Когда ребенок начинает гулить и агукать. Почему не гулит ребенок? Как стимулировать малыша к беседе

21.07.2019

Гуление можно определить как этап развития речи малыша, сменяющий крик и предшествующий лепету. Данный тип коммуникации возникает у ребенка с 2 месяцев, заканчиваясь к 7 месяцу жизни. Гуление выражается в негромком протягивании вслух отдельных звуков, преимущественно гласных.

В педиатрии и логопедии принято выделять два типа гуления:

  1. гуканье (является начальной стадией гуления, когда малыш начинает проговаривать короткие односложные конструкции);
  2. свирель (второй этап развития гуления, при котором появляется способность протягивать несколько слогов каскадно; развивается к 4 месяцу жизни).

Межнационального или международного разграничения в гулении нет – дети любого языкового и этнического окружения агукают одинаково. Только на заключительной стадии развития этого вида коммуникации (ближе к полугоду жизни) в произношении могут появиться черты, присущие конкретному народу.

Гуление характерно также и для слабослышащих или глухих детей.

Когда у детей начинается гуление

Часто родители не замечают изменений произношения крохи, пропуская момент, когда у ребенка появляется способность проговаривать отдельные гласные звуки. Тогда их речь может казаться причудливой, необычной, так как звуки имеют растянутую структуру.

Подобные изменения заметны уже на второй или третий месяц жизни. В таком возрасте формируются первые навыки коммуникации, когда ребенок пытается общаться посредством произношения слогов, а также простых звуковых конструкций. Проговаривание цельных слов не характерно.

Структура агуканья с течением времени изменяется – сначала это могут быть сольные обрывочные звуки, впоследствии становящиеся более плавными, мелодичными и непрерывными.

Помимо гласных, когда ребенок гулит, он может учиться говорить длительные согласные вроде «м», «с», а также буквы «б», «п». Это делает речь более разнообразной.

Как могут помочь родители при гулении

Гуление и лепет можно рассматривать как способы поиска новых путей общения. Родителям стоит это учитывать, поддерживать кроху, разговаривая с ним. Это можно сделать так:

  • всегда отвечать на звуки, которые издает малыш, подбадривать его;
  • доброжелательно относиться к речи – улыбаться, показывать, что ребенок делает все правильно, что его действия приятны родителям;
  • активно артикулировать при общении;
  • применять методы жестикуляции, чтобы сделать речь более выразительной; иногда можно также гримасничать, чтобы поддержать интерес;
  • общаться активно, четко.

Нужно также следить, чтобы процесс развития речи происходил в спокойной обстановке, когда отсутствуют неприятные или отвлекающие факторы.

Обычно агукать малыш начинает не для того, чтобы сообщить родителю о своих потребностях или желаниях. Гуление воспринимается как игра, поэтому чтобы познание речи было эффективным, нужно создать благоприятные для этого условия – малыш должен быть чистым, здоровым и сытым.

Что можно сделать, если гуления нет

Не нужно беспокоиться, если к 2-х месячному возрасту гулить кроха не начал – при нормальном развитии процесс познания структуры речи является индивидуальным, поэтому у некоторых может происходить очень быстро, а у других – с опозданием. Имеет значение темперамент – одни дети начинают гулить очень рано, а остальные без видимых причин молчат.

Обратиться за консультацией к специалисту нужно, если ребенок совсем не может гулить к 4-х месячному возрасту. В такой ситуации полностью отсутствует произношение отрывочных или плавных гласных звуков. Тогда вероятны какие-либо нарушения развития.

Существует мнение, что гулению можно научить посредством простых задач и упражнений, когда молчание не вызвано сбоями или отклонениями в интеллектуальном и физическом росте. Отсутствие агуканья может быть вызвано недостатком общения. Для начала матери следует чаще разговаривать с крохой, петь ему детские спокойные песни и колыбельные. При пении желательно вытягивать гласные звуки, чтобы их можно было расслышать и запомнить.

Нужно создать правильную обстановку в семье – обеспечить спокойствие и благополучие. Ни при каких обстоятельствах нельзя ссориться вблизи ребенка, так как это может испортить настроение крохе и сказаться на процессе развития его коммуникационных навыков. Познание звуков начинается в процессе игры, а при неблагоприятной обстановке вокруг малыш этого сделать не сможет. Если отношения внутри семьи наладятся, ребенок быстро научится гулить.

Некоторые врачи и родители рекомендуют начать развитие тонкой моторики рук уже в двух- или трехмесячном возрасте. Речевые умения могут зависеть от степени физической развитости, поэтому следует уделить внимание прикосновениям к рукам и ногам малыша. Можно также давать ему подержать небольшие предметы.

Важно не кричать на ребенка за провинности и не заставлять его гулить силой, так как это дает обратный эффект – из-за страха перед родителями навыки речи не развиваются.

Нужно обращать внимание на интонацию общения и корректировать ее, так как дети к третьему месяцу способны различать оттенки настроения и улавливать тон беседы.
Если гуление ребенка началось, оно плавно перейдет в этап лепета, на котором формируются слоги и простые слова.

Как можно развить навыки гуления

Если гуление у малыша не слишком выражено, можно попытаться ускорить становление навыка. Для этого следует:

  • разговаривать с малышом не слишком громко, чтобы не испугать его, и не слишком тихо, чтобы произносимое можно было четко услышать;
  • поддерживать доброжелательный тон общения;
  • не ослаблять контакт с ребенком на зрительном уровне – важно, чтобы положение губ взрослого и манера проговаривания звука были видны (в некоторых случаях дети намеренно стремятся это увидеть);
  • поддерживать тишину в помещении, так как посторонние шумы могут прекратить гуление, заставить замолчать;
  • играть в простые игры по типу «ладушек»;
  • копировать детскую манеру произношения – агукать и гулить в ответ, так как рефлекс подражания в возрасте до полугода еще не угасает (иногда это является методом терапии – детям включают записанное на диктофон гуление, чтобы показать им правильную модель развития речи);
  • мягко массажировать щеки, губы, живот и грудь ребенка, при этом можно рассказывать детское стихотворение или петь песню – это помогает развить у детей голосовую подачу (возникает она внезапно);
  • хвалить кроху за успехи в общении, поддерживать его гуление.

Нельзя искажать слова и сюсюкать с детьми – неправильное произношение родителей становится причиной некорректного воспроизведения звуков при гулении, а в будущем – слогов и слов.

Что делать, если ребенок перестал гулить

Внезапное прекращение гуления, если оно не перешло в лепет, должно вызвать беспокойство у родителей. Лучше показать малыша специалисту при такой ситуации, чтобы исключить возможность появления отклонений в развитии. Особенно это актуально, если кроха не только перестал гулить, но и стал вялым, беспокойным.

Самостоятельно родители могут помочь, продолжая с ребенком разговаривать (выразительно, эмоционально, активно), копировать звуки гуления и агуканья даже в том случае, если малыш произвольно больше их не произносит. Нужно всегда поддерживать благоприятную психологическую обстановку вокруг крохи. Это помогает, если состояние не вызвано нарушениями в интеллектуальном или физическом плане.

Что такое гуление должен знать каждый родитель грудничка, так как это важный процесс становления детской речи, при котором происходит процесс познания правильного произношения отдельных гласных и иногда согласных звуков. Появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обратиться к специалисту следует, если ребенок вял, грустен, у него внезапно прекратилось гуление или оно отсутствовало изначально к возрасту 7 месяцев. Но если малыш веселый, жизнерадостный, а также активный, наиболее вероятно, что гуление еще не началось вследствие индивидуальных особенностей развития.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Когда ребёнок начинает агукать и гулить?

Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.

Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.

Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.

Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.

Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.

Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:

  1. Агуканье и гуление обычно длится 6 — 9 месяцев.
  2. Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребёнок начинает говорить первые слова.

Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.

  • с рождения и до 1 месяца младенцы производят в основном звуки удовольствия, крики о помощи и реакции на человеческий голос;
  • около 2 месяцев младенцы уже могут различать разные звуки речи и издавать нечто, похожее на «гусиные звуки», или кряхтение;
  • около 3 месяцев малыши начинают издавать удлиненные гласные звуки «oooo» «aaaa» (первое агу), и будут отвечать вокально на речь других. Они продолжают издавать преимущественно гласные звуки;
  • около 4 месяцев дети могут менять свою подачу и подражать тонам взрослой речи;
  • около 5 месяцев крохи продолжают экспериментировать, пытаясь имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми;
  • около 6 месяцев дети меняют громкость, подачу и скорость. Когда младенцам 6 месяцев, они, наконец, могут контролировать открытие и закрытие вокального тракта. Получив эту способность, малыши начинают различать разные звуки гласные и согласные.
  • около 7 месяцев младенцы могут производить несколько звуков на одном дыхании. Они также распознают разные тона;
  • на 8 месяце малыши могут повторять отдельные слоги. Они имитируют жесты и тональное качество речи взрослых. Дети также воспроизводят пёстрое гуление. Разнообразная болтовня содержат смеси комбинаций согласных и гласных, такие как «ка, да, бу, ба, ми, боу». Разнообразие этого лепета отличается от редуплицированного с точки зрения вариации и сложности образующихся слогов;
  • около 9 — 10 месяцев младенцы могут подражать не речевым, а речеподобным звукам, если они находятся в репертуаре ребёнка. Когда дети начинают агукать, это уже начинает походить на родной язык. Общее строение слогов, которые они воспроизводят, очень тесно связано со звуками их родного языка, и эта форма гуления значительно предвосхищает форму ранних слов;
  • на 11 месяце малыши подражают флексиям, ритмам и выражениям ораторов;
  • к 12 месяцам младенцы обычно могут говорить одно или несколько слов. Эти слова относятся к предметам, которые они называют. Дети используют их для привлечения внимания или для определённой цели. Крохи продолжают воспроизводить гулящие звуки за пределами своих первых слов.

Современные исследования поддерживают идею о том, что лепет непосредственно связан с развитием языка.

Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.

Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка.

Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают. Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать своё внимание на специфических особенностях звука. Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.

Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребёнок. Было выделено, что младенцы, рождённые во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.

Порядок составления согласных и гласных в гулении русских, английских, шведских, французских и японских младенцев также, по-видимому, похож на порядок их родного языка. Эти результаты подтверждают ещё одну гипотезу, предполагающую, что детское журчание напоминает фонетические характеристики родного языка ребёнка из-за воздействия речи.

Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребёнка наибольшее воздействие.

Аномальное развитие

Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.

Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.

Гуление у глухих детей

Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.

Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.

Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.

Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.

Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.

Как научить ребёнка агукать?

Чтобы помочь ребёнку повысить восприимчивость языка (понимание, что он слышит) и его желание гулить и агукать, почаще говорите с крохой.

Нет никакого правильного или неправильного способа говорить с вашим ребёнком. Читаете ли вы книгу, болтаете о погоде или описываете, что находится на полке в продуктовом магазине, — всё это будет полезно для языковых навыков ребёнка. Младенцам нравится разговаривать, слушать ваши реплики и подражать им. Так они учатся говорить.

Методы поощрения ребёнка «разговаривать»

  • дайте ребёнку игрушку и поговорите об этом.

«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!»;

  • включайте зрительный контакт с ребёнком, пока он разговаривает с вами. Когда он болтает, смотрите малышу в глаза, улыбайтесь и отвечайте;
  • подражайте болтовне ребёнка. Если вы слышите, как он подражает звуки, которые вы издаете, повторяйте его снова и снова. Повторение может показаться простым и глупым, но это очень интересно для крохи. Оно поощряет его практику вокализации, а также учит малыша, что звуки не просто забавны, но являются и способом общения;
  • задавайте много вопросов.

«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»

«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»

Затем сами отвечайте.

«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».

Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;

  • если не знаете, о чем поговорить, рассказывайте ребёнку, что вы (и он) делаете.

«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчёт этой, с фиолетовыми цветами?»

Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.

  • читайте книги. Книги — это супер-источник новых слов для ребёнка.Чтение позволяет малышу слышать, как звучат фразы.

Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.

С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребёнка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.


В мире существует огромное количество языков и наречий, но для новорожденных это не имеет ни малейшего значения. Все без исключения дети начинают свое обучение речи с одних и тех же звуков и неважно, к какой национальности они относятся.

Все эти звуки хорошо известны каждому, кто имел счастье воспитывать маленького ребенка. В первую очередь это гласные: «а», «о», «у», «э» и так называемые, губные звуки, которые наиболее близки к механизму сосания: «м», «п», «б». Они же впоследствии станут основой для произношения крохой первых слов, которые, кстати, будут очень похожи на многих языках: мама, папа, баба…

Но до первых слов еще далеко, для начала ребенку нужно освоить произношение всех этих звуков. Чем он и занимается в первые месяцы своей жизни. Если точнее, то примерно с 2 месяцев ребенок начинает гулить, иначе говоря «играть» гласными. А спустя совсем немного времени он уже с легкостью начинает лепетать, то есть произносить первые слоги.

Обратите внимание, специалистами доказано, что ребенок гулит и лепечет, когда находится в хорошем настроении. А что для этого нужно грудничку? Правильно, чтобы он был сыт, чист и рядом находилась мама. Соблюдение этих простых условий создает прекрасные возможности для развития речи у детей. Вам остается только немного помогать ему.

Для этого, начиная со 2 месяца, когда ребенок начинает гулить, старайтесь всячески поддерживать его в этом. Каким образом? Да очень просто – произносите те же звуки что и он: «уа-уа-уа», «уо-уо-уо» и т. д.


Мало того, попробуйте не только поддерживать его гуление, но провоцировать его, например, произносите те же звуки, находясь рядом с малюткой, даже когда он молчит. Буквально несколько таких тренировок и он начнет за вами повторять. Кстати это особенно полезно будет тем родителям, у которых ребенок мало гулит или вообще перестал гулить.

Все эти действия будут способствовать тому, что ребенок еще больше будет гулить и лепетать. А значит и быстрее научится говорить. Если не знаете, во сколько ребенок начинает говорить, рекомендуем ознакомиться ос статьей.

В первые недели после рождения малыш может только кричать. Но с каждым днем этот крик становится более осознанным, появляются разные интонации. Мама уже может различать, когда ребенок проголодался, когда требует внимания, а когда нужно сменить подгузник.

После крика наступает стадия гуления, когда малыш произносит различные вариации звуков -агу, -гы, -гэ и прочих. Как правило, это происходит в возрасте 4-8 недель. Затем от гуления ребенок переходит к лепету, а уже после и к целым словам. Гуление и лепет важны для развития речи. За счет этого учатся произносить звуки, выстраивать цепочки из слогов.


Этапы развития речи ребенка

  • В первые недели жизни грудничок еще не умеет устанавливать контакт. Эмоциональное общение только начинает устанавливаться. А выражает чувства и потребности новорожденный только при помощи крика;
  • На втором месяце чувства и потребности младенца становятся более осознанными, появляются новые интонации и эмоции. Привлечь внимание крохи можно путем различных воздействий на зрение, слух и осязание;
  • К третьему месяцу грудничок чувствует потребность в общении со взрослым. Он начинает гулить и ждет ответной реакции;
  • На четвертый месяц грудничок прислушивается к человеческому голосу, пытается повторить движения губ и звуки за взрослым;
  • В полгода малыш начинать гулить или произносить первые слоги, причем сначала однократно. Затем постепенно он начинает повторять их друг за другом;
  • К году ребенок уже может произносить простые слова.

Развитие речи в первые месяцы жизни

К трем-четырем месяцам грудничок уже умеет громко смеяться или проявлять недовольство. Кроха может испытывать и переживать радость и любопытство, страх и обиду. Смех и улыбка в этом возрасте происходят осознанно.

Психическое и эмоциональное развитие младенца в 4 месяца характеризует повышенное оживление. Малыш реагирует на знакомые голоса и лица, игрушки и предметы, машет руками и ногами, смеется или улыбается в ответ. Он изучает свое тело, трогает волосы и лицо, рассматривает пальчики, ноги и руки. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Кроме того, он уже узнает и реагирует на имя!

Дети в четыре месяца легко произносят гласные звуки «а» и «о», согласные – «б», «п» и «м», начинают говорить простые слоги. Для развития речи регулярно разговаривайте с ребенком, активно используйте мимику! Показывайте карточки с изображениями и произносите вслух названия. Кроме того, в это время грудничок воспринимает звуки, которые имитируют звуки животных.

В каком возрасте ребенок начинает лепетать

Лепетать или произносить первые слоги малыш начинает в 6-7 месяцев. Но это условные рамки. Когда младенец начнет лепетать, зависит от индивидуального развития, темперамента и характера ребенка.

Некоторые активные дети лепечут уже и в 4-5 месяцев. А спокойные и тихие малыши начинают произносить слоги лишь в 9-10 месяцев. Интересно, что некоторые детки долго молчат и впитывают знания, а потом сразу начинают произносить несколько слогов и даже простые слова.

Детки начинают говорить простые слоги, типа “ба”, “ма”, “та” и пр. после пятого месяца. Сначала они произносят такие слоги однократно и редко, затем чаще и повторяя друг за другом. Тем самым они выстраиваются в цепочки и уже составляют целые слова, наподобие, ма-ма, ба-ба, па-па.


Во многом, когда начнет лепетать и говорить малыш, зависит от степени интенсивности занятий. Регулярные упражнения помогут ребенку правильно развиваться.

Развитие речи малыша в 6-12 месяцев

Разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с жестами и движениями, пойте ритмичные песенки. Используйте разные интонации, ведь дети уже в полгода распознают звуки, чувства и тона в голосе. Они следят не только за речью, но и за движением губ. Поэтому не забывайте о мимике!

Полугодовалый малыш хорошо играет с игрушками. Он уже может искать и тянуться к ним. Покажите грудничку любимую собачку или другое животное и спрячьте в сторону. Кроха сразу повернется в ту сторону, где вы спрятали игрушку. Начнет протягивать ручки и лепетать. Помогайте младенцу и приговаривайте “Где собачка? Куда делась собачка? Вот она! Возьми собачку! Как лает собачка? Ав-ав”.

Используйте карточки с изображениями. Четко проговаривайте названия картинок, имитируйте звуки животных. Кроха с радостью и интересом будет повторять за взрослым. Такие занятия и игры прогрессируют речевое развитие. Кстати, в шесть месяцев можно оставлять малыша одного на некоторое время, чтобы тот попробовал занять себя сам. Таким образом, ребенок станет сосредоточенным и самостоятельным. Подробнее о развитии грудничка в шесть месяцев читайте по ссылке

Когда малыш начнет произносить слова, нужно тренировать мышцы щек и губ. Как правило, это происходит в 11-12 месяцев. В это время дети говорят уже около 10 легких слов, наподобие, “мама”, “папа”, “деда”, “баба”, “дай”, “вон”, “тут”, “туда” и т.д.. Кроме того, они подражают звукам животным и произносят “мяу”, “гав”, “му” и прочее.

Главная > Грудничок > Первые достижения >

С рождением малыша родителей ожидает круговорот удивительных событий. Одно из таких - время, когда ребенок начинает гулить и агукать. Любящие родители с нетерпением ожидают этого периода, ведь наблюдать за тем, как кроха подрастает и начинает произносить первые звуки, большая радость. Какие особенности свойственны этому отрезку жизни в развитии новорожденного малыша?

От первого «агу» к осознанному разговору

«Агу», - примерно так слышат и обобщают взрослые цепочку звуков, которые издают маленькие дети. С особым, мягким гортанным произношением, малыши проговаривают такие гласные звуки, как «а-а-а», «у-у-у», «ы-ы-ы», «о-о-о», а также что-то, напоминающее согласные. Это воркование называют по разному: гуление, гукание, агукание.

Дети начинают агукать в 1,5 месяца, иногда немного раньше или позже. Это означает, что период адаптации к окружающей среде проходит успешно. Примерно до трех месяцев младенец гулит неосознанно. В это время он обходится без собеседника, разговаривает сам с собой. Малыш размахивает ножками и ручками, проговаривая звуки в такт своим движениям, а также пускает слюни и пузыри. Таким образом новорожденный тренирует артикуляционный аппарат, разрабатывает и формирует речевые органы.

Это интересно: На первый взгляд, дети разных национальностей гулят одинаково. Однако современные исследования показали, что носители определенного языка по гулению с легкостью отличают своих соотечественников среди множества малышей.

Почему так происходит, могут объяснить немецкие ученые. Они первыми обнаружили, что еще находясь в утробе матери, ребенок слышит и осваивает родную речь. Поэтому, когда он начинает агукать, то делает это с присущей его нации тональностью.

С 3-4 месяцев маленькие дети начинают агукать уже осознанно, активно вступая в разговор с близкими людьми и выражая эмоции. К гласным добавляются некоторые согласные. У малышей легче всего получаются гортанные звуки, издаваемые при сокращении мышц неба - «гъ», «къ». «х».

После 6 месяцев добавляются губные звуки, такие как «м», «п», «б» и так далее. Кроме того, ребенок соединяет отдельные буквы в слоги, состоящие из гласных и согласных. Так он начинает произносить «а-ба», «у-гу», «а-га» и, конечно лепетать первые «па» и «ма».

Почему ребенок молчит?

Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.

Какие факторы могут влиять на разговорчивость малыша?

  1. Половая принадлежность. Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков - позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
  2. Окружающая атмосфера. Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
  3. Общение Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие - купание, кормление, переодевание, смена памперса, - должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами. Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску. По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.

Как стимулировать речь

Речевые способности лучше формируются, когда у ребенка хорошо развита мелкая моторика. На ладошках размещены акупунктурные точки, которые имеют связь с речевыми центрами головного мозга. Мелкую моторику у детей раннего возраста можно развивать следующими способами:

  • Регулярно делать массаж ладоней.
  • Часто играть в «ладушки-оладушки».
  • Сгибать и разгибать пальчики, одновременно считая, сколько их на руках.
  • Выкладывать малютку на живот, подкладывая под руки структурный коврик.

Чтобы научить ребенка говорить, кроме ежедневного занятий для развития мелкой моторики с ним нужно заниматься речевыми играми.

Малышам в возрасте от двух месяцев можно напевать детские песенки состоящими из коротких слов. Когда малыш гулит, взрослые могут четко повторять издаваемые им звуки. Кроха захочет ответить. Получится увлекательное занятие, которое приведет малыша в восторг. Когда ребенок подрастет, игру можно усложнить, проговаривая слоговые цепочки - «ма-ма», «ба-ба», «ау-ау».

К году малыш уже будет произносить целые слова. Некоторые дети в этом возрасте не оправдывают ожидания родителей, и все попытки научить их говорить кажутся безрезультатными. Многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного малыша. Одни начинают разговаривать рано, проходя путь от повторения слогов, слов, а затем предложений. Другие упорно и долго молчат, произнося только отдельные звуки, но потом начинают говорить сразу, целыми предложениями, так что родители не успевают отслеживать новые слова.

Нет твердых рамок, определяющих, сколько слов и какие буквы должен выговаривать маленький ребенок. Неполный звуковой ряд до 2-3 лет является нормой. Если у ребенка нет задержки психического развития, он хорошо понимает речь взрослых и правильно реагирует на их слова, то нет повода для тревоги.


Проблемы в речевом развитии

В каком случае может понадобиться консультация специалиста?

  • Ребенок молчит несколько дней, хотя до этого активно гулил и агукал.
  • Малыш не начал гулить, хотя ему уже исполнилось 3-4 месяца.
  • Кроха гулит, но звуки, издаваемые им, звучат отрывисто и мало похожи на воркование.
  • Гуление напоминает визг.
  • Ребенок не ведет «диалог» со взрослыми, издает беспорядочные звуки.

Подобные симптомы должны насторожить. Родителям важно вовремя предпринять соответствующие действия и записаться с ребенком на прием к хорошему невропатологу.

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

Получив «на руки» свое долгожданное счастье – малыша, вы сразу сталкиваетесь с множеством вопросов. Самым сложным является первый год жизни крохи, так как в этот период он особенно стремительно развивается и познает себя и окружающий мир. Большинство переживаний возникает во время сравнения с другими детьми. Именно поэтому не стоит забывать, что до года понятие «норма» крайне растяжимо и индивидуально во всем. Поэтому многих родителей волнует вопрос о том, когда ребенок начинает гулить, а также моменты, связанные с этим.

Что такое гуление

Гуление является вторым из трех этапов подготовки к речи. Самый первый – это крик, а третий – лепет. Это различные вариации отдельных и нараспев звуков и рычание: агу, а-а-а, ге, гы, ве, о, хе, агы, э, ах, кхе, у-у-у, аву и т.д. Что очень любопытно, этот набор у малышей разных национальностей практически одинаков. С течением времени, репертуар крохи пополняется новыми интонациями и звуками. Занимаясь вопросом: «Когда ребенок начинает гулить?» - нужно помнить, что это своеобразное общение, которое необходимо поддерживать. Наверное, каждая мама помнит, как малыш заглядывает ей в глаза и «мурлыкает» в ответ. Данный навык в будущем станет основой разнообразных социальных контактов. Поэтому разговаривайте со своим крохой, и вы увидите, с каким удовольствием он будет вам отвечать. На данном этапе для него главным образом важны ваша интонация, артикуляция звуков, ритм, а уже только потом – смысл.

Когда ребенок начинает гулить

В среднем, у ребенка начинается гуление с месяца или двух. Однако как говорилось выше, у каждого младенца своя норма. И кто-то может это делать и с 3-х, и с 4-х месяцев. Данная стадия подготовки к речи продолжается у ребенка примерно до полугода, а затем сменяется лепетом.

Ребенок не гулит

Причины отсутствия гулений бывают разные. Одной из самых серьезных является задержка развития. Однако так ли это или нет, очень легко определить самостоятельно, без походов к врачу. Любое отклонение не может быть само по себе, а только в комплексе. Поэтому, если у малыша все в порядке со слухом, вниманием, реакцией на взрослых и всем стальным, значит, у малыша просто такая норма. Вторая, наиболее распространенная причина – это наше желание торопить события. Поэтому, прежде чем бить тревогу, следует дать младенцу время, а также больше с ним общаться, и скоро он начнет отвечать вам. Также некоторые детки просто не хотят этого делать, а предпочитают больше слушать и наблюдать за вами.

Ребенок перестал гулить

Прекращение гуления – это нормальное часто встречающееся явление перед началом следующего этапа – лепета. Так, некоторые детки плавно переходят в эту стадию, а другие замолкают на некоторое время. Происходит это обычно в 4-5 или 6 месяцев. Опять же у каждого индивидуально. Поэтому рекомендации остаются такими же: больше разговаривайте со своим ребенком, пойте, улыбайтесь ему, и очень скоро он станет отвечать вам новыми звуками и напевами.

Когда ребенок начинает гулить: подведение итогов

Главным звоночком о серьезной проблеме является не запоздалое, по вашему мнению, гуление, а отсутствие реакции на звуки, общения с малышом. А если ребенок поворачивает к вам головку, когда вы его зовете, улыбается вам, кричит, когда ему плохо, некомфортно или скучно, значит, он начнет это делать, когда придет время или просто желание.

Появление первых звуков, произнесенных младенцем, всегда вызывает умиление, и такого момента ждут многие родители. При этом взрослые часто затрудняются сказать, когда ребенок начинает агукать и пытаться гулить. Существуют способы ускорения появления первых звуков от крохи и стоит знать, что может стать поводом для обращения к логопеду.

Первые произнесенные звуки малыша для взрослых слышатся как «агу». Для многих понятия агуканья и гуления являются равнозначными, что не совсем правильно. Маленьким детям на этапе появления первых звуков характерно гортанное произношение, в котором присутствуют буквы «а» и «у». Повторение таких гласных является агуканьем, и оно представляет собой самую простую форму речи младенца. Гуление относится к категории более сложного произношения звуков, при которой добавляются согласные, и ребенок учится говорить сам с собой.

Когда ребенок начинает агукать?

Во сколько дети впервые обретут способность агукать, зависит от многих факторов. В число основных входит состояние здоровья крохи, наличие сопутствующих патологий и степень общения ребенка со взрослыми.

Количество месяцев, которое пройдет до момента появления осознанных звуков, зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Неосознанно

Первые неосознанно произнесенные звуки возможно услышать уже в 1,5 месяца.

Сознательно и умышленно

Младенец проявляет успехи в произношении звуков с 12 недель. При этом он может делать это самостоятельно даже без собеседника в виде взрослого.

Когда начинает лепетать недоношенная малютка

В каком возрасте начнет лепетать младенец, родившийся ранее положенного срока, зависит от многих факторов, в том числе степени недоношенности. Говорить «агу» дети с 1-й степенью начинают на 2-м или 3-м месяце, при 2-й и 3-й этот срок сдвигается к 5 месяцам.

Что делать, если грудничок перестал агукать

В 4 месяца малыши гулят с задействованием в речи небных звуков. Многие родители начинаю переживать в ситуации, когда активно разговаривающий младенец внезапно перестал делать это. В 3 и 4 месяца это может говорить как о норме, так и о наличии проблемы. Многие крохи перестают гулить при подготовке к произношению новых букв. К ситуации отказа говорить может привести перенесенный малышом стресс или болезнь.

Что предпринимать, если младенец упорно молчит

В ситуации упорного молчания важно получить консультацию специалиста и исключить риск проблем со здоровьем. Следует обеспечить малышу должный уровень комфорта. Счастливый и накормленный ребенок, не испытывающий проблем со здоровьем и уходом, в скором времени снова начнет гулить.

Требуется уделять много времени общению с ребенком, сопровождая все производимые с ним действия речью, потешками, песенками. Малыш отлично понимает, что взрослые общаются в такой момент именно с ним и будет стремиться дать ответную реакцию.

Как определить, что малыш вас слышит и понимает, но молчит

Часто младенцы не проявляют желания общаться при плохом самочувствии. Отсутствие внимания к проводимым взрослыми действиям может быть обусловлено тем, что младенец устал. Понять о наличии проблем со слухом и концентрацией внимания возможно путем проведения простого теста.

При нормальном развитии должны наблюдаться следующие реакции:

  • при резких звуках младенец вздрагивает;
  • месячный малыш поворачивает головку в сторону источника звука, который находится позади него;
  • четырехмесячный ребенок реагирует движением головы в сторону звучащей возле него игрушки.

Малыш при общении со взрослым после начала гуления активно помогает себе, двигая ножками и ручками. При общении со взрослым он выражает комплекс оживления, эмоции могут вызвать визг и смех.

Как разговорить малыша?

Секрет раннего начала появления речи у младенца заключается в качестве общения его с родителями.

Больше общаться с крохой

С трехмесячным малышом в период бодрствования требуется организовывать игры с простейшими игрушками - колокольчики, бубенцы. В этот период малыш способен удерживать внимание на 1-3 минуты. Речь должна звучать не только в момент игры, при надевании подгузника, подмывании и других процедурах не стоит исключать звучания речи. При разговоре тон должен быть ласковым и веселым. С 3 месяцев стоит использовать возможности эмоциональной коммуникации:

  • делать общение обоюдным;
  • пытаться повторять произнесенные малышом слоги;
  • экспериментировать с мимикой и выражениями лица;
  • менять интонацию, ритм, произношение звуков.

При разговоре важно показать малышу возможности артикуляции, позволить ему наблюдать за ртом в момент произношения звука.

Добавляем гласные

С 4 месяцев с ребенком играют в так называемую игру-подражание. При произношении малышом слога следует продолжить и произнести полно слово. В результате вместо «ба» получиться «баба» и другие простые слова. Сначала следует стимулировать малыша, повторять за ним наиболее часто произносимые и удачные слоги, так ребенок поймет, что с ним общаются. В дальнейшем он начнет сам подражать взрослому, стремясь повторить за ним произнесенный звук.

Массаж ладоней новорожденного

На ладонях находится большое количество точек, через воздействие на которые развивают мелкую моторику и речь ребенка. Для этого требуется регулярно использовать:

  • массажные поглаживания;
  • массирование поверхности ладоней;
  • сгибание пальчиков;
  • использование игрушек с различными фактурами, игрового коврика.

С малышами полезно играть в пальчиковые игры. Всем известные «ладушки», «сорока», «засыпание пальчиков» отлично развивают малыша, который со временем учится подражать взрослому.

Речевые игры для младенца

Регулярное общение с ребенком в сочетании с развитием мелкой моторики позволит младенцу быстрее заговорить. Рекомендуется использовать следующие речевые игры:

  • пение, сопровождаемое выражениями эмоций;
  • звукоподражание, использование игрушек с музыкальными эффектами;
  • дополнение слов, произнесенных крохой звуков.

На помощь родителям приходят детские стишки и считалочки, которые тренируют у младенцев речевую активность и способность к запоминанию слов, проводимых при их произношении действий.

Когда стоит обращаться к логопеду

Длительное отсутствие гуления должно насторожить родителей. Внезапное прекращение произношение звуков и отсутствие их у малыша в течение нескольких суток требует обращения к логопеду. Следует получить консультацию специалиста в следующих случаях:

  • ребенку исполнилось 4 месяца, но агуканья не произошло;
  • малыш произносит отрывистые звуки, которые не имеют схожести с воркованием;
  • при произношении звуков вырывается визг;
  • кроха не проявляет в процессе гуления желания общаться со взрослыми.

Проблемы отсутствия слуха могут быть не связаны с областью логопедии, поэтому раннее выявление проблем со здоровьем увеличивают результативность коррекционных действий.

Научить агукать ребенка невозможно, но поспособствовать этому можно.

  • Не последнюю роль в развитии речи играет то, сколько свободного времени взрослые проводят с малышом (должен присутствовать постоянный разговор). Любое действие по уходу за ним должно сопровождаться звуками, обсуждениями: переодевание, кормление, гуляние, укладывание. В ответ ребенок будет проявлять желание общаться;
  • Следует вместе с ребенком произносить звуки, побуждать его повторять их за взрослыми. Не торопиться и не ждать быстрой реакции от грудничка. После того, как произнесен звук, нужна пауза, чтобы он мог его воспроизвести;
  • Развитие мелкой моторики способствует раннему появлению слов и фраз. Массирование ладошек, игры с мелкими деталями позволяют развивать важные центры, которые соединяются с участками головного мозга. Разнообразие пальчиковых игр позволяет развить речь;
  • Чтение книжек, стишков, прибауток, благотворно влияет на развитие речевых функций.

Агукать ребенок начинает в промежутке от двух месяцев до четырех. Во время своего общения малыш слушает внимательно, что говорит взрослый, при этом перестает двигаться, замирает. После этого начинает активно произносить звуки сам, махать руками, ногами (комплекс оживления). Чтобы пробудить подобную реакцию, маме стоит ласково призывать ребенка к разговору, гладить и обнимать его.

Важным условием является правильно и четко произносить слова, фразы и предложения. Никаких искажений и сюсюканья не должно быть.

Если ребенок молчит в месяц

В большинстве случаев появление агуканья является индивидуальной особенностью. Одни начинают агукать уже около месяца, другие – к двум месяцам. Может быть и такая особенность, когда у ребенка звуки появились в срок, а потом неожиданно ребенок замолчал. Сколько времени может потребоваться на возникновение агуканья, зависит от многих факторов.

Чаще всего ребенок может молчать в месяц по следующим причинам:

  • Наследственный фактор;
  • Соматические заболевания;
  • Отсутствие внимания и общения со стороны взрослых;
  • Нарушение речевых центров в головном мозге;
  • Стресс.

Если родители не наблюдают речевого прогресса у ребенка в течение первых восьми месяцев, следует обратиться к специалистам. Возможно, потребуется консультация педиатра, логопеда, отоларинголога и невролога.

Не следует игнорировать плановые посещения врачей. Иногда, только специалист может вовремя обнаружить проблему в речевом аппарате. Следует помнить о том, что агукать ребенок учится в первые месяцы жизни, точных временных рамок нет. Родителям и близким родственникам следует как можно чаще общаться с ребенком: брать его на руки, гулять, рассматривать предметы, читать сказки. При создании комфортных условий, дети быстро и правильно начинают осваивать все этапы речевого развития.