Как развить в ребенке креативность. Что такое креативное развитие ребенка. Что такое креативность

15.10.2019

С целью развития творческого мышления с дошкольного возраста родители водят своего ребенка в различные кружки, работающие над развитием каких-то определенных способностей. К примеру, практически во всех городах в художественных и музыкальных школах проводятся специальные занятия по раннему эстетическому развитию, позволяющие выбрать верное направление для дальнейшего роста, а нередко и определяющие . В таких секциях ребят знакомят с творчеством великих художников разных стилей и эпох, композиторов, с основными направлениями в искусстве, с особенностями различных жанров. Также в кружке раннего эстетического развития детей обучают самым основным художественным приемам, дают азы музыкального мастерства на уроках сольфеджо, хорового пения, ритмики и т.д. Все занятия ориентированы на дошкольников с учетом возрастных особенностей.

Ребенок талантлив в чем-то другом

Родители, конечно же, должны понимать, что сам по себе заложенный природой талант развивается в очень редких случаях. В основном для этого приходится прилагать немалые усилия: находить репетиторов, учителей, которые сами являются творческими личностями, покупать необходимые инструменты и т.д. При этом нередки случаи, когда все приложенные усилия не приводят к ожидаемым результатам. Ребенок, окончивший музыкальную, художественную школу, различные спортивные секции, так и не становится великим музыкантом, знаменитым баскетболистом, узнаваемым художником. В данном случае вам необходимо позволить ребенку сделать свой личный выбор. Возможно, в него и не заложен талант, который вы когда-то зарыли в себе и хотели бы реализовать его в вашем ребенке. Причем очень даже возможно, что у него редкие способности к чему-то другому. Это нужно выяснить методом проб и ошибок, а затем снова прилагать усилия к развитию данного таланта.

Творческий подход к решению задач

Креативное развитие не только способствует выявлению скрытых талантов вашего ребенка, но и позволяет ему научиться находить совершенно неожиданные решения поставленных задач. Даже если из вашего ребенка не получится гений, к категории ценных сотрудников в будущем он вполне может быть отнесен. В каждом деле требуются профессионалы. А это, несомненно, поспособствует карьерному росту. Таким образом, ваши усилия в любом случае принесут свои плоды.

Креативность – это способность личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.

Интересно, что наличие или отсутствие высоких интеллектуальных способностей не говорит о том, что человек креативен. Развитие творческого мышления эффективнее всего происходит в детском и подростковом возрасте.

Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Такая личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.

Креативность: что это такое

В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.

Человек, обладающий творческими нестандартными способностями, умеет создавать, вычленять что-то новое из привычных и устоявшихся вещей.

Определение в психологии:

  • создание нового из привычного;
  • решение проблемы неординарными способами;
  • отказ от стереотипов;
  • оригинальность и гибкость мышления;
  • непривычный анализ и синтез;
  • интуитивный выбор единственно верного решения;
  • генерирование огромной массы идей.

Оценка

Было установлено, что креативность напрямую зависит от способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.

Первое изучение данного понятия было начато отдельно от интеллектуальных способностей индивида, и больше связано с творческим потенциалом.

На сегодняшний момент оценка и изучение креативности ведется в двух независимых направлениях:

  1. Связь с интеллектом.
  2. Связь с личностью.

Первым свою оценку дал Дж.Гилфорд, выделив 16 интеллектуальных особенностей, характеризующих способность мыслить нестандартно по следующим критериям:

  • быстрота мыслительных процессов (кол-во идей, которые появляются в заданную единицу времени);
  • гибкость мышления (переключение с одной проблемы или идею на другую);
  • оригинальность (способность к созданию нового без применения стереотипов);
  • любознательность (осознание проблем в окружающем мире);
  • возможность разработки гипотез и т.д.

Но исследуя способности интеллекта, с помощью классических тестов, и понятие креативности, оценка которой также проводилась в виде тестирования – ученые пришли к противоречивым выводам. Однозначного ответа на вопрос – связаны ли между собой уровень интеллекта и способность к творчеству – получить так и не удалось.

Диагностика, проводимая учеными и психологами в разное время, дает повод утверждать, что на формирование креативных способностей оказывают влияние еще и такие факторы:

  • окружающая среда (общество, окружение, родители, уровень достатка и пр.);
  • личностные особенности (характер, психологические аспекты и т.д.);
  • наличие таланта (к определенному виду творчества).

На данный момент оценка таких способностей проводится с помощью тестов Е.П.Торренса, но психологи сходятся во мнении, что измерить их с помощью одних только тестов невозможно.

Некоторые специалисты уверены, что измерение способностей следует проводить с помощью анализа актов творчества каждой отдельной личности, а не только психологии.

Развитие творческих способностей

Его следует разделить на 2 фазы:

  1. Развитие креативности , как творческой способности индивида. Время развития – 3-5 лет, когда подражание детей взрослому, обладающего подобными качествами, является определяющим механизмом для формирования креативности.
  2. Появление и закрепление навыков «специализированной креативности» в возрасте от 13 до 20 лет. Определяется как наличие таланта и его дальнейшее развитие в определенной сфере деятельности.

Заканчивается вторая фаза либо отрицанием подражания и переходом к собственному оригинальному творчеству, либо задержкой подражания на всю оставшуюся жизнь.
Развитие креативности, наряду с интеллектом, в большей степени зависит от факторов окружающей среды, которые являются определяющими.

Интеллектуалами и творцами не рождаются. Изначально у ребенка могут присутствовать лишь способности или задатки к тому или иному виду творчества.

И если окружение (родители, педагоги) даст таланту раскрыться, то ребенок может впоследствии стать незаурядной личностью.

Однако общение с людьми низкоинтеллектуальными приводит к прямо противоположному результату. Точно также, как и нахождение в среде, не способствующей развитию творческих способностей.

Методы воспитания у детей

Как развить креативность у детей? Творчество, как и остальные навыки, лучше всего развивается во время игр. Ребенку должен быть интересен сам процесс, а не конечный результат.

Что следует учитывать при организации тренинга в детских группах:

  1. Создание атмосферы . Педагог должен быть доброжелательным и открытым. Неправильное отношение, отрицание, нетерпеливость, критика (даже заслуженная) могут погубить первые ростки пробивающегося таланта;
  2. Понимание потребностей ученика . Если малыш не может моментально переключаться с одной задачи на другую, это не говорит, что у него отсутствуют задатки к развитию творческих способностей. Таким детям необходимо больше времени, их нервно-психические процессы протекают медленнее. Стоит использовать способы развития креативности, направленные на ускорение мыслительных реакций;
  3. Интересные занятия . Ребенку должно быть интересно во время занятий. Это может быть внесение элементов новизны в обычные игры, незнакомые эмоциональные переживания и прочее;
  4. Терпеливость . Не стоит ждать моментальных результатов. Они обязательно будут, но не сразу. Излишнее ускорение событий приведет в итоге к остановке в развитии творческих способностей;
  5. Личный пример. Педагог, проводящий занятия с детьми должен обладать креативным складом ума.

Упражнения

Существуют такие виды упражнений на развитие творческих и интеллектуальных способностей:

  • Писатель-фантаст. Возьмите любой словарь или книгу и с помощью случайности выберите два разных слова или словосочетания. Затем попытайтесь придумать между ними взаимосвязь, например, объединив их в забавную историю. Отличное упражнение для развития мышления;
  • Безумный художник . Все, что вам понадобится – это чистый лист бумаги и фломастеры или карандаши. Теперь попробуйте изобразить животное, которого еще нет в природе. Не забудьте придумать название для своего творения;
  • Сумасшедший архитектор. Теперь ваша задача изобразить дом самой необычной конструкции. Представьте, что в нем, например, все должно быть разной геометрической формы: крыша круглая, окна треугольные и т.п. А теперь вообразите, как это все будет выглядеть в реальности;
  • Оригинальный нейминг . Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое название. Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т.д.;
  • Новое решение . Во время общения с друзьями, коллегами, постарайтесь постоянно придумывать что-то новое. Например, при обсуждении планов на выходные выдвигайте все идеи, которые придут вам в голову, даже самые нереальные;
  • Монолог в одиночестве . Находясь наедине с собой подумайте над какой-либо проблемой. Затем ответьте на такие вопросы: Что я вижу? Что слышу? Что чувствую? Что обозначают мои мысли?

Упражнений и тренингов для развития творческих способностей существует еще огромное множество. Какие бы техники вы ни выбрали главное, чтобы они заставляли ваше мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.

Видео: Креативный класс в России

Креативное мышление имеет особенности. Опишем их вслед за Д. Гилфордом. Почему за ним?

В психологии креативности сложилось так, что у каждого, изучавшего проблему, складывалась собственная теория. Проще говоря, сколько исследователей, столько и теорий. Предпочтение отдаётся Гилфорду потому, что он разработал большинство применяемых для изучения креативного мышления методов диагностики.

Признаки креативности

Гилфорд выделяет четыре признака.

1. Беглость

Беглость – количество разных идей, выдаваемых человеком за небольшой промежуток времени по одному и тому же поводу. Например, человеку говорят: назови как можно больше профессий на букву "П" за одну минуту. Чем больше названо, тем выше беглость.

2. Гибкость

Гибкость – способность выдавать по одной проблеме разные непохожие идеи.

Проведём экспресс-исследование. Пример. Я назову 2 слова «газета» и «верблюд» и засеку 3 минуты. Вы за эти 3 минуты запишете как можно больше вопросов, включающих оба этих слова.

  • Что написано в газете про верблюда?
  • Сколько потребуется газет, чтобы упаковать верблюда для пересылки?
  • Почему читая газету ты сутулишься как верблюд? И т. д.

А теперь само исследование. Я даю слова "река" и "банка" В течение трёх минут пишутся ответы.

Проанализируем вопросы. Предположим: они все время начинаются с "можно ли". Вопросов может быть много, но это будет одна и та же вопросительная форма. То есть беглость будет высокая, а гибкость низкая, потому что используется один шаблон. Гибкость выше, чем больше разных вопросительных форм используется человеком: что, почему, зачем, можно ли, когда, куда, откуда.

С помощью этого простенького задания мы можем (на глазок, конечно) оценить беглость и гибкость креативного мышления подростка, к примеру. Количественные показатели беглости разные для разных возрастных групп. Но в целом за 3 минуты люди придумывают порядка 12 вопросов. А вот признак хорошей гибкости более конкретен. Человек умудрился придумать вопросы, используя 5 и более вопросительных форм – это высокий показатель гибкости креативного мышления.

3. Оригинальность

Оригинальность – новизна, что-то, чего не делают все остальные. Иногда думают, что именно оригинальность – главное качество креативности. На самом деле это не так. потому что всегда возникает вопрос: это твоя оригинальность или показатель определённой "ненормальности"?

Пример. В эксперименте по развитию дошкольников 6 лет был задан вопрос: на что похож воздушный шарик. Самый банальный ответ: на мячик. Но появятся и оригинальные ответы, встречающиеся очень редко. Есть такая норма- в 95 случаях из 100 они не встретятся. Примеры ответов: воздушный шарик похож на барабан, змею, крокодила и др.

Механически их можно было бы отнести к оригинальным ответам. Как узнать, эти ответы на самом деле оригинальные или это проявление патологический отклонений в области мышления? Для проверки ребёнка просят аргументировать утверждение. Если он говорит, например, что шарик похож на барабан потому что внутри его тоже воздух, то это оригинальное сравнение. Ребёнок обратил внимание на те вещи в шарике (объём), оставшиеся за пределами внимания других детей. Если он отвечает: не знаю, мне так показалось, ответ признают случайным. Серия таких ответов должна насторожить. Именно поэтому оригинальность никогда не может рассматриваться как самостоятельный и главный признак креативного мышления. Она всегда выступает в тандеме с разработанностью.

4. Разработанность

Разработанность – выбор из множества идей. Как говорил Пуанкаре: идей много, но ни одна из них не работает. Селекция на работоспособность идей.

Этапы развития креативного мышления

Каковы основные этапы развития креативного мышления в жизни человека?

  1. Этап «первичной креативности». Он изначально заложен в человеке с рождения как способность жить, не ограничивая себя рамками. Максимум развития в 3-5 лет.

Взрослые наблюдают в этом возрасте проявления первичной креативности: огромное количество рисунков, сочинение сказок, продолжение их, придумывание сюжетных игр и т. д. к школьному возрасту и в начале его следует закономерный спад креативных возможностей детей, обусловленный их пониманием, что жизнь ставит рамки, взрослые требуют поведения в этих рамках. Например, ребёнок рисует не так как хотел, а по технологии, данной взрослыми. Не нужно изобретать, уже есть готовое. Чем точнее я ему следую, тем выше меня оценят. Спад продолжается всю начальную школу.

2. Этап "вторичной креативности" - осознанная, воспитанная в себе способность к созданию чего-то нового – проявляется только в подростковом возрасте, когда ребёнок осознаёт свою индивидуальность, отличие от других.

Механизмы первичной креативности ребёнка – ощущение свободы выбора способа и результата той деятельности, которой он занимается. По первичной креативности дети не сильно друг от друга отличаются. Она примерно одинакова у всех. Различия начинают проявлять в школе, когда дети начинают контролировать свою креативность, как не нужную, бесполезную, порой осуждаемую сверстниками. Ребёнок осознаёт: моё креативное действие может иметь последствия, давай-ка я не буду его осуществлять.

Есть несколько примеров, когда спад креативности к школе пытались преодолеть искусственно, специально развивая перечисленные выше качества. Обследовали ребёнка. Делали вывод: недостаточно креативность развита. Давайте преодолеем возрастную закономерность и будем развивать его. Результат-то был. Но процесс сопровождался невротизацией ребёнка. Ему самому было тяжело, потому что это не было его собственной потребностью. Ему было просто не интересно.

Если самому ребёнку в младшей школе не интересно, как можно одно и тоже дело делать разными способами, то заставлять его учиться этому скорее путь к невротизации, чем развитию креативности. Ему можно показать. Но необязательно ждать, что младший школьник будет вам следовать, и тем более заставлять его.

Психолог Микляева А.В. приводит пример из практики. Учительница привела к ней первоклассника, утверждая, что он боится классной доски. У психолога возникают гипотезы. Первая: может быть ребёнок боится отвечать у доски? Проверка показывает- это не так. Вторая: может он стесняется, когда все смотрят на него у доски? Опять нет.

Ситуацию прояснила мать мальчика. Оказалось, что мальчик одарён способностью к рисованию (по мнению мамы), но в последнее время она стала как-то затухать. Тогда мама придумала, как можно стимулировать процесс. Она купила несколько альбомчиков по 10 листов. Ежедневно мама выдавало сыну один альбом. Ребёнок был обязан нарисовать 10 рисунков, хотел он этого или нет. Мальчик стал бояться этих альбомов. Более того произошёл перенос: чистая классная доска стала восприниматься также: сколько на ней могут заставить нарисовать. Вместо развития творческих способностей мама получила невроз у сына.

Итак

Развитие креативности до подросткового возраста заключается в том, чтобы ребёнку можно и нужно показывать, что есть разные способы выполнения одной и той же задачи. Знакомить, что поведение бывает гибким. Но это должно быть на уровне демонстрации показывающей: разнообразие - это не страшно. Так бывает, и это нормально.

А вот применительно к подростковому возрасту начинают работать закономерности другого порядка, обусловленные появлением возможности понять, чем он отличается от других людей, и чем его способы деятельности отличаются от всех остальных. Креативность как черта личности появляется только у подростков.

Но как же все-таки развивать так необходимое по жизни креативное мышление Продолжение следует...

Любовь Быстрякова

Цель: развитие способности педагогов находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.

Задачи:

1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

2. Осознание характеристики креативной среды.

3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: мяч, листы бумаги формата А4, ножницы, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ватман, газеты, журналы, карточки с изображениями Пятачка, Винни-Пуха, Кролика, Тигры.

Предварительная работа: диагностическое исследование творческого потенциала педагогов образовательного учреждения (Приложение 1) .

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Одна из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта, центральная фигура, без которой немыслимо их успешное внедрение в систему образования, – это педагог. Как Вы считаете, какими качествами должен обладать педагог?

Ответы:

Креативный;

Владеющий современными образовательными технологиями;

Эффективно взаимодействующий с семьями воспитанников;

Открытый новшествам;

Мотивированный на работу с детьми;

Способный к личностному и профессиональному развитию.

Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни.

Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым». Сегодня в ходе тренингового занятия подумайте над собственными рецептами.

Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).

Упражнение на сближение участников группы

Игра-фантазия «Магия нашего имени»

Цель: Упражнение помогает ближе познакомиться участникам тренинга друг с другом, развить умение презентовать себя.

Материалы: мяч.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники усаживаются в круг. Предложите игроку, сидящему справа от Вас, назвать свое полное имя. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:

От кого я получил свое имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?

Нравится ли мне мое имя? (Если нет, то какое бы имя я хотел иметь)

Знаю ли я, что означает мое имя?

Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.

Закончив говорить, выступающий передает мяч следующему. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: развитие вербального и невербального общения, сближение членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2 – 5 минут.

Процедура: Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий, разминка.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей через поиск нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: листы бумаги формата А4, ножницы.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7 – 15 минут.

Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

Процедура: Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание: сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога, определить и записать качества творческого педагога. Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь».

Разделение обязанностей в группе: докладчик, секундант, секретарь. Самые светлые волосы, самый длинный каблук, часы на руках.

Обсуждение в группе: разобрать все предлагаемые варианты.

Регулярно выполняйте физические упражнения.

Овладевайте техникой релаксации и медитации.

Совершенствуйте уверенность в себе.

Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.

Посещайте вдохновляющие места.

Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.

Старайтесь быть более спонтанными и общительными.

Рефлексия. Обратная связь.

Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для Вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.

В завершение ведущий предлагает выбрать одну из карточек: Пятачок, Винни-Пух, Кролик, Тигра (Приложение 2) .

Литература:

1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с. Серия: Мастера психологии.

3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2002. - 336 с.

4. http://www.ruskid.ru/razkraski/267-ras102.html

Приложение 1

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина).

Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я исследую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.

Оценивание:

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла – скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует.

Подведение итогов:

75 – 55 баллов. Активное саморазвитие.

54 – 36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.

35 – 15 баллов. Остановившиеся саморазвитие.

Приложение 2

Замечательный выбор – Пятачок !

Сегодня Вы так трогательны и обаятельны! Конечно, Вам не чужды страхи и сомнения, но верные друзья, ради которых Вы готовы на все, всегда могут оказать вам поддержку. Вы очень эмоционально воспринимаете мир. И мы надеемся, что будущее Вас порадует!

Сегодня Вы выбрали Винни-Пуха .

Вы – само добродушие и открытость. Спокойны и уверенны в себе. Вам хочется экспериментировать, и в Вашей голове великое множество идей. Сегодня Ваше обаяние не знает границ. Дерзайте, мечтайте, покоряйте всё новые вершины!

Ваш выбор – Кролик .

Без сомнения, Вы – эрудит и организатор. Вам по плечу любое задание, потому что Вы умеете планировать, мобилизоваться. Вы смотрите на чужие ошибки со снисхождением и умеете принимать окружающих такими, какие они есть. Желаем Вам удачи во всех начинаниях и оптимизма!

Олицетворением вашего выбора является Тигра .