;
б) голос: частые паузы – это основной признак обмана. Лжец тянет время для того, что бы продумать линию поведения, особенно, если лжец не знал, что ему придётся лгать. Тон голоса тоже резко изменяется. Обычно он становится намного выше, но нельзя пренебрегать людьми, которые, боясь быть разоблаченными, начинают насильственно играть своим голосом. Он становится слишком неестественно сдержанным, низким. Короткие покашливания также показывают взволнованность человека;
в) пластика: руки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подёргивание ногой или любые другие ритмичные движения. Прикосновение пальцем руки к носу или уху на несколько секунд. Только не перепутайте: у человека нос или ухо могут зачесаться! Как правило, нос чешут быстро и целеустремлённо, но если это движение длится достаточно долго, то знайте – человек говорит то, что ему говорить не хочется;
г) мимика: часто можно наблюдать растерянное выражение лица, немного смущённое. И даже если человек хорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лгут, поставит собеседника в тупик, хотя бы на несколько секунд. Пока человек сочиняет уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице потерянного ребёнка, разоблачив его тем самым.
Но все эти факторы выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием .
Ложь также можно распознать по набору верных признаков. Лжецов выдают:
Кто учит ребенка лгать?
После третьего года у ребенка начинается период бурного развития у речи и воображения. Речь стимулирует развитие логического мышления ребенка (с трехлеткой намного легче договориться, чем с двухлеткой), а воображение позволяет отвлечься от окружающей реальности и мысленно представить то, что нельзя потрогать, увидеть или услышать. Возможности сознания малыша как бы удваиваются: он продолжает познавать мир вокруг (тяжелое тонет, огонь жжет, ветер дует), одновременно осваивая мир воображения, фантазий, волшебных игр и сказок. Даже самые маленькие дети хорошо отличают вымысел от реальности. Трехлетний ребенок может в игре заменить кубиком пирожок, готовя кукле обед, но ни за что не будет, есть его на самом деле. Умение фантазировать служит ребенку, как для игры, так и для защиты от угрозы. Мы сами иногда учим детей подменять реальные события выдуманными: малышу так хочется поиграть с дорогими часами отца, и мама, не долго думая, «обманывает» кроху – надевает на детскую ручку колечко от пирамидки, громко восхищаясь новыми «часиками». Не всегда такой компромисс помогает. Настойчивое желание заполучить часы остается, а раз нельзя, воображение помогает обойти запрет. Потребность «слегка приврать» далеко не всегда беспричинна, просто причина не всегда лежит на поверхности. Чаще всего люди – как взрослые, так и дети – стремятся привлечь интерес к своей персоне, что легче всего сделать при помощи вымышленных достоинств. Для родителей такого рода сочинительство должно служить сигнальной лампочкой: возможно, ребенок страдает от низкой самооценки, недоволен своим местом в семье или в детском коллективе. Понаблюдайте за маленьким выдумщиком, и вы поймете, идет ли речь о психологическом дискомфорте ребенка, или он просто стремится поразить ваше воображение и вызвать восхищение слушателей.
Как предотвратить обман?
Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается, что «все тайное становится явным».
Когда вы перестанете задавать вопросы, количество случаев обмана, скорее всего, резко сократится. С отдельными прецедентами вы все же можете еще столкнуться, поскольку ребенок пока не понял, что вы уже перестали бороться с ложью. Когда ребенок, тем не менее, продолжает обманывать вас, убедитесь, что, услышав неправду, вы не концентрируете отрицательное внимание на нем, ведете себя иначе. Любая реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать, так что вместо этого проделайте примерно следующее: произнесите просто «гм» и уйдите, чтобы заняться своим любимым делом; ведите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка, рассказывающего вам что-то во время дружелюбной беседы, в ходе которой, даже если вы и думаете про себя, что ребенок говорит вам неправду, нет никакой нужды выяснять это, и вы можете быть просто вежливым.
Что нужно знать родителям
Первое правило: не надо драматизировать ситуацию, когда ребенок говорит неправду, это не всегда ложь. Второе правило: ищите причину, почему ребенок так поступает. Скажите малышу: "Я понимаю, почему ты меня обманул. Наверное, мне надо перестать ругать тебя все время (наказывать, унижать и т.д.), тогда бы ты говорил мне только правду". В каких-то случаях детскую ложь вообще можно пропустить мимо ушей. Например, малыш утверждает, что у него в кармане живет гном. В три-пять лет – это невинная фантазия, а не ложь, но если семилетний ребенок в это свято верит – наверное, надо идти к специалисту. Ведь всему есть предел.
Если родители хотят предотвратить ложь, то они должны заявить (только не прямо) о своем праве на личную жизнь, и предоставить такое же право детям.
Что родители должны знать и чем интересоваться, чтобы избежать детской лжи, в курсе, каких проблем должны быть:
Заключение.
Зачастую дети лгут потому, что их знания об окружающей действительности недостаточны, фрагментированы, и им приходиться заполнять пробелы собственными выдумками. По мере взросления «белых пятен» становится все меньше, и большинство детей меньше фантазируют и выдумывают. Мы можем помочь ребенку разграничить мечты и действительность, но важно не перестараться и дать ребенку возможность создавать свою альтернативную реальность в игре, в сочинении волшебных историй. Надо показать ребенку, что существуют ситуации, где не стоит прибегать ко лжи, и ситуации, в которых он может замечательно проявить себя благодаря развитому воображению. Постарайтесь понять, почему ребенок иногда не в состоянии сказать правду, вспомните ситуации, в которых и нам, взрослым, приходилось лукавить: все те застрявшие лифты, снежные заносы и прорыв батареи, помешавшие нам вовремя добраться до работы. Как правило, многие из нас не раз жертвовали истиной, оправдывая себя тем, что пытались избежать неприятностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и ребенок порой следует этому правилу. Мы всегда должны помнить одну важную истину для успеха разоблачения лжеца: ни один лжец, никогда, не получает удовольствие от процесса лжи.
Ложь рано или поздно выявится, как бы старательно ты не скрывал правду. Мы обычно врём, а наше тело выдаёт нас само по себе, оно показывает, что мы говорим неправду. Запреты в раннем детском возрасте учат не порядку и аккуратности, совсем другому – боязни наказания. А от страха до обмана рукой подать. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок. Не атакуйте в ярости лгунишку. И прежде чем его разоблачить, задумайтесь, как это лучше сделать, доброжелательнее и тактичнее.
Список литературы:
Ложь в разных своих проявлениях – это необъемлемая часть социальной жизни человека. Стоит припомнить, столько раз в течение дня мы кого-то обманываем, говорим полуправду, утаивая часть информации. Такое поведение считается вполне нормальным. И действительно, стоит ли честно говорить коллеге, что она неудачно подстриглась, или сообщать пожилой родственнице, что она смертельно надоела вам своими разговорами о здоровье?
Но если к собственной лжи взрослые относятся вполне нормально, то детское вранье вызывает резко негативную реакцию. Обнаружив, что сын или дочка говорят неправду, мамы и папы нередко впадают в панику и начинают судорожно искать ответ на вопрос, как отучить ребенка врать?
Прежде всего, стоит отличать фантазии и ложь. Первые совершено безобидны и даже, напротив, естественны для детей. Фантазируя, малыш развивает свои творческие способности. А, по мнению К. Чуковского, возраст от 2 до 5 лет – это наибольший расцвет творчества и полета фантазии.
Читайте также: Советы и рекомендации родителям, как отучить ребенка грызть ногти
Ложь же, в отличие от фантазий, всегда корыстна. Пытаясь соврать, ребенок преследует определенную цель: избежать наказания, что-то получить и пр.
Малыши на сознательную ложь неспособны, осознано врать ребенок может начать в возрасте около 6 лет.
Чтобы отучить ребенка от вранья, нужно постараться выяснить, какие именно причины побуждают его сказать неправду. Чаще всего, это:
Иногда встречаются и случаи патологической лжи, с такими проблемами лучше бороться в тандеме с психологом.
Зная причины, побуждающие, говорить неправду, гораздо легче бороться с этой привычкой.
Если родители берутся отучать ребенка говорить им неправду, они должны понимать, что нет ничего более действенного, чем собственный пример.
Ребенок должен обязательно доверять маме и папе, зная, что родители не обманут его ни при каких обстоятельствах. Если же в семье принято давать обещания и не выполнять их, или «в шутку» обманывать малыша, то сложно ожидать, что ребенок вырастет образцом правдивости и честности.
Справиться с проблемой лживости ребенка помогут советы психолога: