Как живут простые иранцы. Подводные камни брака с иранцем. Секс в большом и маленьком иранском городе

03.04.2019

Иран – государство с населением 75 миллионов человек и богатой многовековой историей. Более 90 % иранцев являются последователями шиитской ветви ислама, официальной государственной религии, а около 300 тысяч жителей Ирана исповедуют христианство. В Иране проживает самая большая община евреев за пределами Израиля на Ближнем Востоке. В данном фоторепортаже собраны фотографии сцен повседневной жизни, сделанные в Иране за последние месяцы. Иностранным журналистам в настоящее время запрещено освещать события в Иране.

Иранские женихи Джавад Джафари (слева) и его брат Мехди (справа) позируют для фото со своими невестами Марьям Садеги (вторая слева) и Захрой Аболгхасеми, которые одеты в свадебные платья, в деревне Ghalehsar в 360 километрах к северо-востоку от Тегерана, столицы Ирана


Вид деревни Palangan в провинции Курдистан в 660 километрах к юго-западу от Тегерана. В деревне Palangan иранские шииты и курдские сунниты живут в мире, хотя среди населения преобладают сунниты.

Иранцы Мортеза Алави и Мехди Хагх летят на параплане над северо-западной частью Тегерана

Работница стоит на фоне персидского ковра ручной работы в мастерской в Кашане в 240 км к югу от Тегерана. Ковроткачество – древнее ремесло, которое процветает в Иране уже около 2 тысяч лет.

Лунное затмение в небе над башней Милад в Тегеране.

Жительницы Ирана молятся на исторической площади Накш-е Джахан в Исфахане в первый день Ид аль-Фитра, знаменующего окончание священного постного месяца Рамадан.

Sevan Shahmirian, участник музыкальной группы «Wednesday Call», готовится к репетиции на домашней музыкальной студии в Тегеране. Многие иранские группы не пытаются получить государственное разрешение на реализацию своей музыки и заключают контракты с иностранными компаниями или размещают свои музыкальные композиции на Интернет-сайтах.

Жители Ирана проводят выходные на морском побережье в городе Бабольсер, расположенном на южном берегу Каспийского моря в 250 километрах к северо-востоку от Тегерана.

Саламе Базмандеган позирует в традиционном платье во время визита в Darreyeh Setaregan или Звездную долину на иранском острове Кешм.

Иранские деревенские жители работают в рисовом поле на окраине города Amol в провинции Мазендеран на южном побережье Каспийского моря. Рис является основным продуктом иранской кухни.

Иранец в костюме Санта Клауса стоит возле магазина, украшенного рождественскими декорациями, в центре Тегерана.

Женщина проходит мимо кочанов кукурузы, направляясь на молитву в храм на севере Тегерана перед вечерним намазом.

Храмовый комплекс Дур-Унташ недалеко от города Сузы в провинции Хузестан на юго-западе Ирана. Зиккурат был построен около 1250 года до н.э. и в 1979 году стал первой достопримечательностью Ирана, включенной в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вечерний вид Тегерана.

Жительница Ирана Solmaz Hamzehzadeh (на переднем плане) выступает на чемпионате Ирана по картингу в спортивном комплексе «Azadi» в Тегеране.

Каспийская лошадь стоит в саду недалеко от города Карадж в 45 километрах к северо-западу от Тегерана.

Продавщица в парандже работает в магазине на острове Кешм в Иране.

Ткачиха работает в ковровой мастерской в городе Исфахан, Иран. Персидские ковры бывают в основном трех размеров: большие (3x4 метра), средние (2x3 метра) и маленькие (1x1.5 метра). Цену на каждый ковер устанавливают представители иранской национальной компании по производству ковров после изучения каждого экземпляра.

Иранские христиане молятся во время новогодней мессы в церкви Vank в городе Исфахан в центральной части Ирана. По данным иранских и западных источников, в Иране проживают около 300 тысяч христиан, большинство из которых являются прихожанами Армянской апостольской церкви.

Женщина позирует для фото на фоне греческого корабля «Moula F» на закате у острова Киш в 1250 километрах к югу от Тегерана. Судно село на мель у юго-западного побережья острова по пути в Грецию.

Индийская семья гуляет по затвердевшей соли у озера Oroumieh в 600 километрах к северо-западу от Тегерана.

Курдская женщина говорит по мобильному телефону на базаре городе Мериван провинции Курдистан в 512 километрах к западу от Тегерана.

Торговец стоит на историческом рынке Тебриз в 633 километрах к северо-западу от Тегерана рано утром. Рынок Тебриз располагался вдоль Шелкового пути. Он был внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иранский инвалид Shahram Khodaie пытается играть зажатой в зубах тростинкой во время сеанса музыкальной терапии в лечебнице Kahrizak на юге Тегерана.

Курдский пастух несет ягненка по дороге вдоль пастбища в Divandare провинции Курдистан в 540 километрах к западу от Тегерана.

Иранская лучница Shiva Mafakheri целится во время соревнования по стрельбе из лука верхом в Тегеране.

Рука работницы ковровой мастерской в Куме в 120 км к югу от Тегерана.


Жизнь в Иране представляет собой интерес практически для любого человека — древнейшее государство, таинственная Азия, победившая шариат и традиции Персии. Все это привлекает массу внимания, но практической информации о современной жизни в Иране не так уж и много. Для поездки , некоторым гражданам в ней может быть отказано.

Гражданство Ирана можно получить:

  • По праву рождения;
  • По происхождению (отец-иранец автоматически передает гражданство и ребенку);
  • По бракосочетанию (обычно это практикуется в отношении иностранок, вышедших замуж за иранцев);
  • А также путем натурализации — для этого требуется быть старше 18 лет, жить в Иране более пяти лет, а также не иметь уголовных преступлений ни в одной стране мира.

Недвижимость в Иране

На экономику государства влияет стоимость нефти и газа, которые находятся в постоянной динамике. От этих показателей зависит стоимость на жилье. для иностранных граждан можно также найти, прежде всего, именно в этих отраслях промышленности.

Несмотря на то, что дипломатические отношения Ирана с остальными странами находятся в некотором напряжении, это не отталкивает зарубежных инвесторов — и жилая, и коммерческая недвижимость крайне привлекательны для инвестиций со стороны иностранцев.

Необходимо учитывать, что политическая обстановка диктует также и некоторые ограничения. Например, приобрести недвижимость с израильским паспортом не получится.

Наиболее популярные места для покупки и аренды недвижимости расположены около столичной агломерации — Большой Тегеран неизменно обласкан и вниманием местных жителей, и приезжих, и властей. Аренда квартиры в Большом Тегеране обойдется минимум в 185$, и это если речь идет об отдаленных шахрестанах. Недвижимость в самой столице стоит значительно выше.

Посещение культурных центров, музеев и прочих заведений редко стоит более 1,5$. Пенсионеры и студенты могут получить скидку на билеты.

Расходы на транспорт здесь несравнимы с европейскими. Поездка на городском транспорте обойдется примерно в доллар, маршрутные такси стоят до 2,5$. Если есть желание пользоваться обыкновенным такси, то лучше обсудить стоимость поездки. Аренда автомобиля обойдется в 25-50$. В ИРИ действуют внутренние авиалинии, стоимость перелета внутри страны — около 30$. Подробнее о современной жизни в Иране в этом видео.

Примерные цены на жизнь в Тегеране

  • Питьевая вода 0.19$.
  • Молоко 0.94$.
  • Хлеб 0.51$.
  • Яйца (дюжина) 2.01$.
  • Куриное филе, 1 кг 4.45$.
  • Сыр местного производства, 1 кг 5.85$.
  • Яблоки, 1 кг 1.49$.
  • Апельсины, 1 кг 1.35$.
  • Картофель, 1 кг 0.73$.
  • Вино мид-класса 0,7л 40 $.
  • Пиво местное, 0,5л 8.14$.
  • Сигареты 1 пачка 3.00.

Транспорт


Развлечения и спорт

  • Фитнес-клуб месячный абонемент 35$.
  • Теннисный корт 1 час на выходные 12$.
  • Кино, 1 билет 3$.

Современные показатели исламской республики Иран вполне можно сопоставить с усредненным европейским значением — основное население страны здорово и регулярно получает медицинскую помощь. Власти тщательно следят за развитием медицины, сеть учреждений медицинского характера постоянно расширяется (в том числе и в менее развитых регионах). Также здравоохранение уделило особое внимание иммунизации граждан — все население массово прививается от таких заболеваний, как:

  • полиомиелит;
  • скарлатина;
  • корь;
  • дифтерия;
  • столбняк;
  • туберкулез.

Медицинское образование внутри страны обходится очень и очень дорого, несмотря на то, что образовательные учреждения здесь высокого уровня. Это приводит к тому, что большая часть местных жителей, желающих стать врачами, получают образование за границей.

Высочайший уровень медицинской системы также характеризуется и проводимыми здесь операциями. Так, например, в Иране действует более восьмидесяти медицинских заведений, которые проводят операции по пересадке органов. Иран занимает второе место после Таиланда по проведению сложнейших операций по перемене пола. За последние семь лет ученые Ирана добились существенных успехов в таких сферах, как изучение СПИДа и ВИЧ, есть лидирующие клиники в борьбе с онкологическими заболеваниями.

Здравоохранение предоставляет платные услуги и медицинскую страховку. Налоги и ежемесячные взносы взрослого населения позволяют обеспечить стабильную базу страховой системы. Однако страховка не покрывает всей стоимости медицинских процедур, поэтому граждане обязаны доплачивать за лечение. Ввиду этого медицинские учреждения (как частные, так и государственные) не берут на лечение тех, кто не способен оплатить его.

Памятка туристам: если при посещении Ирана планируется выезд из Большого Тегерана, то лучше позаботиться о наличии основных лекарственных средств в личной аптечке — особенно важно это в тех случаях, когда турист имеет хронические заболевания.

Иностранные граждане пользуются услугами скорой помощи и экстренного лечения безвозмездно — если они посетили страну официально. Дальнейшее лечение оплачивается согласно прейскурантам (он довольно высокий). Лучше всего оформить международную страховку.

Образование в Иране

Система образования Ирана, мягко говоря, не приносит должных плодов. Дело в том, что абсолютно все образование в исламской республике можно получить бесплатно — и школьное, и средне — специальное, и даже высшее. Несмотря на это, около 9 млн человек не умеют читать. К сожалению, на данный момент прирост населения вдвое превышает рост грамотности населения.

Одиннадцатилетнее школьное образование является обязательным. В начальной школе ребенок учится пять лет, затем в течение трех лет — переходный период «руководства», и после него средняя школа. Если ребенок планирует поступление в вуз, то подготовка к институту займет еще один год.

Мальчики и девочки обучаются раздельно. Программа обучения до 14 лет одинаковая, затем появляются некоторые отличия. Так, например, помимо традиционных научных дисциплин, девочки обучаются домоводству, кулинарии, рукоделию. Ввиду того, что в Иране по традиции большие семьи, девочек учат также быть сиделками и няньками.

У мальчиков вводится обязательное изучение электронных технологий, техники и смежных дисциплин. После того, как ребенок переведен в среднее учебное звено, он также начинает работать на заводе или другом предприятии один день в неделю — хотя, конечно, по русской аналогии мальчики являются учениками мастеров.

Такая практика организовывается руководством учебного заведения. Практика не оплачивается, чаще всего родители делают определенные взносы для того, чтоб их дети поступили на практику на более престижное производство. Это необходимо для получения мальчиками практических навыков.

Дети в раннем возрасте знакомятся с религией, это позволяет подготовить девочек к ношению чадора и прочих видов мусульманской одежды. Иранские учебные заведения вводят собственную форму для учеников, но повсеместно девочки с 12 лет начинают носить хиджаб или чадор.

Отличием мусульманской образовательной системы можно назвать полное отстранение государства от проблем усыновления. Если по каким-либо причинам ребенок лишается родителей, его опекают родственники. Кстати, такая семейность проявляется и по-другому — несмотря на то, что за последние четыре года в Иране открылось множество коммерческих школ, здесь практически нет пансионатов и закрытых учебных заведений, в которых организовано проживание детей.

Обзор о положении женщины в Иране, устройстве иранского института семьи и брака, подготовленный по первоисточникам.

Отметим, что в последние три-четыре года иранские власти стали меньше проводить публичных казней и порок, стараясь лучше скрывать неприглядные стороны устройства иранской семьи и брака.

Самое главное о семье и браке в Иране:

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин ;

Молодые женщины выдаются замуж, при отсутствии отцов, официальными опекунами, которые надзирают за надлежащим поведением мужа по отношению к жене;

Мужчина может иметь до четырех жен ;

В Исламской Республике Иран все вступающие в постоянный брак должны принадлежать к одной религии ;

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак;

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Для женщин установлен перечень причин, при которых она может быть разведена ;

При разводе дети, как правило, остаются с отцом;

Мужчина обязан при женитьбе выплатить лично жене , который является частью капитала жены, в том числе на случай развода. Муж обязан нести все расходы бюджета семьи и расходы по воспитанию детей, выплачивая жене финансовое содержание «нафака»;

Сексуальные отношения вне брака (временного или постоянного) в Иране запрещены под угрозой смертной казни ;

Не признается право на существование сексуальных меньшинств . При доказанном наличии неподобающих отношений обвиняемые в этом могут быть казнены;

Подробнее в этом обзоре


Положение женщины в Иране, а также о том, как институт семьи и брака регулируется нормами шариата.

Исламский брак называется никях.

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 для мужчин .

До 2002 года в Иране минимальный разрешенный возраст для брака был для женщин 9 лет и 14 лет для мужчин .

Исламское духовенство всегда поощряло вступление в брак как можно в более раннем возрасте, т.к. это предотвращает, на взгляд улемов, связи вне брака, за которые в Иране предусмотрены тяжкие наказания (о них ниже, в разделе «Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние»).

В Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии .

Данное ограничение не распространяется на временный брак.

Об особенностях обычного брачного союза в Иране чуть ниже, а пока о временном браке.

Временный брак

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак .

При этом он может быть бессрочным. На него не распространяются ряд ограничений связанных с постоянным браком. Можно в него вступать и представителям различных религий (т.е. мусульманин может брать во временные жены немусульманку). Но, видимо, подразумевается, что если муж и жена из разных религий, то перейдя в постоянный брак иноверец (иноверка) обратятся в ислам, иначе такой брак будет незаконен. Почему незаконен? Дело в том, что в Иране запрещен переход из ислама в какую-либо другую религию , поэтому в мусульманин или мусульманка не могут сменить религию на религию жены или мужа. Однако есть возможность заключить постоянный брак с иноверцем, выехав за пределы Ирана, по законам другой страны, но при этом иранский мусульманин или мусульманка должны остаться в своей вере. Тогда иранские власти постфактум, по возвращении пары в страну, признают, но без особого восторга, такой брак.

Временный брак — это очень удобный для мужчины-мусульманина институт, т.к. он позволяет одновременно без большой волокиты брать несколько жен (до четырех). Правда, если мужчина-мусульманин сможет их содержать. Женщина может вступать единовременно только в один временный брак.

Заключение временного брака является удобным способом для иранцев обмана властей, т.к. в Иране сексуальные отношения вне брака запрещены . При этом, во временном браке женщина не имеет никаких прав на детей, они всегда остаются со отцом (правда, и в иранской семье, где заключен постоянный брак, мать, по сравнению с отцом, не имеет почти никаких прав на детей).

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи сайт послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 25/09/2016 о временном браке в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории, в передаче оправдываются):

  • аудио файл №1

Многоженство

Радиостанция «Азаттык» (казахская служба РСЕ/РС), исследуя тему многоженства в Иране отмечала в феврале 2012 года, что согласно действующим в Иране законам шариата — свода религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на Коране, — мужчина может иметь до четырех жен. Хотя в шиитском Иране многоженство не так распространено, как у суннитов. Станция отмечает, что правительство иранского президента Ахмадинеджада с 2007 года пытается провести через иранский парламент, в дополнение к шариатскому праву, и т.н. «Закон о защите семьи», который будет требовать от жены покорно принимать следующую супругу ее мужа.

Глава Комиссии исламского меджлиса (парламента Ирана) по правам человека Зохре Элахиян:

«Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин...»

«Глава Комиссии исламского меджлиса по правам человека Зохре Элахиян, выступая с речью на женевской сессии Комитета по правам человека ООН, посвященной положению прав человека в Иране, в ответ на вопросы о правах женщин и равноправии мужчин и женщин в Исламской Республике Иран, заявила:

«В основе политики Исламской Республики Иран и идей мусульманских идеологов лежит равноправие мужчин и женщин на макросоциальном уровне, но это не означает сходства в деталях, ибо мы придерживаем того мнения, что разница между мужчиной и женщиной заложена самой природой для образования семьи и воспитания поколения. Поэтому ислам предусматривает специальные права для женщин как матери и супруги».

Элахиян добавила: «У нас имеется исламское предание о том, что во главе семьи стоит женщина, причем исламская религия полностью защищает достоинство и положение женщины в семье, поэтому существуют и специальные права для женщин. Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин, а имеем в виду равенство в правах».

Брак в Иране

Как уже отмечалось, брачный возраст в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин .

«Подросткам разрешается вступать в брак; девочки выдаются замуж отцами или официальными опекунами, однако только после получения согласия со стороны самих девочек. Принуждать девочек вступить в брак категорически запрещается. Даже если подобный нежелательный брак заключен, молодая женщина может требовать его аннулирования , как это показано двумя традициями Пророка (МЕИБ): «Ибн Аббас свидетельствовал, что к Посланнику Аллаха пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда Посланник Аллаха предоставил ей выбор (оставаться в браке или аннулировать его)». Другая версия этого хадиса гласит, что девушка сказала: «В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга» (Бадави, стр. 23, прим. 11).

Ислам очень ценит право каждого человека на брак, а сам брак является серьезным обязательством, основанным на гражданском договоре, который подписывается в присутствии двух свидетелей. Жених вручает невесте брачный подарок (приданое или выкуп) в соответствии с социальными и экономическими стандартами ее семьи. Этот выкуп становится ее собственностью и служит залогом ее безопасности. Мусульманская женщина наделена правом собственности и предпринимательства, а также имеет право сохранить девичью фамилию после вступления в брак. Она не облагается никакими финансовыми обязательствами, которые являются исключительно заботой ее мужа .

Отсутствие финансовых обязательств — результат меньшей доли наследства, полагающейся мусульманским девушкам и женщинам.

Обычно сыновья получают две доли наследства, в то время как дочери — только одну .

Отец не имеет права лишать своих детей наследства в соответствии со Священным Кораном («Женщины», 4:11).

По достижении возраста половой зрелости и девочки, и мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены Исламом».

Таким образом, в Иране, как правило, вопрос замужества решается родителями или родственниками. При этом для слишком юной жены назначается опекун, который следит за тем, чтобы муж не обижал ее . О экономических положении иранской женщины в семье подробнее чуть ниже, а пока о главной ее функции, согласно иранским официальным воззрениям:

«В исламском воззрении, главная функция женщины — материнство . Это объясняется тем, что мать, правильно воспитывая ребенка, дарит обществу здорового и нормального человека, что очень важно для здоровья общества. Ислам обязывает мужчину обеспечивать пропитание, своевременно и без лишних напоминаний выдавать жене деньги на расходы, чтобы женщины, считающиеся символом любви, эмоции и спокойствия, имели возможность в спокойных условиях заниматься воспитанием детей. Следовательно, с точки зрения ислама, женщины не несут ответственности в связи с обеспечением расходов жизни . Их главная ответственность — выполнять материнские и супружеские функции и потом работать».

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи сайт послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 01/01/2016 об институте брака в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории в передаче либо оправдываются, либо смягчаются, так практически обходится вопрос о возрасте, допустимом в Иране для вступления в брак):

  • аудио файл №2

Развод в Иране

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Дети при разводе остаются с отцом .

В сообщении, переданном в апреле 2010 года, «Голос Исламской Республики Иран» коснулся процедуры развода:

«По исламским законам, право на развод сохраняется за мужем. Однако и жена может при особых условиях воспользоваться этим правом, например, если при заключении брака супруги договорились о праве жены на развод.

В Исламской Республике Иран жена может при замужестве потребовать для себя определенные права, которые называются брачными условиями. В брачные условия входят, например, право на развод в случае наркомании, жестокого обращения, прекращения выплаты «нафаки» (т.е. денежного содержания Прим..п.

Конечно, даже в тех случаях, когда жена по брачным условиям лишена такого права, ее защищает исламский суд. Это значит, что, если муж будет несправедливо обращаться с женой и отклонится с правильного жизненного пути, тогда жена может обратиться в суд и востребовать свои права. Как было сказано в этом цикле передач, ислам наделяет женщину таким же человеческим достоинством, как и мужчину, и в достижении гуманных высот не видит между ними никакой разницы. Ввиду этого, все усилия исламской религии направлены на сохранение достоинства и мужчин и женщин и обеспечения их счастья у семейного очага.

Лидер исламской революции его светлость аятолла Хаменеи придерживается того мнения, что главной ролью, которую может играть каждая женщина, независимо от уровня своих знаний, своего образования, исследовательского и духовного звания, — эта роль матери и супруги».

«228 аят суры «Бакара-Корова»:

«Разведенные (женщины) должны выжидать, (снова не выходя замуж), три срока регулы (менструальных цикла). Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют (по отношению к мужьям) права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам. Аллах — великий и мудрый». (2:228)

Этот аят выступает в защиту семейного очага и детей и повелевает, что женщина не должна сразу же после развода выходить замуж. Она должна выждать как минимум три месяца , чтобы, во-первых, определить беременна ли она или нет, и если да, то чтобы можно было защитить права новорожденного. С другой стороны, может быть, появление на свет ребенка устранит разногласия, между супругами и упасет их тем самым от развода.

Во-вторых, может случится и так, что в этот период разводящиеся передумают и вновь вернутся к совместной семейной жизни.

Заключительный фрагмент аята для устранения неприятностей и обид и примирения супругов сосредоточивает внимание каждого из них на очень важном моменте. Вначале, обращаясь к мужчинам, он повелевает: «Не смотря на то, что на женщинах лежат обязанности по дому и семейные дела, мужчины в той же мере обязаны достойно выполнять свои обязательства в отношении женщин, которые обладают юридическими и гуманными правами».

Затем, обращаясь к женщинам, этот аят повелевает:

«Мужчина должен командовать и управлять семейными делами и в этой связи мужчины более достойны этого занятия».

229 аят суры Бакара-Корова:

«О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Вам недозволенно удерживать что-либо из дарованного (в качестве калыма), если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом . А если же вы (т.е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод (за счет оговоренного при замужестве калыма). Таковы законы, установленные Аллахом. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Аллаха, — нечестивцы». (2:229)

Вслед за предыдущим аятом, в котором говорится, что женщина должна выждать три месяца после развода, в случае если она захочет вновь выйти замуж, этот аят отмечает что мужчина имеет право два раза давать развод своей жене и после каждого развода возвращаться к ней, и если мужчина в третий раз даст развод своей жене, то он уже не сможет вернуть ее как прежде.

Далее в аяте дается общий принцип, необходимый для управления семьей для мужчин, отмечая, что мужчина должен либо серьезно отнестись к жизни и провести ее достойно со своей супругой, либо, если он по определенным причинам не в состоянии управлять семьей он должен по хорошему отпустить ее и естественно уплатить ей ее мехр — сумму денег, которая оговаривается перед свадьбой и выплачивается женихом невесте. Если же развода требует женщина, то она может простить мехр, — т.е. выплату мужем денег, причитающихся ей и развестись.

Итак, подчеркнем главные моменты из этого аята:

1. Кроме гуманных прав, должны соблюдаться также и финансовые права супруги и мужчина не имеет права присваивать себе что-либо из имущества женщины или ее мехра.

2. Если все-таки развод становится неизбежным, то он должен сопровождаться благими деяниями, а не ненавистью и местью.

3. Счастливая семья — это семья, отношения в которой основаны на божественных законах. Если же отношения основаны на греховных поступках, то для такой семьи лучше развод, чем продолжение существования.

230, 231, 232 аяты Священного Корана, суры Бакара:

«Если же муж дал жене развод (в третий раз), то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если (новый муж) разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться (к супружеской жизни) при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это -законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных». (2:230)

«Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их (у себя), согласно обычаю, или же отпускайте их по обычаю, но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая (закон). А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем». (2:231)

«Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного срока не препятствуйте им вступать в брак с (прежними) мужьями, согласно обычаю, если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в Аллаха и в Судный день. Так (будет) благороднее и чище для вас. Аллах ведает (о том), а вы не ведаете». (2:232)

Исходя из того, что Ислам уважает законные и естественные желания людей и поддерживает любую возможность с тем, чтобы воссоединить разорванные брачные союзы и чтобы дети могли воспитываться и расти под сенью своих родителей, если женщина вышла замуж во второй раз и развелась, то она может вернуться к первому мужу, в случае если они оба захотят начать новую жизнь. Очевидно, что опекуны со стороны девушки и или кто-либо другой не в праве помешать им в этом благом деле и для заключения законного брака достаточно согласие разведенных супругов.

Выделим наиболее важные моменты из этих аятов:

Нельзя игнорировать выбор девушки во время брачного союза и следует уважать его. В принципе сам брак основывается на согласии обоих сторон.

Мы надеемся, что верующие мужчины и женщины будут уважать права семьи и каждый из супругов, уважая права другого, не позволит охладить теплый очаг семьи ваших детей. Да поможет нам всем и вам, в частности, в этом Бог».

Махр, иначе Мехр или Михр, содержание — «нафака», наследование женщиной семейного имущества и финансово-экономическое положение женщины в семье в Иране

В передаче от апреля 2010 года иранское иновещание пояснило вопросы выплаты т.е. калыма, который жених должен уплатить будущей жене (но не ее семье!), вступая в брак. А также вопросы финансового содержания — «нафака»:

«В правовой системе ислама ответственность за управление бытовыми и экономическими делами семьи возложена на мужчину. Таким образом, женщины, не несущие ответственности за обеспечение семьи средствами к пропитанию, имеют в своем распоряжении удобные средства для выполнения семейных обязательств и воспитания детей. После бракосочетания женщина получает право на признательность мужчины, т.е. мужчина дарует жене часть своего имущества, денежных или финансовых средств, которая называется «михром» . Конечно, количество михра определяется в зависимости от реальных материальных возможностей мужа.

Всевышний Аллах в аяте 4 Суры «Женщины» обязывает мужчин к выплате михра:

«Даруйте женам их михр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо из михра, то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие».

С точки зрения экспертов, михр свидетельствует об искреннем отношении мужчины к жене. Мусульманский мыслитель мученик Мутаххари в ответ на тех, кто выдвигают вопрос о равенстве женщины и мужчины и выступают за отмену михра для женщины, пишет: «Михр в действительности согласован с законом природы, будучи признаком того, что любовь была предложена со стороны мужчины, и женщина отвечает на его любовь. Мужчина в знак уважения к жене делает ей подарок. Поэтому нельзя под предлогом равенства прав женщин и мужчин отменять закон михра, введенный Творцом бытия».

До ислама михр считался ценой за покупку женщины. В эпоху невежества, когда никакого права за женщиной не признавалось, михр получали отец или брат женщины. Ислам поставил крест на этих невежественных убеждениях, объявив михр достоянием женщины, которой муж преподносит с крайней душевной искренностью.

Другим правом женщины в семье является «нафака» или расходы на существование . После бракосочетания и начала супружеской жизни, женщинам выделяется право на обычные расходы. А это в современном мире касается существенных потребностей женщины в жилье, питании, одежде, личной гигиене, медицинском лечении, товарах первой необходимости. Мужчина обязан удовлетворять потребности жены в соответствии с ее значением и престижем в обществе.

В современном мире феминисты и некоторые западные идеологии расценивают финансовую зависимость женщины от мужчины, в том числе михр и нафака, как дискриминацию и неравенство прав мужчин и женщин. Тогда как михр и «нафака»были установлены с учётом разницы в физических особенностях и функциях мужчины и женщины. Изнурительная задача рождения потомства и беременности от природы возложена на женщину. Это обстоятельство само по себе делает женщину уязвимой с физической и психической точек зрения. Если же женщина и мужчина будут нести равную ответственность за обеспечение семьи средствами к существованию и закон не будет поддерживать женщину, перед ней возникнут сверхтяжелые проблемы.

Мутаххари считает женщину заслуживающей получения «нафака» за то, что она выполняет трудную и ответственную задачу рождения и воспитания детей. Женщины и мужчины не равны по своей физической возможности выполнения тяжелой работы и трудной экономической деятельности. Всевышний Господь при распределении жизненных функций возложил обеспечение экономических способностей женщины на мужчину, который с эмоциональной и душевной точек зрения врожденною нуждается в сосуществовании с женщиной...

Женщины для реализации своего законного права «нафака» должны соблюдать некоторые условия, в том числе повиноваться мужу. Под повиновением мужу подразумевается послушание мужу в супружеской жизни .

С правовой точки зрения, в супружеских отношениях имеется два аспекта: общий и конкретный. Общий аспект состоит в том, что женщина, наряду с выполнением своих обязанностей по отношению к супругу, соглашается с управлением финансовыми делами семьи на традиционном уровне. Также женщина должна согласовывать с мужем свои общения с другими и выходы из дома. Супружеские отношения в их конкретном аспекте заключаются в удовлетворении естественных потребностей мужа . Важный факт, который надо принимать во внимание, что обычные домашние работы женщины делают из своей супружеской и материнской любви, и они не входят в ее главные задачи.

Некоторые идеологии, и в частности феминизм, считают повиновение жены мужу половой дискриминацией. Они считают, что женщина в роли секс-рабыни находится во владении и распоряжении мужа. Разумеется, что между правами и задачами женщины и мужчины есть некоторая разница. Дискриминация приобретает смысл только тогда, когда два или несколько человек при равных условиях не пользуются равными правами и привилегиями. Ислам с гуманистической точки зрения считает женщин и мужчин равноправными и не согласен ни с какой-либо дискриминацией между ними. Однако в силу физической, физиологической и психической разницы между мужчиной и женщиной предполагает для них разные права и обязанности...

С точки зрения ислама, ответственность за содержание, опека над детьми по закону и шариату возлагается на отца. Отец обязан оплачивать расходы на жизнь и «нафаку» за содержание детей с тем, чтобы мать со спокойной душой воспитывала детей. Ввиду этого, роль матери в жизни и воспитании детей весьма существенна. Семейный очаг похож на плодородную землю, на которой дети растут подобно весенним цветам. По мнению ряда мыслителей, счастье или несчастье детей скорее всего исходит из семейных условий и воспитательных методов. Разумеется, что при изучении значения семьи, матери отводится существенная роль»...

«Одним из главных прав женщины в семье является право наследования. Законы наследования в исламе были введены с учетом большой значимости семьи и ее сохранения. Поборники равенства прав женщин и мужчин утверждают, что ислам в вопросах наследования игнорирует личность и человеческое достоинство женщины...

Ислам как правовая система впервые в мире предоставил женщинам право наследства и отменил все несправедливые законы эпохи невежества. Ислам привёл законы о наследовании в соответствие с финансовой ответственностью и функциями жены и мужа в рамках семьи и общества. У ислама закон о наследстве как финансово-экономический вопрос вытекает из принципа социальной справедливости. Женщины пользуются экономическим правом на получение михра, «нафаки» и т.п. и может даже накоплять всю свою долю в наследстве, ибо она не имеет никакой обязанности расходовать из своей доли, тогда как на муже лежит обязанность выплачивать жене михр и «нафаку» и обеспечивать другими средствами существования , и при желании жены он обязан выдавать ей пособие за кормление грудью и воспитание детей. Таким образом, значительная часть доходов мужа фактически расходуется на содержание семьи, супруги и детей.

Представьте себе брата и сестру, каждый из которых получил свою долю из наследства. Доля брата вдвое больше доли сестры. Сестра выходит замуж, но ответственность за покрытие семейных расходов возлагается на мужа. Она накопляет унаследованное ей имущество, а домашним хозяйством управляет на средства мужа. Однако брат, получивший бόльшую долю наследства, обязан содержать свою семью, обеспечивать пропитание и одевать супругу и детей, и на эти цели он вполне может израсходовать наследственные деньги . Вот поэтому, получая бόльшую долю наследства, мужчина с более спокойной душой выполняет свои финансово-экономические задачи в семье. К тому же, мужчины как правило чаще женщин пускают свой капитал в экономический оборот.

Конечно, не во всех случаях женщина наследует меньше мужчины. Есть случаи, когда размеры наследства женщины и мужчины равны. Например, когда сын умирает, родители наследуют имущество в равной доле и отец не получает больше матери. В редких случаях, даже доля женщины превышает долю мужчины. Например, когда у покойного нет наследника, кроме отца и дочери. Естественно, что дочь получает в наследство больше своего отца».

Положение иранских женщин: другие аспекты существования

Необходимо отметить, что в Исламской Республики Иран в отличие, например от Саудовской Аравии, женщины экономически и политически довольно активны. В парламенте есть депутаты-женщины; иранские женщины довольно активно участвуют во всевозможных политических исламских обществах и манифестациях .

Согласно особому закону меджлиса (парламента), иранские женщины служат в полиции. Также иранские женщины служат и в особых воинских частях .

При этом везде, по возможности, применяется принцип — отделения служебных мест мужчин от служебных мест женщин (Политика отделения практикуется и в общественном транспорте, салоны которых разделены на мужской и женский, на пляжах, где существуют отдельные пляжи для мужчин и женщин, и как принято в исламе, в мечетях). При этом иранские женщины должны всегда быть правильно, согласно исламу, экипированы. Неизменным атрибутом правильной одежды для женщин являются платок, длинное пальто и брюки . Интересно, что более миллиона мусульман-иранцев (в основном женщины) были задержаны религиозными патрулями gasht-e ershâd в 2007-2008 года, согласно имеющейся на Западе статистике, за нарушения дресс-кода в одежде и подвергнуты наказаниям — штрафам, или тюремному заключению от десяти дней.

Несмотря на то, что иранские женщины, согласно законам шариата, должны получать одобрение на свою работу, общественную деятельность у мужа, в Исламской Республике Иран, в отличие от соседней Саудовской Аравии, нет, например, запрета на вождение женщинами автомобиля. Иранские женщины также, в отличие от саудовских женщин, пользуются избирательными правам и (правда, необходимо отметить, что избирательными правами женщины в исламских странах теперь пользуются повсеместно, за исключением Саудовской Аравии, где объявлено о их введении с 2015 года).

Отставание Саудовской Аравии в вопросах прав женщин от Ирана, а Саудовская Аравия, ныне главный конкурент Ирана за влияние на мусульман, вызывает усмешку у иранских медиа. Иранский государственный спутниковый телеканал на английском языке Press TV некоторое время назад гордо заметил:

«Женщины в Саудовской Аравии лишены элементарных прав — им не разрешается даже водить машину. Тогда как иранские женщины активно участвуют в общественной и политической жизни страны».

«222 и 223 аяты суры «Бакара-Корова»:

Они спрашивают тебя о (сношениях при) регулах. Отвечай: «Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах». Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся. (2:222)

Ваши жены — Ваша пашня (где вы сеете семена потомства) Приходите на вашу пашню, когда возжелаете. Готовьте для себя (грядущее добрыми деяниями), бойтесь Аллаха и знайте, что вы предстанете перед Ним. Обрадуй же этой вестью верующих. (2:223)

Одной из целей, которую преследует брак, является продолжение рода человеческого. Мужчина и женщина играют важную роль в этом деле, однако, Творец всего сущего возложил на плечи матери главную обязанность — воспитание ребенка с момента, когда он находится еще в утробе. Коран неописуемым красноречием и выразительностью делает сравнение между женщиной и готовой пашней, которая берет от мужчины семя будущего ребенка и взращивает его в себе в течении 9 месяцев, а по истечении срока дает цветущему саду общества еще один росток. Однако эта пашня прежде должна быть подготовлена для принятия семени, чему способствует месячный цикл женщин. Поэтому Бог повелел не приближаться к женщинам в определенные дни месяца, чтобы не нанести им вреда, как в физическом, так и в духовном плане, и не заставлять их мучиться, ибо в этот период они неспособны зачать».

Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние

Основатель Исламской Республики Иран имам Хомейни о побивании камнями, и своем несогласии с тем, что эта традиция не является частью исламского правосудия:

«Дела, которые разрешались в суде шариата за один два дня, (при шахе, принявшем западную судебную систему, — книга была написана в 1970-м году, еще до исламской революции 1979 г.).... растягиваются на двадцать лет...

Агенты империализма иногда пишут в своих книгах и газетах, что судебная система Ислама слишком жестокая. Один даже додумался написать, что законы Ислама так жестоки потому, что заимствованы у арабов!

Я поражаюсь ходу мыслей этих людей (шахского правосудия). Они убивают человека за хранение 10 граммов героина и говорят: « Таков Закон!» ...

но наказание должно соответствовать преступлению....

Но когда Ислам препятствует употреблению алкоголя, предписывая пьянице 80 плетей, или когда за прелюбодеяние виновный приговаривается к 100 плетям или побиванию камнями, если виновный — женатый мужчина или замужняя женщина, они начинают вопить и жаловаться: « Что это за жестокий закон, отражающий жестокость арабов!»

Они не понимают, что судебная система Ислама сохраняет великую нацию от разрушения и развращения. Прелюбодеяние приобрело сегодня такой размах, что разрушает нынешнее поколение, развращает юношество и является причиной безобразного отношения к любой работе. Они предпочитают предаваться всевозможным порокам, привлекательным и все более доступным. Почему жестоко — выпороть виновного публично, чтобы он не развращал молодых людей, чтобы уберечь юношей от порока?..

Во времена Пророка (мир Ему) законы не только разъяснялись и распространялись, они и выполнялись. Посланник Бога сам и был исполнителем закона. Например, Он приводил в исполнение постановления по уголовным делам: отсечение руки вору, наказание плетьми и побивание камнями. Преемник Пророка делал тоже самое; его задача не законотворчество, а исполнение священных законов, которые предложены Пророком».

(Хомейни. Из книги «Исламское правление»)

Если мужчина или женщина в Иране не находятся в браке, включая временный), но при этом практикуют секс между собой в любом виде, то они могут быть наказаны за прелюбодеяние поркой или смертной казнью .

«Прелюбодеяние считается большим грехом с точки зрения всех божественных религий, в том числе ислама, однако доказать этот грех весьма сложно и если обвинителю не удастся доказать предъявленное обвинение, то он сам будет наказан .

Поскольку разврат угрожает здоровью семьи, в частности, и общества, в целом, коранические аяты предостерегают мусульман, мужчин и женщин, от блуда и уподобляют его многобожию (За ересь многобожия, а иначе говоря вероотступничества, для мусульманина по законам шариата полагается смертная казнь. Прим. сайт).

Те, кто совершает этот грех, подвергаются наказанию для того, чтобы остальные усвоили урок.

Но в священном Коране ничего не сказано о побивании блудниц камнями. В иранском законодательстве доказательства этой вины и наказание за нее требуют крайне точной и сложной процедуры, что свидетельствует об уважении прав людей, в том числе грешника.

Однако заслуживает внимания тот факт, что в Иране с 2003 года были запрещены даже немногочисленные случаи побивания камнями. Иногда фанатические жители небольших городов и сел подвергают блудниц этому наказанию, что правительство считает незаконным ».

Необходимо отметить, что соответствующие статьи о побивании за прелюбодеяние камнями в Исламском уголовном кодексе Ирана (аналог Уголовного Кодекса), введенные в качестве наказания на четвертый год после исламской революции 1979 года, насколько известно, сохранены .

В принципе и иранское иновещание в приведенном выше сообщении и не отрицает этого. Оно утверждает, что процедура доказывания так сложна, что процессы забивания камнями крайне редки, а сейчас и вовсе приостановлены. Причина свертывания практики побивания камнями прямо не называется, но явно это происходит из-за негативного отношения в мире .

Чтобы изменение позиции не выглядело отступлением, иранские власти заявляют, что нормы попали в исламский кодекс из обычного права, и не освящены исламом.

Страница с сайта иранского иновещания с цитируемой здесь, среди прочего, заметкой (от февраля 2010 года), где «Голос Исламской Республики Иран» отрицает, что в Иране власти одобряют побивание блудниц камнями. Из заметки можно сделать вывод, что одобрялось это в первые годы революции 1979 года.

Однако, как бы то ни было, и в 2011 году, пришло несколько сообщений из Ирана о вполне официальных процедурах побивания камнями за прелюбодейство (это при том, что смертная казнь за это преступление сохраняется без обсуждения, власти просто колеблются — нужно ли побивать камнями или просто расстреливать и вешать, а при учете смягчающих обстоятельств лишь подвергать порке ).

Вот что, в частности гласит: Исламский уголовный кодекс Ирана на тему прелюбодеяний:

«Прелюбодеяние наказывается либо поркой или забрасыванием камнями, если доказано свидетельскими показаниями четырех мужчин, или только трех мужчин и двух женщин» (Ст.74).

«Прелюбодеяние карается только поркой, если может доказано показаниями только двоих мужчин или четверых женщин» (Ст.75).

Забавно, что в Исламском уголовном кодексе Ирана ценность показаний мужчины намного превышают ценность показания женщины , как мы видим и в приведенных выше статьях. Это штрих к положению иранской женщины.

Необходимо отметить, иранский уголовный кодекс «милостиво» делает некоторое послабления для заподозренных в прелюбодеянии.

Например,

«Беременность незамужней женщины не должна сама по себе стать причиной наказания...» (Ст. 73);

«Прелюбодеяние замужней женщины с несовершеннолетним наказывается поркой.»(Ст.83)

»... если замужняя женщина не имеет доступа к своему супругу, в связи с поездками, заключением в тюрьму или аналогичные препятствиями, то это не требуют побивания камнями...«(Ст. 84)

«Если прелюбодей или прелюбодейка кается до раскрытия акта прелюбодеяния, он или она не должны быть наказаны...» (Ст.85),

Также предусмотрены отсрочки для прелюбодеев от наказания на период болезни, а также для женщин на период беременности и если мать кормит ребенка грудью и.т.п..

Исламский уголовный кодекс Ирана в нескольких статьях «заботливо» расписывает процедуру побивания камнями прелюбодеев, как и их порки.

Например:

«забивание камнями прелюбодея или прелюбодейки осуществляется в то время как каждый из них помещается в отверстие и засыпается землей, он по пояс, и она до линии выше груди.» (ст.102).

Положение сексуальных меньшинств в Иране

На ней изображена казнь двух молодых людей в Иране, как утверждается, за нетрадиционные сексуальные отношения.

В современном Иране запрещено принадлежать к нетрадиционной сексуальной ориентации .

До недавнего времени осуществлялись смертные казни мужчин, начиная с 16 лет, путем повешения за это т.н. называемое «преступление», или, как иногда говорят, «преступление без жертв». Однако, учитывая мировое возмущение, Исламская Республика Иран, согласно сообщениям, позднее стала казнить за это псевдопреступление, начиная только с 18 лет, или, всего лишь, ограничиваться наказанием плетьми.

Исламский уголовный кодекс Исламской Республики Иран в статье 110 указывает «сексуальные отношения между мужчинами караются убийством, и судья сам принимает решение каким образом произвести убийство за это». Статьи 112 и 113 данного кодекса гласят о семидесяти четырех ударах плетью для каждого, если партнеры незрелы (возраст не уточняется, но, видимо, подразумевается до 18 лет).

Также законодательство Исламской Республики Иран позаботилось и о том, что «поцелуй между друзьями с вожделением наказывается шестидесятью ударами плетью » (ст.124) и если было «совместное обнажение без веской причины двумя мужчинами, то (это) наказывается девяносто девятью ударами плетью» (ст.123).

Думаю, что самый популярный вопрос, который я слышал от всех, кто знал о моей поездке в Иран был такой: как там права женщин? Правда, что в Иране их за людей не считают, заставляют ходить в парандже, укутанной во все черное, у женщин полное бесправие и крайне угнетенное положение в обществе?

Давайте я расскажу, что знаю, а вы делайте вывод сами. Только одно условие: посмотрите на традиции Ирана непредвзятым глазом, попытайтесь понять их культуру и правила. Не принять, но понять. Что-то покажется странным и неправильным, но неужели образ жизни во всех странах должен быть похож на привычный нам американо-европейский? Было бы печально увидеть мир одинаковым, чтобы все народы ходили в похожей одежде, ели исключительно бутерброды в KFC с Кока-Колой, пили кофе в Starbucks, пели одинаковые песни, танцевали под одну музыку и полностью утратили свои национальные традиции, отправив их в этнографический музей. Именно так произошло с нашей страной: мы не слышим и не поем русских песен, не носим русскую одежду на улице, мы плохо знаем свои традиции и фактически потеряли русскую гастрономическую культуру. Даже отгораживаясь сейчас от всего мира, мы не возрождаем, не восстанавливаем свое. А есть страны, где традиции берегут. И это прекрасно.
2200 лет назад китайский император Цинь Шихуан провозгласил лозунг, который мы все знаем как Мао Цзэдуновский - «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Посмотрите на мир глазами китайского императора. Попытайтесь понять красоту иранских традиций, познать их школу, полюбуйтесь одним из ста прекрасных цветков мира - красотой персидских женщин.

2. Стюардесса внутренних авиалиний.


Начнем с одежды.
В европейской традиции есть такое понятие дресс-код. Когда мы идем на званный ужин или официальное мероприятие, то вместе с пригласительным получаем листок с дресс-кодом. Такой же дресс-код есть в Иране (и большинстве исламских стран). Все женщины в Иране (в том числе иностранные туристы и дипломаты, представителей любых религий, все) в ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ обязаны носить хиджаб - любую одежду, соответствующую нормам шариата. Что это такое: обязательно покрытая голова, ничего облегающего, с глубокими вырезами, прозрачного. Может быть открыто лицо, кисти рук и ступни ног. Все остальное обязано быть прикрыто. Категорически запрещены короткие юбки, шорты и джинсы, если попа не прикрыта платьем или жакетом. Прошу еще раз обратить внимание - ношение хиджаба обязательно только в общественных местах.
Сейчас мы привыкли к открытой, сексуальной одежде и считаем это нашим завоеванием, а всего сто лет назад русская женщина, итальянка, француженка, американка ходила по улице исключительно в хиджабе - платья, юбки, рукава были длинными, а с непокрытой головой выйти на улицу было верхом неприличия. Даже сейчас английская королева всегда появляется в свет в головном уборе. В хиджабе мы ходим и сейчас в России - в православный храм ходят (должны ходить) в хиджабе. Если вы одели длинное непрозрачное платье и повязали на голову платок, то в таком виде вам будут рады и в православном храме в России и в мечете в Иране.


Есть несколько популярных в исламском мире женских покрывал:
1) Паранджа - это длинный халат с головы до ног, с закрывающей лицо сеткой чачван (изготавливается только из черного конского волоса). Паранджа надевается поверх чачвана. Вспомните "Белое солнце пустыни" - жены Абдуллы носили именно паранджу.
2) Никаб - это женский головной убор с прорезью для глаз.
3) Чадра - обычное покрывало, укутывающее всю фигуру женщины с головы до ног. Чадра выглядит очень просто, но шьется на заказ с учетом фигуры женщины.
4) Платок - это платок. Он такой же, как везде.
Ношение паранджи, никаба, чадры не является обязательным, это личное решение женщины, отца или мужа. Законы Ислама не заставляют женщину носить перечисленное, равно как и закрывать лицо. Это теория. Теперь про жизнь.
Паранджу в Иране почти не носят. За десять дней я видел только одну девушку в парандже. Паранджу носят оооочень религиозные люди. Их можно встретить возле великих духовных центров и на юге Ирана, там еще остались традиционалисты.

4. Чадра (слева) и шарфик.


Почти все женщины в Иране носят платок и чадру. Можно сказать, что чадра один из символов Ирана. Как кимоно в Японии. Мне рассказывали про опросы населения. Говорят, что 71% мужчин и 61% женщин за обязательное ношение чадры. Но по моим наблюдениям соотношение примерно 50:50. В Тегеране в платках значительно больше, чем в чадрах. Вообще у чадры есть несколько несомненных плюсов, которые оценят многие женщины: а) скрывает недостатки фигуры; б) уравнивает социальный статус (никто не знает насколько богата девушка); в) больше привлекает мужчин к лицу, а не соблазняет телом. Ведь даже идеальная фигура у женщин не вечна. И живут не с телом. Куда важнее лицо, душа человека. Если две женщины встречаются на улице, то они не так внимательно изучают наряды друг друга и перестают комплексовать по поводу «офигенного платья, которое я не могу себе позволить».

5. Модницы Исфахана специально попросили себя сфотографировать, чтобы в других странах узнали какие они красотки. :)


Тут надо сделать важное уточнение. Дело в том, что в наших традициях совершенно разный подход к нарядам. Речь не просто об одежде, а именно о желании красиво одеться. Если у нас это делают, чтобы подчеркнуть индивидуальность, выделить себя из толпы, привлечь к себе внимание, подороже «продать» себя окружающим, то в Иране все наоборот. Там женщина должна быть скромной и ничем не привлекать к себе внимание. Вся красота должна быть на лице, а тело отдано не всем мужчинам на улице, а одному человеку - мужу. Дома ходи в самых красивых нарядах, украшай себя всеми способами, будь красавицей такой, чтобы муж тебя любил, делай все, чтобы мужчина был от тебя без ума. Но только дома. На улице не должно быть ничего вызывающего, будь скромной и сдержанной. Это относится не только к одежде, но к косметике, макияжу, парфюмерии. Пользоваться всем перечисленным нужно в меру, аккуратно, чтобы за десять метров не был слышен твой парфюм, а веки и губы не светили светофором. Женщина не должна быть самкой, запахом, краской и нарядом зазывающей самца, а человеком.

6. Продавец парфюмерии.


Иранки вообще уделяют много внимания своей внешности. Девушек с хорошим макияжем на лице в больших городах изрядное количество. Духи продаются всюду и их любят. Но самое удивительное, что уже много лет в Иране бум на пластические операции. Дело в том, что персидские девицы хоть и хороши, но у них есть один общий недостаток - нос грушей да еще и с горбинкой. Поэтому девушки (а теперь еще и парни) массово делают европейские носики. Если гулять по любому городу час, то обязательно встретишь несколько человек с пластырем на лице. Это значит, что недавно сделал операцию. Точно так же увеличивают грудь (очень популярная тема) и делают прочую коррекцию тела. Все это не запрещено, наоборот приветствуется. Но всю лепоту показывай только супругу. Другие люди должны видеть твою человеческую, а не сексуальную изящность.

7. Типичный иранский нос. Кассир в ресторане Исфахана.


У нас женщина выходя на улицу одевает все самое красивое, а дома часто ходит в чем попало, в рваном халате или майке, старой одежде. Потом удивляются, что мужчины начинают смотреть налево. В Иране все наоборот, может и поэтому там такие крепкие семьи.

Все люди делятся на три группы: посторонние, близкие родственники и дальние родственники+друзья. Про посторонних я рассказал. При близких родственниках можно ходить с непокрытой головой, в достаточно открытых нарядах. Если приходят друзья или дальние родственники хиджаб обязателен. Есть любопытная придумка. Допустим вы сидите в своем доме и занимаетесь хозяйственными делами. Вдруг к вам приходят гости. Как узнать кто идет - мужчина или женщина? Когда еще не было дверных глазков, придумали вот такие звонки. Если стучать палочкой, то это означает, что пришел мужчина и нужно покрыть голову платком, а если стучат в колечко, то это означает, что пришла женщина и хозяйка может открывать дверь в том виде, в котором работает или отдыхает дома.

8. Дверные "звонки".


В чем ходят дома? Кроме красивых платьев, есть и красивые чадры. Они могут быть любых цветов, с любым рисунком, прозрачные. Кстати, коричневые или серые чадры довольно часто можно встретить и на улице. Хотя больше всего черного цвета, что создает ощущение будто ты попал в женский монастырь и вокруг тебя одни монахини. Но это совсем не так.

9. Местный иранский "Макдональдс".


Как-то я оказался в иранском магазине по продаже женского белья. Дело было на острове Киш. Мне нужно было купить шорты для плавания и я пошел в магазин по продаже белья и купальных костюмов. Оказалось, что кабинок для примерок у них нет (не принято). Мне любезно разрешили подняться на второй этаж, где продается самое сексуальное женское белье, а в тот момент никого не было. Да, друзья, секс в Иране есть. Море кружевных, с дырочками, прозрачных сверхмаленьких - чего там только не было. Милые женщины продавщицы, которые отправляли меня наверх, особенно попросили, чтобы я не смотрел по сторонам, но понимали, что это невозможно, потому во время примерки снизу раздавался смех. Еще больший смех был по моему возвращению. Возможно я был первый мужчина, которого допустили в святая святых.

10. Вот такие скульптурки продаются в торговом центре на о. Киш. Немного открыт верх и не прикрыта попа, но в целом хиджаб.




Вообще женское белье выставляют открыто. Прячут только самые сексуальные модели.




Итак вы поняли, что хиджаб обязателен для женщин только в присутствии посторонних мужчин. Дома можешь ходить хоть голой - свобода полная. Но только если ты одна или в присутствии мужа. При родителях и детях оголяться категорически запрещено.
В общественных банях, саунах или бассейнах есть обычные кабинки для одежды. Раздеться можно только до нижнего белья. Затем отправляешься в специальную закрытую кабинку для надевания купальника. Если ребенку больше 9 лет, то он должен переодеваться только в закрытой кабинке. Родители видеть его голым не должны. Равно как и он мамочку или папу. Мать и дочь переодеваются так, чтобы не видеть друг друга. Женщина женщине может показывать все, кроме части тела от пупка до коленей. Кстати, это же правило относится к мужчинам. Точно также в бане и на пляже обязательны шорты, никаких узеньких обтягивающих плавок. Мне рассказывали, как один иранец приехал в Россию, пошел в русскую баню, испытал настоящий шок и впал в депрессию. Дело в том, что прожив пятьдесят лет, он впервые в жизни увидел голых мужчин. Он не знал куда деться, старался смотреть в пол и своим видом напоминал десятилетнюю девочку, впервые увидевшую голого мужчину.
Все сауны или бассейны только раздельные. Купаться мужчинам и женщинам вместе категорически запрещено.

15. Девицы собрались на пляж. Но не купаться, а просто отдохнуть или покататься на лодках.


Если семья выезжает на пляж, то могут купаться вместе только на диком пляже. Хиджаб для женщин в этом случае обязателен. Есть специальные купальные костюмы, полностью покрывающие все тело. Все официальные пляжи только раздельные: женщины и мужчины отделены забором.
Врачи могут видеть все. Есть врачи-мужчины в том числе по женским болезням. Но иранские женщины скоре пойдут к врачу-женщине.

Хиджаб обязателен с 9 лет. До этого возраста девочки могут ходить с непокрытой головой, в очень открытых майках и шортиках. Но я видел несколько девочек до 9 лет укутанных в чадру. Их вид демонстрировал всем окружающим, что они очень довольны и горды собой - значит их уже считают взрослыми! Пожилые женщины могут не покрывать голову вовсе, но как мне рассказали, таковых еще никто не видел.

Если вы вышли на улицу не в хиджабе даже на пять минут, но вас увидел полицейский, то вы будете арестованы, доставлены в участок и с вами будут проводить воспитательные беседы. Для иранок наказания никакого не будет, но родителей вызовут и объяснят им, что они дурно воспитали свою дочь.


Сейчас можно встретить довольно много женщин, которые едва-едва покрывают голову платком. Главное, чтобы хоть немного были прикрыты волосы. Многие так и носят: покрыт только хвостик на затылке. Люди более религиозные считают это отступлением, но дресс-код не нарушен. Можно носить и шляпку. Я видел даже очень маленькие шляпки, покрывающие одну макушку. Проходит. Если платок случайно с головы падает, то никто в истерику не впадает, все относятся совершенно спокойно и замечания никто не сделает. Я видел в гостинице в Исфахане турчанку, которая сбросила платок вовсе и никто даже глазом не повел. Понятно, что иностранка, что с нее взять. Но злоупотреблять миролюбием не стоит. Лучше все-таки уважать правила страны. В той же гостинице молодая модница иранка решила прикрыть голову шарфом, открыв распущенные (!) волосы до середины спины. Опять-таки полное молчание со стороны иранцев. Про себя наверняка ее осудили за развратный вид, но никто замечание не сделал. В Тегеране видел женщину с очень открытым верхом, было видно верх груди. Спокойно шла по улице. Некоторые молодые девицы оголяют руки до середины предплечья. Опять-таки смотрят на это спокойно.
Наши стюардессы в нашем самолете ходят без головных уборов, но выйдя из самолета они обязаны повязать платок на голову. Забавно: возвращаемся домой, к самолету все идут в платках с очень серьезным видом, иностранок от иранок почти не отличить. Вошли на борт и все женщины сняли платки. Ну или почти все, специально не проверял.

17. У этой девочки платок висит на хвостике. Это нормально. И, на мой взгляд, красиво.


Девицы в мечети (!) фотографировали другу друга. Заметили меня. Еще и воздушный поцелуйчик передали.


Так как Иран постоянно подвергается террористическим атакам радикальных исламистов и противников режима, то при входе в общественные здания всех людей проверяют как у нас - проходишь через металлоискатель - и возможен более детальный досмотр. Для женщин всюду сделаны отдельные входы, как правило закрытые занавесом. Там при необходимости могут заставить снять паранджу или другую верхнюю одежду. Естественно, что досмотр проводят только женщины-полицейские.

Коль зашла речь о профессиях, то я не знаю есть ли какие-либо ограничения для женщин в выборе профессии. Они работают таксистами, управляют башенными кранами и кораблями, есть летчицы, спортсменки, ученые, бизнесмены (есть даже миллиардершы), депутаты, министры, одним словом, все профессии открыты для женщин. Получай образование и вперед. Сейчас уже не помню, но кажется в иранском правительстве и парламенте больше женщин, чем у нас.
Более 65 процентов университетских студентов - женщины, причём в некоторых областях (науке и инженерных областях) их доля превышает 70%. До исламской революции получить образование женщине было очень затруднительно. Тем более высшее. Сейчас же есть даже специальные духовные академии для женщин-богословов.

19. Молодая женщина архитектор или инженер осматривает место проведения будущих строительных работ.


На дорогах много машин, мотоциклов и мопедов с женщинами за рулем. Самый распространенный стиль одежды для молодых иранок: джинсы, кроссовки, курточка прикрывающая попу и чадра или платок на голове. Очень удобно и довольно красиво. Совершенно нормальная картина: мопед, им управляет девица в джинсах, кроссовках, чадре и с сигареткой в зубах.

Про общественный транспорт.
Он всюду раздельный. Мужчины сидят в первой половине автобуса, женщины сзади. Так же и в метро: в каждом составе есть два вагона исключительно для женщин. Мужчинам категорически запрещено заходить на женскую половину. А вот женщины могут свободно входить на мужскую. Если, конечно, там не тесно. Прикосновения категорически запрещены. Даже руку женщине подавать нельзя. Любые попытки обнять или положить руку на плечо приравниваются к развратным действиям и мужчина будет наказан палками (если женщина посчитает себя оскорбленной и сможет доказать приставание).
Даже если на ваших глазах женщина упала, то вы не имеет права к ней прикасаться, чтобы поднять. Дайте палку, веревку, все что угодно, но не руку (понятно, что врачи могут поднимать). Я видел, как молодая женщина с маленькой дочкой перепрыгивала через канаву и мужчина протянул руку девочке. Она была хорошо воспитана и руку отвергла. Прикасаться нельзя. Точка.

20. Город Кум. Женщины ждут автобус. Спереди садятся мужчины, женщины заходят и сидят сзади. Поэтому стоят чуть дальше самой остановки (видимо автобус будет длинный). Женщина может войти в первую дверь и сидеть/стоять с мужчинами. Мужчине вход в последнюю дверь закрыт.


21. Экскурсовод на телебашне в Тегеране. Обратите внимание на тонкие пальчики. Во время экскурсии подошла ко мне и на хорошем английском предложила ответить на любые вопросы и рассказать подробнее, если меня что-то заинтересовало. Иностранцев вообще любят. Стараются угодить и помочь во всем.


22. Продавщица мороженного застеснялась и отошла в сторону, чтобы я ее не фотографировал. Пришлось сделать вид, что я снимаю мороженное. Кокетничала, конечно. Девочка очень красивая, жаль не смог уговорить её на съемку портрета.




Можно удивиться таким правилам, но у них есть одно несомненное достоинство - даже поздно вечером или ночью девушка может одна спокойно ходить в любом парке, в любом районе города, не опасаясь за последствия. Никто ее пальцем не тронет. Преступления на сексуальной почве, конечно, бывают, но это большая редкость, о которой узнает вся страна. И все знают, что для насильника выход только один - виселица.

Полная свобода в сугубо женском коллективе. Школа в Иране раздельная: есть школы для мальчиков и девочек. Совместное обучение запрещено. Лично я убежден, что это очень правильно и мудро. Кому непонятно - объясню в комментах. В школе девочки платки не носят и одевают их только при выходе из школы.
Институты общие, обучение совместное. Еще лет 30-40 назад супругов выбирали родители. Сейчас как во всем мире - сами выбираю себе спутника жизни. Властями приветствуется свободное общение юношей и девушек до свадьбы. Считается, что нужно лучше узнать друг друга до свадьбы. Поэтому никаких ограничений в общении юноши и девушки нет. Но если они перейдут грань, начнут сексуальные отношения и это станет известным, то они обязаны будут немедленно жениться или оба сядут в тюрьму надолго. За изнасилование - виселица. Исключений не будет ни для кого.

Привет! Меня зовут Кристина, мне 27. Я живу в Иране (по-моему, я первая представляю эту страну здесь). На данный момент, все свое время посвящаю своему маленькому сыночку, которому скоро исполниться 6 месяцев, любимому мужу и, конечно, домохозяйству). Давно наблюдаю за жизнью разных людей благодаря сообществу odin-moy-den и вот решила показать свой день. Итак, один выходной день иранско-русской семьи, 18 сентября 2011.

(Всего 65 фото)

1.Сегодня малой дал поспать больше обычного, чему я очень рада. Чувствую себя по-настоящему отдохнувшей. Кстати, в Иране все по-другому, даже дата))) У кого-то может и 18.09, а у нас 27.06)))

2.В квартире полумрак и даже кажется, что еще очень рано.

3.Поднимаю жалюзи и вот он вид из моего окна. Мне очень нравится, именно поэтому никаких штор и тюлей на окна не вешаю.

6.На душ времени нет, потому что уже пора выезжать, так что просто умываюсь и чищу зубы.

7.Компромисс с мужем))) Он пользуется зелененьким мылом, я тем, что Lux.

8.Утром обычно не крашусь, вообще почти никогда не крашусь, потому что мужу я нравлюсь больше без косметики. Поэтому наношу лишь солнцезащитный крем и чуток подкрашиваю ресницы.

10.Иду на кухню собирать сумку, мы сегодня едем в пригород Тегерана, заодно устроим там маленький пикничок. После появления ребенка в основном сижу дома, поэтому рада любому выезду. Грею пирожки, вчера пекла сама. Я вообще не очень люблю готовить, но иногда бывает).

11. Нашла в холодильнике кетчуп, муж очень любит с пирожками.

12. Собираю сумку.

13. Люблю эту сумку, нам ее на Филиппинах подарили, акция от Читоз была. Теперь вот везде ее таскаю, пропагандирую так сказать. В Иране как-то не особо парятся насчет экологии(((

15. Наш дом с улицы.

16. А это объявления на фасаде дома, черт только разберет че там написано... Слабо прочитать?)))

17. Проверяю, все ли взяли.

18. Трогаемся, времени натикало вот столько.

19. Едем мы в пригород Тегерана за яблоками. Там много садов и яблоки знамениты на весь Иран, но до столицы они обычно не доходят, их прям там распродают, большая часть идет на экспорт, поэтому мы каждый год в это самое время ездим туда. Вот что вижу из окна машины (сорри, фотки не ахти, но все же).

23.Тетеньки иранские.

24. Ну вот и подъезжаем, кстати, путь не близкий, почти 100 км намотали. Вот те самые сады и загородные дома.

26. А вот и яблочки.

27. Пока муж торгуется, оглядываюсь по сторонам. Вот реклама чайханы, эх, жаль, что еще так рано. С удовольствием бы покурила кальяна...

28. Орешки грецкие продают.

29. Сына возмущался, ничего другого просто не пришло в голову, чтоб его утихомирить.

30. Муж закупился, отправили покупки в багажник, едем искать подходящее местечко для пикника. По дороге увидели обалденную тыкву.

33. Или сока? Кстати, мой любимый, с кусочками фруктов.

34. Хорошего понемножку(((нужно потихоньку возвращаться. Ага, едем в правильном направлении.

35. Виды Тегерана из окна машины.

40. И такие приколисты встречаются)))

41. Хотели догнать свадебную машину, не успели, т.к. она свернула.. Вон она, белый Пежо 206.

42. Подъезжая к дому, заезжаем в ресторан за кебабом, т.к. времени на готовку уже нет, а кушать охота сильно.

43. Вообще-то у них есть доставка, но самим быстрее будет.

44. Уф, какой вкусняшкой запахло на всю машину

45. Последний перекресток и мы дома.

46. Ого, сколько уже времени... Кстати, туда-обратно почти 200 км намотали.

47. Сынуля уснул в дороге, потому быстренько распаковываем еду и кушать.

50. Хотелось чуток отдохнуть после обеда, но не тут-то было, сына проснулся. Не судьба, видимо, да и дел еще много. Сажу его в ходунки, а сама на кухню.

51. Мою яблочки.

52. Загружаю стирку.